Jump to content

Китайская исламская архитектура

Великая мечеть Сианя , одна из старейших мечетей Китая.

Китайская исламская архитектура , китайско-исламская архитектура или исламская архитектура Китая — это термины, используемые для обозначения архитектурных традиций и культурного наследия мусульманского населения Китая , как материкового, так и внешнего Китая, которое существует с 8-го века нашей эры до настоящего времени. . [1] С распространением исламской религии среди преобладающей ханьско - китайской культуры среди китайских мусульман возник уникальный архитектурный стиль. [1] Для них стало стандартом объединять традиционные китайские и исламские архитектурные элементы для мечетей , молитвенных залов , мавзолеев и других зданий. [1] [2]

Ислам исповедуется в китайском обществе уже 1300 лет. [1] [3] В настоящее время китайские мусульмане представляют собой меньшинство в Китае , составляющее, по последним оценкам, от 0,45% до 1,8% от общей численности населения. [4] Хотя мусульмане хуэй являются самой многочисленной группой, [5] наибольшая концентрация китайских мусульман проживает на северо-западе Китая , в основном в автономном районе Синьцзян населения , где проживает значительная часть уйгурского . [1] Меньшее, но значительное китайское мусульманское население проживает в регионах Нинся , Ганьсу и Цинхай . [6] Китая Из 55 официально признанных национальных меньшинств десять групп являются преимущественно мусульманами-суннитами . [6]

Картирование ислама по провинциям Китая согласно последней правительственной переписи населения (2011 г.); Мусульмане составляют 1,45% от общей численности населения. [примечание 1] [7] [8]

История ислама в Китае восходит к самым ранним годам существования ислама . [1] Согласно традиционным легендарным рассказам китайских мусульман, мусульманские миссионеры прибыли в Китай через посольство, отправленное Усманом ибн Аффаном (644–656), третьим -рашидуном халифом , в 651 году нашей эры, менее чем через двадцать лет после смерти Мухаммеда (632 года нашей эры). Саад ибн Аби Вакдаш , дядя по материнской линии и троюродный брат Мухаммеда, был отправлен с делегацией на встречу с китайским императором Гаозуна . Ему приписывают строительство мечети Хуайшэн в Гуанчжоу , первой мечети в стране. [9]

Согласно традиционным китайским мусульманским легендам, ислам был впервые представлен в Китае в 616–618 годах н.э. некоторыми из ближайших сподвижников Мухаммеда ( сахаба ): Саидом ибн Аби Вакдасом, Саидом, Вахбом Абу Кабчей и еще одним. [10] Вахб Абу Кабча, возможно, был сыном аль-Харта ибн Абдул аль-Уззы (также известного как Абу Кабша). [10] В других источниках сообщается, что Вахб Абу Кабча достиг Гуанчжоу по морю в 629 году нашей эры. [10]

Хотя современные историки утверждают, что нет никаких свидетельств того, что сам Вакша когда-либо приезжал в Китай, [9] они действительно полагают, что мусульманские дипломаты и торговцы прибыли в Танский Китай в течение нескольких десятилетий с начала мусульманской эры . [9] династии Тан Космополитическая культура с ее интенсивными контактами распространилась по Центральной Азии и ее значительным сообществам (первоначально немусульманских ) торговцев из Центральной и Западной Азии , проживающих в китайских городах, что способствовало распространению ислама. [9] Первые крупные мусульманские поселения в Китае состояли из арабских и персидских купцов. [11]

Во время и после вторжения арабов-мусульман в Трансоксиану халифат Омейядов сверг Ихшида , короля Ферганской долины , в 715 году нашей эры, и посадил на трон нового короля, Алутара . Свергнутый король бежал в Куча (резиденция протектората Аньси ) и искал вмешательства Китая. Китайцы отправили в Фергану 10 000 солдат под командованием Чжан Сяосуна . Он разгромил Алутара и арабские мусульманские оккупационные силы в Намангане , вернув Ихшида на трон. [12] Арабские источники также сообщают, что Кутайба ибн Муслим ненадолго отобрал Кашгар у Китая около 714 г. н.э. и отступил после соглашения. [13] но современные историки полностью отвергают это утверждение. [14] [15] [16]

