Религия йоруба
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2021 г. ) |
Часть серии о |
Религия йоруба |
---|
Божества |
Убеждения |
Практики |
Варианты |
|
Священные места |
Легендарные фигуры |
Часть серии о |
Традиционные африканские религии |
---|
Религия йоруба ( йоруба : Ìṣẹ̀ṣe), западноафриканская ориса (Òrìṣà) или исесе (Ìṣẹ̀ṣe) включает в себя традиционные религиозные и духовные концепции и практики народа йоруба . Его родина находится на территории современной юго-западной Нигерии , которая включает в себя большую часть штатов Ойо , Огун , Осун , Ондо , Экити , Квара и Лагос , а также части штата Коги и прилегающие части Бенина и Того , широко известные как Йорубаленд. ( Йоруба : Ilẹ̀ Káàárọ̀-Oòjiire ).
Она имеет некоторые параллели с водойн, исповедуемой соседними народами фон и эве на западе, и с религией народа Эдо на востоке. Религия йоруба является основой ряда религий в Новом Свете, в частности Сантерии , Умбанды , Тринидад Ориша и Кандомбле . [1] Религиозные верования йоруба являются частью Итана (истории), общего комплекса песен, историй, рассказов и других культурных концепций, составляющих общество йоруба. [1] [2] [3]
Срок [ править ]
Эта религия также распространяется на людей окун/ягба/йоруба в штате Коги, поскольку она практикуется среди них.
Название религии коренных народов йоруба на языке йоруба — Ìṣẹ̀ṣẹ, что также относится к традициям и ритуалам, охватывающим культуру йоруба. Этот термин происходит от сокращения слов Ìṣẹ̀ , что означает « источник/коренное происхождение », и ìṣe , что означает « практика/традиция », которые вместе означают «оригинальную традицию»/«традицию древности», как и многие из практик, Верования, традиции и обычаи йоруба берут свое начало в религиозном поклонении Олодумаре и почитании Ориса.
Убеждения [ править ]
По словам Колы Абимболы, йоруба развили надежную космологию. [1] Нигерийский профессор традиционных африканских религий Джейкоб К. Олупона резюмирует, что центральное место в религии йоруба, которым обладают все существа, известно как «Асе», что есть «наделенное силой слово, которое должно произойти», «жизненная сила». «и «энергия», которая регулирует все движение и активность во Вселенной». [4] [5] [6] Каждая мысль и действие каждого человека или существа в Айе (физическом мире) взаимодействуют с Высшей силой, всем остальным живым существом, включая саму Землю, а также с Оруном (потусторонним миром), в котором существуют боги, духи и предки. . [2] [5] [6] Религию йоруба можно охарактеризовать как сложную форму политеизма с Высшей, но далекой силой творца, охватывающей всю вселенную. [6]
Антрополог Роберт Вокс охарактеризовал религию йоруба как анимистическую , отметив, что она «твердо привязана к месту». [7]
Каждый человек, живущий на земле, стремится достичь совершенства и найти свое предназначение в Орун-Рере (духовное царство творящих добро и благотворные дела).
Ори-ину (духовное сознание в физическом мире) должно расти, чтобы достичь полного союза со своим «Ипонри» (Ори Орун, духовное «я»). [4]
Медитативного чтения ивапалу (или хорошо сбалансированного) и искреннего почитания достаточно, чтобы укрепить ори-ину большинства людей. [2] [4] Считается, что хорошо уравновешенные люди способны эффективно использовать простейшую форму связи между своим Ори и всемогущим Олу-Оруном: Авуре (прошение или молитву) о божественной поддержке.
В системе верований йоруба Олодумаре имеет преимущество над всем сущим. Поэтому он считается высшим. [2]
Космология [ править ]
Всемогущий [ править ]
Олодумаре — самое важное «состояние существования». [8] «Они» являются владельцами всех голов, поскольку во время создания человека Олодумаре дал человечеству «эми» (дыхание жизни). В этом отношении Олодумаре является Верховным. [8] [ проверить синтаксис цитаты ] Возможно, одним из наиболее важных человеческих стремлений, восхваляемых в литературном корпусе йоруба, является стремление улучшить свой «Ìwà» (характер, поведение). Таким образом, учение выходит за рамки религиозной доктрины, советуя человеку также улучшить свою гражданскую, социальную и интеллектуальную сферы бытия; В каждой строфе священной пророческой поэзии Ифа ( Odu Ifa ) есть часть, раскрывающая важность слова «Ìwà». Центральное место в этом занимает тема праведности, как индивидуальной, так и коллективной. [9]
Создание [ править ]
Приверженцы религии йоруба считают Олодумаре главной силой творения. [10]
Согласно одному из рассказов йоруба о сотворении мира , на определенном этапе процесса «истина» была отправлена для подтверждения обитаемости вновь образовавшихся планет. Земля , будучи одной из них, была посещена , но считалась слишком влажной для обычного проживания. [11]
