Святейшие места в исламе
Самые святые места ислама расположены на Аравийском полуострове . [2] Хотя значение большинства мест обычно варьируется в зависимости от исламской секты , во всех основных ветвях религии существует консенсус, который утверждает, что два города имеют высшую степень святости в порядке убывания: Мекка и Медина . в Мекке Аль-Масджид аль-Харам (включая Каабу ), Аль-Масджид ан-Набави в Медине почитаются мусульманами как места огромной важности. [1] [3] [4] [5] [6]
В Леванте и мечеть Омейядов в городе Дамаск , и мечеть Ибрахими в городе Хеврон имеют взаимозаменяемое значение как третье и четвертое по значимости исламские места для мусульман-суннитов. [7]
После достижения консенсуса по первым двум местам, а также по дальнейшим местам, связанным с семьей Мухаммеда возникли разногласия , между мусульманами-суннитами и мусульманами-шиитами по поводу определения дополнительных святых мест. Для суннитов места, связанные с Рашидуном , другими сподвижниками Мухаммеда и библейскими пророками, имеют большое значение (см. « Самые святые места в суннитском исламе »). Для шиитов места, связанные с Имаматом, имеют большое значение (см. « Самые святые места в шиитском исламе »). [8] В рамках хаджа большинство мусульман, также посещают места Мина , гору Арафат и Муздалифу . помимо Каабы, [9]
Hejaz
[edit]Hejaz is the region in the Arabian Peninsula where Mecca and Medina are located. It is where the Islamic prophet Muhammad was born and raised.[10]
The two holy cities of Islam, Mecca and Medina, are traditionally known as the Ḥaramayn, which is the dual form of ḥaram, thus meaning "The Two Sanctuaries".[11] They should not be confused with Jerusalem and Hebron, which were also called Haramain during the Mamluk period.[11] Another appellation of the Two Noble Sanctuaries is Ḥaramayn Ṭayyibayn.
Mecca
[edit]Mecca is considered the holiest city in Islam, as it is home to Islam's holiest site Kaaba in Al-Masjid Al-Ḥaram (The Sacred Mosque).[1][4] Only Muslims are allowed to enter this place.[12]
Kaaba
[edit]The Kaaba or Masjid al-Haram in Mecca, is the most sacred holy place of Islam and a Qibla of the Muslims, contains al-Bayt ul-Ma'mur spiritually above the Kaaba, contains the Maqam Ibrahim, Hateem, and the Al-Hajar-ul-Aswad which belonged in Jannah to Adam and Eve (Adam and Hawa). According to the Islamic tradition it was first built by the first prophet Adam, after Noah's Flood the flood of the prophet Nūḥ (Noah), it was then rebuilt by Abraham (ʾIbrāhīm) and his son Ishmael (Ismāʿīl), it has been rebuilt several times.
The area of Mecca, which includes Mount Arafah,[13] Mina and Muzdalifah, is important for the Ḥajj ('Pilgrimage'). As one of the Five Pillars of Islam,[14] every adult Muslim who is capable must perform the Hajj at least once in their lifetime.[15] Hajj is one of the largest annual Muslim gatherings in the world, second only to pilgrimages to the mosques of Husayn ibn Ali and his half-brother Abbas in Karbala, Iraq, with attendance reaching three million in 2012.[16]
Medina
[edit]Al-Masjid an-Nabawi is located in Medina, making the city the second-holiest site in Islam, after Mecca. Medina is the final place-of-residence of Muhammad, and where his qabr (grave) is located.[1] In addition to the Prophet's Mosque, the city has the mosques of Qubāʾ[17] and Al-Qiblatayn ("The Two Qiblahs").[18]
Масджид ан-Набави
[ редактировать ]Масджид ан-Набави или Мечеть Пророка в Медине , содержит могилу Мухаммеда . Два сподвижника Абу Бакр и Умар также похоронены вместе с Мухаммедом, могила Усмана находится на кладбище аль-Баки, расположенном к юго-востоку от мечети Пророка, а могила Али находится в Наджафе . Могила аль-Хасана также находится в аль-Баки, а аль-Хусейн похоронен в Кербеле.
Суннитский ислам
[ редактировать ]В суннитском исламе все места, упомянутые в хадисах, являются священными для мусульман-суннитов. Кааба ), комплекс мечети аль-Акса и другие места , является самым святым местом, за ней следуют аль-Масджид ан-Набави ( мечеть Пророка упомянутые в хадисах, а также мечеть Омейядов, мечеть Ибрахими.
Мечеть Аль-Акса
[ редактировать ]Иерусалиме в Храмовая гора , называемая Масджид аль-Акса , была первой киблой мусульман перед Каабой. Согласно традиции, Мухаммед по случаю Исры и Мираджа привел всех пророков и ангелов на место мечети, построенной Сулейманом , сыном Дауда и царем израильтян .
