Битва при Таласе
| |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть мусульманского завоевания Трансоксианы | |||||||
![]() Движение в Среднюю Азию : Китайский (Танская армия) Турки (армия Тан, позже армия Аббасидов) Арабы (армия Аббасидов) Тибетцы (тибетская армия) | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Сила | |||||||
30 000 солдат Аббасидов | 10 000 танских солдат | ||||||
20 000 тюркских наемников [а] [2] [3] | |||||||
Жертвы и потери | |||||||
Неизвестный | Неизвестный |
Битва при Таласе ( китайский : 怛羅斯戰役 Dáluósī zhànyì ; арабский : معركة نهر طلاس Ma'rakat nahr Ṭalās ) — вооруженное противостояние между халифатом Аббасидов и Тибетской империей против династии Тан в 751 году нашей эры. В июле того же года армии Тан и Аббасидов столкнулись на реке Талас из-за контроля над регионами, окружающими Сырдарью . Согласно китайским источникам, первоначально он был отмечен несколькими днями военного тупика, прежде чем баланс сил был решительно склонен в пользу Аббасидов из-за дезертирства союзной Танской колонны наемников, состоящей примерно из 20 000 турок-карлуков , которые впоследствии сыграли жизненно важную роль в разгроме Танской армии.
Это поражение было замечено [ когда? ] западным миром как конец экспансии династии Тан на запад. Однако халиф посла быстро отправил в Чанъань , который прибыл 7 декабря 752 года с просьбой о восстановлении дипломатических отношений. [4] В ответ танский император простил провокацию Аббасидов, но продолжил экспансию в Среднюю Азию ; Танская армия под предводительством Фэн Чанцина в 753 году начала наступление на Великое Голубое королевство на территории современного Кашмира. К 821 году арабские мусульмане утратили прямой контроль над своими территориями в Центральной Азии, и тюркского происхождения Газневиды восстали . к власти в регионе в 977 году. Достижения, достигнутые мусульманским завоеванием Трансоксианы, были полностью потеряны в 1124 году, когда немусульманин Кара-Китай завоевал этот регион. Аббасиды придавали большое значение контролю над этой территорией, поскольку она была стратегическим пунктом на Шелковом пути ; Говорят, что китайские пленники, захваченные в Таласе в 751 году, познакомили с изготовлением бумаги народы Западной Азии .
Расположение
[ редактировать ]
Точное место боя не подтверждено, но предполагается, что оно произошло недалеко от Тараза и Таласа , на границе современного Казахстана и Кыргызстана . Китайское имя 怛羅斯 ; Далуоси впервые был замечен в рассказе Сюаньцзана . Ду Хуань расположил город недалеко от западного стока реки Чуй . [1]
Фон
[ редактировать ]
Города-оазисы на Шелковом пути в Центральной Азии когда-то находились под контролем Тюргешей , но тюркская во второй половине VII века племенная конфедерация погрузилась в хаос. Императрица Ву вернула себе контроль над бассейном Тарима у Тибетской империи в 692 году в рамках экспансии Тан во Внутренней Азии , и города-оазисы стали основным источником дохода для Тан. В 705 году Кутайба ибн Муслим начал возглавлять армию Омейядов в кампаниях по завоеванию городов вдоль Шелкового пути, используя распри между тюргешами. [5] Халифат завоевал города-оазисы Бухару и Самарканд , расширив границы своей империи на восток. В это же время тюргешский каган Сулук начал объединять враждующие тюргешские племена. [6] Мусульманской, тибетской и танской армиям предстоит два столкновения. В 715 году Алутар стал королем Ферганы с помощью Омейядов и тибетских солдат. Свергнутый Ихшид бежал в контролируемую Таном Куку и попросил помощи у императора Тан Сюаньцзуна ; 10 000 танских солдат восстановили Ихшида в качестве короля Ферганы. В 717 году арабские солдаты Омейядов при поддержке Тибетской империи осадили город Аксу в Таримской котловине, но потерпели поражение от танских военных в битве при Аксу .

