Ложный бог
Фраза «ложный бог» — уничижительный термин, используемый в авраамических религиях (а именно иудаизме , самаритянстве , христианстве , вере бахаи и исламе ) для обозначения культовых изображений или божеств неавраамических языческих религий , а также других конкурирующих сущностей или объектов, по отношению к которым придается особое значение. [1] [2] [3] [4] [5] И наоборот, последователи анимистических и политеистических религий могут считать богов различных монотеистических религий «ложными богами», поскольку они не верят, что какое-либо реальное божество обладает свойствами, приписываемыми монотеистами их единственному божеству. Атеисты , которые не верят ни в какие божества, обычно не используют термин « ложный бог» , хотя с атеистической точки зрения он охватывает все божества. Использование этого термина обычно ограничивается теистами , которые предпочитают поклоняться одному божеству или божествам, но не другим. [2]
Обзор
[ редактировать ]В религиях авраамических ложный бог используется как уничижительный термин для обозначения божества или объекта поклонения, помимо авраамического бога , который считается либо незаконным, либо недействующим в своей заявленной власти или способностях, и эта характеристика в дальнейшем используется как определение слова «кумир». [2] [3] [4] [5] [6]
Термин «ложный бог» часто используется в авраамических писаниях ( Тора , Танах , Библия и Коран ) для сравнения Элохима / Яхве. [5] (в толковании иудеев , самаритян и христиан ) или Алихат / Аллах [4] (в интерпретации мусульман ) как единственного истинного Бога . [2] [3] Тем не менее, сама еврейская Библия / Ветхий Завет признает и сообщает, что во многих случаях израильтяне не были монотеистами, но активно занимались идолопоклонством и поклонялись многим иностранным, нееврейским богам, помимо Яхве и/или вместо него. [7] такие как Ваал , Астарта , Ашера , Чемош , Дагон , Молох , Таммуз и другие, и продолжали делать это до их возвращения из вавилонского изгнания. [5] (см. Древнееврейская религия ). Иудаизм, древнейшая авраамическая религия, со временем перешел в строгий, исключительный монотеизм . [3] основанный на исключительном почитании Яхве, [8] [9] [10] предшественник авраамической концепции Бога. [Примечание 1]
Подавляющее большинство религий в истории были и/или остаются политеистическими, поклоняясь множеству разнообразных божеств. [14] Более того, материальное изображение божества или нескольких божеств всегда играло выдающуюся роль во всех культурах мира. [1] Утверждение о поклонении «одному и единственному истинному Богу» пришло в большую часть мира с появлением авраамических религий и является отличительной чертой их монотеистического мировоззрения. [3] [14] [15] [16] тогда как практически все другие религии в мире были и/или остаются анимистическими и политеистическими . [14]
В еврейской Библии
[ редактировать ]Танах ( называет божеств из других соседних культур шедим : иврит ) שֵׁדִים , [17] возможно, это заимствованное слово из аккадского языка , в котором слово шеду относилось к духу, который мог быть либо защитным, либо злонамеренным. [18] [19] [20] Они появляются дважды (всегда во множественном числе): в Псалме 105:37 и Второзаконии 32:17 . Оба раза оно упоминается в контексте принесения в жертву им детей или животных. [21] Когда еврейская Библия была переведена на греческий язык , еврейский термин шедим был переведен как даймоны , с подразумеваемым негативным выражением. [17] Это породило дуализм между родными духами Бога собственной религии и духами иностранного происхождения, такими как демоны. [22]
В гностицизме
[ редактировать ]В гностицизме библейский змей в Эдемском саду восхвалялся и благодарился за то, что он принес знание ( гнозис ) Адаму и Еве и тем самым освободил их от злонамеренного Демиурга . контроля [23] Гностические христианские доктрины опираются на дуалистическую космологию , которая подразумевает вечный конфликт между добром и злом, а также на концепцию змея как освобождающего спасителя и дарителя знаний человечеству, противостоящего Демиургу или богу-творцу , отождествляемому с еврейским Богом Древнего мира. Завещание . [23] [24]
