Jump to content

Религия йоруба

Символ глобального сообщества Исезе с этикетками/описаниями

Религия йоруба ( йоруба : Ìṣẹ̀ṣe), западноафриканская ориса (Òrìṣà) или исесе (Ìṣẹ̀ṣe) включает в себя традиционные религиозные и духовные концепции и практики народа йоруба . Его родина находится на территории современной юго-западной Нигерии , которая включает в себя большую часть штатов Ойо , Огун , Осун , Ондо , Экити , Квара и Лагос , а также части штата Коги и прилегающие части Бенина и Того , широко известные как Йорубаленд. ( Йоруба : Ilẹ̀ Káàárọ̀-Oòjiire ).

Она имеет некоторые параллели с водойн, исповедуемой соседними народами фон и эве на западе, и с религией народа Эдо на востоке. Религия йоруба является основой ряда религий в Новом Свете, в частности Сантерии , Умбанды , Тринидад Ориша и Кандомбле . [1] Религиозные верования йоруба являются частью Итана (истории), общего комплекса песен, историй, рассказов и других культурных концепций, составляющих общество йоруба. [1] [2] [3]

Срок [ править ]

Эта религия также распространяется на людей окун/ягба/йоруба в штате Коги, поскольку она практикуется среди них.

Название религии коренных народов йоруба на языке йоруба — Ìṣẹ̀ṣẹ, что также относится к традициям и ритуалам, охватывающим культуру йоруба. Этот термин происходит от сокращения слов Ìṣẹ̀ , что означает « источник/коренное происхождение », и ìṣe , что означает « практика/традиция », которые вместе означают «оригинальную традицию»/«традицию древности», как и многие из практик, Верования, традиции и обычаи йоруба берут свое начало в религиозном поклонении Олодумаре и почитании Ориса.

Убеждения [ править ]

Жрица Йемоджа в Ойо, Нигерия.
Гадальная доска йоруба Опон Ифа

По словам Колы Абимболы, йоруба развили надежную космологию. [1] Нигерийский профессор традиционных африканских религий Джейкоб К. Олупона резюмирует, что центральное место в религии йоруба, которым обладают все существа, известно как «Асе», что есть «наделенное силой слово, которое должно произойти», «жизненная сила». «и «энергия», которая регулирует все движение и активность во Вселенной». [4] [5] [6] Каждая мысль и действие каждого человека или существа в Айе ​​(физическом мире) взаимодействуют с Высшей силой, всем остальным живым существом, включая саму Землю, а также с Оруном (потусторонним миром), в котором существуют боги, духи и предки. . [2] [5] [6] Религию йоруба можно охарактеризовать как сложную форму политеизма с Высшей, но далекой силой творца, охватывающей всю вселенную. [6]

Антрополог Роберт Вокс охарактеризовал религию йоруба как анимистическую , отметив, что она «твердо привязана к месту». [7]

Каждый человек, живущий на земле, стремится достичь совершенства и найти свое предназначение в Орун-Рере (духовное царство творящих добро и благотворные дела).

Ори-ину (духовное сознание в физическом мире) должно расти, чтобы достичь полного союза со своим «Ипонри» (Ори Орун, духовное «я»). [4]

Медитативного чтения ивапалу (или хорошо сбалансированного) и искреннего почитания достаточно, чтобы укрепить ори-ину большинства людей. [2] [4] Считается, что хорошо уравновешенные люди способны эффективно использовать простейшую форму связи между своим Ори и всемогущим Олу-Оруном: Авуре (прошение или молитву) о божественной поддержке.

В системе верований йоруба Олодумаре имеет преимущество над всем сущим. Поэтому он считается высшим. [2]

Космология [ править ]

Всемогущий [ править ]

Олодумаре — самое важное «состояние существования». [8] «Они» являются владельцами всех голов, поскольку во время создания человека Олодумаре дал человечеству «эми» (дыхание жизни). В этом отношении Олодумаре является Верховным. [8] [ проверить синтаксис цитаты ] Возможно, одним из наиболее важных человеческих стремлений, восхваляемых в литературном корпусе йоруба, является стремление улучшить свой «Ìwà» (характер, поведение). Таким образом, учение выходит за рамки религиозной доктрины, советуя человеку также улучшить свою гражданскую, социальную и интеллектуальную сферы бытия; В каждой строфе священной пророческой поэзии Ифа ( Odu Ifa ) есть часть, раскрывающая важность слова «Ìwà». Центральное место в этом занимает тема праведности, как индивидуальной, так и коллективной. [9]

Создание [ править ]

Приверженцы религии йоруба считают Олодумаре главной силой творения. [10]

Согласно одному из рассказов йоруба о сотворении мира , на определенном этапе процесса «истина» была отправлена ​​для подтверждения обитаемости вновь образовавшихся планет. Земля , будучи одной из них, была посещена , но считалась слишком влажной для обычного проживания. [11]

