самаритянство
самаритянство | |
---|---|
Самаритянская религия Самаритянин | |
Тип | Этническая религия |
Писание | Самаритянское Пятикнижие |
Теология | Монотеистический |
Первосвященник | Абед-Эль бен Ашер бен Мацлиах |
Ассоциации | иудаизм |
Язык | Самаритянский иврит и самаритянский арамейский |
Территория | Земля Израиля |
Основатель | Авраам (традиционный) Моисей (традиционный, законодатель) |
Источник | в. VI – III века до н.э. Израиль |
Отдельно от | Яхвизм |
Члены | ~900 ( самаряне ) |
Часть серии о |
самаритянство |
---|
Самаритянство ( иврит : הדָת השמרוניט ; арабский : السماری ) — авраамическая монотеистическая этническая религия . [1] Он включает в себя коллективные духовные, культурные и правовые традиции самаритянского народа , который происходит от евреев и израильтян и начал формироваться как относительно отдельная группа после того, как Царство Израиль было завоевано Неоассирийской империей в течение железного века . Центральное место в вере занимает самаритянское Пятикнижие , которое, по мнению самаритян, является оригинальной и неизмененной версией Торы . [2]
и тесно связано с ним Хотя самаритянство развивалось параллельно с иудаизмом , оно утверждает себя как действительно сохранившаяся форма монотеистической веры, которую израильтяне приняли при Моисее . Самаритянская вера также утверждает, что первоначальным святым местом израильтян была гора Гаризим , недалеко от Наблуса . [3] и что Иерусалим приобрел важное значение только при израильских раскольниках, которые последовали за Илием в город Силом ; израильтяне, оставшиеся на горе Гаризим, станут самаритянами в Израильском царстве, тогда как израильтяне, которые уйдут, станут евреями в Иудейском царстве . Гора Гаризим также почитается самаритянами как место, где произошло связывание Исаака , в отличие от еврейской веры, что это произошло на Храмовой горе в Иерусалиме .
История [ править ]
эпохи израильской Раскол
Самаритянство считает, что вершина горы Гаризим является истинным местом Божьего святилища. Самаритяне ведут свою историю как отдельного образования вскоре после входа израильтян в Землю Обетованную . Самаритянская историография связывает сам раскол с тем, что первосвященник Илий покинул гору Гаризим, где стоял первый израильский жертвенник в Ханаане, и построил конкурирующий жертвенник в соседнем Силоме . Несогласная группа израильтян, последовавшая за Илием в Силом, в последующие годы отправится на юг, чтобы заселить Иерусалим (евреи), тогда как израильтяне, оставшиеся на горе Гаризим в Самарии, станут известны как самаритяне. [4]
Абу ль-Фатх , написавший в XIV веке крупный труд по самаритянской истории, так комментирует самаритянское происхождение: [4]
Между Илием, сыном Яфни, из рода Итамара, и сыновьями Пинка ( Финехаса ) разразилась ужасная гражданская война, потому что Илий, сын Яфни, решил узурпировать Первосвященство у потомков Пинкуса. Он приносил жертвы на каменном алтаре. Ему было 50 лет, он был наделен богатством и отвечал за сокровищницу детей Израиля. ...
Он принес жертву на жертвенник, но без соли, как будто был невнимателен. Когда Великий Первосвященник Оззи узнал об этом и обнаружил, что жертва не была принята, он полностью отрекся от нее; и (даже) сказано, что он упрекнул его.
После этого он и группа, которая симпатизировала ему, подняли восстание, и он, его последователи и его животные сразу же отправились в Силом. Таким образом, Израиль раскололся на фракции. Он послал к их вождям сказать им: кто хочет увидеть чудеса, пусть приходит ко мне. Затем он собрал вокруг себя большую группу людей в Силоме и построил там себе Храм; он построил место, подобное Храму [на горе Гризим ]. Он построил жертвенник, не упуская ни одной детали — все соответствовало оригиналу, деталь за деталью.
В это время Дети Израиля разделились на три фракции. Верная фракция на горе Гризим; еретическая фракция, последовавшая за ложными богами; и фракция, которая следовала за Илием, сыном Яфни, в Силоме.
