Jump to content

Дом Мудрости

Дом Мудрости
بَيْت الْحِكْمَةДом Мудрости
Ученые из библиотеки Аббасидов ( Макамат аль-Харири )
Иллюстрация Яхьи ибн Махмуда аль-Васити , 1237 г.
Карта
Расположение Багдад , Аббасидский халифат (ныне Ирак)
Тип Библиотека
Учредил в. 8 век н.э.
Растворенный 1258 г. ( монгольское завоевание )

Дом Мудрости ( араб . بَيْت الْحِكْمَة Байт аль-Хикма ), также известный как Большая библиотека Багдада , считался крупной общественной академией и интеллектуальным центром эпохи Аббасидов в Багдаде . Популярно, что во время Золотого века ислама она действовала как одна из крупнейших публичных библиотек в мире . [1] [2] [3] и была основана либо как библиотека для коллекций пятого аббасидского халифа Харуна ар-Рашида ( годы правления 786–809 ) в конце 8 века, либо как частная коллекция второго халифа Аббасидов аль-Мансура ( годы правления 754–775 ). ) для размещения редких книг и сборников стихов на арабском и персидском языках. Во время правления седьмого халифа Аббасидов аль-Мамуна ( годы правления 813–833 гг. н.э. ) он был превращен в публичную академию и библиотеку. [1] [4]

Окончательно он был разрушен в 1258 году во время осады Багдада монголами . [4] Первоисточники, лежащие в основе повествования о Доме Мудрости, датируются периодом с конца восьми по тринадцатый век и, что наиболее важно, включают ссылки в « Ибн ан-Надима (ум. 995) Аль-Фихристе» . [5]

Совсем недавно рассказ о Доме Мудрости Аббасидов, выступающем в качестве крупного интеллектуального центра, университета и игравшего значительную роль в переводческом движении, был воспринят некоторыми историками как миф, первоначально созданный в течение девятнадцатого и начала XIX в. двадцатого века востоковедами и через их работы распространялся в научных и национально-ориентированных работах до более поздних повторных исследований доказательств. [6] [7] [8]

Предыстория [ править ]

Греко- арабское движение переводческое

«Дом мудрости» существовал как часть крупного движения переводчиков, имевшего место в эпоху Аббасидов, переводя произведения с греческого и сирийского на арабский язык , но маловероятно, что «Дом мудрости» существовал как единственный центр такой работы, как крупный перевод. усилия возникли в Каире и Дамаске даже раньше, чем предполагалось создание Дома Мудрости. [9] Это переводческое движение придало импульс большому количеству оригинальных исследований, проводимых в мусульманском мире, которые имели доступ к текстам из греческих, персидских и индийских источников. Рост передовых исследований в области математики, астрономии, философии и медицины положил начало арабской науке и вызвал спрос на новые и обновленные переводы. [10]

ученых Приток

Создание Дома Мудрости стало возможным благодаря постоянному притоку арабских, персидских и других ученых исламского мира в Багдад благодаря положению города как столицы Аббасидского халифата. [11] Об этом свидетельствует большое количество ученых, которые, как известно, учились в Багдаде между 8 и 13 веками, такие как аль-Джахиз , аль-Кинди и аль-Газали среди других, каждый из которых внес бы свой вклад в активное академическое сообщество. в Багдаде, написав множество выдающихся работ, несмотря на существование формальной академии. [11] [9] Области, в которые внесли свой вклад ученые, связанные с Домом Мудрости, включают, помимо прочего, философию , математику , медицину , астрономию и оптику . [12] [11] Первоначальное название библиотеки, Хизанат аль-Хикма (буквально «Хранилище мудрости»), происходит от ее функции как места для хранения редких книг и поэзии, что было основной функцией Дома Мудрости до ее разрушения. [1] Внутри Дома Мудрости писатели, переводчики, авторы, ученые, писцы и другие люди ежедневно встречались для перевода, письма, бесед, чтения и диалога. [13] В этом доме были переведены многочисленные книги и документы, охватывающие различные научные концепции и философские темы, на разные языки. [14]

История [ править ]

и создание Происхождение

Самые ранние научные рукописи возникли в эпоху Аббасидов.

На протяжении IV-VII веков научная работа на арабском языке либо начиналась заново, либо продолжалась с эллинистического периода . Центры обучения и передачи классической мудрости включали такие колледжи, как школа Нисибиса , а затем школа Эдессы , а также знаменитая больница и медицинская академия Гондишапура ; библиотеки включали Александрийскую библиотеку и Императорскую библиотеку Константинополя ; и другие центры перевода и обучения действовали в Мерве , Салониках , Нишапуре и Ктесифоне , расположенных к югу от того, что позже стало Багдадом. [15] [16]

