Цзин Хао
Цзин Хао | |
---|---|
Рожденный | в. 855 |
Умер | 915 |
Известный | Рисование |
Движение | Северный пейзажный стиль |

Цзин Хао ( китайский : 荆浩 ; Уэйд-Джайлз : Чинг Хао , также известный как Хунгузи ) (ок. 855–915) [1] был китайским художником-пейзажистом и теоретиком искусства периода Пяти династий и Десяти королевств в Северном Китае. Как художника, его часто называют вместе со своим учеником Гуань Дуном одной из наиболее важных фигур в развитии стиля монументальной пейзажной живописи , появившегося ближе к концу периода Пяти династий. Позже этот стиль стал известен как стиль северного пейзажа ; это сильно повлияло на традиции художников Северной Сун . Как теоретик, он несет наибольшую ответственность за систематизацию теорий, лежащих в основе творчества более поздних художников, а его трактаты по живописи и эстетике продолжали служить учебниками для художников Северной Сун более века после его смерти.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Цзин Хао начал свою творческую карьеру в последние годы правления династии Тан . Первоначально на него повлияло внимание к монументальным пейзажам танских художников. Их цель выразить величие и гармонию природы была продемонстрирована такими признанными мастерами, как Ван Вэй . После краха Тан Северный Китай погрузился в период политического хаоса — Пяти династий , — в котором утвердились пять отдельных правящих линий, которые были быстро разрушены в результате фракционной борьбы. Отвращение к суматохе своей эпохи привело Цзин Хао к уединению в северных горах Тайхан . Здесь он провел большую часть своей жизни, занимаясь художественным развитием.
Тайхан — изолированный регион густых облачных лесов, перемежающийся зазубренными вершинами. Эти уникальные географические особенности сделали этот регион особенно подходящим для растущего интереса Цзин к методам отмывки чернил . Цзин был одним из первых китайских художников, которые использовали размывку тушью ( ёнмо ) для имитации глубины и атмосферной перспективы . Опираясь на подход, первоначально предложенный танскими художниками, такими как Сян Жун , Цзин писал, что основная цель техники ёнмо заключалась в том, чтобы «различить более высокие и низкие [части объектов] с помощью градации тонов чернил и четко представлять поверхностность и глубину». заставляя их выглядеть естественно, как если бы они не были нарисованы кистью». О самом Сяне Цзин писал, что более ранний художник «достиг секрета таинственной истины только благодаря использованию чернильной смывки», но критиковал Сяна за отсутствие определенности, сетуя на то, что у Сяна «не было твердости в его манере письма». Цзин отошел от такого подхода, используя в своих пейзажах смесь атмосферных чернил и смелых мазков, чтобы точно передать Пейзажи Шаньси , в которых он работал. Эта техника, называемая кунь фа , будет характеризовать все его основные работы, а также работы других художников, которые будут изучать его работы в последующие годы.
В своих трудах Цзин описывал цунь фа как способ позволить сердцу следовать за кистью. Он писал: «Образ нужно хватать без колебаний, чтобы не пострадало представление. Если чернила слишком насыщенные, они теряют свою выразительность; если тон слишком слабый, он не сможет достичь должной силы». Другими словами, он стремился позволить более плотным формам спонтанно принять форму из чернильной жидкости, подобно скалистым утесам, выступающим из туманных бассейнов. Эта спонтанность легко очевидна в его сохранившихся работах, таких как « Гора Лу» .
Отмеченные работы
[ редактировать ]
Несмотря на его влияние на развитие северокитайской живописи , до наших дней сохранились немногие работы Цзин Хао, а те, что есть, находятся в плохом состоянии. Образцом его стиля чаще всего считается « Гора Лу» , рисунок тушью на шелковом свитке, который дает довольно фантастическое изображение одной из природных достопримечательностей Цзянси . [2] Работа представляет собой плотную вертикальную композицию, в которой используется недавно разработанная Цзин техника кунь фа, позволяющая сжать пейзаж в слои выступающих каменных столбов между пропастями тумана. Замкнутое пространство композиции усиливает монументальность горы, занимающей около 90% свитка. Люди и здания, хотя и нарисованы с удивительным реализмом и резко контрастируют с окружающим атмосферным ландшафтом, уменьшены до почти незаметных размеров и сгруппированы у подножия горы в самом низу свитка, что еще больше передает пугающее величие мир природы над преходящей деятельностью человека. Ученые, однако, отметили, что туман на горе Лу играет лишь минимальную роль по сравнению с тем, который можно увидеть в некоторых других работах Цзин, и используется гораздо более консервативно, чем обычно для художника - факт, который привел к некоторым спекуляциям среди художников. историки полагают, что именно эта работа может представлять собой «воспоминание» о более позднем периоде жизни художника.