Династия Тан

[ редактировать ]
Минарет мечети на аллее Дасюэси в Сиане
Мечеть Нюцзе в Пекине

Самыми ранними дошедшими до нас религиозными сооружениями, отображающими черты китайской исламской архитектуры, являются Великая мечеть Сианя , построенная в 742 году (согласно гравюре на каменной табличке, сохранившейся внутри здания), и мечеть на аллее Дасюэси в Сиане . Последний был построен в 705 году, согласно одной надписи, приписываемой императору Цзяцзину из династии Мин . [17] [18]

Во времена Тан было основано множество других мечетей, в том числе мечеть Шэнъю в Цюаньчжоу, мечеть Феникса в Ханчжоу, старую мечеть Тайюань в Шаньси и другие. [19] К концу периода Тан было зарегистрировано существование около 13 мечетей. [20]

Династии Ляо и Сун

[ редактировать ]
Гунбэй Линься в городе

Есть много примеров китайских исламских построек, построенных при династиях Сун и Ляо , таких как мечеть Нюцзе ( упрощенный китайский : 牛街礼拜寺; традиционный китайский : 牛街禮拜寺; пиньинь : Niújiē lǐbàisì ; Уэйд-Джайлс : Ню-чи Ли- пай-ссу «Дом поклонения на улице Быков» или китайский : 牛街清真寺; пиньинь : Нюцзе Цинчжэнси ; Уэйд-Джайлс : Ню-чи Цин-чен-су «Мечеть на улице Быков»), старейшая мечеть в Пекине. . Впервые она была построена в 996 году при династии Ляо , а впоследствии была реконструирована и расширена при императоре Чэнхуа из династии Мин , который предоставил мечети финансовую поддержку в 1474 году. [18] и император Канси (годы правления 1661–1722) из ​​династии Цин . [21] Еще одно примечательное китайское исламское здание — мечеть Хуайшэн в Гуанчжоу . [17] К концу династии Сун в Китае было зарегистрировано 28 мечетей, 15 из которых были построены в период Сун. [20]

Династия Юань

[ редактировать ]

Период Юань считается золотым веком исламской архитектуры в Китае, когда в этот период было построено множество мечетей. [19] [20] Мечети были сосредоточены вокруг равнины Северного Китая , северо-запада и региона Юньнань . [20] При династии Юань китайские мусульмане стали называть свои мечети цинчжэньси («храм чистоты и истины»). [22] Есть много примеров китайской исламской архитектуры, построенных в период Юань, например, мечеть Дунси (北京东四清真寺) в Пекине, которая была расширена при династии Мин; [18] мечеть Тунчжоу в Пекине; мечеть Цинцзин в Цюаньчжоу, единственное сооружение с каменными входами, и мечеть Ханчжоу Фэнхуан; [17] Этот период характеризовался увеличением и широким использованием исламских архитектурных элементов, таких как высокие входы, купола, переходные зоны, а также использование кирпича и камня. [23] [17]

Династии Мин и Цин

[ редактировать ]

В ранний период Мин все большее количество мечетей и других исламских учреждений переняли сильно китайский стиль архитектуры. Добавление пагод к мечетям и их распределение между обычными домами позволило им хорошо вписаться в китайскую среду. Таблички и другие памятники на мечетях, написанные на китайском языке, также стали нормой в этот период. [24]

Позже, при династии Мин, строительство лекционных залов при мечетях началось в Шэньси , а затем распространилось по всему Китаю. [2] В период позднего Мин и раннего Цин наблюдался быстрый рост строительства мечетей. [25]

Новое время

[ редактировать ]

