Jump to content

самаритянство

самаритянство
Самаритянская религия
Самаритянин
Самаритянская мезуза в городе Наблус , 2013 г.
Тип Этническая религия
Писание Самаритянское Пятикнижие
Теология Монотеистический
Первосвященник Абед-Эль бен Ашер бен Мацлиах
Ассоциации иудаизм
Язык Самаритянский иврит и самаритянский арамейский
Территория Земля Израиля
Основатель Авраам (традиционный) Моисей (традиционный, законодатель)
Источник в. VI – III века до н.э.
Израиль
Отдельно от Яхвизм
Члены ~900 ( самаряне )

Самаритянство ( иврит : הדָת השמרוניט ; арабский : السماری ) — авраамическая монотеистическая этническая религия . [1] Он включает в себя коллективные духовные, культурные и правовые традиции самаритянского народа , который происходит от евреев и израильтян и начал формироваться как относительно отдельная группа после того, как Царство Израиль было завоевано Неоассирийской империей в течение железного века . Центральное место в вере занимает самаритянское Пятикнижие , которое, по мнению самаритян, является оригинальной и неизмененной версией Торы . [2]

и тесно связано с ним Хотя самаритянство развивалось параллельно с иудаизмом , оно утверждает себя как действительно сохранившаяся форма монотеистической веры, которую израильтяне приняли при Моисее . Самаритянская вера также утверждает, что первоначальным святым местом израильтян была гора Гаризим , недалеко от Наблуса . [3] и что Иерусалим приобрел важное значение только при израильских раскольниках, которые последовали за Илием в город Силом ; израильтяне, оставшиеся на горе Гаризим, станут самаритянами в Израильском царстве, тогда как израильтяне, которые уйдут, станут евреями в Иудейском царстве . Гора Гаризим также почитается самаритянами как место, где произошло связывание Исаака , в отличие от еврейской веры, что это произошло на Храмовой горе в Иерусалиме .

История [ править ]

эпохи израильской Раскол

Самаритянство считает, что вершина горы Гаризим является истинным местом Божьего святилища. Самаритяне ведут свою историю как отдельного образования вскоре после входа израильтян в Землю Обетованную . Самаритянская историография связывает сам раскол с тем, что первосвященник Илий покинул гору Гаризим, где стоял первый израильский жертвенник в Ханаане, и построил конкурирующий жертвенник в соседнем Силоме . Несогласная группа израильтян, последовавшая за Илием в Силом, в последующие годы отправится на юг, чтобы заселить Иерусалим (евреи), тогда как израильтяне, оставшиеся на горе Гаризим в Самарии, станут известны как самаритяне. [4]

Абу ль-Фатх , написавший в XIV веке крупный труд по самаритянской истории, так комментирует самаритянское происхождение: [4]

Между Илием, сыном Яфни, из рода Итамара, и сыновьями Пинка ( Финехаса ) разразилась ужасная гражданская война, потому что Илий, сын Яфни, решил узурпировать Первосвященство у потомков Пинкуса. Он приносил жертвы на каменном алтаре. Ему было 50 лет, он был наделен богатством и отвечал за сокровищницу детей Израиля. ...

Он принес жертву на жертвенник, но без соли, как будто был невнимателен. Когда Великий Первосвященник Оззи узнал об этом и обнаружил, что жертва не была принята, он полностью отрекся от нее; и (даже) сказано, что он упрекнул его.

После этого он и группа, которая симпатизировала ему, подняли восстание, и он, его последователи и его животные сразу же отправились в Силом. Таким образом, Израиль раскололся на фракции. Он послал к их вождям сказать им: кто хочет увидеть чудеса, пусть приходит ко мне. Затем он собрал вокруг себя большую группу людей в Силоме и построил там себе Храм; он построил место, подобное Храму [на горе Гризим ]. Он построил жертвенник, не упуская ни одной детали — все соответствовало оригиналу, деталь за деталью.

В это время Дети Израиля разделились на три фракции. Верная фракция на горе Гризим; еретическая фракция, последовавшая за ложными богами; и фракция, которая следовала за Илием, сыном Яфни, в Силоме.