Другие
[ редактировать ]Левант
[ редактировать ]Аш-Шам [19] или Левант [20] — историческая область, включающая города Иерусалим и Дамаск. [19] [21] [22]
Иерусалим
[ редактировать ]Комплекс мечети Аль-Акса ( Аль-Масджид Аль-Акса ) в Иерусалиме является третьим по значимости святым местом в исламе. Комплекс пользуется уважением у всей мусульманской общины благодаря своей истории как месту поклонения многих пророков, таких как Ибрагим ( Авраам ), [4] Дауд ( Давид ), Сулейман ( Соломон ), Ильяс ( Илия ) и Иса ( Иисус ). Мечеть способна вместить около 400 000 верующих. [23] Согласно исламской традиции, Храмовая гора служила первой киблой (направлением молитвы) Мухаммеда и его уммы перед Каабой в Мекке. Мусульмане верят, что Мухаммеда забрали из Масджид аль-Харам в Мекке, чтобы посетить Масджид аль-Акса, где он возглавил молитву среди пророков, а затем вознесли на небеса с камня основания. [ нужна ссылка ] (сегодня часть Купола Скалы ) за одну ночь в 620 году. [24]
В Коране мечеть Аль-Акса упоминается только один раз в аяте 1 главы № 1. 17 [25] (Сура Аль-Исра '), [26] как «Самая дальняя мечеть». Исламские ученые в целом согласны с тем, что это описание относится к мечети Аль-Акса, хотя Иерусалим не упоминается в Коране по имени. [27]
Дамаск
[ редактировать ]Мечеть Омейядов в Дамаске часто считается четвертым по значимости святыней ислама. [7] [28] Считается, что голова Иоанна Крестителя , почитаемого в исламе как пророк Яхья , находится в храме внутри мечети, в которой также находится одна из четырех авторизованных оригинальных копий Корана. Мечеть Омейядов также является местом, куда мусульмане верят, что пророк Иса (Иисус) вернется в конце времен, на вершину «Минарета Исы» мечети, во время молитвы Фаджр. Считается, что молитвы в мечети Омейядов приравниваются к молитвам, совершаемым в Иерусалиме. [29]
Мечеть также имеет особое значение для мусульман-шиитов, поскольку в ней находятся святыни в память Хусейна ибн Али и Ахль аль-Байта , прибывшего сюда из Ирака после битвы при Кербеле. [30] Более того, это было место, где их заключили в тюрьму на 60 дней. [31]
Хеврон
[ редактировать ]Согласно исламским верованиям, Хеврон был местом, где поселился Ибрагим ( Авраам ). В городе находится Святилище Авраама , традиционное место захоронения библейских патриархов и матриархов, а также мечеть Ибрахими, построенная на вершине гробницы в честь Авраама, также часто считается четвертой по величине святыней в исламе. [32] [33] [34] Мусульмане верят, что Мухаммед посетил Хеврон во время своего ночного путешествия из Мекки в Иерусалим, чтобы остановиться у гробницы и засвидетельствовать свое почтение. [32] В мечети в небольшой нише находится след левой ноги, предположительно принадлежащий Мухаммеду. [35] [36]
Синайский полуостров
[ редактировать ]Синайский полуостров связан с пророками Харуном ( Аароном ) и Мусой ( Моисеем ). [37] В частности, многочисленные упоминания о горе Синай . в Коране имеются [38] [39] где он называется Тур Сайнах , [40] Тур Синин , [41] и ат-Тур [42] [43] и аль-Джабаль (оба означают «Гора»). [44] Что касается соседней Вад Тува ( Долина Тува), то она считается мукаддасом. [45] [46] ( священный ), [47] [48] а часть его называется Аль-Бука Аль-Мубарака («Благословенное место»). [43]
Различные другие города и мечети по всему исламскому миру считаются четвертыми по святости местами в исламе или одними из самых святых.
- Некоторые считают Великую мечеть Дамаска четвертым по значимости святым местом в исламе. [49] [50]
- Город Хеврон в Палестине , в котором находится мечеть Ибрагими , также считается четвертым по значимости святым местом в исламе. [51]
- Город Кайруан в Тунисе некоторые считают четвертым по святости городом ислама после Мекки, Медины и Иерусалима . [52] [53] [54] [55] Местная традиция гласит, что семь паломничеств к Великой мечети Кайруана равны одному паломничеству в Мекку . [56] [57] [58]
- Город Бухара в Узбекистане (связанный с Имамом Аль-Бухари ) считается священным городом. [59] [60] Некоторые также утверждают, что это четвертый по значимости священный город в исламе. [61]
- Город Харар в Эфиопии некоторые считают четвертым по святости городом в исламе. [62] [63] [64]
- Город Шингетти в Мавритании, библиотеки которого содержат множество древних рукописей, некоторые называют седьмым священным городом ислама. [65] [66]
Шиитский ислам
[ редактировать ]Пересечение с другими сектами в исламе
[ редактировать ]Подобно суннитскому исламу и другим сектам, самыми святыми местами в шиитском исламе являются Мекка, за которой следует Медина, а затем Аль-Акса. [67]
После этих двух мест, по мнению шиитов, наибольшее значение придается следующим местам:
Мечеть Имама Али
[ редактировать ]Мечеть Имама Али в Наджафе, Ирак, является самым святым местом для мусульман-шиитов после святых мест в Мекке и Медине. Здесь находится могила первого шиитского имама Али ибн Аби Талиба, который также был двоюродным братом и зятем исламского пророка Мухаммеда. По мнению шиитов, в гробнице также находятся останки пророков Адама и Ноя. [68]
Значение святыни в шиитском исламе очень велико. Имама Али почитают все мусульмане, но особенно шииты, как образец справедливости, знаний и благочестия. Таким образом, место его захоронения стало символом шиитской идентичности и веры. Ежегодно храм посещают миллионы паломников, причем пик числа приходится на ежегодное мероприятие Арбаин, которое, по оценкам, посещают более 20 миллионов человек. [69]
Историческая справка
[ редактировать ]Мечеть Имама Али имеет богатую историю, которая восходит к VII веку. Али был похоронен в Наджафе после его убийства в 661 году нашей эры. Однако местонахождение его могилы долгие годы оставалось тщательно охраняемым секретом из-за политической напряженности. Только когда халиф Аббасидов Харун ар-Рашид, как сообщается, обнаружил могилу во время охотничьей экспедиции в 8 веке, на этом месте был построен храм. [70]
На протяжении веков святыня претерпевала многочисленные реконструкции и расширения. Династия Буидов в X веке внесла значительный вклад, построив большой купол над могилой и добавив другие постройки. [71] Династия Сефевидов в 16 веке также сыграла решающую роль в дальнейшем развитии этого места, добавлении богато украшенных украшений и расширении комплекса мечети. [72]
Архитектура и структура
[ редактировать ]Мечеть Имама Али – архитектурный шедевр. Святыня отличается золотым куполом и минаретами, покрытыми примерно 7777 золотыми плитками. В комплекс также входят внутренние дворы, молитвенные залы и музей. Центральный зал, где находится гробница, украшен сложной зеркальной работой, мозаикой и каллиграфией. [73]
