Jump to content

Кибла

Мусульмане и обращаются к ней окружают Каабу для молитвы

Кибла направлении ( араб . قِبْلَة , букв. «направление») — это направление к Каабе в Священной мечети в Мекке , которое используется мусульманами в различных религиозных контекстах, особенно в молитвы для намаза . В исламе Кааба считается священным местом, построенным пророками Авраамом и Измаилом , и что ее использование в качестве киблы было предопределено Богом в нескольких стихах Корана, ниспосланных Мухаммеду во втором году хиджры . До этого откровения Мухаммед и его последователи в Медине обратились к Иерусалиму для молитвы. В большинстве мечетей есть михраб (ниша в стене), указывающий направление киблы.

Кибла также является направлением входа в ихрам (священное состояние для паломничества хаджа ); направление, в котором поворачиваются животные во время дабихи (исламского забоя); рекомендуемое направление для совершения дуа (мольбы); направление, которого следует избегать при опорожнении или сплевывании; и направление, в котором умершие выровнены при захоронении . Киблу можно наблюдать точно обращенной к Каабе ( айн аль-кааба ) или обращенной в общем направлении ( джихат аль-кааба ). Большинство исламских ученых считают, что джихат аль-кааба приемлем, если более точную айн аль-каабу невозможно установить .

Наиболее распространенное техническое определение, используемое мусульманскими астрономами для обозначения местоположения, — это направление большого круга земной сфере) , проходящего через это место и Каабу. Это направление кратчайшего пути от места до Каабы, которое позволяет точно рассчитать ( хисаб ) киблы с использованием сферической тригонометрической формулы, которая принимает координаты местоположения и Каабы в качестве входных данных ( см. формулу ниже ). . Этот метод применяется для разработки мобильных приложений и веб-сайтов для мусульман, а также для составления таблиц киблы, используемых в таких инструментах, как компас киблы . Киблу также можно определить на месте, наблюдая за тенью вертикального стержня дважды в год, когда Солнце находится прямо над головой в Мекке - 27 и 28 мая в 12:18 по стандартному времени Саудовской Аравии (09:18 UTC). ), а также 15 и 16 июля в 12:27 SAST (09:27 UTC).

До развития астрономии в исламском мире мусульмане использовали традиционные методы определения киблы. Эти методы включали обращение в том направлении, которое сподвижники Мухаммеда использовали , находясь в том же месте; использование точек захода и восхода небесных объектов; используя направление ветра; или используя юг, который был киблой Мухаммеда в Медине. Ранняя исламская астрономия была построена на своих индийских и греческих аналогах, особенно на работах Птолемея , и вскоре мусульманские астрономы разработали методы расчета приблизительных направлений киблы, начиная с середины 9 века. В конце IX и X веках мусульманские астрономы разработали методы определения точного направления киблы, которые эквивалентны современной формуле. Первоначально эта «кибла астрономов» использовалась наряду с различными традиционно определяемыми киблами, что привело к большому разнообразию в средневековых мусульманских городах. Кроме того, точные географические данные, необходимые астрономическим методам для получения точных результатов, не были доступны до 18 и 19 веков, что привело к дальнейшему разнообразию киблы. Исторические мечети с разными кыблами все еще стоят сегодня по всему миру. Исламский мир . Космический полет набожного мусульманина шейха Музафара Шукора на Международную космическую станцию ​​(МКС) в 2007 году вызвал дискуссию относительно направления киблы с низкой околоземной орбиты , что побудило исламские власти его родной страны, Малайзии , рекомендовать определить направление киблы с низкой околоземной орбиты. кибла «на основе того, что возможно» для космонавта.

Расположение

[ редактировать ]
Мухаммед и первые мусульмане Медины первоначально молились в сторону Иерусалима и изменили кыблу, чтобы она была обращена к Каабе в Мекке в 623 году нашей эры.

Кибла — это направление Каабы , кубообразного здания в центре Священной мечети ( аль-Масджид аль-Харам ) в Мекке , в регионе Хиджаз в Саудовской Аравии. Помимо своей роли кыблы, это также самое святое место для мусульман, также известное как Дом Бога ( Байт Аллах ), и где таваф ( ритуал обхода совершается ) во время паломничества хаджа и умры . Кааба имеет приблизительно прямоугольную форму в плане, четыре угла которой направлены близко к четырем сторонам света . [1] Согласно Корану , его построили Авраам и Измаил , оба являются пророками в исламе. [2] Сохранилось немного исторических записей, подробно описывающих историю Каабы до возникновения ислама, но в поколениях, предшествовавших Мухаммеду, Кааба использовалась как святыня доисламской арабской религии . [2]

Статус киблы Каабы (или Священной мечети, в которой она расположена) основан на стихах 144, 149 и 150 главы Корана «Бакара» , каждый из которых содержит повеление «повернуть лицо в сторону Священная мечеть» ( фавалли ваджхака шатр аль-Масджид иль-Харам ). [3] Согласно исламским традициям, эти стихи были ниспосланы в месяц Раджаб или Шаабан во втором году хиджры Мухаммеда (623 г. н. э.), или примерно через 15 или 16 месяцев после переселения в Медину . [4] [5] До этих откровений Мухаммед и мусульмане Медины молились в сторону Иерусалима как киблы, в том же направлении, что и направление молитвы — мизра — используемое евреями Медины . Исламская традиция гласит, что эти стихи были ниспосланы во время молитвенного собрания; Мухаммед и его последователи сразу же в середине молитвенного ритуала изменили направление из Иерусалима в Мекку. Местом проведения этого мероприятия стала Масджид аль-Киблатайн («Мечеть Двух Кибл»). [5]

