Фан Куан
Фан Куан | |
---|---|
Рожденный | в. 960 Хуа-юань (сегодня: район Яочжоу), провинция Шэньси. |
Умер | в. 1030 |
Национальность | китайский |
Известный | Пейзажи |
Движение | Северный пейзажный стиль |
Фань Чжунчжэн (ок. 960 – ок. 1030), [3] [1] любезное имя Чжунли , более известный под псевдонимом Фань Куан ( китайский : 范寬 ; пиньинь : Фан Куан ; Уэйд-Джайлс : Фань Куан ), был китайским художником-пейзажистом династии Сун . Он был одновременно даосом и неоконфуцианцем . [4]
«Путешественники среди гор и ручьев» , большой свисающий свиток , — самая известная работа Фань Куана, возможно, единственная сохранившаяся. [4] и основополагающая картина школы Северной Сун. Он устанавливает идеал монументальной пейзажной живописи, к которому более поздние художники снова и снова возвращались за вдохновением. [5] Очевидна классическая китайская перспектива трех планов — ближнего, среднего (представленного водой и туманом) и дальнего. В отличие от более ранних примеров китайского ландшафтного искусства, величие природы является основной темой, а не просто фоном. [3] Едва можно увидеть поезд с вьючными лошадьми, выходящий из леса у подножия высокой пропасти. Стиль картины включает в себя архаичные условности, восходящие к династии Тан . [6]
Историк Патрисия Эбри объясняет свой взгляд на картину следующим образом:
...передний план, представленный на уровне глаз, выполнен четкими, четко выраженными мазками. Ярко изображены выступающие валуны, жесткие кустарниковые деревья, поезд мулов на дороге и храм в лесу на скале. Между передним планом и возвышающейся центральной вершиной позади есть подходящий разрыв, который рассматривается как фон, подвешенный и вставленный в прорезь позади переднего плана. В этой сцене есть человеческие фигуры, но легко представить, что они подавлены масштабом и загадочностью своего окружения. [7]
Шедевр Фана « Путешественники среди гор и ручьев» несет в себе утраченную полускрытую подпись, обнаруженную заново только в 1958 году. [6]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Эбри, Кембриджская иллюстрированная история Китая , 162.
- ^ Лю, 50.
- ^ Jump up to: а б Конрад Широкауэр; Миранда Браун; Дэвид Лурье; Сюзанна Гей (1 января 2012 г.). Краткая история китайской и японской цивилизаций . Cengage Обучение. п. 223. ИСБН 0-495-91322-7 .
- ^ Jump up to: а б Макинтайр, Дженнифер Норинг. «Неоконфуцианство и Фань Куан, Путешественники по ручьям и горам» . Ханская академия . Проверено 3 июня 2023 г.
- ^ Салливан, Искусство Китая , 179.
- ^ Jump up to: а б Салливан, Искусство Китая , 180.
- ^ Эбри, Кембриджская иллюстрированная история Китая , 162–163.
Ссылки
[ редактировать ]- Лю, Пинхэн (1989) Шуй мо инь юнь, ци юнь шэн донг де Чжунго хуэй хуа (тушь и стирка, яркая китайская живопись) = Туманная и оживленная китайская живопись. Тайбэй Ши: Го ли ли ши бо у гуань ( 国立Исторический музей) . ).
- Эбри, Патрисия Бакли. Кембриджская иллюстрированная история Китая . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1999.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Галерея живописи Фань Куана в Китайском онлайн-музее
- Другие картины Фань Куана в Музее изящных искусств, Бостон. Архивировано 22 июля 2009 г. в Wayback Machine.
- Фан Куан, Двуязычное исследование его жизни и творчества (английский и китайский)
- «Ясные и сияющие пейзажи: искусство Ван Хуэя (1632–1717)» , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Фань Куане (см. Указатель)