Мечеть имеет большой двор, известный как Сахан, окруженный арочными колоннадами. Главный вход, Баб аль-Кибла, представляет собой впечатляющие ворота, ведущие прямо во внутреннее святилище. Интерьер щедро украшен персидскими коврами, люстрами и сложной лепниной, отражающей богатое художественное наследие региона. [74]
Похороны в храме
[ редактировать ]Помимо Имама Али, храмовый комплекс является местом последнего пристанища нескольких известных деятелей. Среди них много уважаемых шиитских ученых, юристов и богословов. Некоторые из выдающихся деятелей, похороненных здесь, включают:
- Шейх Муртада Ансари , ведущий шиитский юрист XIX века. [75]
- Мухаммад Бакир ас-Садр , известный иракский шиитский священнослужитель и философ. [76]
- Абу аль-Касим аль-Хой , один из самых влиятельных шиитских марджей 20 века. [77]
Храм также окружен огромным кладбищем, известным как Вади аль-Салам, которое является самым большим кладбищем в мире. Считается, что захоронение рядом с Имамом Али приносит духовную пользу, и многие мусульмане-шииты просят, чтобы их похоронили на этой священной земле. [78]
Паломничество и религиозное значение
[ редактировать ]Мечеть Имама Али является центром паломничества шиитов. Каждый год миллионы преданных приезжают в Наджаф, чтобы засвидетельствовать свое почтение, особенно во время важных религиозных событий, таких как годовщины рождения и мученической кончины Али, а также паломничество Арбаин. Паломничество в Арбаин знаменует окончание 40-дневного траура по Имаму Хусейну, сыну Али, который принял мученическую смерть в битве при Кербеле. [79]
Во время Арбаина количество посетителей может превышать 20 миллионов, что делает его одним из крупнейших мирных собраний в мире. Паломники часто путешествуют пешком из разных частей Ирака и даже из соседних стран, чтобы принять участие в поминках. [80]
Современные разработки
[ редактировать ]В последние годы правительство Ирака и различные шиитские организации предприняли многочисленные проекты по обновлению и расширению храмового комплекса. Эти усилия направлены на размещение растущего числа паломников и сохранение исторического и религиозного наследия этого места. Улучшения включают улучшение инфраструктуры, расширение возможностей для паломников и усиление мер безопасности для защиты посетителей. [81]
Мечеть Имама Али является не только местом поклонения, но и символом стойкости и преданности шиитов. Его история, архитектура и огромное уважение, которым он пользуется, делают его центральной опорой шиитского ислама и свидетельством непреходящего наследия Имама Али.
Храм Имама Хусейна
[ редактировать ]В храме Имама Хусейна в Кербеле, Ирак, находится могила Хусейна ибн Али. Мечеть стоит на месте могилы Хусейна ибн Али, где он принял мученическую смерть во время битвы при Кербеле в 680 году. [82] [83] В годовщину смерти Хусейна ибн Али город посещают до 20 миллионов паломников. [84] Существует множество шиитских традиций, повествующих о статусе Кербелы.
Храм Имама Хусейна имеет огромное религиозное значение для мусульман-шиитов. Он посвящен мученической кончине Хусейна ибн Али, внука Пророка Мухаммеда, который был убит в битве при Кербеле 10 мухаррама в 680 году нашей эры. Это событие является одним из самых трагических и поворотных моментов в истории ислама, особенно для мусульман-шиитов, поскольку оно символизирует борьбу с тиранией и несправедливостью.
Историческая справка
[ редактировать ]Битва при Кербеле стала определяющим моментом в исламской истории. Хусейн ибн Али вместе со своей семьей и товарищами был замучен войсками омейядского халифа Язида I. Битва произошла на равнинах Кербелы, и позиция Хусейна против репрессивного режима Язида с тех пор почитается как символ сопротивления и мученичество в шиитском исламе. [85]
После мученической кончины место могилы Хусейна стало местом паломничества. Первое сооружение над его могилой было построено по приказу Мухтара аль-Такафи в конце VII века. [86] На протяжении веков святыню несколько раз разрушали и перестраивали. Капитальный ремонт проводился различными исламскими династиями, в том числе Аббасидами, Буидами и Сефевидами. [87]
Архитектура и структура
[ редактировать ]Храм Имама Хусейна известен своей потрясающей архитектурой и замысловатым декором. Храмовый комплекс включает в себя золотой купол, несколько минаретов и обширные внутренние дворы. Центральный купол украшен позолоченной плиткой, а интерьер украшен тщательно продуманной зеркальной работой, мозаикой и каллиграфией, изображающей стихи из Корана и высказывания Пророка Мухаммеда и имамов. [88]
Главный двор, известный как Сахан, окружен арочными портиками и является местом, где собираются паломники, чтобы возносить молитвы и читать элегии. В храме также есть музей, в котором хранятся артефакты, связанные с Хусейном ибн Али и битвой при Кербеле, а также библиотека с обширной коллекцией исламских рукописей и текстов. [89]
Паломничество и религиозное значение
[ редактировать ]Храм Имама Хусейна является одним из самых важных мест паломничества в мире для мусульман-шиитов. Ежегодное паломничество Арбаин, знаменующее окончание 40-дневного траура по Хусейну ибн Али, привлекает миллионы посетителей со всего мира. Во время Арбаина паломники часто проходят большие расстояния, иногда преодолевая сотни миль, чтобы добраться до Кербелы. Это паломничество считается актом преданности и солидарности с жертвами, принесенными Хусейном и его товарищами. [90]
Помимо Арбаина, к другим важным событиям, которые привлекают к святыне большие толпы людей, относятся Ашура, день мученической кончины Хусейна, а также дни рождения и годовщины мученической кончины других шиитских имамов. Святыня также играет центральную роль в праздновании различных религиозных событий и служит центром религиозного обучения и науки. [91]
Современные разработки
[ редактировать ]В последние годы храм претерпел обширные реконструкции и расширения, чтобы вместить растущее число паломников. Эти события включают строительство новых объектов для паломников, улучшение инфраструктуры и усиление мер безопасности. Также были предприняты усилия по сохранению исторического и архитектурного наследия святыни, обеспечивая при этом ее соответствие потребностям современных посетителей. [92]
Храм Имама Хусейна продолжает оставаться маяком веры, привлекая миллионы верующих, ищущих утешения, вдохновения и более глубокой связи со своим религиозным наследием. Это свидетельство непреходящего наследия Хусейна ибн Али и его непоколебимой позиции справедливости и праведности.