Завета злым, ложным богом и создателем материальной вселенной, а Неизвестного Бога Евангелия Христиане-гностики считали еврейского Бога Ветхого , отца Иисуса Христа и создателя духовного мира, — истинным, добрым Богом. [23] [24] [25] [26] В архонтической , сифийской и офитской системах Ялдабаоф (Яхве) рассматривается как злобный Демиург и ложный бог Ветхого Завета, который согрешил, заявив о своей божественности, и создал материальную вселенную, а также удерживает души в ловушке физических тел, в заключении в них. мир, полный боли и страданий, который он создал . [27] [28] [29]
Однако не все гностические движения считали создателя материальной вселенной злом или злонамеренным по своей сути. [26] [30] Например, валентиниане верили, что Демиург — просто невежественный и некомпетентный творец, пытающийся создать мир как можно лучше, но не обладающий надлежащей силой, чтобы поддерживать его доброту. [26] [30] всех гностиков еретиками Протоортодоксальные считали отцы ранней церкви . [23] [24] [25] [31]
В исламе
[ редактировать ]Коран сущностями, которые имели статус , называет джиннов аналогичный статусу меньших божеств в доисламской арабской религии . [32] Хотя Коран не приравнивает джиннов к рангу демонов , [33] это низводит их до того же статуса, что и человеческие существа . [34] Из-за своей смертности и зависимости от ( кадар ) они также подвергнутся окончательному приговору Аллаха судьбы . Абу Мансур аль-Матуриди X века , персидский мусульманский ученый , ханафитский юрист и суннитский богослов , основавший одноименную школу исламского богословия , считал джиннов более слабыми, чем люди, и утверждал, что всякий раз, когда люди действуют на джиннов, они унижают их. сами себя. [35]
Альтернативно, тагут может относиться к идолам, в которых иногда думают, что их населяют один или несколько демонов . [36] : 210 Мусульмане не обязательно отрицают силу демонов внутри идола, но отрицают, что они достойны поклонения. В «Китаб аль-Аснам» («Книга идолов») арабский мусульманский историк Ибн аль-Калби ( ок. 737–819 гг. н.э. ) рассказывает, как Мухаммед приказал Халиду ибн аль-Валиду убить доисламскую арабскую богиню аль-Валида. Узза , который должен был обитать на трех деревьях. После вырубки всех деревьев появляется женщина с растрепанными волосами, которую идентифицируют с аль-Уззой. После битвы ее убивают, и таким образом аль-Узза считается побежденным.
Точно так же арабский мусульманский географ аль-Макдиси ( ок. 945/946–991 гг. н.э.) писал об индийских божествах (известных в ближневосточном фольклоре как див ), утверждая, что они обладают силой очаровывать людей, даже мусульман, чтобы они поклонялись им. Говорят, что один мусульманин посетил их и отказался от ислама . Когда он снова достиг мусульманской земли , он вернулся к своей исламской вере. Сила идолов не ограничивается одними чарами, они могут даже исполнять желания. [37]
Другие подобные сущности - это шурака («партнеры [Бога]»), существование которых не отрицается, каким бы ни было их отношение к Богу. Их считают бессильными существами, которые будут брошены в ад после Судного дня вместе со злыми джиннами и падшими ангелами, ставшими дьяволами ( шаятинами ), за узурпацию божественной природы. [38] : 41
См. также
[ редактировать ]- Древняя ханаанская религия
- Древняя семитская религия
- Атенизм
- Вера Бахаи и единство религии
- Уменьшать
- Демиург
- Дистеизм
- Этический монотеизм
- Испытание Злого Бога
- Лжепророк
- Гностицизм
- Бог в авраамических религиях
- Бог в сикхизме
- Бог в зороастризме
- мальтеизм
- Моралистический терапевтический деизм
- Естественная религия
- Очерк богословия
- Проблема зла
- Проблема ада
- Религия в доисламской Аравии
- Сатанинские стихи
- Семитское неоязычество
- Семь законов Ноя
- Теистический сатанизм
- Теодицея
- Урмонотеизм (примитивный монотеизм)
- Насилие в Библии
- Насилие в Коране