В 715 году танский император отклонил требование вождя тюргешского племени Сулука о признании каганом, вместо этого предложив ему звание герцога в танской армии. В ответ Сулук вторгся в Таримскую котловину вместе с тибетцами, но они были вытеснены конницей Ашина Сианя . [7] Сулук и его солдаты регулярно бросали вызов контролю Омейядов-Танг над городами-оазисами. Перед смертью Сулука его солдаты потерпели поражение от Тан в 736 году и от Халифата в 737 году. [8] В то же время тюргешские племена основали металлургическую промышленность в контролируемой Танами Ферганской долине , области, которая также была домом для важных центров производства железа. Карлуки , федерация трёх тюргешских племен с поселениями вокруг Тянь-Шаня , были производителями и экспортёрами железного оружия в Тибетскую империю и династию Тан. [9]
В 747 году танский генерал Гао Сяньчжи , успешно сражавшийся с Тибетской империей в горах Памира , установил контроль над регионом Гилгит . В начале 748 года персидский генерал Аббасидов Абу Муслим занял Мерв , столицу Большого Хорасана , и возглавил то, что стало известно как Революция Аббасидов . В 750 году Абу аль-Аббас ас-Саффах был провозглашен первым халифом Аббасидов в великой мечети Куфы . Халифат Омейядов пал в 750 году в битве при Забе . [10] Абу Муслим собрал армию, включавшую как мусульман, так и немусульман, которую он отправил на запад, чтобы взять под контроль территорию Омейядов. Танский генерал и генерал Аббасидов в конечном итоге встретились в 750 году, когда короли городов Шелкового пути Ташкента и Ферганы обратились за поддержкой к своим имперским повелителям в битве за господство. Гао Сяньчжи после осады завоевал контролируемый Аббасидами Ташкент. Генерал Аббасидов Зияд ибн Салих [1] бежал из Ташкента в Самарканд, где собрал войска и двинулся на восток, чтобы противостоять армии Тан. В Фергане танский генерал Гао Сяньчжи собрал армию, завербовав турок-карлуков. Во время правления Лалитадитьи Муктапиды , династия Каркота в Кашмире, признавшая Тан как сюзерена или своего вассального господина, поддержала китайцев против тибетцев. [11] Кашмир участвовал в битве на помощь Тану. [12] [13]
Боевой
[ редактировать ]
Численность участников боевых действий, участвовавших в Таласской битве, достоверно неизвестна. По оценкам Китая, армия Аббасидов насчитывала 200 000 солдат, включая контингенты их тибетского союзника. С другой стороны, согласно арабским данным, объединенные китайские силы составляют 100 000 человек. Но китайские источники сообщают, что объединенная армия насчитывает 10 000 танских пехотинцев и 20 000 наемников-карлуков. [14] « Тундянь » (801 г.), самое раннее повествование о самой битве с обеих сторон, предполагает 30 000 смертей, а Старая книга Тан (945 г.) насчитывает 20 000 смертей в этой битве. [1] Самый ранний арабский отчет о битве, взятый из Аль-Камиля фи ат-Тариха (1231 г.), предполагает 50 000 погибших и 20 000 пленных. [15] Официальная позиция Гао Сяньчжи была позицией посланника Аньси Цзеду. [16] Общая численность танских войск, находящихся под юрисдикцией, составляла 24 000 человек и располагалась в четырех странах: Цюцзы, Яньци, Хотан и Шуле. [17]
В июле 751 года мусульманские силы, в том числе наемники-карлуки, столкнулись с силами Тан на берегах реки Талас. Мусульманский генерал собрал свои войска в стандартный строй: лучники впереди, копейщики позади и тяжелая кавалерия вместе с гвардией. Гао Сяньчжи собрал свою армию аналогичным образом: профессионально обученная тяжелая пехота из арбалетчиков и копейщиков впереди и во второй линии соответственно, а более легкие колонны ферганских наемников позади, с турками-карлуками на крайнем правом фланге. и левые фланги. [18] Последовательность первых трех дней битвы была похожа друг на друга: китайцы атаковали первыми с фронта, а их лучники и арбалетчики наносили существенный урон арабским лучникам с большей точностью и превосходством в дальнем бою в арбалетах. [19] [18] Арабским лучникам пришлось отступить за своими копейщиками, а арабские копейщики бросились вперед, при этом линии пехоты столкнулись между копейщиками Тан и Аббасидов. Однако профессиональная тяжелая пехота Тан была лучше бронирована и могла выдержать больше ранений, чем их арабские коллеги, и ей удалось отбросить арабскую пехоту назад, несмотря на ее численное превосходство. [20] Мусульманский генерал попытался ослабить давление на свою пехоту, отправив свою тяжелую кавалерию атаковать более легкую колонну кавалерии на китайских флангах. Однако эта атака не смогла обойти отряды Гао с фланга, и китайскому генералу пришлось бросить в бой свои резервы. Аналогичная последовательность событий произошла на второй и третий дни, но на четвертый день карлукские наемники предали китайцев и атаковали их фланги слева и справа, в то время как арабская пехота предприняла лобовую атаку. [21]
