Китайская исламская архитектура

Китайская исламская архитектура , китайско-исламская архитектура или исламская архитектура Китая — это термины, используемые для обозначения архитектурных традиций и культурного наследия мусульманского населения Китая , как материкового, так и внешнего Китая, которое существует с 8-го века нашей эры до настоящего времени. . [1] С распространением исламской религии среди преобладающей ханьско - китайской культуры среди китайских мусульман возник уникальный архитектурный стиль. [1] Для них стало стандартом объединять традиционные китайские и исламские архитектурные элементы для мечетей , молитвенных залов , мавзолеев и других зданий. [1] [2]
Ислам исповедуется в китайском обществе уже 1300 лет. [1] [3] В настоящее время китайские мусульмане представляют собой меньшинство в Китае , составляющее, по последним оценкам, от 0,45% до 1,8% от общей численности населения. [4] Хотя мусульмане хуэй являются самой многочисленной группой, [5] наибольшая концентрация китайских мусульман проживает на северо-западе Китая , в основном в автономном районе Синьцзян населения , где проживает значительная часть уйгурского . [1] Меньшее, но значительное китайское мусульманское население проживает в регионах Нинся , Ганьсу и Цинхай . [6] Китая Из 55 официально признанных национальных меньшинств десять групп являются преимущественно мусульманами-суннитами . [6]
Фон
[ редактировать ]
Часть серии о Ислам в Китае |
---|
![]() |
![]() ![]() |
История ислама в Китае восходит к самым ранним годам существования ислама . [1] Согласно традиционным легендарным рассказам китайских мусульман, мусульманские миссионеры прибыли в Китай через посольство, отправленное Усманом ибн Аффаном (644–656), третьим -рашидуном халифом , в 651 году нашей эры, менее чем через двадцать лет после смерти Мухаммеда (632 года нашей эры). Саад ибн Аби Вакдаш , дядя по материнской линии и троюродный брат Мухаммеда, был отправлен с делегацией на встречу с китайским императором Гаозуна . Ему приписывают строительство мечети Хуайшэн в Гуанчжоу , первой мечети в стране. [9]
Согласно традиционным китайским мусульманским легендам, ислам был впервые представлен в Китае в 616–618 годах н.э. некоторыми из ближайших сподвижников Мухаммеда ( сахаба ): Саидом ибн Аби Вакдасом, Саидом, Вахбом Абу Кабчей и еще одним. [10] Вахб Абу Кабча, возможно, был сыном аль-Харта ибн Абдул аль-Уззы (также известного как Абу Кабша). [10] В других источниках сообщается, что Вахб Абу Кабча достиг Гуанчжоу по морю в 629 году нашей эры. [10]
Хотя современные историки утверждают, что нет никаких свидетельств того, что сам Вакша когда-либо приезжал в Китай, [9] они действительно полагают, что мусульманские дипломаты и торговцы прибыли в Танский Китай в течение нескольких десятилетий с начала мусульманской эры . [9] династии Тан Космополитическая культура с ее интенсивными контактами распространилась по Центральной Азии и ее значительным сообществам (первоначально немусульманских ) торговцев из Центральной и Западной Азии , проживающих в китайских городах, что способствовало распространению ислама. [9] Первые крупные мусульманские поселения в Китае состояли из арабских и персидских купцов. [11]
Во время и после вторжения арабов-мусульман в Трансоксиану халифат Омейядов сверг Ихшида , короля Ферганской долины , в 715 году нашей эры, и посадил на трон нового короля, Алутара . Свергнутый король бежал в Куча (резиденция протектората Аньси ) и искал вмешательства Китая. Китайцы отправили в Фергану 10 000 солдат под командованием Чжан Сяосуна . Он разгромил Алутара и арабские мусульманские оккупационные силы в Намангане , вернув Ихшида на трон. [12] Арабские источники также сообщают, что Кутайба ибн Муслим ненадолго отобрал Кашгар у Китая около 714 г. н.э. и отступил после соглашения. [13] но современные историки полностью отвергают это утверждение. [14] [15] [16]
Династия Тан
[ редактировать ]
Самыми ранними дошедшими до нас религиозными сооружениями, отображающими черты китайской исламской архитектуры, являются Великая мечеть Сианя , построенная в 742 году (согласно гравюре на каменной табличке, сохранившейся внутри здания), и мечеть на аллее Дасюэси в Сиане . Последний был построен в 705 году, согласно одной надписи, приписываемой императору Цзяцзину из династии Мин . [17] [18]
Во времена Тан было основано множество других мечетей, в том числе мечеть Шэнъю в Цюаньчжоу, мечеть Феникса в Ханчжоу, старую мечеть Тайюань в Шаньси и другие. [19] К концу периода Тан было зарегистрировано существование около 13 мечетей. [20]
Династии Ляо и Сун
[ редактировать ]
