Jump to content

Унитаризм

Унитаризм (от латинского unitas «единство, единство») — нетринитарная ветвь христианства . [1] Христиане-унитаристы подтверждают единую природу Бога как единственного и уникального творца вселенной . [1] верьте, что Иисус Христос был вдохновлен Богом в своих моральных учениях и что он является спасителем человечества, [1] [2] [3] но он не равен самому Богу. [1] [2] [4]

Унитаризм был установлен для того, чтобы восстановить « первобытное христианство до того, как возникнут более поздние развращения». [5] Точно так же христиане-унитарии обычно отвергают доктрину первородного греха . [6] [7] Церковное искусство унитарианства может включать либеральные конфессии или более консервативные унитарные христианские деноминации , причем последние известны как библейские унитаристы . [8] [9]

Рождение унитарной веры приближается к радикальной Реформации , начавшейся почти одновременно среди протестантских [10] Польские братья в Речи Посполитой и в Княжестве Трансильвания в середине 16 века; [11] Первой унитарной христианской деноминацией, которая, как известно, возникла в то время, была Унитарная церковь Трансильвании , основанная унитарным проповедником и теологом Ференцем Давидом ( ок. 1520–1579 ). [11] Среди ее приверженцев было значительное количество итальянцев , которые укрылись в Богемии , Моравии , Польше и Трансильвании, чтобы спастись от религиозных преследований, учиненных против них Римско-католической и Магистерской протестантской церквями. [11] [12] [13] [14] В 17 веке значительные репрессии в Польше заставили многих унитарианцев бежать или быть убитыми за свою веру. [12] С 16 по 18 века унитарии в Британии часто сталкивались со значительными политическими преследованиями, в том числе Джон Биддл , Мэри Уолстонкрафт и Теофил Линдси . В Англии первая унитарная церковь была основана в 1774 году на Эссекс-стрит в Лондоне . [15] где британских унитаристов . до сих пор находится штаб-квартира [16]

Как это типично для диссидентов и нонконформистов , унитаризм не представляет собой единую христианскую деноминацию ; скорее, это относится к совокупности как существующих, так и исчезнувших христианских групп (как исторически связанных друг с другом, так и нет), которые разделяют общую богословскую концепцию единой природы Бога. Унитарные христианские общины и церкви возникли в Центральной Европе (в основном в Румынии и Венгрии ), Ирландии , Индии , Ямайке , Японии , Канаде , Нигерии , Южной Африке , Великобритании и США . В Британской Америке различные школы унитарного богословия сначала распространились в колониях Новой Англии , а затем и в Среднеатлантических штатах . Первое официальное принятие унитарной веры со стороны общины в Северной Америке произошло в Королевской часовне в Бостоне, откуда Джеймс Фримен начал преподавать унитарную доктрину в 1784 году и был назначен ректором. Позже, в 1785 году, он создал переработанную Унитарную Книгу общих молитв, основанную на работе Линдси. [17]

Терминология [ править ]

Унитаризм является существительным собственным и следует тому же английскому употреблению, что и другие христианские теологии, которые развились внутри религиозной группы или деноминации (например , кальвинизм , анабаптизм , адвентизм , лютеранство , веслианство и т. д.). [18] Этот термин существовал незадолго до того, как стал названием отдельной религиозной традиции, поэтому иногда он используется как нарицательное существительное для описания любого понимания Иисуса Христа , которое отрицает учение о Троице или подтверждает веру в то, что Бог — это только одна личность . В этом случае это будет нетринитарная система убеждений, не обязательно связанная с унитарным движением. [19] [20] [21] Например, унитарное движение никогда не признавало божественность Иисуса и, следовательно, не включало в себя те нетринитарные системы убеждений, которые это признают, такие как пятидесятничество единственников , Международная объединенная пятидесятническая церковь , Церковь Истинного Иисуса и труды Михаила Сервета (все которые утверждают, что Иисус есть Бог как отдельная личность). Недавно некоторые религиозные группы приняли термин «библейский унитаризм» XIX века , чтобы отличить свою теологию от унитаризма. [22]

и отличается от него Унитаризм — это христианская теология и практика, которая предшествует унитарному универсализму . [23] [24] [25] [26] В 1890-х годах Американская унитарианская ассоциация начала разрешать нехристианским и нетеистическим церквям и отдельным лицам быть частью своего сообщества. [27] В результате людей, не придерживавшихся унитарной веры, стали называть унитариями, потому что они были членами церквей, принадлежавших Американской унитарной ассоциации. Спустя несколько десятилетий количество нетеистических членов превысило численность богословских унитарианцев. [28]

История [ править ]

Давид Ференц выступает с речью на сейме в Торде (1568 г.) в Венгерском королевстве (сегодня Турда , Румыния ). Картина Аладара Кёрёсфёи-Криша (1896).

Унитаризм, как богословие, так и как конфессиональная семья церквей , был определен и развит в Польше, Трансильвании, Англии, Уэльсе, Индии, Японии, Ямайке, Соединенных Штатах и ​​​​за их пределами в 16 веке и по настоящее время. [29] [30] Хотя общие убеждения существовали среди унитарианцев в каждом из этих регионов, первоначально они развивались независимо друг от друга. Лишь позже они оказали влияние друг на друга и накопили больше сходства. [31]

Ecclesia Minor или Малая реформатская церковь Польши , более известная сегодня как « Польские братья» , родилась в результате спора, начавшегося 22 января 1556 года, когда Петр Гонёндзинский (Петер Гонезюс), польский студент, выступил против учение о Троице во время генерального синода реформатских ( кальвинистских ) церквей Польши, проходившего в селе Сецемин . [32] После девяти лет дебатов, в 1565 году, антитринитаристы были исключены из существующего синода Польской реформатской церкви (отныне Ecclesia maior ) и стали проводить собственные синоды как Ecclesia major . Хотя люди со стороны часто называли его « арианцами », взгляды Фаусто Соццини (Faustus Socinus) стали стандартом в церкви, и эти доктрины были совершенно далеки от арианства. Социнусы были настолько важны для формулирования их верований, что за пределами Польши их обычно называли социнианцами . [33] Польские братья были распущены в 1658 году Сеймом ( польским парламентом). Им было приказано перейти в католицизм или покинуть Польшу. Большинство из них отправились в Трансильванию или Голландию, где приняли имя «унитариев». Между 1665 и 1668 годами внук Социна, Анджей Вишовати-старший , опубликовал Bibliotheca Fratrum Polonorum quos Unitarios vocant ( «Библиотека польских братьев, которых называют унитариями» , 4 тома, 1665–1669). [ нужна ссылка ]

Унитарная церковь в Трансильвании была впервые признана Тордским эдиктом , изданным трансильванским сеймом под руководством принца Иоанна II Сигизмунда Заполи (январь 1568 г.). [34] и сначала его возглавил Ференц Давид (бывший кальвинистский епископ, который начал проповедовать новое учение в 1566 году). Термин «унитарий» впервые появился как unitaria religio в документе сейма Лекфальвы , Трансильвания , 25 октября 1600 года, хотя он не получил широкого распространения в Трансильвании до 1638 года, когда был опубликован формальный recepta Unitaria Religio . [ нужна ссылка ]

Слово «унитарианцы» циркулировало в частных письмах в Англии в отношении импортированных копий таких публикаций, как « Библиотека польских братьев, которых называют унитарианцами» (1665 г.). Генри Хедворт был первым, кто использовал слово «унитарианцы» в печати на английском языке (1673 г.), и это слово впервые появляется в названии книги Стивена Ная « Краткая история унитарианцев», называемых также социнианцами (1687 г.). Движение приобрело популярность в Англии после эпохи Просвещения и начало становиться официальной деноминацией в 1774 году, когда Теофил Линдси организовал встречи с Джозефом Пристли , основав первую в стране открыто унитарную общину. Это произошло в церкви на Эссекс-стрит в Лондоне. [15] Официальная терпимость пришла в 1813 году .