Храм Аббаса ибн Али
[ редактировать ]Храм Аббаса ибн Али в Кербеле , Ирак, является мавзолеем Аббаса ибн Али , сводного брата Хусейна ибн Али и ключевой фигуры в битве при Кербеле . Аббаса почитают за его преданность и храбрость, а его храм является одним из самых святых мест для мусульман-шиитов, привлекая миллионы паломников, особенно во время ежегодного празднования Арбаина . [93]
Историческая справка
[ редактировать ]Аббас ибн Али, также известный как Абу аль-Фадл, был сыном Али ибн Аби Талиба и уважаемым воином, известным своей непоколебимой поддержкой своего брата Хусейна. Он сыграл решающую роль в битве при Кербеле, где принял мученическую смерть, пытаясь принести воды для жаждущих детей и товарищей Хусейна. Его жертва глубоко почитаема в шиитских традициях, а его святыня является символом преданности и мужества. [94]
Строительство святыни началось в ранний исламский период при значительном вкладе различных исламских правителей. Самое раннее зарегистрированное строительство было во времена халифата Аббасидов, а позже его ремонтировали и расширяли династии Сефевидов и Каджаров. [95] Святыню неоднократно перестраивали и реставрировали из-за стихийных бедствий и политических потрясений.
Архитектура и структура
[ редактировать ]Храм Аббаса ибн Али — архитектурное чудо с величественным золотым куполом и двумя высокими минаретами, которые видны за многие мили. Святынный комплекс включает в себя несколько дворов, молитвенных залов и музей. Центральный зал, где расположена гробница, щедро украшен замысловатой плиткой, зеркальной мозаикой и арабской каллиграфией, изображающей стихи из Корана и изречения Пророка Мухаммеда и имамов. [96]
Святыню окружают просторные дворы, способные вместить наплыв паломников во время крупных религиозных мероприятий. Главный вход, известный как Баб аль-Кибла, представляет собой богато украшенные ворота, ведущие во внутреннее святилище. Внутри стены украшены искусной лепниной и зеркалами, отражающими богатое художественное наследие региона. [97]
Религиозное значение
[ редактировать ]Храм Аббаса ибн Али имеет огромное религиозное значение для мусульман-шиитов. Аббаса ибн Али почитают не только за его семейную связь с Хусейном, но и за его добродетели верности, мужества и самопожертвования. Его святыня является центром паломничества, особенно во время ежегодного поминовения Арбаина, которое знаменует окончание 40-дневного периода траура по Хусейну ибн Али. [98]
Паломники со всего мира посещают храм, чтобы выразить свое почтение и попросить заступничества. Ритуалы, проводимые в храме, включают чтение элегий, причитания и реконструкцию событий Кербелы. Эти практики глубоко укоренились в шиитской культурной и религиозной самобытности, символизируя вечную борьбу с угнетением и несправедливостью. [99]
Паломничество и культурное влияние
[ редактировать ]Святыня является основным местом назначения миллионов паломников, особенно во время паломничества Арбаин. Это мероприятие является одним из крупнейших ежегодных религиозных собраний в мире, на котором верующие часто идут из Наджафа в Кербелу в знак своей преданности и солидарности с Аббасом ибн Али и другими мучениками Кербелы. Паломничество отмечено глубоким чувством общности и духовного обновления. [100]
Помимо своего религиозного значения, святыня имеет значительное культурное влияние. Он служит центром религиозного образования, благотворительной деятельности и социальных услуг. Окрестности Кербелы значительно развились, чтобы поддержать приток паломников, с многочисленными удобствами, жилыми помещениями и услугами, предназначенными для удовлетворения потребностей посетителей. [101]
Современные разработки
[ редактировать ]В последние годы храм претерпел обширные реконструкции и расширения. Эти усилия направлены на сохранение исторической и архитектурной целостности этого места при одновременном приеме растущего числа паломников. Для обеспечения безопасности и комфорта посетителей введены современные удобства, улучшенная инфраструктура и повышенные меры безопасности. [102]
Храм Аббаса ибн Али продолжает оставаться маяком веры и свидетельством непреходящего наследия Аббаса ибн Али. Он является символом верности, храбрости и вечной борьбы за справедливость, привлекая миллионы преданных, ищущих утешения и вдохновения в его образцовой жизни.
Храм Аль-Аскари
[ редактировать ]Храм Аль-Аскари в Самарре , Ирак, содержит могилы десятого и одиннадцатого шиитских имамов Али аль-Хади и Хасана аль-Аскари . Храм является важным местом паломничества шиитов и подвергся нескольким нападениям, особенно в 2006 и 2007 годах, которые причинили значительный ущерб. [103]
Храм Кадхимайн
[ редактировать ]В храме Кадхимайн в Багдаде , Ирак, находятся могилы седьмого и девятого шиитских имамов, Мусы аль-Кадхима и Мухаммада аль-Джавада, а также нескольких известных ученых-шиитов-историков. Это важное место паломничества, а прилегающая территория Кадхимайн названа в честь этих имамов. [104]
Джаннат аль-Баки
[ редактировать ]Джаннат аль-Баки в Медине , Саудовская Аравия, — это кладбище, на котором находятся могилы нескольких членов семьи и сподвижников Пророка Мухаммеда . Среди них четыре шиитских имама: Хасан ибн Али , Али ибн Хусейн , Мухаммад аль-Бакир и Джафар аль-Садик . Кладбище является почитаемым местом мусульман-шиитов. [105]
Храм Имама Резы
[ редактировать ]Храм Имама Резы , расположенный в Мешхеде , Иран , содержит могилу Али аль-Риды , восьмого имама шиитского ислама . Это самая большая мечеть в мире по площади. Комплекс является туристическим центром в Иране. [106] [107] Ежегодно храм посещают 25 миллионов шиитов. [108]
Масджид аль-Куфа
[ редактировать ]Масджид аль-Куфа , расположенная в Куфе , Ирак, является одной из старейших и священных мечетей в мире. Он имеет большое значение для мусульман-шиитов из-за своего исторического и религиозного значения.
Историческое значение
[ редактировать ]Считается, что Масджид аль-Куфа была построена в VII веке. Это одна из четырех главных мечетей, которые мусульмане-шииты считают значимыми, наряду с Каабой , мечетью Аль-Акса и Великой мечетью Кубы . Согласно шиитской традиции, мечеть была построена Адамом , с последующей реконструкцией Нухом (Ноем) , Ибрагимом (Авраамом) и Исмаилом (Измаилом) .