В Омейядов эпоху Муавия I начал собирать коллекцию книг в Дамаске. Затем он сформировал библиотеку, получившую название «Байт аль-Хикма». [17] Книги, написанные на греческом, латинском и персидском языках в области медицины, алхимии , физики, математики, астрологии и других дисциплин, также собирались и переводились мусульманскими учёными того времени. [18] Омейяды также переняли методы изготовления бумаги у китайцев и присоединились ко многим древним интеллектуальным центрам, находившимся под их властью, а также нанимали христианских и персидских ученых как для перевода произведений на арабский язык, так и для развития новых знаний. [19] [20] Это были фундаментальные элементы, которые непосредственно способствовали расцвету науки в арабском мире . [18]

В 750 году династия Аббасидов сменила Омейядов в качестве правящей династии Исламской империи, а в 762 году халиф аль-Мансур (годы правления 754–775) построил Багдад и сделал его своей столицей вместо Дамаска. Местоположение Багдада и космополитическое население сделали его идеальным местом для создания стабильного коммерческого и интеллектуального центра. [18] Династия Аббасидов имела сильный персидский уклон. [21] и перенял многие практики Сасанидской империи , в том числе перевод иностранных произведений, за исключением того, что теперь тексты переводились на арабский язык. С этой целью аль-Мансур основал дворцовую библиотеку по образцу Сасанидской императорской библиотеки и оказывал экономическую и политическую поддержку работавшим там интеллектуалам. [22] Он также пригласил делегации ученых из Индии и других мест поделиться своими знаниями по математике и астрономии с новым двором Аббасидов. [18]

В империи Аббасидов многие зарубежные произведения были переведены на арабский язык с греческого, китайского , санскрита , персидского и сирийского языков. Движение переводчиков получило большой размах во время правления халифа Харуна ар-Рашида , который, как и его предшественник, лично интересовался наукой и поэзией. Первоначально тексты касались главным образом медицины, математики и астрономии; но вскоре последовали и другие дисциплины, особенно философия. Библиотека Ар-Рашида, прямая предшественница Дома Мудрости, была также известна как Байт аль-Хикма или, как ее назвал историк аль-Кифти , Хизанат Кутуб аль-Хикма (по-арабски «Хранилище Книг Мудрости»). . [17]

Врачи, применяющие хирургический метод. Из Шерафеддина Сабунджоглу » «Императорской хирургии (1465 г.)

Правление Аль-Мамуна [ править ]

При поддержке халифа аль-Мамуна (годы правления 813–833) экономическая поддержка Дома Мудрости и науки в целом значительно возросла. Аль-Мамун под опекой своего отца, халифа Харуна ар-Рашида, выучил Коран слово в слово под руководством ведущего придворного религиозного учёного. Ошибки Аль-Мамуна были мгновенно исправлены. Среди мусульманских поэтов, ученых и писателей было общей чертой заучивать оригинальные тексты для публичных лекций, которые обычно проводились в мечети. Эта практика, похоже, укоренилась в интеллектуальных способностях аль-Мамуна. [23]

Его любовь к науке была настолько велика, что говорили, что он предпочитал научные тексты военным трофеям. [2] Более того, само общество Аббасидов пришло к пониманию и оценке ценности знаний, а поддержка также исходила от купцов и военных. [18] Ученым и переводчикам было легко зарабатывать на жизнь, а академическая жизнь свидетельствовала о высоком статусе в обществе; научные знания считались настолько ценными, что книги и древние тексты иногда отдавались предпочтение военной добыче, а не богатству. [17] Действительно, был Альмагест Птолемея заявлен аль-Мамуном как условие мира после войны между Аббасидами и Восточной Римской империей . [24]

Дом Мудрости был гораздо большим, чем академический центр, изолированный от общества в целом. Его эксперты выполняли несколько функций в Багдаде. Ученые из Байт аль-Хикма обычно выполняли функции инженеров и архитекторов на крупных строительных проектах, вели точный официальный календарь и были государственными служащими. Они также часто были медиками и консультантами. [18]

Аль-Мамун лично участвовал в повседневной жизни Дома Мудрости, регулярно посещая его ученых и расспрашивая об их деятельности. Он также участвовал и выступал в качестве арбитра в академических дебатах. [18] Говорят, что одна из причин, по которой аль-Мамун любил стремление к знаниям, связана с мечтой, которая ему когда-то приснилась. Говорят, что во сне его посетил Аристотель , где они обсуждали, что хорошо. [25] Вдохновленный Аристотелем, аль-Мамун регулярно инициировал дискуссионные сессии и семинары среди экспертов по Каламу ; Калам - это искусство философских дебатов, которое аль-Мамун продолжил от своего персидского наставника Джафара. Во время таких дебатов ученые обсуждали свои фундаментальные исламские убеждения и доктрины в открытой, интеллектуальной атмосфере. [2] Он часто организовывал группы мудрецов из Байт аль-Хикма для участия в крупных исследовательских проектах для удовлетворения своего интеллектуального любопытства. Например, он поручил картографирование мира, подтверждение данных Альмагеста и вычисление реальных размеров Земли (см. раздел об основных видах деятельности Дома). Он также пропагандировал египтологию и лично участвовал в раскопках пирамид Гизы . [26] Аль-Мамун построил первые астрономические обсерватории в Багдаде, а также был первым правителем, который финансировал и контролировал ход крупных исследовательских проектов с участием групп ученых и ученых. Таким образом, он был первым правителем, который финансировал «большую науку». [27]

Аль-Мамун отправляет посла к византийскому императору Феофилу.

