Jump to content

Арий

Арий
Арий доказывает верховенство Бога-Отца и то, что Сын имел начало как истинный Первенец.
Рожденный 256
Умер 336 (80 лет)
Занятие Пресвитер
Заметная работа Талия
Богословская работа
Эра III и IV века нашей эры.
Язык Койне греческий
Традиция или движение Арианство
Известные идеи субординационизм

Арий ( / ə ˈ r ə s , ˈ ɛər i -/ ; Koinē греческий : Ἄρειος , Áreios ; 250 или 256–336) был киренским пресвитером , аскетом и священником. Его традиционно считают основателем арианства . [1] [2] который утверждает, что Иисус Христос не был совечным Богу Отцу , а был сотворен прежде времени. Арианское богословие и его учение о природе Божества разделяли веру в субординационизм. [3] с большинством христианских богословов III века, за заметным исключением Афанасия Александрийского . [4]

Константином Великим Формальное принятие христианства в Римской империи повлекло за собой созыв вселенских соборов для устранения богословских разногласий между противоборствующими сектами внутри Церкви. Богословие Ария было важной темой на Первом Никейском соборе , где арианство было осуждено в пользу гомоусианских концепций Бога и Иисуса. Оппозиция арианству по-прежнему воплощена в Никейском символе веры , который описывается как «сознательно антиарианский документ». [5] Тем не менее, несмотря на согласованное сопротивление, арианские церкви веками существовали по всей Европе (особенно в различных германских королевствах), на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Они были подавлены военным завоеванием или добровольным королевским обращением между пятым и седьмым веками.

Роль Ария как единственного создателя арианского богословия оспаривалась такими историками, как Роуэн Уильямс , который заявил, что «роль Ария в «арианстве» не заключалась в роли основателя секты. Не его индивидуальное учение доминировало в середине Восточная Церковь XX века». [6] Ричард Хэнсон пишет, что конкретная поддержка Арием субординационистского богословия «привела к неизбежному выдвижению на первый план доктринального кризиса, который постепенно нарастал [...] Он был искрой, которая положила начало взрыву. Но сам по себе он не имел большого значения». [7] Утверждается, что ассоциация между Арием и богословием, названным в его честь, является творением, «основанным на полемике никейских писателей», таких как Афанасий Александрийский, гомоусианин. [8]

Ранняя жизнь и личность

[ редактировать ]

Реконструкция жизни и учения Ария оказалась трудной задачей.

Арий был бербером по происхождению. [9] Имя его отца — Аммоний.

Хэнсон говорит, что «Арий, весьма вероятно, когда-то учился у Лукиана Антиохийского», потому что он называет кого-то другого «истинным учеником Лукиана». [10] Но Уильямс сомневается, «должны ли мы предположить по одному слову в письме Ария, что он на самом деле был учеником Лукиана». [11]

В прошлом многие писатели предполагали, что наш Арий — это тот же самый Арий, который был вовлечен в Мелитианский раскол , «имевший внешний вид благочестия и… жаждавший быть учителем». [12] Однако после нескольких страниц подробного анализа Уильямс приходит к выводу, что «Мелитианский Арий… тает(-е) под пристальным расследованием». [13]

В 313 году Арий был поставлен пресвитером округа Баукалис в Александрии.

Взгляды Ария всегда «представлялись как... некая безнадежно дефектная форма убеждений». [14] Вопреки этой точке зрения, Роуэн Уильямс недавно пришел к выводу, что Арий является «мыслителем и толкователем изобретательности, остроты и оригинальности». [15]

Хотя его персонаж подвергся резкой критике со стороны противников, Арий, по-видимому, был человеком личных аскетических достижений, чистой морали и твердых убеждений.

«Он был очень высокого роста, с потупленным лицом... всегда одетый в короткий плащ и тунику без рукавов ; говорил он мягко, и люди находили его убедительным и льстивым». [16]

Традиционно считается, что Арий был сознательным радикалом, порвавшим с «ортодоксальностью» отцов церкви. Однако:

«Неудивительно, что большая часть недавних работ, направленных на понимание арианской духовности, помогла разрушить представление об Арии и его сторонниках как о намеренных радикалах, нападающих на проверенную временем традицию». [17] «Арий был убежденным богословским консерватором; точнее, консервативным александрийцем». [18]

Сочинения Ария

[ редактировать ]

Из сочинений Ария сохранилось очень мало. «Что касается его собственных сочинений, то у нас есть не более трех писем и (и) несколько фрагментов другого». Эти три:

  1. Исповедание веры, преподнесенное Арием Александру Александрийскому,
  2. Его письмо Евсевию Никомидийскому и
  3. Признание, которое он представил императору». [19]

«Талия» — единственный известный богословский труд Ария. [20] но «мы не обладаем ни одним полным и непрерывным текстом». [21] Мы имеем из нее лишь отрывки в сочинениях врагов Ария, «большей частью из-под пера Афанасия Александрийского, злейшего и наиболее предвзятого врага его». [22]

Император Константин приказал их сжечь, пока Арий был еще жив, но Р.П.К. Хэнсон пришел к выводу, что так мало уцелело, потому что «люди его времени, соглашались они с ним или нет, не считали его (Ария) особенно значительным писателем». [7]

Те произведения, которые сохранились, цитируются в трудах церковников, обличавших его как еретика . Это заставляет некоторых (но не всех) ученых сомневаться в их надежности. [23] Например, епископ Р.П.К. Хэнсон писал:

«Афанасий, ярый противник Ария... конечно, не остановился бы перед искажением того, что он сказал». [20] «Афанасия... можно заподозрить в том, что он злонамеренно продвигал свои слова дальше, чем предполагал Арий». [24]