Существуют разные сообщения о направлении киблы, когда Мухаммед был в Мекке (до его переселения в Медину). Согласно сообщению, цитируемому историком ат-Табари и экзегетом (переводчиком текста) аль-Байдави , Мухаммед молился в сторону Каабы. В другом сообщении, цитируемом аль-Баладхури , а также ат-Табари, говорится, что Мухаммед молился в сторону Иерусалима, находясь в Мекке. В другом сообщении, упомянутом в Ибн Хишама биографии Мухаммеда , говорится, что Мухаммад молился так, чтобы смотреть одновременно на Каабу и Иерусалим. [5] Сегодня мусульмане всех ветвей, включая суннитов и шиитов , все молятся Каабе. Исторически одним из главных исключений были карматы , ныне несуществующая синкретическая шиитская секта, отвергавшая Каабу как киблу; в 930 году они разграбили Мекку Каабы и на какое-то время перенесли Черный камень в свой центр власти в Аль-Ахсе с намерением начать новую эру в исламе. [6] [7]

Религиозное значение

[ редактировать ]
Несколько женщин молятся внутри здания. На стене есть ниша, в сторону которой молятся.
Михраб на одной из стен мечети указывает направление киблы, в котором следует совершать молитвы. Фотография из Шах-и-Зинда , Самарканд , Узбекистан.

Этимологически арабское слово «кибла» ( قبلة ) означает «направление». В исламских ритуалах и законах это относится к особому направлению, с которым сталкиваются мусульмане во время молитв и других религиозных контекстов. [5] Исламские религиозные учёные сходятся во мнении, что обращение к кибле является необходимым условием действительности намаза — исламской ритуальной молитвы — в нормальных условиях; [8] исключения включают молитвы в состоянии страха или войны, а также необязательные молитвы во время путешествия. [9] Хадис (священное состояние для (традиция Мухаммеда) также предписывает мусульманам смотреть в сторону кыблы при входе в ихрам хаджа), после среднего джамра (ритуала бросания камней) во время паломничества. [5] Исламский этикет ( адаб ) призывает мусульман поворачивать голову животного, когда его забивают , и лица умерших, когда их хоронят, в сторону киблы. [5] Кибла является предпочтительным направлением при совершении мольбы , и ее следует избегать при дефекации, мочеиспускании и плевании. [5]

Внутри мечети кибла обычно обозначается михрабом нишей в стене, обращенной к кибле. Во время коллективной молитвы имам стоит в нем или рядом с ним, перед остальными прихожанами. [10] Михраб период стал частью мечети в период Омейядов , а его форма была стандартизирована в Аббасидов ; до этого кыбла мечети была известна по ориентации одной из ее стен, называемой стеной киблы. Сам термин михраб упоминается в Коране только один раз, но он относится к месту молитвы израильтян, а не к части мечети. [10] [а] Мечеть Амр ибн аль-Ас в Фустате , Египет, одна из старейших мечетей, как известно, изначально была построена без михраба , хотя с тех пор он был добавлен. [11]

Айн аль-Кааба и Джихат аль-Кааба

[ редактировать ]

Айн аль-кааба («стоять лицом к Каабе лицом к лицу») — это положение лицом к кибле, при котором воображаемая линия, идущая от линии взгляда человека, проходит через Каабу. [12] Этот способ наблюдения за киблой легко осуществить внутри Великой мечети Мекки и ее окрестностей, но, учитывая, что ширина Каабы менее 20 метров (66 футов), это практически невозможно из отдаленных мест. [13] Например, из Медины, расположенной на расстоянии 338 километров (210 миль) от Каабы по прямой, отклонение на один градус от точной воображаемой линии — ошибка, едва заметная при установке молитвенного коврика или принятии позы — приводит к сдвиг на 5,9 километра (3,7 мили) от места Каабы. [14] Этот эффект усиливается, когда дальше Мекки: [15] от Джакарты , Индонезия — примерно в 7900 км (4900 миль), отклонение в один градус вызывает сдвиг более чем на 100 километров (62 мили) и даже на угловую секунду отклонение — ( 1 3600 градуса) — вызывает смещение более чем на 100 метров (330 футов) от местоположения Каабы. [16] Для сравнения, процесс строительства мечети может легко внести погрешность до пяти градусов от рассчитанной киблы, а установка молитвенных ковриков внутри мечети в качестве указателей для верующих может добавить еще пять градусов отклонения от ориентации мечети. [16]

Меньшинство исламских богословов — например, Ибн Араби ( ум. 1240 ) — считают айн аль-каабу обязательной во время ритуальной молитвы, в то время как другие считают ее обязательной только тогда, когда это возможно. Для мест, расположенных дальше Мекки, такие ученые, как Абу Ханифа ( ум. 699 ) и Аль-Куртуби ( ум. 1214 ), утверждают, что допустимо предполагать джихат аль-Кааба , повернувшись только в общем направлении Каабы. [17] Другие утверждают, что ритуальное условие обращения лицом к кибле уже выполнено, когда воображаемая линия, ведущая к Каабе, находится в поле зрения. [12] Например, существуют юридические заключения, согласно которым весь юго-восточный квадрант в Аль-Андалусе (Исламский Пиренейский полуостров ) и юго-западный квадрант в Центральной Азии являются действительной киблой. [18] Аргументы в пользу действительности джихат аль-кааба включают формулировку Корана, которая предписывает мусульманам только «поворачивать лицо» в сторону Великой мечети и избегать навязывания требований, которые было бы невозможно выполнить, если бы айн аль-кааба была бы невозможна. Кааба должна была быть обязательной во всех местах. [19] Шафиитская школа исламского права, изложенная в книге Абу Исхака аль-Ширази XI века «Китаб ат-Танбих фил-фикх» , утверждает, что человек должен следовать кибле, указанной в местной мечети, когда человек находится за пределами Мекки. или, если вы находитесь не рядом с мечетью, спросить у заслуживающего доверия человека. Когда это невозможно, человек должен принять собственное решение – осуществлять иджтихад – с помощью имеющихся в его распоряжении средств. [20] [21]

Определение

[ редактировать ]

Теоретическая основа: большой круг

[ редактировать ]
Сфера с двумя точками, обозначенными A и B, и линией, соединяющей их.
Большой круг, проходящий через две точки (A и B), указывает кратчайший путь ( жирный шрифт ) между ними.

