Арий
Арий | |
---|---|
![]() Арий доказывает верховенство Бога-Отца и то, что Сын имел начало как истинный Первенец. | |
Рожденный | 256 |
Умер | 336 (80 лет) |
Занятие | Пресвитер |
Заметная работа | Талия |
Богословская работа | |
Эра | III и IV века нашей эры. |
Язык | Койне греческий |
Традиция или движение | Арианство |
Известные идеи | субординационизм |
Часть серии статей о |
Арианство |
---|
История и теология |
Арианские лидеры |
Другие Ариане |
Современные полуариане |
Оппоненты |
![]() |
Арий ( / ə ˈ r aɪ ə s , ˈ ɛər i -/ ; Koinē греческий : Ἄρειος , Áreios ; 250 или 256–336) был киренским пресвитером , аскетом и священником. Его традиционно считают основателем арианства . [1] [2] который утверждает, что Иисус Христос не был совечным Богу Отцу , а был сотворен прежде времени. Арианское богословие и его учение о природе Божества разделяли веру в субординационизм. [3] с большинством христианских богословов III века, за заметным исключением Афанасия Александрийского . [4]
Константином Великим Формальное принятие христианства в Римской империи повлекло за собой созыв вселенских соборов для устранения богословских разногласий между противоборствующими сектами внутри Церкви. Богословие Ария было важной темой на Первом Никейском соборе , где арианство было осуждено в пользу гомоусианских концепций Бога и Иисуса. Оппозиция арианству по-прежнему воплощена в Никейском символе веры , который описывается как «сознательно антиарианский документ». [5] Тем не менее, несмотря на согласованное сопротивление, арианские церкви веками существовали по всей Европе (особенно в различных германских королевствах), на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Они были подавлены военным завоеванием или добровольным королевским обращением между пятым и седьмым веками.
Роль Ария как единственного создателя арианского богословия оспаривалась такими историками, как Роуэн Уильямс , который заявил, что «роль Ария в «арианстве» не заключалась в роли основателя секты. Не его индивидуальное учение доминировало в середине Восточная Церковь XX века». [6] Ричард Хэнсон пишет, что конкретная поддержка Арием субординационистского богословия «привела к неизбежному выдвижению на первый план доктринального кризиса, который постепенно нарастал [...] Он был искрой, которая положила начало взрыву. Но сам по себе он не имел большого значения». [7] Утверждается, что ассоциация между Арием и богословием, названным в его честь, является творением, «основанным на полемике никейских писателей», таких как Афанасий Александрийский, гомоусианин. [8]
Ранняя жизнь и личность
[ редактировать ]Реконструкция жизни и учения Ария оказалась трудной задачей.
Арий был бербером по происхождению. [9] Имя его отца — Аммоний.
Хэнсон говорит, что «Арий, весьма вероятно, когда-то учился у Лукиана Антиохийского», потому что он называет кого-то другого «истинным учеником Лукиана». [10] Но Уильямс сомневается, «должны ли мы предположить по одному слову в письме Ария, что он на самом деле был учеником Лукиана». [11]
В прошлом многие писатели предполагали, что наш Арий — это тот же самый Арий, который был вовлечен в Мелитианский раскол , «имевший внешний вид благочестия и… жаждавший быть учителем». [12] Однако после нескольких страниц подробного анализа Уильямс приходит к выводу, что «Мелитианский Арий… тает(-е) под пристальным расследованием». [13]
В 313 году Арий был поставлен пресвитером округа Баукалис в Александрии.
Взгляды Ария всегда «представлялись как... некая безнадежно дефектная форма убеждений». [14] Вопреки этой точке зрения, Роуэн Уильямс недавно пришел к выводу, что Арий является «мыслителем и толкователем изобретательности, остроты и оригинальности». [15]
Хотя его персонаж подвергся резкой критике со стороны противников, Арий, по-видимому, был человеком личных аскетических достижений, чистой морали и твердых убеждений.