Архиепископ Роуэн Уильямс согласен с тем, что Афанасий применял «недобросовестную тактику в полемике и борьбе». [25]

Арианский спор

[ редактировать ]

( Преследование Диоклетиана Великое преследование) 303–313 гг. Н.э. было последней попыткой Рима ограничить распространение христианства по империи. Это преследование закончилось, когда христианство было узаконено Эдиктом о терпимости Галерия в 311 году, за которым последовал Миланский эдикт Константина в 313 году, после того как сам император Константин стал христианином. Арианская полемика началась лишь пятью годами позже, в 318 году, когда Арий, возглавлявший одну из церквей в Александрии, публично раскритиковал своего епископа Александра за «небрежность в стирании различия природы между Отцом и Сыном, делая упор на вечности». поколение". [26]

Историк тринитария Александр Сократ Константинопольский сообщает, что Арий спровоцировал спор, носящий его имя, когда Александрийский , сменивший Ахилласа на посту епископа Александрийского , произнес проповедь, в которой говорилось о сходстве Сына с Отцом. Арий истолковал речь Александра как возрождение савеллианства , осудил ее, а затем утверждал, что «если Отец родил Сына, то рожденный имел начало существования: и из этого видно, что было время, когда Сына не было. Отсюда необходимо следует, что Он [Сын] имел свою сущность из ничего». [27] Эта цитата описывает суть учения Ария.

Сократ Константинопольский считал, что Арий находился под влиянием учения Лукиана Антиохийского , знаменитого христианского учителя и мученика. В письме к патриарху Константинопольскому Александру епископ Ария Александр Александрийский писал, что Арий заимствовал свое богословие у Лукиана. Явной целью письма было пожаловаться на доктрины, которые распространял Арий, но его обвинение в ереси против Ария расплывчато и не поддерживается другими авторитетами. Кроме того, язык Александра, как и язык большинства полемистов того времени, довольно резкий и оскорбительный. Более того, даже Александр никогда не обвинял Лукиана в том, что он преподавал арианство.

Сторонники

[ редактировать ]

Традиционно считается, что Арий имел широкую поддержку в регионах Римской империи. Но теперь кажется, что его сторонники ограничились Египтом и Александрией. [ не удалось пройти проверку ] :

Споры распространились из Александрии почти на все африканские регионы и рассматривались Римской империей как нарушение общественного порядка. (Евсевий Кесарийский в «Житии Константина» ).« Похоже, что Талия ... распространялась только в Александрии; то, что известно о нем в других местах, похоже, основано на цитатах Афанасия». [28]

Он также пользовался поддержкой, пожалуй, двух самых важных церковных лидеров того времени:

Евсевий Никомидийский

[ редактировать ]

Евсевий Никомедийский «был сторонником Ария, пока был жив Арий». [29] «Обычно Евсевий представляет собой беспринципного интригана». [30] «Конечно, это потому, что наши знания о Евсевии почти полностью основаны на свидетельствах его заклятых врагов». [30] Хэнсон упоминает несколько случаев, демонстрирующих честность и мужество Евсевия. [31] и заключает:

«Евсевий, безусловно, был человеком сильного характера и больших способностей» (стр. 29). «Именно он фактически руководил делами грекоязычной Восточной Церкви с 328 года до своей смерти» (стр. 29). Он способствовал распространению христианской веры за пределы Римской империи. Версия христианской веры, которую распространяли миссионеры, была той, которую предпочитал Евсевий, а не Афанасий. Это служит свидетельством его рвения». [32]

Евсевий Кесарийский

[ редактировать ]

«Евсевий, епископ Кесарии Палестинской [историк церкви], безусловно, был одним из первых сторонников Ария». [33] «Он был повсеместно признан самым ученым епископом своего времени». [33] «Евсевий Кесарийский... был одним из самых влиятельных авторов четвертого века». [34] «Ни Арий, ни антиарианцы не говорят о нем зла». [33] «Он был назначен епископом Кесарии около 313 года и присутствовал на Никейском соборе в 325 году». [35]

«Поэтому мы не можем охарактеризовать Евсевия (Кесарийского) как формального арианина в том смысле, что он знал и принимал полную логику Ария или позиции Астерия. Но, несомненно, он почти подошел к ней». [36]

Ориген и Арий

[ редактировать ]

Как и многие христианские ученые третьего века, Арий находился под влиянием трудов Оригена , широко известного как первый великий богослов христианства. [37] Однако, хотя оба были согласны в подчинении Сына Отцу, а Арий опирался на теории Оригена о Логосе , они не во всем соглашались. Например:

  • Хэнсон несколько раз ссылается на учение Оригена о том, что Сын существовал всегда, например, «учение Оригена о вечном зарождении Сына Отцом». [38] Чтобы противопоставить это тому, чему учил Арий, Хэнсон утверждает, что Арий учил, что «было время, когда его не существовало». [39]
  • «Арий в Талии видит Сына восхваляющим Отца Небесного; Ориген обычно избегает слов, предполагающих, что Сын поклоняется Отцу как Богу». [40]

Хэнсон заключил :

«Арий, вероятно, унаследовал некоторые термины и даже некоторые идеи от Оригена... он, конечно, не перенял какой-либо большой или значительной части богословия Оригена». [41] «Он не был лишен влияния Оригена, но его нельзя всерьез назвать оригенистом». [42]

Однако, поскольку богословские рассуждения Оригена часто предлагались для стимулирования дальнейших исследований, а не для того, чтобы положить конец какому-либо спору, и Арий, и его оппоненты могли во время своих дебатов ссылаться на авторитет этого почитаемого (в то время) богослова. [43]