Большой круг , также называемый ортодромией, — это любой круг на сфере, центр которого совпадает с центром сферы. Например, все линии долготы представляют собой большие круги Земли, а экватор — единственная линия широты , которая также представляет собой большой круг (остальные линии широты расположены к северу или югу от центра Земли). [22] Большой круг является теоретической основой большинства моделей, которые стремятся математически определить направление киблы от местности. В таких моделях кыбла определяется как направление большого круга, проходящего через местность и Каабу. [23] [24] Одним из свойств большого круга является то, что он указывает кратчайший путь, соединяющий любую пару точек круга — это основа его использования для определения киблы. Большой круг аналогичным образом используется для поиска кратчайшего пути полета, соединяющего два места, поэтому кибла, рассчитанная с использованием метода большого круга, обычно близка к направлению местности на Мекку. [25] Поскольку эллипсоид является более точной формой Земли , чем идеальная сфера, современные исследователи рассмотрели возможность использования эллипсоидных моделей для расчета киблы, заменив большой круг геодезическими на эллипсоиде . Это приводит к более сложным расчетам, в то время как повышение точности вполне соответствует типичной точности установки мечети или размещения циновки. [26] Например, расчеты с использованием эллипсоидальной модели GRS 80 дают угол киблы 18°47′06″ для местоположения в Сан-Франциско , а метод большого круга дает 18°51′05″. [27]

Расчеты с помощью сферической тригонометрии

[ редактировать ]

Модель большого круга применяется для расчета киблы с использованием сферической тригонометрии — раздела геометрии , изучающего математические соотношения между сторонами и углами треугольников, образованных тремя большими кругами сферы (в отличие от традиционной тригонометрии , которая занимается этими двумерного треугольника).

Глобус со сферическим треугольником, соединяющим Мекку, Северный полюс и Джокьякарту.
Например, киблу из города Джокьякарта , Индонезия, можно рассчитать следующим образом. Координаты города, , составляют 7,801389°ю.ш., 110,364444°в.д., а координаты Каабы , составляют 21,422478° с.ш., 39,825183° в.д. Разница в долготе равно (110,364444 минус 39,825183) 70,539261. Подстановка значений в формулу дает ответ примерно 295°, или 25° к северу от запада. [28]

Если местоположение , Кааба и северный полюс образуют треугольник на сфере Земли, тогда кибла обозначается , что является направлением большого круга, проходящего через оба и . Кибла также может быть выражена в виде угла. (или ), киблы по отношению к северу, также называемой инхираф аль-кибла . Этот угол можно рассчитать как математическую функцию местной широты. , широта Каабы , и разница долгот между населенным пунктом и Каабой . [29] Эта функция выведена из правила котангенса , которое применяется к любому сферическому треугольнику с углами , , и стороны , , :

[30]

Применяя эту формулу в сферическом треугольнике (заменяя ) [30] и применяя тригонометрические тождества получаем:

, или
[29]

Эта формула была выведена современными учёными, но эквивалентные методы известны мусульманским астрономам с 9-го века (3-й век хиджры ), разработанные различными учёными, в том числе Хабашом аль-Хасибом (действовавшим в Дамаске и Багдаде около 850 г. ), Аль- Найризи (Багдад, ок. 900 г. ), [31] Ибн Юнус (10–11 века), [32] Ибн аль-Хайсам (11 век), [32] и Аль-Бируни (11 век). [33] Сегодня сферическая тригонометрия также лежит в основе почти всех приложений или веб-сайтов, вычисляющих киблу. [23]

Когда угол киблы относительно севера, , как известно, истинный север необходимо знать , чтобы найти киблу на практике. Обычные практические методы ее обнаружения включают наблюдение тени в кульминации Солнца, когда Солнце точно пересекает местный меридиан . В этот момент любой вертикальный объект будет отбрасывать тень, ориентированную в направлении север-юг. Результат этого наблюдения очень точен, но требует точного определения местного времени кульминации, а также проведения правильного наблюдения именно в этот момент. [34] Другой распространенный метод — использование компаса, который более практичен, поскольку его можно сделать в любое время; недостатком является то, что север, указанный магнитным компасом, отличается от истинного севера. [16] [35] Это магнитное склонение может достигать 20°, которое может варьироваться в разных местах Земли и меняться со временем . [16]

Теневое наблюдение

[ редактировать ]
Изображение Солнца над Каабой и тень от вертикального объекта в другом положении.
Дважды в год Солнце проходит прямо над Каабой, что позволяет наблюдать за его направлением из тени вертикального объекта.