После успешного периода времени несколько божеств во главе с Обаталой были отправлены для выполнения задачи по оказанию помощи Земле в развитии ее коры. Во время одного из своих визитов в это царство верховное божество Обатала вышло на сцену, оснащенное моллюском , скрывавшим какую-то форму почвы , крылатых зверей и какой-то материал, похожий на ткань. Содержимое было вылито на то, что вскоре превратилось в большую насыпь на поверхности воды, и вскоре после этого крылатые звери начали разбрасывать ее до тех пор, пока она постепенно не превратилась в большой участок суши; различные углубления, которые они создали, в конечном итоге превратились в холмы и долины. [8]

Обатала прыгнул на возвышенность и назвал это место Ифе . Земля стала плодородной, и жизнь растений начала процветать. Из горстей земли он стал лепить фигурки. Тем временем, пока это происходило на Земле, Олодумаре собрал газы из дальних уголков космоса и вызвал взрыв, который принял форму огненного шара. Впоследствии он [ нужна ссылка ] отправил его в Ифе, где он высушил большую часть земли и одновременно начал запекать неподвижные фигурки. Именно в этот момент Олодумаре выпустил «дыхание жизни», которое разнеслось по земле, и фигурки медленно стали «существовать» как первые люди Ифе. [8]

По этой причине Ифе местные жители называют «Ифе Оодайе» — «колыбель существования». [8] [12]

Практика Ориша [ править ]

Религия йоруба представляет собой смесь и сочетание различных практик коренных верований, мифов и легенд, пословиц и песен, на которые влияют культурные и социальные контексты. Традиционные верования йоруба предполагают, что все люди испытывают Аянмо , что является судьбой или судьбой. В рамках этого ожидается, что каждый в конечном итоге достигнет состояния Олодумаре, которое станет единым целым с божественным создателем, который является источником всей энергии в религиозной системе верований йоруба. В приведенном ниже списке особое внимание уделяется названиям различных религий ориша. [ нужны разъяснения ]

Список йоруба религиозных практик

Имя Религия Религиозный текст Член
действие Действие Религия Книга Ифа Религия йоруба
Заброшенный Заброшенная религия Книга Ифа Религия йоруба
Аяка Религия коробки Книга Ифа Религия йоруба
Наследование Победитель религии Книга Ифа Религия йоруба
Аянгалу Религия Аянгалу Книга Ифа Религия йоруба
Колдовство Экономика Религия Книга Ифа Религия йоруба
Шанс Да, религия Книга Ифа Религия йоруба
Только Аджа Религия Книга Ифа Религия йоруба
Бабалу Ай Их религия Книга Ифа Йоруба Люди
Она Эла Религия Книга Ифа Йоруба Люди
Скелет Костяная религия Книга Ифа Религия йоруба
Твин Религии-близнецы Книга Ифа Религия йоруба
Да, Нла Религиозные учёные Книга Ифа Религия йоруба
Оба Оба Религия Книга Ифа Религия йоруба
Обатала Обатала Религия Книга Ифа Религия йоруба
Тьма Религия Одудува Книга Ифа Религия йоруба
Война Огун Религия Книга Ифа Религия йоруба
Слишком Окэ Религия Книга Ифа Религия йоруба
О Восемь религий Книга Ифа Религия йоруба
Господин Мастер религии Книга Ифа Религия йоруба
Учащийся Религиозные люди Книга Ифа Религия йоруба
Текст Религия имеет значение Книга Ифа Религия йоруба
Небо Ифа Религия Книга Ифа Религия йоруба
или Ори Религия Книга Ифа Религия йоруба
Осаньин Осаньин Религия Книга Ифа Религия йоруба
Ошоши Ошоши Религия Книга Ифа Религия йоруба
Ошун Ошун Религия Книга Ифа Религия йоруба
я взял Я взял религию Книга Ифа Религия йоруба
Заработная плата Оя Религия Книга Ифа Религия йоруба
Шанго Шанго Религия Книга Ифа Религия йоруба
Шигиди Религия Шигиди Книга Ифа Религия йоруба
русалка Русалка Религия Книга Ифа Религия йоруба
Красивый Йева Религия Книга Ифа Религия йоруба

Ориша Пантеон [ править ]

Ориша ) — это сущности , ( йоруба : Òrìṣà обладающие способностью отражать некоторые проявления Олодумаре. Йоруба Ориша (обычно переводится как «уникальные/особые/избранные головы») часто описывается как посредники между человечеством и сверхъестественным. Этот термин также переводился по-разному как «Божества», «Божества» или «Боги». [13]

У йоруба сложился мощный пантеон божеств, каждое из которых хорошо развито в своих различных обрядах и традициях. Многие из них получили национальный/общестатус йоруба и известны по всей стране йоруба, даже если они более сильно или тесно связаны с определенными местами, занятиями или местами, разбросанными по всей территории йорубаленда . Говорят, что всего их 400 плюс 1; 200 правых ( Игба Отун ), 200 левых ( Игба Оси ) и ещё один.

