Абу Бакр ар-Рази
Абу Бакр ар-Рази | |
---|---|
![]() Портрет Разеса | |
Рожденный | 864 или 865 г. н.э. 250 или 251 Ач Рэй (Иран) |
Умер | 925 г. (60–61 год) н.э. или 935 г. (70–71 год) н.э. 313 или 323 г. хиджры Рэй (Иран) |
Эра | Золотой век ислама |
Язык | Арабский (письма) |
Основные интересы | Медицина, философия, алхимия , критика религии. |
Известные идеи | Первый, кто написал ограниченные или обширные заметки о таких заболеваниях, как оспа и ветряная оспа , пионер офтальмологии , автор первой книги по педиатрии , внесший ведущий вклад в неорганическую и органическую химию , а также автор ряда философских работ. |
Бакр ар-Рази (полное имя: Абу Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази ), [а] в. 864 или 865–925 или 935 г. н.э. , [б] Часто известный как (ар-)Рази или по его латинскому имени Разес , также переведенный как Расис , был персидским врачом , философом и алхимиком, жившим во время Золотого века ислама . Его широко считают одной из самых важных фигур в истории медицины. [1] а также писал по логике , астрономии и грамматике . [2] Он также известен своей критикой религии , особенно в отношении концепций пророчества и откровения . Однако религиозно-философские аспекты его мысли, которые также включали веру в пять «вечных принципов», носят фрагментарный характер и сообщаются только авторами, которые часто были к нему враждебны. [3]
Всесторонний мыслитель, ар-Рази внес фундаментальный и устойчивый вклад в различные области, который он записал в более чем 200 рукописях, и особенно запомнился многочисленными достижениями в медицине благодаря своим наблюдениям и открытиям. [4] Один из первых сторонников экспериментальной медицины , он стал успешным врачом и работал главным врачом больниц Багдада и Рэя . [5] [6] Как преподаватель медицины , он привлекал студентов всех слоев общества и интересов и, как говорили, был сострадательным и преданным делу обслуживания своих пациентов, как богатых, так и бедных. [7] Он был первым, кто клинически отличил оспу от кори и предложил правильное лечение первой. [8]
Благодаря переводу его медицинские работы и идеи стали известны среди средневековых европейских практиков и оказали глубокое влияние на медицинское образование на Латинском Западе. [5] Некоторые тома его труда Аль-Мансури , а именно «О хирургии» и «Общая книга по терапии», стали частью медицинской программы в западных университетах. [5] Эдвард Грэнвилл Браун считает его «вероятно, величайшим и самым оригинальным из всех мусульманских врачей и одним из самых плодовитых авторов». [9] Кроме того, его называют отцом педиатрии . [10] [11] и пионер акушерства и офтальмологии . [12]
Биография
[ редактировать ]Ар-Рази родился в городе Рэй (современный Рей, также происхождение его имени «ар-Рази»), [13] родился в семье персидского происхождения и был носителем персидского языка . [14] Рэй находился на Великом шелковом пути , который на протяжении веков способствовал торговле и культурному обмену между Востоком и Западом. Он расположен на южных склонах горного хребта Альборз , расположенного недалеко от Тегерана , Иран.
В юности ар-Рази переехал в Багдад , где учился и практиковал в местном бимаристане (больнице). Позже он был приглашен обратно в Рей Мансуром ибн Исхаком , тогдашним губернатором Рея, и стал главой бимаристана. [5] Он посвятил Мансуру ибн Исхаку две книги по медицине: «Духовная физика» и «Аль-Мансури о медицине» . [5] [15] [16] [17] Из-за недавно обретенной популярности как врача ар-Рази был приглашен в Багдад, где он взял на себя обязанности директора новой больницы, названной в честь ее основателя аль-Мутадида (ум. 902 г. н. э.). [5] Во время правления сына Аль-Мутадида Аль-Муктафи (годы правления 902–908) ар-Рази было поручено построить новую больницу, которая должна была стать крупнейшей в Аббасидском халифате . Чтобы выбрать место для будущей больницы, ар-Рази применил так называемый научно обоснованный подход, предполагающий развешивание свежего мяса в разных местах по всему городу и строительство больницы там, где мясо гнило дольше всего. [18]
Последние годы жизни он провел в родном Рее, страдая глаукомой . Его болезнь глаз началась с катаракты и закончилась полной слепотой. [19] Причина его слепоты неизвестна. В одном сообщении, упомянутом Ибн Джулджулом, причина объясняется ударом его покровителя Мансура ибн Исхака по голове за то, что он не смог предоставить доказательства своих теорий алхимии; [20] в то время как Абульфарай и Казири утверждали, что причиной была диета, состоящая только из бобов. [21] [22] Предположительно, к нему подошел врач и предложил мазь, способную вылечить его слепоту. Затем Ар-Рази спросил его, сколько слоев содержит глаз , и когда он не смог получить ответ, он отказался от лечения, заявив, что «мои глаза не будет лечить тот, кто не знает основ их анатомии». [23]
Лекции ар-Рази привлекли множество студентов. Как Ибн ан-Надим рассказывает в «Фихристе» , ар-Рази считался шейхом — почетным титулом, присваиваемым тому, кто имел право преподавать и был окружен несколькими кружками учеников. Когда кто-то поднимал вопрос, он передавался ученикам «первого круга»; если они не знали ответа, его передавали представителям «второго круга» и так далее. Когда все студенты не могли ответить, ар-Рази сам обдумывал вопрос. Ар-Рази по натуре был щедрым человеком и внимательно относился к своим пациентам. Он был благотворительным по отношению к бедным, лечил их бесплатно в любой форме и написал для них трактат « Ман Ла Йахдуруху ат-Табиб» , или «У которого нет врача, который мог бы его лечить» , с медицинскими советами. [24] Один бывший ученик из Табаристана приехал присматривать за ним, но, как писал аль-Бируни , ар-Рази наградил его за намерения и отправил обратно домой, заявив, что приближаются его последние дни. [25] По словам Бируни, ар-Рази умер в Рее в 925 году в возрасте шестидесяти лет. [26] Бируни, считавший ар-Рази своим наставником, одним из первых написал краткую биографию ар-Рази, включая библиографию его многочисленных работ. [26]
Ибн ан-Надим записал рассказ ар-Рази о китайском студенте, который переписал все работы Галена на китайском языке , когда ар-Рази читал их ему вслух после того, как студент за 5 месяцев выучил беглый арабский язык и посетил занятия ар-Рази. лекции. [27] [28] [29] [30]
После его смерти его слава распространилась за пределы Ближнего Востока в средневековую Европу и продолжалась. В недатированном каталоге библиотеки аббатства Питерборо , скорее всего, XIV века, ар-Рази указан как соавтор десяти книг по медицине. [31]
Вклад в медицину
[ редактировать ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2012 г. ) |
Психология и психотерапия
[ редактировать ]Ар-Рази был одним из первых великих медицинских экспертов в мире. Его считают отцом психологии и психотерапии. [32]
Оспа против кори
[ редактировать ]Ар-Рази писал:
Оспа появляется, когда кровь «кипит» и заражается, в результате чего выделяются пары. Таким образом, ювенильная кровь (выглядящая как влажные экстракты, выступающие на коже) превращается в более густую кровь, имеющую цвет зрелого вина. На этом этапе оспа проявляется в основном в виде «пузырей в вине» (волдырей)… это заболевание может возникнуть и в другое время (то есть не только в детстве). На этом первом этапе лучше всего держаться подальше от него, иначе болезнь может перерасти в эпидемию.
