Люди Книги
Часть серии о |
Ислам и Иман |
---|
Частные лица |
Группы |
|
Условия |
|
Люди Книги или Ахль аль-Китаб ( араб . أهل الكتاب ) — исламский термин, обозначающий последователей тех религий, которые, по мнению мусульман , руководствовались предыдущими откровениями , обычно в форме Священных Писаний . [1] В Коране они идентифицируются как евреи , христиане , сабеи и, согласно некоторым интерпретациям, зороастрийцы . [2] Начиная с 8-го века, некоторые мусульмане также признавали другие религиозные группы, такие как самаритяне , [3] и даже буддисты , индуисты и джайны , [4] как Люди Книги.
Исторически сложилось так, что религиозные общины, признаваемые мусульманами как «Люди Книги», пользовались правовым статусом, известным как зимма («защита»), что означает, что им разрешалось исповедовать свою веру и управлять своей общиной в соответствии с правилами и нормами своей религии. свою религию в обмен на уплату специального подушного налога, называемого джизья . [5]
Коран использует этот термин в самых разных контекстах: от религиозной полемики до отрывков, подчеркивающих общность веры среди тех, кто владеет монотеистическими писаниями. [6]
По исламскому закону мужчинам-мусульманам разрешено жениться на женщинах, являющихся людьми Книги; однако мусульманкам не разрешается выходить замуж за мужчин, являющихся людьми Книги. [7] В случае мусульманско-христианского брака, который должен быть заключен только после разрешения христианской стороны, христианке не должно быть запрещено посещать церковь для молитвы и богослужения. [8] [9]
Термин «Люди Книги» был вновь присвоен как средство самоидентификации евреями и членами некоторых христианских конфессий . [10]
В Коране
[ редактировать ]Значение термина
[ редактировать ]При использовании в сочетании с человеком термин ахл обозначает членов семьи этого человека, включая их соплеменников, родственников и всех тех, кто имеет с ними общее семейное происхождение. Однако его также можно использовать с географическими названиями для обозначения людей, живущих в определенной местности (например, ахль аль-Мадина в Коране 9:101, «народ Медины ») или с более абстрактными существительными, как в ахль мазхаб. , «люди определенного мазхаба или школы мысли». [11]
Слово китаб , означающее «письмо» или «книга», очень часто встречается в Коране, как правило, в смысле божественной, а не человеческой деятельности, которая заключается в записи и записи всего, что создано. Это больше, чем просто обращение к «книге», оно передает значение божественного знания, божественного авторитета и божественного откровения. [12]
Таким образом, термин ахль аль-китаб относится к тем, кому был предоставлен доступ к такому знанию и откровению: [13] это люди, которым Бог «ниспослал» (см. Танзил ) свою мудрость посредством пророка как акт божественной благодати . [14] Однако откровения, данные Людям Книги в форме Торы ( ат -Таурат ), Псалмов ( аз-Забур ) и Евангелия ( аль-Инджиль ), [6] все они были частичными, и именно уже будучи знакомыми с ранее ниспосланными книгами ( кутубами ), люди Книги должны были быть в состоянии признать Мухаммеда пророком, а Коран — окончательным и наиболее полным откровением. [15]
Личность
[ редактировать ]Некоторые аяты Корана обычно понимаются как идентифицирующие евреев , христиан и сабеев как людей Книги. Так, например, сура аль-Маида 5:68–69, в которой эти группы упоминаются вместе с мусульманами («верующими») как защищенные от страха и горя: [16]