Ориша(ов) почитают за то, что они контролируют определенные элементы природы. Поэтому их также называют Имоле . Среди них есть те, кто больше похож на древних героев и/или мудрецов, чем на первобытных божеств. [3] К ним лучше всего обращаться как к дема-богам . Хотя термин Ориша часто используется для описания обоих классов божественных сущностей , он правильно зарезервирован для первого. [3]

Список ориша [ править ]

Имя Божество Этническая группа Религия Член Родина
действие Хамелеон, слуга Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Заброшенный Вулканы, дикая местность, пустыня, огонь Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Аяка Мир, любовь, равенство Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Наследование Воин, охотник, носи солому Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Аянгалу Барабанщик, гангстер Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Арира (Аара, Аара, Ара) Погода, гроза, гром Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Они спали Наказывает преступление Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Аарон Красота природы, дух леса, трава, растение, дерево Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Мир Мир, смирение, терпение Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Болезнь Болезни, несчастья Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Колдовство Богатство, собственность, процветание, удача, успех Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Шанс Страсть, Экологизм, Природа Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Аджайя (Аая, Айя, Айя) Вихрь, Дикая, Трава, Завод, Лист Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Один Тьма, Ночь, Полночь Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Бабалу Ай Оспа, Эпидемические Заболевания, Исцеление Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Информация (Дада) Дети, Ужасные головы, Процветание Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Грудь Озорство и упрямство Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Она Страсть к благотворительности и благотворительности Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Эдди Дух зла, вестник разрушения и порчи Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Скелет Святой Мертвый Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Эринле Охотник, Земля, Природная Сила Вселенной Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Эшу Обман, Перекресток, Несчастье, Хаос, Смерть, Путешественники, Вестник Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Твин Двойняшки Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Ироко Дерево, Дикая местность Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Да, Нла Первородный Дух Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Что Смерть Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Свет Солнечный свет, Прорицатель Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Логунеде Война и охота Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Мореми Спаситель Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Оба Река Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Обба Страсть к ведению домашнего хозяйства, внутренняя политика Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Обатала Создание Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Тьма Прародитель, Воин Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Война Воины, Солдаты, Кузнецы, Металлисты, Ремесленники Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Слишком Гора, Холм Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
О Сельское хозяйство, Фермерство, Плодородие Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Господин Вода, Здоровье, Богатство Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Учащийся Гора Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Обязательство Прародитель Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Текст Правосудие, Громовержцы Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Оронсен Прародитель Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд

Небо

Мудрость, Знание, Гадание Ифа, Философия, Судьба, Судьба, Пророчество, Бабалаво Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
или Преждежизнь, Загробная жизнь, Судьба, Личность Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд

Осаньин

Трава, Завод, Природа, Травник, Маг Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Ошоши Охота, Лес, Воин, Правосудие Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд

Ошун

Богиня воды, чистоты, плодородия, любви и чувственности. Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Ошунмаре Радуга, Змея, Регенерация, Возрождение Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
я взял Река, Боец Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Заработная плата Штормы, Ветер, Гром, Молния, Мертвые Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Шанго Гром, Молния, Огонь, Справедливость, Танец, Мужественность Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Шигиди Хранитель дома и окружающей среды Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
русалка Богиня Творения, Вода, Луна, Материнство, Защита Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд
Красивый Река Йева Йоруба Люди Религия йоруба Ориша Йорубаленд

Описание и атрибуты майора Ориши [ править ]

Ориша Другие имена Описание и атрибуты Изображение Земные дома и места [14] [15]
Голова Ори — универсальный домашний Ориша, почитаемый всеми в Йорубаленде , как хранитель судьбы. Следовательно, Ори умилостивляют или умиротворяют, чтобы у него была хорошая судьба. Когда у человека уравновешенный характер, он достигает соответствия своему Ори или божественному «я». Говорят, что изображение ори представляет собой 41 каури, связанных вместе в форме короны или тиары, обычно хранящихся в большом сундуке или ограждении, называемом Иль Ори (дом Ори), сделанном из того же материала и настолько большом, насколько может верующий. позволить себе/хотеть, чтобы это было. Символ внутренней головы (ибори) Африка Нигерия Народ йоруба XIX-XX вв. Кожаные стеклянные бусины Раковины каури Художественный музей Далласа_______
Небеса Белка
Свидетель-участник
Зверь
Владелец магазина
Окитибири
Верховный жрец йоруба, мудрец и хранитель оракула Ифа, источника знаний , который, как полагают, наблюдает за знаниями о человеческой форме , чистоте , лечении болезней и уродств. Бабалавос - подчиненные Орумилы как священники, преданные и последователи. Свет или освещение самой Ифа называется Ẹ̀là . Бабалавос и Иянифас призывают свет Элы, призывая присутствие Орунмилы. Многие считают Орунмилу синонимом или аватаром Ẹ̀là, и это имя часто разбивается на значение ( Ọ̀run mí Ẹ̀là ); Небеса порождают откровение/свет . Таким образом, Ифа, Орунмила и Эла рассматриваются как аспекты божественного света, открывающего неизведанное – будь то в прошлом, настоящем или будущем. [16] Адо Экити (Домой)
________
Дом Любви . (источник)
Ёшу (Вечеринка) Понял
Немедленно
В общем
Стена Око
О'дара
По тропе
Эшу, который часто неправильно переводят как «Дьявол» или «Злое существо», на самом деле не является ни тем, ни другим. Его лучше всего называют «Обманщиком», и он причиняет несчастья тем, кто не приносит дань или считается духовными новичками . Также считается «божественным посланником», главным переговорщиком между отрицательными и положительными силами в теле и исполнителем «закона бытия». Говорят, что он помогает усилить силу, получаемую от лекарственных трав и других форм эзотерических технологий.