Судя по наблюдениям с Земли, Солнце, кажется, сезонно « перемещается » между Северным и Южным тропиками; кроме того, кажется, что он ежедневно перемещается с востока на запад из-за вращения Земли. Комбинация этих двух видимых движений означает, что каждый день Солнце пересекает меридиан один раз, обычно не точно над головой, а к северу или к югу от наблюдателя. В местах между двумя тропиками — на широте ниже 23,5° северной или южной широты — в определенные моменты года (обычно два раза в год) Солнце проходит почти прямо над головой. Это происходит, когда Солнце пересекает меридиан, находясь в то же время на местной широте. [36]

Город Мекка входит в число мест, где это происходит, благодаря своему расположению на 21 ° 25 'северной широты. Это происходит дважды в год, сначала 27/28 мая, примерно в 12:18 по стандартному времени Саудовской Аравии (SAST) или 09:00: 18 UTC, а во-вторых, 15/16 июля в 12:27 SAST (09:27 UTC). [36] [37] [б] Когда солнце достигает зенита Каабы, любой вертикальный объект на земле, который получает солнечный свет, отбрасывает тень, указывающую на киблу ( см. рисунок ). [36] Этот метод нахождения киблы называется расд аль-киблат («наблюдение за киблой»). [38] [28] Поскольку ночь наступает в полушарии, противоположном Каабе, половина мест на Земле (включая Австралию, а также большую часть Америки и Тихого океана) не может наблюдать это напрямую. [39] Вместо этого в таких местах наблюдается противоположное явление, когда Солнце проходит над антиподной точкой Каабы (другими словами, Солнце проходит прямо под Каабой), вызывая тени в направлении, противоположном тем, которые наблюдаются во время расд аль-киблат . [36] [40] Это происходит дважды в год: 14 января в 00:30 SAST (21:30 UTC предыдущего дня) и 29 ноября в 00:09 SAST (21:09 UTC предыдущего дня). [41] Наблюдения, сделанные в течение пяти минут после моментов расд аль-киблат или его противоположных аналогов или в одно и то же время дня, за два дня до или после каждого события, по-прежнему показывают точные направления с незначительной разницей. [36] [37]

На карте мира

[ редактировать ]
Карта, созданная с использованием ретроазимутальной проекции Крейга с центром в Мекке. В отличие от большинства картографических проекций, она сохраняет направление от любой другой точки карты к центру.

Сферическая тригонометрия обеспечивает кратчайший путь из любой точки Земли к Каабе, хотя указанное направление может показаться нелогичным, если представить его на плоской карте мира . Например, кыбла на Аляске , полученная с помощью сферической тригонометрии, находится почти точно на севере. [23] Эта кажущаяся нелогичность вызвана проекциями , используемыми на картах мира, которые по необходимости искажают поверхность Земли. Прямая линия, показанная на карте мира с использованием проекции Меркатора, называется румбической линией или локсодромом, который используется меньшинством мусульман для обозначения киблы. [42] [с] В некоторых местах это может привести к резкой разнице; например, в некоторых частях Северной Америки плоская карта показывает Мекку на юго-востоке, а расчет большого круга показывает ее на северо-востоке. [23] В Японии карта показывает юго-запад, а большой круг — северо-запад. [43] Однако большинство мусульман следуют методу большого круга. [23]

Ретроазимутальная проекция — это любая картографическая проекция, которая сохраняет угловое направление ( азимут ) траектории большого круга от любой точки карты до точки, выбранной в качестве центра карты. Первоначальной целью его разработки было помочь найти киблу, выбрав Каабу в качестве центральной точки. [44] Самыми ранними сохранившимися произведениями, в которых использовалась эта проекция, были два медных инструмента в форме астролябии, созданные в Иране 18 века. [45] Они содержат сетки, охватывающие территории между Испанией и Китаем, указывают расположение крупных городов вместе с их названиями, но не показывают береговую линию. [45] [46] Первый из двух был обнаружен в 1989 году; его диаметр составляет 22,5 см (8,9 дюйма), и у него есть линейка, с помощью которой можно прочитать направление Мекки по отметкам на окружности инструмента, а расстояние до Мекки - по отметкам на линейке. [46] [д] Лишь второй подписан его создателем Мухаммадом Хусейном. [47] Первая формальная конструкция ретроазимутальной проекции в западной литературе — это проекция Крейга или проекция Мекки, созданная шотландским математиком Джеймсом Айрлендом Крейгом , работавшим в Геодезическом департаменте Египта, в 1910 году. [48] Его карта сосредоточена в Мекке, а ее диапазон ограничен показом преимущественно мусульманских земель. [48] Расширение карты более чем на 90° по долготе от центра приведет к скоплению и перекрытиям. [49] [50]

Традиционные методы

[ редактировать ]

Исторические записи и сохранившиеся старые мечети показывают, что на протяжении всей истории кыбла часто определялась простыми методами, основанными на традициях или «народной науке», а не на математической астрономии. Некоторые ранние мусульмане повсюду использовали направление на юг в качестве киблы, буквально следуя указанию Мухаммеда повернуться лицом на юг, пока он был в Медине (Мекка находится к югу от Медины). Некоторые мечети, расположенные даже в Аль-Андалусе на западе и в Центральной Азии на востоке, обращены на юг, хотя Мекка и близко не находится в этом направлении. [51] В различных местах также встречаются «киблы сподвижников» ( киблат ас-сахаба ), те, которые использовались там сподвижниками Пророка — первым поколением мусульман, считающихся в исламе образцами для подражания. Такие направления использовались некоторыми мусульманами в последующие столетия наряду с другими направлениями, даже после того, как мусульманские астрономы использовали расчеты, чтобы найти более точные направления на Мекку. Среди направлений, описанных как киблы сподвижников, находятся юг Сирии и Палестины. [52] направление зимнего восхода солнца в Египте и направление зимнего заката в Ираке. [53] Направление зимнего восхода и заката также традиционно является предпочтительным, поскольку они параллельны стенам Каабы. [54]

Разработка методов

[ редактировать ]

Доастрономия

[ редактировать ]