Следуя своим предшественникам, аль-Мамун отправлял экспедиции ученых из Дома Мудрости для сбора текстов из зарубежных стран. был отправлен один из директоров Палаты Фактически с этой целью в Константинополь . В это время Сахл ибн Харун, персидский поэт и астролог, был главным библиотекарем Байт аль-Хикмы. Хунайн ибн Исхак (809–873), арабский врач и ученый- несторианец христианский , был самым продуктивным переводчиком, написавшим для арабов 116 произведений. Как «шейх переводчиков» халиф поручил ему отвечать за переводческую работу. Хунайн ибн Исхак перевел всю коллекцию греческих медицинских книг, включая знаменитые произведения Галена и Гиппократа . [28] Сабиан Сабит ибн Курра (826–901) также перевел великие произведения Аполлония , Архимеда , Евклида и Птолемея. Переводы этой эпохи превосходили более ранние, поскольку новая научная традиция Аббасидов требовала все лучших и лучших переводов, и упор много раз делался на включение новых идей в переводимые древние произведения. [18] [29] Ко второй половине девятого века Байт аль-Хикма аль-Мамуна был величайшим хранилищем книг в мире и одним из величайших центров интеллектуальной деятельности в эпоху Средневековья , привлекая самых блестящих арабов и персов. умы. [17] Дом Мудрости в конечном итоге приобрел репутацию центра обучения, хотя университетов в их современном виде в то время еще не существовало — знания передавались напрямую от учителя к ученику без какой-либо институциональной среды. Мактабы вскоре начали развиваться в городе, начиная с 9 века, а в 11 веке Низам аль-Мульк основал Аль-Низамийю в Багдаде , одно из первых высших учебных заведений в Ираке.

Правление Аль-Мутаваккиля [ править ]

Дом Мудрости процветал при преемниках аль-Мамуна аль-Мутасиме (годы правления 833–842) и его сыне аль-Ватике (годы правления 842–847), но значительно пришел в упадок во время правления аль-Мутаваккиля (годы правления 842–847). . 847–861). Хотя аль-Мамун, аль-Мутасим и аль-Ватик следовали секте Мутазили , которая поддерживала широту взглядов и научные исследования, аль-Мутаваккиль поддерживал более буквальное толкование Корана и хадисов . Халиф не интересовался наукой и отошел от рационализма, видя распространение греческой философии антиисламским. [30]

Разрушения монгольской армии [ править ]

Хулагу-ханом ( 1258 г.) Осада Багдада

13 февраля 1258 года монголы вошли в город халифов, начав целую неделю грабежей и разрушений.

Вместе со всеми другими библиотеками Багдада Дом Мудрости был разрушен армией Хулагу во время осады Багдада . [31] Книги из багдадских библиотек были брошены в реку Тигр в таких количествах, что, как говорят, река почернела от чернил с их страниц. [32] Согласно хронике XVI века об осаде Кутб ад-Дина ан-Нахравали: «В реку Евфрат было брошено так много книг, что они образовали мост, который мог поддержать человека верхом на лошади». По словам историка Михала Бирана, эта цитата была литературным образцом, связанным с осадой Багдада и преувеличением монгольского варварства. [33] Насир ад-Дин ат-Туси спас около 400 000 рукописей, которые он вывез в Мараге перед осадой. [34]

Многие книги также были разорваны грабителями, чтобы из кожаных переплетов можно было сделать сандалии. [35]

Основная деятельность [ править ]

Дом Мудрости включал в себя общество ученых и академиков, переводческий отдел и библиотеку, хранившую знания, приобретенные Аббасидами на протяжении веков. [18] Там же проводились исследования и изучение алхимии, которая позже была использована для формирования структуры современной химии. Кроме того, это также было связано с астрономическими наблюдениями и другими крупными экспериментальными начинаниями.

Академия, учрежденная аль-Мамуном, поощряла транскрипцию греческих философских и научных усилий. Кроме того, он импортировал в библиотеку рукописи важных текстов, которые были недоступны исламским странам из Византии.

Дом Мудрости был чем-то большим, чем просто библиотекой, и ученые и интеллектуалы создали огромное количество оригинальных научных и философских работ, связанных с ним (хотя многие из них были утеряны из-за разрушения библиотеки). Это позволило мусульманским ученым проверить астрономическую информацию, переданную от ученых прошлого. [2]

XIII века Арабский перевод De Materia Medica .