Танская армия потерпела сокрушительное поражение из-за дезертирства карлукских наемников и отступления ферганских союзников, первоначально поддерживавших китайцев. Наемники-карлуки, составляющие две трети армии Тан, во время битвы перешли на сторону Аббасидов; Войска Карлука атаковали танскую армию с близкого расстояния, в то время как основные силы Аббасидов атаковали с фронта. Танские войска не смогли удержать свои позиции, и командующий танскими войсками Гао Сяньчжи осознал, что поражение неизбежно, и сумел бежать вместе с некоторыми из своих танских регулярных войск с помощью Ли Сие . Из примерно 10 000 танских солдат только 2 000 удалось вернуться из Таласа на свою территорию в Центральной Азии. Несмотря на поражение в битве, Ли все же нанес тяжелые потери преследующей арабской армии после упрека Дуань Сюши . [22]
Последствия
[ редактировать ]
Согласно тексту Аль-Макдиси , одного из немногих сохранившихся арабских источников о битве, генерал Аббасидов Абу Муслим взял 5000 китайских пленников и конфисковал имущество из военного лагеря Тан. По словам Аль-Макдиси, Абу Муслим подготовил свои силы и технику для вторжения на территорию, контролируемую Таном. Однако сначала ему было вручено письмо халифа Ас-Саффаха , в котором сообщалось, что его услуги необходимы на посту губернатора Хорасана . [25] После битвы при Таласе арабы вынудили китайскую армию покинуть регион Гилгит . [26] [27] [28] [29] [30]
Восстание Ань Лушань положило конец присутствию Тан в Центральной Азии и вынудило их отойти от северо-западной границы; поскольку после битвы арабы не продвинулись дальше, Талас не имел стратегического значения. [31] [32] После битвы небольшое количество карлуков приняло ислам. Однако большинство не обращалось в ислам до середины 10 века, когда султан Сатук Бугра Хан основал Кара-Ханидское ханство . [33] [34] [35] [36] [37] Это произошло задолго до того, как династия Тан ушла из Центральной Азии.
Халиф Ас-Саффах умер в 754 году. Китайские источники сообщают, что его преемник, халиф Аббасидов Аль-Мансур , регулярно отправлял свои дипломатические делегации в Китай. Делегации Аль-Мансура были известны в Китае как Хайи Таши ( «Черные одежды »). [38] Вскоре после битвы при Таласе внутреннее восстание Ань Лушаня и последующее военачальство дали арабам возможность для дальнейшей экспансии в Центральную Азию, поскольку тибетцы захватили регион между арабами и Китаем, а влияние Тан в регионе отступило. [39] Восстание Ань Лушань вспыхнуло в 755 году и продолжалось до 763 года, вынудив танскую армию отступить от северо-западной границы после почти столетия суверенитета. Это фактически положило конец присутствию Тан в Центральной Азии. [40] В 756 году Аль-Мансур послал 3000 наемников на помощь императору Тан Сюаньцзуну в восстании Ань Лушаня. [41] Резня иностранных арабских и персидских купцов-мусульман, совершенная Тянь Шэнгуном, произошла во время восстания Ань Лушаня в Янчжоуской резне (760 г.) . [42]

Династия Тан восстановила свою власть спустя десятилетия после восстания Ань Лушаня и все еще была в состоянии начать наступательные завоевания и кампании, такие как разрушение Уйгурского каганата в Монголии в 840–847 годах. [43] Именно восстание Хуан Чао (874–884 гг.) навсегда разрушило власть династии Тан, поскольку Хуан не только опустошил север, но и вошел в южный Китай, чего Ань Лушань не смог сделать из-за битвы при Суйяне. Армия Хуана на юге Китая совершила резню в Гуанчжоу против иностранных арабских и персидских мусульманских, зороастрийских, еврейских и христианских купцов в 878–879 годах в морском порту и торговом центре Гуанчжоу . [44] и захватил обе столицы династии Тан, Лоян и Чанъань. Средневековый китайский источник утверждал, что Хуан Чао убил 8 миллионов человек. [45] Несмотря на то, что Хуан Чао в конечном итоге потерпел поражение, танские императоры потеряли всю свою власть из-за региональных цзедуши , а бывший лейтенант Хуан Чао Чжу Вэнь, перешедший на сторону Танского двора, превратил танских императоров в своих марионеток и завершил разрушение Чанъаня, демонтировав Чан. 'ан и транспортировку материалов на восток, в Лоян, когда он заставил суд перенести столицу. Чжу Вэнь сверг последнего императора Тан в 907 году и основал Поздний Лян (Пять династий) , погрузив Китай в период Пяти династий и Десяти королевств , когда региональные военачальники цзедуши провозгласили свои собственные династии и королевства.