Божественный, но не полностью божественный

[ редактировать ]

Арий подчеркивал верховенство и уникальность Бога-Отца, имея в виду, что только Отец бесконечен, вечен и всемогущ, и что поэтому божественность Отца должна быть больше, чем божественность Сына. Арий утверждал, что Сын не обладал ни вечностью, ни истинной божественностью Отца, а скорее стал «Богом» только с позволения и силы Отца. [44] [45]

«Многие краткие отчеты представляют арианский спор как спор о том, был ли Христос божественен». [46] «Ошибочно предполагать, что эти споры касались «божественности Христа». [47] «Многие богословы четвертого века (в том числе те, которые ни в коей мере не были антиникейцами) проводили различия между тем, чтобы быть «Богом» и тем, чтобы быть «истинным Богом», что противоречит любому простому объяснению противоречия в этих терминах». [48]

«Необходимо понимать, что в четвертом веке слово «Бог» (theos, deus) не приобрело того значения , которое оно приобрело в нашем мире двадцатого века... а именно: единого и единственного истинного Бога. Слово могло применимо ко многим градациям божества и не было столь абсолютным для Афанасия, как для нас». [49]

Первые ответы

[ редактировать ]

Епископ Александрийский сослал пресвитера по совету местных священников. Сторонники Ария яростно протестовали. Многочисленные епископы и христианские лидеры той эпохи поддержали его дело, в том числе Евсевий Никомедийский , крестивший Константина Великого. [50]

Первый Никейский собор

[ редактировать ]
с Никейский собор Арием, изображенным под ногами императора Константина и епископов.

Христологические дебаты больше не могли ограничиваться рамками Александрийской епархии . К тому времени, когда епископ Александр наконец выступил против Ария, учение Ария распространилось далеко за пределы его епархии; это стало темой обсуждения и беспокойства для всей Церкви. Церковь теперь была могущественной силой в римском мире, а императоры Лициний и Константин I узаконили ее в 313 году Миланским эдиктом . Император Константин лично интересовался несколькими экуменическими вопросами, включая донатистский спор в 316 году, и хотел положить конец христологическому спору. С этой целью император послал Хосия, епископа Кордовы, расследовать и, если возможно, разрешить спор. Хосиус был вооружен открытым письмом императора: «Посему пусть каждый из вас, проявляя внимание к другому, прислушается к беспристрастному увещеванию вашего товарища-слуги». Однако, поскольку дебаты продолжали бушевать, несмотря на усилия Хосия, Константин в 325 году нашей эры предпринял беспрецедентный шаг: он созвал совет должен состоять из церковных прелатов со всех частей империи для решения этого вопроса, возможно, по рекомендации Хосия. [51]

«Присутствовало около 250–300 человек, почти полностью из восточной половины империи». [52] Папа Сильвестр I , который сам был слишком стар для участия, послал двух священников в качестве своих делегатов. На соборе присутствовал сам Арий и его епископ Александр. Также были Евсевий Кесарийский , Евсевий Никомедийский и молодой диакон Афанасий , который стал поборником тринитарной точки зрения, в конечном итоге принятой собором, и провел большую часть своей жизни в борьбе с арианством. Прежде чем созвать главный конклав, Осий сначала встретился с Александром и его сторонниками в Никомидии . [53] Совет возглавлял сам император, который участвовал и даже руководил некоторыми его обсуждениями. [51]

На этот Первый Никейский собор в качестве сторонников Ария пришли 22 епископа во главе с Евсевием Никомидийским. Тем не менее, когда некоторые из сочинений Ария были прочитаны вслух, большинство участников, как сообщается, назвали их кощунственными. [51] Тех, кто поддерживал идею о том, что Христос совечен и единосущен Отцу, возглавлял епископ Александр . Афанасию не разрешили присутствовать на Соборе, поскольку он был всего лишь архидиаконом. Однако Афанасий рассматривается как выполняющий работу и пришел к выводу (согласно защите епископом Александром афанасийского тринитаризма, а также согласно Никейскому Символу веры , принятому на этом Соборе) [54] [55] что Сын был одной сущности ( homoousios ) с Отцом (или единосущен с Отцом) и вечно был порожден из этой сущности Отца. [56] Тех, кто вместо этого настаивал на том, что Сын Божий пришел после Бога-Отца во времени и сущности, возглавлял пресвитер Арий. В течение двух месяцев обе стороны спорили и спорили. [57] каждый из них обращается к Священному Писанию для обоснования своей позиции. Арий приводил доводы в пользу верховенства Бога-Отца и утверждал, что Сын Божий был просто самым старым и самым любимым творением Бога, созданным из ничего, поскольку он был его прямым потомком. Арий учил, что предсуществующий Сын был первым творением Бога (самым первым, что Бог действительно когда-либо делал за все свое вечное существование до этого момента) до всех времен. Таким образом, он настаивал на том, что только Бог-Отец не имел начала и что только Отец бесконечен и вечен. Арий утверждал, что Сын имел начало. Таким образом, сказал Арий, только Сын был непосредственно сотворен и рожден от Бога; более того, было время, когда его не существовало. Он был способен на свою собственную свободную волю, сказал Арий, и, таким образом, «если бы Он в самом истинном смысле был сыном, Он должен был бы прийти после Отца, следовательно, очевидно, было время, когда Его не было, и, следовательно, Он был конечным существом. " [58] Арий обратился к Священному Писанию, цитируя такие стихи, как Иоанна 14:28: «Отец больше Меня». [59] а также Колоссянам 1:15: «первенец всей твари». [60] Отца Таким образом, Арий настаивал на том, что Божественность была больше, чем Божественность Сына, и что Сын находился под Богом Отцом, а не был равным или совечным Ему.