Эшу — Ориша случайности, случайности и непредсказуемости. Поскольку он лингвист Олоруна и мастер языков, Эшу отвечает за передачу посланий и жертвоприношений от людей Небесному Богу. Говорят, что Эшу, также известный своими фаллическими способностями и подвигами, скрывается у ворот, на шоссе и на перекрестках, где он привносит случайность и несчастный случай в жизнь людей. Он известен под разными именами, включая Элегбара. [17]

Кету , Бенин . (Форма)
_______

Игулу, Экити . (Дом)
_______
Игбети , Ойо . (сайт)
_______
Иворо, Лагос . (сайт)

Фермерская богиня Аджанджеле Ориша сельского хозяйства, открытых полей и сельской местности, он был известен как борец с колдовством. Он был охотником, у которого была собака и флейта, и ему приписывают развитие методов ведения сельского хозяйства. Он связан с ежегодным новым урожаем батата. Медоносные пчелы — его посланники. Ориша Око изображается с большим посохом, на рукоятку которого намотаны рулоны медных струн (Баба) ( Опа Ориша око ) и флейтой из слоновой кости. С любовью , Осун . (Дом, Происхождение)
_______

Стар , штат Ойо . (Дом) [18]

Война Мир
Два благородных
Земная бедность
Кузнец
Ориша железа, войны, героизма и металлургии . Его почитают все, кто работает с металлами и технологиями. Дом Любви , Осун . (источник)
_______

Успехов , Экити . (Дом)
_______
Шеки, Ойо . (партнер)

Баянни Гордость
Аяка
Извини
Баянни или Дада-Аджака был братом Шанго и еще одним сыном Ораньяна . Он был Алаафином Ойо до Шанго и снова после него. Он — Ориша рождения, юноши и дети с натуральными пучками волос, которые растут отдельно тугими локонами (Дада) и часто ассоциируются с процветанием. По некоторым данным, Дада Аджака на самом деле был братом Шанго, а Баянни была женщиной и сестрой. [19] Однако сферы деятельности обоих персонажей во многом переплелись. Он тесно связан с регионом Йева/Эгбадо , и его объектом является диадема/сундук из каури с несколькими струнами и заостренной вершиной (Ṣónṣó Orí), называемая Аде Баянни (корона Баянни). [20] Домашнее счастье . (Дом, Происхождение)
Йемджа Мечтатель
Река
Все
Матрона реки Огон, которая течет из верхних районов штата Ойё ( Оке Огун ), через штат Огун и город Абеокута, прежде чем впасть в лагуну Лагоса ( Ọ̀sà ); другие более мелкие притоки и ручьи посвящены Иемдже по всему Йорубаленду; духовная мать Шанго. По словам Олоришаса, она — это околоплодные воды в утробе беременной женщины, а также грудь, которая питает ребенка. Ее считают защитной энергией женской силы. Ее имя происходит от слов; Йейе-Ọmọ-Ẹja — Значение; Мать детей-рыб — метафора водоемов с рыбой, включая озера и океан. [21] Дом любви , штат Осун . (источник)
_______

Шеки , штат Ойо . (Дом)
_______
Ибара, Абеокута , Государственная медицина . (сайт)