После успешного периода времени несколько божеств во главе с Обаталой были отправлены для выполнения задачи по оказанию помощи Земле в развитии ее коры. Во время одного из своих визитов в это царство верховное божество Обатала вышло на сцену, оснащенное моллюском , скрывавшим какую-то форму почвы , крылатых зверей и какой-то материал, похожий на ткань. Содержимое было вылито на то, что вскоре превратилось в большую насыпь на поверхности воды, и вскоре после этого крылатые звери начали разбрасывать ее до тех пор, пока она постепенно не превратилась в большой участок суши; различные углубления, которые они создали, в конечном итоге превратились в холмы и долины. [8]
Обатала прыгнул на возвышенность и назвал это место Ифе . Земля стала плодородной, и жизнь растений начала процветать. Из горстей земли он стал лепить фигурки. Тем временем, пока это происходило на Земле, Олодумаре собрал газы из дальних уголков космоса и вызвал взрыв, который принял форму огненного шара. Впоследствии он [ нужна ссылка ] отправил его в Ифе, где он высушил большую часть земли и одновременно начал запекать неподвижные фигурки. Именно в этот момент Олодумаре выпустил «дыхание жизни», которое разнеслось по земле, и фигурки медленно стали «существовать» как первые люди Ифе. [8]
По этой причине Ифе местные жители называют «Ифе Оодайе» — «колыбель существования». [8] [12]
Практика Ориша [ править ]
Религия йоруба представляет собой смесь и сочетание различных практик коренных верований, мифов и легенд, пословиц и песен, на которые влияют культурные и социальные контексты. Традиционные верования йоруба предполагают, что все люди испытывают Аянмо , что является судьбой или судьбой. В рамках этого ожидается, что каждый в конечном итоге достигнет состояния Олодумаре, которое станет единым целым с божественным создателем, который является источником всей энергии в религиозной системе верований йоруба. В приведенном ниже списке особое внимание уделяется названиям различных религий ориша. [ нужны разъяснения ]
Список йоруба религиозных практик
Имя | Религия | Религиозный текст | Член |
---|---|---|---|
действие | Действие Религия | Книга Ифа | Религия йоруба |
Заброшенный | Заброшенная религия | Книга Ифа | Религия йоруба |
Аяка | Религия коробки | Книга Ифа | Религия йоруба |
Наследование | Победитель религии | Книга Ифа | Религия йоруба |
Аянгалу | Религия Аянгалу | Книга Ифа | Религия йоруба |
Колдовство | Экономика Религия | Книга Ифа | Религия йоруба |
Шанс | Да, религия | Книга Ифа | Религия йоруба |
Только | Аджа Религия | Книга Ифа | Религия йоруба |
Бабалу Ай | Их религия | Книга Ифа | Йоруба Люди |
Она | Эла Религия | Книга Ифа | Йоруба Люди |
Скелет | Костяная религия | Книга Ифа | Религия йоруба |
Твин | Религии-близнецы | Книга Ифа | Религия йоруба |
Да, Нла | Религиозные учёные | Книга Ифа | Религия йоруба |
Оба | Оба Религия | Книга Ифа | Религия йоруба |
Обатала | Обатала Религия | Книга Ифа | Религия йоруба |
Тьма | Религия Одудува | Книга Ифа | Религия йоруба |
Война | Огун Религия | Книга Ифа | Религия йоруба |
Слишком | Окэ Религия | Книга Ифа | Религия йоруба |
О | Восемь религий | Книга Ифа | Религия йоруба |
Господин | Мастер религии | Книга Ифа | Религия йоруба |
Учащийся | Религиозные люди | Книга Ифа | Религия йоруба |
Текст | Религия имеет значение | Книга Ифа | Религия йоруба |
Небо | Ифа Религия | Книга Ифа | Религия йоруба |
или | Ори Религия | Книга Ифа | Религия йоруба |
Осаньин | Осаньин Религия | Книга Ифа | Религия йоруба |
Ошоши | Ошоши Религия | Книга Ифа | Религия йоруба |
Ошун | Ошун Религия | Книга Ифа | Религия йоруба |
я взял | Я взял религию | Книга Ифа | Религия йоруба |
Заработная плата | Оя Религия | Книга Ифа | Религия йоруба |
Шанго | Шанго Религия | Книга Ифа | Религия йоруба |
Шигиди | Религия Шигиди | Книга Ифа | Религия йоруба |
русалка | Русалка Религия | Книга Ифа | Религия йоруба |
Красивый | Йева Религия | Книга Ифа | Религия йоруба |
Ориша Пантеон [ править ]
Ориша ) — это сущности , ( йоруба : Òrìṣà обладающие способностью отражать некоторые проявления Олодумаре. Йоруба Ориша (обычно переводится как «уникальные/особые/избранные головы») часто описывается как посредники между человечеством и сверхъестественным. Этот термин также переводился по-разному как «Божества», «Божества» или «Боги». [13]
У йоруба сложился мощный пантеон божеств, каждое из которых хорошо развито в своих различных обрядах и традициях. Многие из них получили национальный/общестатус йоруба и известны по всей стране йоруба, даже если они более сильно или тесно связаны с определенными местами, занятиями или местами, разбросанными по всей территории йорубаленда . Говорят, что всего их 400 плюс 1; 200 правых ( Игба Отун ), 200 левых ( Игба Оси ) и ещё один.