Греческая икона, изображающая Ария, которого ударил Николай Мирликийский

По некоторым сведениям в житии , Николая Мирликийского прения на соборе стали настолько жаркими, что в какой-то момент Николай ударил Ария по лицу. [61] [62] Большинство епископов в конечном итоге согласовали символ веры, известный впоследствии как Никейский символ веры . Оно включало слово homoousios , означающее «единосущный» или «единый по сути», что было несовместимо с верованиями Ария. [63] 19 июня 325 года совет и император издали циркуляр церквям Александрии и ее окрестностей: Арий и два его стойких сторонника (Феона и Секунд) [63] были низложены и сосланы в Иллирик , а трое других сторонников — Феогнид Никейский , Евсевий Никомедийский и Марис Халкидонский — поставили свои подписи исключительно из уважения к императору. Ниже приводится часть постановления императора, горячо осуждающего учение Ария.

Кроме того, если будет найдено какое-либо сочинение, сочиненное Арием, его следует предать огню, чтобы не только изгладилась порочность его учения, но и не осталось ничего, что могло бы даже напоминать кому-либо о нем. И настоящим я постановляю, что если кто-то обнаружится, что спрятал письмо, составленное Арием, и не вынес его немедленно и не уничтожил огнем, то наказанием ему будет смерть. Как только он будет уличен в этом правонарушении, он должен быть подвергнут смертной казни   [...]

- Указ императора Константина против ариан. [64]

Изгнание, возвращение и смерть

[ редактировать ]

Однако победа гомоусийской партии в Никее была недолгой. Несмотря на изгнание Ария и предполагаемую окончательность постановлений Собора, арианские споры сразу же возобновились. Когда епископ Александр умер в 327 году, его преемником стал Афанасий, несмотря на то, что он не соответствовал возрастным требованиям для иерарха. Все еще стремясь умиротворить конфликт между арианами и тринитарианцами, Константин постепенно стал более снисходительным к тем, кого сослал Никейский собор. [51] Хотя он никогда не отрекался от собора или его постановлений, император в конечном итоге позволил Арию (который нашел убежище в Палестине ) и многим из его сторонников вернуться в свои дома, как только Арий переформулировал свою христологию, чтобы заглушить идеи, которые его критики сочли наиболее нежелательными. . Афанасий был сослан после осуждения его Первым Синодом Тира в 335 году (хотя позже он был отозван), а Синод Иерусалима в следующем году восстановил Ария в общении. Император приказал Александру Константинопольскому принять Ария, несмотря на возражения епископа; В ответ епископ Александр усердно помолился, чтобы Арий погиб прежде, чем это произойдет. [65]

Современные ученые считают, что последующая смерть Ария могла быть результатом отравления его противниками. [66] [67] взглядов Ария Напротив, некоторые современники Ария утверждали, что обстоятельства его смерти были чудесным следствием еретических . Последняя точка зрения была очевидна в рассказе о смерти Ария от заклятого врага Сократа Схоластика :

Была суббота, и Арий рассчитывал собраться с церковью на следующий день, но божественное возмездие настигло его дерзкие преступления. Выйдя из императорского дворца в сопровождении толпы евсевианских сторонников, похожих на стражу, он гордо прошествовал по центру города, привлекая внимание всего народа. Когда он приблизился к месту, называемому форумом Константина , где воздвигнута порфировая колонна , Ария охватил ужас, возникший от угрызений совести, а вместе с ужасом и сильное расслабление кишечника: поэтому он спросил, есть ли поблизости удобное место, и, получив направление в конец форума Константина, он поспешил туда. Вскоре после этого на него напала слабость, и вместе с испражнениями его кишки выпячивались, за чем последовало обильное кровотечение и выпадение более мелких кишок; более того, части его селезенки и печени были оторваны излиянием крови, так что он почти сразу умер. Сцена этой катастрофы до сих пор показана в Константинополе, как я уже сказал, за руинами колоннады; и проходящие люди, указывая пальцем на это место, сохраняют вечную память об этом необычном виде смерти. [68]

Смерть Ария не положила конец арианскому спору, который не мог быть урегулирован в течение многих столетий в некоторых частях христианского мира.

Константин I сжигает арианские книги, иллюстрация из книги канонического права, ок. 825

Арианство после Ария

[ редактировать ]

Непосредственные последствия

[ редактировать ]

Историки сообщают, что Константин, не крестившийся большую часть своей жизни, был крещен на смертном одре в 337 году арианским епископом Евсевием Никомидийским . [51] [69]

Констанций II , сменивший Константина, был сторонником арианства. [70] При нем арианство достигло своей высшей точки на Третьем соборе в Сирмиуме в 357 году. Седьмое арианское исповедание (Второе исповедание в Сирмии) утверждало, что в отношении доктрин homoousios (одной сущности) и homoiousios (одной сущности) оба не являются библейский; и что Отец больше Сына, это признание позже было названо Богохульством Сирмиума :

Но так как многих беспокоят вопросы относительно того, что по-латыни называется substantia , а по-гречески ousia , т. е. чтобы точнее понять, что касается «единственности», или того, что называется «подобным по существу», то ни о ком из них вообще не должно быть ни упоминания, ни изложения их в Церкви, по той причине и по тому соображению, что в Божественном Писании о них ничего не написано, и что они выше человеческого познания и выше человеческого разумения. . [71]

После неудачной попытки Юлиана Отступника восстановить язычество в империи император Валент, сам арианин, возобновил гонения на никейских епископов. Однако преемник Валента Феодосий I раз и навсегда положил конец арианству среди элиты Восточной империи посредством сочетания императорского указа, преследований и созыва Первого Константинопольского собора в 381 году, который вновь осудил Ария, одновременно подтвердив и расширив Никейский символ веры. . [70] [72] [ нужна страница ] Это в целом положило конец влиянию арианства среди негерманских народов Римской империи.

