Jump to content

Сабеллий

Сабеллий (около 215 г.) был священником и богословом третьего века , который, скорее всего, преподавал в Риме, но, возможно, был выходцем из Северной Африки из Ливии. Василий и другие называют его ливийцем из Пентаполя, но это, по-видимому, основано на том факте, что Пентаполь был местом, где процветало учение Сабеллия, согласно Дионисию Александрийскому, ок. 260. [ 1 ] Все, что известно о Сабеллии, почерпнуто главным образом из полемических сочинений его противников.

Католическая энциклопедия пишет:

Правда, легко предположить, что Тертуллиан и Ипполит исказили мнения своих противников, но нельзя доказать, что Клеомен не был последователем еретика Ноэта и что Савеллий не вышел из его школы; далее, не очевидно, что Тертуллиан стал бы нападать на Каллиста под псевдонимом. [ 1 ]

Противодействие Сабеллия идее Троицы привело к его отлучению как еретика от церкви Калликста в 220 году нашей эры. Уэйс и Бунзен предположили, что действия Каликста были мотивированы скорее желанием единства, а не убеждением. [ 2 ]

Теология

[ редактировать ]

Савеллий учил, что Бог един и неделим, а Отец, Сын и Святой Дух являются тремя видами или проявлениями одной божественной Личности.

модализм

[ редактировать ]

Это понимание было названо савеллианством или модалистическим монархианством . [ 3 ] Савеллианский модалист сказал бы, что Единый Бог последовательно открывал Себя человеку на протяжении всего времени как Отец в Творении; Сын в искуплении; и Дух в освящении и возрождении. (Из-за такого акцента на откровении Бога человеку модализм часто путают с экономическим тринитаризмом ).

  • Предположение о развитии и изменении внутри Божества рассматривалось как противоречащее концепции бесстрастия .
  • Оно также контрастировало с положением отдельных личностей, существующих внутри единого божества, представляя Отца, Сына и Духа как разные «модусы» (отсюда и термин « модализм »), «аспекты» или «лики», «роли». маски» ( персона на латыни) [ 4 ] которые Бог последовательно представил миру.
  • Что еще более важно, это противоречило учению Троицы о том, что «Бог был единым Богом в Отце», а не Единым только в сущности Отца. [ 5 ]

Было также отмечено, что греческий термин « homoousios », который предпочитал Афанасий Александрийский , на самом деле был термином, который, как сообщается, был выдвинут и одобрен Сабеллием, и что это был термин, с которым многие последователи Афанасия не согласились и были отвергнуты. беспокойный о. Их возражение против термина «homoousios» заключалось в том, что он считался «небиблейским, подозрительным и имеющим савеллианскую тенденцию». [ 6 ] Афанасий, однако, употреблял этот термин иначе, чем Савеллий, утверждая единство Божественной Сущности, сохраняя при этом различия между Божественными Лицами.

Однако термин «homoousios» был принят на Никейском соборе в 325 году нашей эры с использованием формулы и доктрины Афанасия, согласно которой Отец и Сын являются отдельными личностями, хотя и вечными, равноправными и единосущными. Возражения против использования этого термина были устранены путем разъяснения того, что он использовался не в сабеллианском смысле единства Личности, а, скорее, для обозначения единства Сущности, одновременно подтверждая различия Лиц или « ипостасей ».

По словам Епифания Саламинского , Сабеллий использовал характеристики Солнца как аналогию природы Бога. Подобно тому, как солнце имеет «три силы» (тепло, свет и круглую форму), так и у Бога есть три аспекта: согревающая сила соответствует Святому Духу; просветляющая сила — Сыну; а форма или фигура — Отцу. [ 7 ] Савеллий использовал термин «просопа», что по-гречески означает «лица», чтобы описать, что личность Божия имеет три лица. Эта идея встречается во 2 Коринфянам 4:6 «...Слава Божия, проявленная в лице (просопон - форма единственного числа) просопы) Христа.

