Jump to content

Фотин

Фотин (греч. Фотеинос; умер в 376 г.) [1] был христианским епископом Сирмиума ( в Паннонии-Секунде сегодня город Сремска-Митровица в Сербии ), наиболее известным своим отрицанием воплощения Христа, поэтому считали его ересиархом как Католическая, так и Православная церкви . В более поздней литературе его имя стало синонимом человека, утверждавшего, что Христос не был Богом. Его учение упоминается различными античными авторами, такими как Амвросий (Псевдо-Амвросий), Хиларий Пуатье , Сократ Схоластик , Созомен , Амвросий Миланский , Августин Гиппопотам , Иоанн Кассиан , Сульпиций Север , Иероним , Вигилий Фапсский и многие другие. [2]

Ни одно из его сочинений не сохранилось; его взгляды должны быть реконструированы через его критиков. [3] [4] [5]

Фотин вырос в Анкире в Галатии , где он был учеником, а затем дьяконом епископа Марцелла . Марцелл, в дальнейшем ярый противник арианства, был отлучен от церкви и низложен в 336 году, но реабилитирован Синодом Сердики в 343 году, который также сделал Фотина епископом Сирмиума. [6] Синод В 344 году Антиохийский сверг Марцелла и составил Макростих , символ веры, в котором перечислялись их убеждения и возражения против доктрин Марцелла (среди прочих). RPC Hanson (1973) описал христологию Фотина как соответствующую ранним учениям Марцелла. [7] между 340 и 350. [8]

Масштабная модель Сирмиума в Сремска-Митровице , Сербия.

Тогда Фотин озвучил свою собственную богословскую систему, согласно которой Иисус не был божеством и Логос не существовал до зачатия Иисуса. [9] Для Фотина Логос был просто способом проявления Отца, поэтому он отрицал предсуществование Христа и видел в Ветхом Завете теофании как Отца, так и образ «Сына Божьего» (фактически, Сына Божьего ). человек ) перед Ветхим днями (и в отличие от него) только как предсказание. [10] Понимание Фотином Бога как Отца и его учение о природе Иисуса Христа, возможно, более сложны, чем считалось. [11]

Церковный историк Сократ Схоластик отождествляет убеждения Фотина с убеждениями Сабеллия , Павла Самосатского и Марцелла. [12] [13] Вероятно, это также было неправильным пониманием учения Фотина об Иисусе. [14] Амвросий, среди многих, обвиняющих Фотина в том, что он низвел Христа до человека, усыновленного Богом, отмечает, что его любимыми стихами были 1 Тимофею 2:5 и Иоанна 8:40. [15] В спорах против польского социнианского влияния в 18 веке Фотин неоднократно назывался еретиком-предшественником первых унитаристов за его отрицание предсуществования Христа . [16]

Синоды, состоявшиеся в 345 и 347 годах, отлучили Фотина от церкви, но Фотин остался на своем посту благодаря своей народной поддержке. Был проведен синод в Сирмиуме, и Иларий Пуатье цитирует некоторые из его арианских положений.

Фотин обратился к императору Констанцию ​​II . На другом синоде в Сирмиуме в 351 году Фотин спорил с полуарианцем Василием Анкирским, и Фотин был низложен по обвинению в савеллианстве и адопционизме . [13] [9] Его предали анафеме и отправили в ссылку, где он написал несколько богословских трудов. [13] [9]

Он вернулся на свою кафедру во время правления императора Юлиана , который написал ему одобрительное письмо от Юлиана Отступника в 362 году нашей эры, в котором нападал на Диодора Тарсийского , занимавшегося тогда борьбой с попытками Юлиана дехристианизировать империю, и начал:

О Фотин, ты, по-видимому, во всяком случае придерживаешься того, что, вероятно, верно, и приближаешься к спасению, и хорошо поступаешь, веря, что тот, кого считают богом, ни в коем случае не может быть введен в утробу матери. Но Диодор, жрец-шарлатан Назарянина, когда он пытается доказать эту бессмысленную теорию о матке с помощью ухищрений и фокусников, явно является остроумным софистом этого вероучения деревенского народа. [17]