Далее, Самаритянская Новая Хроника или Адлер , названная в честь ее редактора Элкана Натана Адлера (1861-1946), которая, как полагают, была составлена в XVIII веке с использованием более ранних хроник в качестве источников, гласит:
И дети Израиля в его дни разделились на три группы. Один поступал по мерзостям язычников и служил иным богам; другой последовал за Илием, сыном Яфни, хотя многие из них отвернулись от него после того, как он открыл свои намерения; а третий остался у первосвященника Уззи бен Букки, избранного места.
- самаритские отношения Еврейско
Современные генетические исследования (2004) предполагают, что родословная самаритян восходит к общему предку с евреями в унаследованном по отцовской линии еврейском первосвященнике ( коэним ), временно близком к периоду ассирийского завоевания Израильского царства, и, вероятно, являются потомками Историческое израильское население. [5] [6] Религия протосамаритян в то время, вероятно, ничем не отличалась от религии их южных собратьев в Иудее . Вероятно, так было и в течение нескольких столетий после разрушения Израильского царства, поскольку, иудейские культовые реформы, начатые царями Езекией и Иосией, не встречали большого сопротивления со стороны самарского народа на севере. согласно библейскому тексту, [7]
Хотя самаритяне, безусловно, имели культурное своеобразие, они были тесно переплетены с евреями на юге. Таким образом, самаритянство, вероятно, не возникло как отдельная традиция до хасмонейской и римской эпох, когда яхвизм объединился с иудаизмом Второго Храма . [8] [ диапазон страниц слишком широк ] Храм на горе Гаризим, центральное место поклонения самаритянства, был построен в V веке до нашей эры. [9] как один из многих яхвистских храмов в Самарии. Однако территория храма пережила многовековой период крупномасштабного строительства, начавшийся примерно в 4 веке до нашей эры, что указывает на то, что его статус ведущего места поклонения самаритян только что был установлен. Точно так же богословские дебаты между евреями и самаритянами засвидетельствованы еще во II веке до нашей эры, что указывает на то, что Самаритянское Пятикнижие уже приняло форму в той или иной форме. [10]
Хасмонейский разрушил храм на горе Гризим и взял под свой царь Иоанн Гиркан контроль Самарию около 120 г. до н.э., что привело к длительному чувству взаимной враждебности между евреями и самаритянами. [11] С этого момента самаритяне, вероятно, стремились сознательно дистанцироваться от своих иудейских братьев, и оба народа стали рассматривать самаритянскую веру как религию, отличную от иудаизма.
Отношения между евреями и самаритянами со временем только ухудшились. Ко времени Иисуса самаритяне и евреи глубоко унижали друг друга, о чем свидетельствует притча Иисуса о добром самаритянине . [12]
Убеждения [ править ]
Основные верования самаритянства заключаются в следующем: [13] [ нужен лучший источник ] [14] [15]
- Есть один Бог , Яхве , тот же самый Бог, которого признавали еврейские пророки . Вера в единство Творца, которое есть абсолютное единство. Это причина причин, и она наполняет весь мир. Его природа не может быть понята людьми, но по его действиям и по его откровениям своему народу и доброте, которую он показал им.
- Тора – единственная истинная священная книга , данная Богом Моисею . Тора была создана до сотворения мира, и тому, кто верит в нее, гарантирована часть в Мире Будущем. Статус Торы в самаритянстве как единственной священной книги заставляет самаритян отвергать Устную Тору , Талмуд , а также всех пророков и писания, кроме Иисуса Навина, книга которого в самаритянской общине существенно отличается от Книги Иисуса Навина в еврейской Библии . По сути, авторитет всех пост-Торских разделов еврейской Библии и классических еврейских раввинских произведений (Талмуд, включающий Мишну и Гемару ) отвергается. Моисей считается последним из рода пророков.
- Гора Гаризим, а не Иерусалим, является единственным истинным святилищем, избранным Богом. Самаритяне не признают святость Иерусалима и не признают Храмовую гору , утверждая вместо этого, что гора Гаризим была местом, где связывание Исаака . произошло
- Апокалипсис, названный «днем отмщения», станет концом дней, когда придет фигура по имени Тахеб (по сути, самаритянский эквивалент еврейского Мессии ) из колена Иосифа, который будет пророком, подобным Моисею, в течение сорока лет. и осуществить возвращение всех израильтян, после чего мертвые будут воскрешены . Моисея Затем Тахеб обнаружит шатер скинии на горе Гаризим и будет похоронен рядом с Иосифом, когда он умрет. [16] [17]
Фестивали и обряды [ править ]
Самаритяне Песаха сохраняют форму протоеврейского письма , сохраняют институт первосвященства и практику заклания и поедания агнцев в канун . Они празднуют Песах , Шавуот и Суккот , [18] но используйте другой способ, чем тот, который используется в иудаизме, чтобы определять даты ежегодно. [19] [ диапазон страниц слишком широк ] Йом Теруа (библейское название « Рош ха-Шана »), приходящийся на начало Тишрея , не считается Новым годом , как в раввинистическом иудаизме .