Бог по сути

[ редактировать ]

Иоганн Лоренц фон Мошейм в своей книге «Состояние христианства в течение первых 320 лет», переведенной и опубликованной на английском языке в 1851 году, [ 8 ] изложил взгляды Сабеллия. На странице 217 фон Мошейм объясняет, что у разных людей были разные взгляды на то, чему учил Сабеллий:

«Большинство говорит: Он учил, что Отец, Сын и Святой Дух — это лишь три имени одного Бога». [ 9 ] Другие отрицали это, утверждая, что Сабеллий учил, что «Сын — это божественная добродетель, сошедшая от Отца на человека Христа», что аналогично тому, чему учили социниане. [ 10 ]

Что касается последнего абзаца на странице 217, фон Мошейм объясняет свое собственное понимание того, чему учил Сабеллий. [ 11 ] Он написал:

Разум и Священное Писание учат Бога быть «совершенно простым единством». Чтобы предотвратить учение о «множественности богов», Сабеллий отрицал «различие личностей в божественной природе». (p217/218) Но хотя Савеллий утверждал, что существовала только одна божественная личность, «он все же верил, что различие Отца, Сына и Святого Духа, описанное в Священном Писании, является реальным различием, а не просто нарицательным или номинальным». один» (стр. 218).

«Хотя Савеллий проводил различие между Отцом и Сыном, тем не менее он не признавал, что Сын был божественной личностью, рожденной Отцом» (стр. 218).

«Савеллий... не смешивал Сына и Святого Духа с Отцом, но ясно отличал двух первых от последнего» (с. 218).

«Савеллий придерживался Троицы» (стр. 218) (Похоже, цель этого утверждения состоит в том, чтобы подтвердить, что существуют реальные различия между Отцом, Сыном и Святым Духом.)

«Поэтому Сабеллий полагал, что, как человек — это всего лишь одна личность, и все же в одной его личности можно различить три вещи… тело, душу и дух, так и, хотя есть только одна неделимая личность в Боже, однако в этой личности Отец, Сын и Святой Дух могут быть различены не только в мыслях, но они должны действительно различаться и храниться отдельно». (стр. 219-220)

«Как Савеллий придерживался простого единства личности и природы Бога, но предполагал, что Отец, Сын и Святой Дух действительно отличаются друг от друга, а не являются тремя именами одного Бога, действующими по-разному ; мы вынуждены поверить, что он считал Отца, Сына и Святого Духа тремя частями божественной природы, как бы отделенными от Бога и отличающимися друг от друга, но существующими не как три личности, но все зависит от одной индивидуальной божественной природы». (стр. 220)

На странице 221 и позже фон Мосхайм упоминает, что «древние иногда говорят так, как если бы они представляли Сабеллия, верящего в то, что Отец, Сын и Святой Дух отличаются друг от друга только тремя способами действия». Он продолжает показывать примеры того, как Епифаний, Василий Великий и Феодорит противоречат себе в этом отношении.

Нетринитарный

[ редактировать ]

Наиболее решительно против Учения Сабеллия выступили Тертуллиан в Северной Африке и Ипполит в Риме, которые оба предлагали иерархическую троицу подчиненных лиц . [ 12 ] Сообщается, что Тертуллиан дал учению Савеллия название «Патрипассианство », что означает «отец страдал», поскольку Сабеллий не проводил истинного различия между Отцом и Сыном. Этот термин происходит от латинского слова pater , означающего «отец», и passus от глагола «страдать», поскольку это подразумевало, что Отец пострадал на кресте. Тертуллиан ввёл этот термин в своей работе «Adversus Praxeas» , глава   I: «Этим Праксей оказал двойную услугу дьяволу в Риме: он изгнал пророчество и ввёл ересь; он обратил в бегство Параклета и распял Отца». ." Это обвинение он применил и к Савеллию. [ 13 ] По мнению Клиссольда, это искажение учения Сабеллия, который цитирует ученых, апеллирующих к трудам Епифания. [ 14 ] Епифаний (умер в 403 г.) сообщает, что в его время савеллы были еще многочисленны в Месопотамии и Риме — факт, подтвержденный надписью, обнаруженной в Риме в 1742 г. и воздвигнутой, по-видимому, савеллианскими христианами. [ 15 ]

