Неоконфуцианство
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Август 2012 г. ) |
Часть серии о |
Конфуцианство |
---|
Неоконфуцианство | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Неоконфуцианство династий Сун и Мин | ||
Упрощенный китайский | Неоконфуцианство династий Сун и Мин | ||
Буквальный смысл | «Рациональный идеализм [династии] Сун-Мин» | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
вьетнамский | Физика | ||
Китайские иероглифы | Неоконфуцианство | ||
Корейское имя | |||
хангыль | Неоконфуцианство | ||
Ханджа | Сексология | ||
| |||
Японское имя | |||
Кандзи | Неоконфуцианство династий Сун и Мин | ||
Хирагана | Сомин Ригаку | ||
|
Неоконфуцианство ( китайский : 宋明理學 ; пиньинь : Sòng-Míng lϐxué , часто сокращается до lϐxué 理學, буквально «Школа принципов») — моральная , этическая и метафизическая китайская философия, находящаяся под влиянием конфуцианства , зародившаяся у Хань Юя ( 768–824) и Ли Ао (772–841) в династии Тан и стал известен во времена династий Сун и Мин по формулировкам Чжу Си (1130–1200). После монгольского завоевания Китая в тринадцатом веке китайские ученые и чиновники восстановили и сохранили неоконфуцианство как способ защиты культурного наследия Китая. [1]
Неоконфуцианство могло быть попыткой создать более рационалистическую и светскую форму конфуцианства путем отказа от мистических элементов даосизма и буддизма , которые оказали влияние на конфуцианство во время и после династии Хань. [2] Хотя неоконфуцианцы критиковали даосизм и буддизм, они действительно оказали влияние на философию, а неоконфуцианцы заимствовали термины и концепции. Однако в отличие от буддистов и даосов, которые видели в метафизике катализатор духовного развития, религиозного просвещения и бессмертия, неоконфуцианцы использовали метафизику как руководство для развития рационалистической этической философии. [3] [4] Традиционные конфуцианские верования , такие как гендерные роли, также были включены, что привело к обесцениванию женщин в Корее .
Происхождение [ править ]
Неоконфуцианство берет свое начало во времена династии Тан; Учёные-конфуцианцы Хань Юй и Ли Ао считаются предшественниками неоконфуцианцев династии Сун. [3] Философ династии Сун Чжоу Дуньи (1017–1073) считается первым настоящим «пионером» неоконфуцианства, использовавшим даосскую метафизику в качестве основы для своей этической философии. [4] Неоконфуцианство было одновременно возрождением классического конфуцианства, обновленным в соответствии с социальными ценностями династии Сун, и реакцией на вызовы философии и религии буддизма и даосизма, возникшие во времена династий Чжоу и Хань. [5] Хотя неоконфуцианцы осуждали буддийскую метафизику, неоконфуцианство все же заимствовало даосскую и буддийскую терминологию и концепции. [3]
Одним из наиболее важных представителей неоконфуцианства был Чжу Си (1130–1200). Его учение было настолько влиятельным, что оно было интегрировано в экзамены на государственную службу примерно с 1314 по 1905 год. [6] Он был довольно плодовитым писателем, поддерживающим и защищающим свои конфуцианские убеждения о социальной гармонии и правильном личном поведении. Одной из наиболее запомнившихся ему стала книга «Семейные ритуалы» , где он дал подробные советы о том, как проводить свадьбы, похороны, семейные обряды и почитание предков. Вскоре его привлекла буддийская мысль, и он начал в конфуцианском стиле выступать за соблюдение буддистами высоких моральных стандартов. Он также считал, что для практических дел важно заниматься как академическими, так и философскими занятиями, хотя его труды больше сосредоточены на вопросах теоретического (а не практического) значения. Считается, что он написал множество эссе, пытаясь объяснить, почему его идеи не были буддийскими или даосскими, и включал в себя несколько резких обвинений в отношении буддизма и даосизма. После эпохи Синин (1068–1077) Ван Янмин (1472–1529) обычно считается самым важным неоконфуцианским мыслителем. Интерпретация конфуцианства Ваном отрицала рационалистический дуализм ортодоксальной философии Чжу.