Луна Понимать
Лицом к лицу
Эвуджи
Говорят, что она, вторая жена Шанго, вошла в реку в Осогбо. Жрецы йоруба приписывали ей чувственность, красоту и грациозность, символизируя стремление их народа к ясности и плавным движениям. Она связана с несколькими способностями, включая способность лечить прохладной водой, индукцию плодородия и контроль над женской сущностью. Женщины обращаются к ней для вынашивания ребенка и для облегчения женских недугов. Традиции йоруба описывают ее как любящую детей, и ее вмешательство требуется, если ребенок заболевает. Ошун также известна своей любовью к меду, а крокодилы — ее посланники. Предметы, тесно связанные с Ошун: Латунные веера (Abẹ̀bẹ̀), медные колокольчики (Aja), ножные браслеты и браслеты (Ìdè), латунные мачете (Àdá), латунные заколки для волос (Ìkótí), красные перья попугая (Ikodídẹ) и латунные гребни ( Òyìyà/Òòyà). Игеде, Экити . (Главная, Источник)
_______
Оджому , Коги . (Источник)
_______
Старец , Осун . (Гроув)
Выкрикивать Якута
Король Косо
Ориша грома и молнии. [22] Ассоциируется с мужественностью, мужественностью, огнем, молнией, камнями, воинами Ойо и магнетизмом. Говорят, что он обладает способностями превращать базовые вещества в чистые и ценные. был Оба Ойо он В какой-то момент его истории . Свое прозвище Оба Косо он получил из рассказов о своем бессмертии. Шанго — Ориша молнии, который, как говорят, правил в древние времена королевством Ойо. Также известен как Джакута (Метатель камней) и Оба Косо (Король не вешается). [ нужна ссылка ] Его жены — Оя, Ошун и Оба. [22] Домашнее счастье . (Дом)
_______
Косо, Квара . (от)
Напоминание Ты Великий охотник, рыбак и повелитель воды Ориша, не имевший жены и живший на берегу реки Эринле. Он также известен как великий целитель. Некоторые традиции приписывают ему начало традиции пения Иджала , традиционной устной поэзии с характерным гнусавым звуком, которую в основном исполняли охотники (и в основном ассоциировались с Огуном) из-за его одиночества. [23] Он представлен гладкими черными камнями из реки Эринле , притока, впадающего в реку Осун недалеко от Эде, помещенными в глиняную посуду, наполненную водой. Его объекты — посох из кованого железа с зубцами или ветвями, увенчанный птицами. Аджагбуси.
Платеж Лекарство
Это кошмар
Третья жена бывшего Оба из Ойо по имени Шанго. Она также известна своим вспыльчивым характером, похожим на Санго, и, как говорят, вошла в реку Нигер . Она — божество сильных ветров, бурь и бури, хранительница кладбищ, бурь и трансформации. Она обладает способностью менять формы человека и животных и тесно связана с африканским буйволом . Ее также называют Матерью Девяти (Ия-эсан) в честь девяти рукавов реки. Из-за ее личной силы и природы богини-воительницы ее обычно изображают в компании своего мужа Шанго. Она Ориша возрождения. [ нужна ссылка ] Здесь Оюн , Квара . (Дом)
_______
Ококоро , Аджаша , Бенин (Храм Ия Абессан) [24]
Будущее Аарон Осаньин — самое могущественное божество трав, властвующее над всеми, кто занимается растениями и магией. Представленный в виде одноглазой, одной руки и одной ноги, он является Оришей трав, растений, магии, зелий, чар и исцеления. Осаньина часто изображают как гомеопатического Оришу, что означает, что он часто принимает вид или форму недуга, для лечения или лечения которого его используют. Он также представляет двойственность и баланс природы и двойные грани силы трав; «То, что может сделать вас лучше, может также навредить вам, если использовать его неправильно или злоупотреблять». Его объект — посох Осаньин , ( Опа Осаньин ). Посох состоит из круга маленьких птиц и древка посередине, которое возвышает большую птицу над меньшими. Исаба, Строительство , штат Экити . (Дом, Происхождение).
Мир Редко
Отец Мира
Владелец
Что означает «Господь, правитель мира» и широко опасающийся ориша, он также известен как Сопона , божество оспы, Омолу или Сапата. Как Обалуайе, он Ориша болезней и немощей. Хотя он обладает способностью вызывать оспу и другие болезни, он также связан со способностью исцелять тех, кто страдает этими болезнями. В 20 веке поклонение Обалуайе было запрещено британским колониальным правительством, поскольку считалось, что они намеренно заражают людей оспой. [ нужна ссылка ]
Иегова Ориша реки Йева ассоциируется с кладбищами, ясностью, красотой, мечтами и волшебством. Она живет на кладбище с Обой и Оей. Она приносит души своей сестре Ое, что означает, что она является инициатором начала всех происходящих изменений. Откровенные или громкие речи возле мест ее отправления культа недопустимы. Есть также патаки о том, как этот ориша смог эффективно обмануть саму смерть. Также нельзя поклоняться Йеве рядом с Шанго, поскольку, по словам патаки, он приставал к ней. Йева также отвечает за дарование людям мечты и воображения.
Обатала Ангел мечты
Прорицатель
Спорный
Властелин мира
Старик
Также известен как Ориса-нла/Ошала , что означает «большой Ориша», и Ориша Фанфун ; Белый Ориша . Он также известен как Небесный отец. Его часто отождествляют с чистотой и изображают «Ала», или белой тканью, и «Ẹfun», белым мелом. Большинство предметов, связанных с Обаталой, либо белые, либо прозрачные. Его считают создателем Земли и создателем человеческого тела из глины. Он также известен как защитник людей с ограниченными возможностями/отличных от других. Его любимой супругой была Йемово (Yèyé Mowò). В своей обители Ифон он известен под именем Ошалуфон , а в Эджигбо он носит прозвище Ошагиян / Ошагириян , два популярных аватара Обаталы. Его подношения — африканские наземные улитки (Ìgbin). Ода Ирандже (Дета), Любовь . (Происхождение, Дом)
_______
Ифон , Онун . (Связанный)
_______
Эджигбо , Онун . (Связанный)
Аганжу Аганьюшола Грубо переводится как «тьма пустыни», Аганджу очень тесно связан с Санго и считается Оришей леса, пустыни, вулканов и дикой местности. Первоначально он был королем империи Ойо (см. Алаафин Аганджу сола), прежде чем был обожествлен после его смерти. Он является божеством-покровителем путешествий на большие расстояния, говорят, что ходит с мечом большими шагами, как будто перепрыгивая через препятствия, и, как говорят, сражается, стреляя огнем, в отличие от Санго, который сражается с помощью молний и молний, ​​метая громовые камни ( Ẹdun àrá ). Его объект — двойной топор, похожий на топор Санго, но с более длинной ручкой. Домашнее счастье . (Дом)
Ошоси Магазин
Три охотника
Он Ориша приключений, охоты и леса и еще один покровитель охотников. Он мастер стрельбы из лука (его называют «лучником Ориша») и всегда изображается держащим лук и стрелы, часто с колчаном ( Апо ). Его сила проявляется в скорости и точности его стрел, а также в его гордом утверждении о умственной и физической ловкости. Его объект — латунный железный арбалет ( Ọrún ), часто со свисающими с него веревками каури, и маленькие железные цилиндры, наполненные миниатюрными стрелами ( Ọfà ). [25] Лагерь
Сильнее Невиновный
Шениаде
Первородная сила, присутствующая при творении, Олокун, что означает «Владелец океана», также известна как Имал Окун, «Божество океана». Олокун присутствовал с самого начала творения как андрогинный Ориша, правивший глубинами океана и всеми водами на земле до того, как предполагалось, что Обатала придет и создаст сушу. Они являются родителями Ориша Адже и Олоса и олицетворяют богатство, исцеление и необъятность моря. [ нужна ссылка ] Дом Любви , Осун . (Происхождение, Дом)
Колдовство Салуга
Огугулусо
Не путать с Иями Адже , его еще называют Адже Салуга. Адже — олицетворение и ориша богатства и экономического успеха. Он также является покровителем торговцев, бизнесменов и рынков. Слово йоруба, обозначающее понедельник, называется Aje, поскольку часто это первый день недели, когда открываются рынки. [ нужна ссылка ]
Грусть Полиция Амидулы
Потеря жира
Закон мира
Считающийся основателем народа йоруба и первым Оба Ифе, он также ассоциируется с андрогинным ориша творения. Большинство людей йоруба, и особенно их монархи, заявляют о своем происхождении от Одудувы. Он отец или дед Оранмияна, Санго, Аджаки, Обалуфона и других Оба из Ифе. Он также считается предком Оба из Империи Бенин. Он Ориша Земли и инициатор Огбони , которые возникли из священного города Ифе и отвечают за поддержание социального порядка. Гора Ора . (Происхождение, Дом)
_______