Индии и Переводы Персии из Греции ,

Движение переводчиков просуществовало два столетия и стало важным фактором, способствовавшим росту научных знаний в золотой век арабской науки. Идеи и мудрость других культур по всему миру, Греции, Индии и Персии были переведены на арабский язык, способствуя дальнейшему развитию Исламской империи. Важной целью в то время было создание всеобъемлющей библиотеки, содержащей все знания, полученные в ходе этого движения. Достижения были достигнуты в таких областях, как математика, физика, астрономия, медицина, химия, философия и инженерия. Влиятельные достижения перевода открыли ученым империи безграничный объем ранних знаний о Древнем Ближнем Востоке и греческих традициях, положив начало рождению первичной науки за пределами философии и науки. Взаимодействие между искусством и наукой сортирует и расширяет сферы интеллекта и способствует развитию новых методов понимания. Это было достигнуто посредством академических знаний и творческих репетиций. [36] Дом Мудрости был известен как место для научного роста и вклада, который в то время внес большой вклад в Движение переводчиков. [37]

Движение переводчиков зародилось в этом Доме мудрости и продолжалось более двух столетий. За полтора столетия в Доме Мудрости в первую очередь сирийские христианские ученые Ближнего Востока и Востока перевели все научные и философские греческие тексты на арабский язык. [38] [39] Переводческое движение в Доме Мудрости началось с перевода «Тем» Аристотеля . Ко времени аль-Мамуна переводчики вышли за рамки греческих астрологических текстов, и греческие произведения уже находились в своих третьих переводах. [1] Среди авторов перевода: Пифагор , Платон , Аристотель , Гиппократ , Евклид , Плотин , Гален , Сушрута , Чарака , Арьябхата и Брахмагупта . Во время этого движения было переведено множество важных текстов, в том числе книга о составе лекарственных препаратов, книга об этом смешивании и свойствах простых лекарств, а также книга по медицинским вопросам Педания Диоскорида . Эти и многие другие переводы способствовали развитию медицины, сельского хозяйства, финансов и техники.

Более того, новые открытия побудили пересмотреть переводы и комментарии, исправив или дополнив работы древних авторов. [18] В большинстве случаев названия и терминология были изменены; Ярким примером этого является название «Альмагеста» Птолемея , которое представляет собой арабскую модификацию оригинального названия произведения: Megale Syntaxis . [18]

Оригинальные вклады [ править ]

Страница из книги аль-Хорезми «Китаб аль-Джабр».
Рисунок саморегулирующейся лампы в Ахмада ибн Мусы ибн Шакира о механических устройствах. трактате
Аль-Идриси Карта мира (12-я). Обратите внимание, что юг находится сверху.

Помимо переводов более ранних работ и комментариев к ним, ученые Байт аль-Хикма провели важные оригинальные исследования. Например, известный математик аль-Хорезми работал в Доме мудрости аль-Мамуна и известен своим вкладом в развитие алгебры.

Абу Юсуф Якуб ибн Исхак аль-Кинди [40] был также еще одной исторической фигурой, работавшей в Доме Мудрости. Он изучал криптоанализ, но также был великим математиком. Аль-Кинди наиболее известен как первый человек, представивший арабскому народу философию Аристотеля. Он объединил философию Аристотеля с исламской теологией, что создало интеллектуальную платформу для дискуссий философов и богословов на протяжении более 400 лет. Другим экспертом по Аристотелю был Абу Усман аль-Джахих , который родился в Басре около 776 года, но провел большую часть своей жизни в Багдаде. Аль-Мамун нанял аль-Джахиха в качестве личного наставника для своих детей, но ему пришлось уволить его, потому что аль-Джахих был «пучеглазым», то есть у него были широко раскрытые глаза, из-за которых на него было страшно смотреть. Аль-Джахих был одним из немногих мусульманских ученых, глубоко интересовавшихся биологией. Он написал «Книгу животных», в которой обсуждается, как животные приспосабливаются к окружающей среде, подобно « Истории животных» Аристотеля . [41] В своей книге аль-Джахих утверждал, что такие животные, как собаки, лисы и волки, должно быть, произошли от общего предка, поскольку у них были схожие характеристики и особенности, такие как четыре ноги, мех, хвост и так далее.

