Кибла

Кибла направлении ( араб . قِبْلَة , букв. «направление») — это направление к Каабе в Священной мечети в Мекке , которое используется мусульманами в различных религиозных контекстах, особенно в молитвы для намаза . В исламе Кааба считается священным местом, построенным пророками Авраамом и Измаилом , и что ее использование в качестве киблы было предопределено Богом в нескольких стихах Корана, ниспосланных Мухаммеду во втором году хиджры . До этого откровения Мухаммед и его последователи в Медине обратились к Иерусалиму для молитвы. В большинстве мечетей есть михраб (ниша в стене), указывающий направление киблы.
Кибла также является направлением входа в ихрам (священное состояние для паломничества хаджа ); направление, в котором поворачиваются животные во время дабихи (исламского забоя); рекомендуемое направление для совершения дуа (мольбы); направление, которого следует избегать при опорожнении или сплевывании; и направление, в котором умершие выровнены при захоронении . Киблу можно наблюдать точно обращенной к Каабе ( айн аль-кааба ) или обращенной в общем направлении ( джихат аль-кааба ). Большинство исламских ученых считают, что джихат аль-кааба приемлем, если более точную айн аль-каабу невозможно установить .
Наиболее распространенное техническое определение, используемое мусульманскими астрономами для обозначения местоположения, — это направление большого круга (в земной сфере) , проходящего через это место и Каабу. Это направление кратчайшего пути от места до Каабы, которое позволяет точно рассчитать ( хисаб ) киблы с использованием сферической тригонометрической формулы, которая принимает координаты местоположения и Каабы в качестве входных данных ( см. формулу ниже ). . Этот метод применяется для разработки мобильных приложений и веб-сайтов для мусульман, а также для составления таблиц киблы, используемых в таких инструментах, как компас киблы . Киблу также можно определить на месте, наблюдая за тенью вертикального стержня дважды в год, когда Солнце находится прямо над головой в Мекке - 27 и 28 мая в 12:18 по стандартному времени Саудовской Аравии (09:18 UTC). ), а также 15 и 16 июля в 12:27 SAST (09:27 UTC).
До развития астрономии в исламском мире мусульмане использовали традиционные методы определения киблы. Эти методы включали обращение в том направлении, которое сподвижники Мухаммеда использовали , находясь в том же месте; использование точек захода и восхода небесных объектов; используя направление ветра; или используя юг, который был киблой Мухаммеда в Медине. Ранняя исламская астрономия была построена на своих индийских и греческих аналогах, особенно на работах Птолемея , и вскоре мусульманские астрономы разработали методы расчета приблизительных направлений киблы, начиная с середины 9 века. В конце IX и X веках мусульманские астрономы разработали методы определения точного направления киблы, которые эквивалентны современной формуле. Первоначально эта «кибла астрономов» использовалась наряду с различными традиционно определяемыми киблами, что привело к большому разнообразию в средневековых мусульманских городах. Кроме того, точные географические данные, необходимые астрономическим методам для получения точных результатов, не были доступны до 18 и 19 веков, что привело к дальнейшему разнообразию киблы. Исторические мечети с разными кыблами все еще стоят сегодня по всему миру. Исламский мир . Космический полет набожного мусульманина шейха Музафара Шукора на Международную космическую станцию (МКС) в 2007 году вызвал дискуссию относительно направления киблы с низкой околоземной орбиты , что побудило исламские власти его родной страны, Малайзии , рекомендовать определить направление киблы с низкой околоземной орбиты. кибла «на основе того, что возможно» для космонавта.
Расположение
[ редактировать ]Кибла — это направление Каабы , кубообразного здания в центре Священной мечети ( аль-Масджид аль-Харам ) в Мекке , в регионе Хиджаз в Саудовской Аравии. Помимо своей роли кыблы, это также самое святое место для мусульман, также известное как Дом Бога ( Байт Аллах ), и где таваф ( ритуал обхода совершается ) во время паломничества хаджа и умры . Кааба имеет приблизительно прямоугольную форму в плане, четыре угла которой направлены близко к четырем сторонам света . [1] Согласно Корану , его построили Авраам и Измаил , оба являются пророками в исламе. [2] Сохранилось немного исторических записей, подробно описывающих историю Каабы до возникновения ислама, но в поколениях, предшествовавших Мухаммеду, Кааба использовалась как святыня доисламской арабской религии . [2]
Статус киблы Каабы (или Священной мечети, в которой она расположена) основан на стихах 144, 149 и 150 главы Корана «Бакара» , каждый из которых содержит повеление «повернуть лицо в сторону Священная мечеть» ( фавалли ваджхака шатр аль-Масджид иль-Харам ). [3] Согласно исламским традициям, эти стихи были ниспосланы в месяц Раджаб или Шаабан во втором году хиджры Мухаммеда (623 г. н. э.), или примерно через 15 или 16 месяцев после переселения в Медину . [4] [5] До этих откровений Мухаммед и мусульмане Медины молились в сторону Иерусалима как киблы, в том же направлении, что и направление молитвы — мизра — используемое евреями Медины . Исламская традиция гласит, что эти стихи были ниспосланы во время молитвенного собрания; Мухаммед и его последователи сразу же в середине молитвенного ритуала изменили направление из Иерусалима в Мекку. Местом проведения этого мероприятия стала Масджид аль-Киблатайн («Мечеть Двух Кибл»). [5]
Существуют разные сообщения о направлении киблы, когда Мухаммед был в Мекке (до его переселения в Медину). Согласно сообщению, цитируемому историком ат-Табари и экзегетом (переводчиком текста) аль-Байдави , Мухаммед молился в сторону Каабы. В другом сообщении, цитируемом аль-Баладхури , а также ат-Табари, говорится, что Мухаммед молился в сторону Иерусалима, находясь в Мекке. В другом сообщении, упомянутом в Ибн Хишама биографии Мухаммеда , говорится, что Мухаммад молился так, чтобы смотреть одновременно на Каабу и Иерусалим. [5] Сегодня мусульмане всех ветвей, включая суннитов и шиитов , все молятся Каабе. Исторически одним из главных исключений были карматы , ныне несуществующая синкретическая шиитская секта, отвергавшая Каабу как киблу; в 930 году они разграбили Мекку Каабы и на какое-то время перенесли Черный камень в свой центр власти в Аль-Ахсе с намерением начать новую эру в исламе. [6] [7]
Религиозное значение
[ редактировать ]