Книга Ар-Рази « Аль-Джудари ва аль-Хасба» ( «О оспе и кори ») была первой книгой, в которой оспа и корь описываются как отдельные заболевания. [33] Он был переведен более десятка раз на латынь и другие европейские языки. Отсутствие догматизма и гиппократовская опора на клинические наблюдения показывают медицинские методы ар-Рази. Например, он писал:
Высыпанию оспы предшествуют продолжающаяся лихорадка, боли в спине, зуд в носу и ночные кошмары во время сна. Это наиболее острые симптомы ее подхода, сопровождающиеся заметной болью в спине, сопровождающейся повышением температуры и зудом, ощущаемым больным во всем теле. Появляется отек лица, который приходит и уходит, и можно заметить общий воспалительный цвет, заметный в виде сильного покраснения на обеих щеках и вокруг обоих глаз. Человек испытывает тяжесть во всем теле и сильное беспокойство, которое выражается в частом потягивании и зевании. Возникает боль в горле и груди, трудно дышать и кашлять. Дополнительными симптомами являются: сухость дыхания, густая слюна, осиплость голоса, боль и тяжесть головы, беспокойство, тошнота и беспокойство. (Обратите внимание на разницу: беспокойство, тошнота и тревога возникают чаще при «кори», чем при оспе. С другой стороны, боль в спине более выражена при оспе, чем при кори). В целом человек испытывает жар по всему телу, у него воспалена толстая кишка, у человека наблюдается общая блестящая краснота с очень выраженным покраснением десен. (Разес, Медицинская энциклопедия)
Менингит
[ редактировать ]Ар-Рази сравнил результаты лечения пациентов с менингитом с помощью кровопускания с результатами тех, кто лечился без него, чтобы увидеть, может ли кровопускание помочь. [34]
Аптека
[ редактировать ]Ар-Рази во многом способствовал зарождению фармацевтической практики. [35] путем составления текстов, в которых он знакомит с использованием « ртутных мазей» и своей разработкой таких устройств, как ступки, колбы, шпатели и флаконы, которые использовались в аптеках до начала двадцатого века. [ нужна ссылка ]
Этика медицины
[ редактировать ]На профессиональном уровне ар-Рази представил множество практических, прогрессивных, медицинских и психологических идей. Он нападал на шарлатанов и фальшивых врачей, которые бродили по городам и сельской местности, продавая свои лекарства и «лекарства». В то же время он предупредил, что даже высокообразованные врачи не имеют ответов на все медицинские проблемы и не могут вылечить все болезни или излечить каждую болезнь, что по-человечески невозможно. Чтобы стать более полезными в своих услугах и более верными своему призванию, ар-Рази посоветовал практикующим врачам идти в ногу с передовыми знаниями, постоянно изучая медицинские книги и открывая для себя новую информацию. Он различал излечимые и неизлечимые болезни. Что касается последнего, он заметил, что в запущенных случаях рака и проказы не следует винить врача, если он не может их вылечить. Чтобы добавить юмористическую нотку, ар-Рази испытывал огромную жалость к врачам, которые заботились о благополучии принцев, знати и женщин, потому что они не подчинялись указаниям врача ограничить свою диету или получить медицинскую помощь, тем самым делая это наиболее трудно быть их врачом.
Он также написал следующее о медицинской этике :
Цель врача – принести добро даже нашим врагам, тем более нашим друзьям, а моя профессия запрещает нам причинять вред нашим родственникам, так как она установлена для пользы и благополучия рода человеческого, и Бог возложил на нас врачи клятву не составлять смертоносных лекарств. [36]

Книги и статьи по медицине
[ редактировать ]Этот 23-томный комплект медицинских учебников содержит основы гинекологии, акушерства и офтальмохирургии. [32]
- Добродетельная жизнь ( аль-Хави الحاوي ).
Эта монументальная медицинская энциклопедия в девяти томах, известная в Европе также как The Large Comprehensive или Continens Liber ( جامع الكبير ), содержит соображения и критику греческих философов Аристотеля и Платона , а также выражает новаторские взгляды на многие темы. [37] [38] [39] Только благодаря этой книге многие ученые считают ар-Рази величайшим врачом Средневековья .
« Аль-Хави» — это не официальная медицинская энциклопедия, а посмертный сборник рабочих записных книжек ар-Рази, в который вошли знания, полученные из других книг, а также оригинальные наблюдения о болезнях и методах лечения, основанные на его собственном клиническом опыте. Это важно, поскольку содержит знаменитую монографию об оспе, самую раннюю из известных. Он был переведен на латынь в 1279 году Фараджем бен Салимом , врачом сицилийско-еврейского происхождения, нанятым Карлом Анжуйским , и после этого имел значительное влияние в Европе.
Аль -Хави также раскритиковал взгляды Галена после того, как ар-Рази наблюдал множество клинических случаев, которые не соответствовали описаниям лихорадки Галеном. Например, он заявил, что описания Галеном мочевыделительной системы заболеваний поскольку он видел только три случая, в то время как ар-Рази изучил сотни таких случаев в больницах Багдада были неточными , и Рея. [40]
- врача, который бы его лечил ( Ман ла Яхдуруху ат-Табиб ) Для того, у кого нет — медицинский консультант для широкой публики.
Ар-Рази был, возможно, первым персидским врачом, который намеренно написал домашнее медицинское руководство ( лечебное средство ), предназначенное для широкой публики. Он посвятил его беднякам, путешественникам и обычным гражданам, которые могли обратиться к нему для лечения распространенных недугов, когда врач был недоступен. Эта книга представляет особый интерес для истории фармации, поскольку подобные книги были очень популярны до 20 века. Ар-Рази описал в своих 36 главах диеты и компоненты лекарств, которые можно найти либо в аптеке, на рынке, на хорошо оборудованных кухнях, либо в военных лагерях. Таким образом, каждый разумный человек мог следовать его инструкциям и готовить правильные рецепты с хорошими результатами.
Среди лечившихся болезней были головные боли, простуда, кашель, меланхолия и болезни глаз, ушей и желудка. Например, при лихорадочной головной боли он прописывал: «2 части дуна (маслянистого экстракта) розы смешать с 1 частью уксуса, обмакнуть в него кусок льняной ткани и прижать ко лбу». он рекомендовал В качестве слабительного «7 драхм сушеных цветков фиалки с 20 грушами, вымоченными и хорошо перемешанными, а затем процеженными. Добавьте к этому фильтрату 20 драхм сахара для питья. В случаях меланхолии он неизменно рекомендовал рецепты, включавшие в себя либо мак , либо его сок ( опиум ), Cuscuta epithymum (повилика), либо и то, и другое. В качестве средства для глаз он советовал мирру , шафран и ладан по 2 драхмы каждого смешать с 1 драхмой желтого мышьяка в таблетках . Каждую таблетку нужно было растворить в достаточном количестве кориандровой воды и использовать в качестве глазных капель.

- Книга аль-Мансура ( Китаб аль-Мансури )
Ар-Рази посвятил эту работу своему покровителю Абу Салиху аль-Мансуру , саманидскому правителю Рея. [41] Он был переведен на латынь Герардом Кремонским около 1180 года. [42] Латинский перевод его был отредактирован в 16 веке голландским анатомом и врачом Андреасом Везалием . [13]
- Сомнение в отношении Галена ( аль-Шукук в Салахе в Джалине )
В своей книге «Сомнения относительно Галена » [43] ар-Рази отвергает несколько утверждений греческого врача, касающихся предполагаемого превосходства греческого языка и многих его космологических и медицинских взглядов. Он связывает медицину с философией и утверждает, что здоровая практика требует независимого мышления. Он сообщает, что описания Галена не согласуются с его собственными клиническими наблюдениями относительно течения лихорадки. А в некоторых случаях он обнаруживает, что его клинический опыт превосходит опыт Галена.
Он раскритиковал теорию Галена о том, что в организме есть четыре отдельных « гумора » (жидких вещества), баланс которых является ключом к здоровью и естественной температуре тела. Верным способом разрушить такую систему было введение в тело жидкости с другой температурой, что приводило к увеличению или уменьшению телесного тепла, которое напоминало температуру этой конкретной жидкости. Ар-Рази отметил, что теплый напиток нагреет тело до степени, намного превышающей его собственную естественную температуру. Таким образом, напиток вызовет реакцию организма, а не передаст ему только собственное тепло или холод. ( См. И.Э. Гудман)
Эта линия критики, по сути, могла полностью опровергнуть теорию юмора Галена, а также теорию четырех элементов Аристотеля , на которой она была основана. Собственные алхимические эксперименты Ар-Рази предполагали другие качества материи, такие как «маслянистость» и «сернистость», или воспламеняемость и соленость , которые нелегко объяснить традиционным разделением элементов на огонь, воду, землю и воздух.