Муса ибн Шакир был астрологом и другом сына халифа Харуна ар-Рашида, аль-Мамуна. Его сыновья, известные под общим названием Бану Муса (Сыновья Моисея), также внесли свой вклад своими обширными познаниями в математике и астрологии. Когда их отец умер, аль-Мамун стал их опекуном. Между 813 и 833 годами три брата преуспели в своих работах в области науки, техники и меценатства. [42] Абу Джафар, Мухаммад ибн Муса ибн Шакир (до 803 г. - февраль 873 г.), Абу аль-Касим, Ахмад ибн Муса ибн Шакир (ум. 9 век) и аль-Хасан ибн Муса ибн Шакир (ум. 9 век) широко известны их «Книга гениальных устройств» , в которой описано около сотни устройств и способы их использования. Среди них был «Инструмент, который играет сам по себе», самый ранний пример программируемой машины. [43] [ нужна ссылка ] а также «Книга по измерению плоских и сферических фигур» . Мохаммад Муса и его братья Ахмад и Хасан внесли свой вклад в астрономические обсерватории Багдада под руководством аббасидского халифа аль-Мамуна, в дополнение к исследованиям Дома мудрости. [44] Проявив большой потенциал, братья были зачислены в библиотеку и центр переводов Дома мудрости в Багдаде. Они начали переводить древнегреческий язык на арабский после того, как быстро освоили язык, а также заплатили большие суммы за получение рукописей из Византийской империи для перевода. [45] Они также внесли много оригинального вклада в астрономию и физику. Мохаммад Муса , возможно, был первым человеком в истории, который указал на универсальность законов физики. [2] В 10 веке Ибн аль-Хайсам (Альхазен) провел несколько физических экспериментов, в основном в оптике, достижения, которые отмечаются и сегодня. [46]

В медицине Хунайн написал важный трактат по офтальмологии. Другие ученые также писали об оспе, инфекциях и хирургии. Обратите внимание, что эти работы позже станут стандартными учебниками медицины в эпоху европейского Возрождения. [47]

Под руководством аль-Мамуна наука впервые увидела широкомасштабные исследовательские проекты с участием больших групп ученых. Чтобы проверить наблюдения Птолемея, халиф приказал построить в Багдаде первую астрономическую обсерваторию (см. раздел «Обсерватории» ниже). Данные, предоставленные Птолемеем, были тщательно проверены и проверены группой высококвалифицированных географов, математиков и астрономов. [18] Аль-Мамун также организовал исследование окружности Земли и заказал географический проект, в результате которого была создана одна из самых подробных карт мира того времени. Некоторые считают эти усилия первыми примерами крупных исследовательских проектов, финансируемых государством. [48]

Астрономические обсерватории [ править ]

Создание первой астрономической обсерватории в исламском мире было заказано халифом аль-Мамуном в 828 году в Багдаде. Руководили строительством учёные Дома Мудрости: старший астроном Яхья ибн Аби Мансур и младший Санад ибн Али аль-Аляхуди. [49] Она располагалась в аль-Шаммасийе и называлась обсерваторией Маумтахан. После первого раунда наблюдений Солнца, Луны и планет была построена вторая обсерватория на горе Касьюн , недалеко от Дамаска. Результаты этих усилий были обобщены в работе, известной как аз-Зидж аль-Мумтахан, что переводится как «Проверенные таблицы». [48] [50]

Теория спора Дмитрия Гутаса [ править ]

Йельского университета Арабист Дмитрий Гутас оспаривает существование Дома Мудрости, а также его форму и функции. В своей книге 1998 года он утверждает, что «Дом мудрости» — это ошибка перевода слова «Хизанат аль-Хикма» , которое, как он утверждает, просто означает «хранилище», и что есть несколько источников эпохи Аббасидов, в которых упоминается Дом мудрости. имя Байт аль-Хикма. [1] Гутас утверждает, что без последовательных соглашений об именах, физических руин или подтверждающих текстов фраза «Дом мудрости» с тем же успехом могла быть метафорой более широкого академического сообщества в Багдаде, а не физической академии, специализирующейся на переводческой работе. [1] Гутас упоминает, что во всех греко-арабских переводах ни один из них не упоминает Дом Мудрости, включая известного Хунайна ибн Исхака. [51] Также нет никаких доказательств того, что султан когда-либо проводил открытые дебаты среди ученых в библиотеке, поскольку это было бы неприемлемо в обществе. [1] Эта теория является спорной из-за разрушения Круглого города Багдада и противоречивых источников как в академических текстах, так и в поэзии. [52] [4] Вполне вероятно, что, учитывая покровительство аббасидских халифов искусству и науке, в Багдаде существовала обширная библиотека и что ученые могли иметь доступ к таким текстам, судя по объему работ, выполненных учеными, сосредоточенными в Багдаде. [4] Существует большая вероятность того, что библиотека использовалась только для сохранения истории Сасанидской династии, а переводы, которые там делались, были сделаны только для достижения этой цели. [53] Когда Аббасиды пришли к власти, они, скорее всего, продолжили эту традицию с дополнительной целью заниматься как астрологией, так и астрономией. [1]

Известные интеллектуалы [ править ]

Это список известных людей, связанных с Домом Мудрости. [11]

Другие «Дома мудрости» [ править ]

Важным вкладом Дома мудрости в Багдаде является влияние, которое он оказал на другие библиотеки исламского мира. Благодаря своим образовательным и исследовательским компонентам оно было признано фактором, связавшим множество разных людей и империй. Дом мудрости пользовался признанием и уважением на протяжении всей исламской истории и был образцом для многих библиотек во время и после своего функционирования. В течение и после этого времени появилось большое количество библиотек, и было очевидно, что эти библиотеки базировались на Доме Мудрости в Багдаде. Целью этих библиотек было воспроизвести полезные и полезные характеристики, известные во всем мире благодаря Дому Мудрости. [55]