Этимологически арабское слово «кибла» ( قبلة ) означает «направление». В исламских ритуалах и законах это относится к особому направлению, с которым сталкиваются мусульмане во время молитв и других религиозных контекстов. [5] Исламские религиозные учёные сходятся во мнении, что обращение к кибле является необходимым условием действительности намаза — исламской ритуальной молитвы — в нормальных условиях; [8] исключения включают молитвы в состоянии страха или войны, а также необязательные молитвы во время путешествия. [9] Хадис (священное состояние для (традиция Мухаммеда) также предписывает мусульманам смотреть в сторону кыблы при входе в ихрам хаджа), после среднего джамра (ритуала бросания камней) во время паломничества. [5] Исламский этикет ( адаб ) призывает мусульман поворачивать голову животного, когда его забивают , и лица умерших, когда их хоронят, в сторону киблы. [5] Кибла является предпочтительным направлением при совершении мольбы , и ее следует избегать при дефекации, мочеиспускании и плевании. [5]
Внутри мечети кибла обычно обозначается михрабом — нишей в стене, обращенной к кибле. Во время коллективной молитвы имам стоит в нем или рядом с ним, перед остальными прихожанами. [10] Михраб период стал частью мечети в период Омейядов , а его форма была стандартизирована в Аббасидов ; до этого кыбла мечети была известна по ориентации одной из ее стен, называемой стеной киблы. Сам термин михраб упоминается в Коране только один раз, но он относится к месту молитвы израильтян, а не к части мечети. [10] [а] Мечеть Амр ибн аль-Ас в Фустате , Египет, одна из старейших мечетей, как известно, изначально была построена без михраба , хотя с тех пор он был добавлен. [11]
Айн аль-Кааба и Джихат аль-Кааба
[ редактировать ]Айн аль-кааба («стоять лицом к Каабе лицом к лицу») — это положение лицом к кибле, при котором воображаемая линия, идущая от линии взгляда человека, проходит через Каабу. [12] Этот способ наблюдения за киблой легко осуществить внутри Великой мечети Мекки и ее окрестностей, но, учитывая, что ширина Каабы менее 20 метров (66 футов), это практически невозможно из отдаленных мест. [13] Например, из Медины, расположенной на расстоянии 338 километров (210 миль) от Каабы по прямой, отклонение на один градус от точной воображаемой линии — ошибка, едва заметная при установке молитвенного коврика или принятии позы — приводит к сдвиг на 5,9 километра (3,7 мили) от места Каабы. [14] Этот эффект усиливается, когда дальше Мекки: [15] от Джакарты , Индонезия — примерно в 7900 км (4900 миль), отклонение в один градус вызывает сдвиг более чем на 100 километров (62 мили) и даже на угловую секунду отклонение — ( 1 ⁄ 3600 градуса) — вызывает смещение более чем на 100 метров (330 футов) от местоположения Каабы. [16] Для сравнения, процесс строительства мечети может легко внести погрешность до пяти градусов от рассчитанной киблы, а установка молитвенных ковриков внутри мечети в качестве указателей для верующих может добавить еще пять градусов отклонения от ориентации мечети. [16]
Меньшинство исламских богословов — например, Ибн Араби ( ум. 1240 ) — считают айн аль-каабу обязательной во время ритуальной молитвы, в то время как другие считают ее обязательной только тогда, когда это возможно. Для мест, расположенных дальше Мекки, такие ученые, как Абу Ханифа ( ум. 699 ) и Аль-Куртуби ( ум. 1214 ), утверждают, что допустимо предполагать джихат аль-Кааба , повернувшись только в общем направлении Каабы. [17] Другие утверждают, что ритуальное условие обращения лицом к кибле уже выполнено, когда воображаемая линия, ведущая к Каабе, находится в поле зрения. [12] Например, существуют юридические заключения, согласно которым весь юго-восточный квадрант в Аль-Андалусе (Исламский Пиренейский полуостров ) и юго-западный квадрант в Центральной Азии являются действительной киблой. [18] Аргументы в пользу действительности джихат аль-кааба включают формулировку Корана, которая предписывает мусульманам только «поворачивать лицо» в сторону Великой мечети и избегать навязывания требований, которые было бы невозможно выполнить, если бы айн аль-кааба была бы невозможна. Кааба должна была быть обязательной во всех местах. [19] Шафиитская школа исламского права, изложенная в книге Абу Исхака аль-Ширази XI века «Китаб ат-Танбих фил-фикх» , утверждает, что человек должен следовать кибле, указанной в местной мечети, когда человек находится за пределами Мекки. или, если вы находитесь не рядом с мечетью, спросить у заслуживающего доверия человека. Когда это невозможно, человек должен принять собственное решение – осуществлять иджтихад – с помощью имеющихся в его распоряжении средств. [20] [21]
Определение
[ редактировать ]Теоретическая основа: большой круг
[ редактировать ]
Большой круг , также называемый ортодромией, — это любой круг на сфере, центр которого совпадает с центром сферы. Например, все линии долготы представляют собой большие круги Земли, а экватор — единственная линия широты , которая также представляет собой большой круг (остальные линии широты расположены к северу или югу от центра Земли). [22] Большой круг является теоретической основой большинства моделей, которые стремятся математически определить направление киблы от местности. В таких моделях кыбла определяется как направление большого круга, проходящего через местность и Каабу. [23] [24] Одним из свойств большого круга является то, что он указывает кратчайший путь, соединяющий любую пару точек круга — это основа его использования для определения киблы. Большой круг аналогичным образом используется для поиска кратчайшего пути полета, соединяющего два места, поэтому кибла, рассчитанная с использованием метода большого круга, обычно близка к направлению местности на Мекку. [25] Поскольку эллипсоид является более точной формой Земли , чем идеальная сфера, современные исследователи рассмотрели возможность использования эллипсоидных моделей для расчета киблы, заменив большой круг геодезическими на эллипсоиде . Это приводит к более сложным расчетам, в то время как повышение точности вполне соответствует типичной точности установки мечети или размещения циновки. [26] Например, расчеты с использованием эллипсоидальной модели GRS 80 дают угол киблы 18°47′06″ для местоположения в Сан-Франциско , а метод большого круга дает 18°51′05″. [27]
Расчеты с помощью сферической тригонометрии
[ редактировать ]Модель большого круга применяется для расчета киблы с использованием сферической тригонометрии — раздела геометрии , изучающего математические соотношения между сторонами и углами треугольников, образованных тремя большими кругами сферы (в отличие от традиционной тригонометрии , которая занимается этими двумерного треугольника).