[68] Скажи: «О Пророк: «О люди Книги! Вам не на чем будет стоять, если вы не будете соблюдать Тору, Евангелие и то, что ниспослано вам от вашего Господа». И откровение твоего Господа тебе, о Пророк, только приведет к тому, что многие из них увеличат нечестие и неверие. Так что не скорбите о людях, которые не верят. [69] Воистину, верующие, иудеи, сабеи и христиане — те, кто «искренне» веруют в Аллаха и Последний День и творят добро, не будут для них страха и не будут они скорбеть. [17]
Сурат аль-Бакара 2:62 похож на это: [18] но есть также стих ( Сура аль-Хадж 22:17), в котором те же группы перечислены в другом контексте, а именно о том, как Бог будет судить их в День Воскресения , но теперь к списку добавляются еще две группы: [19]
Воистину, верующие, иудеи, сабеи, христиане, маги и многобожники — Аллах рассудит их «всех» в Судный день. Воистину, Аллах – Свидетель всего. [20]
Последняя названная группа, «многобожники» ( мушрикун , букв. « то, кто объединяется » ), является противоположностью первой названной группы, «верующих» (мусульман). Менее ясен, однако, статус групп, упомянутых между ними, которые теперь включают также «волхвов» ( ал-маджус ), то есть зороастрийцев (которые упоминаются в Коране только один раз, в этом стих). Это было предметом спора среди средневековых мусульманских ученых, которые задавались вопросом, были ли у зороастрийцев ясный пророк и Священные Писания, а также соответствовали ли их доктрины о природе Бога и творения доктринам ислама и других религий, признанных получил откровение. [21] Однако в конечном итоге большинство исламских юристов предоставили зороастрийцам частичный статус людей Книги. [22] при этом они все еще не согласны с тем, в какой степени следует разрешать такие юридические привилегии, как смешанные браки с мусульманами. [23]
Использование
[ редактировать ]Коран подчеркивает общность веры между обладателями монотеистических писаний и иногда отдает дань религиозным и моральным добродетелям общин, получивших более ранние откровения, призывая Мухаммеда спрашивать у них информацию. [6] Чаще всего, отражая отказ евреев и христиан из окружения Мухаммеда принять его послание, Коран подчеркивает их неспособность понять послание, которым они обладают, но не применяют на практике, и оценить, что учение Мухаммеда соответствует этому посланию. [6]
Люди Книги упоминаются несколько раз в 98-й главе Корана, суре аль-Байина («Ясное доказательство»):
[1] Неверующие из числа людей Писания и многобожники не собирались отказываться от неверия, пока к ним не пришло ясное доказательство: [2] посланник от Аллаха, читавший свитки предельной чистоты, [3] содержащие праведные заповеди. [4] Только после того, как это ясное доказательство пришло к Людям Книги, они разделились по поводу его пророчества — [5] хотя им было приказано только поклоняться одному Аллаху с искренней преданностью Ему во всей честности, совершать молитву, и платить милостыню. Это прямой Путь. [6] Действительно, те, кто не уверовал из Людей Книги и многобожников, будут в Огне Ада, чтобы остаться там навсегда. Они худшие из всех существ. [7] Действительно, те, кто верят и делают добро, — они лучшие из всех существ. [8] Их наградой от их Господа будут Сады Вечности, под которыми текут реки, чтобы оставаться там во веки веков. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это только для тех, кто благоговеет перед своим Господом. [24]
По мнению исламоведа ученого- Ивонн Хаддад , эта короткая глава осуждает всех тех, кто отвергает «ясное доказательство» ( баййина ) Пророка, на вечный огонь ада, будь то люди Книги или неверующие ( куффар ). [25]
Люди Книги также упоминаются в стихе джизья ( Q9:29 ): [6] который получил различные интерпретации .
Коран разрешает браки между мужчинами-мусульманами и женщинами, являющимися людьми Книги (евреями и христианками). [8]
История
[ редактировать ]Эпоха Мухаммеда (610–632 гг.)