«Он был очень высокого роста, с потупленным лицом... всегда одетый в короткий плащ и тунику без рукавов ; говорил он мягко, и люди находили его убедительным и льстивым». [16]
Традиционно считается, что Арий был сознательным радикалом, порвавшим с «ортодоксальностью» отцов церкви. Однако:
«Неудивительно, что большая часть недавних работ, направленных на понимание арианской духовности, помогла разрушить представление об Арии и его сторонниках как о намеренных радикалах, нападающих на проверенную временем традицию». [17] «Арий был убежденным богословским консерватором; точнее, консервативным александрийцем». [18]
Сочинения Ария
[ редактировать ]Из сочинений Ария сохранилось очень мало. «Что касается его собственных сочинений, то у нас есть не более трех писем и (и) несколько фрагментов другого». Эти три:
- Исповедание веры, преподнесенное Арием Александру Александрийскому,
- Его письмо Евсевию Никомидийскому и
- Признание, которое он представил императору». [19]
«Талия» — единственный известный богословский труд Ария. [20] но «мы не обладаем ни одним полным и непрерывным текстом». [21] Мы имеем из нее лишь отрывки в сочинениях врагов Ария, «большей частью из-под пера Афанасия Александрийского, злейшего и наиболее предвзятого врага его». [22]
Император Константин приказал их сжечь, пока Арий был еще жив, но Р.П.К. Хэнсон пришел к выводу, что так мало уцелело, потому что «люди его времени, соглашались они с ним или нет, не считали его (Ария) особенно значительным писателем». [7]
Те произведения, которые сохранились, цитируются в трудах церковников, обличавших его как еретика . Это заставляет некоторых (но не всех) ученых сомневаться в их надежности. [23] Например, епископ Р.П.К. Хэнсон писал:
«Афанасий, ярый противник Ария... конечно, не остановился бы перед искажением того, что он сказал». [20] «Афанасия... можно заподозрить в том, что он злонамеренно продвигал свои слова дальше, чем предполагал Арий». [24]
Архиепископ Роуэн Уильямс согласен с тем, что Афанасий применял «недобросовестную тактику в полемике и борьбе». [25]
Арианский спор
[ редактировать ]Начало
[ редактировать ]( Преследование Диоклетиана Великое преследование) 303–313 гг. Н.э. было последней попыткой Рима ограничить распространение христианства по империи. Это преследование закончилось, когда христианство было узаконено Эдиктом о терпимости Галерия в 311 году, за которым последовал Миланский эдикт Константина в 313 году, после того как сам император Константин стал христианином. Арианская полемика началась лишь пятью годами позже, в 318 году, когда Арий, возглавлявший одну из церквей в Александрии, публично раскритиковал своего епископа Александра за «небрежность в стирании различия природы между Отцом и Сыном, делая упор на вечности». поколение". [26]
Историк тринитария Александр Сократ Константинопольский сообщает, что Арий спровоцировал спор, носящий его имя, когда Александрийский , сменивший Ахилласа на посту епископа Александрийского , произнес проповедь, в которой говорилось о сходстве Сына с Отцом. Арий истолковал речь Александра как возрождение савеллианства , осудил ее, а затем утверждал, что «если Отец родил Сына, то рожденный имел начало существования: и из этого видно, что было время, когда Сына не было. Отсюда необходимо следует, что Он [Сын] имел свою сущность из ничего». [27] Эта цитата описывает суть учения Ария.
Сократ Константинопольский считал, что Арий находился под влиянием учения Лукиана Антиохийского , знаменитого христианского учителя и мученика. В письме к патриарху Константинопольскому Александру епископ Ария Александр Александрийский писал, что Арий заимствовал свое богословие у Лукиана. Явной целью письма было пожаловаться на доктрины, которые распространял Арий, но его обвинение в ереси против Ария расплывчато и не поддерживается другими авторитетами. Кроме того, язык Александра, как и язык большинства полемистов того времени, довольно резкий и оскорбительный. Более того, даже Александр никогда не обвинял Лукиана в том, что он преподавал арианство.