Амвросиастр , представитель следующего поколения, вероятно, ссылался на это письмо, когда отмечал, что Фотин, «поскольку он не считал Христа Богом на том основании, что он родился, он кажется мирянам мудрым». [18]

По словам Иеронима , император Валентиниан I (364–375) снова сослал Фотина. Примерно в 365 году в письме Либерия , епископа Рима, нескольким македонским епископам среди последних упоминается епископ по имени Фотин. [19] Вряд ли здесь имеется в виду Фотин, епископ Сирмийский, кафедра которого находилась в Паннонии), а не в Македонии. [20]

После изгнания Валентиниана Фотин поселился в своей родной Галатии , а его учение, фотинианство, умерло на Западе. Ко времени Августина «Фотинианином» назывался любой, кто верил, что Христос был человеком.

  1. ^ О годе его смерти и предыдущих попытках отождествить его с некоторыми другими епископами с таким же именем с территории Иллирика до и после 376 года см. работу, которая противоречит этим более ранним взглядам: Александр Иванович, Фотин Сирмиумский и Негов. nauk-novi pokušaj rekonstrukcije fotinističke Hristologije (Фотин Сирмийский и его учение - Новая попытка реконструкции фотинианской христологии), с. 4. [1]
  2. ^ Александр Иванович, Фотин Сирмийский и его доктрина - новая попытка реконструкции фотиновой христологии , стр. 1. [2] .
  3. Сюзанна Эльм, Сыны эллинизма, Отцы церкви 0520951654 2012, стр. 233 «Что утверждал Фотин и где он был в начале 360-х годов? Ни одно из его сочинений не сохранилось, и мы мало знаем о его местонахождении; многое необходимо реконструировать. судя по тому, что говорят такие оппоненты, как Грегори».
  4. ^ Кари Клоос Христос, творение и видение Бога, 2010 г. Страница 75 «О сложности идентификации доктрины Фотина см. Чарльз Хефеле, История соборов церкви из оригинальных документов, том 2 (Эдинбург: T&T Кларк, 1876), 186–193. Из-за отсутствия дошедших до нас сочинений Фотина и...»
  5. ^ Новый Вестминстерский словарь истории церкви: Роберт Бенедетто, Джеймс О. Дьюк - 2008 «Поскольку ни одно из сочинений Фотина не сохранилось, доказательства его взглядов исходят от его недоброжелателей. Его богословие было осуждено по крайней мере двумя небольшими синодами, в Милане и Рим"
  6. ^ Сократ Схоластик , История Церкви , книга 2, глава 18 .
  7. ^ RPC Hanson (1916–1988), «В поисках христианской доктрины Бога: арианская полемика», 318–381 (9780801031465): 1973 «Учение Фотина, по-видимому, было формой того, что можно было бы назвать средним марцеллизмом, т.е. Мерцелл [ нужны разъяснения ] первоначально преподавал до того, как его превратности заставили его смягчить остроту своего учения и принять во внимание критику как своих друзей, так и своих врагов, немного более умеренную. Он, конечно, учил, что человеческое тело Иисуса имело человеческий разум или душу, настаивая на его целостности, и мы видели, что это полностью согласовывалось с учением Марцелла, хотя в ранний период своей богословской деятельности Марцелл, по крайней мере, похоже, не признавал этого. удержали его».
  8. ^ Хэнсон «Кажется, нет ничего особенного в учении Фотина. Он был доктринерским учеником Марцелла. Он не отражает идиосинкразическую концепцию Марцелла об ограниченном сроке Царства Христа и более настойчив, чем Марцелл, в отношении человеческого Вероятно, он отражает позицию Марцелла между 340 и 350 годами и, возможно, может заставить нас снова задуматься над обсуждавшейся выше гипотезой о том, что Марвелл в средний или более поздний период своего существования признал человеческую душу Христу и что он преуменьшил значение его значения. более эксцентричные идеи, должно быть, представляли собой значительное затруднение не только для Марцелла, которому он слишком преданно следовал, но и для всех западных богословов. Он показал им, что могло случиться с теми, кто строго настаивал на том, что в Боге существует только одна ипостась. Божественность и то, как близко они были к падению в пропасть савеллианства. Возможно, Он также способствовал предубеждению или слепоте к необходимости приписывать человеческую душу Иисусу».