Суббота соблюдается самаритянской общиной еженедельно, с пятницы по субботу, начиная и заканчивая с заходом солнца. В течение двадцати четырех часов семьи собираются вместе, чтобы отпраздновать день отдыха: все электричество, за исключением минимального освещения (работает весь день), в доме отключено, никакая работа не ведется, нельзя ни готовить, ни водить машину. Время посвящено богослужению, которое состоит из семи молебнов (разделенных на два в канун субботы, два утром, два во второй половине дня и один накануне завершения), чтения еженедельной главы Торы (согласно самаритянскому годовому циклу Торы). , проводить время с семьей, принимать пищу, отдыхать и спать, а также посещать других членов сообщества. [20]
Песах особенно важен в самаритянской общине, кульминацией которого является принесение в жертву до 40 овец. Счет Омера практически не изменился; однако за неделю до Шавуота – это уникальный праздник, посвященный неизменной приверженности самаритянства со времен Моисея. Шавуот характеризуется почти однодневными службами непрерывных молитв, особенно над камнями на Гаризиме, традиционно приписываемыми Иисусу Навину.
Во время Суккота сукку . строят внутри домов, а не на открытом воздухе, что традиционно для евреев [21] Самаритянский историк Беньямим Цедака связывает традицию сукки в помещении с преследованиями самаритян во времена Византийской империи . [21] Крыша самаритянской сукки украшена цитрусовыми и ветвями пальм , мирта и ивы , согласно самаритянской интерпретации четырех видов, обозначенных в Торе для праздника. [21]
- Самаритяне, с фотографии ок. 1900 г., Фонд исследования Палестины .
- Суккот на горе Гризим
- Вход в современную самаритянскую синагогу в городе Холон , Израиль.
Религиозные тексты [ править ]
Самаритянский закон отличается от Галахи (раввинистического еврейского закона) и других еврейских движений. У самаритян имеется несколько групп религиозных текстов, соответствующих еврейской Галахе. Вот несколько примеров таких текстов:
- Самаритянское Пятикнижие : существует около 6000 различий между самаритянским Пятикнижием и масоретским еврейским текстом Пятикнижия; и, по одной из оценок, между ним и греческой версией LXX имеется 1900 точек согласия . Несколько отрывков в Новом Завете также, по-видимому, отражают текстовую традицию Торы, не отличающуюся от той, которая сохранилась в самаритянском тексте. Существует несколько теорий относительно сходства. Вариации, некоторые из которых подтверждаются прочтением древнелатинских, сирийских и эфиопских переводов, свидетельствуют о древности самаритянского текста: [22] [23] [24] хотя точная дата создания до сих пор во многом неясна. Особого внимания заслуживает так называемый « Свиток Авиши », рукопись традиции Пятикнижия, приписываемая Авишуа , внуку Аарона , традиционно составленная в бронзовом веке.
- Исторические сочинения
- Самаритянская хроника, Толида (Сотворение мира во времена Авиши)
- Самаритянские хроники , Хроники Иисуса Навина (Израиль во времена божественной милости) (4 век, на арабском и арамейском языках)
- Самаритянская хроника, Адлер (Израиль от времени божьей немилости до изгнания)
- Самаритянские хроники, Китаб ат-Тарих Абу аль-Фатха (Историческая хронология от Адама до Мухаммеда)
- Галахические тексты
- Самаритянский галахический текст , Хиллух (Кодекс Галахи, брак, обрезание и т. д.)
- Самаритянский галахический текст , Китаб ат-Таббах (Галаха и интерпретация некоторых стихов и глав Торы, написанная Абу аль-Хасаном в 12 веке н.э.)
- Самаритянский галахический текст , Китаб аль-Кафи (Книга Галахи, написанная Йосефом аль-Аскаром, 14 век н. э.)