Определение киблы было важной проблемой для мусульманских общин на протяжении всей истории. Мусульмане обязаны знать киблу для совершения ежедневных молитв, а также для определения ориентации мечетей. [55] Когда Мухаммед жил среди мусульман в Медине (которая, как и Мекка, также находится в районе Хиджаза), он молился строго на юг, согласно известному направлению Мекки. В течение нескольких поколений после смерти Мухаммеда в 632 году мусульмане достигли мест, находящихся далеко от Мекки, что создало проблему определения киблы в новых местах. [56] Математические методы, основанные на астрономии, разовьются лишь в конце 8-го или начале 9-го века, да и тогда они изначально не пользовались популярностью. Поэтому ранние мусульмане полагались на неастрономические методы. [57]

В ранний исламский период существовал широкий спектр традиционных методов определения киблы, приводивших к разным направлениям даже из одного и того же места. Помимо южного направления и киблы спутников, арабы также знали форму «народной» астрономии, названную так историком астрономии Дэвидом А. Кингом , чтобы отличить ее от традиционной астрономии, которая является точной наукой, зародившейся из доисламские традиции. [53] Он использовал природные явления, включая наблюдение Солнца, Луны, звезд и ветра, без какой-либо математической основы. Эти методы позволяют определить конкретные направления в отдельных местах, часто используя фиксированные точки захода и восхода конкретной звезды, восход или заход солнца в дни равноденствия , а также во время летнего или зимнего солнцестояния . [58] Исторические источники фиксируют несколько таких кибл, например: восход солнца в дни равноденствия (на востоке) в Магрибе , закат в дни равноденствия (на западе) в Индии, происхождение северного ветра или фиксированное расположение Полярной звезды в Йемене, точка восхода звезды Сухайль ( Канопус ) в Сирии и закат в середине зимы в Ираке. [58] Подобные направления появляются в текстах фикха (исламской юриспруденции) и текстах народной астрономии. Астрономы (за исключением народных астрономов) обычно не комментируют эти методы, но исламские ученые-юристы не возражали против них. [59] Традиционные направления все еще использовались, когда были разработаны методы более точного расчета киблы, и они до сих пор появляются в некоторых сохранившихся средневековых мечетях. [52]

С астрономией

[ редактировать ]
Таблица, написанная на арабском языке
Часть таблицы киблы, составленная астрономом и муваккитом Шамсом ад-Дином аль-Халили из Дамаска в XIV веке. Направления киблы указаны в арабской шестидесятеричной системе счисления.

Изучение астрономии, известное в исламской интеллектуальной традиции как илм аль-фалак («наука о небесных светилах»), начало появляться в исламском мире во второй половине VIII века с центром в Багдаде, главном городе Аббасидский халифат . Первоначально эта наука была представлена ​​​​через работы индийских авторов, но после IX века работы греческих астрономов, таких как Птолемей, были переведены на арабский язык и стали основными источниками информации в этой области. [60] Мусульманские астрономы предпочитали греческую астрономию, поскольку считали, что она лучше подкреплена теоретическими объяснениями и поэтому может развиваться как точная наука; однако влияние индийской астрономии сохраняется, особенно при составлении астрономических таблиц. [61] Эта новая наука была применена для разработки новых методов определения киблы с использованием концепции широты и долготы, взятой из «Географии» Птолемея , а также тригонометрических формул, разработанных мусульманскими учеными. [62] Большинство учебников по астрономии, написанных в средневековом исламском мире, содержат главу, посвященную определению киблы, которая считается одной из многих вещей, связывающих астрономию с исламским законом (шариатом). [29] [63] По словам Дэвида А. Кинга, различные средневековые решения для определения киблы «свидетельствуют о развитии математических методов с 3/9 по 8/14 века, а также об уровне сложности тригонометрии и вычислительных методов, достигнутых этими методами». учёные». [29]

Первые математические методы, разработанные в начале 9 века, представляли собой приближенные решения математической задачи, обычно с использованием плоской карты или двумерной геометрии. Поскольку на самом деле Земля имеет сферическую форму, найденные направления были неточными, но их было достаточно для мест, относительно близких к Мекке (в том числе таких далеких, как Египет и Иран), поскольку ошибки составляли менее 2°. [64]

Точные решения, основанные на трехмерной геометрии и сферической тригонометрии, начали появляться в середине IX века. Хабаш аль-Хасиб написал ранний пример, используя орфографическую проекцию . [65] [и] Другая группа решений использует тригонометрические формулы, например Аль-Найризи четырехшаговое применение теоремы Менелая . [66] [ф] Последующие ученые, в том числе Ибн Юнус, Абу аль-Вафа, Ибн аль-Хайсам и Аль-Бируни, предложили другие методы, точность которых с точки зрения современной астрономии подтверждена. [67]

Мусульманские астрономы впоследствии использовали эти методы для составления таблиц, показывающих киблу, на основе списка мест, сгруппированных по разнице их широты и долготы с Меккой. Самый старый известный пример, ок. 9-го века Багдад содержал записи для каждого градуса и угловой минуты до 20 °. [68] В XIV веке Шамс ад-Дин аль-Халили , астроном, служивший муваккитом ( хронометристом) в мечети Омейядов в Дамаске, составил таблицу киблы для 2880 координат с разницей по долготе до 60° от Мекки и с широты от 10° до 50°. [67] [68] Кинг полагает, что среди средневековых таблиц киблы работа аль-Халили является «наиболее впечатляющей с точки зрения ее масштаба и точности». [68]