Современные движения

[ редактировать ]

Хотя есть некоторые доктринальные характеристики, общие для современной группы под названием пятидесятники-единственники с доктринальными характеристиками Сабеллия, первые не учат точной доктрине диспенсационного модализма, которой якобы учил Савеллий. Однако некоторые считают это утверждение необоснованным, поскольку у нас нет сочинений Сабеллия, которые могли бы окончательно доказать ту или иную сторону.

Таким образом, нельзя быть уверенным, учил ли Сабеллий диспенсационному модализму или учил тому, что сегодня известно как теология пятидесятников единства, поскольку все, что мы имеем о его учении, получено через сочинения его врагов. Все его оригинальные работы были уничтожены. Например, недавно было доказано, что доктрины, в которые якобы верили тамплиеры, являются фальсификациями. Следующие выдержки демонстрируют некоторые известные доктринальные характеристики древних сабеллианцев, которые можно сравнить с доктринами современного Движения Единства. Оба движения считают, что библейский Бог — это одна Личность, а не Три. И что Отец, Сын и Дух — это разные аспекты или проявления одной Личности, а не три отдельные личности.

Савеллианство — учение, которого придерживалась секта монтанистов . Монтанисты — это та же самая секта, членом которой был сам Тертуллиан , когда он писал (антисабеллианский) « Против Праксея » . [ 16 ] По-видимому, тогда в монатизме, впоследствии осужденном, были как тринитарии, так и модалисты. Киприан писал о савеллианах: «Как, когда Бог-Отец неизвестен, более того, даже хулится, можно ли судить о тех, кто среди еретиков крестится только во имя Христа, как обреле прощение грехов?» [ 17 ] В 225 году нашей эры Ипполит говорил о них, говоря: «Некоторые из них согласны с ересью ноэтиан , утверждая, что Сам Отец есть Сын». Викторин сказал о них следующее: «Некоторые сомневались в крещении тех, кто, по-видимому, признавал того же Отца и Сына, что и мы, но которые приняли новых пророков».

Сообщается, что некоторые савеллиане испытали глоссолалию (говорение на языках) и крестились по «более короткой формуле» из-за своего отрицания Троицы. [ 18 ] Савеллиане упоминались следующими отцами Церкви: Дионисий (ок. 200–265 гг. Н.э.) писал: «Те, кто крестятся во имя трех человек... хотя и крещены еретиками... не должны креститься повторно. Но обращенные из других ересей совершится крещением Святой Церкви». [ 19 ] «Сабеллий... богохульствует, говоря, что Сам Сын есть Отец, и наоборот». [ 20 ] «Иисус повелевает им крестить в Отца, Сына и Святого Духа, а не в одноличного Бога». [ 21 ]