Ориша(ов) почитают за то, что они контролируют определенные элементы природы. Поэтому их также называют Имоле . Среди них есть те, кто больше похож на древних героев и/или мудрецов, чем на первобытных божеств. [3] К ним лучше всего обращаться как к дема-богам . Хотя термин Ориша часто используется для описания обоих классов божественных сущностей , он правильно зарезервирован для первого. [3]
Список ориша [ править ]
Имя | Божество | Этническая группа | Религия | Член | Родина |
---|---|---|---|---|---|
действие | Хамелеон, слуга | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Заброшенный | Вулканы, дикая местность, пустыня, огонь | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Аяка | Мир, любовь, равенство | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Наследование | Воин, охотник, носи солому | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Аянгалу | Барабанщик, гангстер | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Арира (Аара, Аара, Ара) | Погода, гроза, гром | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Они спали | Наказывает преступление | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Аарон | Красота природы, дух леса, трава, растение, дерево | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Мир | Мир, смирение, терпение | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Болезнь | Болезни, несчастья | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Колдовство | Богатство, собственность, процветание, удача, успех | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Шанс | Страсть, Экологизм, Природа | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Аджайя (Аая, Айя, Айя) | Вихрь, Дикая, Трава, Завод, Лист | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Один | Тьма, Ночь, Полночь | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Бабалу Ай | Оспа, Эпидемические Заболевания, Исцеление | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Информация (Дада) | Дети, Ужасные головы, Процветание | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Грудь | Озорство и упрямство | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Она | Страсть к благотворительности и благотворительности | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Эдди | Дух зла, вестник разрушения и порчи | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Скелет | Святой Мертвый | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Эринле | Охотник, Земля, Природная Сила Вселенной | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Эшу | Обман, Перекресток, Несчастье, Хаос, Смерть, Путешественники, Вестник | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Твин | Двойняшки | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Ироко | Дерево, Дикая местность | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Да, Нла | Первородный Дух | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Что | Смерть | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Свет | Солнечный свет, Прорицатель | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Логунеде | Война и охота | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Мореми | Спаситель | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Оба | Река | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Обба | Страсть к ведению домашнего хозяйства, внутренняя политика | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Обатала | Создание | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Тьма | Прародитель, Воин | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Война | Воины, Солдаты, Кузнецы, Металлисты, Ремесленники | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Слишком | Гора, Холм | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
О | Сельское хозяйство, Фермерство, Плодородие | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Господин | Вода, Здоровье, Богатство | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Учащийся | Гора | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Обязательство | Прародитель | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Текст | Правосудие, Громовержцы | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Оронсен | Прародитель | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Мудрость, Знание, Гадание Ифа, Философия, Судьба, Судьба, Пророчество, Бабалаво | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд | |
или | Преждежизнь, Загробная жизнь, Судьба, Личность | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Трава, Завод, Природа, Травник, Маг | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд | |
Ошоши | Охота, Лес, Воин, Правосудие | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Богиня воды, чистоты, плодородия, любви и чувственности. | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд | |
Ошунмаре | Радуга, Змея, Регенерация, Возрождение | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
я взял | Река, Боец | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Заработная плата | Штормы, Ветер, Гром, Молния, Мертвые | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Шанго | Гром, Молния, Огонь, Справедливость, Танец, Мужественность | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Шигиди | Хранитель дома и окружающей среды | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
русалка | Богиня Творения, Вода, Луна, Материнство, Защита | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Красивый | Река Йева | Йоруба Люди | Религия йоруба | Ориша | Йорубаленд |