Сторонники
[ редактировать ]Традиционно считается, что Арий имел широкую поддержку в регионах Римской империи. Но теперь кажется, что его сторонники ограничились Египтом и Александрией. [ не удалось пройти проверку ] :
Споры распространились из Александрии почти на все африканские регионы и рассматривались Римской империей как нарушение общественного порядка. (Евсевий Кесарийский в «Житии Константина» ).« Похоже, что Талия ... распространялась только в Александрии; то, что известно о нем в других местах, похоже, основано на цитатах Афанасия». [28]
Он также пользовался поддержкой, пожалуй, двух самых важных церковных лидеров того времени:
Евсевий Никомидийский
[ редактировать ]Евсевий Никомедийский «был сторонником Ария, пока был жив Арий». [29] «Обычно Евсевий представляет собой беспринципного интригана». [30] «Конечно, это потому, что наши знания о Евсевии почти полностью основаны на свидетельствах его заклятых врагов». [30] Хэнсон упоминает несколько случаев, демонстрирующих честность и мужество Евсевия. [31] и заключает:
«Евсевий, безусловно, был человеком сильного характера и больших способностей» (стр. 29). «Именно он фактически руководил делами грекоязычной Восточной Церкви с 328 года до своей смерти» (стр. 29). Он способствовал распространению христианской веры за пределы Римской империи. Версия христианской веры, которую распространяли миссионеры, была той, которую предпочитал Евсевий, а не Афанасий. Это служит свидетельством его рвения». [32]
Евсевий Кесарийский
[ редактировать ]«Евсевий, епископ Кесарии Палестинской [историк церкви], безусловно, был одним из первых сторонников Ария». [33] «Он был повсеместно признан самым ученым епископом своего времени». [33] «Евсевий Кесарийский... был одним из самых влиятельных авторов четвертого века». [34] «Ни Арий, ни антиарианцы не говорят о нем зла». [33] «Он был назначен епископом Кесарии около 313 года и присутствовал на Никейском соборе в 325 году». [35]
«Поэтому мы не можем охарактеризовать Евсевия (Кесарийского) как формального арианина в том смысле, что он знал и принимал полную логику Ария или позиции Астерия. Но, несомненно, он почти подошел к ней». [36]
Ориген и Арий
[ редактировать ]Как и многие христианские ученые третьего века, Арий находился под влиянием трудов Оригена , широко известного как первый великий богослов христианства. [37] Однако, хотя оба были согласны в подчинении Сына Отцу, а Арий опирался на теории Оригена о Логосе , они не во всем соглашались. Например:
- Хэнсон несколько раз ссылается на учение Оригена о том, что Сын существовал всегда, например, «учение Оригена о вечном зарождении Сына Отцом». [38] Чтобы противопоставить это тому, чему учил Арий, Хэнсон утверждает, что Арий учил, что «было время, когда его не существовало». [39]
- «Арий в Талии видит Сына восхваляющим Отца Небесного; Ориген обычно избегает слов, предполагающих, что Сын поклоняется Отцу как Богу». [40]
«Арий, вероятно, унаследовал некоторые термины и даже некоторые идеи от Оригена... он, конечно, не перенял какой-либо большой или значительной части богословия Оригена». [41] «Он не был лишен влияния Оригена, но его нельзя всерьез назвать оригенистом». [42]
Однако, поскольку богословские рассуждения Оригена часто предлагались для стимулирования дальнейших исследований, а не для того, чтобы положить конец какому-либо спору, и Арий, и его оппоненты могли во время своих дебатов ссылаться на авторитет этого почитаемого (в то время) богослова. [43]
Божественный, но не полностью божественный
[ редактировать ]Арий подчеркивал верховенство и уникальность Бога-Отца, имея в виду, что только Отец бесконечен, вечен и всемогущ, и что поэтому божественность Отца должна быть больше, чем божественность Сына. Арий утверждал, что Сын не обладал ни вечностью, ни истинной божественностью Отца, а скорее стал «Богом» только с позволения и силы Отца. [44] [45]
«Многие краткие отчеты представляют арианский спор как спор о том, был ли Христос божественен». [46] «Ошибочно предполагать, что эти споры касались «божественности Христа». [47] «Многие богословы четвертого века (в том числе те, которые ни в коей мере не были антиникейцами) проводили различия между тем, чтобы быть «Богом» и тем, чтобы быть «истинным Богом», что противоречит любому простому объяснению противоречия в этих терминах». [48]
«Необходимо понимать, что в четвертом веке слово «Бог» (theos, deus) не приобрело того значения , которое оно приобрело в нашем мире двадцатого века... а именно: единого и единственного истинного Бога. Слово могло применимо ко многим градациям божества и не было столь абсолютным для Афанасия, как для нас». [49]
