Jump to content

Неоконфуцианство

Неоконфуцианство
Китайское имя
Традиционный китайский Неоконфуцианство династий Сун и Мин
Упрощенный китайский Неоконфуцианство династий Сун и Мин
Буквальный смысл «Рациональный идеализм [династии] Сун-Мин»
Вьетнамское имя
вьетнамский Физика
Китайские иероглифы Неоконфуцианство
Корейское имя
хангыль Неоконфуцианство
Ханджа Сексология
Японское имя
Кандзи Неоконфуцианство династий Сун и Мин
Хирагана Сомин Ригаку

Неоконфуцианство ( китайский : 宋明理學 ; пиньинь : Sòng-Míng lϐxué , часто сокращается до lϐxué 理學, буквально «Школа принципов») — моральная , этическая и метафизическая китайская философия, находящаяся под влиянием конфуцианства , зародившаяся у Хань Юя ( 768–824) и Ли Ао (772–841) в династии Тан и стал известен во времена династий Сун и Мин по формулировкам Чжу Си (1130–1200). После монгольского завоевания Китая в тринадцатом веке китайские ученые и чиновники восстановили и сохранили неоконфуцианство как способ защиты культурного наследия Китая. [1]

Неоконфуцианство могло быть попыткой создать более рационалистическую и светскую форму конфуцианства путем отказа от мистических элементов даосизма и буддизма , которые оказали влияние на конфуцианство во время и после династии Хань. [2] Хотя неоконфуцианцы критиковали даосизм и буддизм, они действительно оказали влияние на философию, а неоконфуцианцы заимствовали термины и концепции. Однако в отличие от буддистов и даосов, которые видели в метафизике катализатор духовного развития, религиозного просвещения и бессмертия, неоконфуцианцы использовали метафизику как руководство для развития рационалистической этической философии. [3] [4] Традиционные конфуцианские верования , такие как гендерные роли, также были включены, что привело к обесцениванию женщин в Корее .

Происхождение [ править ]

Бронзовая статуя Чжоу Дуньи в Академии Грота Белого Оленя.

Неоконфуцианство берет свое начало во времена династии Тан; Учёные-конфуцианцы Хань Юй и Ли Ао считаются предшественниками неоконфуцианцев династии Сун. [3] Философ династии Сун Чжоу Дуньи (1017–1073) считается первым настоящим «пионером» неоконфуцианства, использовавшим даосскую метафизику в качестве основы для своей этической философии. [4] Неоконфуцианство было одновременно возрождением классического конфуцианства, обновленным в соответствии с социальными ценностями династии Сун, и реакцией на вызовы философии и религии буддизма и даосизма, возникшие во времена династий Чжоу и Хань. [5] Хотя неоконфуцианцы осуждали буддийскую метафизику, неоконфуцианство все же заимствовало даосскую и буддийскую терминологию и концепции. [3]

Одним из наиболее важных представителей неоконфуцианства был Чжу Си (1130–1200). Его учение было настолько влиятельным, что оно было интегрировано в экзамены на государственную службу примерно с 1314 по 1905 год. [6] Он был довольно плодовитым писателем, поддерживающим и защищающим свои конфуцианские убеждения о социальной гармонии и правильном личном поведении. Одной из наиболее запомнившихся ему стала книга «Семейные ритуалы» , где он дал подробные советы о том, как проводить свадьбы, похороны, семейные обряды и почитание предков. Вскоре его привлекла буддийская мысль, и он начал в конфуцианском стиле выступать за соблюдение буддистами высоких моральных стандартов. Он также считал, что для практических дел важно заниматься как академическими, так и философскими занятиями, хотя его труды больше сосредоточены на вопросах теоретического (а не практического) значения. Считается, что он написал множество эссе, пытаясь объяснить, почему его идеи не были буддийскими или даосскими, и включал в себя несколько резких обвинений в отношении буддизма и даосизма. После эпохи Синин [ чж ] (1068–1077) Ван Янмин (1472–1529) обычно считается самым важным неоконфуцианским мыслителем. Интерпретация конфуцианства Ваном отрицала рационалистический дуализм ортодоксальной философии Чжу.