Вызов Ар-Рази нынешним основам медицинской теории был весьма противоречивым. Многие обвиняли его в невежестве и высокомерии, хотя он неоднократно выражал хвалу и благодарность Галену за его вклад и труд, говоря:
Я молился Богу, чтобы он направил меня к истине при написании этой книги. Мне грустно выступать против и критиковать человека Галена, из моря знаний которого я многое почерпнул. Действительно, он Учитель, а я ученик. Хотя это почтение и признание не будут и не должны помешать мне усомниться, как это сделал я, в том, что ошибочно в его теориях. Я представляю и глубоко чувствую в своем сердце, что Гален выбрал меня для выполнения этой задачи, и если бы он был жив, он бы поздравил меня с тем, что я делаю. Я говорю это потому, что целью Галена было найти и найти истину и принести свет из тьмы. Мне действительно хотелось бы, чтобы он был жив и прочитал то, что я опубликовал. [44]
- Болезни детей
Книга Ар-Рази «Болезни детей» стала первой монографией, посвященной педиатрии как самостоятельной области медицины. [10] [11]
Алхимия
[ редактировать ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2021 г. ) |
Трансмутация металлов
[ редактировать ]Интерес Ар-Рази к алхимии и его твердая вера в возможность превращения меньших металлов в серебро и золото были подтверждены через полвека после его смерти Ибн ан-Надима книгой «Философский камень» ( Lapis Philosophorum на латыни). Надим приписал ар-Рази серию из двенадцати книг плюс еще семь, включая его опровержение отрицания аль-Кинди достоверности алхимии. Аль-Кинди (801–873 гг. Н. Э.) был назначен аббасидским халифом Мамуном, основателем Багдада, в « Дом мудрости » в этом городе. Он был философом и противником алхимии. Два самых известных алхимических текста Ар-Рази, которые во многом заменили его более ранние: аль-Асрар (الاسرار «Тайны») и Сирр аль-Асрар (سر الاسرار «Тайна тайн»), которые включают в себя большую часть предыдущих работа.
Очевидно, современники ар-Рази считали, что он раскрыл секрет превращения железа и меди в золото. Биограф Хосро Моетазед сообщает в «Мохаммаде Закарии Рази» , что некий генерал Симджур публично выступил против ар-Рази и спросил, было ли это основной причиной его готовности лечить пациентов бесплатно. «Присутствовавшим показалось, что ар-Рази не хотел отвечать; он покосился на генерала и ответил»:
Я разбираюсь в алхимии и долгое время занимаюсь изучением характерных свойств металлов. Однако для меня до сих пор не оказалось очевидным, как можно превратить золото из меди. Несмотря на исследования древних учёных, проведенные на протяжении последних столетий, ответа так и не было. Я очень сомневаюсь, что это возможно...
Основные работы по алхимии
[ редактировать ]Работы Ар-Рази представляют собой первую систематическую классификацию тщательно наблюдаемых и проверенных фактов, касающихся химических веществ, реакций и аппаратов, описанную на языке, почти полностью свободном от мистицизма и двусмысленности.
Тайны ( Аль-Асрар )
[ редактировать ]«Тайны» ( аль-Асрар , Китаб аль-Асрар , «Книга тайн» ) были написаны в ответ на просьбу близкого друга, коллеги и бывшего ученика ар-Рази Абу Мухаммада ибн Юниса аль-Бухари , мусульманина. математик, философ и естествоиспытатель .
Тайна тайн ( Сирр аль-Асрар )
[ редактировать ]Это самая известная книга ар-Рази. Здесь он уделяет систематическое внимание основным химическим операциям, важным для истории фармации. В этой книге ар-Рази делит тему « материи » на три категории, как и в своей предыдущей книге «Аль-Асрар» .
- Знание и идентификация медицинских компонентов в веществах, полученных из растений, животных и минералов, а также описания лучших видов медицинского лечения.
- Знание оборудования и инструментов, представляющих интерес и используемых алхимиками или аптекарями .
- Знание семи алхимических процедур и техник: сублимация и конденсация ртути , осаждение серы и прокаливание мышьяком минералов (золота, серебра, меди, свинца и железа), солей, стекла, талька , ракушек и нанесения воска .
- Эта последняя категория содержит дополнительные описания других методов и применений, используемых при трансмутации :
- Добавление смеси и использование растворителей-носителей.
- Количество используемого тепла (огня), «тел и камней» ( аль-аджсад и аль-ахжар ), которые могут или не могут быть трансмутированы в телесные вещества, такие как металлы и соли ( аль-амлах ).
- Использование жидкой протравы , которая быстро и надолго окрашивает меньшие металлы для более выгодной продажи и получения прибыли.
Подобно комментарию к тексту VIII века об амальгамах , приписываемому Джабиру ибн Хайяну , ар-Рази приводит методы и процедуры окраски серебряного предмета для имитации золота ( листовое золото ) и обратную технику возвращения его цвета в серебро. золочение и серебрение других металлов ( квасцов , солей кальция, железа, меди и тутти Описано также ), а также то, как цвета будут сохраняться годами, не тускнея и не изменяясь.
Ар-Рази классифицировал полезные ископаемые на шесть категорий:
- Четыре духа ( аль-арва ): ртуть , нашатырный спирт , сера и сульфид мышьяка ( аурипигмент и реальгар ).
- Семь тел ( аль-аджсад ): серебро, золото, медь, железо, черный свинец ( плюмбаго ), цинк ( харсинд ) и олово .
- Тринадцать камней ( аль-ахжар ): марказит ( маркашита ), магнезия , малахит , тутты ( тутия , оксид цинка), тальк , лазурит , гипс , азурит , гематит (оксид железа), оксид мышьяка. [ который? ] , слюда , асбест и стекло (тогда идентифицированное как сделанное из песка и щелочи, из которых лучшим считается прозрачный кристаллический дамаскин).
- Семь купоросов ( аз-заджат ): квасцы ( аль-шабб квасцы ), белый ( ) калькадис , черный, красный ( сури сирийский ) и желтый ( кулкутар калькатар ) купоросы (нечистые сульфаты железа, меди и т. д.), зеленый ( калканд аль-калканд ).
- Семь боратов : натрон и нечистый борат натрия.
- Одиннадцать солей ( аль-амла ): включая рассол, поваренную соль , золу , нафту , живую известь , а также мочу , каменную и морскую соли . Затем он отдельно определяет и описывает каждое из этих веществ, лучшие формы и цвета каждого, а также качества различных фальсификаций.
Ар-Рази также приводит список приборов, используемых в алхимии. Состоит из 2 классов:
- Инструменты, используемые для растворения и плавления металлов, такие как кузнечный очаг, сильфоны, тигель, ремни (язычок или ковш), мацератор , стержень для перемешивания, резак, шлифовальный станок (пестик), напильник, ножницы, десценсор и полуцилиндрическая железная форма. .
- Посуда, используемая для проведения процесса трансмутации, и различные части дистилляционного аппарата: реторта, перегонный куб , неглубокая железная кастрюля, гончарная печь и воздуходувки, большая духовка, цилиндрическая плита, стеклянные чашки, колбы, склянки , мензурки, стеклянная воронка, тигель. , алюдель , нагревательные лампы, ступка, котел, власяница, песчаная и водяная баня, сито, плоская каменная ступка и жаровня.