Некоторые другие места также называются Домом мудрости , и их не следует путать с багдадским Байт аль-Хикма:

  • В Каире , Дар аль-Хикма «Дом мудрости», было еще одним названием Дома знаний , основанного фатимидским халифом в аль-Хакимом би-Амр Аллахом 1004 году. [2] В этот Дом Знаний входила библиотека с настолько обширной коллекцией, что ее называли «Чудом Света». Начало созданию Дома Мудрости в Каире положил Фатимид аль-Азиз Биллах, который был любителем книг и собрал их огромное количество. Он был полон решимости собрать все книги, написанные или переведенные в Багдадском Доме Мудрости. Фактический основатель аль-Хаким би-Амр Аллах собрал группу ученых для работы в библиотеке, создавая книги и внося свой вклад в научные знания, приобретенные в этом месте. Он предоставил большое количество расходных материалов, таких как чернила, бумага и все остальное, что могло понадобиться ученым для внесения своего вклада. [55]
  • Раккаде Амиром Дом мудрости Аглабидов, основанный в Ибрагимом ибн Мохаммадом аль-Аглаби. Ибрагима увлекало приобретение знаний, и он знал, какие положительные качества образование, ученость и инновационные идеи приносят обществам по всему миру. Здесь было найдено множество научных рукописей, научных журналов и книг с намерением создать библиотеку с репутацией, равной Багдадскому Дому Мудрости. Группа ученых ежегодно отправлялась в Багдад, чтобы забрать важные литературные произведения и другие произведения и вернуть их в библиотеку, что помогло внести свой вклад в уникальные и редкие материалы, найденные в Доме мудрости Аглабидов. [55]
  • Андалузский Дом Мудрости, основанный в Андалусии халифом Омейядов аль-Хакамом аль-Мустансиром, который был известен как выдающийся ученый благодаря своим знаниям во многих различных научных категориях. Он собрал одну из крупнейших коллекций рукописей, сочинений и книг, состоящую из множества жанров и научных категорий. Андалузский Дом Мудрости был построен на основе Багдадского Дома Мудрости и использовался для хранения огромного количества знаний, полученных аль-Мустансиром. В этот период росли и процветали научные разработки, искусство, архитектура и многое другое. [55]
  • В Багдаде есть исследовательский институт под названием Байт аль-Хикма, в честь исследовательского центра эпохи Аббасидов. В состав комплекса входит медресе 13 века ( 33 ° 20'32 "N 44 ° 23'01" E  /  33,3423 ° N 44,3836 ° E  / 33,3423; 44.3836 ), это не то же самое здание, что и средневековый Байт аль-Хикма . Он был поврежден во время вторжения в Ирак в 2003 году .
  • Бейт аль-Хикма (Дом Мудрости), Тунис , Тунис , основан в 1983 году.
  • Главная библиотека Университета Хамдарда в Карачи , Пакистан, называется «Бейт аль-Хикма» .
  • La Maison de Sagesse (Дом Мудрости), международная неправительственная организация, базирующаяся во Франции. [56] [57]
  • Дом мудрости Дарул Хикма С. , Тегеран , Иран , основанный в 2017 году Алирезой Мохаммади.
  • Дом мудрости, Фес , Марокко , основанный в 2018 году кардиналом Барбарином и Халом Торабулли. [58] [59]

См. также [ править ]

Примечания и ссылки [ править ]