Есть много примеров китайских исламских построек, построенных при династиях Сун и Ляо , таких как мечеть Нюцзе ( упрощенный китайский : 牛街礼拜寺; традиционный китайский : 牛街禮拜寺; пиньинь : Niújiē lǐbàisì ; Уэйд-Джайлс : Ню-чи Ли- пай-ссу «Дом поклонения на улице Быков» или китайский : 牛街清真寺; пиньинь : Нюцзе Цинчжэнси ; Уэйд-Джайлс : Ню-чи Цин-чен-су «Мечеть на улице Быков»), старейшая мечеть в Пекине. . Впервые она была построена в 996 году при династии Ляо , а впоследствии была реконструирована и расширена при императоре Чэнхуа из династии Мин , который предоставил мечети финансовую поддержку в 1474 году. [18] и император Канси (годы правления 1661–1722) из династии Цин . [21] Еще одно примечательное китайское исламское здание — мечеть Хуайшэн в Гуанчжоу . [17] К концу династии Сун в Китае было зарегистрировано 28 мечетей, 15 из которых были построены в период Сун. [20]
Династия Юань
[ редактировать ]Период Юань считается золотым веком исламской архитектуры в Китае, когда в этот период было построено множество мечетей. [19] [20] Мечети были сосредоточены вокруг равнины Северного Китая , северо-запада и региона Юньнань . [20] При династии Юань китайские мусульмане стали называть свои мечети цинчжэньси («храм чистоты и истины»). [22] Есть много примеров китайской исламской архитектуры, построенных в период Юань, например, мечеть Дунси (北京东四清真寺) в Пекине, которая была расширена при династии Мин; [18] мечеть Тунчжоу в Пекине; мечеть Цинцзин в Цюаньчжоу, единственное сооружение с каменными входами, и мечеть Ханчжоу Фэнхуан; [17] Этот период характеризовался увеличением и широким использованием исламских архитектурных элементов, таких как высокие входы, купола, переходные зоны, а также использование кирпича и камня. [23] [17]
Династии Мин и Цин
[ редактировать ]В ранний период Мин все большее количество мечетей и других исламских учреждений переняли сильно китайский стиль архитектуры. Добавление пагод к мечетям и их распределение между обычными домами позволило им хорошо вписаться в китайскую среду. Таблички и другие памятники на мечетях, написанные на китайском языке, также стали нормой в этот период. [24]
Позже, при династии Мин, строительство лекционных залов при мечетях началось в Шэньси , а затем распространилось по всему Китаю. [2] В период позднего Мин и раннего Цин наблюдался быстрый рост строительства мечетей. [25]
Новое время
[ редактировать ]После 1945 года и до 1980-х годов ислам находился под жестким контролем государства. Во время Культурной революции большое количество мечетей и религиозных сооружений было разрушено или повреждено. Произошли серьезные беспорядки, такие как инцидент в Шадяне в 1975 году. Открытие, установленное при Дэн Сяопине, ослабило контроль. Традиционное исламское архитектурное влияние стало усиливаться: многие перестроенные и отремонтированные мечети имеют купола и минареты в исламском стиле. [26] Шадяня Великая мечеть (大清真寺Да цинчжэньси ) была построена по дизайну, вдохновленному Ближним Востоком. [27]
Начиная с 2018 года правительство ввело политику китаизации , «чтобы сделать ислам совместимым с социализмом и принять меры по китаизации этой религии». [28] Кампанию также называют «три санхуа» (三化), или «три-изации», и она направлена на реализацию «деарабизации » , «десаудизации » и « дехалализации ». [29] [30] [31] [32] Это включало снос куполов и минаретов. [33] [34] Эта политика привела к общественным беспорядкам, например, в августе 2018 года в Большой мечети Вэйчжоу в Нинся и в июне 2023 года в Нацзяине, Юньнань. [35] [36] Архитектуру Великой мечети Шадянь также планируется отремонтировать, чтобы убрать купол и перестроить минарет в соответствии с китайской традиционной архитектурой. [37]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Стейнхардт, Нэнси (2015). «Исламская архитектура в Китае». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт К. (ред.). Энциклопедия ислама, ТРИ . Том. 4. Лейден и Бостон : Издательство Brill . дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_26219 . ISBN 9789004282131 . ISSN 1873-9830 .
Исламская архитектура в Китае, скорее всего, датируется восьмым веком и процветает со времен династии Сун (годы правления 960–1279). Он характеризуется своей адаптируемостью к китайской строительной системе. Самые старые мусульманские постройки в современном Китае (кенотафы, мавзолеи и молитвенные залы, входные ворота и минарет) сохранились в разных местах по всей стране и датируются тринадцатым и четырнадцатым веками. Святыни святых (Ar. qubba ) датируются преимущественно династией Цин (годы правления 1644–1911) и расположены в западном Китае.