Философия
[ редактировать ]Хотя ар-Рази много писал по философии, большинство его работ на эту тему сейчас утеряны. [45] Большинство его религиозно-философских идей, включая его веру в пять «вечных принципов», известны только из фрагментов и свидетельств, найденных у других авторов, которые часто были категорически против его мысли. [46]
Метафизика
[ редактировать ]Метафизическое учение Ар-Рази вытекает из теории «пяти вечных», согласно которой мир создается в результате взаимодействия между Богом и четырьмя другими вечными принципами ( душой , материей , временем и местом ). [47] Он принял досократический тип атомизма тел и этим отличался как от фаласифы , так и от мутакаллимуна . [47] Хотя он находился под влиянием Платона и писателей-медиков, в основном Галена , он отверг таклид и таким образом выразил критику некоторых их взглядов. Это видно из названия одной из его работ « Сомнения в отношении Галена» . [47]
Взгляды на религию
[ редактировать ]Ар-Рази приписывают ряд противоречивых работ и заявлений о религии. Многие источники утверждают, что ар-Рази считал пророчества и религию ненужными и бредовыми, утверждая, что все люди имеют возможность получить доступ и открыть истину (включая существование Бога) посредством данного Богом разума. [48] [49] [50] [51] Согласно этим источникам, его скептицизм в отношении пророчеств и мнение о том, что ни одна группа или религия не имеет привилегированного доступа к истине, обусловлены его мнением о том, что все люди имеют одинаковую базовую способность к рациональности и открытию истины и что очевидные различия в этой способности являются просто проявлением интереса, возможностей и усилий. [52] [50] Из-за его предполагаемого неприятия пророчеств и принятия разума как основного метода достижения истины стали восхищаться ар-Рази как вольнодумцем . некоторые [53] [51]
Согласно «Библиографии ар-Рази» аль-Бируни ( Рисала фи Фихрист Кутуб ар-Рази ), ар-Рази написал две «еретические книги»: « Фи ан-Нубувват» ( «О пророчествах ») и « Фи Хиял аль-Мутанаббин » ( «О хитростях»). о лжепророках ). По словам Бируни, первый «заявлялся как направленный против религий», а второй «нападал на необходимость пророков». [54] Тем не менее, Бируни также перечислил некоторые другие работы ар-Рази по религии, в том числе «Фи Вуджуб Да'ват ан-Наби 'Ала Ман Накара би ан-Нубувват» ( «Обязанность распространять учение Пророка против тех, кто отрицал пророчества» ) и « Фианна» . Ли аль-Инсан Халикан Муткинан Хакиман ( «У этого человека есть мудрый и совершенный Создатель »), внесенный в список его трудов по «божественным наукам». [54] Ни одна из его работ по религии сейчас не сохранилась полностью.
Сара Струмса утверждала, что ар-Рази был вольнодумцем, отвергавшим все богооткровенные религии. [55] Однако Питер Адамсон , Марван Рашед и другие считают, что ар-Рази не отвергал богооткровенную религию, на основании более поздних свидетельств, найденных в трудах теолога и философа Фахра ад-Дина ар-Рази (умер в 1210 г.). [56] Адамсон утверждает:

Стоит отметить, что работа Струмсы предшествовала открытию Рашедом этого свидетельства в «Фахр ад-Дине», так что у нее не было возможности подумать, как эту новую информацию можно согласовать с «Доказательствами». Именно эту цель я поставлю перед собой в этой главе. Я должен выложить свои карты на стол и сказать, что меня убедил рассказ Рашеда, и я не верю, что Рази устроил общую атаку на пророчества или религию, как хотел бы заставить нас думать Абу Хатим. [57]
Дебаты с Абу Хатимом
[ редактировать ]Взгляды и цитаты, которые часто приписывают ар-Рази, где он, по-видимому, критикует религию, можно найти в книге Абу Хатима ар-Рази под названием «Алам ан-нубувва» («Знаки пророчества»), в которой задокументированы дебаты между Абу Хатимом ар -Рази. Хатим и ар-Рази. Абу Хатим был исмаилитским миссионером, который спорил с ар-Рази, но вопрос о том, достоверно ли он записал взгляды ар-Рази, остается спорным. [47] Некоторые историки утверждают, что Абу Хатим точно отражает скептицизм ар-Рази в отношении богооткровенной религии, в то время как другие утверждают, что к работе Абу Хатима следует относиться со скептицизмом, учитывая, что он является враждебным источником убеждений ар-Рази и мог бы изобразить его как еретика, чтобы обесценить его критика исмаилитов. [58]
По словам Абдула Латифа аль-Абда, профессора исламской философии Каирского университета, Абу Хатим и его ученик Хамид ад-Дин Кармани (ум. после 411 г. хиджры / 1020 г. н.э.) были исмаилитскими экстремистами, которые часто искажали взгляды ар-Рази. в своих работах. [59] [60] Эту точку зрения также подтверждают ранние историки, такие как аль-Шахрастани , который отмечал, что «такие обвинения следует подвергать сомнению, поскольку они были выдвинуты исмаилитами, подвергшимися жестоким нападениям со стороны Мухаммада ибн Закарии Рази». [58] Аль-Абд указывает, что взгляды, предположительно высказанные ар-Рази, противоречат тому, что можно найти в собственных работах ар-Рази, таких как « Духовная медицина» ( Фи аль-Тибб ар-рухани ). [59] Питер Адамсон соглашается, что Абу Хатим, возможно, «намеренно неверно описал» позицию ар-Рази как отказ от ислама и богооткровенных религий. Вместо этого ар-Рази выступал только против использования чудес для доказательства антропоморфизма пророчества Мухаммеда, и некритического принятия таклида против назара . [47] Адамсон указывает на работу Фахра ад-дина ар-Рази , где цитируется, что ар-Рази цитирует Коран и пророков в поддержку своих взглядов. [47]
Напротив, более ранние историки, такие как Пол Краус и Сара Струмса, признавали, что отрывки, найденные в книге Абу Хатима, были либо сказаны ар-Рази во время дебатов, либо цитировались из ныне утерянной работы. Согласно дебатам с Абу Хатимом, ар-Рази отрицал достоверность пророчеств или других авторитетных фигур и отвергал пророческие чудеса. Он также выступил с резкой критикой богооткровенных религий и чудесных качеств Корана. [47] [61] Они предполагают, что эта утраченная работа является либо его знаменитым « Аль-Ильм аль-Илахи» , либо другой более короткой независимой работой под названием «Махарик аль-Анбия» ( «Мошеннические уловки пророков» ). [62] [63] Абу Хатим, однако, не упомянул ар-Рази по имени в своей книге, а назвал своего собеседника просто мулхидом ( букв. «еретик»). [47] [59]
Критика
[ редактировать ]
Религиозные и философские взгляды Ар-Рази позже подверглись критике со стороны Абу Райхана Бируни и Авиценны в начале 11 века. Бируни, в частности, написал небольшой трактат ( рисала ), посвященный ар-Рази, критикуя его за симпатии к манихейству . [64] его герметические сочинения, его религиозные и философские взгляды, [65] за отказ математизировать физику и активное противодействие математике . [66] Авиценна, который сам был врачом и философом, также критиковал ар-Рази. [67] Во время дебатов с Бируни Авиценна заявил:
Или от Мухаммада ибн Закарии ар-Рази, который вмешивается в метафизику и превышает свои компетенции. Ему следовало ограничиться хирургическим вмешательством и исследованием мочи и кала — на самом деле он разоблачил себя и показал свое невежество в этих вопросах. [68]
Наср-и-Хосров посмертно обвинил его в плагиате Ираншахри , которого Хосров считал мастером ар-Рази. [69]
Наследие
[ редактировать ]В его честь были названы современный Институт Рази в Карадже и Университет Рази в Керманшахе . «День Рази» («День аптеки») отмечается в Иране каждый 27 августа. [70]
В июне 2009 года Иран «Павильон ученых» или Чартаги подарил офису Организации Объединенных Наций в Вене , который теперь расположен на центральной Мемориальной площади Венского международного центра . [71] В павильоне представлены статуи ар-Рази, Авиценны , Абу Райхана Бируни и Омара Хайяма . [72] [73]
Джордж Сартон назвал его «величайшим врачом ислама и средневековья». [74]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Написание его арабского имени см., например, Kraus 1939 . Иногда его также пишут زکریا ( Закарийя ), а не زکریاء ( Закарийя' ), как, например, в Dānish-pazhūh 1964 , с. 1 издания или в Mohaghegh 1993 , с. 5. В современном персидском языке его имя переводится как ابوبکر محمدبن زکریا رازی (см. Dānish-pazhūh 1964 , стр. 1 введения), хотя вместо زکریا можно встретить и زکریای (см. Mohaghegh 1993) . , стр. 18).