Далее, Самаритянская Новая Хроника или Адлер , названная в честь ее редактора Элкана Натана Адлера (1861-1946), которая, как полагают, была составлена ​​в XVIII веке с использованием более ранних хроник в качестве источников, гласит:

И дети Израиля в его дни разделились на три группы. Один поступал по мерзостям язычников и служил иным богам; другой последовал за Илием, сыном Яфни, хотя многие из них отвернулись от него после того, как он открыл свои намерения; а третий остался у первосвященника Уззи бен Букки, избранного места.

- самаритские отношения Еврейско

Современные генетические исследования (2004) предполагают, что родословная самаритян восходит к общему предку с евреями в унаследованном по отцовской линии еврейском первосвященнике ( коэним ), временно близком к периоду ассирийского завоевания Израильского царства, и, вероятно, являются потомками Историческое израильское население. [5] [6] Религия протосамаритян в то время, вероятно, ничем не отличалась от религии их южных собратьев в Иудее . Вероятно, так было и в течение нескольких столетий после разрушения Израильского царства, поскольку, иудейские культовые реформы, начатые царями Езекией и Иосией, не встречали большого сопротивления со стороны самарского народа на севере. согласно библейскому тексту, [7]

Хотя самаритяне, безусловно, имели культурное своеобразие, они были тесно переплетены с евреями на юге. Таким образом, самаритянство, вероятно, не возникло как отдельная традиция до хасмонейской и римской эпох, когда яхвизм объединился с иудаизмом Второго Храма . [8] [ диапазон страниц слишком широк ] Храм на горе Гаризим, центральное место поклонения самаритянства, был построен в V веке до нашей эры. [9] как один из многих яхвистских храмов в Самарии. Однако территория храма пережила многовековой период крупномасштабного строительства, начавшийся примерно в 4 веке до нашей эры, что указывает на то, что его статус ведущего места поклонения самаритян только что был установлен. Точно так же богословские дебаты между евреями и самаритянами засвидетельствованы еще во II веке до нашей эры, что указывает на то, что Самаритянское Пятикнижие уже приняло форму в той или иной форме. [10]

Хасмонейский разрушил храм на горе Гризим и взял под свой царь Иоанн Гиркан контроль Самарию около 120 г. до н.э., что привело к длительному чувству взаимной враждебности между евреями и самаритянами. [11] С этого момента самаритяне, вероятно, стремились сознательно дистанцироваться от своих иудейских братьев, и оба народа стали рассматривать самаритянскую веру как религию, отличную от иудаизма.

Отношения между евреями и самаритянами со временем только ухудшились. Ко времени Иисуса самаритяне и евреи глубоко унижали друг друга, о чем свидетельствует притча Иисуса о добром самаритянине . [12]

Убеждения [ править ]

Основные верования самаритянства заключаются в следующем: [13] [ нужен лучший источник ] [14] [15]

« Шма Исраэль », написанная самаритянской еврейской каллиграфией, является официальным символом самаритян.
  • Есть один Бог , Яхве , тот же самый Бог, которого признавали еврейские пророки . Вера в единство Творца, которое есть абсолютное единство. Это причина причин, и она наполняет весь мир. Его природа не может быть понята людьми, но по его действиям и по его откровениям своему народу и доброте, которую он показал им.
  • Тора – единственная истинная священная книга , данная Богом Моисею . Тора была создана до сотворения мира, и тому, кто верит в нее, гарантирована часть в Мире Будущем. Статус Торы в самаритянстве как единственной священной книги заставляет самаритян отвергать Устную Тору , Талмуд , а также всех пророков и писания, кроме Иисуса Навина, книга которого в самаритянской общине существенно отличается от Книги Иисуса Навина в еврейской Библии . По сути, авторитет всех пост-Торских разделов еврейской Библии и классических еврейских раввинских произведений (Талмуд, включающий Мишну и Гемару ) отвергается. Моисей считается последним из рода пророков.
  • Гора Гаризим, а не Иерусалим, является единственным истинным святилищем, избранным Богом. Самаритяне не признают святость Иерусалима и не признают Храмовую гору , утверждая вместо этого, что гора Гаризим была местом, где связывание Исаака . произошло
  • Апокалипсис, названный «днем отмщения», станет концом дней, когда придет фигура по имени Тахеб (по сути, самаритянский эквивалент еврейского Мессии ) из колена Иосифа, который будет пророком, подобным Моисею, в течение сорока лет. и осуществить возвращение всех израильтян, после чего мертвые будут воскрешены . Моисея Затем Тахеб обнаружит шатер скинии на горе Гаризим и будет похоронен рядом с Иосифом, когда он умрет. [16] [17]

