Сюаньсюэ
Сюаньсюэ ( упрощенный китайский : метафизика ; традиционный китайский : метафизика ; пиньинь : Сюаньсюэ ; Уэйд-Джайлз : Сюань) 2 -сюэ 2 ), иногда называемый неодаосизмом (неодаосизмом), представляет собой метафизическую постклассическую китайскую философию времен Шести династий (222–589), объединяющую даосские и конфуцианские верования посредством пересмотра и обсуждения. Движение нашло свою библейскую поддержку как в даосских, так и в радикально переосмысленных конфуцианских источниках. Сюаньсюэ , или «Мистическое учение», стало безраздельно господствовать в культурных кругах, особенно в Цзянькане в период разделения. Эта концепция представляла собой более абстрактную, потустороннюю и идеалистическую тенденцию в китайской мысли раннего средневековья. Философы Сюаньсюэ объединили элементы конфуцианства и даосизма, чтобы по-новому интерпретировать « И Цзин» , «Даодэцзин» и «Чжуанцзы» .
Определение [ править ]
Имя сначала состоит из сюань ( 玄 ) «черный, темный; таинственный, глубокий, непонятный, тайный». Это происходит в первой главе Даодэцзин ( « 玄之又玄 , 眾妙之門 »). Слово сюань буквально обозначает оттенок глубокого, мистического, темно-красного цвета. Даодэцзин говорит о Дао как о Сюань , точнее говоря, подчеркивая глубину, полную непроницаемость и глубокую тайну Дао . [1]
Сюэ ( 學 ) означает «учиться, учиться, учиться»; таким образом, сюаньсюэ буквально означает «изучение» или «изучение» «тайного», «таинственного» или «глубокого». Таким образом, значение сюаньсюэ можно охарактеризовать как «изучение таинственного или глубокого».
В современном стандартном китайском использовании сюаньсюэ может означать «неодаосизм», « эзотерика », « метафизика », « спиритуализм » или « мистицизм ». В «Новом трактате об уникальности сознания» Сюн Шили определяется Сюаньсюэ как «темное/неясное/таинственное/глубокое знание». Эту концепцию можно описать такими абстракциями, как «не начинать никаких действий», «пустота», «один и многие», «корень и ветви», «иметь и не иметь», а также «эмоциональные реакции» и «паттерн». . [2]
В современном китайском языке Сюаньсюэ также используется для обозначения астрологии , геомантии и других популярных религиозных искусств . [1] Другой перевод сюаньсюэ может означать «познание тьмы». [3]
История [ править ]
Сюаньсюэ возникла после династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) в раннесредневековом Китае . В основном его представляют несколько ученых, а именно Ван Би (226–249), Хэ Янь (ум. 249), Сян Сю (223–300), Го Сян (ум. 312) и Пэй Вэй (267–300). . [1] В целом эти ученые стремились по-новому интерпретировать социальное и моральное понимание конфуцианства, чтобы сделать его более совместимым с даосской философией. [1] Сюаньсюэ Философы династии Хань были озабочены восстановлением единства и гармонии на земле, не осуждая учения мудрецов , а интерпретируя их по-новому. Таким образом, мыслители Сюаньсюэ разработали свои теории, по-новому интерпретируя отношения между даосскими и конфуцианскими текстами через понимание их общих тем. [1] Благодаря этому синкретическому движению возник «Путь таинственного обучения» ( Сюаньсюэ ).
Двумя влиятельными учеными Сюаньсюэ были Ван Би и Го Сян, редакторы и ведущие комментаторы «Даодецзин » и «Чжуанцзы» соответственно. [1] Например, « Даодэцзин» существует в двух полученных версиях, названных в честь комментариев. В то время как «версия Хэшан Гун» объясняет текстовые ссылки на даосскую медитацию, «версия Ван Би» этого не делает. Рихард Вильгельм сказал, что комментарий Ван Би превратил « Даодецзин » «из сборника магических медитаций в сборник свободных философских изложений ».
Одной из главных определяющих особенностей Чжэнши Сюаньсюэ являются собрания « Чистого разговора » ( 清談 ), которые проводились среди политической и интеллектуальной элиты, начиная с III века, посредством которых интеллектуалы ставили под сомнение традиции и делились своими идеями во времена Вэй - Цзиня и Шести династий. периоды. [4] Эти сессии были преобразованными версиями более политически заряженных протестов «Чистой критики» ( 清議 ) более позднего Хань, которые, в свою очередь, были продолжением практики политических протестов. [4] Большая часть Сюаньсюэ оторвалась от реалий жизни и смогла сбежать от нее.
В V веке н. э. Сюаньсюэ входил в официальную учебную программу Гоцзицзяня вместе с Ру ( конфуцианское обучение), литературой и историей . [1] Хотя Сюаньсюэ не представляет собой одну монолитную школу мысли, она охватывает широкий спектр философских позиций.