- ^ В качестве даты рождения Краус и Пайнс 1913–1936 дают 864 н.э. / 250 хиджры ( Гудман 1960–2007 дает 854 н.э. / 250 хиджры, но это опечатка), а Рихтер-Бернбург 2003 и Адамсон 2021a дают 865 н.э. / 251 г. хиджры. О дате его смерти 925 или 935 г. н. э. / 313 или 323 г. хиджры см. Goodman 1960–2007; в некоторых источниках указывается только 925 г. н. э. / 313 г. хиджры ( Уокер 1998 ; Рихтер-Бернбург 2003; Адамсон 2021a ).
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Уокер 1998 ; Искандар 2008 ; Адамсон 2021а .
- ^ Маджид Фахри, История исламской философии: третье издание , издательство Колумбийского университета (2004), стр. 98.
- ^ Адамсон 2021a
- ^ Хаким Абдул Хамид, Обмены между Индией и Центральной Азией в области медицины. Архивировано 6 октября 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Александр 2008г .
- ^ Влияние ислама на мировую цивилизацию» профессора З. Ахмеда, стр. 127.
- ^ Рази, Абу Бакр Мухаммад ибн Закария, Фуат Сезгин, Мазин Амави, Карл Эриг-Эггерт и Э. Нойбауэр. Мухаммад ибн Закария ар-Рази (ум. 313/925): тексты и исследования . Франкфурт-на-Майне: Институт истории арабо-исламской науки Университета Иоганна Вольфганга Гете, 1999.
- ^ АНСАРИ, А.С. БАЗМИ (1976). «Абу Бакр Мухаммад ибн Яхья Ар-Рази: универсальный учёный и учёный» . Исламские исследования . 15 (3): 155–166. ISSN 0578-8072 . JSTOR 20847003 .
- ^ Браун 1921 , с. 44.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чанц Дэвид В., доктор философии (2003). «Арабские (?) Корни европейской медицины». Виды сердца . 4 (2).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Элгуд, Сирил (2010). Медицинская история Персии и Восточного Халифата (1-е изд.). Лондон: Кембридж. стр. 202–203. ISBN 978-1-108-01588-2 .
Написав монографию «Болезни у детей», его можно также считать отцом педиатрии.
- ^ «Ар-Рази (Разес), 864–930 гг. Н. Э.» www.unhas.ac.id . Архивировано из оригинала 20 февраля 2020 года . Проверено 27 февраля 2020 г.
Ар-Рази был пионером во многих областях медицины и лечения, а также в науках о здоровье в целом. В частности, он был пионером в области педиатрии, акушерства и офтальмологии.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Адамсон 2021а .
- ^ Каль 2015 , с. 6
России 1937 , с. 4
Ульманн 1997 , с. 29
Сартон 1927 , с. 590
Встретил 1969 , с. 188
Уолцер 1962 , с. 18 - ^ Рази, Абу Бакр Мухаммад ибн Закария. «Книга медицины, посвященная Мансуру и другим медицинским трактатам – Liber ad Almansorem» . Мировая цифровая библиотека (на латыни) . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ Рази, Абу Бакр Мухаммад ибн Закария. «Книга по медицине, посвящённая аль-Мансуру — Книга по медицине Аль-Мансури » . Всемирная цифровая библиотека (на амхарском и арабском языках) . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ «Комментарий к девятой главе Книги медицины, посвященной Мансуру - Commentaria in nonum librum Rasis ad regem Almansorem» . Всемирная цифровая библиотека (на латыни). 1542 . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ Никаейн Ф., Заргаран А., Мехдизаде А. (2012). «Концепции и рукописи Разеса по питанию в лечении и здравоохранении» . Научная жизнь . 31 (4): 160–3. дои : 10.4103/0257-7941.107357 . ПМЦ 3644752 . ПМИД 23661862 .
- ^ Магнер, Лоис Н. История медицины . Нью-Йорк: М. Деккер, 1992, с. 140.
- ^ Магнер, Лоис Н. (13 августа 2002 г.). История наук о жизни, переработанная и расширенная . ЦРК Пресс. п. 60. ИСБН 978-0-8247-4360-4 .
- ^ Покок, Э. Historia Compendosia Dynastiarum . Оксфорд, 1663, с. 291.
- ^ Лонг, Джордж (1841). Пенни-циклопедия Общества распространения полезных знаний, том 19 . К. Найт. п. 445 .
разы.
- ^ «Медицинская библиотека Сааба — Книга об оспе и кори — Американский университет Бейрута » . Ddc.aub.edu.lb. 1 июня 2003 года. Архивировано из оригинала 25 апреля 2012 года . Проверено 15 октября 2012 г.
- ^ Портер, Рой. Величайшая польза для человечества: медицинская история человечества . Нью-Йорк: WW Norton, 1997, с. 97.
- ^ Камиар, Мохаммед. Гениальный Бируни: история жизни Абу Райхана Мохаммада ибн Ахмада . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press, 2009.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Руска, Юлий. Аль-Бируни как источник жизни и сочинений ар-Рази . Брюссель: Вайсенбрух, 1922.
- ^ Нидхэм Джозеф ; 978-0-521-05799-8 .
- ^ Жак Жерне (31 мая 1996 г.). История китайской цивилизации . Издательство Кембриджского университета. стр. 34 –. ISBN 978-0-521-49781-7 .
- ^ Релизан, физика. «Ар-Рази » . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Перо Ланкбарды и его саксофон, перо Китая » . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 2 ноября 2016 г. .
- ^ Гантон, Саймон. История церкви Питерборо. Лондон, Ричард Чизвелл, издатель, 1686 г. Факсимильное издание, опубликованное Клэем, Тайасом и Уоткинсом в Питерборо и Стэмфорде (1990). Пункт Fv. на стр. 187–8.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фиппс, Клод (5 октября 2015 г.). Неудивительно, что вы удивляетесь!: Великие изобретения и научные загадки . Спрингер. п. 111. ИСБН 9783319216805 .
- ^ Фуат Сезгин (1970). Ар-Рази. В: История арабской литературы Том III: Медицина – Фармация – Зоология – Ветеринария = История арабской литературы Том III: Медицина – Фармакология – Ветеринария . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 276, 283.
- ^ Эванс, Имоджен; Торнтон, Хейзел; Чалмерс, Иэн; Глазиу, Пол (1 января 2011 г.). Тестирование методов лечения: лучшие исследования для лучшего здравоохранения (2-е изд.). Лондон: Пинтер и Мартин. ISBN 9781905177486 . ПМИД 22171402 .
- ^ «Ценный вклад Ар-Рази (Разеса) в историю фармации средневековья» . Архивировано из оригинала 4 декабря 2017 года . Проверено 16 июня 2017 г.
- ^ Исламская наука, ученый и этика. Архивировано 22 сентября 2007 года в Wayback Machine , Фонд научных технологий и цивилизации.
- ^ Рази, Абу Бакр Мухаммад ибн Закария. «Всеобъемлющая книга по медицине — Медицинская книга Аль-Хави » . Всемирная цифровая библиотека . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ «Всеобъемлющая книга по медицине – كتاب الحاوي» . Всемирная цифровая библиотека (на арабском языке). 1674 г. [около 1674 г. н. э.] . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ Рази, Абу Бакр Мухаммад ибн Закария (1529 г.). «Всеобъемлющая книга по медицине — Continens Rasis» . Мировая цифровая библиотека (на латыни) . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ Эмили Сэвидж-Смит (1996), «Медицина», в Рошди Рашид, изд., Энциклопедия истории арабской науки , Vol. 3, стр. 903–962 [917]. Рутледж , Лондон и Нью-Йорк.
- ^ Адамсон 2021b , с. 17.
- ^ «Рази, Liber Almansoris (Кембридж, университетская библиотека, MS Add. 9213)» . Кембриджская цифровая библиотека . Проверено 22 ноября 2023 г.