Если местоположение , Кааба и северный полюс образуют треугольник на сфере Земли, тогда кибла обозначается , что является направлением большого круга, проходящего через оба и . Кибла также может быть выражена в виде угла. (или ), киблы по отношению к северу, также называемой инхираф аль-кибла . Этот угол можно рассчитать как математическую функцию местной широты. , широта Каабы , и разница долгот между населенным пунктом и Каабой . [29] Эта функция выведена из правила котангенса , которое применяется к любому сферическому треугольнику с углами , , и стороны , , :
Применяя эту формулу в сферическом треугольнике (заменяя ) [30] и применяя тригонометрические тождества получаем:
, или
[29]
Эта формула была выведена современными учёными, но эквивалентные методы известны мусульманским астрономам с 9-го века (3-й век хиджры ), разработанные различными учёными, в том числе Хабашом аль-Хасибом (действовавшим в Дамаске и Багдаде около 850 г. ), Аль- Найризи (Багдад, ок. 900 г. ), [31] Ибн Юнус (10–11 века), [32] Ибн аль-Хайсам (11 век), [32] и Аль-Бируни (11 век). [33] Сегодня сферическая тригонометрия также лежит в основе почти всех приложений или веб-сайтов, вычисляющих киблу. [23]
Когда угол киблы относительно севера, , как известно, истинный север необходимо знать , чтобы найти киблу на практике. Обычные практические методы ее обнаружения включают наблюдение тени в кульминации Солнца, когда Солнце точно пересекает местный меридиан . В этот момент любой вертикальный объект будет отбрасывать тень, ориентированную в направлении север-юг. Результат этого наблюдения очень точен, но требует точного определения местного времени кульминации, а также проведения правильного наблюдения именно в этот момент. [34] Другой распространенный метод — использование компаса, который более практичен, поскольку его можно сделать в любое время; недостатком является то, что север, указанный магнитным компасом, отличается от истинного севера. [16] [35] Это магнитное склонение может достигать 20°, которое может варьироваться в разных местах Земли и меняться со временем . [16]
Теневое наблюдение
[ редактировать ]
Судя по наблюдениям с Земли, Солнце, кажется, сезонно « перемещается » между Северным и Южным тропиками; кроме того, кажется, что он ежедневно перемещается с востока на запад из-за вращения Земли. Комбинация этих двух видимых движений означает, что каждый день Солнце пересекает меридиан один раз, обычно не точно над головой, а к северу или к югу от наблюдателя. В местах между двумя тропиками — на широте ниже 23,5° северной или южной широты — в определенные моменты года (обычно два раза в год) Солнце проходит почти прямо над головой. Это происходит, когда Солнце пересекает меридиан, находясь в то же время на местной широте. [36]
Город Мекка входит в число мест, где это происходит, благодаря своему расположению на 21 ° 25 'северной широты. Это происходит дважды в год, сначала 27/28 мая, примерно в 12:18 по стандартному времени Саудовской Аравии (SAST) или 09:00: 18 UTC, а во-вторых, 15/16 июля в 12:27 SAST (09:27 UTC). [36] [37] [б] Когда солнце достигает зенита Каабы, любой вертикальный объект на земле, который получает солнечный свет, отбрасывает тень, указывающую на киблу ( см. рисунок ). [36] Этот метод нахождения киблы называется расд аль-киблат («наблюдение за киблой»). [38] [28] Поскольку ночь наступает в полушарии, противоположном Каабе, половина мест на Земле (включая Австралию, а также большую часть Америки и Тихого океана) не может наблюдать это напрямую. [39] Вместо этого в таких местах наблюдается противоположное явление, когда Солнце проходит над антиподной точкой Каабы (другими словами, Солнце проходит прямо под Каабой), вызывая тени в направлении, противоположном тем, которые наблюдаются во время расд аль-киблат . [36] [40] Это происходит дважды в год: 14 января в 00:30 SAST (21:30 UTC предыдущего дня) и 29 ноября в 00:09 SAST (21:09 UTC предыдущего дня). [41] Наблюдения, сделанные в течение пяти минут после моментов расд аль-киблат или его противоположных аналогов или в одно и то же время дня, за два дня до или после каждого события, по-прежнему показывают точные направления с незначительной разницей. [36] [37]
На карте мира
[ редактировать ]
Сферическая тригонометрия обеспечивает кратчайший путь из любой точки Земли к Каабе, хотя указанное направление может показаться нелогичным, если представить его на плоской карте мира . Например, кыбла на Аляске , полученная с помощью сферической тригонометрии, находится почти точно на севере. [23] Эта кажущаяся нелогичность вызвана проекциями , используемыми на картах мира, которые по необходимости искажают поверхность Земли. Прямая линия, показанная на карте мира с использованием проекции Меркатора, называется румбической линией или локсодромом, который используется меньшинством мусульман для обозначения киблы. [42] [с] В некоторых местах это может привести к резкой разнице; например, в некоторых частях Северной Америки плоская карта показывает Мекку на юго-востоке, а расчет большого круга показывает ее на северо-востоке. [23] В Японии карта показывает юго-запад, а большой круг — северо-запад. [43] Однако большинство мусульман следуют методу большого круга. [23]
Ретроазимутальная проекция — это любая картографическая проекция, которая сохраняет угловое направление ( азимут ) траектории большого круга от любой точки карты до точки, выбранной в качестве центра карты. Первоначальной целью его разработки было помочь найти киблу, выбрав Каабу в качестве центральной точки. [44] Самыми ранними сохранившимися произведениями, в которых использовалась эта проекция, были два медных инструмента в форме астролябии, созданные в Иране 18 века. [45] Они содержат сетки, охватывающие территории между Испанией и Китаем, указывают расположение крупных городов вместе с их названиями, но не показывают береговую линию. [45] [46] Первый из двух был обнаружен в 1989 году; его диаметр составляет 22,5 см (8,9 дюйма), и у него есть линейка, с помощью которой можно прочитать направление Мекки по отметкам на окружности инструмента, а расстояние до Мекки - по отметкам на линейке. [46] [д] Лишь второй подписан его создателем Мухаммадом Хусейном. [47] Первая формальная конструкция ретроазимутальной проекции в западной литературе — это проекция Крейга или проекция Мекки, созданная шотландским математиком Джеймсом Айрлендом Крейгом , работавшим в Геодезическом департаменте Египта, в 1910 году. [48] Его карта сосредоточена в Мекке, а ее диапазон ограничен показом преимущественно мусульманских земель. [48] Расширение карты более чем на 90° по долготе от центра приведет к скоплению и перекрытиям. [49] [50]