Арианство на Западе

[ редактировать ]
Арианский баптистерий, построенный остготским королем Теодорихом Великим в Равенне , Италия, около 500 г.

Арианство развивалось совсем по-другому в Западной империи ; во время правления Констанция II ариан- гот новообращенный Ульфила был рукоположен в епископы Евсевием Никомедийским и послан миссионерствовать над своим народом. Его успех обеспечил выживание арианства среди готов и вандалов до начала восьмого века, когда их королевства уступили соседним никейцам или они приняли никейское христианство. Ариане продолжали существовать в Северной Африке, Испании и некоторых частях Италии, пока не были окончательно подавлены в шестом и седьмом веках. [73]

В XII веке бенедиктинский аббат Петр Достопочтенный описал исламского пророка Мухаммеда как «преемника Ария и предшественника Антихриста » . [74] Во время протестантской Реформации секту , польскую известную как « Польские братья», часто называли арианами из-за их антитринитарной доктрины . [75]

Современный арианство

[ редактировать ]

Сегодня существует несколько современных христианских и постхристианских конфессий, которые отражают арианское мышление.

Членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД) иногда обвиняют их недоброжелатели в том, что они ариане. [76] Однако христология Святых последних дней отличается в нескольких существенных аспектах от арианского богословия. [77]

учат Свидетели Иеговы , что Сын — сотворенное существо и на самом деле не Бог, а его единородный Сын.

Некоторые христиане в унитарном универсалистском движении находятся под влиянием арианских идей. Современные христиане-унитаристы-универсалисты в своей христологии часто могут быть либо арианами , либо социанами , видя в Иисусе особую моральную фигуру, но не как равного или вечного с Богом-Отцом; или они могут следовать логике Оригена всеобщего спасения и, таким образом, потенциально утверждать Троицу, но утверждать, что все уже спасены.

Согласно реинкарнационной религии спиритизма , Иисус, дух высшего порядка, когда-либо воплощавшийся на Земле, отличается от Бога, которым он был создан. Иисус не считается Богом или частью Бога, как в никейском христианстве, но, тем не менее, высшим образцом человеческой любви, разума и прощения, которого часто называют правителем Земли.

Учение Ария

[ редактировать ]

Введение

[ редактировать ]

Объясняя свои действия против Ария, Александр Александрийский написал письмо Александру Константинопольскому и Евсевию Никомедийскому (где тогда проживал император), подробно описывая ошибки, в которые, по его мнению, впал Арий. По словам Александра, Арий учил:

Что Бог не всегда был Отцом, но был период, когда Он не был Отцом; что Слово Божие не было от вечности, но было создано из ничего; ибо для этого вечно существующий Бог («Я ЕСМЬ» — Вечный) создал из ничего того, кто прежде не существовал; а потому было время, когда Его не существовало, поскольку Сын есть творение и произведение. Что он не подобен Отцу по своей сущности и не является по природе ни истинным Словом Отца, ни истинной Мудростью, но одним из Его дел и созданий, ошибочно названным Словом и Премудростью, так как сам он был создан из Божьего собственное Слово и Премудрость, которая в Боге, посредством которой Бог сотворил все, и его тоже. Посему он по своей природе изменчив и подвержен изменению, как и все другие разумные создания: следовательно, Слово чуждо и отлично от сущности Божией; и Отец неизъясним для Сына и невидим для Него, ибо Слово не знает Отца совершенно и точно, и не может отчетливо видеть Его. Сын не знает природы своей сущности: ибо Он создан ради нас, чтобы Бог мог сотворить нас через Него, как через орудие; и он никогда не существовал бы, если бы Бог не пожелал сотворить нас.

- Сократ Схоластик (Тринитарист) [78]

Ария Александр также ссылается на поэтическую Талию :

Бог не всегда был Отцом; был момент, когда он был один и еще не был Отцом: позже он стал таковым. Сын не от вечности; он появился из ничего.

Александр (Тринитарий) [79]

Евсевий Кесарийский в своей знаменитой книге «Церковная история» объясняет взгляды Ария следующим образом: [80]

Что Бог не всегда был Отцом и что было время, когда Сына не было; что Сын такое же существо, как и другие; что он изменчив по своей природе; что по своей свободной воле он решил остаться добродетельным, но может измениться, как и другие. Он говорил, что Иисус Христос не был истинным Богом, но божествен по участию, как и все другие, которым приписано имя Божие. Он добавил, что он не был субстанциальным Словом Отца и его собственной мудростью, которой он сотворил все, но что он сам был создан вечной мудростью; что Он во всем чужд сущности Отца; что не мы созданы для него, а он для нас, когда Богу, бывшему прежде одному, было угодно сотворить нас, что он создан по воле Божией, как и другие, не имеющие вообще никакого предшествующего существования, поскольку он не есть собственное и естественное произведение Отца, а следствие Его благодати. Отец, продолжал он, невидим для Сына, и Сын не может знать его в совершенстве; и в действительности он не может познать свою собственную сущность.