Первое официальное принятие унитарной веры со стороны общины в Америке произошло в Королевской часовне в Бостоне, где в 1782 году поселился Джеймс Фримен (1759–1835), а в 1785 году переработанный Молитвенник стал мягкой унитарной литургией. В 1800 году стал Джозеф Стивенс Бакминстер священником церкви на Брэттл-стрит в Бостоне, где его блестящие проповеди, литературная деятельность и академическое внимание к немецкой «новой критике» помогли сформировать последующий рост унитаризма в Новой Англии. Унитарист Генри Уэр (1764–1845) был назначен профессором богословия Холлиса в Гарвардском колледже в 1805 году. Затем Гарвардская школа богословия отошла от своих консервативных корней и стала преподавать унитарное богословие (см. Гарвард и унитаризм ). Близкий соратник Бакминстера Уильям Эллери Ченнинг (1780–1842) поселился в Федеральной уличной церкви в Бостоне в 1803 году и через несколько лет стал лидером унитарного движения. Теологическая битва с конгрегационалистскими церквями привела к формированию Американская унитарная ассоциация в Бостоне в 1825 году. Конечно, унитарное богословие «перенималось» конгрегационалистами, начиная с 1820-х годов. В это время это движение также заметно в Англии. [35]

Первой школой, основанной унитариями в США, был Либеральный институт Клинтона в Клинтоне, округ Онейда, штат Нью-Йорк , основанный в 1831 году.

Убеждения [ править ]

«Бог един» ( Egy az Isten Витраж ) в унитарной церкви в Будапеште , Венгрия.

Христология [ править ]

Унитаристы утверждают, что Троица , в отличие от унитаризма, не придерживается строгого монотеизма. Унитаристы утверждают, что Иисус был великим человеком и пророком Бога, возможно, даже сверхъестественным существом, но не самим Богом. [2] Они верят, что Иисус не претендовал на звание Бога и что его учение не предполагало существования триединого Бога .

Унитарную христологию можно разделить в зависимости от того, существовал ли Иисус дочеловеческий период или нет. Обе формы утверждают, что Бог — это одно существо и одна личность , и что Иисус — (или) Сын Божий , но, как правило, не сам Бог. [36]

В начале 19 века унитарист Роберт Уоллес выделил в истории три конкретных класса унитарных доктрин:

  • Ариане , верившие в предсуществование Логоса ;
  • Социниан , отрицавший его предсуществование, но соглашавшийся с тем, что Христу следует поклоняться ;
  • «Строгие унитарианцы» , которые, веря в «непередаваемую божественность Бога», отрицали поклонение «человеку Христу». [37] [38]

Унитаризм считается фактором упадка классического деизма , потому что были люди, которые все чаще предпочитали идентифицировать себя как унитарии, а не деисты. [39]

Некоторые принципы унитаризма совпадают с преобладающим мусульманским взглядом на Иисуса и исламским пониманием монотеизма . [40]

«Социнианская» христология [ править ]

Фаусто Соццини был итальянским богословом, который помог определить унитаризм, а также служил церкви польских братьев .

Христология, обычно называемая « социнианской » (в честь Фаусто Соццини , одного из основателей унитарного богословия), относится к вере в то, что Иисус Христос начал свою жизнь, когда родился человеком. учение о том, что Иисус существовал до Другими словами, отвергается своего человеческого тела. Существуют различные точки зрения, начиная от веры в то, что Иисус был просто человеком ( псилантропизм ), который из-за своего величия был усыновлен Богом как Его Сын ( адопционизм ), до веры в то, что Иисус буквально стал сыном Божьим , когда он был зачат Богом. Святой Дух . [ нужна ссылка ]

Эта христология существовала в той или иной форме до Соццини. Феодот Византийский , [41] Артемон [42] и Павел Самосатский [43] отрицал предсуществование Христа. Эти идеи были продолжены Марцеллом Анкирским и его учеником Фотином в IV веке нашей эры. [44] [45] В движениях радикальной реформации и анабаптизма 16 века эта идея вновь всплыла на поверхность у дяди Соццини, Лелио Соццини . Побудив польских братьев официально провозгласить эту веру в Раковском катехизисе , Фаусто Соццини невольно в конечном итоге дал свое имя этой христологической позиции, [46] который продолжился с английскими унитариями, такими как Джон Биддл , Томас Белшам , Теофил Линдси и Джеймс Мартино . В Америке большинство ранних унитаристов были «арианцами» в христологии (см. ниже), но среди тех, кто придерживался «социнианских» взглядов, был Джеймс Фримен . [ нужна ссылка ]

Что касается непорочного зачатия Иисуса, среди тех, кто отрицал предсуществование Христа, некоторые придерживались этого, а другие нет. Его отрицание иногда приписывают эвионитам ; однако Ориген ( Contra Celsum v.61) и Евсевий ( HE iii.27) указывают, что некоторые эбиониты действительно приняли непорочное зачатие. [47] С другой стороны, Феодот Византийский , Артемон и Павел Самосатский — все приняли непорочное зачатие. [48] На заре унитаризма истории о непорочном зачатии были приняты большинством. Было много унитаристов, которые ставили под сомнение историческую точность Библии, в том числе Саймон Будни , Джейкоб Палеолог , Томас Белшам и Ричард Райт , и это заставило их усомниться в истории непорочного зачатия. [49] [50] [51] [52] Начиная с Англии и Америки в 1830-х годах и проявляя себя прежде всего в трансценденталистском унитаризме , возникшем из немецкой либеральной теологии, связанной прежде всего с Фридрихом Шлейермахером , популярность псилантропистской точки зрения возросла. [53] Его сторонники придерживались интеллектуального и гуманистического подхода к религии. Они приняли эволюционные концепции, утверждали «врожденную доброту человека» и отказались от доктрины библейской непогрешимости , отвергая большинство чудесных событий в Библии (включая непорочное зачатие). Яркими примерами являются Джеймс Мартино , Теодор Паркер , Ральф Уолдо Эмерсон и Фредерик Генри Хедж . Знаменитый американский унитарист Уильям Эллери Ченнинг верил в непорочное зачатие до тех пор, пока в своей жизни он не начал сотрудничать с трансценденталистами. [54] [55] [56]

Арианство [ править ]

Константин I сжигает арианские книги, иллюстрация из книги канонического права, ок. 825.

Арианство часто считают формой унитаризма. [57]

Христология Логос арианства утверждает, что Иисус до своей человеческой жизни существовал как , или Слово, существо, рожденное или созданное Богом, которое обитало с Богом на небесах. [ нужна ссылка ] Существует множество разновидностей этой формы унитаризма, начиная от веры в то, что Сын был божественным духом той же субстанции (так называемого субординационизма ) или субстанции, сходной с духом Бога (так называемого полуарианства ), до веры в то, что Он был ангел или другое меньшее духовное существо совершенно отличной от Бога природы. [ нужна ссылка ] Не всех этих взглядов обязательно придерживался Арий , тезка этой христологии. Оно по-прежнему нетринитарно, потому что, согласно этой системе верований, Иисус всегда был ниже Бога, хотя и выше людей. Арианская христология не была точкой зрения большинства среди унитаристов в Польше, Трансильвании или Англии. И только с приходом американского унитаризма оно закрепилось в унитарном движении. [ нужна ссылка ]

Среди раннехристианских богословов, веривших в предсуществующего Иисуса, подчиненного Богу-Отцу, были Лукиан Антиохийский , Евсевий Кесарийский , Арий , Евсевий Никомидийский , Астерий Софист , Евномий и Ульфила , а также Феликс, епископ Уржель . Сторонники этой христологии также связывают ее (более спорно) с Юстином Мучеником и Ипполитом Римским . Антитринитарист Михаил Сервет не отрицал предсуществование Христа, поэтому, возможно, он верил в него. [58] [ ненадежный источник? ] (В своем «Трактате о Божественной Троице» Сервет учил, что Логос (Слово) был отражением Христа, и «это отражение Христа было «Словом с Богом», которое состояло из Самого Бога, ярко сияющего на небесах», и это был Сам Бог» [59] и что «Слово было самой сущностью Божией или проявлением сущности Божией, и не было в Боге никакой другой субстанции или ипостаси, кроме Его Слова, в светлом облаке, где тогда, казалось, существовал Бог. И в том самом месте лицо и личность Христа сияла ярко». [59] ) Исаак Ньютон тоже придерживался арианских убеждений. [60] [61] [62] Среди известных арианских унитаристов XIX века Эндрюс Нортон. [63] и Уильям Эллери Ченнинг (в ранние годы). [64]