Тибетская империя начала нападать на Китай в период, когда тибетская армия также завоевала территории в Гиндукуше и горах Памира у индийских королевств и способствовала созданию восточно-индийской империи Пала во второй половине 8-го века. [46] Лишь при пятом аббасидском халифе Харуне ар-Рашиде был установлен формальный военный союз между Таном, уйгурскими турками и Аббасидами, которые вступили в бой с тибетской армией на западной тибетской границе с арабами. В то же время уйгуры воевали с тибетцами на Шелковом пути. [47] Карлуки расширили свои поселения вокруг Тянь-Шаня , а также поселились на западе в контролируемых Аббасидами Фергане и Тухаристане . Железное оружие продолжало экспортироваться в Тибет и Китай по Шелковому пути между Кукой и Аксу возле бассейна Тарима . Арабские источники сообщают, что в X веке в Аксу и Фергане были рынки для торговцев оружием. [9]

Талас находится на территории современного Кыргызстана и был частью Шелкового пути. От Дуньхуана в Китае, вдоль края пустыни Такла-Макан , проходя через города-оазисы, такие как Куча , дороги шли через регион, который арабы называли Трансоксиана . Шелковый путь в Трансоксиане проходил через Талас, Ташкент , Самарканд и Хорезм . Поворачивая на юг, дороги шли через Кундуз в современном Афганистане , горы Памира можно было пересечь по дорогам, идущим через Куляб и Балх в районе Бактрии . Отсюда в нынешнюю Индию можно было попасть по дороге через Бамиан , ведущей через Гиндукуш . Мусульманское влияние на этих центральноазиатских торговых путях началось в VIII веке, одним из ключевых событий стала битва при Таласе. До Таласа большую часть дорог контролировали буддисты. Среднеазиатский буддизм пришел в упадок после битвы при Таласе. [49]
После восстания Ань Лушаня дипломатический обмен между буддийскими индийскими королевствами и династией Тан практически прекратился. До восстания Ань Лушаня от 640 до 750 дипломатических посланников из индийских королевств, часто в сопровождении буддийских монахов . двор Тан регулярно посещали [11] Китайский буддизм превратился в независимую религию с отдельными духовными элементами, такими как буддизм Чистой Земли и дзэн . Китай стал центром восточноазиатского буддизма , создав канон и распространившись на Японию и Корею. [50] Битва при Таласе не ознаменовала конец буддизма или китайского влияния в регионе. Буддийское Кара-Китаньское ханство разбило турок -сельджуков и Кара-Ханидов в битве при Катване в 1141 году, отвоевав большую часть Центральной Азии у Карлукского Кара-Ханидского ханства в XII веке. Кара-кидани также вновь ввели китайскую систему имперского правления, поскольку Китай по-прежнему пользовался уважением и уважением в регионе даже среди мусульманского населения. [51] [52] а кара-кидани использовали китайский в качестве официального языка. [53] Правителей каракиданей мусульмане называли «китайцами». [54]
Производство бумаги
[ редактировать ]
По словам персидского историка XI века Аль-Таалиби , китайские пленные, захваченные в битве при Таласе в 751 году, познакомили Самарканд с производством бумаги . [55] [56] Они занимались изготовлением бумаги, живя на землях, оккупированных Аббасидами после Таласа. [57] Однако эта версия вряд ли соответствует действительности. Бумага уже использовалась по всей Центральной Азии к 8 веку; фрагменты бумаги, датируемые 4—5 вв., найдены в районах Турфана и Гаочана , а письма, написанные на согдийском языке между 4—6 вв., — в Дуньхуане и Лоулани . Одним из таких писем было сообщение с Самаркандом. По словам Джонатана Блума, бумага использовалась в Самарканде и, вероятно, производилась там за несколько десятилетий до битвы. Несколько бумажных документов также были обнаружены недалеко от Пенджикента на горе Муг, горной крепости, которая, вероятно, возникла еще до мусульманского завоевания Трансоксианы . Они были либо местными, либо происходили от буддийских монахов, действующих в этом регионе. К VIII веку китайская бумага в основном изготавливалась из лубяных волокон, а исламская бумага - в основном из тряпичных волокон. Блум предполагает, что производители бумаги уже довольно давно действовали в Центральной Азии и научились использовать тряпичные волокна, а не лубяные волокна, в качестве основного материала для изготовления бумаги. [58]