В неоконфуцианском сообществе существовало множество конкурирующих взглядов, но в целом возникла система, которая напоминала как буддийскую, так и даосскую (даосскую) мысль того времени, а также некоторые идеи, выраженные в « И Цзин» («Книге перемен»), а также в других книгах. теории инь-ян , связанные с символом Тайцзи ( Тайдзиту ). Хорошо известным неоконфуцианским мотивом являются картины , на которых Конфуций , Будда и Лао-Цзы пьют из одной и той же банки с уксусом, картины, связанные с лозунгом «Три учения - одно!»

Хотя неоконфуцианство включало в себя буддийские и даосские идеи, многие неоконфуцианцы решительно выступали против буддизма и даосизма. Действительно, они отвергли буддийскую и даосскую религии. Одно из самых известных эссе Хань Юя осуждает поклонение буддийским реликвиям . Тем не менее, неоконфуцианские писания адаптировали буддийские мысли и верования к конфуцианским интересам. В Китае неоконфуцианство было официально признанным вероучением с момента его развития во время династии Сун до начала двадцатого века, а страны в сфере Китая Сун ( Вьетнам , Корея и Япония ) все находились под глубоким влиянием неоконфуцианства на протяжении многих лет. более полутысячелетия.

Философия [ править ]

Неоконфуцианство — это социальная и этическая философия, использующая в качестве основы метафизические идеи, некоторые из которых заимствованы из даосизма. Философию можно охарактеризовать как гуманистическую и рационалистическую, с верой в то, что вселенную можно понять с помощью человеческого разума и что человечество должно создать гармоничные отношения между вселенной и человеком. [7]

Рационализм неоконфуцианства контрастирует с мистикой ранее господствовавшего чань-буддизма . В отличие от буддистов, неоконфуцианцы верили, что реальность существует и может быть понята человечеством, даже если интерпретации реальности немного различались в зависимости от школы неоконфуцианства. [7]

Но дух неоконфуцианского рационализма диаметрально противоположен духу буддийского мистицизма. В то время как буддизм настаивал на нереальности вещей, неоконфуцианство подчеркивало их реальность. Буддизм и даосизм утверждали, что существование возникло из несуществования и вернулось в него; Неоконфуцианство рассматривало реальность как постепенную реализацию Великого Предела... Буддисты, а также в некоторой степени даосы полагались на медитацию и прозрение для достижения высшего разума; Неоконфуцианцы предпочли следовать Разуму. [8]

Важность ли в неоконфуцианстве дала этому движению китайское название, буквально «Изучение Ли ».

Школы [ править ]

Неоконфуцианство было гетерогенной философской традицией и обычно делится на две разные школы.

Модель двух школ против трех модели школ

В средневековом Китае основное направление неоконфуцианской мысли, получившее название «школа Дао», долгое время относило мыслителя по имени Лу Цзююань к числу неортодоксальных, неконфуцианских писателей. Однако в 15 веке уважаемый философ Ван Янмин встал на сторону Лу и раскритиковал некоторые основы школы Дао, хотя и не отверг ее полностью. [9] Возражения против философии Янмина возникли еще при его жизни, и вскоре после его смерти Чэнь Цзянь (1497–1567) сгруппировал Вана вместе с Лу как неортодоксальных писателей, разделив неоконфуцианство на две школы. [10] В результате неоконфуцианство сегодня обычно делится на две разные школы мысли. Школа, которая оставалась доминирующей на протяжении средневековья и раннего Нового времени, называется школой Чэн-Чжу из- за уважения, которое она оказывает Чэн И , Чэн Хао и Чжу Си . Менее доминирующей и противостоящей школой была школа Лу-Вана , основанная на уважении к Лу Цзююаню и Ван Янмину.