Первые ответы
[ редактировать ]Епископ Александрийский сослал пресвитера по совету местных священников. Сторонники Ария яростно протестовали. Многочисленные епископы и христианские лидеры той эпохи поддержали его дело, в том числе Евсевий Никомедийский , крестивший Константина Великого. [50]
Первый Никейский собор
[ редактировать ]
Христологические дебаты больше не могли ограничиваться рамками Александрийской епархии . К тому времени, когда епископ Александр наконец выступил против Ария, учение Ария распространилось далеко за пределы его епархии; это стало темой обсуждения и беспокойства для всей Церкви. Церковь теперь была могущественной силой в римском мире, а императоры Лициний и Константин I узаконили ее в 313 году Миланским эдиктом . Император Константин лично интересовался несколькими экуменическими вопросами, включая донатистский спор в 316 году, и хотел положить конец христологическому спору. С этой целью император послал Хосия, епископа Кордовы, расследовать и, если возможно, разрешить спор. Хосиус был вооружен открытым письмом императора: «Посему пусть каждый из вас, проявляя внимание к другому, прислушается к беспристрастному увещеванию вашего товарища-слуги». Однако, поскольку дебаты продолжали бушевать, несмотря на усилия Хосия, Константин в 325 году нашей эры предпринял беспрецедентный шаг: он созвал совет должен состоять из церковных прелатов со всех частей империи для решения этого вопроса, возможно, по рекомендации Хосия. [51]
«Присутствовало около 250–300 человек, почти полностью из восточной половины империи». [52] Папа Сильвестр I , который сам был слишком стар для участия, послал двух священников в качестве своих делегатов. На соборе присутствовал сам Арий и его епископ Александр. Также были Евсевий Кесарийский , Евсевий Никомедийский и молодой диакон Афанасий , который стал поборником тринитарной точки зрения, в конечном итоге принятой собором, и провел большую часть своей жизни в борьбе с арианством. Прежде чем созвать главный конклав, Осий сначала встретился с Александром и его сторонниками в Никомидии . [53] Совет возглавлял сам император, который участвовал и даже руководил некоторыми его обсуждениями. [51]
На этот Первый Никейский собор в качестве сторонников Ария пришли 22 епископа во главе с Евсевием Никомидийским. Тем не менее, когда некоторые из сочинений Ария были прочитаны вслух, большинство участников, как сообщается, назвали их кощунственными. [51] Тех, кто поддерживал идею о том, что Христос совечен и единосущен Отцу, возглавлял епископ Александр . Афанасию не разрешили присутствовать на Соборе, поскольку он был всего лишь архидиаконом. Однако Афанасий рассматривается как выполняющий работу и пришел к выводу (согласно защите епископом Александром афанасийского тринитаризма, а также согласно Никейскому Символу веры , принятому на этом Соборе) [54] [55] что Сын был одной сущности ( homoousios ) с Отцом (или единосущен с Отцом) и вечно был порожден из этой сущности Отца. [56] Тех, кто вместо этого настаивал на том, что Сын Божий пришел после Бога-Отца во времени и сущности, возглавлял пресвитер Арий. В течение двух месяцев обе стороны спорили и спорили. [57] каждый из них обращается к Священному Писанию для обоснования своей позиции. Арий приводил доводы в пользу верховенства Бога-Отца и утверждал, что Сын Божий был просто самым старым и самым любимым творением Бога, созданным из ничего, поскольку он был его прямым потомком. Арий учил, что предсуществующий Сын был первым творением Бога (самым первым, что Бог действительно когда-либо делал за все свое вечное существование до этого момента) до всех времен. Таким образом, он настаивал на том, что только Бог-Отец не имел начала и что только Отец бесконечен и вечен. Арий утверждал, что Сын имел начало. Таким образом, сказал Арий, только Сын был непосредственно сотворен и рожден от Бога; более того, было время, когда его не существовало. Он был способен на свою собственную свободную волю, сказал Арий, и, таким образом, «если бы Он в самом истинном смысле был сыном, Он должен был бы прийти после Отца, следовательно, очевидно, было время, когда Его не было, и, следовательно, Он был конечным существом. " [58] Арий обратился к Священному Писанию, цитируя такие стихи, как Иоанна 14:28: «Отец больше Меня». [59] а также Колоссянам 1:15: «первенец всей твари». [60] Отца Таким образом, Арий настаивал на том, что Божественность была больше, чем Божественность Сына, и что Сын находился под Богом Отцом, а не был равным или совечным Ему.