Религиозное значение
[ редактировать ]Масджид аль-Куфа имеет огромное религиозное значение для мусульман-шиитов. Это было место, где Али ибн Аби Талиб , первый шиитский имам и четвертый халиф суннитского ислама, возглавил молитвы и произнес проповеди. Мечеть также является местом, где Ибн Мулджам нанес ему смертельный удар во время месяца Рамадан в 661 году нашей эры. [109]
Ключевые места внутри мечети
[ редактировать ]- Михраб Имама Али: Михраб отмечает место, где Имам Али был смертельно ранен во время молитвы.
- Макам Ибрагима: Считается, что это место, где молился Пророк Ибрагим.
- Макам Муслима ибн Акиля: это место посвящено памяти Муслима ибн Акиля, двоюродного брата имама Хусейна, который был отправлен в Куфу Хусейном в качестве своего эмиссара и принял здесь мученическую смерть.
- Макам Хани ибн Урва: Хани ибн Урва был сторонником Муслима ибн Акиля и принял мученическую смерть вместе с ним.
- Дом Имама Али: Рядом с мечетью находится дом Имама Али, который сейчас является местом паломничества.
Паломничество
[ редактировать ]Мечеть является важным местом паломничества мусульман-шиитов, особенно в годовщину смерти имама Али и других важных исламских событий. Паломники посещают мечеть, чтобы засвидетельствовать свое почтение, помолиться и поразмышлять о ее историческом и духовном значении. [110] [111]
Другие
[ редактировать ]Храм Фатимы Масуме
[ редактировать ]В городе Кум в Иране находится могила Фатимы Али бинт Мусы сестры восьмого шиитского имама-двунадесятника , ар-Риды . Святыня привлекла к себе десятки семинарий и религиозных школ.
Масджид Сахла
[ редактировать ]Масджид Сахла в Куфе , Ирак, — древняя мечеть, которая, как полагают, была построена на месте, где молились несколько пророков, в том числе Идрис (Енох) , Ибрагим (Авраам) и Хадир (аль-Хидр) . это также связано с будущим возвращением Махди . Согласно шиитской вере, [113]
Мечеть Ханана
[ редактировать ]Масджид Ханана в Наджафе , Ирак, считается местом, где отдыхал глава Хусейна ибн Али по пути в Куфу после битвы при Кербеле . Это место почитания и паломничества мусульман-шиитов. [114]
Баллада
[ редактировать ]В Баладе , Ирак, находится храм Саида Мухаммада , посвященный Саиду Мухаммаду ибн Али аль-Хади , сыну десятого шиитского имама Али аль-Хади . Это важное место паломничества, особенно для тех, кто посещает святыни Самарры . [115]
Мадаин
[ редактировать ]Мадаин , Ирак, известен своим историческим значением и могилой Салмана Перса , сподвижника пророка Мухаммеда и почитаемого деятеля в шиитском исламе. Это место ежегодно привлекает множество паломников. [116]
Мечеть Джамкаран в Куме , Иран , является популярным местом паломничества мусульман-шиитов.
В Шахе Чераге в Ширазе , Иран , находятся мавзолеи двух сыновей Мусы аль-Казима , седьмого имама шиитского ислама-двунадесятника и потомка Мухаммеда .
В храме Сахах Абд аль-Азим в Рей , Иран , находится могила Абд аль-Азима аль-Хасани , потомка Хасана ибн Али и сподвижника Мухаммада аль-Таки .
Суфийский ислам
[ редактировать ]Мазар Гоус
[ редактировать ]Мазар Гус в Багдаде, Ирак, является одним из самых святых мест в суфийском исламе. Он посвящен основателю суфийского ордена Кадирия Абдулу Кадиру Гилани. Комплекс построен недалеко от Баб-эль-Шейха (Ворот Аш-Шейха) в Аль-Русафе . [117] [118] [119]
Могила Шаха Рукн-э-Алама
[ редактировать ]Могила Шаха Рукн-э-Алама в Мултане считается третьим по значимости местом в суфийском исламе. Это мавзолей суфийского святого Мултана шейха Рукн -уд-Дина Абул Фатеха . Это одна из самых впечатляющих святынь в мире. [120] Святыня привлекает более 100 000 паломников на ежегодный фестиваль Урс, посвященный его смерти.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Трофимов, Ярослав (2008), Осада Мекки: Восстание 1979 года в самой святыне ислама , Нью-Йорк, с. 79, ISBN 978-0-307-47290-8
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Важность исламских святынь » , almrsal.com
- ^ Коран 48: 22–29.
- ^ Перейти обратно: а б с Мичиганский консорциум исследований средневековья и раннего Нового времени (1986). Госс, вице-президент; Борнштейн, резюме (ред.). Встреча двух отцов: культурный обмен между Востоком и Западом в период крестовых походов . Том. 21. Публикации Института средневековья, Университет Западного Мичигана. п. 208. ИСБН 0918720583 .
- ^ Коран 9: 25–129.
- ^ Коран 33: 09–73.
- ^ Перейти обратно: а б Дампер, Майкл (2007). Города Ближнего Востока и Северной Африки: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-57607-919-5 .
- ^ {{cite web |last=Эскобар |first=Пепе |date=24 мая 2002 г. |title=Стучатся в райские двери |url= http://www.atimes.com/c-asia/DE24Ag04.html%7Curl- status=unfit |archive-url= https://web.archive.org/web/20020603155002/http://atimes.com/c-asia/DE24Ag04.html%7Carchive-date=3 июня 2002 г. |дата доступа =2006-11-12 |location=Центральная Азия / Россия |издатель= Asia Times Online |quote=согласно известному хадису (изречению)... 'наш шестой имам, Имам Садег, говорит, что у нас есть пять определенных святых мест, которые мы очень уважаем. Третий принадлежит нашему первому шиитскому имаму Али, который находится в Наджафе».}
- ^ Geomatika Advanced Solutions (6 июня 2016 г.). Атлас МЕККИ, доктор Усама бин Фадл Аль-Бахар: Город Мекка . Букопедия. стр. 104–. GGKEY:YLPLD6B31C2.
- ^ Хопкинс, Дэниел Дж.; 편집부 (2001). Географический словарь Мерриам-Вебстера . Мерриам-Вебстер. п. 479. ИСБН 0-87779-546-0 . Проверено 17 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Харамайн на MadainProject.com. По состоянию на 19 ноября 2022 г.
- ^ Такер и Робертс 2008 , с. 673.
- ^ Коран 2: 124–217.
- ^ Мушарраф 2012 , с. 195.
