Ма Циси
Ма Циси (1857–1914; упрощенный китайский : 马启西 ; традиционный китайский : 馬啟西 ; пиньинь : Му Циси ; Уэйд-Джайлс : Ма Чи-си , Сяоэрцзин : ﻣَﺎ چِ ثِ ), хуэй из Ганьсу , был основателем Сидаотан — китайско-исламская школа мысли.
Часть серии о Ислам в Китае |
---|
![]() |
![]() ![]() |
Образование и преподавание
[ редактировать ]Ма родился в семье Таочжу из Бэйчжуанского менхуаня , суфийского ордена. В 11 лет он учился у немусульманина, который сдал экзамены в частной академии, которую он посещал. Его познакомили со старшим лиценциатом Фань Шэнву, чья школа находилась в Нью-Таочжоу. [1] Ма занял второе место на Таочжу экзамене и четвертое место на экзамене префектуры в Гунчхане , получив звание сюцай . [1]
Он изучал неоконфуцианские тексты и Хан Китаб . Ван Дайюй, Ма Чжу, Лю Чжи и другие синтезировали конфуцианство с исламом. Ма считал, что мусульмане должны использовать китайскую культуру, чтобы понять ислам. Он открыл собственную школу « Зал Золотой Звезды» ( Цзиньсин Тан ) в гунбэе своего мэнхуаня . Он преподавал ислам , китайскую программу и Хан Китаб. Ма стал независимым инструктором; Хафийские суфии называли его неортодоксальным или неверным за его успехи и нетрадиционную учебную программу.
Раздор между Бичжуаном и Хауси дошел до суда в 1902 году, и субпрефект Таочжоу запретил учение Ма и избил его последователей. Приговор был отменен вышестоящим судом, симпатизирующим Сидаотангу.
Ма основал мечеть в Таочжоу. Следуя примеру Лао-цзы , даосский мудрец Ма и несколько его учеников — Ма Инцай, Ма Цзяньюань и Дин Чжунхэ — отправились в хадж в Мекку в 1905 году. Они застряли в Самарканде и провели три года, обучая среди байшань (белых гора) Суфии. [1] Ма Инцай умер во время путешествия. [2]
Сидаотан
[ редактировать ]В 1909 году Ма и выживших учеников снова приветствовали в Линтане Дин Цюандэ и его сын Дин Юнсян. [2] Ма открыл школу под названием Сидаотан («Западный хоспис» или «Зал Западного Дао»). Он чувствовал сильную привязанность к китайской культуре, и когда в 1912 году пал Цин, мужчины Сидаотана сократили свои очереди , а женщины развязали ноги. [1]
Смерть
[ редактировать ]В 1914 году хафийский суфийский генерал Ма Анлян пытался истребить Сидаотанг и Ма. Арабское имя Ма было Эрса (Иисус). [3] Жители Запада называли его «Пророк Иисус». [4] Ма Анлян завидовал успеху Сидаотана, поэтому, когда бандит Бай Лан напал на Ганьсу в 1914 году , Ма Анлян воспользовался этим как предлогом. Его войска схватили и расстреляли Ма, 17 членов его семьи и последователей на западной реке. [5]

Ма Циси Мусульманский Сидаотан отразил и разгромил бандитские силы Бай Ланга, которые разграбили город Таочжу, но после войны мусульманский генерал Ма Анлян убил лидера мусульманской секты Ма Циси и его семью. [6] Бандиты отличались антимусульманскими настроениями, уничтожив тысячи мусульман в Таочжоу. Суфийский генерал-мусульманин Хуфия Ма Анлян был озабочен только защитой Ланьчжоу и своей собственной базы в Хэчжоу (Линься) в центральной Ганьсу, где жили его последователи, а не мусульман конкурирующей секты Сидаотан под руководством мусульманского лидера Ма Циси в небольших городах южной Ганьсу, таких как Таочжоу, поэтому он пусть Бай Лан опустошает Таочжоу и другие города на юге Ганьсу, пассивно защищая Ланьчжоу и Хэчжоу. Газета North China Herald и Реджинальд Фаррер обвинили Ма Анляна в предательстве своих собратьев-мусульман, позволив их убить в Таочжоу. Затем Ма Анлян арестовал Ма Циси после того, как ложно обвинил его в заключении сделки с Бай Лангом и приказал убить Ма Циси и его семью. [7] После того, как другой мусульманский военачальник, Ма Чжунъин, напал и убил конкурирующего мусульманина Сидаотана, захватил их штаб-квартиру, а также напал на тибетцев, последователи Сидаотана бежали в населенные этническими тибетцами районы Цинхая в поисках безопасности. Затем Сидаотан присягнул на верность реформированному Гоминьдану в 1932 году, а лидер Сидаотана Ма Минжэнь встретился с гоминьдановским мусульманским генералом Бай Чунси и лидером Чан Кайши в 1941 году в Чунцине, снабжая гоминьдановское правительство кожей и другими продуктами во время борьбы против японцев. [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Липман, Джонатан Ниман (2004). Знакомые незнакомцы: история мусульман Северо-Западного Китая . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. стр. 188–190. ISBN 0-295-97644-6 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Диллон, Майкл (1999). Мусульманская община Китая Хуэй: миграция, расселение и секты . Ричмонд: Curzon Press. п. 142. ИСБН 0-7007-1026-4 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Ботам, Мэн (1920). Цвемер, Сэмюэл Маринус (ред.). «Ислам в Ганьсу» . Мусульманский мир . 10 . Гаррисберг, Пенсильвания: Общество христианской литературы Индии, Фонд Хартфордской семинарии: 381. ISSN 0362-4641 . Проверено 6 июня 2011 г.
- ^ Дальневосточное обозрение, техника, финансы, торговля . Том. 15. Шанхай. 1919. с. 587. OCLC 145143913 . Проверено 6 июня 2011 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) [ нужна полная цитата ] - ^ Диллон, Мусульманская община Китая Хуэй , с. 146.
- ^ Дрю К. Глэдни (1996). Китайцы-мусульмане: этнический национализм в Народной Республике . Кембридж, Массачусетс: Азиатский центр Гарвардского университета. п. 58. ИСБН 0-674-59497-5 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Джонатан Ниман Липман (2004). Знакомые незнакомцы: история мусульман Северо-Западного Китая . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. п. 194. ИСБН 0-295-97644-6 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Джонатан Ниман Липман (2004). Знакомые незнакомцы: история мусульман Северо-Западного Китая . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. п. 197. ИСБН 0-295-97644-6 . Проверено 28 июня 2010 г.
- 1857 рождений
- 1914 смертей
- Педагоги из Ганьсу
- Хуэй люди
- Китайские националисты
- Китайские суфии
- Китайские мусульмане
- Китайские конфуцианцы
- Китайские философы XIX века
- Китайские философы XX века
- Философы из Ганьсу
- Мусульмане династии Цин
- Незавершенные исламские биографии
- Незавершенные китайские религиозные биографии