Описание и атрибуты майора Ориши [ править ]
Ориша | Другие имена | Описание и атрибуты | Изображение | Земные дома и места [14] [15] |
---|---|---|---|---|
Голова | Ори — универсальный домашний Ориша, почитаемый всеми в Йорубаленде , как хранитель судьбы. Следовательно, Ори умилостивляют или умиротворяют, чтобы у него была хорошая судьба. Когда у человека уравновешенный характер, он достигает соответствия своему Ори или божественному «я». Говорят, что изображение ори представляет собой 41 каури, связанных вместе в форме короны или тиары, обычно хранящихся в большом сундуке или ограждении, называемом Иль Ори (дом Ори), сделанном из того же материала и настолько большом, насколько может верующий. позволить себе/хотеть, чтобы это было. | _______ | ||
Небеса | Белка Свидетель-участник Зверь Владелец магазина Окитибири | Верховный жрец йоруба, мудрец и хранитель оракула Ифа, источника знаний , который, как полагают, наблюдает за знаниями о человеческой форме , чистоте , лечении болезней и уродств. Бабалавос - подчиненные Орумилы как священники, преданные и последователи. Свет или освещение самой Ифа называется Ẹ̀là . Бабалавос и Иянифас призывают свет Элы, призывая присутствие Орунмилы. Многие считают Орунмилу синонимом или аватаром Ẹ̀là, и это имя часто разбивается на значение ( Ọ̀run mí Ẹ̀là ); Небеса порождают откровение/свет . Таким образом, Ифа, Орунмила и Эла рассматриваются как аспекты божественного света, открывающего неизведанное – будь то в прошлом, настоящем или будущем. [16] | Адо Экити (Домой) ________ Дом Любви . (источник) | |
Ёшу (Вечеринка) | Понял Немедленно В общем Стена Око О'дара По тропе | Эшу, который часто неправильно переводят как «Дьявол» или «Злое существо», на самом деле не является ни тем, ни другим. Его лучше всего называют «Обманщиком», и он причиняет несчастья тем, кто не приносит дань или считается духовными новичками . Также считается «божественным посланником», главным переговорщиком между отрицательными и положительными силами в теле и исполнителем «закона бытия». Говорят, что он помогает усилить силу, получаемую от лекарственных трав и других форм эзотерических технологий. Эшу — Ориша случайности, случайности и непредсказуемости. Поскольку он лингвист Олоруна и мастер языков, Эшу отвечает за передачу посланий и жертвоприношений от людей Небесному Богу. Говорят, что Эшу, также известный своими фаллическими способностями и подвигами, скрывается у ворот, на шоссе и на перекрестках, где он привносит случайность и несчастный случай в жизнь людей. Он известен под разными именами, включая Элегбара. [17] | Кету , Бенин . (Форма) _______ Игулу, Экити . (Дом) | |
Фермерская богиня | Аджанджеле | Ориша сельского хозяйства, открытых полей и сельской местности, он был известен как борец с колдовством. Он был охотником, у которого была собака и флейта, и ему приписывают развитие методов ведения сельского хозяйства. Он связан с ежегодным новым урожаем батата. Медоносные пчелы — его посланники. Ориша Око изображается с большим посохом, на рукоятку которого намотаны рулоны медных струн (Баба) ( Опа Ориша око ) и флейтой из слоновой кости. | С любовью , Осун . (Дом, Происхождение) _______ | |
Война | Мир Два благородных Земная бедность Кузнец | Ориша железа, войны, героизма и металлургии . Его почитают все, кто работает с металлами и технологиями. | Дом Любви , Осун . (источник) _______ | |
Баянни | Гордость Аяка Извини | Баянни или Дада-Аджака был братом Шанго и еще одним сыном Ораньяна . Он был Алаафином Ойо до Шанго и снова после него. Он — Ориша рождения, юноши и дети с натуральными пучками волос, которые растут отдельно тугими локонами (Дада) и часто ассоциируются с процветанием. По некоторым данным, Дада Аджака на самом деле был братом Шанго, а Баянни была женщиной и сестрой. [19] Однако сферы деятельности обоих персонажей во многом переплелись. Он тесно связан с регионом Йева/Эгбадо , и его объектом является диадема/сундук из каури с несколькими струнами и заостренной вершиной (Ṣónṣó Orí), называемая Аде Баянни (корона Баянни). [20] | Домашнее счастье . (Дом, Происхождение) | |
Йемджа | Мечтатель Река Все | Матрона реки Огон, которая течет из верхних районов штата Ойё ( Оке Огун ), через штат Огун и город Абеокута, прежде чем впасть в лагуну Лагоса ( Ọ̀sà ); другие более мелкие притоки и ручьи посвящены Иемдже по всему Йорубаленду; духовная мать Шанго. По словам Олоришаса, она — это околоплодные воды в утробе беременной женщины, а также грудь, которая питает ребенка. Ее считают защитной энергией женской силы. Ее имя происходит от слов; Йейе-Ọmọ-Ẹja — Значение; Мать детей-рыб — метафора водоемов с рыбой, включая озера и океан. [21] | Дом любви , штат Осун . (источник) _______ Шеки , штат Ойо . (Дом) | |
Луна | Понимать Лицом к лицу Эвуджи | Говорят, что она, вторая жена Шанго, вошла в реку в Осогбо. Жрецы йоруба приписывали ей чувственность, красоту и грациозность, символизируя стремление их народа к ясности и плавным движениям. Она связана с несколькими способностями, включая способность лечить прохладной водой, индукцию плодородия и контроль над женской сущностью. Женщины обращаются к ней для вынашивания ребенка и для облегчения женских недугов. Традиции йоруба описывают ее как любящую детей, и ее вмешательство требуется, если ребенок заболевает. Ошун также известна своей любовью к меду, а крокодилы — ее посланники. Предметы, тесно связанные с Ошун: Латунные веера (Abẹ̀bẹ̀), медные колокольчики (Aja), ножные браслеты и браслеты (Ìdè), латунные мачете (Àdá), латунные заколки для волос (Ìkótí), красные перья попугая (Ikodídẹ) и латунные гребни ( Òyìyà/Òòyà). | Игеде, Экити . (Главная, Источник) _______ Оджому , Коги . (Источник) _______ Старец , Осун . (Гроув) | |