Другие убеждения [ править ]

Хотя не существует конкретного авторитета в отношении убеждений унитаристов, кроме отрицания Троицы, общепринятыми являются следующие убеждения: [65] [66] [67] [68] [69] [70]

  • Единый Бог и единство или единство Бога.
  • Жизнь и учение Иисуса Христа представляют собой образцовый образец жизни.
  • Разум, рациональное мышление, наука и философия сосуществуют с верой в Бога.
  • Люди обладают способностью проявлять свободу воли ответственным, конструктивным и этичным образом с помощью религии.
  • Человеческая природа в ее нынешнем состоянии не является ни испорченной, ни испорченной по своей сути (см. первородный грех ), но способна творить как добро, так и зло, как и задумал Бог.
  • Ни одна религия не может претендовать на абсолютную монополию на Святой Дух или богословские истины.
  • Хотя авторы Библии были вдохновлены Богом, они были людьми и, следовательно, подвержены человеческим ошибкам.
  • Традиционные доктрины предопределения . , вечного проклятия и теории заместительной жертвы и удовлетворения в рамках Искупления недействительны, поскольку они очерняют характер Бога и скрывают истинную природу и миссию Иисуса Христа [71]

В 1938 году журнал «Христианский лидер» приписал унитарианцам « Иисуса религию , а не об религию Иисусе ». [72] хотя эту фразу ранее использовал конгрегационалист Роллин Линд Хартт в 1924 году. [73]

Поклонение [ править ]

Поклонение в рамках унитарной традиции учитывает широкий спектр представлений о Боге , в то время как центром служения может быть просто прославление самой жизни. Каждая унитарная община имеет право разрабатывать свою собственную форму поклонения, хотя обычно унитарии зажигают свою чашу (символ веры), имеют историю для всех возрастов; и включать проповеди, молитвы, гимны и песни. Некоторые из них позволят участникам публично поделиться своими недавними радостями или проблемами. [74]

унитарные христианские организации Современные

Первый унитарианский молитвенный дом в Мэдисоне, штат Висконсин , спроектированный унитарием Фрэнком Ллойдом Райтом.

Этот раздел относится к сегодняшним унитарным церквям и организациям, которые по-прежнему являются чисто христианскими, как внутри унитарного универсализма, так и за его пределами. Унитарный универсализм, напротив, относится к принятию нехристианских религий.

группы Международные

Некоторые христианские группы унитариев входят в Международный совет унитаристов и универсалистов (ICUU), основанный в 1995 году. [75] ICUU имеет группы «полноправных членов» в Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, Канаде, Чехии, Дании, EUU, Финляндии, Германии, Венгрии, Индонезии, Индии, Нигерии, Пакистане, Филиппинах, Польше, [76] Румыния, ЮАР, Испания. Шри-Ланка и США. Бразилия является временным членом. [77]

В состав ICUU входят небольшие «ассоциированные группы», в том числе Congregazione Italiana Cristiano Unitariana, Турин (основана в 2004 году). [78] [79] и Унитарная ассоциация Бет Давида, Осло (основана в 2005 г.). [80]

Трансильвания (Румыния) [ править ]

Укреплённая церковь Даржиу укреплённая церковь XIII века, принадлежащая Унитарной церкви Трансильвании . Это единственная унитарная укрепленная церковь в Трансильвании, внесенная в ЮНЕСКО наследия список Всемирного .

Самая крупная унитарная деноминация в мире сегодня также является старейшей унитарной деноминацией (с 1565 года, первое использование термина «унитарианство» — 1600 год): [81] Унитарная церковь Трансильвании Румынии , находящаяся в унии с Унитарной церковью в Венгрии). Церковь в Трансильвании по-прежнему руководствуется декларацией веры Summa Universae Theologiae Christianae secundum Unitarios (1787 г.), хотя сегодня согласие на это не требуется. Современная унитарная церковь в Венгрии (25 000 членов) и Трансильванская унитарная церковь (75 000 членов) входят в состав Международного совета унитаристов и универсалистов (ICUU) и заявляют о преемственности исторической унитарной христианской традиции, установленной Ференцем Давидом в 1565 году в Трансильвании под Иоанн II Сигизмунд Заполя . Унитарные церкви в Венгрии и Трансильвании структурированы и организованы в соответствии с церковной иерархией, которая включает в себя избрание синодом национального епископа, который выполняет функции суперинтенданта церкви. Многие венгерские унитаристы придерживаются принципов рационалистического унитаризма. [82] Унитарные средние школы существуют только в Трансильвании (Румыния), включая Унитарную академию Иоанна Сигизмунда в Клуж-Напоке , Протестантский теологический институт Клужа и Гимназиум Берде Мозеса Унитариуса в Кристуру Секуиеске ; оба преподают рационалистический унитаризм. [ нужна ссылка ]

Соединенное Королевство [ править ]

Зеленая унитарная церковь Ньюингтона в Лондоне, Англия. Построенная в 1708 году, это старейшая нонконформистская церковь в Лондоне. действующая

Унитарная христианская ассоциация (UCA) была основана в Соединенном Королевстве в 1991 году преподобным Ланселотом Гаррардом (1904–93). [83] и другие для продвижения конкретно христианских идей в рамках Генеральной ассамблеи унитарных и свободных христианских церквей (GAUFCC), национального унитарного органа Великобритании. Точно так же, как UUCF и ICUU поддерживают формальные связи с Унитарной универсалистской ассоциацией в США, UCA является дочерней организацией GAUFCC в Великобритании. [ нужна ссылка ]

Большинство унитарных христианских публикаций спонсируются организациями и публикуются специально для их членов. Как правило, они не служат инструментом миссионерской работы или поощрения обращения. [ нужна ссылка ]

Индия [ править ]

В Индии три разные школы унитарной мысли оказали влияние на различные движения, в том числе Брахмо Самадж , Унитарную церковь холмов Кхаси , [84] и Унитарная христианская церковь Ченнаи в Мадрасе, основанная в 1795 году. [85] По состоянию на 2011 год «Тридцать пять общин и восемь стипендий, включающих почти 10 000 унитаристов, теперь образуют Унитарный союз Северо-Восточной Индии». [86]

США [ править ]

Американская унитарная конференция (AUC) была основана в 2000 году и занимает промежуточное положение между UUA и ICUU, придерживаясь христианского элемента современного унитаризма. Американская унитарная конференция открыта для нехристианских унитаристов и пользуется особой популярностью среди нехристианских теистов и деистов . [87] По состоянию на 2009 год у AUC есть три собрания в США. [88]

Unitarians Christian Ministries International — унитарное министерство, зарегистрированное в Южной Каролине до своего роспуска в 2013 году, когда оно слилось с Унитарной христианской развивающейся церковью. Унитарная христианская новая церковь недавно претерпела реорганизацию и сегодня известна как Унитарная христианская церковь Америки. Кроме того, Альянс и министерства унитарной универсалистской веры следуют прогрессивному христианскому формату, отдавая дань уважения Священному Пространству и Духовности Творения. [89]

Унитарная христианская церковь Америки (UCCA) была образована 1 октября 2016 года в результате слияния Унитарной христианской новой церкви и Унитарной христианской конференции. Текущее служение церкви в Интернете и на местных собраниях общения. Нынешним старшим пастором и нынешним президентом UCCA является преподобный доктор Шеннон Роджерс. В UCCA есть как рукоположенные, так и миряне. [90]

Австралия и Новая Зеландия [ править ]

Первая унитарная церковь в Австралии была построена в 1854 году в Мельбурне, а вскоре за ней последовали часовни в Сиднее и Аделаиде, а затем и в региональных центрах, включая Балларат. [91] [92] Современная церковь, больше не являющаяся унитарным христианином, сохраняет собственность в Аделаиде, Сиднее и Мельбурне, а также небольшие общины в других местах в Австралии и Новой Зеландии. [93]

Южная Африка [ править ]

Унитарное движение в Южной Африке было основано в 1867 году Дэвидом Фором . [94] член известной семьи Кейпов. Он столкнулся с передовой либеральной религиозной мыслью во время учебы в Лейденском университете в Нидерландах для служения Голландской реформатской церкви в Кейптауне .