- Тексты Агадических Мидрашей
- Аль-Асатир — легендарные арамейские тексты XI и XII веков, содержащие:
- Агадический Мидраш , Абуль Хасан ас-Сури.
- Агадический Мидраш , Мемар Марка — богословские трактаты III или IV веков, приписываемые Хаккаму Мархе.
- Агадический Мидраш , Пинхас на Тахеб
- Агадический Мидраш , Молад Масе (О рождении Моисея)
- Аль-Асатир — легендарные арамейские тексты XI и XII веков, содержащие:
- Литургические тексты
- Дефтер , молитвенник псалмов и гимнов. [25]
- Самаритянская Агада [26] [ нужна страница ]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Села, Суламит (1994). «Глава раббанитов, караимов и самаритянских евреев: к истории титула» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 57 (2): 255–267. дои : 10.1017/S0041977X00024848 . ISSN 0041-977X . JSTOR 620572 . S2CID 162698361 .
- ^ Зедака 2013 , с. XXI.
- ^ Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. «Гора Гаризим и самаритяне» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 6 мая 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Андерсон и Джайлз 2002 , с. 11–12.
- ^ Шен, П; Лави, Т; Кивисилд, Т; Чжоу, В; Сенгун, Д; Гефель, Д; Шпирер, И; Вульф, Э; Гилель, Дж (2004). «Реконструкция отцовских и матрилиний самаритян и других израильских популяций на основе вариаций последовательностей Y-хромосомы и митохондриальной ДНК» (PDF) . Человеческая мутация . 24 (3): 248–60. дои : 10.1002/humu.20077 . ПМИД 15300852 . S2CID 1571356 . Архивировано из оригинала (PDF) 20 апреля 2020 года . Проверено 13 октября 2017 г.
- ^ Киарис 2021 , с. 14.
- ^ Кнопперс 2013 , стр. 82–85.
- ^ Кнопперс 2013 , стр. 125–133.
- ^ Кнопперс 2013 , стр. 178–179.
- ^ Кнопперс 2013 , с. 177.
- ^ Кнопперс 2013 , стр. 173–174.
- ^ «Самаритянин | Определение, религия и Библия | Британника» . britannica.com . Проверено 25 мая 2022 г.
- ^ «Религия израильских самаритян: корень всех авраамических религий» . 13 апреля 2020 г.
- ^ «Религия израильских самаритян» .
- ^ «Самаритянин — Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com .
- ^ «История самаритян-израильтян» . 17 августа 2023 г.
- ^ Сассони, Ошер (12 декабря 2019 г.). «Размышления о взаимоотношениях Кумрана и самаритянской мессианологии» . Самаритяне . Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ де Хеммер Гудме 2013 , стр. 52 .
- ^ Пауэлс 1989 , стр. 691–741.
- ^ «Соблюдение субботы: как израильские самаритяне соблюдают субботу» . Израильский самаритянский информационный институт . Проверено 1 мая 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Либер, Дов; Лузи, Якопо (19 октября 2016 г.). «В буквальном смысле внутри фруктовой сукки самаритянского первосвященника» . Таймс Израиля . Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ ВандерКам и Флинт 2005 , с. 95 .
- ^ Закон 2013 , с. 24 .
- ^ Зеелигманн 2004 , с. 64 .
- ^ Боуман 1977 , с. 331.
- ^ Цедаха 1958 .
Цитируемые работы [ править ]
- Андерсон, Роберт Т.; Джайлз, Терри (2002). Хранители: Введение в историю и культуру самаритян . Издательство Хендриксона. ISBN 1-56563-519-1 .
- Боуман, Джон, изд. (1 января 1977 г.). Самаритянские документы: относящиеся к их истории, религии и жизни . Юджин, Орегон: Wipf and Stock Publishers. ISBN 978-0-915138-27-2 .
- де Хеммер Гудме, Анн Катрин (28 мая 2013 г.). Пред Богом на этом месте для доброй памяти: сравнительный анализ арамейских вотивных надписей с горы Гаризим . Вальтер де Грюйтер . ISBN 978-3-11-030187-8 .
- Киарис, Гиппократис (15 июня 2021 г.). Гены, полиморфизмы и создание обществ: генетическая перспектива расхождений между Востоком и Западом (пересмотренное и расширенное издание). Универсал-Издательство. ISBN 978-1-62734-345-9 .