В отличие от этой двухветвевой модели новоконфуцианский Моу Цзунсан утверждает, что существовала третья ветвь обучения, школа Ху-Лю , основанная на учениях Ху Хуна (Ху Уфэн, 1106–1161) и Лю Цзунчжоу (Лю Цзишань, 1578–1645). Значение этой третьей ветви, по мнению Моу, заключалось в том, что они представляли прямую линию пионеров неоконфуцианства Чжоу Дуньи, Чжан Цзая и Чэн Хао. Более того, эта третья школа Ху-Лю и вторая школа Лу-Ван вместе взятые образуют истинное основное направление неоконфуцианства вместо школы Чэн-Чжу. Основное направление представляло собой возврат к учению Конфуция , Мэн-цзы , Доктрине среднего и комментариям к Книге Перемен . Таким образом, школа Ченг-Чжу была лишь ветвью меньшинства, основанной на Великом Учении и ошибочно предпочитавшей интеллектуальные исследования изучению мудрости. [11]

Школа Ченг-Чжу [ править ]

Формулировка неоконфуцианского мировоззрения Чжу Си такова. Он считал, что Дао ( китайский : ; пиньинь : дао ; букв. «путь») Тянь ( китайский : ; пиньинь : tiān ; букв. «небеса») выражается в принципе или ли ( китайский : ; пиньинь : ), но он покрыт материей или ци ( китайский : ; пиньинь : ). В этом его система основана на буддийских системах того времени, которые разделяли вещи на принцип (опять же, ли) и функции ( китайский : ; пиньинь : ши ). В неоконфуцианской формулировке ли само по себе чисто и почти совершенно, но с добавлением ци возникают низменные эмоции и конфликты. Человеческая природа изначально хороша, утверждали неоконфуцианцы (вслед за Мэн-цзы ), но не чиста, если не предпринимаются действия по ее очищению. Тогда императивом является очищение своей ли . Однако, в отличие от буддистов и даосов, неоконфуцианцы не верили во внешний мир, не связанный с миром материи. Кроме того, неоконфуцианцы в целом отвергали идею реинкарнации и связанную с ней идею карма .

У разных неоконфуцианцев были разные идеи о том, как это сделать. Чжу Си верил в гэву ( китайский : 格物 ; пиньинь : géwù ), исследование вещей, по сути, академическую форму наблюдательной науки, основанную на идее о том, что ли находится внутри мира.

Школа Лу-Вана [ править ]

Ван Янмин (Ван Шурен), вероятно, второй по влиятельности неоконфуцианец, пришел к другому выводу: а именно, что если ли присутствует во всех вещах, а ли находится в сердце-разуме, то нет лучшего места для поиска, чем внутри самого себя. . Его предпочтительным методом для этого был цзинцзо ( китайский : 靜坐 ; пиньинь : jìngzuò ; букв. «тихое сидение»), практика, которая сильно напоминает Чань (Дзен) медитацию , или цзочан ( японский : 座禅 ; китайский : 坐禪 ; пиньинь : zuòchán) . ; букв. «сидячая медитация»). Ван Янмин развил идею врожденного знания , утверждая, что каждый человек от рождения знает разницу между добром и злом . Такое знание интуитивное и нерациональное . Эти революционные идеи Ван Янмина позже вдохновили выдающихся японских мыслителей, таких как Мотоори Норинага , который утверждал, что благодаря синтоистским божествам только японцы обладали интуитивной способностью различать добро и зло без сложной рационализации. Школа мысли Ван Янмина ( Оёмей-гаку по-японски) также частично обеспечила идеологическую основу для некоторых самураев, которые стремились действовать, основанные на интуиции, а не на схоластике. По сути, это также обеспечило интеллектуальную основу для радикальных политических действий самураев низкого ранга в десятилетия до Реставрация Мэйдзи (1868 г.), в ходе которой был свергнут сёгунат Токугава (1600–1868 гг.).