Ирландия [ править ]

В Ирландии есть две действующие унитарные церкви : одна в Дублине, а другая в Корке. Обе церкви являются членами Пресвитерианской церкви Ирландии, не подписавшейся на нее .

Дания [ править ]

Унитаризм пришел в Данию поздно. Часть вдохновения пришла из Норвегии и Англии – членов семьи основателей и жены Эдварда Грига. В 1900–1918 годах священником общества был Уффе Биркедал, который ранее был лютеранским священником. Он провел первое богослужение 18 февраля 1900 года. Учредительное общее собрание 18 мая 1900 года избрало Мэри Бесс Вестенхольц первым председателем Общества. Информационный бюллетень Общества назывался «Protestantisk Tidende» в 1904–1993 годах, а затем был переименован в «Unitaren», что отражало постепенное изменение восприятия себя частью Датской лютеранской церкви на такое, где это больше не предполагалось ( [95] ).

Библейские унитарии [ править ]

Библейский унитаризм определяет христианскую веру в то, что Библия учит, что Бог-Отец — это одно единственное существо , а Иисус Христос — отдельное существо, его сын, но не божественный. [96] Некоторые конфессии используют этот термин для описания себя, проясняя различие между ними и теми церквями, которые с конца 19 века превратились в современный британский унитаризм и, прежде всего в Соединенных Штатах, в унитарный универсализм . [96] В Италии 16-го века библейский унитаризм был основан на идеях нетринитарных богословов Лелио и Фаусто Соццини , основателей социнианства ; [97] их доктрина была принята и получила дальнейшее развитие Унитарной церковью Трансильвании в 16 и 17 веках. [98] Сегодня это представлено церквями, связанными с христианской церковью в Италии . [99]

унитарии Известные

Сэр Исаак Ньютон придерживался арианских взглядов.

Среди известных унитаристов — композиторы-классики Эдвард Григ и Бела Барток ; Ральф Уолдо Эмерсон , Теодор Паркер , Ивеон Сон и Томас Лэмб Элиот в богословии и служении; Оливер Хевисайд , Эразм Дарвин , Джозеф Пристли , Джон Арчибальд Уиллер , Лайнус Полинг , сэр Исаак Ньютон [100] и изобретатель сэр Фрэнсис Рональдс [101] [102] в науке; Джордж Буль по математике; Сьюзан Б. Энтони в гражданском правительстве; Фрэнсис Эллен Уоткинс Харпер , Уитни Янг из Национальной городской лиги и Флоренс Найтингейл в области гуманизма и социальной справедливости; Джон Боуринг , Сэмюэл Тейлор Кольридж и Элизабет Гаскелл в литературе; Фрэнк Ллойд Райт в искусстве; Джозайя Веджвуд , Ричард Пикок [103] и Сэмюэл Картер, член парламента [104] в промышленности; Томас Старр Кинг в служении и политике; и Чарльз Уильям Элиот в сфере образования. Джулия Уорд Хоу была лидером женского избирательного движения, первой женщиной, избранной в Академию искусств и литературы, а также автором « Боевого гимна Республики », томов стихов и других произведений. в Итаке, штат Нью-Йорк, вырос в семье квакеров Хотя Эзра Корнелл , основатель Корнельского университета , он посещал унитарную церковь и был одним из основателей Первой унитарной церкви Итаки. Эрамус Дарвин Шаттак, подписавший Конституцию штата Орегон, основал первую унитарную церковь в Орегоне в 1865 году. [105]

Фрэнсис Эллен Уоткинс Харпер была аболиционисткой, журналисткой и суфражисткой, связанной как с американским унитаризмом, так и с Африканской методистской епископальной церковью .

Одиннадцать Нобелевских премий присуждены унитариям: Роберт Милликен [106] и Джон Бардин (дважды) по физике; Эмили Грин Балч , Альберт Швейцер и Лайнус Полинг за мир; Джордж Уолд и Дэвид Х. Хьюбел в медицине; Лайнус Полинг по химии; и Герберт А. Саймон по экономике. [ нужна ссылка ]

Четыре президента Соединенных Штатов были унитариями: Джон Адамс , Джон Куинси Адамс , Миллард Филлмор и Уильям Говард Тафт . [107] Адлай Стивенсон II , кандидат в президенты от Демократической партии в 1952 и 1956 годах, был унитарием; он был последним унитарием, выдвинутым крупной партией на пост президента в 2020 году. [ нужна ссылка ] был самопровозглашенным материалистом, Несмотря на то, что Томас Джефферсон он был сторонником унитаризма до такой степени, что предполагал, что он станет преобладающей религией в Соединенных Штатах. [108]

В Соединенном Королевстве, хотя унитаризм был религией лишь незначительного меньшинства населения, его последователи оказали огромное влияние на викторианскую политику не только в крупных городах – Бирмингеме , Лидсе , Манчестере и Ливерпуле – но и в меньших сообществах, таких как Лестер , где было так много мэров-унитариев, что унитарная часовня была известна как «Гнездо мэров». [109] Многочисленные семьи унитариев имели большое значение в социальной и политической жизни Великобритании с викторианских времен до середины 20 века. В их число входили Неттлфолды , Мартино , Луптоны , Китсоны , Чемберлены и Кенриксы. [110] [111] В Бирмингеме, Англия , в 1862 году была открыта унитарная церковь – Церковь Мессии. Она стала культурным и интеллектуальным центром всего общества, местом, где идеи об обществе открыто и критически обсуждались. [примечание 1]

Среди других унитаристов — сэр Тим Бернерс-Ли , изобретатель Всемирной паутины , [114] Ланселот Уэр , основатель Mensa , сэр Адриан Боулт , дирижер, Рэй Курцвейл , известный изобретатель и футурист, и К. Киллик Миллард , основатель общества «Достоинство умирающих» , поддерживающего добровольную эвтаназию. Рам Мохан Рой , индийский реформатор 18-го века, был унитарием, опубликовавшим книгу под названием « Заповеди Иисуса» . [115]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. В конгрегацию Генри В. Кросски входил Джозеф Чемберлен , отец премьер-министра Великобритании Невилла Чемберлена. [109] и Артур, его младший брат, женатый на Луизе Кенрик; Уильям Кенрик, его зять, женатый на Мэри Чемберлен; и сэр Томас Мартино , который был племянником Гарриет Мартино , другого откровенного общественного деятеля и писателя. Сэр Томас Мартино (умер в 1893 г.) был связан с семьей Чемберленов браком ; Сэр Томас женился на Эмили Кенрик, сестре Флоренс Чемберлен, урожденной Кенрик. [112] В Ламбете, Южный Лондон, еще два члена семьи Мартино, Кэролайн и Констанс, работали в колледже Морли, причем первая работала в качестве (неоплачиваемого) директора более 11 лет. Несколько других видных унитаристов принимали участие в развитии этого гуманитарного колледжа, основанного актерами театра Олд Вик. [113]

Ссылки [ править ]