Выкрикивать | Якута Король Косо | Ориша грома и молнии. [22] Ассоциируется с мужественностью, мужественностью, огнем, молнией, камнями, воинами Ойо и магнетизмом. Говорят, что он обладает способностями превращать базовые вещества в чистые и ценные. был Оба Ойо он В какой-то момент его истории . Свое прозвище Оба Косо он получил из рассказов о своем бессмертии. Шанго — Ориша молнии, который, как говорят, правил в древние времена королевством Ойо. Также известен как Джакута (Метатель камней) и Оба Косо (Король не вешается). [ нужна ссылка ] Его жены — Оя, Ошун и Оба. [22] | Домашнее счастье . (Дом) _______ Косо, Квара . (от) | |
Напоминание | Ты | Великий охотник, рыбак и повелитель воды Ориша, не имевший жены и живший на берегу реки Эринле. Он также известен как великий целитель. Некоторые традиции приписывают ему начало традиции пения Иджала , традиционной устной поэзии с характерным гнусавым звуком, которую в основном исполняли охотники (и в основном ассоциировались с Огуном) из-за его одиночества. [23] Он представлен гладкими черными камнями из реки Эринле , притока, впадающего в реку Осун недалеко от Эде, помещенными в глиняную посуду, наполненную водой. Его объекты — посох из кованого железа с зубцами или ветвями, увенчанный птицами. | Аджагбуси. | |
Платеж | Лекарство Это кошмар | Третья жена бывшего Оба из Ойо по имени Шанго. Она также известна своим вспыльчивым характером, похожим на Санго, и, как говорят, вошла в реку Нигер . Она — божество сильных ветров, бурь и бури, хранительница кладбищ, бурь и трансформации. Она обладает способностью менять формы человека и животных и тесно связана с африканским буйволом . Ее также называют Матерью Девяти (Ия-эсан) в честь девяти рукавов реки. Из-за ее личной силы и природы богини-воительницы ее обычно изображают в компании своего мужа Шанго. Она Ориша возрождения. [ нужна ссылка ] | Здесь Оюн , Квара . (Дом) _______ Ококоро , Аджаша , Бенин (Храм Ия Абессан) [24] | |
Будущее | Аарон | Осаньин — самое могущественное божество трав, властвующее над всеми, кто занимается растениями и магией. Представленный в виде одноглазой, одной руки и одной ноги, он является Оришей трав, растений, магии, зелий, чар и исцеления. Осаньина часто изображают как гомеопатического Оришу, что означает, что он часто принимает вид или форму недуга, для лечения или лечения которого его используют. Он также представляет двойственность и баланс природы и двойные грани силы трав; «То, что может сделать вас лучше, может также навредить вам, если использовать его неправильно или злоупотреблять». Его объект — посох Осаньин , ( Опа Осаньин ). Посох состоит из круга маленьких птиц и древка посередине, которое возвышает большую птицу над меньшими. | Исаба, Строительство , штат Экити . (Дом, Происхождение). | |
Мир | Редко Отец Мира Владелец | Что означает «Господь, правитель мира» и широко опасающийся ориша, он также известен как Сопона , божество оспы, Омолу или Сапата. Как Обалуайе, он Ориша болезней и немощей. Хотя он обладает способностью вызывать оспу и другие болезни, он также связан со способностью исцелять тех, кто страдает этими болезнями. В 20 веке поклонение Обалуайе было запрещено британским колониальным правительством, поскольку считалось, что они намеренно заражают людей оспой. [ нужна ссылка ] | ||
Иегова | Ориша реки Йева ассоциируется с кладбищами, ясностью, красотой, мечтами и волшебством. Она живет на кладбище с Обой и Оей. Она приносит души своей сестре Ое, что означает, что она является инициатором начала всех происходящих изменений. Откровенные или громкие речи возле мест ее отправления культа недопустимы. Есть также патаки о том, как этот ориша смог эффективно обмануть саму смерть. Также нельзя поклоняться Йеве рядом с Шанго, поскольку, по словам патаки, он приставал к ней. Йева также отвечает за дарование людям мечты и воображения. | |||
Обатала | Ангел мечты Прорицатель Спорный Властелин мира Старик | Также известен как Ориса-нла/Ошала , что означает «большой Ориша», и Ориша Фанфун ; Белый Ориша . Он также известен как Небесный отец. Его часто отождествляют с чистотой и изображают «Ала», или белой тканью, и «Ẹfun», белым мелом. Большинство предметов, связанных с Обаталой, либо белые, либо прозрачные. Его считают создателем Земли и создателем человеческого тела из глины. Он также известен как защитник людей с ограниченными возможностями/отличных от других. Его любимой супругой была Йемово (Yèyé Mowò). В своей обители Ифон он известен под именем Ошалуфон , а в Эджигбо он носит прозвище Ошагиян / Ошагириян , два популярных аватара Обаталы. Его подношения — африканские наземные улитки (Ìgbin). | Ода Ирандже (Дета), Любовь . (Происхождение, Дом) _______ Ифон , Онун . (Связанный) _______ Эджигбо , Онун . (Связанный) | |
Аганжу | Аганьюшола | Грубо переводится как «тьма пустыни», Аганджу очень тесно связан с Санго и считается Оришей леса, пустыни, вулканов и дикой местности. Первоначально он был королем империи Ойо (см. Алаафин Аганджу сола), прежде чем был обожествлен после его смерти. Он является божеством-покровителем путешествий на большие расстояния, говорят, что ходит с мечом большими шагами, как будто перепрыгивая через препятствия, и, как говорят, сражается, стреляя огнем, в отличие от Санго, который сражается с помощью молний и молний, метая громовые камни ( Ẹdun àrá ). Его объект — двойной топор, похожий на топор Санго, но с более длинной ручкой. | Домашнее счастье . (Дом) | |