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хотя семитский бог Эль действительно является самым древним предшественником авраамического бога, [7] [8] [11] [12] это, в частности, относится к древним идеям, которые Яхве когда-то включал в древнееврейскую религию , например, быть богом бури и войны , жить в горах или управлять погодой. [7] [8] [11] [12] [13] Таким образом, в контексте этой страницы «Яхве» используется для обозначения Бога в том виде, в котором он был задуман в древнееврейской религии, и на него не следует ссылаться при описании его более позднего поклонения в сегодняшних авраамических религиях.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Фрон, Эльке Софи; Люценкирхен, Х.-Георг (2007). «Идол». Ин фон Штукрад, Коку (ред.). Религиозный словарь Брилла . Лейден и Бостон : Издательство Brill . дои : 10.1163/1872-5287_bdr_SIM_00041 . ISBN 9789004124332 . S2CID 240180055 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Анджелини, Анна (2021). «Чужие боги: между «демонами» и «идолами»». Воображение демонического в Септуагинте: сравнительный анализ понятия «демон» в Септуагинте и в еврейской Библии . Приложения к журналу изучения иудаизма (на французском языке). Полет. 197. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 184–224. дои : 10.1163/9789004468474_008 . ISBN 978-90-04-46847-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Леоне, Массимо (весна 2016 г.). Асиф, Ага (ред.). «Разбивая идолов: парадоксальная семиотика» (PDF) . Знаки и общество . 4 (1). Чикаго : Издательство Чикагского университета от имени Исследовательского центра семиозиса Университета иностранных языков Ханкук : 30–56. дои : 10.1086/684586 . eISSN 2326-4497 . hdl : 2318/1561609 . ISSN 2326-4489 . S2CID 53408911 . Архивировано (PDF) из оригинала 23 сентября 2017 года . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Босворт, CE ; ван Донзель, EJ ; Генрихс, В.П .; Льюис, Б.; Пеллат, Ч.; Шахт, Дж. , ред. (1971). «Идол, идолопоклонство». Энциклопедия ислама, второе издание . Том. 3. Лейден : Издательство «Брилл» . дои : 10.1163/1573-3912_islam_DUM_1900 . ISBN 978-90-04-16121-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Колер, Кауфманн ; Блау, Людвиг (1906). «Идолопоклонство» . Еврейская энциклопедия . Фонд Копельмана . Архивировано из оригинала 4 мая 2013 года . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ «Определение кумира» . Merriam-Webster.com . Эдинбург : Британская энциклопедия, Inc., 2021 . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Шталь, Майкл Дж. (2021). «Бог Израиля» и политика божественности в древнем Израиле» . «Бог Израиля» в истории и традициях . Vetus Testum: Добавки . Том. 187. Лейден : Издательство Brill . стр. 52–144. дои : 10.1163/9789004447721_003 . ISBN 978-90-04-44772-1 . S2CID 236752143 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ван дер Тоорн, Карел (1999). «Бог (Я)» . В Ван дер Тоорне, Карел; Бекинг, Боб; Ван дер Хорст, Питер В. (ред.). Словарь божеств и демонов в Библии (2-е изд.). Лейден : Издательство Brill . стр. 352–365. дои : 10.1163/2589-7802_DDDO_DDDO_Godi . ISBN 90-04-11119-0 .
- ^ Бетц, Арнольд Готфрид (2000). «Монотеизм» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майер, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Гранд-Рапидс, Мичиган : Wm. Б. Эрдманс . стр. 916–917. ISBN 9053565035 .
- ^ Грубер, Майер И. (2013). «Израиль» . В Спэте, Барбетт Стэнли (ред.). Кембриджский спутник древних средиземноморских религий . Нью-Йорк : Издательство Кембриджского университета . стр. 76–94. дои : 10.1017/CCO9781139047784.007 . ISBN 978-0-521-11396-0 . LCCN 2012049271 .
- ^ Перейти обратно: а б Смит, Марк С. (2000). «Эл» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майер, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Гранд-Рапидс, Мичиган : Wm. Б. Эрдманс . стр. 384–386. ISBN 9053565035 .
- ^ Перейти обратно: а б Смит, Марк С. (2003). «Эль, Яхве и Изначальный Бог Израиля и Исхода» . Истоки библейского монотеизма: политеистическая основа Израиля и угаритские тексты . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . стр. 133–148. дои : 10.1093/019513480X.003.0008 . ISBN 9780195134803 .