Логотипы

[ редактировать ]

Вопрос о точном отношении между Отцом и Сыном (часть богословской науки христологии ) был поднят примерно за пятьдесят лет до Ария, когда Павел Самосатский был низложен в 269 году за согласие с теми, кто использовал слово homoousios (греч. для «одной и той же субстанции»), чтобы выразить отношения между Отцом и Сыном. В то время считалось, что этот термин имеет савеллианскую тенденцию. [81] однако, как показали события, это произошло из-за того, что его масштаб не был определен удовлетворительно. В дискуссии, последовавшей за смещением Павла, Дионисий , епископ Александрийский, использовал почти тот же язык, что и Арий позже, и сохранилась переписка, в которой Папа Дионисий обвиняет его в использовании такой терминологии. Дионисий ответил объяснением, которое многие интерпретировали как колеблющееся. , Антиохийский Синод осудивший Павла Самосатского, выразил неодобрение слову homoousios в одном смысле, тогда как епископ Александр занялся его защитой в другом. Хотя споры, казалось, склонялись к мнениям, которые позже отстаивал Арий, твердого решения по этому вопросу принято не было; В такой интеллектуальной атмосфере, как в Александрии, дебаты, казалось, должны были возродиться – и даже усилиться – в какой-то момент в будущем.

Арий поддерживал следующие учения о Сыне или Слове ( Логосе , имея в виду Иисуса :

  1. что Слово ( Логос ) и Отец не имели одной и той же сущности ( ousia );
  2. что Сын был сотворенным существом ( ктисма или поиема ); и
  3. что миры были созданы через него, значит, он должен был существовать до них и до всех времен.
  4. Однако был «однажды» [Арий не использовал слов, означающих «время», таких как хронос или аион ], когда он не существовал, прежде чем он был рожден от Отца.

Сохранившиеся сочинения

[ редактировать ]

Три сохранившихся письма, приписываемые Арию, — это его письмо Александру Александрийскому , [82] его письмо Евсевию Никомидийскому , [83] и его признание Константину. [84] Кроме того, сохранилось несколько писем, адресованных Арию другими, а также краткие цитаты, содержащиеся в полемических трудах его оппонентов. Эти цитаты часто короткие и вырванные из контекста, и трудно сказать, насколько точно они цитируют его или отражают его истинные мысли.

Ария «Талия» (буквально «праздник», «банкет»), популяризированное произведение, сочетающее прозу и стихи и обобщающее его взгляды на Логос. [85] сохранилось в цитируемой фрагментарной форме. В « Талии » Арий говорит, что первой мыслью Бога было создание Сына до начала всех веков, поэтому время началось с создания Логоса или Слова на Небесах (строки 1–9, 30–32). Арий объясняет, как Сын все еще мог быть Богом , даже если бы он не существовал вечно (строки 20–23); и пытается объяснить полную непостижимость Отца Сыну (строки 33–39). Две доступные ссылки из этой работы записаны его оппонентом Афанасием: первая представляет собой отчет об учении Ария в «Речах против ариан» , 1:5–6. В этом пересказе перемежаются негативные комментарии, поэтому его трудно считать полностью достоверным. [86]

Вторая цитата появляется на странице 15 документа « О советах Арминума и Селевкии» , также известного как « De Synodis» . Этот второй отрывок, полностью написанный неправильным стихом, кажется прямой цитатой или компиляцией цитат; [87] возможно, ее написал кто-то другой, а не Афанасий, возможно, даже человек, симпатизирующий Арию. [88] Эта вторая цитата не содержит нескольких утверждений, обычно приписываемых Арию его оппонентами, имеет метрическую форму и напоминает другие отрывки, приписываемые Арию. Он также содержит некоторые положительные высказывания о Сыне. [89] Но хотя эти цитаты кажутся достаточно точными, их надлежащий контекст утерян, поэтому их место в более широкой системе мышления Ария невозможно реконструировать. [87]

Потолочная мозаика Арианского баптистерия в Равенне, Италия , изображающая присутствующих Отца, Сына и Святого Духа с Иоанном Крестителем .

Часть « Талии» » Афанасия, Ария, цитируемая в «De Synodis является самым длинным из сохранившихся фрагментов. Наиболее часто цитируемое издание De Synodis принадлежит Гансу-Георгу Опитцу. [90] Перевод этого фрагмента сделал Аарон Дж. Уэст, [91] но основано не на тексте Опитца, а на предыдущем издании: «По сравнению с более поздним изданием текста Опитца, мы обнаружили, что наш текст различается только по пунктуации, заглавным буквам и одному варианту чтения ( χρόνῳ для χρόνοις , строка 5) ." [92] Издание Опица с западным переводом выглядит следующим образом:

Несколько иное издание фрагмента Талии из Де Синодиса дано Г. К. Стедом, [93] и послужил основой для перевода RPC Hanson. [94] Стед утверждал, что « Талия» написана анапестическим размером, и отредактировал фрагмент, чтобы показать, как он будет выглядеть в анапестах с разными разрывами строк. Хэнсон основал свой перевод этого фрагмента непосредственно на тексте Стеда.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Торкингтон 2011 , с. 113.
  2. ^ Анатолий 2011 , с. 44: «Арий, родившийся в Ливии, был уважаемым подвижником и пресвитером в церкви Бавкалиды в Александрии и был основателем арианства .».
  3. ^ Уильямс 2002 , с. 98.
  4. ^ Хэнсон 1988 , с. XIX.
  5. ^ Хэнсон 1988 , с. 164.
  6. ^ Уильямс 2004 , с. 165.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хэнсон 1988 , с. XVIII.
  8. ^ Уильямс 2004 , с. 82.
  9. ^ Хендрикс, Скотт Э.; Окея, Ученна (01 марта 2018 г.). Величайшие религиозные лидеры мира [2 тома]: Как религиозные деятели помогли сформировать мировую историю [2 тома] . Bloomsbury Publishing USA (опубликовано в 2018 г.). п. 35. ISBN  978-1-4408-4138-5 . Архивировано из оригинала 01 декабря 2023 г. Проверено 29 октября 2023 г.
  10. ^ Хэнсон 1988 , с. 5.
  11. ^ Уильямс 2004 , с. 30.
  12. ^ Уильямс 2004 , стр. 34, 32–40.
  13. ^ Уильямс 2004 , с. 40.
  14. ^ Уильямс 2004 , с. 2.
  15. ^ Уильямс 2004 , с. 116.
  16. ^ Уильямс 2004 , с. 32.
  17. ^ Уильямс 2004 , с. 21.
  18. ^ Уильямс 2004 , с. 175.
  19. ^ Хэнсон 1988 , стр. 5–6.
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хэнсон 1988 , с. 10.
  21. ^ Уильямс 2004 , с. 62.
  22. ^ Хэнсон 1988 , с. 6.
  23. ^ Деннисон, Джеймс Т. младший «Арий «Православный» ; Афанасий «Политик» : Реабилитация Ария и клевета на Афанасия» . Линвуд: Северо-Западная духовная семинария. Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 2 мая 2012 г.
  24. ^ Хэнсон 1988 , с. 15.
  25. ^ Уильямс 2004 , с. 238.
  26. ^ Лайман, Дж. Ребекка (2010). «Изобретение «ереси» и «раскола» ». Кембриджская история христианства .
  27. ^ Сократ. «Спор Ария с Александром, его епископом». . Церковные истории Сократа Схоластика . Архивировано из оригинала 10 января 2012 года . Проверено 2 мая 2012 г.
  28. ^ Эйрес 2004 , стр. 56–57.
  29. ^ Хэнсон 1988 , стр. 30, 31.
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хэнсон 1988 , с. 27.
  31. ^ Хэнсон 1988 , с. 28.
  32. ^ Хэнсон 1988 , с. 29.
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хэнсон 1988 , с. 46.
  34. ^ Хэнсон 1988 , с. 860.
  35. ^ Хэнсон 1988 , с. 47.
  36. ^ Хэнсон 1988 , с. 59.
  37. ^ Мур, Эдвард (2 мая 2005 г.). «Ориген Александрийский» . Интернет-энциклопедия философии . Университет Теннесси в Мартине. Архивировано из оригинала 28 ноября 2015 года . Проверено 2 мая 2012 г.
  38. ^ Хэнсон 1988 , с. 65.
  39. ^ Хэнсон 1988 , стр. 65, 86.
  40. ^ Хэнсон 1988 , с. 144.
  41. ^ Хэнсон 1988 , с. 70.
  42. ^ Хэнсон 1988 , с. 98.
  43. ^ «Арий Александрийский, священник и мученик» . Святая Католическая и Апостольская Церковь (Ариано-Католическая) . Архивировано из оригинала 25 апреля 2012 года . Проверено 2 мая 2012 г.
  44. ^ Келли 1978 , Глава 9
  45. ^ Дэвис 1983 , стр. 52–54
  46. ^ Эйрс 2004 , с. 13.
  47. ^ Эйрес 2004 , стр. 14.
  48. ^ Эйрс 2004 , с. 4.
  49. ^ Хэнсон 1988 , с. 456.
  50. ^ Рубинштейн 2000 , с. 57.
  51. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Васильев, Ал (1928). «Империя от Константина Великого до Юстиниана» . История Византийской империи . Архивировано из оригинала 11 июня 2010 года . Проверено 2 мая 2012 г.
  52. ^ Эйрс 2004 , с. 19.
  53. ^ Фотий . «Воплощение главы VII» . Краткое содержание книги I. Архивировано из оригинала 11 мая 2012 года . Проверено 2 мая 2012 г.
  54. ^ Афанасий, Беседа 1 против ариан, часть 9, http://www.newadvent.org/fathers/28161.htm. Архивировано 16 июля 2016 г. в Wayback Machine.
  55. ^ Афанасий, De Decretis, части 20 и 30, http://www.newadvent.org/fathers/2809.htm. Архивировано 23 июля 2023 г. в Wayback Machine.
  56. ^ Мэтт Перри - Афанасий и его влияние на Никейский собор. Архивировано 7 апреля 2014 г. в Wayback Machine - QUODLIBET JOURNAL - Проверено 29 мая 2014 г.
  57. ^ Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов, 1963 , с. 477.
  58. ^ МакКлинток и Стронг 1982 , стр. 45.
  59. ^ Иоанна 14:28
  60. ^ Колоссянам 1:15
  61. Епископ Николай теряет хладнокровие на Никейском соборе. Архивировано 1 января 2011 г. в Wayback Machine . Из центра Святого Николая. См. также Святитель Николай Чудотворец. Архивировано 10 сентября 2012 г. в Wayback Machine на сайте Православной Церкви в Америке . Проверено 2 февраля 2010 г.
  62. ^ СОКЕЙ, ДАРЬЯ (5 декабря 2012 г.). «В этом углу, Святой Николай!» . Католическая биржа . Архивировано из оригинала 27 февраля 2022 года . Проверено 27 февраля 2022 г.
  63. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кэрролл 1987 , с. 12.