- ^ Отредактировано и переведено на французский язык Koetschet 2019 . Более старое издание — Mohaghegh 1993 .
- ^ Башар Саад, Омар Саид, Греко-арабская и исламская фитотерапия: традиционная система, этика, безопасность, эффективность и вопросы регулирования , John Wiley & Sons, 2011. ISBN 9781118002261 , стр.
- ↑ См. список из 35 работ, предоставленный Daiber 2017 , стр. 389–396. Из них полностью сохранились только три (см. стр. 396), хотя сохранились также фрагменты многих других произведений (под редакцией Крауса, 1939 ).
- ^ Адамсон, Питер (2021), «Абу Бакр ар-Рази» , в Залте, Эдвард Н. (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. летом 2021 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 21 декабря 2023 г. ,
Хотя у нас есть достаточно сохранившихся свидетельств его медицинской мысли, его философские идеи в основном приходится собирать воедино на основе сообщений других авторов, которые часто настроены к нему враждебно.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Маренбон, Джон (14 июня 2012 г.). Оксфордский справочник по средневековой философии . Издательство Оксфордского университета. стр. 69–70. ISBN 9780195379488 .
- ^ Гудман, Ленн (1995). Ауди, Роберт (ред.). Кембриджский философский словарь . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 20–21. ISBN 0-521-40224-7 .
В соответствии с эпикурейством, которое он, возможно, усвоил из источников Галена, он отвергает особые пророчества как обман, утверждая, что разум, Божий дар всем одинаково, является достаточным руководством.
- ^ Грофф, Питер (2007). Исламская философия AZ . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 180–181. ISBN 9780748620890 .
Соответственно, ар-Рази довольно смутно относится к пророчествам, которые, по его мнению, являются ненужными и бредовыми, и действительно, он критикует все богооткровенные религии как провинциальные и вызывающие разногласия. Ни один человек или группа не может законно претендовать на монополию на истину; каждое последующее поколение имеет возможность улучшить и даже превзойти идеи своего предшественника посредством рациональной аргументации и эмпирических исследований.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уокер, Пол Э. (2000). Краткая философская энциклопедия Routledge . Нью-Йорк: Рутледж. п. 744. ИСБН 0-415-22364-4 .
Главным среди его положительных вкладов является его защита доктрины равных способностей всех людей, которая не отводит особой роли уникальным и избранным Богом пророкам и признает возможность будущего прогресса в развитии знаний.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гудман 1960–2007 .
- ^ Грофф, Питер (2007). Исламская философия AZ . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 180–181. ISBN 9780748620890 .
В другом месте он утверждает, что все люди обладают одинаковой фундаментальной способностью к разуму и что очевидное неравенство людей в этом отношении в конечном итоге является функцией возможностей, интересов и усилий. Соответственно, ар-Рази довольно смутно относится к пророчествам, которые, по его мнению, являются ненужными и бредовыми, и действительно, он критикует все богооткровенные религии как провинциальные и вызывающие разногласия. Ни один человек или группа не может законно претендовать на монополию на истину; каждое последующее поколение имеет возможность улучшить и даже превзойти идеи своего предшественника посредством рациональной аргументации и эмпирических исследований.
- ^ Грофф, Питер (2007). Исламская философия AZ . Эдинбург: Edinburgh University Press Ltd., с. 41. ИСБН 9780748620890 .
Более конкретно, свободомыслие можно определить как независимое мышление в исламском контексте, которое (1) полагается только на естественный разум как средство достижения истины и (2) отвергает авторитет и правдивость откровений, пророчеств и традиций... См. вера; Ибн ар-Раванди; Ислам; пророчество; рационализм; ар-Рази (Абу Бакр)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Деурасе, Нурденг (2008). «Рисалат Аль-Бируни Фихрист Кутуб Ар-Рази: Полная библиография произведений Абу Бакра Ар-Рази (ум. 313 г. / 925) и Аль-Бируни (ум. 443/1051)». Журнал акиды и исламской мысли . 9 : 51–100.
- ^ Адамсон 2021b , с. 122.
- ^ Адамсон 2021a , Рашед 2008 , Гюнгор 2023 .
- ^ Адамсон 2021b , с. 123.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сейед Хосейн Наср и Мехди Амин Разави, Антология философии в Персии , том. 1 (Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1999), с. 353, цитата: «Среди других выдающихся деятелей, напавших на Рази, — философ-исмаилит Абу Хатем Рази, написавший две книги, опровергающие взгляды Рази на теодицею, пророчества и чудеса, и Насир-и Хосров. Шахрастани, однако, указывает на то, что такие обвинения следует подвергать сомнению, поскольку они были выдвинуты исмаилитами, подвергшимися жестоким нападениям со стороны Мухаммада ибн Закарийи Рази».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Абдул Латиф Мухаммад аль-Абд (1978). Аль-Тибб ар-Рухани ли Абу Бакр ар-Рази . Каир: Мактабат ан-Нахда аль-Мисрия. стр. 4, 13, 18.
- ^ Эбштейн, Майкл (25 ноября 2013 г.). Мистика и философия в Аль-Андалусе: Ибн Масарра, Ибн аль-Араби и исмаилитская традиция . БРИЛЛ. п. 41. ИСБН 9789004255371 .
- ^ Пол Э. Уокер (1992). «Политические последствия философии Ар-Рази» . В Чарльзе Э. Баттерворте (ред.). Политические аспекты исламской философии: очерки в честь Мухсина С. Махди . Издательство Гарвардского университета. стр. 100-1 87–89. ISBN 9780932885074 .
- ^ Струмса 1999 .
- ^ Краус, П; Пайнс, С. (1913–1938). «Ар-Рази». Энциклопедия ислама . п. 1136.
- ^ Уильям Монтгомери Ватт (14 апреля 2004 г.). «БЕРУНЕ и изучение неисламских религий» . Архивировано из оригинала 10 февраля 2009 года . Проверено 25 января 2008 г.
- ^ Сейед Хоссейн Наср (1993), Введение в исламские космологические доктрины , стр. 166. Издательство Государственного университета Нью-Йорка , ISBN 0-7914-1516-3 .
- ^ Шломо Пайнс (1986), Исследования арабских версий греческих текстов и средневековой науки , том. 2, Издательство «Брилл» , с. 340, ISBN 978-965-223-626-5
- ^ Шломо Пайнс (1986), Исследования арабских версий греческих текстов и средневековой науки , том. 2, Издательство «Брилл» , с. 362, ISBN 978-965-223-626-5
- ↑ Рафик Берджак и Музаффар Икбал, «Переписка Ибн Сины и Аль-Бируни», «Ислам и наука» , декабрь 2003 г.
- ^ Корбин, Генри (1998). Путешествие и посланник: Иран и философия . Североатлантические книги. п. 72. ИСБН 9781556432699 .
Ар-Рази был посмертно обвинен в плагиате своего учителя в полемике Насри-Хосрава, и последний не скрывал своей симпатии к Ираншахри.
- ^ qhu.ac.ir [ постоянная мертвая ссылка ] , День памяти Рази
- ^ UNIS. «Памятник будет открыт в Венском международном центре, «Павильон ученых», подаренный Ираном международным организациям в Вене» .
- ^ «Постоянное представительство Исламской Республики Иран при отделении ООН в Вене» . Архивировано из оригинала 14 сентября 2019 года . Проверено 6 января 2015 г.
- ^ Хоссейни, Мир Масуд. «Негаре: Павильон персидских ученых в Организации Объединенных Наций в Вене, Австрия» .
- ^ Джордж Сартон, Введение в историю науки (1927–48), 1.609.
Источники
[ редактировать ]- Адамсон, Питер (2021a). «Абу Бакр ар-Рази» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Арберри, Артур Джон (2008). Откровение и разум в исламе . Рутледж. ISBN 9780415438872 .
- Браун, Эдвард Г. (1921). Арабская медицина: лекции Фицпатрика, прочитанные в Колледже врачей в ноябре 1919 и ноябре 1920 годов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 44–53. OCLC 808169546 .