Традиционные методы
[ редактировать ]Исторические записи и сохранившиеся старые мечети показывают, что на протяжении всей истории кыбла часто определялась простыми методами, основанными на традициях или «народной науке», а не на математической астрономии. Некоторые ранние мусульмане повсюду использовали направление на юг в качестве киблы, буквально следуя указанию Мухаммеда повернуться лицом на юг, пока он был в Медине (Мекка находится к югу от Медины). Некоторые мечети, расположенные даже в Аль-Андалусе на западе и в Центральной Азии на востоке, обращены на юг, хотя Мекка и близко не находится в этом направлении. [51] В различных местах также встречаются «киблы сподвижников» ( киблат ас-сахаба ), те, которые использовались там сподвижниками Пророка — первым поколением мусульман, считающихся в исламе образцами для подражания. Такие направления использовались некоторыми мусульманами в последующие столетия наряду с другими направлениями, даже после того, как мусульманские астрономы использовали расчеты, чтобы найти более точные направления на Мекку. Среди направлений, описанных как киблы сподвижников, находятся юг Сирии и Палестины. [52] направление зимнего восхода солнца в Египте и направление зимнего заката в Ираке. [53] Направление зимнего восхода и заката также традиционно является предпочтительным, поскольку они параллельны стенам Каабы. [54]
Разработка методов
[ редактировать ]Доастрономия
[ редактировать ]Определение киблы было важной проблемой для мусульманских общин на протяжении всей истории. Мусульмане обязаны знать киблу для совершения ежедневных молитв, а также для определения ориентации мечетей. [55] Когда Мухаммед жил среди мусульман в Медине (которая, как и Мекка, также находится в районе Хиджаза), он молился строго на юг, согласно известному направлению Мекки. В течение нескольких поколений после смерти Мухаммеда в 632 году мусульмане достигли мест, находящихся далеко от Мекки, что создало проблему определения киблы в новых местах. [56] Математические методы, основанные на астрономии, разовьются лишь в конце 8-го или начале 9-го века, да и тогда они изначально не пользовались популярностью. Поэтому ранние мусульмане полагались на неастрономические методы. [57]
В ранний исламский период существовал широкий спектр традиционных методов определения киблы, приводивших к разным направлениям даже из одного и того же места. Помимо южного направления и киблы спутников, арабы также знали форму «народной» астрономии, названную так историком астрономии Дэвидом А. Кингом , чтобы отличить ее от традиционной астрономии, которая является точной наукой, зародившейся из доисламские традиции. [53] Он использовал природные явления, включая наблюдение Солнца, Луны, звезд и ветра, без какой-либо математической основы. Эти методы позволяют определить конкретные направления в отдельных местах, часто используя фиксированные точки захода и восхода конкретной звезды, восход или заход солнца в дни равноденствия , а также во время летнего или зимнего солнцестояния . [58] Исторические источники фиксируют несколько таких кибл, например: восход солнца в дни равноденствия (на востоке) в Магрибе , закат в дни равноденствия (на западе) в Индии, происхождение северного ветра или фиксированное расположение Полярной звезды в Йемене, точка восхода звезды Сухайль ( Канопус ) в Сирии и закат в середине зимы в Ираке. [58] Подобные направления появляются в текстах фикха (исламской юриспруденции) и текстах народной астрономии. Астрономы (за исключением народных астрономов) обычно не комментируют эти методы, но исламские ученые-юристы не возражали против них. [59] Традиционные направления все еще использовались, когда были разработаны методы более точного расчета киблы, и они до сих пор появляются в некоторых сохранившихся средневековых мечетях. [52]
С астрономией
[ редактировать ]
Изучение астрономии, известное в исламской интеллектуальной традиции как илм аль-фалак («наука о небесных светилах»), начало появляться в исламском мире во второй половине VIII века с центром в Багдаде, главном городе Аббасидский халифат . Первоначально эта наука была представлена через работы индийских авторов, но после IX века работы греческих астрономов, таких как Птолемей, были переведены на арабский язык и стали основными источниками информации в этой области. [60] Мусульманские астрономы предпочитали греческую астрономию, поскольку считали, что она лучше подкреплена теоретическими объяснениями и поэтому может развиваться как точная наука; однако влияние индийской астрономии сохраняется, особенно при составлении астрономических таблиц. [61] Эта новая наука была применена для разработки новых методов определения киблы с использованием концепции широты и долготы, взятой из «Географии» Птолемея , а также тригонометрических формул, разработанных мусульманскими учеными. [62] Большинство учебников по астрономии, написанных в средневековом исламском мире, содержат главу, посвященную определению киблы, которая считается одной из многих вещей, связывающих астрономию с исламским законом (шариатом). [29] [63] По словам Дэвида А. Кинга, различные средневековые решения для определения киблы «свидетельствуют о развитии математических методов с 3/9 по 8/14 века, а также об уровне сложности тригонометрии и вычислительных методов, достигнутых этими методами». учёные». [29]
Первые математические методы, разработанные в начале 9 века, представляли собой приближенные решения математической задачи, обычно с использованием плоской карты или двумерной геометрии. Поскольку на самом деле Земля имеет сферическую форму, найденные направления были неточными, но их было достаточно для мест, относительно близких к Мекке (в том числе таких далеких, как Египет и Иран), поскольку ошибки составляли менее 2°. [64]