Цитаты [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бремер, Томас С. (2015). «Трансцендентализм» . Сформировано на этой почве: введение в разнообразную историю религии в Америке . Чичестер, Западный Суссекс : Уайли-Блэквелл . п. 235. дои : 10.1002/9781394260959 . ISBN  978-1-4051-8927-9 . LCCN   2014030507 . S2CID   127980793 . Архивировано из оригинала 13 января 2023 г. Проверено 13 января 2023 г. , которое развивалось в восемнадцатом и начале девятнадцатого веков, включало критику традиционного христианского богословия Троицы Унитарное богословие , которое рассматривало Бога как три различных, но единых существа — трансцендентного Бога-Творца , человеческого Бога-Спасителя (т. е. Иисуса Христа ) и имманентного Духовного Бога (т. е. Святого Духа ). Унитаристы рассматривали такое понимание Бога как более позднее теологическое искажение и придерживались взгляда на Бога как на единую, единую сущность; В большинстве унитарных богословских интерпретаций Иисус Христос сохраняет высочайшее уважение как духовный и нравственный учитель беспрецедентной проницательности и чувствительности, но его не считают божественным , или, по крайней мере, его божественная природа не находится на том же уровне, что и единственный и уникальный Бог-Творец. .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Миано, Дэвид (2003), Объяснение унитарного христианства , AUC, стр. 15, заархивировано из оригинала 21 мая 2019 г. , получено 1 октября 2012 г.
  3. ^ Држимала, Дарен. 2002. Библейское христианство . Ксулон пресс. п. 122: «Классически, христиане-унитаристы-универсалисты [и христиане-унитаристы] понимали Иисуса как Спасителя, потому что он был человеком, наполненным Богом, а не сверхъестественным существом».
  4. ^ «Иисус Христос: воплотившийся или сотворенный? – Был ли он на самом деле рожден?» . BiblicalUnitarian.com . Архивировано из оригинала 19 мая 2022 года . Проверено 7 апреля 2022 г.
  5. ^ Джозеф Пристли, один из основателей унитарного движения, определил унитаризм как веру примитивного христианства до того, как возникли более поздние искажения. Среди этих искажений он включил не только учение о Троице, но также различные другие ортодоксальные доктрины и обычаи ( Эрл Морс Уилбур, История унитаризма , издательство Гарвардского университета, 1952, стр. 302–303).
  6. Из «Катехизиса Венгерской унитарной церкви в Трансильванской Румынии» : «Унитаристы не учат первородному греху. Мы не верим, что из-за греха первой человеческой пары мы все развратились. Это противоречило бы любви и справедливости Бога, чтобы приписать для нас — грех других, потому что грех — это собственное личное действие» (Ференц Йожеф, 20-е изд., 1991. Перевод с венгерского Дьёрдя Андраши, опубликовано в «Унитарианском христианине-универсалисте», осень/зима, 1994, том 49, №№ 1). 3–4; VII:107).
  7. В своей истории унитаристов Дэвид Робинсон пишет: «В начале своего существования и унитаристы, и универсалисты имели общего богословского врага: кальвинизм». Он объясняет, что они «постоянно нападали на кальвинизм по связанным с ним вопросам первородного греха и избрания ко спасению, доктрины, которые, по их мнению, подрывали моральные усилия человека». (Д. Робинсон, Унитаристы и универсалисты , Greenwood Press, 1985, стр. 3, 17).
  8. ^ Ларсен, Тимоти (27 января 2011 г.). Люди одной книги: Библия и викторианцы . Издательство Оксфордского университета . п. 143. ИСБН  978-0-19-161433-0 . Библейские унитарии обычно изображаются как осуждающие либеральных унитаристов.
  9. ^ Мандельброт, Скотт; Леджер-Ломас, Майкл (октябрь 2013 г.). Инакомыслие и Библия в Великобритании, 1650–1950 гг . Издательство Оксфордского университета . п. 160. ИСБН  978-0-19-960841-6 . Хотя Мэри Карпентер была библейским унитаристом, она всю жизнь дружила с Джеймсом Мартино, пионером английского либерального унитаризма.
  10. ^ Лерский, Ежи Ян; Лерски, Джордж Дж.; Лерски, Халина Т. (1996). Исторический словарь Польши, 966–1945 гг . Издательство Гринвуд. ISBN  978-0313260070 . Архивировано из оригинала 28 сентября 2023 г. Проверено 25 декабря 2021 г.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Уильямс, Джордж Хантстон (1995). «Глава 28: Рост унитаризма в мадьярском реформатском синоде в Трансильвании» . Радикальная Реформация (3-е изд.). Юниверсити-Парк, Пенсильвания : Издательство Пенсильванского государственного университета . стр. 1099–1133. ISBN  978-0-943549-83-5 . Архивировано из оригинала 13 января 2023 г. Проверено 13 января 2023 г.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лущинская, Магдалена (2018). "Введение" . Политика полемики: Марцин Чехович о евреях . Берлин и Бостон : Де Грюйтер . стр. 1–26. дои : 10.1515/9783110586565-001 . ISBN  9783110586565 . S2CID   158456664 . Архивировано из оригинала 10 февраля 2023 г. Проверено 10 февраля 2023 г.
  13. ^ Энциклопедия религии и этики Джеймса Гастингса : Алгонкинское искусство с. 785 – 2001 «Первыми унитариями были итальянцы, и большинство из них укрылось в Польше, где слабость законов и независимость дворянства обеспечили им терпимость, в которой их взглядам было бы отказано в других странах».
  14. ^ Энциклопедия протестантизма 137 Ганс Иоахим Хиллербранд - 2004 «Так называемый золотой век унитаризма в Трансильвании (1540–1571) привел к созданию богатого произведения как на венгерском, так и на латыни».
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шофилд, Роберт Э. (2010). Просвещенный Джозеф Пристли: исследование его жизни и деятельности с 1773 по 1804 год . Пенн Стейт Пресс. п. 26. ISBN  978-0-271-04624-2 . Архивировано из оригинала 28 сентября 2023 г. Проверено 13 мая 2020 г.
  16. ^ Эрвин Фальбуш Энциклопедия христианства 5 603 2008 «Линдси пытался, но не смог добиться юридической помощи для англиканских унитариев, поэтому в 1774 году он открыл свою собственную явно унитарную церковь на Эссекс-стрит в Лондоне, где до сих пор находится штаб-квартира британских унитариев».
  17. ^ Американский унитаризм: или Краткая история «Прогресс и состояние унитарных церквей в Америке», третье издание, 1815 г. «Еще в 1786 году доктор Фримен убедил свою церковь принять литургию, которую преподобный. ... Вот и вся история унитаризма в Каменной часовне».
  18. ^ Л. Сью Боуг, Основы английской грамматики: практическое руководство по овладению английским языком ( ISBN   978-0844258218 ). Второе издание 1994 г., с. 59: «Религиозные названия и термины: названия всех религий, конфессий и местных групп пишутся с заглавной буквы».
  19. ^ Дж. Гордон Мелтон, Энциклопедия протестантизма , 2005, с. 543: «Унитаризм. Слово унитаризм [курсив] означает того, кто верит в единство Бога; исторически оно относится к тем членам христианского сообщества, которые отвергли доктрину Троицы (единого Бога, выраженного в трех лицах). Нетринитарный протестант. Церкви возникли в 16 веке в ИТАЛИИ, ПОЛЬШЕ и ТРАНсильвании».
  20. Письмо Мэтью Ф. Смита редактору «Встреча мировых религий» , 7–12 Всемирный конгресс религий – 1994 г. – «В превосходной статье Джасбира Сингха Ахлувалии «Сикхский дух в эпоху плюрализма» (№ 6, ноябрь 1993 г.) ), писатель делает ряд уничижительных замечаний по поводу «унитаризма», связывая этот термин со стремлением к монолитному государственному устройству и приведению к общему знаменателю. Это очень неудачное неправильное использование слова «унитаризм». маленькое «у») — это моноипостасная система верований кого-то, не связанного напрямую с унитарным движением, почти всегда применяемая к человеку христианской традиции, поскольку это слово было придумано в отличие от ортодоксальной «тринитарной» доктрины Христианство (с заглавной буквы «У») — это, конечно, те, кто следует унитарному подходу к религии и формально связан с этим движением. На самом деле, как раз наоборот. Современный унитаризм выделяется среди религий тем, что не только приветствует разнообразие существующих вероисповеданий, но и, будучи лишенной веры церковью, приветствует и поощряет их принятие. Мы с готовностью признаем, что не все наши члены, например, являются теистами-реалистами. Наша давняя приверженность межконфессиональному взаимопониманию, очевидная в нашей практической поддержке Международной ассоциации за свободу вероисповедания, Всемирного конгресса конфессий и недавно созданного Международного межконфессионального центра в Оксфорде, не может означать, что унитарии стремятся к созданию единого мировая религия из старой. Я не знаю ни одного унитарианца, который бы верил или стремился к этому. Напротив, мы отвергаем единообразие и вместо этого ценим высшую степень духовной целостности как существующих религиозных традиций мира, так и религиозных личностей как уникальных, мыслящих личностей. Мэтью Ф. Смит, специалист по информационным технологиям» ( Часовня на Эссекс-стрит , штаб-квартира Унитарной церкви, Великобритания)
  21. ^ «Название возникло во время великого спора в Дьюлафехерваре в 1568 году, в ходе которого Мелиус довольно часто завершал свой аргумент словами: Ergo Deus est trinitarius ... Следовательно, его партия, естественно, стала называться тринитаристами, а их партия - тринитариями. противников, естественно, называли бы унитариями. Таким образом, это имя, похоже, вошло в общее употребление лишь постепенно, и это было задолго до того, как оно было использовано в официальных заявлениях их суперинтендантов... В печати оно не встречается как наименование церкви. до 1600 года, когда в постановлении сейма Лечфалвы (ср. Magyar Emlékek, iv, 551) в крайней юго-восточной части Трансильвании унитария религия была названа одной из четырех принятых религий. Это название никогда не использовалось социнианцами. в Польше, но в конце XVII века трансильванские студенты-унитаристы сделали его широко известным в Голландии, где социнианцы в изгнании, которые никогда не принимали социнианство как название своего движения и все больше и больше возражали против него, приветствовали его как отличительное; их от тринитаристов. Таким образом, он постепенно вытеснил термин «социниан» и распространился в Англии и Америке». История унитаризма , том. 2, стр. 47–48.