[ редактировать ]В Аштинаме Мухаммеда , договоре, предположительно заключенном между мусульманами Мухаммеда продолжать и христианами монастыря Святой Екатерины , говорилось, что, если мужчина-мусульманин желает жениться на христианке, брак может состояться только с ее согласия, и ей должно быть разрешено посещать церковь для молитвы и поклонения. [9] В «Аштинаме» говорится, что христиан нельзя принуждать сражаться в войнах и что мусульмане должны сражаться от их имени; в нем также говорится, что христианские церкви следует уважать, и запрещается воровать у них. [9] Аштинаме запрещает мусульманам увольнять христиан с работы, в том числе тех, кто служит судьями или монахами. [9] Мусульмане обязаны до Страшного Суда соблюдать договор, иначе «он испортит Божий завет и не подчинится Его Пророку». [9] Политика османских султанов придерживалась Аштинаме. [9]
Рашидунский халифат (634–661)
[ редактировать ]второго халифа Умара Во время правления годы правления 634–642 ) христианская община Наджрана ( и еврейская община Хайбара были депортированы в недавно завоеванные регионы Сирии и Ирака . [26] Умар отменил христианский запрет на евреев и позволил им молиться и проживать в Иерусалиме . [27] Умар подписал пакт с христианами Иерусалима, который обеспечил им безопасность в регионе. [28] Он также присвоил зороастрийцам статус Людей Книги, хотя некоторые практики, противоречащие исламу, были запрещены. [29]
В начале мусульманского завоевания Месопотамии в ок. В 640 году , лидер мандеев ( одной из религиозных групп, которые исторически утверждали, что они являются сабианами, упомянутыми в Коране), Ануш бар Данка , как сообщается, отправился в Багдад , чтобы предстать перед мусульманскими властями, показав им копию Гинза Рабба (священная книга мандеев) и провозгласил главным мандейским пророком Иоанна Крестителя (известного мусульманам как Яхья ибн Закария ). Следовательно, мусульманские власти предоставили им статус Людей Книги. [30] Однако это сообщение, скорее всего, является апокрифом, и если оно вообще имело место, то должно было произойти после основания Багдада в 762 году. [31] Самым ранним источником, однозначно применившим термин «сабианцы» к мандеям, был аль-Хасан ибн Бахлул ( ок. 950–1000 ), цитирующий визиря Аббасидов Абу Али Мухаммада ибн Муклу ( ок. 885–940 ). [32] Однако неясно, идентифицировали ли себя мандеи этого периода уже как сабиев или же это утверждение исходило от Ибн Муклы. [33]
Позднее исламское использование
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2023 г. ) |
Когда Омейядов генерал Мухаммад ибн Касим ( ок. 694–715 ) завоевал Брахманабад , он, как говорят, предоставил индуистам , буддистам и джайнам статус людей Книги. [34] [ нужен лучший источник ]
Исламские ученые расходятся во мнениях относительно того, являются ли индуисты людьми Книги. [35] Исламское завоевание Индии потребовало пересмотра этого определения, поскольку большинство жителей Индии были последователями индийских религий . Многие представители мусульманского духовенства Индии считали индуистов людьми книги. [35] и от Мухаммеда бин Касима в эпоху Омейядов до правителя Великих Моголов Аурангзеба в 17 веке, мусульманские правители были готовы считать индуистов людьми Книги. [36]
Уменьшать
[ редактировать ]Зимми – исторический [37] термин, обозначающий статус, предоставляемый Людям Книги, живущим в исламском государстве . [37] Это слово буквально означает «защищенный человек». [38] По мнению ученых, права зимми были полностью защищены в своих общинах, но как граждане исламского государства имели определенные ограничения. [39] и для них было обязательным платить налог джизья , который дополнял закят , или милостыню, выплачиваемую мусульманскими подданными. [40] Зимми были исключены из конкретных обязанностей, возложенных на мусульман, и не пользовались определенными политическими правами, зарезервированными для мусульман, но в остальном были равны в соответствии с законами о собственности, контрактах и обязательствах. [41] [42] [43]
В соответствии с шариатом общины зимми обычно подчинялись своим собственным специальным законам, а не некоторым законам, применимым только к мусульманской общине. Например, еврейской общине Медины было разрешено иметь свои галахические суды . [44] а османская система проса позволяла различным общинам зимми управлять собой в рамках отдельных судов. Эти суды не рассматривали дела, в которых участвовали религиозные группы за пределами их собственной общины, а также преступления, караемые смертной казнью. Общинам зимми также разрешалось заниматься некоторыми видами практики, которые обычно были запрещены для мусульманской общины, например, употреблением алкоголя и свинины . [45] [46] [47]
Исторически статус зимми первоначально применялся к евреям , христианам и сабеям . Позже этот статус стал распространяться и на зороастрийцев , индуистов , джайнов и буддистов . [48] [49] [50] Умеренные мусульмане обычно отвергают систему зиммы как неподходящую для эпохи национальных государств и демократий. [51]
Использование евреями и христианами
[ редактировать ]В иудаизме термин «Люди Книги» ( ивр .: עם הספר, Ам ХаСефер ) [52] был повторно присвоен как термин для обозначения еврейского народа в отношении Торы или всей еврейской Библии . [53] Члены некоторых христианских конфессий также использовали термин «Люди Книги» по отношению к себе, прежде всего пуритане. [54] а также Церковь адвентистов седьмого дня [55] [ нужен лучший источник ] и баптисты . [56] [ нужен лучший источник ]
См. также
[ редактировать ]- Авраамические религии
- Аль-Байина
- Христианство и ислам
- Разделение мира в исламе
- Ислам и иудаизм
- Ислам и другие религии
- Исламские школы и филиалы
- иудео-христианин
- Пакт Умара
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шэрон 2004 ; Мэдиган 2001 .