- Дханани, Алнор (2013). «Атомизм» Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_24249 .
- Даффин, Жакалин (2021). История медицины: скандально краткое введение (3-е изд.). Университет Торонто Пресс. ISBN 978-1-4875-0917-0 .
- Фрай, Ричард Н. (1975). Кембриджская история Ирана, Том 4 (Переиздание). Лондон: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-20093-6 .
- Гудман, Л.Е. (1960–2007). «ар-Рази». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_6267 .
- Хитти, Филип Хури (1 января 1969 г.). Творцы арабской истории . Пресса Святого Мартина.
- Искандар, Альберт З. (2008). «Ар-Рази». В Селин, Хелейн (ред.). Энциклопедия истории науки, технологий и медицины в незападных культурах (2-е изд.). Берлин: Шпрингер. стр. 155–156. ISBN 978-1-4020-4559-2 .
- Каль, Оливер (2015). Санскритские, сирийские и персидские источники во Всеобъемлющей книге Разеса . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-29024-2 .
- Оксфордский справочник (2022 г.). «Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази» . Оксфордский справочник . Проверено 3 марта 2022 г.
- Краус, Пол ; Сосны, Шломо (1913–1936). «ар-Рази». В Хоутсме, М.Т.; Арнольд, ТВ; Бассет, Р.; Хартманн, Р. (ред.). Энциклопедия ислама, первое издание (1913–1936) . дои : 10.1163/2214-871X_ei1_SIM_3693 .
- Уолцер, Ричард (1962). Очерки исламской философии с греческого на арабский язык (востоковедение, I изд.). Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674362758 .
- Рихтер-Бернбург, Лутц (2003). «Хави, аль- » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том XII/1: Гарем I – Хедаят аль-мота'аллемин . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 64–67. ISBN 978-0-933273-74-0 .
- Сартон, Джордж (1927). Введение в историю науки, Том 1 . ISBN 978-0443092060 .
- Струмса, Сара Струмса (1999). Вольнодумцы средневекового ислама: Ибн ар-Раванди, Абу Бакр ар-Рази и их влияние на исламскую мысль . Исламская философия, теология и наука. Тексты и исследования. Том. 35. Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-11374-9 .
- Ульманн, Манфред [на немецком языке] (февраль 1997 г.). Исламская медицина . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748609079 .
- Уокер, Пол Э. (1998). «ар-Рази, Абу Бакр Мухаммад ибн Закария (ум. 925)». В Крейге, Эдварде (ред.). Философская энциклопедия Рутледжа . дои : 10.4324/9780415249126-H043-1 . ISBN 9780415250696 .
- Зиай, Хосейн (2005). «Последние тенденции в арабской и персидской философии». В Адамсоне, Питер ; Тейлор, Ричард С. (ред.). Кембриджский спутник арабской философии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 405–425. ISBN 978-0521520690 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Первичная литература
[ редактировать ]Ар-Рази
[ редактировать ]- Арберри, Эй Джей (1950). Духовное лекарство Разеса .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Брокельман, Карл . История арабской литературы , I, стр. 268–71 (второе издание), Приложение, том I, стр. 418–21. (обзор дошедших до нас рукописей произведений ар-Рази)
- Баттерворт, Чарльз Э. , « Книга философской жизни ». Интерпретация: Журнал политической философии.
- Даниш-пажух, Мухаммад Таки (1964). Книга Аль-Асрар ва-Тайный Аль- Асрар Тегеран: Иранская национальная комиссия по делам ЮНЕСКО. (издание Китаб аль-асрар и факсимиле Сирр аль-асрар в г-же Гохаршад 953)
- Karimov, Usmon I. (1957). Neizvestnoe sochinenie ar-Razi "Kniga taĭny taĭn" . Tashkent: Izd-vo Akademii nauk Uzbekskoĭ SSR. OCLC 246883935 . (fascimile of the Sirr al-asrār in a Tashkent ms., with Russian translation)
- Обзор в Фигуровский, Н.А. (1962). «Обзор Каримова 1957 года». Амбикс . 10 (3): 146–149.
- Коэчет, Полина (2019). Абу Бакр ар-Рази: Сомнения по поводу Галена. Введение, издание и перевод . Греко-арабская наука. Полет. 25. Берлин: Де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110629767 . ISBN 9783110629767 . S2CID 189234965 . (критическое издание и французский перевод аль-Шукук ала Джалинус )
- Краус, Пол (1939). Аби Бакр Мохаммади Филии Захария Рагенси: Философские труды и сохранившиеся фрагменты. Часть предшествующая Публикации факультета литературы I Университета Фуади. Том. 22. Каир: Джамиат Фуад аль-Авваль. OCLC 496583777 . (издание дошедших до нас философских сочинений)
- Мохагех, Мехди (1993). Китаб Аль – Шукук Ала Джалинус . Тегеран: Международный институт исламской мысли и цивилизации. ОСЛК 257281952 . (издание аль-Шукук Хала Джалинус , заменено Коетчетом 2019 г. )
- Руска, Юлий (1937). Книга Ар-Рази «Тайна тайн». С введением и пояснениями в немецком переводе . Источники и исследования по истории естествознания и медицины. Том VI. Берлин: Шпрингер. (Английский перевод Китаб аль-асрара )
- Тейлор, Гейл Марлоу (2015). Алхимия Ар-Рази: перевод «Книги Тайн» . Независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN 9781507778791 . (Английский перевод арабского перевода Руски 1937 года)
- Стэплтон, Генри Э .; Азо, Ризкалла Ф. (1910). «Алхимический сборник XIII века» . Мемуары Азиатского общества Бенгалии . 3 (2): 57–94. (содержит отредактированные выдержки из Китаб аль-Шавахид в 68 и далее. )
- Стэплтон, Генри Э .; Азо, РФ; Хидаят Хусейн, М. (1927). «Химия в Ираке и Персии в десятом веке нашей эры» Мемуары Азиатского общества Бенгалии . VIII (6): 317–418. OCLC 706947607 . (стр. 369–393 содержат английский перевод двух вводных разделов «Китаб аль-асрар» ; содержит издание « аль-Мадхаль ат-Талими »)
Другие
[ редактировать ]- Ибн ан-Надим, Фихрист , (изд. Флюгель), стр. 299 и кв.
- Переведено на Фюк, Иоганн В. (1951). «Арабская литература по алхимии согласно Ан-Надиму (987 г. н.э.)». Амбикс . 4 (3–4): 81–144. дои : 10.1179/amb.1951.4.3-4.81 .
- Саид аль-Андалузи , Табакат аль-Умам , с. 33
- Ибн Джулджуль, Табакат аль-Атибба в-аль-Хукама (изд. Фуад Сайид), Каир, 1355/1936, стр. 77–78
- Дж. Руска, Аль-Бируни как источник жизни и сочинений ар-Рази, Исида , Том V, 1924, стр. 26–50.
- Аль-Бируни, Эпитр де Беруни, содержащий репертуар произведений Мухаммада ибн Закария ар-Рази , изданный П. Краусом, Париж, 1936 г.
- Аль-Байхаки, Татимма Сиван аль-Хикма , (редактор М. Гафи), Лахор, 1351/1932 г.
- Аль-Кифти, Тарих аль-Хукама , (ред. Липперт), стр. 27–177
- Ибн Аби Усайбиа, Уюн аль-Анба фи Табакат аль-Атибба , Том. я, стр. 309–21
- Абу Аль-Фарадж ибн аль-Ибри (Бар-Хебреус), Мухтасар Тарих ад-Дувал , (ред. А. Салхани), с. 291
- Ибн Халликан , Вафаят аль-Аян , (изд. Мухий ад-Дин Абд аль-Хамид), Каир, 1948, № 1. 678, с. 244–47
- Аль-Сафади, Накт аль-Химьян , стр. 249–50
- Ибн аль-Имад , Шадхарат ад-Захаб , Том. II, с. 263
- Аль-Умари, Масалик аль-Абсар , Том. V, Часть 2, сл. 301-03 (копия фотостата в Дар аль-Кутуб аль-Мисрия).