После 1945 года и до 1980-х годов ислам находился под жестким контролем государства. Во время Культурной революции большое количество мечетей и религиозных сооружений было разрушено или повреждено. Произошли серьезные беспорядки, такие как инцидент в Шадяне в 1975 году. Открытие, установленное при Дэн Сяопине, ослабило контроль. Традиционное исламское архитектурное влияние стало усиливаться: многие перестроенные и отремонтированные мечети имеют купола и минареты в исламском стиле. [26] Шадяня Великая мечеть (大清真寺Да цинчжэньси ) была построена по дизайну, вдохновленному Ближним Востоком. [27]

Начиная с 2018 года правительство ввело политику китаизации , «чтобы сделать ислам совместимым с социализмом и принять меры по китаизации этой религии». [28] Кампанию также называют «три санхуа» (三化), или «три-изации», и она направлена ​​на реализацию «деарабизации » , «десаудизации » и « дехалализации ». [29] [30] [31] [32] Это включало снос куполов и минаретов. [33] [34] Эта политика привела к общественным беспорядкам, например, в августе 2018 года в Большой мечети Вэйчжоу в Нинся и в июне 2023 года в Нацзяине, Юньнань. [35] [36] Архитектуру Великой мечети Шадянь также планируется отремонтировать, чтобы убрать купол и перестроить минарет в соответствии с китайской традиционной архитектурой. [37]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В CFPS 2014 были опрошены преимущественно люди ханьской национальности. Возможно, это привело к недооценке мусульман. Опросы CGSS 2006–2010 годов показали, что в среднем 2–3% населения Китая заявляют, что являются мусульманами.
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Стейнхардт, Нэнси (2015). «Исламская архитектура в Китае». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт К. (ред.). Энциклопедия ислама, ТРИ . Том. 4. Лейден и Бостон : Издательство Brill . дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_26219 . ISBN  9789004282131 . ISSN   1873-9830 . Исламская архитектура в Китае, скорее всего, датируется восьмым веком и процветает со времен династии Сун (годы правления 960–1279). Он характеризуется своей адаптируемостью к китайской строительной системе. Самые старые мусульманские постройки в современном Китае (кенотафы, мавзолеи и молитвенные залы, входные ворота и минарет) сохранились в разных местах по всей стране и датируются тринадцатым и четырнадцатым веками. Святыни святых (Ar. qubba ) датируются преимущественно династией Цин (годы правления 1644–1911) и расположены в западном Китае.
  2. ^ Jump up to: а б Яньсинь, Цай (2011). Китайская архитектура . Издательство Кембриджского университета. стр. 94–96. ISBN  978-0-521-18644-5 .
  3. ^ Глэдни, Дрю К. (2003). «The China Quarterly - Ислам в Китае: приспособление или сепаратизм? - Cambridge Journals Online». Китайский ежеквартальный журнал . 174 : 451–467. дои : 10.1017/S0009443903000275 . S2CID   154306318 .
  4. ^ за китайских семейных панельных исследований Результаты опроса 2017 год см. В выпуске № 1 ( в архиве ) и выпуске № 2, заархивированном 25 февраля 2017 г. на Wayback Machine (). Таблицы также содержат результаты CFPS 2012 (выборка 20 035) и результаты Общего социального исследования Китая (CGSS) за 2006, 2008 и 2010 годы (выборки ≈ 10 000/11 000). Также см. для сравнения данные CFPS за 2012 г. Лу Лу, ​​Юньфэн Юньфэн (2014). «Лу Юньфэн: Отчет о религиях в современном Китае - на основе данных исследования CFPS (2012)» [Отчет о религиях в современном Китае - на основе данных исследования CFPS (2012)] (PDF) . Мировые религиозные культуры (1). Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2014 г. Проверено 10 июля 2019 г. , стр. 13, где представлены результаты CGSS за 2006, 2008, 2010 и 2011 годы, а также их средние значения (пятый столбец). первая таблица).