- ^ О сабианах см. De Blois 2004 . О зороастрийцах см. Darrow 2003 ; Наср и др. 2015 , с. 834 (стих 22:17).
- ^ Эспозито 2003 .
- ^ Кимбалл 2019 , с. 195. Об индусах см. также Наср 1972 , с. 139.
- ^ Эспозито 2003 .
- ^ Jump up to: а б с д и Воеводина 1960–2007 гг .
- ^ Рахман, Фазлур (июль 1980 г.). «Обзор модернизации мусульманского семейного права» (PDF) . Ихтяр.орг . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Ахмед, Акбар С. (11 января 2013 г.). Постмодернизм и ислам: затруднения и перспективы . Рутледж. п. 62. ИСБН 978-1-134-92417-2 .
Коран благосклонно отзывается о людях Книги. Например, Сура 3, стих 199, несет универсальное послание доброй воли и надежды всем верующим, людям Книги, независимо от их религиозной принадлежности — христианина, иудея или мусульманина. Мусульмане могут вступать в брак с людьми Писания,
- ^ Jump up to: а б с д и ж Тимани, Хусам С.; Эштон, Лойе Секихата (29 ноября 2019 г.). Постхристианская теология межрелигиозного освобождения . Спрингер Природа. п. 196. ИСБН 978-3-030-27308-8 .
- ^ Джеффри 1996 , стр. xi – xiv.
- ^ Шэрон 2004 .
- ^ Мэдиган 2001 .
- ^ Мэдиган 2001 .
- ^ Шэрон 2004 .
- ^ Мэдиган 2001 .
- ^ Из Блуа, 2004 г.
- ^ Коран 5:68–69 (тр. Мустафа Хаттаб , Ясный Коран ).
- ^ Де Блуа 2004 . В нем говорится: «Воистину, верующие, иудеи, христиане и сабеи — те, кто истинно веруют в Аллаха и в Последний день и творят добро, получат награду от своего Господа. И не будет у них страха, и не будут они скорбеть». Сура Аль-Бакара 2:62 (тр. Мустафа Хаттаб , Ясный Коран ).
- ^ Дэрроу 2003 .
- ^ Сура Аль-Хадж 22:17 (тр. Мустафа Хаттаб , Ясный Коран ).
- ^ Дэрроу 2003 .
- ^ Дэрроу 2003 .
- ^ Наср и др. 2015 , с. 834 (стих 22:17).
- ^ Сура Аль-Байина 98: 1–8 (тр. Мустафа Хаттаб , Ясный Коран ).
- ^ Хаддад, Ивонн Язбек (1977). «Толкование суры девяносто восьмой» . Журнал Американского восточного общества . 97 (4): 519–530. дои : 10.2307/598634 . JSTOR 598634 .
- ^ Маделунг 1997 , с. 74.
- ^ Дубнов 1980 , с. 326.
- ^ Мери 2005 , с. 205.
- ^ Гордон 2005 , с. 28.
- ^ Бакли 2002 , с. 5.
- ^ Ван Бладель 2017 , с. 14, см. 7–15.
- ^ Ван Бладель 2017 , с. 47; об идентификации источника аль-Хасана ибн Бахлула (названного просто «Абу Али») как Абу Али Мухаммада ибн Муклы, см. стр. 58.
- ^ Ван Бладель 2017 , с. 54. О возможных мотивах применения Ибн Муклой коранического эпитета к мандеям, а не к харранским язычникам (которых в Багдаде его времени чаще называли «сабеями»), см. стр. 54. 66.
- ^ Кимбалл 2019 , с. 195.
- ^ Jump up to: а б Наср 1972 , с. 139.
- ^ Десика Чар, СВ (1997). Индуизм и ислам в Индии: каста, религия и общество от древности до раннего Нового времени . Издательство Маркуса Винера. п. 127. ИСБН 978-1-55876-151-3 .