По некоторым сведениям в житии , Николая Мирликийского прения на соборе стали настолько жаркими, что в какой-то момент Николай ударил Ария по лицу. [61] [62] Большинство епископов в конечном итоге согласовали символ веры, известный впоследствии как Никейский символ веры . Оно включало слово homoousios , означающее «единосущный» или «единый по сути», что было несовместимо с верованиями Ария. [63] 19 июня 325 года совет и император издали циркуляр церквям Александрии и ее окрестностей: Арий и два его стойких сторонника (Феона и Секунд) [63] были низложены и сосланы в Иллирик , а трое других сторонников — Феогнид Никейский , Евсевий Никомедийский и Марис Халкидонский — поставили свои подписи исключительно из уважения к императору. Ниже приводится часть постановления императора, горячо осуждающего учение Ария.
Кроме того, если будет найдено какое-либо сочинение, сочиненное Арием, его следует предать огню, чтобы не только изгладилась порочность его учения, но и не осталось ничего, что могло бы даже напоминать кому-либо о нем. И настоящим я постановляю, что если кто-то обнаружится, что спрятал письмо, составленное Арием, и не вынес его немедленно и не уничтожил огнем, то наказанием ему будет смерть. Как только он будет уличен в этом правонарушении, он должен быть подвергнут смертной казни [...]
- Указ императора Константина против ариан. [64]
Изгнание, возвращение и смерть
[ редактировать ]Однако победа гомоусийской партии в Никее была недолгой. Несмотря на изгнание Ария и предполагаемую окончательность постановлений Собора, арианские споры сразу же возобновились. Когда епископ Александр умер в 327 году, его преемником стал Афанасий, несмотря на то, что он не соответствовал возрастным требованиям для иерарха. Все еще стремясь умиротворить конфликт между арианами и тринитарианцами, Константин постепенно стал более снисходительным к тем, кого сослал Никейский собор. [51] Хотя он никогда не отрекался от собора или его постановлений, император в конечном итоге позволил Арию (который нашел убежище в Палестине ) и многим из его сторонников вернуться в свои дома, как только Арий переформулировал свою христологию, чтобы заглушить идеи, которые его критики сочли наиболее нежелательными. . Афанасий был сослан после осуждения его Первым Синодом Тира в 335 году (хотя позже он был отозван), а Синод Иерусалима в следующем году восстановил Ария в общении. Император приказал Александру Константинопольскому принять Ария, несмотря на возражения епископа; В ответ епископ Александр усердно помолился, чтобы Арий погиб прежде, чем это произойдет. [65]
Современные ученые считают, что последующая смерть Ария могла быть результатом отравления его противниками. [66] [67] взглядов Ария Напротив, некоторые современники Ария утверждали, что обстоятельства его смерти были чудесным следствием еретических . Последняя точка зрения была очевидна в рассказе о смерти Ария от заклятого врага Сократа Схоластика :
Была суббота, и Арий рассчитывал собраться с церковью на следующий день, но божественное возмездие настигло его дерзкие преступления. Выйдя из императорского дворца в сопровождении толпы евсевианских сторонников, похожих на стражу, он гордо прошествовал по центру города, привлекая внимание всего народа. Когда он приблизился к месту, называемому форумом Константина , где воздвигнута порфировая колонна , Ария охватил ужас, возникший от угрызений совести, а вместе с ужасом и сильное расслабление кишечника: поэтому он спросил, есть ли поблизости удобное место, и, получив направление в конец форума Константина, он поспешил туда. Вскоре после этого на него напала слабость, и вместе с испражнениями его кишки выпячивались, за чем последовало обильное кровотечение и выпадение более мелких кишок; более того, части его селезенки и печени были оторваны излиянием крови, так что он почти сразу умер. Сцена этой катастрофы до сих пор показана в Константинополе, как я уже сказал, за руинами колоннады; и проходящие люди, указывая пальцем на это место, сохраняют вечную память об этом необычном виде смерти. [68]
Смерть Ария не положила конец арианскому спору, который не мог быть урегулирован в течение многих столетий в некоторых частях христианского мира.