Точные решения, основанные на трехмерной геометрии и сферической тригонометрии, начали появляться в середине IX века. Хабаш аль-Хасиб написал ранний пример, используя орфографическую проекцию . [65] [и] Другая группа решений использует тригонометрические формулы, например Аль-Найризи четырехшаговое применение теоремы Менелая . [66] [ф] Последующие ученые, в том числе Ибн Юнус, Абу аль-Вафа, Ибн аль-Хайсам и Аль-Бируни, предложили другие методы, точность которых с точки зрения современной астрономии подтверждена. [67]
Мусульманские астрономы впоследствии использовали эти методы для составления таблиц, показывающих киблу, на основе списка мест, сгруппированных по разнице их широты и долготы с Меккой. Самый старый известный пример, ок. 9-го века Багдад содержал записи для каждого градуса и угловой минуты до 20 °. [68] В XIV веке Шамс ад-Дин аль-Халили , астроном, служивший муваккитом ( хронометристом) в мечети Омейядов в Дамаске, составил таблицу киблы для 2880 координат с разницей по долготе до 60° от Мекки и с широты от 10° до 50°. [67] [68] Кинг полагает, что среди средневековых таблиц киблы работа аль-Халили является «наиболее впечатляющей с точки зрения ее масштаба и точности». [68]
Точность применения этих методов к реальным местоположениям зависит от точности входных параметров — местной широты и широты Мекки, а также разницы долгот. На момент разработки этих методов широту места можно было определить с точностью до нескольких угловых минут, но точного метода определения долготы местоположения не существовало. [69] Общие методы, используемые для оценки разницы в долготе, включали сравнение местного времени лунного затмения со временем в Мекке или измерение расстояния караванных маршрутов; [67] [33] Центральноазиатский ученый Аль-Бируни сделал свою оценку, усредняя различные приближенные методы. [67] Из-за продольной неточности средневековые расчеты киблы (в том числе с использованием математически точных методов) отличаются от современных значений. Например, хотя мечеть Аль-Азхар в Каире была построена с использованием «киблы астрономов», но кыбла мечети (127°) несколько отличается от результатов современных расчетов (135°), поскольку использованная разница по долготе была отклонена на три степени. [70]
Точные значения долготы в исламском мире стали доступны только после применения картографических исследований в 18 и 19 веках. Современные координаты, а также новые технологии, такие как спутники GPS и электронные инструменты, привели к разработке практических инструментов для расчета киблы. [71] Кибла, найденная с помощью современных инструментов, может отличаться от направления мечетей, поскольку мечеть могла быть построена до появления современных данных, а неточности ориентации могли быть внесены в процессе строительства современных мечетей. [71] [20] мечети Когда это известно, иногда направление михраба все же соблюдается, а иногда добавляется маркер (например, линии, нарисованные в мечети), по которому можно следовать вместо михраба . [20]
Инструменты
[ редактировать ]Мусульмане используют различные инструменты, чтобы определить направление киблы, когда они находятся вне мечети. Компас киблы — это магнитный компас, который включает в себя таблицу или список углов киблы для основных населенных пунктов. Некоторые электронные версии используют спутниковые координаты для автоматического расчета и указания киблы. [71] Компасы киблы существуют примерно с 1300 года и дополняются списком углов киблы, часто написанным на самих инструментах. [72] В гостиничных номерах с гостями-мусульманами можно использовать наклейку с изображением киблы на потолке или ящике. [16] С появлением компьютеров различные мобильные приложения и веб-сайты используют формулы для расчета киблы для своих пользователей. [23] [73]
Разнообразие
[ редактировать ]Ранний исламский мир
[ редактировать ]
Поскольку для определения киблы использовались разные методы, мечети строились на протяжении всей истории в разных направлениях, в том числе те, которые стоят до сих пор. [74] Методы, основанные на астрономии и математике, использовались не всегда. [75] и один и тот же метод определения может дать разные киблы из-за различий в точности данных и расчетов. [76] Египетский историк Аль-Макризи (ум. 1442) записал различные углы киблы, использовавшиеся в то время в Каире: 90° (на востоке), 117° (зимний восход солнца, «кибла сахабов»), 127° (рассчитанный астрономами, такие как Ибн Юнус), 141° ( мечеть Ибн Тулуна ), 156° (точка восхождения Сухайля/Канопуса), 180° (на юге, подражая кибле Мухаммеда в Медине) и 204° (точка захода Канопус). Современная кибла Каира составляет 135 °, что в то время не было известно. [77] Это разнообразие также приводит к неоднородной планировке районов Каира, поскольку улицы часто ориентированы в соответствии с разной ориентацией мечетей. Исторические записи также указывают на разнообразие кибл в других крупных городах, включая Кордову (113 °, 120 °, 135 °, 150 ° и 180 ° были зафиксированы в 12 веке) и Самарканд (180 °, 225 °, 230 °, 240° и 270° были зафиксированы в 11 веке). [77] Согласно доктрине джихат аль-кааба , различные направления киблы действительны до тех пор, пока они находятся в одном и том же широком направлении. [18]
В 1990 году ученый-географ Майкл Э. Бонин провел исследование главных мечетей всех крупных городов современного Марокко, построенных от периода Идрисидов (8–10 века) до периода Алауитов (с 17 века по настоящее время). . Хотя современные расчеты дают угол наклона киблы от 91° (почти на восток) в Марракеше до 97° в Танжере, [78] только мечети, построенные в период алауитов, построены с киблой, относительно близкой к этому диапазону. [79] Кибла старых мечетей значительно различается: концентрация варьируется от 155–160 ° (немного восточнее юга), а также 120–130 ° (почти на юго-востоке). [80] В 2008 году Бонин также опубликовал обзор главных городских мечетей Туниса, в котором обнаружил, что большинство из них расположены под углом около 147°. [81] Это направление Великой мечети Кайруана , первоначально построенной в 670 году и последний раз перестроенной Аглабидами в 862 году, которую часто считают моделью, используемой другими мечетями. [82] Среди исследованных мечетей Большая мечеть Суса была единственной со значительной разницей, обращенной дальше на юг под углом 163°. [81] Фактическое направление на Мекку, рассчитанное с использованием метода большого круга, колеблется от 110° до 113° по всей стране. [83]