В неоконфуцианском сообществе существовало множество конкурирующих взглядов, но в целом возникла система, которая напоминала как буддийскую, так и даосскую (даосскую) мысль того времени, а также некоторые идеи, выраженные в « И Цзин» («Книге перемен»), а также в других книгах. теории инь-ян , связанные с символом Тайцзи ( Тайдзиту ). Хорошо известным неоконфуцианским мотивом являются картины , на которых Конфуций , Будда и Лао-Цзы пьют из одной и той же банки с уксусом, картины, связанные с лозунгом «Три учения - одно!»
Хотя неоконфуцианство включало в себя буддийские и даосские идеи, многие неоконфуцианцы решительно выступали против буддизма и даосизма. Действительно, они отвергли буддийскую и даосскую религии. Одно из самых известных эссе Хань Юя осуждает поклонение буддийским реликвиям . Тем не менее, неоконфуцианские писания адаптировали буддийские мысли и верования к конфуцианским интересам. В Китае неоконфуцианство было официально признанным вероучением с момента его развития во время династии Сун до начала двадцатого века, а страны в сфере Китая Сун ( Вьетнам , Корея и Япония ) все находились под глубоким влиянием неоконфуцианства на протяжении многих лет. более полутысячелетия.
Философия [ править ]
Неоконфуцианство — это социальная и этическая философия, использующая в качестве основы метафизические идеи, некоторые из которых заимствованы из даосизма. Философию можно охарактеризовать как гуманистическую и рационалистическую, с верой в то, что вселенную можно понять с помощью человеческого разума и что человечество должно создать гармоничные отношения между вселенной и человеком. [7]
Рационализм неоконфуцианства контрастирует с мистикой ранее господствовавшего чань-буддизма . В отличие от буддистов, неоконфуцианцы верили, что реальность существует и может быть понята человечеством, даже если интерпретации реальности немного различались в зависимости от школы неоконфуцианства. [7]
Но дух неоконфуцианского рационализма диаметрально противоположен духу буддийского мистицизма. В то время как буддизм настаивал на нереальности вещей, неоконфуцианство подчеркивало их реальность. Буддизм и даосизм утверждали, что существование возникло из несуществования и вернулось в него; Неоконфуцианство рассматривало реальность как постепенную реализацию Великого Предела... Буддисты, а также в некоторой степени даосы полагались на медитацию и прозрение для достижения высшего разума; Неоконфуцианцы предпочли следовать Разуму. [8]
Важность ли в неоконфуцианстве дала этому движению китайское название, буквально «Изучение Ли ».
Школы [ править ]
Неоконфуцианство было гетерогенной философской традицией и обычно делится на две разные школы.
Модель двух школ против трех модели школ
В средневековом Китае основное направление неоконфуцианской мысли, получившее название «школа Дао», долгое время относило мыслителя по имени Лу Цзююань к числу неортодоксальных, неконфуцианских писателей. Однако в 15 веке уважаемый философ Ван Янмин встал на сторону Лу и раскритиковал некоторые основы школы Дао, хотя и не отверг ее полностью. [9] Возражения против философии Янмина возникли еще при его жизни, и вскоре после его смерти Чэнь Цзянь (1497–1567) сгруппировал Вана вместе с Лу как неортодоксальных писателей, разделив неоконфуцианство на две школы. [10] В результате неоконфуцианство сегодня обычно делится на две разные школы мысли. Школа, которая оставалась доминирующей на протяжении средневековья и раннего Нового времени, называется школой Чэн-Чжу из- за уважения, которое она оказывает Чэн И , Чэн Хао и Чжу Си . Менее доминирующей и противостоящей школой была школа Лу-Вана , основанная на уважении к Лу Цзююаню и Ван Янмину.