Ошоси | Магазин Три охотника | Он Ориша приключений, охоты и леса и еще один покровитель охотников. Он мастер стрельбы из лука (его называют «лучником Ориша») и всегда изображается держащим лук и стрелы, часто с колчаном ( Апо ). Его сила проявляется в скорости и точности его стрел, а также в его гордом утверждении о умственной и физической ловкости. Его объект — латунный железный арбалет ( Ọrún ), часто со свисающими с него веревками каури, и маленькие железные цилиндры, наполненные миниатюрными стрелами ( Ọfà ). [25] | Лагерь | |
Сильнее | Невиновный Шениаде | Первородная сила, присутствующая при творении, Олокун, что означает «Владелец океана», также известна как Имал Окун, «Божество океана». Олокун присутствовал с самого начала творения как андрогинный Ориша, правивший глубинами океана и всеми водами на земле до того, как предполагалось, что Обатала придет и создаст сушу. Они являются родителями Ориша Адже и Олоса и олицетворяют богатство, исцеление и необъятность моря. [ нужна ссылка ] | Дом Любви , Осун . (Происхождение, Дом) | |
Колдовство | Салуга Огугулусо | Не путать с Иями Адже , его еще называют Адже Салуга. Адже — олицетворение и ориша богатства и экономического успеха. Он также является покровителем торговцев, бизнесменов и рынков. Слово йоруба, обозначающее понедельник, называется Aje, поскольку часто это первый день недели, когда открываются рынки. [ нужна ссылка ] | ||
Грусть | Полиция Амидулы Потеря жира Закон мира | Считающийся основателем народа йоруба и первым Оба Ифе, он также ассоциируется с андрогинным ориша творения. Большинство людей йоруба, и особенно их монархи, заявляют о своем происхождении от Одудувы. Он отец или дед Оранмияна, Санго, Аджаки, Обалуфона и других Оба из Ифе. Он также считается предком Оба из Империи Бенин. Он Ориша Земли и инициатор Огбони , которые возникли из священного города Ифе и отвечают за поддержание социального порядка. | Гора Ора . (Происхождение, Дом) _______ Дом Любви . (Дом) | |
Оба | Мать | Первая и самая старшая жена Шанго , она Ориша реки Оба , а также Ориша домашнего очага, энергии, движения, течения времени и жизни. Она наиболее известна тем, что другие жены Шанго обманом заставили ее отрезать ей ухо и попытаться кормить его своему мужу Шанго. |
Тьма [ править ]
Ирунмал, от слов; Ìrun , что означает « Происхождение », и Imalẹ̀, что означает « Первоначальное божество », являются изначальными сущностями, посланными Олоруном для выполнения заданных задач, часто выступая в качестве связующего звена между Оде Оруном (невидимым царством) и Илье Айе (физическим царством). [3] Поэтому Ирунмале(и) лучше всего можно охарактеризовать на английском языке как божество высшего ранга; при этом такие божества считаются главными Ориша. Ирунмале или Ималх — это основные основополагающие божества или божественные сущности. Таким образом, все Имале также являются Ориша, но не все Ориша являются Имале.
Реинкарнация [ править ]
Йоруба верят в Атунву, возможность реинкарнации внутри семьи. Имена Бабатунде (возвращение отца), Йетунде (возвращение матери), Бабатунджи (Отец снова просыпается) и Сотунде (возвращение мудреца) - все они представляют собой яркое свидетельство концепции Ифа семейного или линейного возрождения. [26] Однако нет простой гарантии, что дедушка или двоюродный дедушка «вернутся» с рождением ребенка.
Всякий раз, когда приходит время духу вернуться на Землю (также известную как Рынок) посредством зачатия новой жизни по прямой родословной семьи, одна из составляющих сущностей человеческого существа возвращается, а другая остается на Небесах. (Иколе Орун). Возвращающийся дух делает это в форме Стража Ори. Ори-Хранитель человека, который представлен и содержится в макушке головы, представляет не только дух и энергию предыдущего кровного родственника, но и накопленную мудрость, которую он или она приобрели на протяжении бесчисленных жизней. Это не следует путать с духовным Ори, которое содержит личную судьбу, а вместо этого относится к возвращению на Рынок своей личной крови Ори через новую жизнь и опыт. Первичный Предок (который должен быть указан в вашей Итефе) становится – если вы осознаете эту конкретную энергию и работаете с ней – «проводником» для человека на протяжении всей его жизни. В конце этой жизни они возвращаются к своему идентичному духовному «я» и сливаются в одно, принимая дополнительные знания, полученные из опыта общения с индивидуумом, как форму оплата . [ нужна ссылка ]
Влияние [ править ]
африканской диаспоры Религии
По словам профессора Адамса Абдуллахи Суберу, йоруба были выдающимися государственными деятелями, беспрецедентным образом распространившимися по всему миру; [27] распространение их культуры во многом связано с миграцией: самая последняя миграция произошла в результате работорговли в Атлантике , а также с нигерийцами и бенинузами йоруба, эмигрировавшими в Соединенные Штаты, Великобританию, Бразилию и другие страны Америки и Европы. В доколониальный период многие йоруба были захвачены и проданы для работорговли и перевезены в Аргентину , Бразилию , Кубу , Колумбию , Доминиканскую Республику , Пуэрто-Рико , Тринидад и Тобаго , Сент-Винсент и Гренадины , Уругвай , Венесуэлу и другие части Америки. С собой они несли свои религиозные убеждения. Эта школа мысли интегрировалась в то, что сейчас составляет ядро «линий передачи Нового Света», которые представляют собой разновидность современных африканских религий, происходящих от йоруба: [27] [28] [29] [30]