Ни один исторический китайский источник не сообщает о передаче технологий через военнопленных, и современных арабских отчетов о передаче бумаги не существует. Ду Хуань , который был захвачен армией Аббасидов в битве при Таласе и по возвращении в Китай опубликовал свои путевые заметки, задокументировал, что китайскими ремеслами, такими как ткачество из шелка китайские военнопленные, жившие на территории, контролируемой Аббасидами, занимались . Возможно, это была традиция упоминать китайских мастеров, которые издавна пользовались уважением в исламских странах, а китайская бумага оставалась ценным продуктом на протяжении веков. писателя По словам Аль-Надима, багдадского X века, китайские мастера изготавливали бумагу в Хорасане . Только после того, как первая бумажная фабрика была построена в 794–795 годах в Багдаде , бумага начала производиться во всем исламском мире, и бумага начала заменять папирус . [59]
Современная оценка
[ редактировать ]Среди первых историков, провозгласивших важность этой битвы, был русский историк Василий Бартольд , по мнению которого: «Ранние арабские историки, занятые повествованием о событиях, происходивших тогда в Западной Азии, не упоминают об этой битве; но она несомненно, имело большое значение в истории Западного Туркестана, поскольку определяло вопрос, какая из двух цивилизаций, китайская или мусульманская, должна преобладать на земле [Туркестана]». [60]
Потери Тан в 8000 солдат можно сравнить с общей численностью более 500 000 человек накануне восстания Ань Лушань. [61] По мнению Бартольда, в течение первых трех столетий ислама главным источником был ат-Табари (который дошел до наших дней в компиляции Ибн аль-Асира ), датируемой 915 годом. Ни Табари, ни ранние исторические труды Арабы упоминают об этом; однако заявление Атира подтверждается китайской «Историей династии Тан» . [62]
Профессор Денис Синор заявил, что именно вмешательство во внутренние дела Западно-Тюркского каганата положило конец китайскому господству в Центральной Азии, поскольку разрушение Западного каганата избавило мусульман от их величайшего противника, а не битва при Таласе завершилась Китайское присутствие. [63]
Китайский историк Бай Шоуи писал, что в то же время, когда произошел Талас, Тан также послал армию из города Шибао в Цинхае в Суяб и укрепил китайский контроль над тюргешами . По словам Бая, китайская экспансия в Центральную Азию не прекратилась после битвы при Таласе. [ нужна страница ] Китайский командующий Фэн Чанцин , который занял позицию от Гао Сяньчжи через Ван Чжэнцзяна, практически пронесся по региону Кашмира и захватил Гилгит вскоре, два года спустя, . Даже Ташкент восстановил свой вассальный статус в 753 году, когда Тан даровал своему правителю титул. Бай также утверждает, что китайское влияние к западу от Памира определенно не прекратилось в результате битвы. Государства Центральной Азии, находящиеся под контролем мусульман, такие как Самарканд , продолжали запрашивать у Тан помощь против арабов, и в 754 году все девять королевств Западного Туркестана снова направили Танам петиции с просьбой напасть на арабов, и Тан продолжал отклонять такие просьбы. как это было на протяжении десятилетий. Фергана , участвовавшая в битве ранее, фактически присоединилась к вспомогательным войскам Центральной Азии с китайской армией по призыву и вошла в Ганьсу во время восстания Ань Лушань в 756 году. [64] Бай также отметил, что отношения между китайцами и арабами не ухудшились, поскольку Аббасиды продолжали без перерыва отправлять посольства в Китай после битвы. Всего в результате таких визитов между 752 и 798 годами было получено 13 дипломатических подарков. [65]
Профессор Сюэ Цзунчжэн пришел к выводу, что, кроме передачи бумаги, нет никаких доказательств, подтверждающих геополитические или демографические изменения, возникшие в результате этой битвы. Фактически, кажется, что влияние Тан в Центральной Азии даже усилилось после 751 года и что к 755 году власть Тан в Центральной Азии достигла своего зенита. Некоторые факторы после битвы были приняты к сведению еще до 751 года. Во-первых, карлуки никогда ни в каком смысле не оставались в оппозиции к китайцам после битвы. В 753 году Карлук Ябгу подчинился колонне Чэн Цяньли и захватил А-Буси, китайского наемника, который перешел на сторону вождя Тунлу ранее в 743 году, получив свой титул в суде 22 октября. [66]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Бай 2003 , стр. 224–225.