Дом Любви . (Дом)

Оба Мать Первая и самая старшая жена Шанго , она Ориша реки Оба , а также Ориша домашнего очага, энергии, движения, течения времени и жизни. Она наиболее известна тем, что другие жены Шанго обманом заставили ее отрезать ей ухо и попытаться кормить его своему мужу Шанго.

Тьма [ править ]

Ирунмал, от слов; Ìrun , что означает « Происхождение », и Imalẹ̀, что означает « Первоначальное божество », являются изначальными сущностями, посланными Олоруном для выполнения заданных задач, часто выступая в качестве связующего звена между Оде Оруном (невидимым царством) и Илье Айе (физическим царством). [3] Поэтому Ирунмале(и) лучше всего можно охарактеризовать на английском языке как божество высшего ранга; при этом такие божества считаются главными Ориша. Ирунмале или Ималх — это основные основополагающие божества или божественные сущности. Таким образом, все Имале также являются Ориша, но не все Ориша являются Имале.

Реинкарнация [ править ]

Маскарадный танцевальный костюм Эгунгун . в постоянной коллекции Детского музея Индианаполиса

Йоруба верят в Атунву, возможность реинкарнации внутри семьи. Имена Бабатунде (возвращение отца), Йетунде (возвращение матери), Бабатунджи (Отец снова просыпается) и Сотунде (возвращение мудреца) - все они представляют собой яркое свидетельство концепции Ифа семейного или линейного возрождения. [26] Однако нет простой гарантии, что дедушка или двоюродный дедушка «вернутся» с рождением ребенка.

Всякий раз, когда приходит время духу вернуться на Землю (также известную как Рынок) посредством зачатия новой жизни по прямой родословной семьи, одна из составляющих сущностей человеческого существа возвращается, а другая остается на Небесах. (Иколе Орун). Возвращающийся дух делает это в форме Стража Ори. Ори-Хранитель человека, который представлен и содержится в макушке головы, представляет не только дух и энергию предыдущего кровного родственника, но и накопленную мудрость, которую он или она приобрели на протяжении бесчисленных жизней. Это не следует путать с духовным Ори, которое содержит личную судьбу, а вместо этого относится к возвращению на Рынок своей личной крови Ори через новую жизнь и опыт. Первичный Предок (который должен быть указан в вашей Итефе) становится – если вы осознаете эту конкретную энергию и работаете с ней – «проводником» для человека на протяжении всей его жизни. В конце этой жизни они возвращаются к своему идентичному духовному «я» и сливаются в одно, принимая дополнительные знания, полученные из опыта общения с индивидуумом, как форму оплата . [ нужна ссылка ]