Точность применения этих методов к реальным местоположениям зависит от точности входных параметров — местной широты и широты Мекки, а также разницы долгот. На момент разработки этих методов широту места можно было определить с точностью до нескольких угловых минут, но точного метода определения долготы местоположения не существовало. [69] Общие методы, используемые для оценки разницы в долготе, включали сравнение местного времени лунного затмения со временем в Мекке или измерение расстояния караванных маршрутов; [67] [33] Центральноазиатский ученый Аль-Бируни сделал свою оценку, усредняя различные приближенные методы. [67] Из-за продольной неточности средневековые расчеты киблы (в том числе с использованием математически точных методов) отличаются от современных значений. Например, хотя мечеть Аль-Азхар в Каире была построена с использованием «киблы астрономов», но кыбла мечети (127°) несколько отличается от результатов современных расчетов (135°), поскольку использованная разница по долготе была отклонена на три степени. [70]

Точные значения долготы в исламском мире стали доступны только после применения картографических исследований в 18 и 19 веках. Современные координаты, а также новые технологии, такие как спутники GPS и электронные инструменты, привели к разработке практических инструментов для расчета киблы. [71] Кибла, найденная с помощью современных инструментов, может отличаться от направления мечетей, поскольку мечеть могла быть построена до появления современных данных, а неточности ориентации могли быть внесены в процессе строительства современных мечетей. [71] [20] мечети Когда это известно, иногда направление михраба все же соблюдается, а иногда добавляется маркер (например, линии, нарисованные в мечети), по которому можно следовать вместо михраба . [20]

Инструменты

[ редактировать ]
Молитвенный коврик с компасом
Исторический компас, украшенный иллюстрациями и таблицами.
Молитвенный коврик с современным компасом-киблой ( слева ); компас-кибла османской эпохи, датированный 1738 годом ( справа )

Мусульмане используют различные инструменты, чтобы определить направление киблы, когда они находятся вне мечети. Компас киблы — это магнитный компас, который включает в себя таблицу или список углов киблы для основных населенных пунктов. Некоторые электронные версии используют спутниковые координаты для автоматического расчета и указания киблы. [71] Компасы киблы существуют примерно с 1300 года и дополняются списком углов киблы, часто написанным на самих инструментах. [72] В гостиничных номерах с гостями-мусульманами можно использовать наклейку с изображением киблы на потолке или ящике. [16] С появлением компьютеров различные мобильные приложения и веб-сайты используют формулы для расчета киблы для своих пользователей. [23] [73]

Разнообразие

[ редактировать ]

Ранний исламский мир

[ редактировать ]
Карта местности в современном Каире . Мечети имеют немного разную ориентацию.

Поскольку для определения киблы использовались разные методы, мечети строились на протяжении всей истории в разных направлениях, в том числе те, которые стоят до сих пор. [74] Методы, основанные на астрономии и математике, использовались не всегда. [75] и один и тот же метод определения может дать разные киблы из-за различий в точности данных и расчетов. [76] Египетский историк Аль-Макризи (ум. 1442) записал различные углы киблы, использовавшиеся в то время в Каире: 90° (на востоке), 117° (зимний восход солнца, «кибла сахабов»), 127° (рассчитанный астрономами, такие как Ибн Юнус), 141° ( мечеть Ибн Тулуна ), 156° (точка восхождения Сухайля/Канопуса), 180° (на юге, подражая кибле Мухаммеда в Медине) и 204° (точка захода Канопус). Современная кибла Каира составляет 135 °, что в то время не было известно. [77] Это разнообразие также приводит к неоднородной планировке районов Каира, поскольку улицы часто ориентированы в соответствии с разной ориентацией мечетей. Исторические записи также указывают на разнообразие кибл в других крупных городах, включая Кордову (113 °, 120 °, 135 °, 150 ° и 180 ° были зафиксированы в 12 веке) и Самарканд (180 °, 225 °, 230 °, 240° и 270° были зафиксированы в 11 веке). [77] Согласно доктрине джихат аль-кааба , различные направления киблы действительны до тех пор, пока они находятся в одном и том же широком направлении. [18]

В 1990 году ученый-географ Майкл Э. Бонин провел исследование главных мечетей всех крупных городов современного Марокко, построенных от периода Идрисидов (8–10 века) до периода Алауитов (с 17 века по настоящее время). . Хотя современные расчеты дают угол наклона киблы от 91° (почти на восток) в Марракеше до 97° в Танжере, [78] только мечети, построенные в период алауитов, построены с киблой, относительно близкой к этому диапазону. [79] Кибла старых мечетей значительно различается: концентрация варьируется от 155–160 ° (немного восточнее юга), а также 120–130 ° (почти на юго-востоке). [80] В 2008 году Бонин также опубликовал обзор главных городских мечетей Туниса, в котором обнаружил, что большинство из них расположены под углом около 147°. [81] Это направление Великой мечети Кайруана , первоначально построенной в 670 году и последний раз перестроенной Аглабидами в 862 году, которую часто считают моделью, используемой другими мечетями. [82] Среди исследованных мечетей Большая мечеть Суса была единственной со значительной разницей, обращенной дальше на юг под углом 163°. [81] Фактическое направление на Мекку, рассчитанное с использованием метода большого круга, колеблется от 110° до 113° по всей стране. [83]

Индонезия

[ редактировать ]

Вариации киблы также встречаются в Индонезии, стране с самым большим мусульманским населением в мире. Астрономически рассчитанная кибла колеблется в пределах 291–295 ° (21–25 ° к северу от запада) в зависимости от точного местоположения на архипелаге. [84] Однако киблу традиционно часто называют просто «западом», в результате чего мечети строятся ориентированными строго на запад или по направлению заката, которое незначительно меняется в течение года. Среди индонезийских исламских астрономов существуют разные мнения: Тоно Саксоно и др. утверждает в 2018 году, что обращение к кибле во время молитвы является скорее «духовной предпосылкой», чем точной физической, и что точное направление на саму Каабу на расстоянии в тысячи километров требует чрезвычайной точности, которую невозможно достичь при строительстве мечети или когда стоя для молитвы. [16] С другой стороны, Мухаммад Хади Башори в 2014 году высказал мнение, что «исправление киблы действительно является очень неотложной задачей», и ею можно руководствоваться простыми методами, такими как наблюдение за тенью. [85]