- ^ Питерс 1994 , с. 22.
- ^ Лист 2015 , с. 27.
- ↑ Описание новой мечети и архитектурных документов на сайтеarchnet.org. Архивировано 8 января 2009 г. на Wayback Machine.
- ^ «CRCC: Центр мусульманско-еврейского взаимодействия: Ресурсы: религиозные тексты» . Usc.edu. Архивировано из оригинала 7 января 2011 г. Проверено 12 января 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мустафа Абу Суэй. «Святая Земля, Иерусалим и мечеть Аль-Акса в Коране, Сунне и других исламских литературных источниках» (PDF) . Центральная конференция американских раввинов . Архивировано из оригинала (PDF) 28 июля 2011 г.
- ^ Шам
- ^ Босворт, CE (1997). «АЛЬ-ШАМ». Энциклопедия ислама . Том. 9. с. 261.
- ^ Салиби, К.С. (2003). Дом многих особняков: новый взгляд на историю Ливана . ИБ Таурис. стр. 61–62. ISBN 978-1-86064-912-7 .
Для арабов эта же самая территория, которую римляне считали арабской, составляла часть того, что они называли Билад аль-Шам , что было их собственным названием Сирии . Однако с классической точки зрения Сирия, включая Палестину, представляла собой не более чем западную окраину того, что считалось Аравией, между первой линией городов и побережьем. Поскольку не существует четкой разделительной линии между тем, что сегодня называется Сирийской и Аравийской пустынями , которые на самом деле образуют один участок засушливого плоскогорья, классическая концепция того, что на самом деле представляло собой Сирию, имела больше преимуществ с географической точки зрения, чем более расплывчатая арабская концепция Сирии как Билада. аль-Шам . При римлянах фактически существовала провинция Сирия со столицей в Антиохии , носившая название территории. В противном случае на протяжении веков Сирия, подобно Аравии и Месопотамии, была не более чем географическим выражением. В исламские времена арабские географы использовали арабское название Сурия для обозначения одного особого региона Билад аль-Шама, который представлял собой среднюю часть долины реки Шам. Река Оронт , в окрестностях городов Хомс и Хама . Они также отметили, что это старое название всего Билад аш-Шама, которое вышло из употребления. Однако как географическое выражение название Сирия сохранилось в своем первоначальном классическом смысле в византийском и западноевропейском использовании, а также в сирийской литературе некоторых восточно-христианских церквей, откуда оно иногда проникало в христианское арабское употребление. И только в девятнадцатом веке использование этого имени было возрождено в его современной арабской форме, часто как Сурия, а не как более старая Сурия, для обозначения всего Билад аш-Шама: прежде всего в христианской арабской литературе периода периода и под влиянием Западной Европы . К концу того же столетия оно уже заменило имя Билад аш-Шам даже в мусульманском арабском использовании.
- ^ Национальное географическое общество (США); де Ближ, HJ; Даунс, Р.; Джон Уайли и сыновья (2007). Уайли / Атлас мира Национального географического колледжа . Уайли. п. 49. ИСБН 978-0-471-74117-6 . Проверено 15 июня 2022 г.
Аль-Акса — вторая старейшая мечеть в исламе после Каабы в Мекке и третья по святости после мечетей в Мекке и Медине. Одновременно он вмещает до 400 000 верующих.
- ^ Энциклопедия ислама . Том. 7 (Новое издание, 2006 г.). Брилл. 2006. стр. 97–105.
- ^ «Сура Аль-Исра – 1» . quran.com . Проверено 16 августа 2021 г.
- ^ Коран 17: 1–7.
- ^ Влияние, Мустафа Абу (2011). «Святая Земля, Иерусалим и мечеть Аль-Акса в Коране, Сунне и других исламских литературных источниках» (PDF) . Центральная конференция американских раввинов . 28 . Проверено 18 октября 2023 г.
- ^ Бирке, Сара. «Дамаск: Что осталось | Сара Бирк» . Нью-Йоркское обозрение книг . Проверено 19 мая 2022 г.
- ^ Джанет Л. Абу-Лугход (2007). «Дамаск» . В Дампере, Майкл RT; Стэнли, Брюс Э. (ред.). Города Ближнего Востока и Северной Африки: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО . стр. 119–126. ISBN 978-1-5760-7919-5 .
- ^ Кумми, Шейх Аббас (2005). Нафасул Махмум . Кум: Публикации Ансариян. п. 362.
- ^ Нафасул Махмум . п. 368.
- ^ Перейти обратно: а б Витулло, Анита (2003). «Люди, привязанные к месту: укрепление культурной идентичности в Старом городе Хеврона». Журнал палестинских исследований . 33 : 68–83. дои : 10.1525/jps.2003.33.1.68 . цитата: С самого раннего ислама святилища Хеврона и Иерусалима [аль-Харам аль-Ибрагими и аль-Харам аш-Шариф] были святыми местами, уступавшими только Мекке и Медине; Мечеть Ибрагими первоначально считалась некоторыми мусульманами четвертым по значимости святыней ислама. Мусульмане верят, что святилище в Хевроне посетил Пророк Мухаммед во время своего мистического ночного путешествия из Мекки в Иерусалим.🗿🗿🗿🗿
- ^ Аксан и Гофман 2007 , с. 97: «Сулейман считал себя правителем четырех священных городов ислама и, наряду с Меккой и Мединой, включил Хеврон и Иерусалим в свой довольно длинный список официальных титулов».
- ^ Хонигманн 1993 , с. 886
- ^ Джанет Л. Абу-Лугход (2007). «Дамаск». В Дампере, Майкл RT; Стэнли, Брюс Э. (ред.). Города Ближнего Востока и Северной Африки: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО . стр. 166–167. ISBN 978-1-5760-7919-5 .
- ^ «Хеврон: город Авраама Возлюбленного» . 26 апреля 2005 г.
- ^ Еврейская энциклопедия
- ^ Шариф Дж.; Херклотс, Джорджия (1832 г.). Канун-и-Ислам: Или Обычаи мусульман Индии; Содержит полный и точный отчет об их различных обрядах и церемониях с момента рождения до часа смерти . Парбери, Аллен и компания.
кох-э-тор.
- ^ Аббас, К.А. (1984). Мир — моя деревня: Роман с указателем . Публикации Аджанты.