Индонезия
[ редактировать ]Вариации киблы также встречаются в Индонезии, стране с самым большим мусульманским населением в мире. Астрономически рассчитанная кибла колеблется в пределах 291–295 ° (21–25 ° к северу от запада) в зависимости от точного местоположения на архипелаге. [84] Однако киблу традиционно часто называют просто «западом», в результате чего мечети строятся ориентированными строго на запад или по направлению заката, которое незначительно меняется в течение года. Среди индонезийских исламских астрономов существуют разные мнения: Тоно Саксоно и др. утверждает в 2018 году, что обращение к кибле во время молитвы является скорее «духовной предпосылкой», чем точной физической, и что точное направление на саму Каабу на расстоянии в тысячи километров требует чрезвычайной точности, которую невозможно достичь при строительстве мечети или когда стоя для молитвы. [16] С другой стороны, Мухаммад Хади Башори в 2014 году высказал мнение, что «исправление киблы действительно является очень неотложной задачей», и ею можно руководствоваться простыми методами, такими как наблюдение за тенью. [85]
В истории региона споры о кибле также возникали в тогдашней Голландской Ост-Индии в 1890-х годах. Когда индонезийский ученый и будущий основатель Ахмад Мухаммадии Дахлан вернулся после изучения ислама и астрономии в Мекке, он обнаружил, что мечети в королевской столице Джокьякарте имеют неточные кыблы, в том числе Великая мечеть Кауман , обращенная строго на запад. Его усилиям по корректировке киблы противостояли традиционные улемы султаната Джокьякарта , а новая мечеть, построенная Дахланом по его расчетам, была снесена толпой. Дахлан перестроил свою мечеть в 1900-х годах, а позже Великая мечеть Каумана также будет переориентирована с использованием астрономически рассчитанной киблы. [86] [87]
Северная Америка
[ редактировать ]
В местах, где долгое время проживало мусульманское население, со временем, как правило, решался вопрос о направлении киблы. В других странах, таких как США и Канада, крупные мусульманские общины появились только в последние несколько десятилетий, и определение киблы может быть предметом споров. [89] Исламский центр Вашингтона, округ Колумбия, был построен в 1953 году с видом немного севернее востока и поначалу озадачил некоторых наблюдателей, в том числе мусульман, поскольку Вашингтона, округ Колумбия широта , находится на 17 ° 30 'к северу от Мекки. Хотя линия, проведенная на картах мира, например, с использованием проекции Меркатора, указывает на юго-восточное направление на Мекку, астрономические расчеты с использованием метода большого круга действительно дают северо-восточное направление (56 ° 33 '). [88] Тем не менее, большинство ранних мечетей в Соединенных Штатах обращены на восток или юго-восток, следуя очевидному направлению на картах мира. [89] По мере роста мусульманской общины и увеличения количества мечетей, в 1978 году американский мусульманский ученый С. Камаль Абдали написал книгу, в которой утверждал, что правильная кибла в Северной Америке была северной или северо-восточной, как рассчитывается методом большого круга, который определяет кратчайший путь в Мекку. [г] [90] [23] Заключение Абдали было широко распространено, а затем принято мусульманской общиной, в результате чего впоследствии мечети были переориентированы. [89] В 1993 году два богослова, Риад Начеф и Самир Кади, опубликовали книгу, в которой приводились доводы в пользу юго-восточной киблы, написав, что северная/северо-восточная кибла недействительна и является результатом отсутствия религиозных знаний. [час] [91] [25] В ответ Абдали опубликовал ответ на их аргументы и критику в статье под названием «Правильная Кибла» в Интернете в 1997 году. [я] Эти два мнения привели к периоду споров о правильной кибле. [91] В конце концов, большинство мусульман Северной Америки приняли северную/северо-восточную киблу, а меньшинство последовало восточной/юго-восточной кибле. [23] [92]
Космическое пространство
[ редактировать ]
Международная космическая станция (МКС) вращается вокруг Земли на высокой скорости — направление от нее на Мекку существенно меняется за несколько секунд. [23] Перед полетом на МКС шейх Музафар Шукор запросил, и Национальный совет фетв Малайзии предоставил инструкции, которые были переведены на несколько языков. [93] Совет написал, что определение киблы должно быть «основано на том, что возможно», и рекомендовал четыре варианта, заявив, что следует молиться в сторону первого варианта, если это возможно, а если нет, последовательно прибегать к более поздним: [23]
- сама Кааба
- положение непосредственно над Каабой на высоте орбиты космонавта
- Земля в целом
- "где угодно"
В соответствии с советом фетвы, другие мусульманские ученые утверждают, что важно проявлять гибкость и адаптировать требования киблы к тому, что способен выполнить космонавт. Халил Мухаммад из Государственного университета Сан-Диего высказал мнение: «Бог не подвергает человека наказанию за то, с чем он/она не в состоянии справиться». Камаль Абдали утверждал, что концентрация во время молитвы важнее точной ориентации, и предлагал сохранять направление киблы в начале молитвы вместо того, чтобы «беспокоиться о возможных изменениях положения». [23] До миссии шейха Музафара в космос летали как минимум восемь мусульман, но никто из них публично не обсуждал вопросы, связанные с богослужением в космосе. [94]
См. также
[ редактировать ]- Направление молитвы
- Мизра , направление молитвы в иудейской вере
- Ad orientem , сопоставимая концепция в традиционном христианстве.