  22. ^ Тагги, Дейл, (2009). Стэнфордская энциклопедия философии [ постоянная мертвая ссылка ] .
  23. ^ Робинсон, Унитаристы и универсалисты , стр. 159–184.
  24. ^ AW Gomes, EC Beisner и RM Bowman, Унитарный универсализм (Zondervan, 1998), стр. 30–79.
  25. ^ Американская унитарная ассоциация, 1886. Унитарный регистр . Американская унитарная ассоциация. п. 563
  26. ^ Rationalist Press Association Limited, 1957. Гуманист, Том 72 . п. III
  27. ^ Джордж Уиллис Кук, Унитаризм в Америке (AUA, 1902), стр. 224–230.
  28. ^ Вовлечение нашего богословского разнообразия (PDF) , UUA, стр. 70–72, заархивировано (PDF) из оригинала 15 июня 2010 г. , получено 2 января 2011 г.
  29. ^ «Книжный разговор с Мишелем Мором «Унитаризм в Японии: разгадка его саги через архивы UUA» » . библиотека.hds.harvard.edu . Архивировано из оригинала 31 июля 2021 г. Проверено 21 марта 2021 г.
  30. ^ «Унитаристы, универсалисты и унитаристы-универсалисты во всем мире | Международный унитарный универсализм | UUA.org» . www.uua.org . Архивировано из оригинала 11 апреля 2021 г. Проверено 21 марта 2021 г.
  31. ^ «Религиозное движение, историю которого мы пытаемся проследить... получило полное развитие мысли и политического устройства только в четырех странах, одна за другой, а именно в Польше, Трансильвании, Англии и Америке, но в каждой из них оно проявилось наряду с определенные индивидуальные характеристики, общий дух, общая точка зрения и доктринальный образец, которые побуждают рассматривать их как все продукты единого движения, перешедшего от одного к другому, ибо нет ничего более естественного, чем предполагать, что они общие; черты подразумевали общее происхождение. Однако это не так, поскольку в каждой из этих четырех стран движение, вместо того, чтобы зародиться где-то еще и распространиться только после достижения зрелого роста, по-видимому, возникло независимо и непосредственно от своих собственных исконных корней. и подвергнуться влиянию других и подобных движений только после того, как оно уже развило независимую жизнь и собственный характер». Эрл Морс Уилбур, История унитаризма , том. 2 (Кембридж: издательство Гарвардского университета, 1952), стр. 2. 166.
  32. ^ Хьюитт, Раковия , стр. 20–21.
  33. ^ Ливингстон, бакалавр (2014). «Унитаризм». Краткий Оксфордский словарь христианской церкви (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780191744303 . Архивировано из оригинала 28 сентября 2023 г. Проверено 17 сентября 2022 г. Польша, где Фауст Социн был их лидером с 1579 года до своей смерти.
  34. ^ Эрл А. Поуп, «Протестантизм в Румынии», в Сабрине Петра Рамет (редактор), «Протестантизм и политика в Восточной Европе и России: коммунистическая и посткоммунистическая эпохи» , Duke University Press , Дарем, 1992, стр. 160. ISBN   0-8223-1241-7 .
  35. ^ Бауэрс, Дж. (2010). Джозеф Пристли и английский унитаризм в Америке . Пенн Стейт Пресс. п. 245. ИСБН  978-0271045818 . Архивировано из оригинала 28 сентября 2023 года . Проверено 21 июля 2020 г. ...До 1819 года американские унитаристы следовали учениям [английских] священников... [в следующие несколько десятилетий] либеральные конгрегационалисты приняли их унитарное богословие.
  36. ^ Гастингс, Джеймс , Энциклопедия религии и этики , том. 2, с. 785 г., унитаризм начался, с другой стороны, с отрицания предсуществования... Эти мнения, однако, следует рассматривать отдельно от собственно арианства.
  37. ^ Уоллес, Роберт. 1819. Простое заявление и библейская защита ведущих доктрин унитаризма. Архивировано 26 марта 2023 г. в Wayback Machine . «Изложение особых доктрин унитаристов»: стр. 7–10.
  38. См. также социнианство, арианство и унитаризм. Архивировано 20 января 2015 г. в Wayback Machine , Христианские церкви Бога, Уэйд Кокс, Резюме № 185z.
  39. ^ Мосснер, Эрнест Кэмпбелл (1967). "Деизм". Энциклопедия философии 2. Кольер-Макмиллан. стр. 326–336.
  40. ^ Сеттон, Кеннет (1969). История крестовых походов . п. 466 . ISBN  978-0299048341 .
  41. ^ Хобен, Аллан (1903), Непорочное зачатие . Из вышеизложенных верований теория Феодота Византийского, возможно, является самой поразительной, поскольку, хотя она и признает непорочное зачатие, она отрицает выводы, обычно сделанные из этого, приписывая только Христу. выдающаяся праведность.
  42. ^ Брайт, Уильям, Некоторые аспекты жизни первобытной церкви , с. 127. Его первоначальная точка зрения была придана более определенной форме Артемоном, который считал, что Иисус Христос отличался от пророков (1) непорочным зачатием, (а) высшей добродетелью.
  43. ^ Чарльз, Учебный молитвенник, с. 599.
  44. ^ Хоудт, Тун, Самопрезентация и социальная идентификация , с. 238, христианские апологеты возводят происхождение социнианства к учению Фотина (4 век), который, по мнению св. Августина, отрицал предсуществование Христа.
  45. ^ RPC Hanson (1916–1988), профессор богословия Лайтфута. Поиск христианской доктрины Бога: The Arian Controversy, 318–381 (9780801031465): 1973. «Учение Фотина, по-видимому, было формой того, что можно было бы назвать средним Марцеллизм, то есть то, чему первоначально учил Марцелл до того, как его превратности заставили его смягчить остроту своей доктрины и принять во внимание критику как своих друзей, так и своих врагов, немного более умеренную».
  46. ^ Уотсон Р., Библейский и теологический словарь , с. 999 .
  47. ^ Бромили, Джеффри В. (1982), Международная стандартная библейская энциклопедия , том. Э–Дж, с. 9, Ориген был первым, кто богословски различал два типа эвионитов: тех, кто верил в непорочное зачатие, и тех, кто его отвергал.
  48. ^ Стед, Кристофер (1996), Философия христианской древности , Кембридж: Издательство Кембриджского университета , стр. 189, ISBN  978-0-521-46955-5 .
  49. ^ Уэбб, Р.К. (2007), «Чудеса в английской унитарной мысли», в Микале, Марк С.; Дитл, Роберт Л; Гей, Питер (ред.), Просвещение, страсть, современность: исторические очерки европейской мысли и культуры , с. 120 .
  50. ^ Белшем (1806 г.), «Замечания к брошюре мистера Прауда», Monthly Repository , стр. 423 .
  51. ^ Райт, Ричард (1808), Очерк чудесного зачатия Иисуса Христа , Лондон .
  52. ^ Райт Р., Обзор миссионерской жизни и труда Ричарда Райта , с. 68. После того, как они были побуждены к свободному мышлению, некоторые отказались от учения о чудесном зачатии, читая только Священные Писания и наблюдая там определенные вещи, с которыми это не могло быть согласовано.
  53. ^ Гура, Филип Ф. Американский трансцендентализм: история . Нью-Йорк: Хилл и Ван, 2007: 7–8. ISBN   0-8090-3477-8 .
  54. ^ Плачер, Уильям Карл (1983), История христианского богословия: введение , стр. 265, рационалисты-унитаристы, такие как Уильям Эллери Ченнинг, аргументировали свою позицию, опираясь на Библию и свидетельства ее чудес.
  55. ^ Чедвик, Джон Уайт, Уильям Эллери Ченнинг: министр религии , с. 440 .
  56. ^ Мендельсон, Джек (1971), Ченнинг, упорный радикал: биография , Большое жюри округа Саффолк предъявило ему обвинение по трем обвинениям в богохульстве и непристойности: (1) он процитировал непристойный отрывок Вольтера, порочащий непорочное зачатие Иисуса.
  57. ^ «Арианство» . Британника . 28 августа 2023 года. Архивировано из оригинала 27 марта 2019 года . Проверено 15 сентября 2022 г.
  58. ^ Однер, Коннектикут (1910), Майкл Сервет, его жизнь и учение , с. 77. Из этих выдержек видно, насколько совершенно необоснованно утверждение, что Сервет отрицал вечное предсуществование Христа.
  59. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сервет, Михаил (1553). Восстановление христианства - английский перевод Christianismi restitutio, 1553 г., перевод Кристофера А. Хоффмана и Мэриан Хиллар . Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс . п. 75. ИСБН  978-0-7734-5520-7 .
  60. ^ Пфизенмайер, Томас К. (1997), «Был ли Исаак Ньютон арианцем?», Журнал истории идей , стр. 57–80. Современные ученые сходятся во мнении, что Ньютон был арианцем.
  61. ^ Уайлс, Морис Ф. (1996), Архетипическая ересь: арианство на протяжении веков , с. 133, Современный унитаризм возник после смерти Ньютона.
  62. ^ Николлс, Дэвид (1995), Бог и правительство в «эпоху разума» , с. 44. Идеи унитаризма возникли после смерти Ньютона.
  63. ^ Изложение причин не верить доктринам тринитаристов , 1859 г.
  64. ^ «Унитарное христианство», Работы В. Е. Ченнинга, Д. Д. , 1841 г.
  65. ^ Мэй, Сэмюэл Джозеф (1867) [1860], Во что верят унитаристы? , Олбани: Weed, Parsons and Co., hdl : 2027/hvd.32044081810715 .
  66. ^ Хендерсон, AC (1886), Во что верят унитаристы?
  67. ^ Дьюи, Орвилл (1873), Унитарная вера , Бостон {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) .
  68. ^ Кларк, Джеймс Фриман (1924) [1885], Руководство по унитарной вере (20-е изд.)
  69. ^ Эллис, Джордж Х (1890), Что унитаристы верят об Иисусе Христе? , Бостон {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) .