  64. ^ Афанасий (23 января 2010 г.). «Указ императора Константина против ариан» . Христианство четвертого века . Висконсинский лютеранский колледж. Архивировано из оригинала 19 августа 2011 года . Проверено 2 мая 2012 г.
  65. ^ Дрейпер, Джон Уильям (1875). История интеллектуального развития Европы . стр. 358–359 . , цитируется в «События после Никейского Собора» . Формулировка Троицы . Архивировано из оригинала 5 марта 2014 года . Проверено 2 мая 2012 г.
  66. ^ Кирш 2004 , с. 178.
  67. ^ Фриман 2005 , с. 171.
  68. ^ Сократ. «Смерть Ария» . Церковные истории Сократа Схоластика . Архивировано из оригинала 9 ноября 2011 года . Проверено 2 мая 2012 г.
  69. ^ Скрам, Д. С. «Арианская реакция – Афанасий» . Биография Ария . Архивировано из оригинала 3 марта 2012 года . Проверено 2 мая 2012 г.
  70. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джонс 1986 , с. 118 .
  71. ^ «Второе Символ веры Сирмиума или «Богохульство Сирмиума» » . Христианство четвертого века . Архивировано из оригинала 12 марта 2017 г. Проверено 9 марта 2017 г.
  72. ^ Фриман 2009 .
  73. ^ «Арианство» . Колумбийская энциклопедия . Архивировано из оригинала 4 июня 2011 года . Проверено 2 мая 2012 г.
  74. ^ Критцек, Джеймс (2015) [1964]. Петр Достопочтенный и ислам . Принстонские исследования Ближнего Востока. Принстон, Нью-Джерси : Издательство Принстонского университета . стр. 145–146. ISBN  9780691624907 .
  75. ^ Уилбур, Эрл Морс (1977). «Социнианские изгнанники в Восточной Пруссии» . История унитаризма в Трансильвании, Англии и Америке . Бостон: Beacon Press. Архивировано из оригинала 3 марта 2012 г. Проверено 2 февраля 2010 г.
  76. ^ Таттл, Дэйнел С. (1981). «Мормоны» . Религиозная энциклопедия : 1578. Архивировано из оригинала 7 ноября 2013 г. Проверено 3 февраля 2010 г.
  77. ^ «Мормоны ариане?» . Мормонская метафизика . 19 января 2006 г. Архивировано из оригинала 1 марта 2012 г. Проверено 2 мая 2012 г.
  78. ^ Сократ. «Из этого спора в Церкви начинается разделение, и Александр Александрийский епископ отлучает от церкви Ария и его приверженцев». . Церковные истории Сократа Схоластика . Архивировано из оригинала 6 июля 2012 года . Проверено 2 мая 2012 г.
  79. ^ Кэрролл 1987 , с. 10.
  80. ^ Евсевий Кесарийский. История Церкви (PDF) . Белл и Далди. п. 501. Архивировано (PDF) из оригинала 17 мая 2023 г. Проверено 7 мая 2023 г.
  81. ^ Святой Афанасий 1911 , с. 124, сноска.
  82. ^ Сохранено Афанасием, О соборах в Арминуме и Селевкии , 16; Епифаний, Опровержение всех ересей , 69,7; и Хилари, О Троице , 4.12)
  83. Записано Епифанием, Опровержение всех ересей , 69.6 и Феодоритом, Церковная история , 1.5.
  84. ^ Записано в Socrates Scholasticus , Church History 1.26.2 иСозомен, История Церкви 2.27.6–10.
  85. ^ Арий. «Талия» . Христианство четвертого века . Висконсинский лютеранский колледж. Архивировано из оригинала 28 апреля 2012 года . Проверено 2 мая 2012 г.
  86. ^ Уильямс 2002 , с. 99.
  87. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уильямс 2002 , стр. 98–99.
  88. ^ Хэнсон 2007 , стр. 127–128.
  89. ^ Стивенсон, Дж (1987). Новый Евсевий . Лондон: СПКК. стр. 330–332. ISBN  0-281-04268-3 .
  90. ^ Опиц, Ханс-Георг (1935). Афанасий работает . стр 242–243 . . Проверено 16 августа 2016 г.
  91. ^ Уэст, Аарон Дж. «Арий – Талия» . Христианство четвертого века . Висконсинский лютеранский колледж. Архивировано из оригинала 28 апреля 2012 г.
  92. ^ Уэст, Аарон Дж. «Арий – Талия на греческом и английском языках» . Христианство четвертого века . Висконсинский лютеранский колледж. Архивировано из оригинала 20 августа 2016 года . Проверено 16 августа 2016 г.
  93. ^ Стед 1978 , стр. 48–50.
  94. ^ Хэнсон 1988 , стр. 14–15.

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]

Первоисточники

[ редактировать ]

Вторичные источники

[ редактировать ]
  • Латинович, Владимир. Арий консерватор? Вопрос о богословской принадлежности Ария в: Studia Patristica, XCV, с. 27-42. Петерс, 2017. Интернет по адресу [1] .
  • Парвис, Сара. Марцелл Анкирский и потерянные годы арианских споров 325–345 . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2006.
  • Раш, Уильям К. Тринитарный спор . Источники раннехристианской мысли, 1980. ISBN   0-8006-1410-0
  • Шафф, Филип . «Богословские споры и развитие православия». В истории христианской церкви , том III, гл. IX. Онлайн на CCEL . По состоянию на 13 декабря 2009 г.
  • Уэйс, Генри . Словарь христианской биографии и литературы до конца шестого века нашей эры с описанием основных сект и ересей . Онлайн на CCEL . По состоянию на 13 декабря 2009 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 82987791f89db23ef2f17d017e06dc16__1719159960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/82/16/82987791f89db23ef2f17d017e06dc16.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Arius - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)