- Кандомбле ( Бразилия , Аргентина , Уругвай )
- Сантерия ( Куба , Пуэрто-Рико , Доминиканская Республика )
- Тринидад Ориша ( Тринидад и Тобаго )
- Венесуэльский спиритуализм ( Венесуэла )
- Духовный баптист ( Сент-Винсент и Гренадины )
- Умбанда ( Бразилия , Аргентина , Уругвай )
Вера водун , зародившаяся среди другой этнической группы ( говорящих на гбе народов современного Бенина , Того и Ганы ), имеет влиятельные аспекты в африканской диаспоре в таких странах, как Гаити и Куба , а также Новом Орлеане , Луизиане в и других странах. Соединенные Штаты . [31]
В Латинской Америке религия йоруба находилась в интенсивном синкретизме с христианством , религиями коренных народов и спиритизмом с момента первого прибытия африканских иммигрантов. В Бразилии религия Умбанда родилась в результате богатого взаимодействия верований Латинской Америки. Последователи Умбанды обычно считают себя монотеистами , но почитают католических святых и Оришу как проявления бога или божеств-покровителей . Поклонение Умбанде также включает элементы ритуалов коренных жителей Южной Америки, такие как ритуальное употребление табака и общение с духами умерших индийских воинов ( Кабокло ). [ нужна ссылка ]
В документальном фильме 1949 года Fiestas de Santiago Apóstol en Loíza Aldea антрополог Рикардо Алегрия отметил аналогичную тенденцию в Лоизе, Пуэрто-Рико , утверждая, что близость между чернокожим населением муниципалитета и католическим святым Сантьяго Апостолом может проистекать из того, как он изображается как воин; тема аналогична некоторым изображениям Шанго и Адамса. [32] Эта теория предполагала, что это сходство использовалось населением как скрытая форма почитания своего родового божества. [ нужна ссылка ]
Япония [ править ]
Косикава Ёсиаки , профессор литературы Университета Мэйдзи , стал первым японцем, получившим посвящение в бабалаво в 2013 году. [33]
Ссылки [ править ]
Сноски [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Абимбола, Кола (2005). Культура йоруба: философский отчет (изд. в мягкой обложке). Издательство Ироко Академикс. ISBN 1-905388-00-4 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Олабимтан, Афулаби (1991). Религия и медицина йоруба в Ибадане . Перевод Джорджа Э. Симпсона. Издательство Ибаданского университета. ISBN 978-121-068-0 . OCLC 33249752 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Дж. Олумиде Лукас, Религия йоруба , Ателия Генриетта, PR, 1996. ISBN 0-9638787-8-6
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Олабимтан, Адолаби (1973). Судьба . Лагос, Нигерия: Макмиллан. OCLC 33249752 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Янси, Джордж (14 февраля 2021 г.). «Мнение | У смерти много имен» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 26 декабря 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Олупона, Джейкоб К. (1 января 1993 г.). «Изучение религиозной традиции йоруба в исторической перспективе» . Нумен . 40 (3): 240–273. дои : 10.1163/156852793X00176 . ISSN 1568-5276 .
- ^ Воэкс 1997 , с. 160.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Боладжи Идову (1982). Всемогущий Бог: Бог в вере йоруба . Икеджа, Нигерия: Лонгман. ISBN 0-582-60803-1 .
- ^ Обзор (февраль 2011 г.). «Оду-Ифа Ивори Два; Ифа говорит о праведности» . Ифа говорит ... СС Попула, Ифа Дида, Library, INC . Проверено 8 апреля 2012 г.
- ^ Опоку, Кофи Асаре (1993), «Африканская традиционная религия: непреходящее наследие» , Религиозное плюрализм в Африке , DE GRUYTER, doi : 10.1515/9783110850079.67 , ISBN 978-3-11-085007-9
- ^ Холлидей, Уильям Д. (8 сентября 2018 г.). « Полуземля: Борьба нашей планеты за жизнь» Эдварда О. Уилсона, 2017. [рецензия на книгу]» . Канадский полевой натуралист . 132 (1): 78. doi : 10.22621/cfn.v132i1.2129 . ISSN 0008-3550 .
- ^ Leeming & Leeming 2009 - запись «Творение йоруба». Йоруба . Издательство Оксфордского университета. 1994. ISBN 978-0-19-510275-8 . Проверено 30 апреля 2010 г.
- ↑ Концепция Бога: Народ йоруба. Архивировано 11 июля 2020 года в Wayback Machine на предмет приемлемости перевода.
- ^ Алаби, Адетайо (19 августа 2021 г.). Устные формы нигерийской автобиографии и жизнеописаний . Рутледж. ISBN 978-1-000-42886-5 . Проверено 27 июля 2023 г.
- ^ Оригунва, Обафеми (20 мая 2015 г.). Основы образа жизни штата Орисса . Лулу.com. п. 127. ИСБН 978-1-329-15169-7 . Проверено 27 июля 2023 г.
- ^ Кумари, Айеле (23 июня 2020 г.). Рабочая тетрадь Исэсе по духовности . Айеле Кумари. п. 61 . Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ Курландер, Гарольд (март 1973 г.). Сказки о богах и героях йоруба . Корона Паб. ISBN 978-0517500637 .
- ^ Олупона, Якоб Кхинде; Рей, Терри (2008). Преданность Шриши как мировая религия: глобализация религиозной культуры йоруба . Университет Висконсин Пресс. п. 115. ИСБН 978-0-299-22464-6 . Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ Доктор философии, Патрисия Монаган (1 апреля 2014 г.). Энциклопедия богинь и героинь . Новая Всемирная библиотека. п. 6. ISBN 978-1-60868-218-8 . Проверено 14 октября 2023 г.
- ^ «X77.903 Аде Баянни (корона каури) | Музей Фаулера в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе» . Музей Фаулера в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе . Проверено 14 октября 2023 г.