- Кибла , бахаи направление молитвы
- Ориентация церквей
- Пространственный дейксис , пространственная ориентация, соответствующая высказыванию.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Эта ссылка встречается в Коране 19:11.
- ^ Даты немного меняются от года к году, поскольку календарный год не синхронизирован с астрономическим годом (см. Високосный год ). [37]
- ^ Пример локсодрома, используемого для поиска киблы, см. в #North America .
- ^ Кинг 1996 , с. 150 имеет изображение одного из инструментов.
- ^ Подробности этого метода и его доказательство представлены в King 1996 , стр. 144–145.
- ^ Подробности этого метода и его доказательство представлены в King 1996 , стр. 145–146.
- ^ Эта книга Абдали, С. Камаль (1978). Расписание молитв для Северной Америки . Индианаполис: Публикации American Trust. OCLC 27738892 .
- ^ Эта книга Начеф, Риад; Кади, Самир (1993). Обоснование Людей Истины о том, что направление аль-Киблы в США и Канаде — на юго-восток . Филадельфия: Ассоциация исламских благотворительных проектов.
- ^ Эта статья Абдали, С. Камаль (17 сентября 1997 г.). «Правильная Кибла» (PDF) . geomete.com . Архивировано (PDF) из оригинала 18 декабря 2019 года.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Венсинк 1978 , с. 317.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Венсинк 1978 , с. 318.
- ^ Башори 2015 , стр. 97–98.
- ^ Башори 2015 , с. 104.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Венсинк 1986 , с. 82.
- ^ Венсинк 1978 , с. 321.
- ^ Дафтари 2007 , с. 149.
- ^ Башори 2015 , с. 103.
- ^ Башори 2015 , с. 91.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кубань 1974 , с. 3.
- ^ Кубань 1974 , с. 4.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кинг 1996 , с. 134.
- ^ Башори 2015 , стр. 104–105.
- ^ Саксон, Фулаззаки и Сари 2018 , с. 137.
- ^ Саксон, Фулаззаки и Сари 2018 , с. 134.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Саксон, Фулаззаки и Сари 2018 , с. 136.
- ^ Башори 2015 , стр. 92, 95.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кинг 1996 , стр. 134–135.
- ^ Башори 2015 , с. 95.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Венсинк 1986 , с. 83.
- ^ Башори 2015 , с. 94.
- ^ Уолтем 2013 , с. 98.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Автор: Хусто, 2007 г.
- ^ Кинг 2004 , с. 166.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Алмакки и Снайдер 1996 , с. 31.
- ^ Саксоно, Фулаззаки и Сари 2018 , стр. 132–134.
- ^ Алмакки и Снайдер 1996 , с. 35.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Башори 2015 , с. 123.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Кинг 1986 , с. 83.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Башори 2015 , с. 119.
- ^ Кинг 1986 , стр. 85–86.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кинг 1986 , с. 85.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кинг 1986 , с. 86.
- ^ Ильяс 1984 , стр. 171–172.
- ^ Ильяс 1984 , с. 172.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Рахарто и Сурья 2011 , с. 25.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Башори 2015 , с. 125.
- ^ Рахарто и Сурья 2011 , с. 24.
- ^ Башори 2015 , стр. 125–126.
- ^ Башори 2015 , стр. 126–127.
- ^ Башори 2015 , с. 127.
- ^ Алмакки и Снайдер 1996 , стр. 31–32.
- ^ Башори 2015 , с. 110.
- ^ Тоблер 2002 , стр. 17–18.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тоблер 2002 , с. 18.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кинг 1996 , с. 150.
- ^ Кинг 1996 , с. 151.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Снайдер 1997 , стр. 227–228.
- ^ Снайдер 1997 , стр. 228.
- ^ Тоблер 2002 , с. 19.
- ^ Кинг 1996 , с. 130.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кинг 1996 , стр. 130–131.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кинг 1996 , с. 132.
- ^ Кинг 1996 , с. 132, а также рисунок 4.2 в п. 131.
- ^ Кинг 1996 , с. 128.
- ^ Кинг 1996 , стр. 130–132.
- ^ Кинг 1996 , стр. 128–129.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кинг 1996 , с. 133.
- ^ Кинг 1996 , стр. 132–133.
- ^ Морелон 1996b , стр. 20–21.
- ^ Морелон 1996b , с. 21.
- ^ Кинг 1996 , с. 141.
- ^ Морелон 1996a , с. 15.
- ^ Кинг 1996 , стр. 142–143.
- ^ Кинг 1996 , стр. 144–145.
- ^ Кинг 1996 , стр. 145–146.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Кинг 1996 , с. 147.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кинг 2004 , с. 170.
- ^ Кинг 1996 , с. 153.
- ^ Кинг 1996 , стр. 153–154.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кинг 2004 , с. 177.
- ^ Кинг 2004 , с. 171.
- ^ МакГрегор 2018 , с. 130.
- ^ Алмакки и Снайдер 1996 , с. 29.
- ^ Кинг 2004 , с. 175.
- ^ Алмакки и Снайдер 1996 , с. 32.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кинг 2004 , стр. 175–176.
- ^ Бонин 2008 , с. 151.
- ^ Бонин 1990 , с. 52.
- ^ Бонин 2008 , стр. 151–152.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бонин 2008 , с. 154.
- ^ Бонин 2008 , стр. 153–155.
- ^ Бонин 2008 , с. 156.
- ^ Башори 2014 , стр. 59–60.
- ^ Башори 2014 , стр. 60–61.
- ^ Керстен 2017 , с. 130.
- ^ Нашир 2015 , с. 77.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Май 1953 года , с. 367.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Биличи 2012 , с. 54.
- ^ Биличи 2012 , стр. 54–55.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Биличи 2012 , стр. 55–56.
- ^ Биличи 2012 , с. 57.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Льюис 2013 , с. 114.
- ^ Льюис 2013 , с. 109.
Библиография
[ редактировать ]- Алмакки, Гази; Снайдер, Джон (1996). «Расчет азимута от одного места к другому. Пример определения киблы на Мекку». Cartographica: Международный журнал географической информации и геовизуализации . 33 (2): 29–36. дои : 10.3138/C567-3003-1225-M204 . ISSN 0317-7173 .