- ^ Jump up to: а б Яньсинь, Цай (2011). Китайская архитектура . Издательство Кембриджского университета. стр. 94–96. ISBN 978-0-521-18644-5 .
- ^ Глэдни, Дрю К. (2003). «The China Quarterly - Ислам в Китае: приспособление или сепаратизм? - Cambridge Journals Online». Китайский ежеквартальный журнал . 174 : 451–467. дои : 10.1017/S0009443903000275 . S2CID 154306318 .
- ^ за китайских семейных панельных исследований Результаты опроса 2017 год см. В выпуске № 1 ( в архиве ) и выпуске № 2, заархивированном 25 февраля 2017 г. на Wayback Machine (). Таблицы также содержат результаты CFPS 2012 (выборка 20 035) и результаты Общего социального исследования Китая (CGSS) за 2006, 2008 и 2010 годы (выборки ≈ 10 000/11 000). Также см. для сравнения данные CFPS за 2012 г. Лу Лу, Юньфэн Юньфэн (2014). «Лу Юньфэн: Отчет о религиях в современном Китае - на основе данных исследования CFPS (2012)» [Отчет о религиях в современном Китае - на основе данных исследования CFPS (2012)] (PDF) . Мировые религиозные культуры (1). Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2014 г. Проверено 10 июля 2019 г. , стр. 13, где представлены результаты CGSS за 2006, 2008, 2010 и 2011 годы, а также их средние значения (пятый столбец). первая таблица).
- ^ «Китай приостановил снос мечетей из-за протеста» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 11 августа 2018 г. Проверено 10 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Армихо 2006 г.
- ^ за китайских семейных панельных исследований Результаты опроса 2017 год см. В выпуске № 1 ( в архиве ) и выпуске № 2 ( в архиве ). Таблицы также содержат результаты CFPS 2012 (выборка 20 035) и результаты Общего социального исследования Китая (CGSS) за 2006, 2008 и 2010 годы (выборки ≈ 10 000/11 000). Также см. для сравнения данные CFPS за 2012 г. Лу Лу, Юньфэн Юньфэн (2014). «Лу Юньфэн: Отчет о религиях в современном Китае - на основе данных исследования CFPS (2012)» [Отчет о религиях в современном Китае - на основе данных исследования CFPS (2012)] (PDF) . Мировые религиозные культуры (1). Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2014 г., стр. 13, где представлены результаты CGSS за 2006, 2008, 2010 и 2011 гг., а также их средние значения (пятый столбец первой таблицы).
- ^ Данные из: Ян Цзундэ, Исследование текущего мусульманского населения в Китае , Цзинань Муслим, 2, 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Липман 1997 , с. 25
- ^ Jump up to: а б с Глэдни, Дрю К. (август 1987 г.). «Мусульманские гробницы и этнический фольклор: Хартии идентичности Хуэй». Журнал азиатских исследований . 46 (3). Издательство Кембриджского университета от имени Ассоциации азиатских исследований : 495–532. дои : 10.2307/2056897 . ISSN 1752-0401 . JSTOR 2056897 . S2CID 163809196 .
- ^ Израильтянин, Рафаэль (2002). Ислам в Китае . Соединенные Штаты Америки: Lexington Books, стр. 291, ISBN 0-7391-0375-X .
- ^ Бай, Шоуи и др. (2003). История китайского мусульманина (Том 2): Zhonghua Book Company. ISBN 7-101-02890-X ., стр. 235-236.
- ^ Мухамад С. Олимат (2015). Китай и Центральная Азия в постсоветскую эпоху: двусторонний подход . Лексингтонские книги. стр. 9–. ISBN 978-1-4985-1805-5 .
- ^ Литвинский, Б.А.; Джалилов А.Х.; Колесников, А.И. (1996). «Арабское завоевание» . В Литвинский Б.А. (ред.). История цивилизаций Центральной Азии, Том III: Перекресток цивилизаций: 250–750 годы нашей эры . Париж: Издательство ЮНЕСКО. стр. 449–472. ISBN 978-92-3-103211-0 .
- ^ Босворт, CE (1986). «Хутайба б. Муслим» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том V: Кхе-Махи . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 541–542. ISBN 978-90-04-07819-2 .
- ^ Гибб, ХАР (1923). Арабские завоевания в Средней Азии . Лондон: Королевское азиатское общество. стр. 48–51 . OCLC 685253133 .
- ^ Jump up to: а б с д Хаграс, Хамада (2019). «Мечеть Сиань на аллее Дасюэси: историческое и архитектурное исследование» . Египетский журнал археологических и реставрационных исследований «EJARS» . 1 : 97–113. Архивировано из оригинала 13 декабря 2019 г. Проверено 10 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Хаграс, Хамада (20 декабря 2019 г.). «Суд Мин как покровитель китайской исламской архитектуры: пример мечети Дасюэси в Сиане» . ШЕДЕТ (6): 134–158. дои : 10.36816/шедет.006.08 .