Музей Нельсона-Аткинса
Помимо горы Лу , до настоящего времени сохранилась только еще одна крупная сохранившаяся работа с подписью Цзин Хао. Картина «Путешественники в заснеженных горах» была обнаружена во время раскопок гробницы и в настоящее время выставлена в Музее Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити , штат Миссури . Однако, хотя археологические данные свидетельствуют о том, что картина действительно датируется серединой X века — периодом, совпадающим с продуктивными годами Цзина, — некоторые ученые поставили под сомнение ее авторство. Несмотря на подпись, ряд искусствоведов, в том числе Джонатан Хэй из Нью-Йоркского университета , Института изящных искусств считают картину слишком «примитивной», чтобы быть созданной художником с репутацией Цзин. Поэтому приписывание этой работы Цзин Хао остается предметом академических споров.
Бифа Джи
[ редактировать ]Несмотря на то, что Цзин Хао восхищался как художник в свое время и за его пределами, он добился наибольшей известности как теоретик, и именно во время своего уединения в Тайхане Цзин Хао написал, возможно, его самый значительный вклад в китайское искусство - трактат о живописи. со смиренным названием «Бифа Цзи» («Заметки о манере письма»), которое обеспечит теоретическую основу школы Северной Сун на более чем столетие вперед.
В «Бифа Цзи» , написанном в виде повествования, теории Цзин Хао об искусстве представлены в вымышленном разговоре, который он ведет со стариком, которого он встречает на дороге, блуждая по горам. Старик, мудрец, читает художнику лекцию, в которой описывает пять основных основ живописи: первая — дух , вторая — ритм , третья — мысль , четвертая — декорации , пятая — кисть и, наконец, шестая — тушь. . Историки искусства отмечают, что они почти наверняка задуманы как контраргумент «шести принципам» знаменитого дотанского теоретика Се Хэ , который подчеркивал технические основы живописи — мазки и применение цвета. Цзин Хао предлагает более логический и аналитический подход, сначала устанавливая абстрактные понятия, такие как мысль и ритм, а затем переходя от них к практическому применению.
Описав поочередно каждую из шести основ, мудрец делает следующий шаг, который заложит основу школы Северной Сун , создавая различие между хуа («подобие», передающее внешний вид вещи) и ши ( «вещество», передающее присущую вещи природу). Он настаивает на том, что тип мазка, используемый в картине, должен соответствовать внутренней природе изображаемого предмета — например, камни нужно писать широкими, твердыми мазками, цветы — нежными, тонкими мазками и т. д. В «Бифа Цзи» Цзин утверждает, что художник должен стремиться найти тонкий баланс между передачей физического сходства объекта и передачей эмоционального характера, которым он обладает, или, по словам историка Майкла Салливана , художник должен стремиться к гармонии между формой и духом. . Поиск такого баланса между реальным и абстрактным станет основой китайской художественной критики на многие столетия вперед.
Влияние на более поздних художников
[ редактировать ]
Теории Цзин Хао об искусстве послужили основой для большей части того, что должно было произойти во времена поздней династии Сун . Наиболее очевидным является его влияние на своего ученика Гуань Дуна , который провел много лет, обучаясь у Цзин в горах провинции Шаньси , и который позже расширил свои теории хуа и ши, распространив эти понятия не только на пейзажи, но и на времена года. животные и люди тоже. В начале 17 века известный династии Мин историк искусства Дун Цичан классифицировал Цзин Хао и Гуань Тонга как двух основателей стиля северного пейзажа, противопоставляя их двум основателям южной школы, Дун Юаню и Джурану , которые развивали свои теории одновременно. время. [3] Действительно, эти две пары были настолько близки, что их часто называли просто «Цзин-Гуань» и «Дун-Джу» соответственно. Но слава Цзина была очевидна и в его эпоху, поскольку его работы продолжали изучать художники эпохи Сун, такие как Фань Куан , который, как и Цзин, ушел в уединение и провел последние годы своей жизни в горах Шаньси , чтобы стать ближе к природе.
См. также
[ редактировать ]- Фан Куан
- Ли Ченг
- Сян Жун
- Се Хэ
- Китайское искусство
- История китайского искусства
- Живопись династии Тан
- Список китайских художников
Примечания
[ редактировать ]- ^ Барнхарт, стр. 93.
- ^ Некоторые ученые спорят, действительно ли эта работа была написана Цзин Хао - Барнхарт, стр. 93.
- ^ «Цзин Хао и Гуань Тонг». Архивировано 29 ноября 2009 г. в Wayback Machine.
Ссылки
[ редактировать ]- Барнхардт, Ричард М.; Синь, Ян ; Цунчжэн, Не; Кэхилл, Джеймс ; Шаоцзюнь, Ланг; Ву, Хун (2002). Три тысячи лет китайской живописи . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-09447-7 , ISBN 978-0-300-09447-3 (мягкая обложка).
- Хэй, Джонатан (2008). Путешественники в заснеженных горах: переоценка . Журнал «Ориентации». Том 39, номер 8. Ноябрь/декабрь 2008 г. Гонконг.
- Салливан, Майкл (1999). Искусство Китая . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520218765 (мягкая обложка).
- Уотсон, Уильям (2003). Искусство Китая 900-1620 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-09835-9 , ISBN 978-0-300-09835-8 (мягкая обложка).