  5. ^ «Китай приостановил снос мечетей из-за протеста» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 11 августа 2018 г. Проверено 10 августа 2018 г.
  6. ^ Jump up to: а б Армихо 2006 г.
  7. ^ за китайских семейных панельных исследований Результаты опроса 2017 год см. В выпуске № 1 ( в архиве ) и выпуске № 2 ( в архиве ). Таблицы также содержат результаты CFPS 2012 (выборка 20 035) и результаты Общего социального исследования Китая (CGSS) за 2006, 2008 и 2010 годы (выборки ≈ 10 000/11 000). Также см. для сравнения данные CFPS за 2012 г. Лу Лу, ​​Юньфэн Юньфэн (2014). «Лу Юньфэн: Отчет о религиях в современном Китае - на основе данных исследования CFPS (2012)» [Отчет о религиях в современном Китае - на основе данных исследования CFPS (2012)] (PDF) . Мировые религиозные культуры (1). Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2014 г., стр. 13, где представлены результаты CGSS за 2006, 2008, 2010 и 2011 гг., а также их средние значения (пятый столбец первой таблицы).
  8. ^ Данные из: Ян Цзундэ, Исследование текущего мусульманского населения в Китае , Цзинань Муслим, 2, 2010 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д Липман 1997 , с. 25
  10. ^ Jump up to: а б с Глэдни, Дрю К. (август 1987 г.). «Мусульманские гробницы и этнический фольклор: Хартии идентичности Хуэй». Журнал азиатских исследований . 46 (3). Издательство Кембриджского университета от имени Ассоциации азиатских исследований : 495–532. дои : 10.2307/2056897 . ISSN   1752-0401 . JSTOR   2056897 . S2CID   163809196 .
  11. ^ Израильтянин, Рафаэль (2002). Ислам в Китае . Соединенные Штаты Америки: Lexington Books, стр. 291, ISBN   0-7391-0375-X .
  12. ^ Бай, Шоуи и др. (2003). История китайского мусульманина (Том 2): Zhonghua Book Company. ISBN   7-101-02890-X ., стр. 235-236.
  13. ^ Мухамад С. Олимат (2015). Китай и Центральная Азия в постсоветскую эпоху: двусторонний подход . Лексингтонские книги. стр. 9–. ISBN  978-1-4985-1805-5 .
  14. ^ Литвинский, Б.А.; Джалилов А.Х.; Колесников, А.И. (1996). «Арабское завоевание» . В Литвинский Б.А. (ред.). История цивилизаций Центральной Азии, Том III: Перекресток цивилизаций: 250–750 годы нашей эры . Париж: Издательство ЮНЕСКО. стр. 449–472. ISBN  978-92-3-103211-0 .
  15. ^ Босворт, CE (1986). «Хутайба б. Муслим» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том V: Кхе-Махи . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 541–542. ISBN  978-90-04-07819-2 .
  16. ^ Гибб, ХАР (1923). Арабские завоевания в Средней Азии . Лондон: Королевское азиатское общество. стр. 48–51 . OCLC   685253133 .
  17. ^ Jump up to: а б с д Хаграс, Хамада (2019). «Мечеть Сиань на аллее Дасюэси: историческое и архитектурное исследование» . Египетский журнал археологических и реставрационных исследований «EJARS» . 1 : 97–113. Архивировано из оригинала 13 декабря 2019 г. Проверено 10 июля 2019 г.
  18. ^ Jump up to: а б с Хаграс, Хамада (20 декабря 2019 г.). «Суд Мин как покровитель китайской исламской архитектуры: пример мечети Дасюэси в Сиане» . ШЕДЕТ (6): 134–158. дои : 10.36816/шедет.006.08 .
  19. ^ Jump up to: а б Стейнхардт, Нэнси (2017). «Исламская архитектура и орнамент в Китае». Спутник исламского искусства и архитектуры . стр. 616–635.