Фестивали и обряды [ править ]

Самаритяне Песаха сохраняют форму протоеврейского письма , сохраняют институт первосвященства и практику заклания и поедания агнцев в канун . Они празднуют Песах , Шавуот и Суккот , [18] но используйте другой способ, чем тот, который используется в иудаизме, чтобы определять даты ежегодно. [19] [ диапазон страниц слишком широк ] Йом Теруа (библейское название « Рош ха-Шана »), приходящийся на начало Тишрея , не считается Новым годом , как в раввинистическом иудаизме .

Суббота соблюдается самаритянской общиной еженедельно, с пятницы по субботу, начиная и заканчивая с заходом солнца. В течение двадцати четырех часов семьи собираются вместе, чтобы отпраздновать день отдыха: все электричество, за исключением минимального освещения (работает весь день), в доме отключено, никакая работа не ведется, нельзя ни готовить, ни водить машину. Время посвящено богослужению, которое состоит из семи молебнов (разделенных на два в канун субботы, два утром, два во второй половине дня и один накануне завершения), чтения еженедельной главы Торы (согласно самаритянскому годовому циклу Торы). , проводить время с семьей, принимать пищу, отдыхать и спать, а также посещать других членов сообщества. [20]

Песах особенно важен в самаритянской общине, кульминацией которого является принесение в жертву до 40 овец. Счет Омера практически не изменился; однако за неделю до Шавуота – это уникальный праздник, посвященный неизменной приверженности самаритянства со времен Моисея. Шавуот характеризуется почти однодневными службами непрерывных молитв, особенно над камнями на Гаризиме, традиционно приписываемыми Иисусу Навину.

Во время Суккота сукку . строят внутри домов, а не на открытом воздухе, что традиционно для евреев [21] Самаритянский историк Беньямим Цедака связывает традицию сукки в помещении с преследованиями самаритян во времена Византийской империи . [21] Крыша самаритянской сукки украшена цитрусовыми и ветвями пальм , мирта и ивы , согласно самаритянской интерпретации четырех видов, обозначенных в Торе для праздника. [21]

Религиозные тексты [ править ]

Самаритянский закон отличается от Галахи (раввинистического еврейского закона) и других еврейских движений. У самаритян имеется несколько групп религиозных текстов, соответствующих еврейской Галахе. Вот несколько примеров таких текстов:

Самаритянский первосвященник Яаков бен Аарон и свиток Авиши , 1905 год.
  • Самаритянское Пятикнижие : существует около 6000 различий между самаритянским Пятикнижием и масоретским еврейским текстом Пятикнижия; и, по одной из оценок, между ним и греческой версией LXX имеется 1900 точек согласия . Несколько отрывков в Новом Завете также, по-видимому, отражают текстовую традицию Торы, не отличающуюся от той, которая сохранилась в самаритянском тексте. Существует несколько теорий относительно сходства. Вариации, некоторые из которых подтверждаются прочтением древнелатинских, сирийских и эфиопских переводов, свидетельствуют о древности самаритянского текста: [22] [23] [24] хотя точная дата создания до сих пор во многом неясна. Особого внимания заслуживает так называемый « Свиток Авиши », рукопись традиции Пятикнижия, приписываемая Авишуа , внуку Аарона , традиционно составленная в бронзовом веке.
  • Исторические сочинения
  • Галахические тексты
    • Самаритянский галахический текст , Хиллух (Кодекс Галахи, брак, обрезание и т. д.)
    • Самаритянский галахический текст , Китаб ат-Таббах (Галаха и интерпретация некоторых стихов и глав Торы, написанная Абу аль-Хасаном в 12 веке н.э.)
    • Самаритянский галахический текст , Китаб аль-Кафи (Книга Галахи, написанная Йосефом аль-Аскаром, 14 век н. э.)
  • Тексты Агадических Мидрашей
    • Аль-Асатир — легендарные арамейские тексты XI и XII веков, содержащие:
      • Агадический Мидраш , Абуль Хасан ас-Сури.
      • Агадический Мидраш , Мемар Марка — богословские трактаты III или IV веков, приписываемые Хаккаму Мархе.
      • Агадический Мидраш , Пинхас на Тахеб
      • Агадический Мидраш , Молад Масе (О рождении Моисея)
  • Литургические тексты