- ^ Jump up to: а б Стейнхардт, Нэнси (2017). «Исламская архитектура и орнамент в Китае». Спутник исламского искусства и архитектуры . стр. 616–635.
- ^ Jump up to: а б с д Рявец, Карл Э.; Хендерсон, Марк (2015). «ГИС-модель ядра и периферии исторического роста и распространения ислама в Китае» . Исторические методы: журнал количественной и междисциплинарной истории . 48 (2): 103–111. дои : 10.1080/01615440.2014.996273 . ISSN 0161-5440 . S2CID 131419328 .
- ^ «Реставрация: олимпийский факел или сельский стиль?» . Ежеквартальный журнал «Китайское наследие» . Проверено 28 октября 2012 г.
- ^ Мария, Ящок; Цзинджун, Шуй (2005). «Исламские мечети». Энциклопедия современной китайской культуры . Тейлор и Фрэнсис. п. 288. ИСБН 978-0-415-77716-2 .
- ^ Хаграс, Хамада Мухаммед (20 июня 2017 г.). «Древняя мечеть в Нинбо, Китай. «Историческое и архитектурное исследование» » . Журнал исламской архитектуры . 4 (3): 102. дои : 10.18860/jia.v4i3.3851 . ISSN 2356-4644 .
- ^ Израильтянин, Рафаэль (1978). «Устоявшийся ислам и маргинальный ислам в Китае от эклектизма к синкретизму» . Журнал экономической и социальной истории Востока . 21 (1): 99–109. дои : 10.1163/156852078x00044 . ISSN 0022-4995 .
- ^ Чжан, Шаодань (2022). «Ислам в религиозном ландшафте Китая: секуляризация руководства мечетями в позднем императорском Китае, 1600–1900 гг.» . Международный журнал ислама в Азии . 2 (1): 44–69. дои : 10.1163/25899996-20221027 . ISSN 2589-9988 . S2CID 253132362 .
- ^ Sing Tao Daily. «Наблюдение за Китаем | Снос куполов мечетей и громкая демонстрация исправления» . std.stheadline.com (на китайском языке) . Проверено 9 июня 2023 г. .
- ^ Юсупов, Руслан (30 мая 2023 г.). «Китайские мусульмане и полиция столкнулись из-за частичного сноса исторической мечети» . Китайский проект . Проверено 9 июня 2023 г.
- ^ «Китай принимает пятилетний план по китаизации ислама, в то время как Пекин ужесточает контроль над основными конфессиями в Китае» . «Стрейтс Таймс» . 09.01.2019. ISSN 0585-3923 . Проверено 2 июня 2023 г.
- ^ «Новая кампания Китая по привлечению мусульман к государству, а не к исламу» . Лос-Анджелес Таймс . 20.11.2020 . Проверено 14 июля 2023 г.
- ^ «Установка флага в мечетях и монастырях» . КитайФайл . 13 декабря 2022 г. Проверено 14 июля 2023 г.
- ^ «Мусульмане Хуэй и полиция столкнулись в китайской провинции Юньнань из-за сноса купола мечети» . Радио Свободная Азия . Проверено 14 июля 2023 г.
- ^ «Китай: Положение мусульман хуэй и обращение с ними со стороны общества и властей; государственная защита (2020 – сентябрь 2022 г.) [CHN201172.E]» . 14 октября 2022 г. Проверено 14 июля 2023 г.
- ^ Строуп, Дэвид Р. (01 октября 2021 г.). «Китаизация стирает мечети в арабском стиле в Китае» . Азия Таймс . Проверено 2 июня 2023 г.
- ^ «Деисламизация общественного пространства и китаизация этнической политики в Китае при Си Цзиньпине» . Институт Ближнего Востока . Проверено 2 июня 2023 г.
- ^ «Снос китайской мечети вызвал противостояние в Нинся» . Новости Би-би-си . 10 августа 2018 г. Проверено 2 июня 2023 г.
- ^ Чанг, Нектар Ган, Уэйн (30 мая 2023 г.). «Тысячи мусульман из числа этнических меньшинств бросают вызов китайским властям, защищая мечеть» . CNN . Проверено 2 июня 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Юсупов, Руслан (30 мая 2023 г.). «Китайские мусульмане и полиция столкнулись из-за частичного сноса исторической мечети» . Китайский проект . Проверено 14 июля 2023 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Армихо, Джеки (зима 2006 г.). «Исламское образование в Китае» . Harvard Asia Quarterly . 10 (1). Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года.
- Липман, Джонатан Ниман (1997). Знакомые незнакомцы: история мусульман на северо-западе Китая . Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-97644-0 .