Влияние [ править ]

африканской диаспоры Религии

По словам профессора Адамса Абдуллахи Суберу, йоруба были выдающимися государственными деятелями, беспрецедентным образом распространившимися по всему миру; [27] распространение их культуры во многом связано с миграцией: самая последняя миграция произошла в результате работорговли в Атлантике , а также с нигерийцами и бенинузами йоруба, эмигрировавшими в Соединенные Штаты, Великобританию, Бразилию и другие страны Америки и Европы. В доколониальный период многие йоруба были захвачены и проданы для работорговли и перевезены в Аргентину , Бразилию , Кубу , Колумбию , Доминиканскую Республику , Пуэрто-Рико , Тринидад и Тобаго , Сент-Винсент и Гренадины , Уругвай , Венесуэлу и другие части Америки. С собой они несли свои религиозные убеждения. Эта школа мысли интегрировалась в то, что сейчас составляет ядро ​​«линий передачи Нового Света», которые представляют собой разновидность современных африканских религий, происходящих от йоруба: [27] [28] [29] [30]

Вера водун , зародившаяся среди другой этнической группы ( говорящих на гбе народов современного Бенина , Того и Ганы ), имеет влиятельные аспекты в африканской диаспоре в таких странах, как Гаити и Куба , а также Новом Орлеане , Луизиане в и других странах. Соединенные Штаты . [31]

В Латинской Америке религия йоруба находилась в интенсивном синкретизме с христианством , религиями коренных народов и спиритизмом с момента первого прибытия африканских иммигрантов. В Бразилии религия Умбанда родилась в результате богатого взаимодействия верований Латинской Америки. Последователи Умбанды обычно считают себя монотеистами , но почитают католических святых и Оришу как проявления бога или божеств-покровителей . Поклонение Умбанде также включает элементы ритуалов коренных жителей Южной Америки, такие как ритуальное употребление табака и общение с духами умерших индийских воинов ( Кабокло ). [ нужна ссылка ]

В документальном фильме 1949 года Fiestas de Santiago Apóstol en Loíza Aldea антрополог Рикардо Алегрия отметил аналогичную тенденцию в Лоизе, Пуэрто-Рико , утверждая, что близость между чернокожим населением муниципалитета и католическим святым Сантьяго Апостолом может проистекать из того, как он изображается как воин; тема аналогична некоторым изображениям Шанго и Адамса. [32] Эта теория предполагала, что это сходство использовалось населением как скрытая форма почитания своего родового божества. [ нужна ссылка ]

Япония [ править ]

Косикава Ёсиаки [ джа ] , профессор литературы Университета Мэйдзи , стал первым японцем, получившим посвящение в бабалаво в 2013 году. [33]

Ссылки [ править ]