- ^ Jump up to: а б Хуан Эдуардо Кампо, изд. (12 мая 2010 г.). «зимми». Энциклопедия ислама . Издательство информационной базы. стр. 194–195.
Зимми – это немусульмане, которые живут в исламском мире и имеют регулируемый и защищенный статус. ... В современный период этот термин, как правило, время от времени возрождался, но в целом он устарел.
- ^ «Определение ДХИММИ» . merriam-webster.com . Архивировано из оригинала 18 мая 2015 года.
- ^ Клинтон Беннетт (2005). Мусульмане и современность: введение в проблемы и дебаты . Международная издательская группа «Континуум» . п. 163. ИСБН 978-0826454812 . Проверено 7 июля 2012 года .
- ^ Гленн, Х. Патрик (2007). Правовые традиции мира . Издательство Оксфордского университета . стр. 218–219.
Зимми – это немусульманский подданный государства, управляемого в соответствии с законами шариата. Этот термин означает обязательство государства защищать человека, включая его жизнь, собственность, свободу религии и вероисповедания, а также требуемую лояльность по отношению к империи, а также подушный налог, известный как джизья, который дополнял исламский налог, уплачиваемый мусульманским подданным, называемым закятом.
- ^ Х. Патрик Гленн, Мировые правовые традиции . Издательство Оксфордского университета , 2007, с. 219.
- ^ Французский ученый Гюстав Ле Бон (автор книги «Арабская цивилизация ») пишет, «что, несмотря на то, что налогообложение в большей степени ложилось на мусульманина, чем на немусульманина, немусульманин мог свободно наслаждаться одинаково хорошо, как и Каждому мусульманину предоставлены все привилегии, предоставляемые гражданам государства. Единственной привилегией, которая была зарезервирована за мусульманами, была резиденция халифата, и то из-за связанных с ним определенных религиозных функций, которые, естественно, не могли быть выполнены без участия мусульман. Мусульманин». Муним Сирри (2014), Библейская полемика: Коран и другие религии , стр.179. Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0199359363 .
- ^ Абу Эль Фадл, Халед (2007). Великая кража: борьба с исламом от экстремистов . ХарперУан . п. 204. ИСБН 978-0061189036 .
Согласно системе статуса зиммы, немусульмане должны платить подушный налог в обмен на защиту мусульман и привилегию жить на мусульманской территории. Согласно этой системе, немусульмане освобождаются от военной службы, но им запрещено занимать высокие должности, связанные с высокими государственными интересами, например, быть президентом или премьер-министром страны. В исламской истории немусульмане действительно занимали высокие посты, особенно в вопросах, связанных с финансовой политикой или сбором налогов.
- ^ Коэн, Марк Р. (1995). Под полумесяцем и крестом: евреи в средние века . Издательство Принстонского университета . п. 74. ИСБН 978-0-691-01082-3 . Проверено 10 апреля 2010 г.
- ^ Аль-Мисри, Доверие путешественника (отредактировано и переведено Нухом Ха Мим Келлером ), стр. 608. Публикации Амана, 1994.
- ^ Аль-Мисри, Доверие путешественника (изд. и пер. Нух Ха Мим Келлер), стр. 977, 986. Amana Publications, 1994.
- ^ Гази, Калин и Камали 2013 , стр. 101-1. 240–1.
- ^ Ваэль Б. Халлак (2009). Шариат: теория, практика, трансформации . Издательство Кембриджского университета (издание для Kindle). п. 327.
- ^ Аннемари Шиммель (2004). Империя Великих Моголов: история, искусство и культура . Книги реакции. п. 107 . ISBN 978-1861891853 .
Завоеватель Мухаммад ибн Аль-Касем предоставил индуистам и буддистам такой же статус, как христианам, евреям и сабеям на Ближнем Востоке. Все они были «зимми» («защищенные люди»).
- ^ Майкл Боннер (2008). Джихад в истории ислама . Издательство Принстонского университета (издание для Kindle). п. 89.
- ^ «[…] подавляющее большинство умеренных мусульман отвергают систему зиммы как антиисторическую в том смысле, что она не соответствует эпохе национальных государств и демократий». Абу Эль Фадл, Халед (23 января 2007 г.). Великая кража: борьба с исламом от экстремистов . ХарперУан. п. 214. ИСБН 978-0061189036 .