  9. ^ Jump up to: а б с Созомен , История Церкви , книга 4, глава 6 .
  10. Хансон: «Фотин особенно обратился к Исаии 44:6 («Я есть Бог, и нет другого»), чтобы сформулировать решительно монотеистическую точку зрения. [ нужны разъяснения ] учение о Боге. Логос для него был просто способом проявления Отца, силой или аспектом Его, ни в каком серьёзном смысле не отличным от Него. Очевидно, он придумал слово «Отец Слова» и считал Логос полностью взаимозаменяемым с «Богом». Как и Марцелл, он предпочитал аналогию с человеком и свою мысль об отношениях Отца к Сыну. В таких обстоятельствах он вряд ли мог использовать концепцию зачатия. Подобно раннему Марцеллу, он резко отличал Сына от Отца; Сын не возник до Воплощения и определялся как все человеческое существо, рожденное от Марии; У Христа не было предсуществования; теофании в Ветхом Завете были лишь явлением Бога. Когда Ветхий Завет говорил о Сыне Божьем (как в Дан. 7:13), это было только предсказание.
  11. ^ Александр Иванович, новая попытка реконструкции фотиновой христологии , стр. 2-3 . Фотин из Сирмиума и его доктрина -
  12. ^ Сократ Схоластик , История Церкви , книга 2, главы 18 и 19 .
  13. ^ Jump up to: а б с Сократ Схоластик , История Церкви , книга 2, глава 29 .
  14. ^ Александр Иванович, Фотин Сирмийский и его доктрина - новая попытка реконструкции фотиновой христологии , стр. 2. [4]
  15. ^ Хэнсон «Все в древнем мире обвиняют Фотина в том, что он свел Христа к простому человеку, усыновленному Богом, то есть союз между Логосом и человеком был только вдохновением и моральным согласием. Амвросий говорит нам, что двумя любимыми текстами Фонтина были I Тим 2 :5 («есть один Бог и один посредник между Богом и человеком, человек Иисус Христос») и Иоанна 8:40 («Вы хотите убить меня, человека, сказавшего вам истину») и один Понятно, почему здесь проявляется последовательная решимость избегать признания каких-либо различий в существе Бога».
  16. ^ Эдвард Харвуд , Социнианская схема . 1786 Издание второе, дополненное - Страница 16 «Фотин, ученик Марцелла, унаследовал от своего учителя ту же религиозную систему. Он утверждал, что существовало одно высшее Существо, сотворившее все сущее своим словом, но он отрицал вечное зарождение и предсуществование сына и утверждали, что Христос не существовал до того, как родился от своей матери.
  17. ^ Юлиан Отступник, Письма, Классическая библиотека Леба, том 3, стр. 186-7
  18. ^ Хэнсон: «Недавнее исследование ссылок на Фотина в «Амброзиастре» (ок. Рим, 363–384 гг.), проведенное Лидией А. Спеллер, подтверждает все эти моменты. Амброзиастр говорит о Фотине, «потому что он не считал Христа Богом на том основании, что он родился, он кажется мирянам мудрым». Вероятно, это ссылка на то, что император Юлиан в письме, часть которого дошла до нас, адресованном Фотину (ок. 362 г.), поздравил Фотина с его отказом поверить в возможность внедрения бога в утробу матери».
  19. ^ Сократ Схоластик , История Церкви , книга 4, глава 12 .
  20. ^ Александр Иванович, Фотин Сирмийский и его доктрина - новая попытка реконструкции фотиновой христологии , стр. 3-4 .

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Фотин ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d6b75e52769bbac67e2b750dd446a7dc__1697118120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/dc/d6b75e52769bbac67e2b750dd446a7dc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Photinus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)