- ^ Коран 23:20 ( Перевод Юсуфа Али )
- ^ Коран 95:2 ( Перевод Юсуфа Али )
- ^ Коран 2: 63–93.
- ^ Перейти обратно: а б Коран 28:3–86
- ^ Коран 7: 103–156.
- ^ Коран 20: 9–99.
- ^ Коран 79: 15–25.
- ^ Ибн Касир (01.01.2013). Доктор Мохаммад Хильми Аль-Ахмад (ред.). Истории Пророков: [Истории Пророков] [английский ]. Дар Аль Котоб Аль Ильмия ( араб . Дом научных книг ). ISBN 978-2745151360 .
- ^ Эльхадари, Осман (8 февраля 2016 г.). «11, 15». Моисей в Священном Писании иудаизма, христианства и ислама: призыв к миру . КнигаBaby. ISBN 978-1483563039 .
- ^ Туэйр, Кассем (2018). «Мухаммад как пророк и мэр: городское планирование с точки зрения Корана, хадисов и исламского права. Пример: Дамаск» . В Стагере, Лоуренс Э.; Грин, Джозеф А.; Куган, Майкл Д. (ред.). Археология Иордании и за ее пределами: очерки памяти Джеймса А. Зауэра . Брилл. п. 501. ИСБН 978-90-04-36980-1 .
- ^ Дэрроу, Уильям Р. (2011). «Святые места» . Исламские верования, обычаи и культуры . Маршалл Кавендиш. стр. 180–182. ISBN 978-0-7614-9964-0 .
- ^ Лекокьер, Марион (2019). «Хеврон: вложенное разделение священных пространств» . В Дампере, Майкл (ред.). Оспариваемые священные города: городское измерение религиозных конфликтов . Рутледж. ISBN 978-0-429-67384-9 .
Хеврон часто называют четвертым священным городом ислама после Мекки, Медины и Иерусалима.
- ^ Брокман, Норберт (2011). Энциклопедия священных мест . АВС-КЛИО. п. 267. ИСБН 978-1-59884-654-6 .
- ^ Доддс, Джеррилин Д. (1993). Искусство средневековой Испании, 500-1200 гг . н.э. Метрополитен-музей. п. 104. ИСБН 978-0-8109-6433-4 .
- ^ Кольцо, Труди; Уотсон, Ноэль; Шеллингер, Пол (2014). Ближний Восток и Африка: Международный словарь исторических мест . Рутледж. п. 388. ИСБН 978-1-134-25993-9 .
- ^ Пра, Квеси (11–12 мая 2004 г.), К стратегическому геополитическому видению афро-арабских отношений , штаб-квартира АС, Аддис-Абеба , Эфиопия , заархивировано из оригинала 28 сентября 2007 г.,
К 670 году арабы захватили Тунис, и к 675 году они завершили строительство Кайруана, города, который стал главной арабской базой в Северной Африке. Позже Кайруан стал третьим по значимости городом ислама в средневековый период после Мекки и Медины из-за его важности как центра исламской веры в Магрибе.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ближний Восток и Северная Африка . Европа Публикации Лимитед. 2003. с. 150. ИСБН 978-1-85743-184-1 .
- ^ доктор Рэй Харрис; Халид Козер (2004). Преемственность и изменения в Тунисском Сахеле . Эшгейт . п. 108. ИСБН 978-0-7546-3373-0 .
- ^ Роберт Д. Каплан (2004). Средиземноморская зима: прелести истории и ландшафта Туниса, Сицилии, Далмации и Греции . Случайный дом. п. 66. ИСБН 978-0-375-50804-2 .
С восемьюдесятью девятью мечетями это четвертый по святости город суннитского ислама после Мекки, Медины и Иерусалима. Традиция гласит, что семь паломничеств в Кайруан освобождают верующих от необходимости путешествовать в Мекку.
- ^ Джонс, Кевин. «Славяне и татары: Искусство языка». АртАзияТихоокеанский регион 91 (2014): 141.
- ^ Султанова, Разия. От шаманизма к суфизму: женщины, ислам и культура в Центральной Азии. Том. 3. ИБ Таврида, 2011.
- ^ Дэрроу, Уильям Р. (2011). «Святые места» . Исламские верования, обычаи и культуры . Маршалл Кавендиш. стр. 180–182. ISBN 978-0-7614-9964-0 .
- ^ Сантелли, Серж (2008). «Харар: четвертый священный город ислама» . В Джайюси, Сальма К.; Холод, Рената; Петруччиоли, Аттилио; Раймонд, Андре (ред.). Город в исламском мире . Брилл. п. 631. ИСБН 978-90-04-16240-2 .
Харар, известный как четвертый священный город ислама (...)
- ^ Полк, Уильям Роу (2018). Крестовый поход и джихад: тысячелетняя война между мусульманским миром и глобальным Севером . Издательство Йельского университета. п. 453. ИСБН 978-0-300-22290-6 .
- ^ Шинн, Дэвид Х.; Офкански, Томас П. (2013). Исторический словарь Эфиопии . Пугало Пресс. п. 207. ИСБН 978-0-8108-7457-2 .
- ^ Лия, Дэвид; Роу, Аннамари (2001). «Мавритания » Политическая хронология Африки . Тейлор и Фрэнсис. п. 284. ИСБН 978-1-85743-116-2 .
- ^ World-One, Фрэнсис (2021). «Мавритания » Африка 2020-2 Роуман и Литтлфилд. п. 119. ИСБН 978-1-4758-5650-7 .
- ^ Камиль аль Зиярат, Абул Касим Джафар бин Мухаммад бин Джафар бин Муса бин Кулуя Аль Кумми. Глава 1, Хадис номер 1.
- ^ Камиль аз-Зиярат, Глава 10, Хадис номер 2.
- ^ Al-Monitor, 2019. «Почему паломничество Арбаин важнее хаджа».
- ^ Аль-Серат, Имамы: биографии двенадцати, Ansarian Publications.
- ^ Хайнц Хальм, Шиитский ислам: от религии к революции, Markus Wiener Publishers, 1997.
- ^ Роджер Сэвори, Иран при Сефевидах, издательство Кембриджского университета, 2007.
- ^ ЮНЕСКО, «Наследие Ирака: Мечеть Имама Али».
- ^ Джордж Мичелл, Архитектура исламского мира: ее история и социальное значение, Темза и Гудзон, 2000.