В отличие от этой двухветвевой модели новоконфуцианский Моу Цзунсан утверждает, что существовала третья ветвь обучения, школа Ху-Лю , основанная на учениях Ху Хуна (Ху Уфэн, 1106–1161) и Лю Цзунчжоу (Лю Цзишань, 1578–1645). Значение этой третьей ветви, по мнению Моу, заключалось в том, что они представляли прямую линию пионеров неоконфуцианства Чжоу Дуньи, Чжан Цзая и Чэн Хао. Более того, эта третья школа Ху-Лю и вторая школа Лу-Ван вместе взятые образуют истинное основное направление неоконфуцианства вместо школы Чэн-Чжу. Основное направление представляло собой возврат к учению Конфуция , Мэн-цзы , Доктрине среднего и комментариям к Книге Перемен . Таким образом, школа Ченг-Чжу была лишь ветвью меньшинства, основанной на Великом Учении и ошибочно предпочитавшей интеллектуальные исследования изучению мудрости. [11]
Школа Ченг-Чжу [ править ]
Формулировка неоконфуцианского мировоззрения Чжу Си такова. Он считал, что Дао ( китайский : 道 ; пиньинь : дао ; букв. «путь») Тянь ( китайский : 天 ; пиньинь : tiān ; букв. «небеса») выражается в принципе или ли ( китайский : 理 ; пиньинь : lǐ ), но он покрыт материей или ци ( китайский : 氣 ; пиньинь : qì ). В этом его система основана на буддийских системах того времени, которые разделяли вещи на принцип (опять же, ли) и функции ( китайский : 事 ; пиньинь : ши ). В неоконфуцианской формулировке ли само по себе чисто и почти совершенно, но с добавлением ци возникают низменные эмоции и конфликты. Человеческая природа изначально хороша, утверждали неоконфуцианцы (вслед за Мэн-цзы ), но не чиста, если не предпринимаются действия по ее очищению. Тогда императивом является очищение своей ли . Однако, в отличие от буддистов и даосов, неоконфуцианцы не верили во внешний мир, не связанный с миром материи. Кроме того, неоконфуцианцы в целом отвергали идею реинкарнации и связанную с ней идею карма .
У разных неоконфуцианцев были разные идеи о том, как это сделать. Чжу Си верил в гэву ( китайский : 格物 ; пиньинь : géwù ), исследование вещей, по сути, академическую форму наблюдательной науки, основанную на идее о том, что ли находится внутри мира.
Школа Лу-Вана [ править ]
Ван Янмин (Ван Шурен), вероятно, второй по влиятельности неоконфуцианец, пришел к другому выводу: а именно, что если ли присутствует во всех вещах, а ли находится в сердце-разуме, то нет лучшего места для поиска, чем внутри самого себя. . Его предпочтительным методом для этого был цзинцзо ( китайский : 靜坐 ; пиньинь : jìngzuò ; букв. «тихое сидение»), практика, которая сильно напоминает Чань (Дзен) медитацию , или цзочан ( японский : 座禅 ; китайский : 坐禪 ; пиньинь : zuòchán) . ; букв. «сидячая медитация»). Ван Янмин развил идею врожденного знания , утверждая, что каждый человек от рождения знает разницу между добром и злом . Такое знание интуитивное и нерациональное . Эти революционные идеи Ван Янмина позже вдохновили выдающихся японских мыслителей, таких как Мотоори Норинага , который утверждал, что благодаря синтоистским божествам только японцы обладали интуитивной способностью различать добро и зло без сложной рационализации. Школа мысли Ван Янмина ( Оёмей-гаку по-японски) также частично обеспечила идеологическую основу для некоторых самураев, которые стремились действовать, основанные на интуиции, а не на схоластике. По сути, это также обеспечило интеллектуальную основу для радикальных политических действий самураев низкого ранга в десятилетия до Реставрация Мэйдзи (1868 г.), в ходе которой был свергнут сёгунат Токугава (1600–1868 гг.).
В Корее [ править ]
Эта статья является частью серии, посвященной |
Консерватизм в Южной Корее |
---|
В Корее Чосон неоконфуцианство утвердилось в качестве государственной идеологии. Юаньская Чжу оккупация Корейского полуострова привела Си . в Корею школу неоконфуцианства [12] [13] Неоконфуцианство было привнесено в Корею Ан Хяном во времена династии Корё . [ нужна ссылка ] В то время, когда он представил неоконфуцианство, династия Корё находилась в последнем столетии своего существования и находилась под влиянием монгольской династии Юань . [ нужна ссылка ]
Многие корейские ученые посетили Китай в эпоху Юань, и Ан был среди них. В 1286 году он прочитал книгу Чжу Си в Яньцзине и был настолько тронут ею, что полностью переписал книгу и вернулся с ней в Корею. Это очень вдохновило корейских интеллектуалов того времени, и многие, преимущественно представители среднего класса, разочаровавшиеся в излишествах организованной религии (а именно буддизма) и старой знати, приняли неоконфуцианство. Недавно возникшие неоконфуцианские интеллектуалы были ведущими группами, стремившимися свергнуть старую (и находящуюся под все большим иностранным влиянием) династию Корё.