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Села, Суламит (1994). «Глава раббанитов, караимов и самаритянских евреев: к истории титула» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 57 (2): 255–267. дои : 10.1017/S0041977X00024848 . ISSN   0041-977X . JSTOR   620572 . S2CID   162698361 .
  2. ^ Зедака 2013 , с. XXI.
  3. ^ Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. «Гора Гаризим и самаритяне» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 6 мая 2022 г.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Андерсон и Джайлз 2002 , с. 11–12.
  5. ^ Шен, П; Лави, Т; Кивисилд, Т; Чжоу, В; Сенгун, Д; Гефель, Д; Шпирер, И; Вульф, Э; Гилель, Дж (2004). «Реконструкция отцовских и матрилиний самаритян и других израильских популяций на основе вариаций последовательностей Y-хромосомы и митохондриальной ДНК» (PDF) . Человеческая мутация . 24 (3): 248–60. дои : 10.1002/humu.20077 . ПМИД   15300852 . S2CID   1571356 . Архивировано из оригинала (PDF) 20 апреля 2020 года . Проверено 13 октября 2017 г.
  6. ^ Киарис 2021 , с. 14.
  7. ^ Кнопперс 2013 , стр. 82–85.
  8. ^ Кнопперс 2013 , стр. 125–133.
  9. ^ Кнопперс 2013 , стр. 178–179.
  10. ^ Кнопперс 2013 , с. 177.
  11. ^ Кнопперс 2013 , стр. 173–174.
  12. ^ «Самаритянин | Определение, религия и Библия | Британника» . britannica.com . Проверено 25 мая 2022 г.
  13. ^ «Религия израильских самаритян: корень всех авраамических религий» . 13 апреля 2020 г.
  14. ^ «Религия израильских самаритян» .
  15. ^ «Самаритянин — Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com .
  16. ^ «История самаритян-израильтян» . 17 августа 2023 г.
  17. ^ Сассони, Ошер (12 декабря 2019 г.). «Размышления о взаимоотношениях Кумрана и самаритянской мессианологии» . Самаритяне . Проверено 11 февраля 2024 г.
  18. ^ де Хеммер Гудме 2013 , стр. 52 .
  19. ^ Пауэлс 1989 , стр. 691–741.
  20. ^ «Соблюдение субботы: как израильские самаритяне соблюдают субботу» . Израильский самаритянский информационный институт . Проверено 1 мая 2023 г.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Либер, Дов; Лузи, Якопо (19 октября 2016 г.). «В буквальном смысле внутри фруктовой сукки самаритянского первосвященника» . Таймс Израиля . Проверено 5 декабря 2019 г.
  22. ^ ВандерКам и Флинт 2005 , с. 95 .
  23. ^ Закон 2013 , с. 24 .
  24. ^ Зеелигманн 2004 , с. 64 .
  25. ^ Боуман 1977 , с. 331.
  26. ^ Цедаха 1958 .

Цитируемые работы [ править ]

Общие ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5025c788caaf9b70b03eb9e184e801fc__1719010920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/50/fc/5025c788caaf9b70b03eb9e184e801fc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Samaritanism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)