- Кнопперс, Гэри Н. (2013). Евреи и самаритяне: истоки и история их ранних отношений . ОУП США . ISBN 978-0-195-32954-4 .
- Закон, Тимоти Майкл (15 августа 2013 г.). Когда Бог говорил по-гречески: Септуагинта и создание христианской Библии . ОУП США. ISBN 978-0-19-978172-0 .
- Зеелигманн, Исаак Лео (2004). Септуагинтная версия Исайи и родственные исследования . Мор Зибек. ISBN 978-3-16-148372-1 .
- Пауэлс, Сильвия (1989). Краун, Алан Дэвид (ред.). Самаритяне . Мор Зибек. ISBN 978-3-16-145237-6 .
- Цедаха, Авраам Нур (1958). Пасхальная жертва: Пасхальная Агада, самаритянская версия [ Самаритянская Агада и Песах Пасха ] (на иврите). Тель-Авив: неизвестное издательство .
- Цедака, Беньямим (2013). Израильская самаритянская версия Торы . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 9780802865199 .
- ВандерКам, Джеймс; Флинт, Питер (10 июля 2005 г.). Значение свитков Мертвого моря: их значение для понимания Библии, иудаизма, Иисуса и христианства . А&С Черный. ISBN 978-0-567-08468-2 .
Общие ссылки [ править ]
- Андерсон, Роберт Т., Джайлз, Терри (2005). «Традиция сохранена: литература самаритян» , Hendrickson Publishers.
- Боуман, Джон (4 мая 2004 г.). Самаритянская проблема: исследования взаимоотношений самаритянства, иудаизма и раннего христианства . Wipf и Stock Publishers. ISBN 978-0-915138-04-3 .
- Бургель, Джонатан (2017). «Братья или чужие? Самаритяне глазами евреев второго века до нашей эры» . Библика . 98 (3): 382–408. ISSN 0006-0887 . JSTOR 48551595 .
- Коггинс, Р.Дж. (1975). Самаритяне и евреи: новый взгляд на истоки самаритянства . Точки роста в богословии. Оксфорд: Бэзил Блэквелл. ISBN 978-0-8042-0109-4 .
- Краун, Алан Дэвид (2005) [1984]. Библиография самаритян: исправленная, расширенная и аннотированная (3-е изд.). Пугало Пресс. ISBN 0-8108-5659-Х .
- Гастер, Моисей (1925). Самаритяне: их история, доктрины и литература . Швейхские лекции 1923 года. Издательство Оксфордского университета.
- Хайнсдорф, Корнел (2003). Христос, Никодим и самаритянка в Ювенке. С приложением к шаблону латинского Евангелия (= Исследования древней литературы и истории, том 67), Берлин/Нью-Йорк. ISBN 3-11-017851-6
- Хьельм, Ингрид (2000). Самаритяне и ранний иудаизм: литературный анализ . Журнал изучения Ветхого Завета. Серия приложений, 303. Sheffield Academic Press. ISBN 1-84127-072-5 .
- Макдональд, Джон (1964). Богословие самаритян . Библиотека Нового Завета. Лондон: СКМ Пресс.
- Монтгомери, Джеймс Алан (2006) [1907]. Самаритяне – первая еврейская секта . Лекции Болена за 1906 год . Юджин, Орегон: Wipf & Stock. ISBN 1-59752-965-6 .
- Мор, Менахем; Рейтерер, Фредерик В.; Винклер, Вальтрауд, ред. (2010). Самаритяне: прошлое и настоящее: современные исследования . Studia Samaritana, 5 и Studia Judaica, 53. Берлин: Де Грюйтер. ISBN 978-3-11-019497-5 .
- Пуммер, Рейнхард (1987). Самаритяне . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 90-04-07891-6 .
- Пуммер, Рейнхард (2002). Раннехристианские авторы о самаритянах и самаритянстве: тексты, переводы и комментарии . Мор Зибек. ISBN 978-3-16-147831-4 . * Томсон, JEH (1919). Самаритяне: их свидетельство о религии Израиля . Эдинбург и Лондон: Оливер и Бойд.
- Первис, Джеймс Д. (1968). Самаритянское Пятикнижие и происхождение самаритянской секты . Гарвардские семитские монографии. Том. 2. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- Зерталь, Адам (1989). «Клиновидная украшенная чаша и происхождение самаритян». Бюллетень американских школ восточных исследований , № 276. (ноябрь 1989 г.), стр. 77–84.