- ^ Бартольд, Уильям (2003), Туркестан вплоть до монгольского вторжения , Лондон: Oxford University Press, стр. 196
- ^ Кеннеди, Хью (2013). Армии халифов: армия и общество в раннем исламском государстве . Рутледж . стр. 96–99. ISBN 978-1-134-53113-4 .
- ^ Бай 2003 , стр. 241–242.
- ^ Голден, Питер Б. (2011). Центральная Азия в мировой истории . Издательство Оксфордского университета. п. 59. ИСБН 978-0-199-79317-4 .
- ^ Скафф, Джонатан Карам (2012). Суй-Танский Китай и его тюрко-монгольские соседи: культура, власть и связи, 580–800 . Издательство Оксфордского университета. стр. 181–182. ISBN 978-0-199-73413-9 .
- ^ Скафф, Джонатан Карам (2012). Суй-Танский Китай и его тюрко-монгольские соседи: культура, власть и связи, 580-800 . Издательство Оксфордского университета. п. 182. ИСБН 978-0-199-73413-9 .
- ^ Голден, Питер Б. (2011). Центральная Азия в мировой истории . Издательство Оксфордского университета. п. 60. ИСБН 978-0-199-79317-4 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б ЛаРокка, Дональд Дж. (2006). Воины Гималаев: заново открывая оружие и доспехи Тибета . Метрополитен-музей. п. 22. ISBN 978-1-588-39180-3 .
- ^ Карш, Эфраим (2007). Исламский империализм: история . Издательство Йельского университета. п. 22. ISBN 978-0-300-12263-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сен, Тансен (2003). Буддизм, дипломатия и торговля: перестройка китайско-индийских отношений, 600–1400 гг . Гавайский университет Press. стр. 30–34. ISBN 978-0-824-82593-5 .
- ^ Лейди, Дениз Патри; Страхан, Донна К. (2010). Воплощение мудрости: китайские буддийские и даосские скульптуры в Метрополитен-музее . Метрополитен-музей. п. 96. ИСБН 978-1-588-39399-9 .
- ^ Хойланд, Роберт Г. (2015). На пути Бога: арабские завоевания и создание исламской империи . Издательство Оксфордского университета. п. 186. ИСБН 978-0-199-91636-8 .
- ^ Бай 2003 , стр. 224–226.
- ^ Сюэ, Цзунчжэн (1998). Протектораты Аньси и Бэйтинг: исследование пограничной политики на западной границе династии Тан . Хэйлунцзянская образовательная пресса. стр. 256–257. ISBN 7-5316-2857-0 .
- ^ Новая книга Тан. Биография Гао Сяньчжи. (на литературном китайском языке). 1060. стр. Том 70. Император продвинул Сяньчжи Хунлуцина и Фальшивого Юши Чжунчэна и заменил Линча на посту военного губернатора четырех городов.
- ^ Старая книга Тан по географии 1. (на литературном китайском языке). 945. стр. гл.18.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Льюис 2009 .