После падения Корё и установления династии Чосон Ли Сон Ге в 1392 году неоконфуцианство стало государственной идеологией. Буддизм и организованная религия в целом считались ядовитыми для неоконфуцианского порядка. Соответственно, буддизм был ограничен и иногда преследовался Чосоном. несколько неоконфуцианских школ (서원 совон и 향교 хянгё Поскольку неоконфуцианство поощряло образование, по всей стране было основано ), в которых появилось много ученых, в том числе Чо Кван Чжо (조광조, 趙光祖; 1482–1520), И Хван (이황,李滉; псевдоним Тогье 퇴계, 退溪; 1501–1570) и И И (이이, 李珥; 1536–1584).
В начале 16 века Чо попытался превратить Чосон в идеальное неоконфуцианское общество с помощью ряда радикальных реформ, пока он не был казнен в 1520 году. Несмотря на это, неоконфуцианство вскоре приобрело еще большую роль в династии Чосон. Вскоре ученые-неоконфуцианцы, уже не ограничиваясь только чтением и запоминанием оригинальных китайских заповедей, начали разрабатывать новые неоконфуцианские теории. И Хван и И И были наиболее выдающимися из этих новых теоретиков.
Самыми выдающимися учениками И Хвана были Ким Сон Ир (金誠一, 1538–1593), Ю Сон Рён (柳成龍 1542–1607) и Чон Гу (한강 정구, 寒岡 鄭逑, 1543–1620), известные как «три богатыря». За ними последовало второе поколение ученых, в число которых входили Чан Хёнван (張顯光, 1554–1637) и Чан Хын Хё (敬堂 張興孝, 1564–1633), а также третье поколение (в том числе Хо Мок , Юн Хю , Юн Сон- До и Сон Си Ёль ), которые перенесли школу в 18 век. [14]
Но неоконфуцианство за относительно быстрое время стало настолько догматичным, что помешало столь необходимому социально-экономическому развитию и изменениям, а также привело к внутренним разногласиям и критике многих новых теорий, независимо от их популярности среди населения. Например, Ван Янмина теории , которые были популярны в китайской династии Мин , считались ересью и резко осуждались корейскими неоконфуцианцами. Кроме того, были исключены любые аннотации к конфуцианскому канону, отличные от Чжу Си. При Чосоне недавно возникший правящий класс под названием Сарим (사림, 士林) также раскололся на политические фракции в соответствии с разнообразием неоконфуцианских взглядов на политику. Существовали две большие фракции и множество подфракций.
Во время японского вторжения в Корею (1592–1598) многие корейские неоконфуцианские книги и ученые были перевезены в Японию и оказали влияние на японских ученых, таких как Фудзивара Сэйка , и повлияли на развитие японского неоконфуцианства.
В Японии [ править ]
Во Вьетнаме [ править ]
В 1070 году император Ли Тхань Тонг открыл в Ханое первый университет Конфуция под названием Ван Миу . Двор Ли, Трун расширил влияние конфуцианства на вьетнамский мандаринский язык посредством годовых экзаменов, продолжал модель династии Тан до тех пор, пока не был аннексирован захватчиками Мин в 1407 году. В 1460 году император Ле Тхань Тонг из династии Ле принял неоконфуцианство в качестве основного принципа Ди Вьет. ценности.
Бюрократические экспертизы [ править ]
Неоконфуцианство стало интерпретацией конфуцианства, овладение которым было необходимо для сдачи бюрократических экзаменов Мин Бенджамин , и продолжалось таким образом во времена династии Цин до конца императорской экзаменационной системы в 1905 году. Однако многие ученые, такие как Эльман , подвергли сомнению степень, в которой их роль в качестве ортодоксальной интерпретации на государственных экзаменах отражает степень, в которой как бюрократы , так и китайское дворянство действительно верили в эти интерпретации, и отметили, что существовали очень активные школы, такие как ханьское учение , которые предлагали конкурирующие интерпретации конфуцианства.