- ^ Ньер, Герберт (1995). «Возвышение ЯХВЕ в иудейской и израильской религии: методологические и религиозно-исторические аспекты» . В Эдельмане, Диана Викандер (ред.). Триумф Элохима: от яхвизма к иудаизму . Левен : Издательство Peeters . стр. 45–72. ISBN 978-9053565032 . ОСЛК 33819403 .
- ^ Перейти обратно: а б с Смарт, Ниниан (10 ноября 2020 г.) [26 июля 1999 г.]. «Политеизм» . Британская энциклопедия . Эдинбург : Британская энциклопедия, Inc. Архивировано из оригинала 11 ноября 2020 года . Проверено 25 апреля 2021 г.
- ^ Хейс, Кристина (2012). «Понимание библейского монотеизма». Введение в Библию . Серия открытых курсов Йельского университета. Нью-Хейвен и Лондон : Издательство Йельского университета . стр. 15–28. ISBN 9780300181791 . JSTOR j.ctt32bxpm.6 .
- ^ Бернард, Дэвид К. (2019) [2016]. «Монотеизм в риторическом мире Павла» . Слава Божья в лице Иисуса Христа: обожение Иисуса в раннехристианском дискурсе . Журнал пятидесятнического богословия: серия дополнений. Том. 45. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 53–82. ISBN 978-90-04-39721-7 . ISSN 0966-7393 .
- ^ Перейти обратно: а б Гринбаум, Дориан Г. (2015). «Часть 1: Даймон и Фортуна – Привет тебе в ад: Место плохого даймона» . Даймон в эллинистической астрологии: происхождение и влияние . Древняя магия и гадание. Том. 11. Лейден : Издательство Brill . стр. 128–129. дои : 10.1163/9789004306219_006 . ISBN 978-90-04-30621-9 . ISSN 1566-7952 . LCCN 2015028673 .
- ^ Рэйчел Элиор; Питер Шефер (2005). О творении и созидании в еврейской мысли: юбилейная книга в честь Иосифа посвящена его семидесятилетию со дня рождения . Мор Зибек. п. 29. ISBN 978-3-16-148714-9 .
- ^ Энциклопедия духов: Полное руководство по магии фей, джиннов, демонов, призраков, богов и богинь . Юдика Иллес. HarperCollins, январь 2009 г., с. 902 .
- ^ Энциклопедия демонов и демонологии . Розмари Гайли. Издательство «Информационная база», 12 мая 2010 г. с. 21 .
- ^ В. Гюнтер Плаут, Тора . : современный комментарий (Союз реформистского иудаизма, 2005), стр 1403 онлайн ; Дэн Бертон и Дэвид Гранди, Магия, тайны и наука: оккультизм в западной цивилизации (Indiana University Press, 2003), стр. 120 онлайн .
- ^ Мартин, Дейл Бэзил (зима 2010 г.). «Когда ангелы стали демонами?». Журнал библейской литературы . 129 (4). Общество библейской литературы : 657–677. дои : 10.2307/25765960 . ISSN 0021-9231 . JSTOR 25765960 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Квам, Кристен Э.; Ширинг, Линда С.; Зиглер, Валари Х., ред. (1999). «Раннехристианские интерпретации (50–450 гг. Н. Э.)» . Ева и Адам: еврейские, христианские и мусульманские чтения о Бытии и гендере . Блумингтон, Индиана : Издательство Университета Индианы . стр. 108–155. дои : 10.2307/j.ctt2050vqm.8 . ISBN 9780253212719 . JSTOR j.ctt2050vqm.8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Эрман, Барт Д. (2005) [2003]. «Христиане «в курсе»: миры раннехристианского гностицизма» . Утраченные христианства: битвы за Писание и веры, которых мы никогда не знали . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . стр. 113–134. дои : 10.1017/s0009640700110273 . ISBN 978-0-19-518249-1 . LCCN 2003053097 . S2CID 152458823 .
- ^ Перейти обратно: а б Мэй, Герхард (2008). «Часть V: Формирование христианской теологии – Монотеизм и творение» . В Митчелле, Маргарет М .; Янг, Фрэнсис М. (ред.). Кембриджская история христианства, Том 1: От истоков до Константина . Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 434–451, 452–456. дои : 10.1017/CHOL9780521812399.026 . ISBN 9781139054836 .