- ^ Кларк, Никола Кларк (22 марта 2018 г.), «Талас, битва при» , Оксфордский словарь поздней античности , Oxford University Press, ISBN 978-0-198-66277-8 , получено 21 марта 2024 г.
- ^ Донвито, Филиппо (2015). «Коварные вспомогательные войска: Битва на реке Талас». Средневековая война . 5 (1): 22–27. ISSN 2211-5129 . JSTOR 48578413 .
- ^ Тор, генеральный директор (2009). «Исламизация Центральной Азии в эпоху Саманидов и изменение мусульманского мира». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 72 (2): 279–299. дои : 10.1017/S0041977X09000524 . ISSN 0041-977X . JSTOR 40379005 .
- ^ Бай 2003 , стр. 226–228.
- ^ Симс, Элеонора (2002). Бесподобные образы: персидская живопись и ее истоки . Издательство Йельского университета. стр. 293–294. ISBN 978-0-300-09038-3 .
- ^ Карамян, Голамреза; Максимюк, Катажина (2017). Короны, шляпы, тюрбаны и шлемы: головные уборы в истории Ирана . Тегеранский университет Азад. п. 251. ИСБН 978-8-362-44719-0 .
- ^ Ахмед, Асад К.; Садеги, Бехнам; Хойланд, Роберт Г.; Сильверстайн, Адам (2014). Исламские культуры, исламские контексты: очерки в честь профессора Патрисии Кроун . Брилл. п. 269. ИСБН 978-9-004-28171-4 .
- ^ Раббани, генеральный директор (1981). Древний Кашмир: историческая перспектива . Гульшан. п. 15.
- ^ Шайва, Пирзада Гулам Расул (2021). Чудесные чудеса суфийских святых Кашмира: Маджммоа Масмуа . Ашраф Фазили. п. 22.
- ^ Шах, Саид Ашраф (2021). Ислам в Кашмире . Ашраф Фазили. п. 91.
- ^ Шах, Саид Ашраф (2021). Цветочный сад: Пош-и-Чаман . Ашраф Фазили. п. 70.
- ^ Исследования J&K, проводимые раз в два года . Управление библиотек, исследований, музеев и археологии. 1976. с. 46.
- ^ ред. Старр, 2004 г. Архивировано 30 ноября 2022 г. в Wayback Machine , стр. 39.
- ^ Millward 2007. Архивировано 30 ноября 2022 года в Wayback Machine , стр. 36.
- ^ Подмигните, Андре (2002). Винк 2002, с. 68 . Брилл. ISBN 0391041746 . Архивировано из оригинала 30 ноября 2022 года . Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ Лапидус, Ира М. (2012). Лапидус 2012, с. 230 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-51441-5 . Архивировано из оригинала 30 ноября 2022 года . Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ Эспозито 1999, с. 351.
- ^ Алгар, Айла Эсен (1992). Лифчез и Алгар 1992, с. 28 . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-07060-8 . Архивировано из оригинала 30 ноября 2022 года . Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ Соучек 2000, с. 84.
- ^ Висвизи, Анна; Литрас, Милтиадис Д.; Альхалаби, Вади; Чжан, Си (2019). Новый Шелковый путь ведет через Аравийский полуостров: освоение глобального бизнеса и инноваций . Изумруд. п. 19. ISBN 978-1-787-56679-8 .
- ^ Льюис 2009 , с. 158.
- ^ Старр, С. Фредерик (2004). Синьцзян: мусульманская граница Китая . Я Шарп. п. 39. ИСБН 978-0-765-63192-3 .
- ^ Нидэм, Джозеф; Хо, Пин-Ю; Лу, Гвей-Джен; Сивин, Натан (1980). Химия и химическая технология, спагирические открытия и изобретения: аппараты, теории и дары . Наука и цивилизация в Китае. Том. В:4. Издательство Кембриджского университета. п. 416. ИСБН 052108573X .
- ^ Ван 2017 , с. 11; Ци 2010 , с. 221-227.
- ^ Баумер 2012 , с. 310.
- ^ Гернет 1996 , с. 292.
- ^ «История династии Тан и пяти династий»: « Чжуо Уцзы прокомментировал: ' Сицзун судил людей по их внешнему виду и потерял воровское гнездо, в результате чего восемь миллионов человек были убиты, а кровь пролилась на три тысячи миль '»
- ^ Сен, Тансен (2003). Буддизм, дипломатия и торговля: перестройка китайско-индийских отношений, 600–1400 гг . Гавайский университет Press. п. 34. ISBN 978-0-824-82593-5 .