Примечания [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Дмитрий Гутас (1998). Греческая мысль, арабская культура: греко-арабское переводческое движение в Багдаде и раннее общество Аббасидов (2–4/8–10 века) . Психология Пресс. стр. 53–60. ISBN  978-0415061322 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Джим Аль-Халили (2011). «5: Дом мудрости» . Дом мудрости: как арабская наука спасла древние знания и подарила нам эпоху Возрождения . Издательская группа «Пингвин». п. 53. ИСБН  978-1101476239 .
  3. ^ Чандио, Абдул Рахим (январь 2021 г.). «Дом мудрости (Бейт аль-Хикма): Знак славного периода халифата Аббасидов и развития науки» . Международный журнал инженерии и информационных систем . ISSN   2643-640X . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 г. Проверено 9 июля 2022 г.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Брентьес, Соня ; Моррисон, Роберт Г. (2010). «Науки в исламских обществах». Новая Кембриджская история ислама . Том. 4. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 569. ISBN 978-0521838245 .
  5. ^ Ихсаноглу, Экмеледдин (2023). Дом мудрости Аббасидов: между мифом и реальностью . Лондон, Нью-Йорк, Нью-Йорк: Рутледж. стр. 9, 25. ISBN  978-1-032-34745-5 .
  6. ^ Ихсаноглу, Экмеледдин (2023). Дом мудрости Аббасидов: между мифом и реальностью . Лондон, Нью-Йорк, Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  978-1-032-34745-5 .
  7. ^ Халеб, Дана (2023). «Экмеледдин Ихсаноглу, Дом мудрости Аббасидов» . Альмагест . 14 (1): 210–214. дои : 10.1484/J.ALMAGEST.5.134615 . ISSN   1792-2593 .
  8. ^ Ханнэм, Джеймс (2023). Глобус: как Земля стала круглой . Лондон: Книги о реакциях. п. 182. ИСБН  978-1-78914-758-2 .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Порманн, Питер Э.; Сэвидж-Смит, Эмили (2007). Средневековая исламская медицина . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Джорджтаунского университета. стр. 20–29. ISBN  978-1589011601 . OCLC   71581787 .
  10. ^ Лайонс, Джонатан (2008). Дом Мудрости . п. 64. [ ISBN отсутствует ]
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Лайонс, Джонатан (2009). Дом мудрости: как арабы изменили западную цивилизацию . Нью-Йорк: Блумсбери Пресс. ISBN  9781596914599 .
  12. ^ "Аль-Халили 2011, стр. 88".
  13. ^ Алжирани, Адель Абдул-Азиз; Мохади, Маулуд (11 сентября 2017 г.). «Дом мудрости (Байт аль-Хикма) и его цивилизационное влияние на исламские библиотеки: историческая перспектива» . Средиземноморский журнал социальных наук . 8 (5): 179–187. дои : 10.1515/mjss-2017-0036 . S2CID   55170291 . Архивировано из оригинала 16 июля 2022 года . Проверено 16 июля 2022 г. - через CORE .
  14. ^ «Дом мудрости: интеллектуальная электростанция Багдада» . 1001 изобретение . 22 мая 2019 года. Архивировано из оригинала 4 декабря 2021 года . Проверено 4 декабря 2021 г.
  15. ^ Касер, Карл Балканы и Ближний Восток: введение в общую историю. Архивировано 28 ноября 2015 г. в Wayback Machine, стр. 135.
  16. ^ Язбердыев, д-р Алмаз Библиотеки древнего Мерва. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine. Доктор Язбердыев — директор библиотеки Академии наук Туркменистана, Ашхабад.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Аль-Халили 2011, стр. 67–78
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Лайонс, стр. 55–77.
  19. ^ Мери, Йозеф В. и Джере Л. Бахарах. «Средневековая исламская цивилизация». Том. 1 Индекс А–К . 2006, с. 304.
  20. ^ Браг, Реми (2009). Легенда средневековья: философские исследования средневекового христианства, иудаизма и ислама . Издательство Чикагского университета. п. 164. ИСБН  9780226070803 . Среди переводчиков девятого века также не было мусульман. Почти все они были христианами различных восточных конфессий: якобиты, мельхиты и, прежде всего, несториане.
  21. ^ «Вит. Багдад» . Архивировано из оригинала 7 января 2010 г. Проверено 22 декабря 2006 г.
  22. ^ Мохади, Маулуд (февраль 2019 г.). «Дом мудрости (Байт аль-Хикма), образовательное учреждение во времена династии Аббасидов. Историческая перспектива» . Пертаника Журнал социальных и гуманитарных наук . 27 (2): 1297–1313.
  23. ^ Лайонс, Джонатан (2008). Дом Мудрости . п. 65.
  24. ^ Джозеф А. Анджело (2014). Энциклопедия космоса и астрономии . Издательство информационной базы. п. 78. ИСБН  978-1438110189 .
  25. ^ Брентьес, Соня; Моррисон, Роберт Г. (1 января 2000 г.), Ирвин, Роберт (редактор), «Науки в исламских обществах (750–1800 гг.)» , Новая Кембриджская история ислама (1-е изд.), Cambridge University Press, стр. 564–639, doi : 10.1017/chol9780521838245.024 , ISBN.  978-1139056144 , получено 18 декабря 2020 г.
  26. ^ Аль-Халили 2011, с. 64
  27. ^ Аль-Халили 2011, с. 58