- Биличи, Мухаит (2012). В поисках Мекки в Америке: как ислам становится американской религией . Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета . ISBN 978-0-226-92287-4 .
- Бонин, Майкл Э. (1990). «Священное направление и структура города: предварительный анализ исламских городов Марокко». Мукарнас . 7 : 50–72. дои : 10.2307/1523121 . JSTOR 1523121 .
- Бонин, Майкл Э. (2008). «Римляне, астрономия и Кибла: городская форма и ориентация исламских городов Туниса» . В Джарите Холбрук; Р. Фива Медупе; Джонсон О. Урама (ред.). Африканская культурная астрономия: текущие археоастрономические и этноастрономические исследования в Африке . Берлин: Шпрингер. стр. 145–178. ISBN 978-1-4020-6639-9 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-139-46578-6 .
- Ди Хусто, Патрик (2007). «Дилемма мусульманского космонавта: как противостоять Мекке из космоса» . Проводной .
- Башори, Мухаммад Хади (2014). Исламский календарь (на индонезийском языке). Джакарта: Elex Media Komputindo . ISBN 978-602-02-3675-9 .
- Башори, Мухаммад Хади (2015). Введение в астрологию (на индонезийском языке). Джакарта: Библиотека Аль-Каутсар. ISBN 978-979-592-701-3 .
- Ильяс, Мохаммед (1984). Современное руководство по астрономическим расчетам исламского календаря, времени и Киблы Куала-Лумпур: Издательство новостей. ISBN 978-967-969-009-5 . OCLC 13512629 .
- Керстен, Кэрол (2017). История ислама в Индонезии: единство в разнообразии . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета . ISBN 978-0-7486-8187-7 .
- Кинг, Дэвид А. (1986). «Кибла: астрономические аспекты» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том V: Кхе-Махи . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 83–88. ISBN 978-90-04-07819-2 .
- Кинг, Дэвид А. (1996). «Астрономия и исламское общество». В Рашиде, Рошди (ред.). Энциклопедия истории арабской науки . Том. Я. Лондон: Рутледж . стр. 128–184. ISBN 978-0-415-12410-2 .
- Кинг, Дэвид А. (2004). «Сакральная география ислама» . В Коэтсере, Теун; Бергманс, Люк (ред.). Математика и божественное: историческое исследование . Амстердам: Эльзевир . стр. 161–178. ISBN 978-0-08-045735-2 .
- Кубань, Доган (1974). Мечеть и ее раннее развитие . Лейден: Э. Дж. Брилл . ISBN 90-04-03813-2 .
- Льюис, Кэтлин С. (2013). «Мусульмане в космосе: соблюдение религиозных обрядов в новых условиях» (PDF) . Астрополитика . 11 (1–2): 108–115. Бибкод : 2013АстПо..11..108Л . дои : 10.1080/14777622.2013.802622 . ISSN 1477-7622 . S2CID 143467927 .
- МакГрегор, Нил (2018). Жизнь с богами: о верованиях и народах . Лондон: Книги Пингвинов . ISBN 978-0-241-30830-1 .
- Мэй, Дон (1953). «Вы не сможете построить эту мечеть с помощью компаса» . Геодезия и картографирование . 13 (1). Вашингтон, округ Колумбия: 367–368.
- Морелон, Режис (1996a). «Общий обзор арабской астрономии». В Рашиде, Рошди (ред.). Энциклопедия истории арабской науки . Том. Я. Лондон: Рутледж . стр. 1–19. ISBN 978-0-415-12410-2 .
- Морелон, Режис (1996b). «Восточно-арабская астрономия между восьмым и одиннадцатым веками». В Рашиде, Рошди (ред.). Энциклопедия истории арабской науки . Том. Я. Лондон: Рутледж . стр. 20–57. ISBN 978-0-415-12410-2 .
- Нашир, Хаедар (2015). Мухаммадия: реформаторское движение . Суракарта: Издательство Университета Мухаммадии . ISBN 978-602-361-012-9 .
- Рахарто, Моеджи; Сурья, Деде Джаэнал Арифин (2011). «Изучение определения направления Киблы путем тригонометрического расчета шаров и теней гномонов по Солнцу» . Физический журнал Индонезийской физической ассоциации (на индонезийском языке). 11 (1): 23–29. ISSN 0854-3046 .
- Саксоно, Тоно; Фулаззаки, Мохамад Али; Сари, Замах (2018). «Геодезический анализ спорного точного направления киблы». Журнал прикладной геодезии . 12 (2): 129–138. Бибкод : 2018JAGeo..12..129S . дои : 10.1515/jag-2017-0036 . ISSN 1862-9024 . S2CID 126128439 .
- Снайдер, Джон (1997). Выравнивание Земли: две тысячи лет картографических проекций . Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета . ISBN 978-0-226-76747-5 .
- Тоблер, Уолдо (2002). «Кибла и связанные с ней картографические проекции». Картография и географическая информатика . 29 (1): 17–23. Бибкод : 2002CGISc..29...17T . дои : 10.1559/152304002782064574 . ISSN 1523-0406 . S2CID 14202789 .
- Уолтем, Дэвид (2013). Математика: простой инструмент для геологов . Челтнем: Стэнли Торнс. ISBN 978-1-134-98308-7 .
- Венсинк, Арент Ян (1978). «Кааба» . Ин ван Донзель, Э .; Льюис, Б .; Пеллат, Ч. и Босворт, CE (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IV: Иран – Ха . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 317–322. OCLC 758278456 .
- Венсинк, Арент Ян (1986). «Кибла: Ритуальные и правовые аспекты» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том V: Кхе-Махи . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 82–83. ISBN 978-90-04-07819-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Абдали, С. Камаль (1997). Правильная Кибла (PDF) .
- Кинг, Дэвид А. (2018). «Библиография книг, статей и веб-сайтов по историческим определениям киблы » .
- ван Гент, Роберт Гарри (2017). «Определение священного направления ислама» . Веб-страницы по истории астрономии .