- ^ ван Шайк, Сэм (2011). Тибет: История . Издательство Йельского университета. стр. 29–30. ISBN 978-0-300-15404-7 .
- ^ Акри, Андреа (2018). «Морской буддизм» . Оксфордская исследовательская энциклопедия религии . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/акр/9780199340378.013.638 . ISBN 978-0-199-34037-8 . Архивировано из оригинала 19 февраля 2019 года . Проверено 30 мая 2021 г.
- ^ Фольц, Ричард (2010). Религии Шелкового пути: домодернистские модели глобализации . Спрингер. п. 55. ИСБН 978-0-230-10910-0 .
- ^ Льюис 2009 , с. 159.
- ^ Биран, Михал. «Биран 2012, стр. 90» . Архивировано из оригинала 31 июля 2021 года . Проверено 2 ноября 2017 г.
- ^ Биран 2012, с. 90. Архивировано 14 апреля 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Поцци, Янхунен и Вейерс, 2006, стр. 114.
- ^ Биран 2005 , с. 93.
- ^ Меггс, Филип Б. История графического дизайна. John Wiley & Sons, Inc., 1998 г. (стр. 58). ISBN 0-471-29198-6
- ^ Курайши, Силим «Обзор развития производства бумаги в исламских странах», Bookbinder , 1989 (3): 29–36.
- ^ Парк 2012 , с. 25.
- ^ Блум 2001 , стр. 38–45.
- ^ Парк 2012 , стр. 25–26; Блум 2001 , стр. 38–45.
- ^ Бартольд 1928 , стр. 180–196.
- ^ Бай 2003 , стр. 219–223.
- ^ Бартольд 1928 , стр. 2–3.
- ^ [Кембриджская история ранней Внутренней Азии, Sinor 1990, стр. 344.]
- ^ Бай 2003 , стр. 233–234.
- ^ Бай 2003 , стр. 239–242.
- ^ Сюэ, Цзунчжэн (1998). Протектораты Аньси и Бэйтинг: исследование пограничной политики на западной границе династии Тан . Хэйлунцзянская образовательная пресса. стр. 260–281. ISBN 7-5316-2857-0 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бай, Шоуи (2003), История народа хуэй в Китае [ История китайских мусульман ] (на китайском языке), том. 2, Пекин: Книжная компания Чжунхуа, ISBN 7-101-02890-Х
- Бартольд, Василий (1928), (Западный) Туркестан до монгольского нашествия , Мунширам Манохарлал, ISBN 978-8-121-50544-4
- Баумер, Кристоф (2012), История Центральной Азии: эпоха степных воинов
- Блум, Джонатан (2001), Бумага перед печатью: история и влияние бумаги в исламском мире , издательство Йельского университета, ISBN 0-300-08955-4
- Герне, Жак (1996), История китайской цивилизации (2-е изд.), Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-49781-7
- Пак, Хёнхи (2012), Картирование китайского и исламского миров: межкультурный обмен в досовременной Азии , Cambridge University Press, ISBN 978-1-139-53662-2
- Льюис, Марк Эдвард (2009), Космополитическая империя Китая: династия Тан , издательство Гарвардского университета, ISBN 978-0-674-05419-6
- Ци, Дунфан (2010), «Золотые и серебряные изделия на месте кораблекрушения Белитунг» , Краль, Регина; Гай, Джон; Уилсон, Дж. Кейт; Рэби, Джулиан (ред.), Кораблекрушение: сокровища Тан и муссонные ветры , Вашингтон, округ Колумбия: Галерея Артура М. Саклера, Смитсоновский институт, стр. 221–227, ISBN 978-1-588-34305-5 , заархивировано из оригинала (PDF) 4 мая 2021 г. , получено 9 февраля 2022 г.
- Ван, Лэй (2017), Самые ранние мусульманские общины в Китае , Кираат, том. 8, Эр-Рияд: Центр исследований и исламских исследований имени короля Фейсала, с. 11, ISBN 978-6-038-20639-3
42 ° 31'30 "N 72 ° 14'0" E / 42,52500 ° N 72,23333 ° E