- ^ Керри М. Олицки, Рональд Х. Айзекс (1992). Словарь еврейской жизни . Джейсон Аронсон. п. 217. ИСБН 9780876685471 .
- ^ Джеффри 1996 , с. xiii.
- ^ Джеффри 1996 , стр. xii–xiv.
- ^ Джонссон, Уильям Г. (февраль 2010 г.). «Адвентисты и мусульмане: пять убеждений – как опираться на то, что у нас есть общего» . Журнал «Адвентистский мир» . Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 14 июня 2014 г. «Кто мы» . PoBPublications.com . Люди книжных изданий. Архивировано из оригинала 28 июня 2011 года . Проверено 23 июля 2011 г.
- ^ Доктор Андреа К. Патерсон (21 мая 2009 г.). Три монотеистические религии – иудаизм, христианство, ислам: анализ и краткая история . АвторДом. п. 78. ИСБН 9781452030494 . Проверено 18 октября 2007 г.
Источники
[ редактировать ]- Бакли, Йорунн Якобсен (2002). Мандеи: древние тексты и современные люди . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195153859 .
- Дэрроу, Уильям Р. (2003). «Маги». В Маколиффе, Джейн Даммен (ред.). Энциклопедия Корана . дои : 10.1163/1875-3922_q3_EQSIM_00269 .
- Де Блуа, Франсуа (2004). «Сабии». В Маколиффе, Джейн Даммен (ред.). Энциклопедия Корана . дои : 10.1163/1875-3922_q3_EQSIM_00362 .
- Дубнов, Семен (1980). Ассошиэйтед Юниверсити Пресс . Ассошиэйтед Юниверсити Пресс. ISBN 9780845366592 .
- Эспозито, Джон Л. , изд. (2003). «Ахль аль-Китаб» . Оксфордский словарь ислама . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 10. дои : 10.1093/acref/9780195125580.001.0001 . ISBN 9780195125580 .
- Гордон, Мэтью (2005). Возвышение Ислама . Издательская группа Гринвуд. ISBN 9780313325229 .
- Джеффри, Дэвид Лайл (1996). Люди Книги: христианская идентичность и литературная культура . Гранд-Рапидс: Эрдманс. ISBN 9780802841773 .
- Кимбалл, Ричард (2019). «Люди Книги, ахль аль-китаб : современное сравнительное богословское исследование» . Международный журнал азиатского христианства . 2 (2): 189–210. дои : 10.1163/25424246-00202004 . ISSN 2542-4246 . S2CID 171806689 .
- Маделунг, Уилферд (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-64696-0 .
- Мэдиган, Дэниел (2001). "Книга". В Маколиффе, Джейн Даммен (ред.). Энциклопедия Корана . дои : 10.1163/1875-3922_q3_EQCOM_00027 .
- Мери, Йозеф В. (2005). Средневековая исламская цивилизация . Рутледж. ISBN 9780415966900 .
- Наср, Сейед Хосейн (1972). Суфийские очерки . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-87395-233-0 .
- Наср, Сейед Хосейн ; Дагли, Канер К .; Дакаке, Мария Масси ; Лумбард, Джозеф Э.Б .; Рустом, Мохаммед , ред. (2015). Исследование Корана: новый перевод и комментарий . Нью-Йорк: HarperOne. ISBN 978-0-06-112586-7 .
- Шарон, Моше (2004). «Люди Книги». В Маколиффе, Джейн Даммен (ред.). Энциклопедия Корана . дои : 10.1163/1875-3922_q3_EQSIM_00319 .
- Вайда, Жорж (1960–2007). «Ахль аль-Китаб». В Бирмане, П .; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_0383 .
- Ван Блейдел, Кевин (2017). От сасанидских мандеев до болотных сабийцев . Лейден: Брилл. дои : 10.1163/9789004339460 . ISBN 978-90-04-33943-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Боекхофф-ван дер Воорт, Николет, «Ахл аль-Китаб (Люди Книги)», в книге «Мухаммед в истории, мысли и культуре: энциклопедия Пророка Божьего» (2 тома), под редакцией К. Фицпатрика и А. Уокер, Санта-Барбара, ABC-CLIO, 2014, том I, стр. 9–11.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Книги людей книги в Библиотеке Конгресса США, коллекции еврейского языка