  70. ^ Сандерленд, Джабез ​​Т. (1891), Во что верят унитарии? , Нью-Йорк: АУА .
  71. ^ «Унитарная деноминация» . Ежеквартальный журнал Американской унитарной ассоциации . 5 . Бостон: Американская унитарная ассоциация : 168. 1858 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2023 г. Проверено 22 ноября 2020 г.
  72. ^ Уважаемый унитарианский служитель (1938), «2», «Христианский лидер» , том. 120, с. 1034. Эта точка зрения находит обычное выражение в утверждении, что христианство — это религия Иисуса, а не религия об Иисусе.
  73. ^ Хартт, Роллин Линд (1924), Сам человек .
  74. ^ «BBC – Религии – Унитаризм: Унитарное поклонение» . www.bbc.co.uk. Архивировано из оригинала 28 марта 2022 г. Проверено 28 марта 2022 г.
  75. ^ Краткая история на архивном веб-сайте ICUU. Проверено 15 января 2020 г.
  76. Унитаристы в Польше. Архивировано 15 января 2020 г. на официальном сайте Wayback Machine , 15 апреля 2019 г. Проверено 15 января 2020 г.
  77. ^ Группы участников на архивном веб-сайте ICUU. Проверено 15 января 2020 г.
  78. ^ Италия - Новая группа на архивном веб-сайте ICUU. Проверено 15 января 2020 г.
  79. ^ Россо, преподобный Роберто, радикальные протестанты (на итальянском языке), Cesnur, заархивировано из оригинала 14 октября 2009 г. , получено 12 июня 2010 г.
  80. ^ Унитарная ассоциация Бет Давид (Норвежская унитарная церковь) (на норвежском языке), заархивировано из оригинала 22 апреля 2009 г. , получено 12 июня 2010 г.
  81. ^ a Сейм Лекфальвы 1600 г., в Гордон А. Главы унитарной истории
  82. ^ Киз, Дэвид (1999), «Больше всего похоже на арку» , с. 106. И для тех [UUs], кто найдет время, чтобы понять верования трансильванских унитаристов, могут быть сделаны некоторые удивительные открытия. Они гуманисты! Их унитарное христианство пропитано рационализмом и находится под сильным влиянием иудаизма.
  83. ^ Кросс, Тони (21 января 1993 г.). «Преподобный Ланселот Гаррард» . Некролог . Том. 70. Независимый. стр. 58–60. дои : 10.1126/science.70.1803.58 . ПМИД   17755824 . Архивировано из оригинала 24 сентября 2018 г. Проверено 1 ноября 2017 г. {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помогите )
  84. ^ «Унитаризм на холмах Хаси-Джайнтия: уникальное движение» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 31 октября 2018 г. Проверено 26 сентября 2018 г.
  85. ^ «Наша партнерская церковь в Индии» . Унитаристы в Эдинбурге . Архивировано из оригинала 22 августа 2019 г. Проверено 27 февраля 2021 г.
  86. ^ Джейн, Грир (21 февраля 2011 г.). «Моралес посещает унитаристов и гуманитарных партнеров в Индии» . УУ Мир . Архивировано из оригинала 11 апреля 2021 года . Проверено 27 февраля 2021 г.
  87. ^ Связь деизма с американским унитаризмом - Натан Де Мэй
  88. ^ «Конгрегации АУК» . americanunitarian.org. Архивировано из оригинала 21 октября 2019 года . Проверено 27 октября 2019 г.
  89. ^ «Унитарная христианская развивающаяся церковь ... духовное сообщество и служение веры 21 века - Дом» . Unitarianministries.com. Архивировано из оригинала 29 мая 2012 г. Проверено 19 апреля 2013 г.
  90. ^ https://unitarianchristians.org/
  91. ^ Ли, скорая помощь (1926). Краткая история Унитарной христианской церкви Мельбурна . Частная печать.
  92. ^ Рональдс, БФ (2022). Альфред Рональдс: рыболов, ремесленник и австралийский пионер . Медлар Пресс.
  93. ^ «Стивен Криттенден: президент унитарной церкви в Сиднее Питер Кроуфорд беседует с Джоном Расселом» . Австралийская радиовещательная корпорация . Архивировано из оригинала 18 апреля 2010 г.
  94. ^ Хеллер-Вагнер, Э. «Радикальная религия и гражданское общество: унитарии Южной Африки» (PDF) . Университет Южной Африки. Архивировано (PDF) из оригинала 17 мая 2018 г. Проверено 9 октября 2018 г.
  95. ^ Unitarisk Kirkesamfund - Унитарное церковное общество http://www.unitarerne.dk/. Архивировано 3 июля 2022 г. в Wayback Machine.
  96. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тагги, Дейл (зима 2020 г.). «Троица – Унитаризм» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Центра изучения языка и информации университета Стэнфордского . ISSN   1095-5054 . OCLC   643092515 . Архивировано из оригинала 11 марта 2017 года . Проверено 9 августа 2021 г. В настоящее время существует ряд небольших христианских групп, называющих себя «библейскими унитариями» (или: христианскими монотеистами или верующими в единого Бога), чтобы отличить себя от унитаристов конца 19-21 веков и унитаристов-универсалистов. Их аргументы опираются на унитарные источники раннего Нового времени, избегая при этом некоторых особенностей богословия Социна и большинства дополнительных ревизий потока Пристли унитаристов, производного от . Подобно унитаристам конца XVIII – начала XIX веков, они подробно доказывают, что тринитаризм не имеет библейского основания и несовместим с его ясными учениями. Они также отвергают тринитаризм как противоречивый или непонятный, как включающий в себя идолопоклонство , и как бы незаконно импортированное из платоновской философии [...]. По некоторым вопросам они черпают поддержку в недавних библейских исследованиях , например, в том, что разговоры о «поколении» и «исхождении» в Евангелии от Иоанна не подтверждают более поздние утверждения о межтринитарных отношениях [...]. Хотя эта литература указывает на реальные противоречия в современном богословии (между комментаторами, ориентированными на текст, и богословами-систематистами), она широко игнорируется в академической теологии и философии, а ее приверженцы обычно исключаются из институтов основного христианства .
  97. ^ Мортимер, Сара (2010). «Социнианский вызов протестантскому христианству» . Разум и религия в английской революции: вызов социнианства . Кембриджские исследования по британской истории раннего Нового времени. Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 13–38. ISBN  978-0-521-51704-1 . LCCN   2010000384 . Архивировано из оригинала 28 сентября 2023 г. Проверено 9 августа 2021 г.
  98. ^ Уилбур, Эрл Морс (1952) [1945]. «Унитарная церковь при князьях-кальвинистах: 1604–1691» . История унитаризма: в Трансильвании, Англии и Америке . Том. 2. Кембридж, Массачусетс : Издательство Гарвардского университета . стр. 121–122. Архивировано из оригинала 28 сентября 2023 г. Проверено 9 августа 2021 г.
  99. ^ см . «Христианская церковь в Италии верования» . Архивировано из оригинала 28 октября 2012 г.
  100. ^ Байерляйн, Ральф. (1992). Ньютон против Эйнштейна . Кембридж: Пресса и оценка Кембриджского университета . п. 54. ИСБН  0-521-42323-6 .
  101. ^ Рональдс, БФ (2016). Сэр Фрэнсис Рональдс: отец электрического телеграфа . Лондон: Издательство Имперского колледжа . ISBN  978-1-78326-917-4 .
  102. ^ «Фрэнсис Рональдс» . Словарь унитарной и универсалистской биографии . Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 года . Проверено 10 февраля 2017 г. .
  103. ^ Ланг, Эрнест Ф. (июль 1927 г.). «Ранняя история нашей фирмы: Ричард Пикок». Ежеквартальный обзор Beyer-Peacock . Лондон: Бейер, Пикок и компания . п. 17.
  104. ^ «Сэмюэл Картер» . Словарь унитарной и универсалистской биографии . Архивировано из оригинала 20 марта 2018 года . Проверено 20 марта 2018 г.
  105. ^ Столетняя история Орегона 1811–1912 гг. Джозефа Гастона, стр. 582.
  106. ^ «Выпускник Калифорнийского технологического института и профессор Калифорнийского технологического института в Лос-Анджелесе призывают удалить имя Роберта А. Милликена из кампуса Калифорнийского технологического института из-за поддержки евгеники - Пасадена сейчас» . www.pasadenanow.com . Архивировано из оригинала 9 февраля 2022 г. Проверено 9 февраля 2022 г.
  107. ^ «Бог в Белом доме» . pbs.org . Архивировано из оригинала 4 декабря 2019 г. Проверено 4 декабря 2019 г.
  108. ^ «Религиозные убеждения Джефферсона» . monticello.org . Архивировано из оригинала 07.12.2019 . Проверено 4 декабря 2019 г.
  109. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэйр, Дж. (1991). Жизнь рабочего класса в викторианском Лестере: отчеты Джозефа Дарта . Библиотеки и информационная служба Лестершира. п. 10. ISBN  085022294X . Архивировано из оригинала 28 сентября 2023 года . Проверено 18 сентября 2019 г.
  110. ^ «Глава 12 - Уильям Чемберлен приезжает в Лондон» (PDF) . Парламентские Чемберлены . Ян Чемберлен – 2003. стр. 57–74 . Проверено 2 марта 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  111. ^ Холт, Раймонд В. (1906). «Глава 3, включая георгианский и викторианский период. Реф Чемберлен, Луптон (Лидс) и семьи Мартино, Неттлфолд, Кенрик (Бирмингем)». Унитарный вклад в социальный прогресс в Англии (PDF) . Линдси Пресс. Архивировано из оригинала (PDF) 2 марта 2014 г. Проверено 1 марта 2013 г.
  112. ^ Таймс, Вайкато. «Waikato Times, том XXVIII, выпуск 2328, 11 июня 1887 г., стр. 2» . Waikato Times (Papers Past) 11 июня 1887 г. Архивировано из оригинала 13 октября 2014 г. Проверено 30 марта 2015 г.
  113. «Потомок Вика» Дениса Ричардса, первоначально опубликовано в 1958 году.
  114. ^ Тим Бернерс-Ли, Всемирная паутина и «Сеть жизни». Архивировано 12 марта 2019 г. в Wayback Machine.
  115. ^ Раммохун Рой, Раджа; Маршман, Джошуа (1824 г.). Заповеди Иисуса: руководство к миру и счастью, извлеченное из книг Нового Завета, приписываемых четырем евангелистам. К этому добавляются первое, второе и последнее обращение к христианской публике в ответ на замечания доктора Маршмана из Серампура . Библиотеки Калифорнийского университета . Лондон: Унитарное общество.