Конкурирующая школа конфуцианства называлась Доказательной школой или Ханьским обучением и утверждала, что неоконфуцианство привело к безнадежному загрязнению учения конфуцианства буддийским мышлением. Эта школа также критиковала неоконфуцианство за чрезмерную озабоченность пустыми философскими спекуляциями, не связанными с реальностью.
Конфуцианский канон [ править ]
Конфуцианский канон в том виде, в котором он существует сегодня, по сути, был составлен Чжу Си . Чжу систематизировал канон Четырех книг (« Великое учение» , «Доктрина среднего» , « Аналитики Конфуция» и « Мэн-цзы» ), которые в последующих династиях Мин и Цин стали основой официальной учебной программы для экзаменов на государственную службу.
Новое конфуцианство [ править ]
В 1920-х годах новое конфуцианство , также известное как современное неоконфуцианство, начало развиваться и поглощать западные знания, чтобы найти способ модернизации китайской культуры на основе традиционного конфуцианства. В центре внимания четыре темы: современная трансформация китайской культуры; Гуманистический дух китайской культуры; Религиозный подтекст в китайской культуре; и Интуитивный образ мышления, позволяющий выйти за рамки логики и уничтожить концепцию анализа исключений. Придерживаясь традиционного конфуцианства и неоконфуцианства, современное неоконфуцианство способствует выходу нации из затруднительного положения, с которым столкнулась древняя китайская традиционная культура в процессе модернизации; более того, он также способствует развитию мировой культуры индустриальной цивилизации, а не традиционных личных чувств. [ нужна ссылка ]
Выдающиеся учёные-неоконфуцианцы [ править ]
Китай [ править ]
- Чэн И (1033–1107) и Чэн Хао (1032–1085)
- Лу Сяншань, также известный как Лу Цзююань (1139–1193).
- Оуян Сю (1007–1072)
- Шао Юн (1011–1077)
- Су Ши , также известный как Су Дунпо (1037–1101).
- Ван Янмин, также известный как Ван Шурен
- У Чэн (1249–1333)
- Е Ши (1150–1223)
- Чжан Ши (1133–1180)
- Чжан Цзай (1020–1077)
- Чжоу Дуньи (1017–1073)
- Чжу Си (1130–1200)
- Чэн Дуаньли (1271–1345)
Корея [ править ]
- Ан Хян (1243–1306)
- U Tak (1263–1342)
- Йи Саек (1328–1396)
- Чон Монджу (1337–1392)
- Чон Доджон (1342–1398)
- Гиль Джэ (1353–1419)
- Ха Рюн
- Гвон Гын
- Чон Инджи (1396–1478)
- Ким Сок Джа
- Ким Чен Джик (1431–1492)
- Нам Хё-он
- Ким Гойл-пиль
- Чо Кван Чжо (1482–1519)
- Со Кёндок
- Йи Он Чжок
- И Хван (псевдоним Тогье ) (1501–1570)
- Джо Сик (1501–1572)
- Рю Сонрён
- Йи Ханг
- Ким Инху
- Ки Дэсын (1527–1572)
- Сон Ик-пилль (1534–1599)
- Сон Хон (1535–1598)
- Йи И (псевдоним Юлгок ) (1536–1584)
- Ким Чансэн (1548–1631)
- Сон Си Ёль (1607–1689)
- И Ган (1677–1727)
- Йи Ик (1681–1763)
- Хан Вонджин (1682–1751)
- Хон Дэён (1731–1783)
- Пак Дживон (1737–1805)
- Парк Джега (1750–1815)
- Чон Як Ён (1762–1836)
Япония [ править ]
- Фудзивара Сейка (1561–1619)
- Хаяси Разан (1583–1657)
- Накаэ Тодзю (1608–1648)
- Ямадзаки Ансай (1619–1682)
- Кумадзава Банзан (1619–1691)
- Ямага Соко (1622–1685)
- Ито Дзинсай (1627–1705)
- Кайбара Эккен (также известный как Эккен) (1630–1714)
- Арай Хакусеки (1657–1725)
- Огю Сорай (1666–1728)
- Накаи Чикудзан (1730–1804)
- Осио Хэйхачиро (1793–1837)
Вьетнам [ править ]
- Ле Ван Тхинь (1050–1096)
- Буй Куок Хай (1141–1234)
- Тран Тай Тонг (1218–1277)
- Труонг Хан Сьеу (1274–1354)
- Чу Ван Ан (1292–1370)
- Ле Куат (1319–1386)
- Нгуен Трай (1380–1442)
- Нго Си Лиен (1400–1498)
- Ле Тхань Тонг (1442–1497)
- Нгуен Бинь Кхием (1491–1585)
- Ле Куи Дон (1726–1784)
- Нгуен Хуен (1835–1909)
- Фан Динь Фунг (1847–1896)
- Минь Манг (1791–1841)
- Ту Дык (1829–1883)
Цитаты [ править ]
- ^ Тейлор, Джей (2011). Генералиссимус: Чан Кайши и борьба за современный Китай . Издательство Гарвардского университета. п. 13.