- ^ Перейти обратно: а б с Буссе, Вильгельм (1911). . Британская энциклопедия . Том. 27 (11-е изд.). стр. 852–857.
- ^ Литва, М. Давид (2016) [2015]. «Часть I: Самообожествленный мятежник - «Я Бог, и нет другого!»: Хвастовство Ялдабаофа» . Желая божественности: самообожествление в раннем еврейском и христианском мифотворчестве . Оксфорд и Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 47–65. doi : 10.1093/acprof:oso/9780190467166.003.0004 . ISBN 9780199967728 . LCCN 2015051032 . OCLC 966607824 .
- ^ Фишер-Мюллер, Э. Айдет (январь 1990 г.). «Ялдаваоф: гностический женский принцип в его падении». Новый Завет . 32 (1). Лейден и Бостон : Издательство Brill : 79–95. дои : 10.1163/156853690X00205 . eISSN 1568-5365 . ISSN 0048-1009 . JSTOR 1560677 .
- ^ В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Арендзен, Джон Питер (1908). « Демиург ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 4. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Перейти обратно: а б Логан, Аластер Х.Б. (2002) [2000]. «Часть IX: Внутренние проблемы – гностицизм» . В Эслере, Филип Ф. (ред.). Раннехристианский мир . Routledge Worlds (1-е изд.). Нью-Йорк и Лондон : Рутледж . стр. 923–925. ISBN 9781032199344 .
- ^ Бракке, Дэвид (2010). Гностики: миф, ритуал и разнообразие в раннем христианстве . Кембридж, Массачусетс : Издательство Гарвардского университета . стр. 18–51. ISBN 9780674066038 . JSTOR j.ctvjnrvhh.6 . S2CID 169308502 .
- ^ аль-Азме, Азиз (2017) [2014]. «Глава 5 – Аллах» . Возникновение ислама в поздней античности: Аллах и Его народ . Кембридж и Нью-Йорк : Издательство Кембриджского университета . стр. 294–295. дои : 10.1017/CBO9781139410854.007 . ISBN 9781139410854 . LCCN 2013023226 .
- ^ Эль-Зейн, Амира (2009). «Существа Света и Огня» . Ислам, арабы и разумный мир джиннов . Современные проблемы Ближнего Востока. Сиракьюс, Нью-Йорк : Издательство Сиракузского университета . п. 52. ИСБН 9780815650706 . JSTOR j.ctt1j5d836.6 . LCCN 2009026745 . OCLC 785782984 .
- ^ Плата, Кристофер Р.; Уэбб, Джеффри Б., ред. (2016). «Джинн» . Американские мифы, легенды и небылицы: энциклопедия американского фольклора . Санта-Барбара, Калифорния : ABC-Clio . стр. 526–527. ISBN 9781610695671 . LCCN 2015050529 . OCLC 954734705 .
- ^ Дюзгюн, Шабан Али (июль 2012 г.). «Наша концепция джиннов и сатаны с их религиозными и мифологическими аспектами» (PDF) . КАДЕР: Журнал исследований калама (на турецком языке). 10 (2): 11–30. ISSN 1309-2030 . Проверено 8 февраля 2022 г.
- ^ Нюнлист, Тобиас (2015). «О пограничности: демоны как пограничные существа». В Nünlist, Тобиас (ред.). Вера в демонов в Исламе . Исследования по истории и культуре Ближнего Востока (на немецком языке). Том 28. Берлин и Бостон : Де Грюйтер . стр. 192–246. дои : 10.1515/9783110331684-007 . ISBN 978-3-110-33168-4 .
- ^ Элиас, Дж.Дж. (2014). Ключевые темы для изучения ислама. Великобритания: Публикации Oneworld
- ^ Хеннингер, Джозеф (2021) [2004]. «Вера в духов среди доисламских арабов». В Сэвидж-Смит, Эмили (ред.). Магия и гадание в раннем исламе (1-е изд.). Лондон и Нью-Йорк : Рутледж . дои : 10.4324/9781315250090 . ISBN 9781315250090 .