Источники [ править ]

  • Тагги, Дейл (зима 2020 г.). «Троица – Унитаризм» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Центра изучения языка и информации университета Стэнфордского . ISSN   1095-5054 . OCLC   643092515 . Архивировано из оригинала 11 марта 2017 года . Проверено 9 августа 2021 г.
  • Уилбур, Эрл Морс (1925), Наше унитарное наследие (PDF) , Беркли, Калифорния: Школа служения Старра Кинга, заархивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2006 г.
  • Джозеф Генри Аллен, Наше либеральное движение в теологии (Бостон, 1882 г.)
  • Джозеф Генри Аллен, продолжение нашего либерального движения (Бостон, 1897 г.)
  • Энтони Ф. Баззард и Чарльз Ф. Хантинг, Доктрина Троицы: рана христианства, нанесенная самому себе (Лэнхэм, Мэриленд, 1998). ISBN   1-57309-309-2 .
  • Джон Уайт Чедвик, Старое и новое унитарное верование (Бостон, 1894 г.).
  • Джордж Уиллис Кук, Унитаризм в Америке: история его происхождения и развития (Бостон, 1902).
  • Патрик Навас, Божественная истина или человеческая традиция: пересмотр римско-католико-протестантской доктрины Троицы в свете еврейских и христианских Писаний (Блумингтон, Индиана, 2007). ISBN   1-4259-4832-4 .
  • Эрл Морс Уилбур, История унитаризма: социнианство и его предшественники , издательство Гарвардского университета, 1945.
  • Эндрю М. Хилл, Унитарный путь , Lindsey Press (Лондон, 1994). ISBN   0-85319-046-1 .
  • Чарльз А. Хоу, За веру и свободу: Краткая история унитаризма в Европе , Skinner House Books (Бостон, 1997). ISBN   1-55896-359-6 .
  • Смит, Мэтью Ф (2005). Христианство: Полное руководство . Лондон: Континуум. ISBN  0-8264-5937-4 .

Библиография [ править ]

  • Баззард А. и Хантинг К. (1998). Доктрина Троицы: рана христианства, нанесенная самому себе . Публикации международных ученых. ISBN   1-57309-309-2 .
  • Ллойд, Уолтер (1899). История протестантского инакомыслия и английского унитаризма . Лондон: П. Грин.
  • Роу, Мортимер (1959). История Эссекс-холла. Архивировано 10 января 2017 г. в Wayback Machine . Лондон: Линдси Пресс.

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 93b2612d0303a72d516fd1394d2df5b5__1714177260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/93/b5/93b2612d0303a72d516fd1394d2df5b5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Unitarianism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)