- ^ Блокер, Х. Джин; Старлинг, Кристофер Л. (2001). Японская философия . СУНИ Пресс. п. 64.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хуан 1999 , с. 5.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чан 1963 , с. 460.
- ^ Левинсон и Кристенсен 2002 , стр. 302–307.
- ^ Левинсон и Кристенсен 2002 , стр. 305–307.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Крейг 1998 , с. 552.
- ^ Чан 1946 , с. 268
- ^ Уилсон, Томас А. (1995). Генеалогия пути: создание и использование конфуцианской традиции в позднем императорском Китае . Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет. Нажимать. стр. 168–169. ISBN 978-0804724258 .
- ^ Бари 1989 , стр. 94–95.
- ^ Яо, Синьчжун (2000). Введение в конфуцианство . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 259 . ISBN 978-0-521-64430-3 .
- ^ Параграф 12 в книге Эмануэля Пастрайха «Рецепция китайской литературы в Корее».
- ^ Майр 2001 , глава 53.
- ^ 【李苏平】 Лису Пин, «О характеристиках и духе корейского конфуцианства», «Исследования Конфуция», выпуск 1, 2008 г. ( Исследования Конфуция 2008.1).См. также Список корейских философов .
Общие источники [ править ]
- Чан, Винг-цит (1963), Справочник по китайской философии , Принстон: Princeton University Press, ISBN 978-0-691-07137-4
- Чан, Винг-цит, пер. «Инструкции для практической жизни и другие неоконфуцианские сочинения» Ван Ян-мина . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета , 1963.
- Чан, Винг-цит (1946). Китай . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета .
- Крейг, Эдвард (1998). Философская энциклопедия Рутледжа, том 7 . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-415-07310-3 .
- Дэхван, Но. «Эклектичное развитие неоконфуцианства и государственного управления с 18 по 19 век» . Корейский журнал (зима 2003 г.).
- де Бари, Уильям Теодор; Чаффи, Джон В., ред. (1989). Неоконфуцианское образование: этап формирования . Издательство Калифорнийского университета. стр. 455–. ISBN 978-0-520-06393-8 .
- де Бари, Уильям Теодор; и др., ред. (2008). Источники восточноазиатской традиции . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. (Том 1 ISBN 978-0-231-14305-9 (Том 2) ISBN 978-0-231-14323-3 )
- де Бари, Уильям Теодор (1989). Послание разума в неоконфуцианстве . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0231068085 .
- Эбри, Патрисия Бакли. Китайская цивилизация: Справочник . Нью-Йорк: Бесплатно, 1993. Печать.
- Хендерсон, Джон Б. (1998). Построение православия и ереси: неоконфуцианские, исламские, еврейские и раннехристианские модели . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780791437599 .
- Хуан, Сиу-чи (1999). Основы неоконфуцианства: восемь основных философов периодов Сун и Мин . Вестпорт: Greenwood Press .
- Левинсон, Дэвид; Кристенсен, Карен, ред. (2002). Энциклопедия современной Азии . Том. 4. Сыновья Чарльза Скрибнера . стр. 302–307.
- Майр, Виктор Х. , изд. (2001). Колумбийская история китайской литературы . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-10984-9 . ( издание Amazon Kindle ).
- Ту Веймин. Неоконфуцианская мысль в действии: юность Ван Янмина (1472–1509) . Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press , 1976.
- Ту Веймин. Конфуцианская мысль: индивидуальность как творческая трансформация . Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка , 1985.
Внешние ссылки [ править ]
- «Неоконфуцианская философия» . Интернет-энциклопедия философии .
- Сочинения православной школы династии Сун (на английском и китайском языках)