  28. ^ Искандар, Альберт З. (2008). «Хунайн ибн Исхак». В Селин, Хелейн (ред.). Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . стр. 1081–1083. дои : 10.1007/978-1-4020-4425-0_9796 . ISBN  978-1402045592 .
  29. ^ Джинджериш, Оуэн (апрель 1986 г.). «Исламская астрономия». 4 . 254 : 74–83.
  30. ^ Аль-Халили 2011, с. 135
  31. ^ Аль-Халили 2011, с. 233
  32. ^ «Нашествие монголов и разрушение Багдада» . Утерянная исламская история . Архивировано из оригинала 14 августа 2016 г. Проверено 27 октября 2014 г.
  33. ^ Михал Биран, «Библиотеки, книги и передача знаний в Ильханиде Багдаде», Журнал экономической и социальной истории Востока 62, 2-3 (2019): 470-471.
  34. ^ Салиба, с. 243
  35. ^ Мюррей, Стюарт (2019). Библиотека: иллюстрированная история . Skyhorse Publishing Company, Inc., стр. 33–43. ISBN  978-1628733228 .
  36. ^ Сьюзи, Эльхафез (14 июля 2017 г.). «Дом мудрости: междисциплинарность в арабо-исламской империи» . Академическая платформа . Архивировано из оригинала 10 декабря 2021 года . Проверено 10 декабря 2021 г.
  37. ^ Аль-Халили, Джим (2011). Дом мудрости: как арабская наука спасла древние знания и подарила нам Возрождение . Пингвин. стр. 107–133. [ ISBN отсутствует ]
  38. ^ Розенталь, Франц Классическое наследие в исламе. Издательство Калифорнийского университета, Беркли и Лос-Анджелес, 1975, с. 6 [ ISBN отсутствует ]
  39. ^ Адамсон, Лондон Средневековые мыслители Петра Великого: Издательство Оксфордского университета Аль-Кинди, Нью-Йорк, 2007, с. 6. Лондон [ ISBN отсутствует ] Питер Адамсон — преподаватель поздней античной философии в Королевском колледже.
  40. ^ Аль-Халили 2011, с. 88
  41. ^ Аль-Джахиз, Книга аль-Хайвана , том. 4 (Аль-Матбаа аль-Хамидия аль-Мисрия, Каир, 1909 г.), с. 23
  42. ^ ФСТЦ (10 августа 2007 г.). «Механика Бану Муса в свете современных систем и техники управления» . www.muslimheritage.com . Фонд науки, технологий и цивилизации (FSTC). Архивировано из оригинала 25 апреля 2018 г. Проверено 25 апреля 2018 г.
  43. ^ Кучер
  44. ^ Хосеп Касуллерас (2007). «Бану Муса» . В Вирджинии Тримбл; Томас Р. Уильямс; Кэтрин Брейчер; Ричард Джаррелл; Джордан Д. Марше; Ф. Джамиль Рагеп (ред.). Биографическая энциклопедия астрономов . Springer Science & Business Media. стр. 92–93. ISBN  978-0387304007 .
  45. ^ Эхсан Масуд (2009). Наука и ислам: история . Иконка Букс Лимитед. стр. 161–163. ISBN  978-1848311602 .
  46. ^ Аль-Халили 2011, стр. 152–171
  47. ^ Мур
  48. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аль-Халили, стр. 79–92
  49. ^ Хоккей 1249
  50. ^ Заимече, с. 2
  51. ^ Гутас, Дмитрий (1998). Греческая мысль, арабская культура: греко-арабское переводческое движение в Багдаде и раннее общество Аббасаидов (2-4/5-10 вв.) (арабская мысль и культура) . п. 59.
  52. ^ Лайонс, Джонатан (2014). «Бейт аль-Хикма». В Калине, Ибрагим (ред.). Оксфордская энциклопедия философии, науки и технологий в исламе . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  53. ^ Хайреттин Ючесой (2009). «Перевод как самосознание: древние науки, допотопная мудрость и движение переводов Аббасидов» . Журнал всемирной истории . 20 (4): 523–557. дои : 10.1353/jwh.0.0084 . ISSN   1527-8050 . S2CID   145580480 .
  54. ^ Холм, Аудун (2010). Геометрия: наше культурное наследие (2-е изд.). Берлин: Шпрингер. ISBN  9783642144417 . OCLC   676701072 .
  55. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Алжирани, Адель Абдул-Азиз; Мохади, Маулуд (01 сентября 2017 г.). «Дом мудрости (Байт аль-Хикма) и его цивилизационное влияние на исламские библиотеки: историческая перспектива» . Средиземноморский журнал социальных наук . 8 (5): 179–187. дои : 10.1515/mjss-2017-0036 . ISSN   2039-2117 .
  56. ^ «La Maison de Sagesse» . Архивировано из оригинала 18 декабря 2016 года.
  57. ^ «МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРЕМИЯ ПАМЯТИ ДЕМОКРАТИИ И МИРА 2016: Дом мудрости в шорт-листе | Le Mauricien» . www.lemauricien.com (на французском языке). 12 апреля 2016 г. Архивировано из оригинала 13 сентября 2017 г. Проверено 13 сентября 2017 г.
  58. ^ УТРО, ВКЛ (17 февраля 2018 г.). «Le Matin – Новые Шелковые пути, призыв к Конвивенсии» . Утро . Архивировано из оригинала 07 мая 2018 г. Проверено 19 февраля 2018 г.
  59. ^ «Потомитан-Самарканд: Международный институт исследований Центральной Азии (МИЦАИ) и MDS Фес-Гранада, исторический знак конвивенсии» . www.potomitan.info . Архивировано из оригинала 02.11.2020 . Проверено 19 апреля 2018 г.

Библиография [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1925edc3e1c01c8f684b4f543fe0bfe3__1718161140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/19/e3/1925edc3e1c01c8f684b4f543fe0bfe3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
House of Wisdom - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)