Сноски [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Абимбола, Кола (2005). Культура йоруба: философский отчет (изд. в мягкой обложке). Издательство Ироко Академикс. ISBN  1-905388-00-4 .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Олабимтан, Афулаби (1991). Религия и медицина йоруба в Ибадане . Перевод Джорджа Э. Симпсона. Издательство Ибаданского университета. ISBN  978-121-068-0 . OCLC   33249752 .
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Дж. Олумиде Лукас, Религия йоруба , Ателия Генриетта, PR, 1996. ISBN   0-9638787-8-6
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Олабимтан, Адолаби (1973). Судьба . Лагос, Нигерия: Макмиллан. OCLC   33249752 .
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Янси, Джордж (14 февраля 2021 г.). «Мнение | У смерти много имен» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 26 декабря 2022 г.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Олупона, Джейкоб К. (1 января 1993 г.). «Изучение религиозной традиции йоруба в исторической перспективе» . Нумен . 40 (3): 240–273. дои : 10.1163/156852793X00176 . ISSN   1568-5276 .
  7. ^ Воэкс 1997 , с. 160.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Боладжи Идову (1982). Всемогущий Бог: Бог в вере йоруба . Икеджа, Нигерия: Лонгман. ISBN  0-582-60803-1 .
  9. ^ Обзор (февраль 2011 г.). «Оду-Ифа Ивори Два; Ифа говорит о праведности» . Ифа говорит ... СС Попула, Ифа Дида, Library, INC . Проверено 8 апреля 2012 г.
  10. ^ Опоку, Кофи Асаре (1993), «Африканская традиционная религия: непреходящее наследие» , Религиозное плюрализм в Африке , DE GRUYTER, doi : 10.1515/9783110850079.67 , ISBN  978-3-11-085007-9
  11. ^ Холлидей, Уильям Д. (8 сентября 2018 г.). « Полуземля: Борьба нашей планеты за жизнь» Эдварда О. Уилсона, 2017. [рецензия на книгу]» . Канадский полевой натуралист . 132 (1): 78. doi : 10.22621/cfn.v132i1.2129 . ISSN   0008-3550 .
  12. ^ Leeming & Leeming 2009 - запись «Творение йоруба». Йоруба . Издательство Оксфордского университета. 1994. ISBN  978-0-19-510275-8 . Проверено 30 апреля 2010 г.
  13. Концепция Бога: Народ йоруба. Архивировано 11 июля 2020 года в Wayback Machine на предмет приемлемости перевода.
  14. ^ Алаби, Адетайо (19 августа 2021 г.). Устные формы нигерийской автобиографии и жизнеописаний . Рутледж. ISBN  978-1-000-42886-5 . Проверено 27 июля 2023 г.
  15. ^ Оригунва, Обафеми (20 мая 2015 г.). Основы образа жизни штата Орисса . Лулу.com. п. 127. ИСБН  978-1-329-15169-7 . Проверено 27 июля 2023 г.
  16. ^ Кумари, Айеле (23 июня 2020 г.). Рабочая тетрадь Исэсе по духовности . Айеле Кумари. п. 61 . Проверено 22 сентября 2023 г.
  17. ^ Курландер, Гарольд (март 1973 г.). Сказки о богах и героях йоруба . Корона Паб. ISBN  978-0517500637 .
  18. ^ Олупона, Якоб Кхинде; Рей, Терри (2008). Преданность Шриши как мировая религия: глобализация религиозной культуры йоруба . Университет Висконсин Пресс. п. 115. ИСБН  978-0-299-22464-6 . Проверено 20 сентября 2023 г.
  19. ^ Доктор философии, Патрисия Монаган (1 апреля 2014 г.). Энциклопедия богинь и героинь . Новая Всемирная библиотека. п. 6. ISBN  978-1-60868-218-8 . Проверено 14 октября 2023 г.
  20. ^ «X77.903 Аде Баянни (корона каури) | Музей Фаулера в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе» . Музей Фаулера в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе . Проверено 14 октября 2023 г.
  21. ^ М. Смит, Омари Тункара. «Управление священным, искусством йоруба, ритуалами и сопротивлением в бразильском кандомбле» (PDF) . iu.edu . Проверено 28 июля 2023 г.
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Симпсон, Джордж Итон (декабрь 1962 г.). «Культ Шанго в Нигерии и Тринидаде» . Американский антрополог . 64 (6): 1205. doi : 10.1525/aa.1962.64.6.02a00050 . Проверено 17 июня 2024 г.
  23. ^ Барнс, Сандра Т. (22 июня 1997 г.). Африканский Огун: Старый Свет и Новый . Издательство Университета Индианы. п. 148. ИСБН  978-0-253-11381-8 . Проверено 27 июля 2023 г.
  24. ^ Верже, Пьер (1970). «Заметки о культе Ориса и Водуна в Баии: залив Всех Святых в Бразилии и древний Невольничий Берег в Африке» (на французском языке). ИФАН . Проверено 22 августа 2023 г.
  25. ^ Томпсон, Роберт Фаррис (26 мая 2010 г.). Вспышка духа: африканское и афроамериканское искусство и философия . Издательская группа Кнопфа Doubleday. п. 57. ИСБН  978-0-307-87433-7 . Проверено 18 сентября 2023 г.
  26. ^ Омобола, Одеджоби. «Влияние культуры йоруба на христианское религиозное богослужение». Международный J. Soc. наук. & Образование . 4 : 586.
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Акинтойе, профессор С.А. (2010). История народа йоруба . Издательство Амалион. ISBN  978-2-35926-005-2 . АСИН   2359260057 .
  28. ^ Браун (доктор философии), Дэвид Х. (2003). Сантерия на троне: инновации в афро-кубинской религии . Издательство Чикагского университета . ISBN  0-226-07610-5 .
  29. ^ Одиозный (2010). «Антропология: [Йоруба]» . Антроцивитас Онлайн . Проверено 27 марта 2011 г.
  30. ^ Караде, Баба Ифа (1994). Справочник религиозных концепций йоруба . Йорк-Бич, Нью-Йорк: Weiser Books. ISBN  0-87728-789-9 .
  31. ^ Фандрич, Ина Дж. (2007). «Влияние йоруба на гаитянское вуду и новоорлеанское вуду». Журнал исследований чернокожих . 37 (5 (май)): 775–791. дои : 10.1177/0021934705280410 . JSTOR   40034365 . S2CID   144192532 .
  32. ^ Эрнандес 2002 , стр. 125
  33. ^ «База данных факультетов - Косикава Ёсиаки» .

Библиография [ править ]

  • Эрнандес, Кармен Долорес (2002). Рикардо Алегрия: Жизнь (на испанском языке). Центр перспективных исследований Карибского бассейна, Пуэрто-риканский гуманитарный фонд, Институт пуэрто-риканской культуры, Пуэрто-риканская историческая академия. ISBN  1563282100 .
  • Вокс, Роберт А. (1997). Священные листья Кандомбле: африканская магия, медицина и религия в Бразилии . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. ISBN  9780292787315 .

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e4ca9725d4a5051b124cf1217e73b9d1__1719334380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/d1/e4ca9725d4a5051b124cf1217e73b9d1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yoruba religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)