  20. ^ Jump up to: а б с д Рявец, Карл Э.; Хендерсон, Марк (2015). «ГИС-модель ядра и периферии исторического роста и распространения ислама в Китае» . Исторические методы: журнал количественной и междисциплинарной истории . 48 (2): 103–111. дои : 10.1080/01615440.2014.996273 . ISSN   0161-5440 . S2CID   131419328 .
  21. ^ «Реставрация: олимпийский факел или сельский стиль?» . Ежеквартальный журнал «Китайское наследие» . Проверено 28 октября 2012 г.
  22. ^ Мария, Ящок; Цзинджун, Шуй (2005). «Исламские мечети». Энциклопедия современной китайской культуры . Тейлор и Фрэнсис. п. 288. ИСБН  978-0-415-77716-2 .
  23. ^ Хаграс, Хамада Мухаммед (20 июня 2017 г.). «Древняя мечеть в Нинбо, Китай. «Историческое и архитектурное исследование» » . Журнал исламской архитектуры . 4 (3): 102. дои : 10.18860/jia.v4i3.3851 . ISSN   2356-4644 .
  24. ^ Израильтянин, Рафаэль (1978). «Устоявшийся ислам и маргинальный ислам в Китае от эклектизма к синкретизму» . Журнал экономической и социальной истории Востока . 21 (1): 99–109. дои : 10.1163/156852078x00044 . ISSN   0022-4995 .
  25. ^ Чжан, Шаодань (2022). «Ислам в религиозном ландшафте Китая: секуляризация руководства мечетями в позднем императорском Китае, 1600–1900 гг.» . Международный журнал ислама в Азии . 2 (1): 44–69. дои : 10.1163/25899996-20221027 . ISSN   2589-9988 . S2CID   253132362 .
  26. ^ Sing Tao Daily. «Наблюдение за Китаем | Снос куполов мечетей и громкая демонстрация исправления» . std.stheadline.com (на китайском языке) . Проверено 9 июня 2023 г. .
  27. ^ Юсупов, Руслан (30 мая 2023 г.). «Китайские мусульмане и полиция столкнулись из-за частичного сноса исторической мечети» . Китайский проект . Проверено 9 июня 2023 г.
  28. ^ «Китай принимает пятилетний план по китаизации ислама, в то время как Пекин ужесточает контроль над основными конфессиями в Китае» . «Стрейтс Таймс» . 09.01.2019. ISSN   0585-3923 . Проверено 2 июня 2023 г.
  29. ^ «Новая кампания Китая по привлечению мусульман к государству, а не к исламу» . Лос-Анджелес Таймс . 20.11.2020 . Проверено 14 июля 2023 г.
  30. ^ «Установка флага в мечетях и монастырях» . КитайФайл . 13 декабря 2022 г. Проверено 14 июля 2023 г.
  31. ^ «Мусульмане Хуэй и полиция столкнулись в китайской провинции Юньнань из-за сноса купола мечети» . Радио Свободная Азия . Проверено 14 июля 2023 г.
  32. ^ «Китай: Положение мусульман хуэй и обращение с ними со стороны общества и властей; государственная защита (2020 – сентябрь 2022 г.) [CHN201172.E]» . 14 октября 2022 г. Проверено 14 июля 2023 г.
  33. ^ Строуп, Дэвид Р. (01 октября 2021 г.). «Китаизация стирает мечети в арабском стиле в Китае» . Азия Таймс . Проверено 2 июня 2023 г.
  34. ^ «Деисламизация общественного пространства и китаизация этнической политики в Китае при Си Цзиньпине» . Институт Ближнего Востока . Проверено 2 июня 2023 г.
  35. ^ «Снос китайской мечети вызвал противостояние в Нинся» . Новости Би-би-си . 10 августа 2018 г. Проверено 2 июня 2023 г.
  36. ^ Чанг, Нектар Ган, Уэйн (30 мая 2023 г.). «Тысячи мусульман из числа этнических меньшинств бросают вызов китайским властям, защищая мечеть» . CNN . Проверено 2 июня 2023 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  37. ^ Юсупов, Руслан (30 мая 2023 г.). «Китайские мусульмане и полиция столкнулись из-за частичного сноса исторической мечети» . Китайский проект . Проверено 14 июля 2023 г.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5168a5b4033adb3f0d2355d6ecc104be__1721076660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/be/5168a5b4033adb3f0d2355d6ecc104be.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chinese Islamic architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)