Савеллианство, учение модализма и крещение единственным именем также сопровождалось глоссолалией и пророчеством среди вышеупомянутой секты монтанистов. [ нужна ссылка ] В 225 году нашей эры Тертуллиан говорит о «тех, кто заслужил бы превосходные дары духа и кто... посредством Святого Духа получил бы дар языка, мудрости и знания». Однако ни одна из этих практик не была источником разногласий относительно савеллиан — просто их христология оказалась наиболее оскорбительной. В любом случае, в отличие от многих других, считавшихся еретиками, савеллиане никогда не были отлучены от Церкви в целом. [ нужна ссылка ] Сто лет спустя диакон Арий сравнил епископа Александра с Савеллием, по сути обвинив Александра и Афанасия в возрождении старой ереси, имевшей, по крайней мере, савеллианскую направленность. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Монархиане , Новое пришествие, Католическая энциклопедия
  2. ^
    • Уэйс, Х., Словарь христианской биографии: и литература до конца шестого века нашей эры с описанием основных сект и ересей , Hendrickson Publishers, 1994. ISBN   1-56563-057-2 . Частично воспроизведено онлайн на сайте CCEL.
    • Бунзен, CC, Ипполит и его возраст , Kessinger Publishing, 2007. Первоначально опубликовано Лонгмансом в 1852 году. Частично воспроизведено в Интернете в Поиске книг Google.
  3. ^ Ярослав Пеликан , Возникновение католической традиции (100–600) , The University of Chicago Press, 1975, стр. 179–181.
  4. ^ стр. 51-55 Владимир Лосский Мистическое богословие Восточной церкви, SVS Press, 1997. ( ISBN   0-913836-31-1 ) James Clarke & Co Ltd, 1991. ( ISBN   0-227-67919-9 ) [1]
  5. ^ стр. 51-55 Владимир Лосский Мистическое богословие Восточной церкви, SVS Press, 1997. ( ISBN   0-913836-31-1 ) James Clarke & Co Ltd, 1991. ( ISBN   0-227-67919-9 ) [2]
  6. ^ Избранные трактаты святого Афанасия - В споре с арианами - Свободный перевод Джона Генри кардинала Ньюмана - Лонгманс, Грин и компания, 1911, сноска, стр. 124
  7. ^ Фон Мошайм, Дж. Л., Исторические комментарии о состоянии христианства в течение первых трехсот двадцати пяти лет христианской эры , Wipf & Stock Publishers, 2006, стр. 220. ISBN   1-59752-704-1 Первоначально опубликовано Trow & Smith Book Manufacturing Co, 1868 г. Частично воспроизведено в Интернете в Поиске книг Google.
  8. Фон Мошейм, JL, цит. , стр. 218.
  9. ^ Андрис ван Никерк (09 декабря 2021 г.). «Был ли Сабеллий первым тринитарием?» . От Даниила до Откровения . Проверено 9 декабря 2021 г.
  10. ^ Андрис ван Никерк (09 декабря 2021 г.). «Был ли Сабеллий первым тринитарием?» . От Даниила до Откровения . Проверено 9 декабря 2021 г.
  11. ^ Андрис ван Никерк (09 декабря 2021 г.). «Был ли Сабеллий первым тринитарием?» . От Даниила до Откровения . Проверено 9 декабря 2021 г.
  12. Мэттисон М.М., Иисус и Троица , Обернский университет, Алабама, получено 7 октября 2007 г.
  13. ^ Св. Афанасий (1911), «В полемике с арианами», Избранные трактаты , Ньюман, Джон Генри Кардинал транс, Лонгманс, Грин и Ко, стр. 124, футов .
  14. ^ Клиссолд, А. , Символы веры Афанасия, Сабеллия и Сведенборга , Adamant Media Corporation, 2001 (первоначально опубликовано Longmans Green and Co, 1873). Частично воспроизведено в Интернете в разделе « Веры Афанасия, Сабеллия и Сведенборга: исследовано и сравнено друг с другом».
  15. ^ Норткот, Дж. С. , Эпитафии катакомб , 1878, стр. 102. Цитируется в Эфирной библиотеке христианской классики.
  16. ^ Тертуллиан из Карфагена. «Против Праксея» . Эфирная библиотека христианской классики . Проверено 29 мая 2017 г.
  17. ^ Киприан, ок. 250, Вт, 5.383.484
  18. ^ Дж. Х. Блант, стр. 332, Хейк, стр. 150, Келси, стр. 40,41
  19. ^ Св. Дионисий, Письма и трактаты, стр.54.
  20. ^ Дионисий Римский, ок. 264, W, 6.365.
  21. ^ Тертуллиан, К. 213,W,3.623
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d4256e31064d5f718f5dba4fdfc29ebd__1715432640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d4/bd/d4256e31064d5f718f5dba4fdfc29ebd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sabellius - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)