В Корее [ править ]

Портрет Чо Кван Чжо

В Корее Чосон неоконфуцианство утвердилось в качестве государственной идеологии. Юаньская Чжу оккупация Корейского полуострова привела Си . в Корею школу неоконфуцианства [12] [13] Неоконфуцианство было привнесено в Корею Ан Хяном во времена династии Корё . [ нужна ссылка ] В то время, когда он представил неоконфуцианство, династия Корё находилась в последнем столетии своего существования и находилась под влиянием монгольской династии Юань . [ нужна ссылка ]

Многие корейские ученые посетили Китай в эпоху Юань, и Ан был среди них. В 1286 году он прочитал книгу Чжу Си в Яньцзине и был настолько тронут ею, что полностью переписал книгу и вернулся с ней в Корею. Это очень вдохновило корейских интеллектуалов того времени, и многие, преимущественно представители среднего класса, разочаровавшиеся в излишествах организованной религии (а именно буддизма) и старой знати, приняли неоконфуцианство. Недавно возникшие неоконфуцианские интеллектуалы были ведущими группами, стремившимися свергнуть старую (и находящуюся под все большим иностранным влиянием) династию Корё.

После падения Корё и установления династии Чосон Ли Сон Ге в 1392 году неоконфуцианство стало государственной идеологией. Буддизм и организованная религия в целом считались ядовитыми для неоконфуцианского порядка. Соответственно, буддизм был ограничен и иногда преследовался Чосоном. несколько неоконфуцианских школ (서원 совон и 향교 хянгё Поскольку неоконфуцианство поощряло образование, по всей стране было основано ), в которых появилось много ученых, в том числе Чо Кван Чжо (조광조, 趙光祖; 1482–1520), И Хван (이황,李滉; псевдоним Тогье 퇴계, 退溪; 1501–1570) и И И (이이, 李珥; 1536–1584).

В начале 16 века Чо попытался превратить Чосон в идеальное неоконфуцианское общество с помощью ряда радикальных реформ, пока он не был казнен в 1520 году. Несмотря на это, неоконфуцианство вскоре приобрело еще большую роль в династии Чосон. Вскоре ученые-неоконфуцианцы, уже не ограничиваясь только чтением и запоминанием оригинальных китайских заповедей, начали разрабатывать новые неоконфуцианские теории. И Хван и И И были наиболее выдающимися из этих новых теоретиков.

Самыми выдающимися учениками И Хвана были Ким Сон Ир (金誠一, 1538–1593), Ю Сон Рён (柳成龍 1542–1607) и Чон Гу (한강 정구, 寒岡 鄭逑, 1543–1620), известные как «три богатыря». За ними последовало второе поколение ученых, в число которых входили Чан Хёнван (張顯光, 1554–1637) и Чан Хын Хё (敬堂 張興孝, 1564–1633), а также третье поколение (в том числе Хо Мок , Юн Хю , Юн Сон- До и Сон Си Ёль ), которые перенесли школу в 18 век. [14]

Но неоконфуцианство за относительно быстрое время стало настолько догматичным, что помешало столь необходимому социально-экономическому развитию и изменениям, а также привело к внутренним разногласиям и критике многих новых теорий, независимо от их популярности среди населения. Например, Ван Янмина теории , которые были популярны в китайской династии Мин , считались ересью и резко осуждались корейскими неоконфуцианцами. Кроме того, были исключены любые аннотации к конфуцианскому канону, отличные от Чжу Си. При Чосоне недавно возникший правящий класс под названием Сарим (사림, 士林) также раскололся на политические фракции в соответствии с разнообразием неоконфуцианских взглядов на политику. Существовали две большие фракции и множество подфракций.

Во время японского вторжения в Корею (1592–1598) многие корейские неоконфуцианские книги и ученые были перевезены в Японию и оказали влияние на японских ученых, таких как Фудзивара Сэйка , и повлияли на развитие японского неоконфуцианства.

В Японии [ править ]

Во Вьетнаме [ править ]

Портрет Чу Ван Ана (1292–1370), выдающегося вьетнамского учителя-конфуцианца XIV века.

В 1070 году император Ли Тхань Тонг открыл в Ханое первый университет Конфуция под названием Ван Миу . Двор Ли, Трун расширил влияние конфуцианства на вьетнамский мандаринский язык посредством годовых экзаменов, продолжал модель династии Тан до тех пор, пока не был аннексирован захватчиками Мин в 1407 году. В 1460 году император Ле Тхань Тонг из династии Ле принял неоконфуцианство в качестве основного принципа Ди Вьет. ценности.