В истории региона споры о кибле также возникали в тогдашней Голландской Ост-Индии в 1890-х годах. Когда индонезийский ученый и будущий основатель Ахмад Мухаммадии Дахлан вернулся после изучения ислама и астрономии в Мекке, он обнаружил, что мечети в королевской столице Джокьякарте имеют неточные кыблы, в том числе Великая мечеть Кауман , обращенная строго на запад. Его усилиям по корректировке киблы противостояли традиционные улемы султаната Джокьякарта , а новая мечеть, построенная Дахланом по его расчетам, была снесена толпой. Дахлан перестроил свою мечеть в 1900-х годах, а позже Великая мечеть Каумана также будет переориентирована с использованием астрономически рассчитанной киблы. [86] [87]

Северная Америка

[ редактировать ]
Городское здание, расположенное на транспортной развязке
Исламский центр Вашингтона (основан в 1953 г.), одна из первых мечетей в США. Его кибла обращена на северо-восток в соответствии с астрономическими расчетами. [88]

В местах, где долгое время проживало мусульманское население, со временем, как правило, решался вопрос о направлении киблы. В других странах, таких как США и Канада, крупные мусульманские общины появились только в последние несколько десятилетий, и определение киблы может быть предметом споров. [89] Исламский центр Вашингтона, округ Колумбия, был построен в 1953 году с видом немного севернее востока и поначалу озадачил некоторых наблюдателей, в том числе мусульман, поскольку Вашингтона, округ Колумбия широта , находится на 17 ° 30 'к северу от Мекки. Хотя линия, проведенная на картах мира, например, с использованием проекции Меркатора, указывает на юго-восточное направление на Мекку, астрономические расчеты с использованием метода большого круга действительно дают северо-восточное направление (56 ° 33 '). [88] Тем не менее, большинство ранних мечетей в Соединенных Штатах обращены на восток или юго-восток, следуя очевидному направлению на картах мира. [89] По мере роста мусульманской общины и увеличения количества мечетей, в 1978 году американский мусульманский ученый С. Камаль Абдали написал книгу, в которой утверждал, что правильная кибла в Северной Америке была северной или северо-восточной, как рассчитывается методом большого круга, который определяет кратчайший путь в Мекку. [г] [90] [23] Заключение Абдали было широко распространено, а затем принято мусульманской общиной, в результате чего впоследствии мечети были переориентированы. [89] В 1993 году два богослова, Риад Начеф и Самир Кади, опубликовали книгу, в которой приводились доводы в пользу юго-восточной киблы, написав, что северная/северо-восточная кибла недействительна и является результатом отсутствия религиозных знаний. [час] [91] [25] В ответ Абдали опубликовал ответ на их аргументы и критику в статье под названием «Правильная Кибла» в Интернете в 1997 году. [я] Эти два мнения привели к периоду споров о правильной кибле. [91] В конце концов, большинство мусульман Северной Америки приняли северную/северо-восточную киблу, а меньшинство последовало восточной/юго-восточной кибле. [23] [92]

Космическое пространство

[ редактировать ]
Над Землей появился спутник
Вопрос о кибле в космическом пространстве публично встал в 2007 году, когда шейх Музафар Шукор совершил космический полет на Международную космическую станцию . [93]

Международная космическая станция (МКС) вращается вокруг Земли на высокой скорости — направление от нее на Мекку существенно меняется за несколько секунд. [23] Перед полетом на МКС шейх Музафар Шукор запросил, и Национальный совет фетв Малайзии предоставил инструкции, которые были переведены на несколько языков. [93] Совет написал, что определение киблы должно быть «основано на том, что возможно», и рекомендовал четыре варианта, заявив, что следует молиться в сторону первого варианта, если это возможно, а если нет, последовательно прибегать к более поздним: [23]

  1. сама Кааба
  2. положение непосредственно над Каабой на высоте орбиты космонавта
  3. Земля в целом
  4. "где угодно"