Вторичная литература
[ редактировать ]- Адамсон, Питер (2016). «Атомизм в ар-Рази». В Буххайме, Томас; Мейснер, Дэвид; Ваксманн, Нора (ред.). Сома: концепции тела и телесное существование в древней философии и литературе . Архив концептуальной истории, специальный выпуск 13. Гамбург: Майнер. стр. 345–360.
- Адамсон, Питер (2017). «Абу Бакр ар-Рази (ум. 925), Духовная медицина». В Эль-Руайхебе — Халед; Шмидтке, Сабина (ред.). Оксфордский справочник по исламской философии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 63–82.
- Адамсон, Питер (2021b). Великие средневековые мыслители: ар-Рази . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/oso/9780197555033.001.0001 . ISBN 9780197555033 .
- Бадави, Абдуррахман , Мин Тарлх аль-Ильхад фи аль-Ислам Исламика , Vol. II, Каир, 1945, стр. 198–228.
- Дайбер, Ганс (2017) [2012]. «Абу Бакр ар-Рази». У Рудольфа, Ульриха; Хансбергер, Ротрауд; Адамсон, Питер (ред.). Философия в исламском мире. Том 1: 8–10 века . Лейден: Брилл. стр. 381–420. дои : 10.1163/2543-2729_PIWO_COM_001601 . ISBN 978-90-04-32316-2 .
- Эйзен, А. Кимия ар-Рази , RAAD, DIB, 62/4.
- Гудман, Ленн Э. (1971). «Эпикурейская этика М.б. Закарии ар-Рази». Студия Исламика . 34 : 5–26. дои : 10.2307/1595324 . JSTOR 1595324 .
- Гудман, Ленн Э. (1972). «Психология Рази». Философский форум . 4 : 26–48.
- Гудман, Ленн Э. (1975). «Миф Рази о падении души: его функция в его философии». В Хурани, Г. (ред.). Очерки исламской философии и науки . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 25–40.
- Гудман, Ленн Э. (2015). «Насколько эпикурейцем был Рази?». Студия греко-арабская . 5 : 247–280.
- Гюнгор, Хусейн (2023). «Разианское пророчество рационализировано». Британский журнал истории философии . 32 (3): 401–425. дои : 10.1080/09608788.2023.2235613 .
- Хейм, Жерар (1938). «Ар-Рази и алхимия». Амбикс . 1 (3): 184–191. дои : 10.1179/amb.1938.1.3.184 .
- Хиршберг, История офтальмологии , с. 101.
- Карпенко Владимир; Норрис, Джон А. (2002). «Купорос в истории химии» . Химические листы . 96 (12): 997–1005.
- Леклерк, Люсьен (1876). История арабской медицины , Париж, Том. я, стр. 337–54.
- Мейерхоф, М. Наследие ислама , стр. 323 и след.
- Миели, Альдо (1938). La Science Arabe , Лейден, 1938, стр. 8, 16.
- Муро, Себастьен (2020). «Мин аль-кимия ад алхимиам. Передача алхимии из арабо-мусульманского мира на Латинский Запад в средние века» . Микрологус . 28 : 87–141. hdl : 2078.1/211340 . (обзор всех латинских алхимических текстов, приписываемых авторам, писавшим на арабском языке, включая латинские тексты, приписываемые ар-Рази)
- Мультауф, Роберт П. (1966). Истоки химии . Лондон: Олдборн. OCLC 977570829 .
- Партингтон-младший (1938). «Химия Рази». Амбикс . 1 (3): 192–196. дои : 10.1179/amb.1938.1.3.192 .
- Пайнс, Теория атомов С. Ар-Рази в книге «Вклад в исламскую теорию атомов» , Берлин, 1936, стр. 34–93.
- Порманн, Питер Э.; Селове, Эмили (2017). «Два новых текста по медицине и натуральной философии Абу Бакра ар-Рази» . Журнал Американского восточного общества . 137 (2): 279–299. дои : 10.7817/jameroriesoci.137.2.0279 . JSTOR 10.7817/jameroriesoci.137.2.0279 .
- Рейтинг, GSA (1913). Жизнь и творчество Разеса , в трудах семнадцатого Международного медицинского конгресса, Лондон, стр. 237–68.
- Рашед, Марван (2008). «Абу Бакр ар-Рази и Пророк» . СРЕДНИЙ : 169–182.
- Рено, HPJ (1931). О тысячелетии Разеса , в Бюллетене Французского общества истории медицины, март-апрель, стр. 203 и последующие.
- Рокки, Дениз и Джонстон, Пенелопа (1979). «Средневековые арабские взгляды на речевые расстройства: Ар-Рази (ок. 865–925)» , в: Journal of Communication Disorders , 12 (3): 229-43.
- Руска, Юлий (1924). «О современном состоянии исследований рази». Архейон . В : 335–347. дои : 10.1484/J.arch.3.159 .
- Руска, Юлий (1928). «Аммиак в истории алхимии». Журнал прикладной химии . 41 (50): 1321–1324. Бибкод : 1928АнгЧ..41.1321Р . дои : 10.1002/anie.19280415006 .
- Руска, Юлий (1935). "Алхимия с Рази". Дер Ислам . 22 (4): 281–319. дои : 10.1515/islm.1935.22.4.281 . S2CID 161271862 .
- Руска, Юлий (1939). «Псевдоэпиграф Расис-Шрифтен». Осирис . 7 : 31–94. дои : 10.1086/368502 . S2CID 143373785 . (утверждает, что большинство латинских текстов, приписываемых ар-Рази, являются псевдоэпиграфами )
- Руска, Юлиус ; Гарберс, Карл (1939). «Правила производства горячей воды в Габире и Рази». Ислам . 25 :1–34. дои : 10.1515/islm.1938.25.1.1 . S2CID 161055255 . (содержит сравнение знаний Джабира ибн Хайяна и Абу Бакра ар-Рази о химических аппаратах, процессах и веществах)
- Шейдер , HH , ZDMG , 79 , стр . 228–35 (см. перевод на арабский язык Абдуррахмана Бадави в аль-Инсан аль-Камиль , Исламика, Том XI, Каир, 1950, стр. 37–44).
- Стэплтон, Генри Э .; Азо, РФ; Хидаят Хусейн, М. (1927). «Химия в Ираке и Персии в десятом веке нашей эры» Мемуары Азиатского общества Бенгалии . VIII (6): 317–418. OCLC 706947607 . (содержит углубленный анализ Китаб аль-асрара )
- Тейлор, Гейл (2010). «Китаб аль-Асрар: Руководство по алхимии в Персии десятого века» . Ежеквартальный журнал арабских исследований . 32 (1): 6–27. JSTOR 41858601 .
- Фон Липпманн, Э.О. Происхождение и распространение алхимии , Том II, с. 181.
- Вюстенфельд Ф. , История арабских врачей и естествоиспытателей , ftn. 98.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- « Экскурсия доктора Аль Рази по Багдаду ». Образовательный подкаст, выпущенный Лейденским центром обучения и инноваций в рамках массового открытого онлайн-курса «Космополитический средневековый арабский мир».
- Питер Адамсон. «Абу Бакр ар-Рази» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- «Ар-Рази» на сайте «Исламская философия онлайн» , статья в энциклопедии Пола Э. Уокера об ар-Рази.
- «Жизни врачей» , датируемые 1882 годом, представляют собой биографию Разеса на арабском языке.
- Мухаммад ибн Закария ар-Рази
- 864 рождения
- 865 рождений
- 925 смертей
- 935 смертей
- Иранские врачи 9 века
- Иранские врачи X века
- Иранские философы IX века
- Иранские философы X века
- Алхимики средневекового исламского мира
- Изобретатели средневекового исламского мира
- Иранские изобретатели
- Средневековые иранские фармакологи
- Люди из Рэя, Иран
- Ученые из империи Саманидов
- Критики религий
- Иранские психологи
- Иранские специалисты по этике
- изобретатели 9 века
- Психология в средневековом исламском мире