- ^ М. Смит, Омари Тункара. «Управление священным, искусством йоруба, ритуалами и сопротивлением в бразильском кандомбле» (PDF) . iu.edu . Проверено 28 июля 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Симпсон, Джордж Итон (декабрь 1962 г.). «Культ Шанго в Нигерии и Тринидаде» . Американский антрополог . 64 (6): 1205. doi : 10.1525/aa.1962.64.6.02a00050 . Проверено 17 июня 2024 г.
- ^ Барнс, Сандра Т. (22 июня 1997 г.). Африканский Огун: Старый Свет и Новый . Издательство Университета Индианы. п. 148. ИСБН 978-0-253-11381-8 . Проверено 27 июля 2023 г.
- ^ Верже, Пьер (1970). «Заметки о культе Ориса и Водуна в Баии: залив Всех Святых в Бразилии и древний Невольничий Берег в Африке» (на французском языке). ИФАН . Проверено 22 августа 2023 г.
- ^ Томпсон, Роберт Фаррис (26 мая 2010 г.). Вспышка духа: африканское и афроамериканское искусство и философия . Издательская группа Кнопфа Doubleday. п. 57. ИСБН 978-0-307-87433-7 . Проверено 18 сентября 2023 г.
- ^ Омобола, Одеджоби. «Влияние культуры йоруба на христианское религиозное богослужение». Международный J. Soc. наук. & Образование . 4 : 586.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Акинтойе, профессор С.А. (2010). История народа йоруба . Издательство Амалион. ISBN 978-2-35926-005-2 . АСИН 2359260057 .
- ^ Браун (доктор философии), Дэвид Х. (2003). Сантерия на троне: инновации в афро-кубинской религии . Издательство Чикагского университета . ISBN 0-226-07610-5 .
- ^ Одиозный (2010). «Антропология: [Йоруба]» . Антроцивитас Онлайн . Проверено 27 марта 2011 г.
- ^ Караде, Баба Ифа (1994). Справочник религиозных концепций йоруба . Йорк-Бич, Нью-Йорк: Weiser Books. ISBN 0-87728-789-9 .
- ^ Фандрич, Ина Дж. (2007). «Влияние йоруба на гаитянское вуду и новоорлеанское вуду». Журнал исследований чернокожих . 37 (5 (май)): 775–791. дои : 10.1177/0021934705280410 . JSTOR 40034365 . S2CID 144192532 .
- ^ Эрнандес 2002 , стр. 125
- ^ «База данных факультетов - Косикава Ёсиаки» .
Библиография [ править ]
- Эрнандес, Кармен Долорес (2002). Рикардо Алегрия: Жизнь (на испанском языке). Центр перспективных исследований Карибского бассейна, Пуэрто-риканский гуманитарный фонд, Институт пуэрто-риканской культуры, Пуэрто-риканская историческая академия. ISBN 1563282100 .
- Вокс, Роберт А. (1997). Священные листья Кандомбле: африканская магия, медицина и религия в Бразилии . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. ISBN 9780292787315 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Файеми Фатунде Факайоде, «Ивуре, действенная молитва Олодумаре, Высшей Силе» ISBN 978-978-915-402-9
- Шеф С. Солагбаде Попула и Факунле Оесанья, Икунле Абиямо: ASE материнства 2007. ISBN 978-0-9810013-0-2
- Руководитель библиотеки С. Солагбаде Попула, INC Ifa Dida Volume One (EjiOgbe - Orangun Meji) ISBN 978-0-9810013-1-9
- Руководитель библиотеки С. Солагбаде Попула, INC Ifa Dida, том третий (OyekuOgbe - OyekuFun) ISBN 978-1-926538-24-2
- «Путь Ориша» , Филип Джон Неймарк: издатель HarperOne; 1-е издание (28 мая 1993 г.) ISBN 978-0-06-250557-6
- Олодумаре: Бог в верованиях йоруба, автор Боладжи Идову , Икея: Лонгман, Нигерия (1982) ISBN 0-582-60803-1
- Доктор Джонатан Олумиде Лукас, «Религия йоруба», Лагос, 1948, книжный магазин CMS.
- Лиминг, Дэвид Адамс; Лиминг, Маргарет Адамс (2009). Словарь мифов о творении (Оксфордский справочный онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета.
- Моралес, Эд (2003). Латинский бит . Да Капо Пресс. ISBN 0-306-81018-2 . , стр. 177
- Мигель А. Де Ла Торре , Сантерия: верования и ритуалы растущей религии в Америке , 2004 г., ISBN 0-8028-4973-3 .
- Мигель Р. Бансес – Баба Эшу Онаре, Энциклопедический трактат об Ифа . Лос 16 Мейис и сус Омолуос у Одус или Сигнос де Ифа.
- Ологудду, Дайо; предисловие Акиншолы Акивво (2008). Колыбель культуры йоруба (Перед. ред.). Институт культуры йоруба; Центр устной речи. ISBN 978-0-615-22063-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Внешние ссылки [ править ]
- Йорубанская космология и мифология
- Ifa Books/16 Майи и Омолуос
- Традиционный сайт йоруба, посвященный преподаванию
- Подкаст Ifa Studies, организованный Awoyinfa Ifaloju в iTunes
- Западноафриканская традиция Ориса в Нигерии
- Фильмы и фильмы йоруба. Архивировано 26 февраля 2023 года в Wayback Machine. Театр йоруба является местом происхождения нигерийского Нолливуда, эквивалента американского Голливуда.