- ^ Муджан Момен, Введение в шиитский ислам: история и доктрины двунадесятного шиизма, издательство Йельского университета, 1985.
- ^ Хамид Алгар, Религия и государство в Иране, 1785-1906: Роль улемов в период Каджара, University of California Press, 1969.
- ^ Хуан Коул, Священное пространство и священная война: политика, культура и история шиитского ислама, IB Tauris, 2002.
- ^ Роберт Фиск, «Самое большое кладбище на Земле», The Independent, 2008.
- ^ Ицхак Накаш, Шииты Ирака, Princeton University Press, 2003.
- ^ BBC News, 2017. «Арбаин: миллионы мусульман-шиитов собираются в Ираке».
- ^ Аль-Джазира, 2020. «В священном городе Ирака Наджафе проводится капитальный ремонт».
- ^ Шимони и Левин, 1974, с. 160.
- ^ Агайе, 2004, стр. 10-11.
- ^ «Интерактивные карты: сунниты и шииты: миры ислама» . ПБС . Проверено 9 июня 2007 г.
- ^ Хайнц Хальм, Шиизм, издательство Эдинбургского университета, 2004.
- ^ Наджам Хайдер, Истоки шиитов, Cambridge University Press, 2011.
- ^ Хуан Коул, Священное пространство и священная война: политика, культура и история шиитского ислама, IB Tauris, 2002.
- ^ ЮНЕСКО, «Наследие Ирака: Храм Имама Хусейна».
- ^ Джордж Мичелл, Архитектура исламского мира: ее история и социальное значение, Темза и Гудзон, 2000.
- ^ Ицхак Накаш, Шииты Ирака, Princeton University Press, 2003.
- ^ BBC News, 2017. «Арбаин: миллионы мусульман-шиитов собираются в Ираке».
- ^ Аль-Джазира, 2020. «В священном городе Ирака Кербела проводится капитальный ремонт».
- ^ «Храм Аббаса ибн Али» . Аль-Ислам.орг . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ Лесли Хэзлтон, После Пророка: эпическая история шиитско-суннитского раскола в исламе, Doubleday, 2009.
- ^ Хайнц Хальм, Шиизм, издательство Эдинбургского университета, 2004.
- ^ ЮНЕСКО, «Наследие Ирака: Храм Аббаса ибн Али».
- ^ Джордж Мичелл, Архитектура исламского мира: ее история и социальное значение, Темза и Гудзон, 2000.
- ^ Ицхак Накаш, Шииты Ирака, Princeton University Press, 2003.
- ^ Хамид Дабаши, Шиизм: религия протеста, издательство Гарвардского университета, 2011.
- ^ BBC News, 2017. «Арбаин: миллионы мусульман-шиитов собираются в Ираке».
- ^ Аль-Джазира, 2020. «В священном городе Ирака Кербела проводится капитальный ремонт».
- ^ The National, 2020. «В святых местах Ирака реализуются крупные проекты реконструкции».
- ^ «Храм Аль-Аскари» . Британника . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ «Храм Кадхимайн» . Аль-Ислам.орг . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ «Джаннат аль-Баки» . Аль-Ислам.орг . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ «Священные места: Мешхед, Иран» . Sacredsites.com. Архивировано из оригинала 27 ноября 2010 г. Проверено 13 марта 2006 г.
- ^ «Богатый потенциал религиозного туризма» . Иранская газета . Архивировано из оригинала 12 июня 2008 года . Проверено 25 мая 2009 г.
- ^ Хиггинс, Эндрю (2 июня 2007 г.). «Внутри священной денежной машины Ирана» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN 0099-9660 . Архивировано из оригинала 24 апреля 2016 г. Проверено 24 октября 2017 г.
- ^ «Масджид аль-Куфа» . Аль-Ислам.орг . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ «Мечеть Куфа: символ шиитской истории и идентичности» . ИКНА . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ «Великая мечеть Куфы» . Британника . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ Хиггинс, Эндрю (2 июня 2007 г.). «Внутри священной денежной машины Ирана» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN 0099-9660 . Архивировано из оригинала 24 апреля 2016 г. Проверено 24 октября 2017 г.
- ^ «Масджид Сахла» . Аль-Ислам.орг . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ «Масджид Ханана» . Аль-Ислам.орг . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ «Балад» . Аль-Ислам.орг . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ «Мадаин» . Британника . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ Аль-Гунья ли-талиби тарик аль-хакк ва ад-дин ( Достаточное обеспечение для ищущих пути истины и религии ), части первая и вторая на арабском языке, Аль-Кадир, Абд и Аль-Гилани. Дар Аль-Хурья, Багдад, Ирак (1987 г.).
- ^ Аль-Гунья ли-талиби тарик аль-хакк ва ад-дин ( Достаточное обеспечение для ищущих пути истины и религии ) с введением Аль-Килани, Маджида Ирсана. Аль-Килани, Маджид, ат-Тарикат, Урсан и аль-Кадирия, Нашат
- ^ «Мавзолей Кадирья» (PDF) .
- ^ Асгар, Мухаммед (2016). Священное и светское: эстетика в домашних пространствах Пакистана/Пенджаба . ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN 9783643908360 .
Библиография
[ редактировать ]- Аксан, Вирджиния Х.; Гоффман, Дэниел (2007). Ранние современные османы: новая карта Империи . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-81764-6 . Проверено 13 октября 2010 г.
- Питерс, Фрэнсис (1994). Хадж: паломничество мусульман в Мекку и святые места . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691026190 .
- Мушарраф, Хусейн (2012). Пять столпов ислама: закладывание основ божественной любви и служения человечеству . Лестершир, Великобритания: Kube Publishing. ISBN 9781847740236 .
- Блатт, Эми (2015). Здоровье, наука и место: новая модель . Чам, Швейцария: Springer. дои : 10.1007/978-3-319-12003-4 . ISBN 978-3319120027 . S2CID 183074116 .
- Такер, Спенсер; Робертс, Присцилла (2008). Энциклопедия арабо-израильского конфликта: политическая, социальная и военная история . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-1851098415 .
- Хонигманн, Эрнст (1993) [1927]. «Хеврон» . В Хоутсме, штат Монтана (ред.). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 гг . Том. IV. БРИЛЛ . стр. 886–888. ISBN 978-90-04-09790-2 .