Бюрократические экспертизы [ править ]

Неоконфуцианство стало интерпретацией конфуцианства, овладение которым было необходимо для сдачи бюрократических экзаменов Мин Бенджамин , и продолжалось таким образом во времена династии Цин до конца императорской экзаменационной системы в 1905 году. Однако многие ученые, такие как Эльман , подвергли сомнению степень, в которой их роль в качестве ортодоксальной интерпретации на государственных экзаменах отражает степень, в которой как бюрократы , так и китайское дворянство действительно верили в эти интерпретации, и отметили, что существовали очень активные школы, такие как ханьское учение , которые предлагали конкурирующие интерпретации конфуцианства.

Конкурирующая школа конфуцианства называлась Доказательной школой или Ханьским обучением и утверждала, что неоконфуцианство привело к безнадежному загрязнению учения конфуцианства буддийским мышлением. Эта школа также критиковала неоконфуцианство за чрезмерную озабоченность пустыми философскими спекуляциями, не связанными с реальностью.

Конфуцианский канон [ править ]

Конфуцианский канон в том виде, в котором он существует сегодня, по сути, был составлен Чжу Си . Чжу систематизировал канон Четырех книг Великое учение» , «Доктрина среднего» , « Аналитики Конфуция» и « Мэн-цзы» ), которые в последующих династиях Мин и Цин стали основой официальной учебной программы для экзаменов на государственную службу.

Новое конфуцианство [ править ]

В 1920-х годах новое конфуцианство , также известное как современное неоконфуцианство, начало развиваться и поглощать западные знания, чтобы найти способ модернизации китайской культуры на основе традиционного конфуцианства. В центре внимания четыре темы: современная трансформация китайской культуры; Гуманистический дух китайской культуры; Религиозный подтекст в китайской культуре; и Интуитивный образ мышления, позволяющий выйти за рамки логики и уничтожить концепцию анализа исключений. Придерживаясь традиционного конфуцианства и неоконфуцианства, современное неоконфуцианство способствует выходу нации из затруднительного положения, с которым столкнулась древняя китайская традиционная культура в процессе модернизации; более того, он также способствует развитию мировой культуры индустриальной цивилизации, а не традиционных личных чувств. [ нужна ссылка ]

Выдающиеся учёные-неоконфуцианцы [ править ]

Китай [ править ]

Корея [ править ]

Япония [ править ]

Вьетнам [ править ]

Цитаты [ править ]

  1. ^ Тейлор, Джей (2011). Генералиссимус: Чан Кайши и борьба за современный Китай . Издательство Гарвардского университета. п. 13.
  2. ^ Блокер, Х. Джин; Старлинг, Кристофер Л. (2001). Японская философия . СУНИ Пресс. п. 64.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хуан 1999 , с. 5.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чан 1963 , с. 460.
  5. ^ Левинсон и Кристенсен 2002 , стр. 302–307.
  6. ^ Левинсон и Кристенсен 2002 , стр. 305–307.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Крейг 1998 , с. 552.
  8. ^ Чан 1946 , с. 268
  9. ^ Уилсон, Томас А. (1995). Генеалогия пути: создание и использование конфуцианской традиции в позднем императорском Китае . Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет. Нажимать. стр. 168–169. ISBN  978-0804724258 .
  10. ^ Бари 1989 , стр. 94–95.
  11. ^ Яо, Синьчжун (2000). Введение в конфуцианство . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 259 . ISBN  978-0-521-64430-3 .
  12. ^ Параграф 12 в книге Эмануэля Пастрайха «Рецепция китайской литературы в Корее».
  13. ^ Майр 2001 , глава 53.
  14. ^ 【李苏平】 Лису Пин, «О характеристиках и духе корейского конфуцианства», «Исследования Конфуция», выпуск 1, 2008 г. ( Исследования Конфуция 2008.1).См. также Список корейских философов .

Общие источники [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b0f1930584171a7084db727566b83bdc__1716803100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b0/dc/b0f1930584171a7084db727566b83bdc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Neo-Confucianism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)