В соответствии с советом фетвы, другие мусульманские ученые утверждают, что важно проявлять гибкость и адаптировать требования киблы к тому, что способен выполнить космонавт. Халил Мухаммад из Государственного университета Сан-Диего высказал мнение: «Бог не подвергает человека наказанию за то, с чем он/она не в состоянии справиться». Камаль Абдали утверждал, что концентрация во время молитвы важнее точной ориентации, и предлагал сохранять направление киблы в начале молитвы вместо того, чтобы «беспокоиться о возможных изменениях положения». [23] До миссии шейха Музафара в космос летали как минимум восемь мусульман, но никто из них публично не обсуждал вопросы, связанные с богослужением в космосе. [94]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Эта ссылка встречается в Коране 19:11.
  2. ^ Даты немного меняются от года к году, поскольку календарный год не синхронизирован с астрономическим годом (см. Високосный год ). [37]
  3. ^ Пример локсодрома, используемого для поиска киблы, см. в #North America .
  4. ^ Кинг 1996 , с. 150 имеет изображение одного из инструментов.
  5. ^ Подробности этого метода и его доказательство представлены в King 1996 , стр. 144–145.
  6. ^ Подробности этого метода и его доказательство представлены в King 1996 , стр. 145–146.
  7. ^ Эта книга Абдали, С. Камаль (1978). Расписание молитв для Северной Америки . Индианаполис: Публикации American Trust. OCLC   27738892 .
  8. ^ Эта книга Начеф, Риад; Кади, Самир (1993). Обоснование Людей Истины о том, что направление аль-Киблы в США и Канаде — на юго-восток . Филадельфия: Ассоциация исламских благотворительных проектов.
  9. ^ Эта статья Абдали, С. Камаль (17 сентября 1997 г.). «Правильная Кибла» (PDF) . geomete.com . Архивировано (PDF) из оригинала 18 декабря 2019 года.
  1. ^ Венсинк 1978 , с. 317.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Венсинк 1978 , с. 318.
  3. ^ Башори 2015 , стр. 97–98.
  4. ^ Башори 2015 , с. 104.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Венсинк 1986 , с. 82.
  6. ^ Венсинк 1978 , с. 321.
  7. ^ Дафтари 2007 , с. 149.
  8. ^ Башори 2015 , с. 103.
  9. ^ Башори 2015 , с. 91.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кубань 1974 , с. 3.
  11. ^ Кубань 1974 , с. 4.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кинг 1996 , с. 134.
  13. ^ Башори 2015 , стр. 104–105.
  14. ^ Саксон, Фулаззаки и Сари 2018 , с. 137.
  15. ^ Саксон, Фулаззаки и Сари 2018 , с. 134.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Саксон, Фулаззаки и Сари 2018 , с. 136.
  17. ^ Башори 2015 , стр. 92, 95.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кинг 1996 , стр. 134–135.
  19. ^ Башори 2015 , с. 95.
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Венсинк 1986 , с. 83.
  21. ^ Башори 2015 , с. 94.
  22. ^ Уолтем 2013 , с. 98.
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Автор: Хусто, 2007 г.
  24. ^ Кинг 2004 , с. 166.
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Алмакки и Снайдер 1996 , с. 31.
  26. ^ Саксоно, Фулаззаки и Сари 2018 , стр. 132–134.
  27. ^ Алмакки и Снайдер 1996 , с. 35.
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Башори 2015 , с. 123.
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Кинг 1986 , с. 83.
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Башори 2015 , с. 119.
  31. ^ Кинг 1986 , стр. 85–86.
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кинг 1986 , с. 85.
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кинг 1986 , с. 86.
  34. ^ Ильяс 1984 , стр. 171–172.
  35. ^ Ильяс 1984 , с. 172.
  36. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Рахарто и Сурья 2011 , с. 25.
  37. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Башори 2015 , с. 125.
  38. ^ Рахарто и Сурья 2011 , с. 24.
  39. ^ Башори 2015 , стр. 125–126.
  40. ^ Башори 2015 , стр. 126–127.
  41. ^ Башори 2015 , с. 127.
  42. ^ Алмакки и Снайдер 1996 , стр. 31–32.
  43. ^ Башори 2015 , с. 110.
  44. ^ Тоблер 2002 , стр. 17–18.
  45. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тоблер 2002 , с. 18.
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кинг 1996 , с. 150.
  47. ^ Кинг 1996 , с. 151.
  48. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Снайдер 1997 , стр. 227–228.
  49. ^ Снайдер 1997 , стр. 228.
  50. ^ Тоблер 2002 , с. 19.
  51. ^ Кинг 1996 , с. 130.
  52. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кинг 1996 , стр. 130–131.
  53. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кинг 1996 , с. 132.
  54. ^ Кинг 1996 , с. 132, а также рисунок 4.2 в п. 131.
  55. ^ Кинг 1996 , с. 128.
  56. ^ Кинг 1996 , стр. 130–132.
  57. ^ Кинг 1996 , стр. 128–129.
  58. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кинг 1996 , с. 133.
  59. ^ Кинг 1996 , стр. 132–133.
  60. ^ Морелон 1996b , стр. 20–21.
  61. ^ Морелон 1996b , с. 21.
  62. ^ Кинг 1996 , с. 141.
  63. ^ Морелон 1996a , с. 15.
  64. ^ Кинг 1996 , стр. 142–143.
  65. ^ Кинг 1996 , стр. 144–145.
  66. ^ Кинг 1996 , стр. 145–146.
  67. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Кинг 1996 , с. 147.
  68. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кинг 2004 , с. 170.
  69. ^ Кинг 1996 , с. 153.
  70. ^ Кинг 1996 , стр. 153–154.
  71. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кинг 2004 , с. 177.
  72. ^ Кинг 2004 , с. 171.
  73. ^ МакГрегор 2018 , с. 130.
  74. ^ Алмакки и Снайдер 1996 , с. 29.
  75. ^ Кинг 2004 , с. 175.
  76. ^ Алмакки и Снайдер 1996 , с. 32.
  77. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кинг 2004 , стр. 175–176.
  78. ^ Бонин 2008 , с. 151.
  79. ^ Бонин 1990 , с. 52.
  80. ^ Бонин 2008 , стр. 151–152.
  81. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бонин 2008 , с. 154.
  82. ^ Бонин 2008 , стр. 153–155.
  83. ^ Бонин 2008 , с. 156.
  84. ^ Башори 2014 , стр. 59–60.
  85. ^ Башори 2014 , стр. 60–61.
  86. ^ Керстен 2017 , с. 130.
  87. ^ Нашир 2015 , с. 77.
  88. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Май 1953 года , с. 367.
  89. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Биличи 2012 , с. 54.
  90. ^ Биличи 2012 , стр. 54–55.
  91. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Биличи 2012 , стр. 55–56.
  92. ^ Биличи 2012 , с. 57.
  93. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Льюис 2013 , с. 114.
  94. ^ Льюис 2013 , с. 109.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d37c1d4bd1510e89fb8fb77186db826d__1717103460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d3/6d/d37c1d4bd1510e89fb8fb77186db826d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Qibla - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)