Функция [ править ]
Цель Сюаньсюэ — пролить свет на природу и функцию Дао , которое кажется темным и непроницаемым. Все началось с предположения, что все ограниченные во времени и пространстве явления (все «поддающееся названию»; все движение, изменение и разнообразие; короче говоря, все «бытие») производятся и поддерживаются одним безличным принципом, который неограничен, не имеет названия, неподвижен. , неизменный и недиверсифицированный. [5] представляет собой не школу устоявшихся доктрин, а Сюаньсюэ широкий, динамичный интеллектуальный фронт. Многие ученые Сюаньсюэ утверждали, что «слова не могут полностью выразить значение», поскольку значение выходит за пределы ограничивающих границ языка. Сюаньсюэ стремится объединить конфуцианскую и даосскую идеологии с помощью свежих аннотаций и рассуждений, работая с классическими определениями, доктринами и правилами, установленными предыдущими философами. [1]
Концепция Ву занимает центральное место в Сюаньсюэ . Оно переводится как « ничто », «небытие», « небытие », « негативность ». [6] Дао буквально можно описать только как безымянное и бесформенное, не имеющее каких-либо характеристик вещей. То, что Дао является «матерью всей жизни», также занимает центральное место в идеологии Сюаньсюэ . Поскольку Дао является началом всех вещей, будучи одновременно неописуемым и небытием, Дао называют «тёмным» или «таинственным» ( сюань ). [6]
Неверные толкования [ править ]
Сюаньсюэ не следует ошибочно интерпретировать как взаимозаменяемое с Дао . Скорее, Сюаньсюэ — это исследование тайны и тьмы нематериального. Дао представляет сюань , мистическое, занимающее центральное место в философии. Дао учений обеспечивает предмет/основу «Мистического обучения», которое лежит в основе мыслей и Сюаньсюэ . [7]
Сюаньсюэ стремится раскрыть тайну Дао , но не следует путать ее с возрождением предшествующих школ даосизма. [1] Сюаньсюэ стремится к аналитической строгости и ясности в объяснении значения Дао , используя новый, современный язык того времени. Однако критики иногда осуждают его как «темный», поскольку считают, что он сбивает с толку и наносит ущерб процветанию Дао . [8] Они используют такие фразы, как «мрачные слова» ( сюаньян ) или «темные речи» ( сюаньлунь ) в уничижительном смысле, указывая на то, что для них Сюаньсюэ было не чем иным, как запутанным пустым разговором. В этих контекстах сюань можно перевести как «заумный», «неясный» или слова в этом смысле. [8]
Классификация Сюаньсюэ как просто «неодаосизма» вводит в заблуждение предположения о том, что мыслители Вэй-Цзиня всего лишь «переосмысливали конфуцианство через призму даосизма» (Chan 2010: 5). Чан указывает, что, поскольку сюань ( 玄 ) в китайском языке уже является чем-то «неясным» и «несущественным», сюаньсюэ можно оставить «непереведенным, хотя и не необъяснимым» (Чан 2010: 6). Сюаньсюэ также часто называют «глубоким обучением». Хотя «глубокий» более уместен, чем «темный», двусмысленность по-прежнему остается проблемой этой классификации. [8]
Сюаньсюэ — это не своего рода схоластика, противопоставляющая одну школу другой. Вместо того, чтобы рассматривать их как попытку примирить конфуцианство с даосизмом, можно предположить, что их в первую очередь интересовал содержательный вопрос взаимоотношений между минцзяо и цзырань . [8]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Чан, Алан. «Неодаосизм» , Стэнфордская энциклопедия философии.
- ^ Шили, Сюн (2015). Новый трактат о единственности сознания . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. п. 110.
- ^ «Темное обучение | Китайская философия | Британника» . www.britanica.com . Проверено 6 июля 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бо Моу (27 октября 2008 г.). Рутледж История китайской философии . Рутледж. стр. 303–. ISBN 978-1-134-24938-1 .
- ^ Цурхер, Эрик; Твитчетт, Денис К. Китай — Донг (Восточный) Хан , Britannica.com .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б ДжиЛу Лю; Дуглас Бергер (13 июня 2014 г.). Ничто в азиатской философии . Рутледж. стр. 214–. ISBN 978-1-317-68384-1 .
- ^ Селлманн, Джеймс Д. (сентябрь 2020 г.). «Вклад Сюаньсюэ в китайскую философию» . www.researchgate.org .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Неодаосизм» (PDF) . edisciplinas.usp.br . 2 сентября 2014 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Теобальд, Ульрих. «Китайская литература и философия - Сюаньсюэ 玄學 Школа мистерий» . www.chinaknowledge.de .
- Литтлджон, Ронни, «Даосская философия», раздел 11 «Неодаосизм» , Интернет-энциклопедия философии.
- Д'Амброзио, Пол. «Сюаньсюэ «Неодаосизм»: переработка отношений между конфуцианскими и даосскими темами» . academia.edu .
Внешние ссылки [ править ]
- «Философия и религия в раннесредневековом Китае» , sunypress.edu .