Арианство после Ария
[ редактировать ]Непосредственные последствия
[ редактировать ]Историки сообщают, что Константин, не крестившийся большую часть своей жизни, был крещен на смертном одре в 337 году арианским епископом Евсевием Никомидийским . [51] [69]
Констанций II , сменивший Константина, был сторонником арианства. [70] При нем арианство достигло своей высшей точки на Третьем соборе в Сирмиуме в 357 году. Седьмое арианское исповедание (Второе исповедание в Сирмии) утверждало, что в отношении доктрин homoousios (одной сущности) и homoiousios (одной сущности) оба не являются библейский; и что Отец больше Сына, это признание позже было названо Богохульством Сирмиума :
Но так как многих беспокоят вопросы относительно того, что по-латыни называется substantia , а по-гречески ousia , т. е. чтобы точнее понять, что касается «единственности», или того, что называется «подобным по существу», то ни о ком из них вообще не должно быть ни упоминания, ни изложения их в Церкви, по той причине и по тому соображению, что в Божественном Писании о них ничего не написано, и что они выше человеческого познания и выше человеческого разумения. . [71]
После неудачной попытки Юлиана Отступника восстановить язычество в империи император Валент, сам арианин, возобновил гонения на никейских епископов. Однако преемник Валента Феодосий I раз и навсегда положил конец арианству среди элиты Восточной империи посредством сочетания императорского указа, преследований и созыва Первого Константинопольского собора в 381 году, который вновь осудил Ария, одновременно подтвердив и расширив Никейский символ веры. . [70] [72] [ нужна страница ] Это в целом положило конец влиянию арианства среди негерманских народов Римской империи.
Арианство на Западе
[ редактировать ]
Арианство развивалось совсем по-другому в Западной империи ; во время правления Констанция II ариан- гот новообращенный Ульфила был рукоположен в епископы Евсевием Никомедийским и послан миссионерствовать над своим народом. Его успех обеспечил выживание арианства среди готов и вандалов до начала восьмого века, когда их королевства уступили соседним никейцам или они приняли никейское христианство. Ариане продолжали существовать в Северной Африке, Испании и некоторых частях Италии, пока не были окончательно подавлены в шестом и седьмом веках. [73]
В XII веке бенедиктинский аббат Петр Достопочтенный описал исламского пророка Мухаммеда как «преемника Ария и предшественника Антихриста » . [74] Во время протестантской Реформации секту , польскую известную как « Польские братья», часто называли арианами из-за их антитринитарной доктрины . [75]
Современный арианство
[ редактировать ]Сегодня существует несколько современных христианских и постхристианских конфессий, которые отражают арианское мышление.
Членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД) иногда обвиняют их недоброжелатели в том, что они ариане. [76] Однако христология Святых последних дней отличается в нескольких существенных аспектах от арианского богословия. [77]
учат Свидетели Иеговы , что Сын — сотворенное существо и на самом деле не Бог, а его единородный Сын.
Некоторые христиане в унитарном универсалистском движении находятся под влиянием арианских идей. Современные христиане-унитаристы-универсалисты в своей христологии часто могут быть либо арианами , либо социанами , видя в Иисусе особую моральную фигуру, но не как равного или вечного с Богом-Отцом; или они могут следовать логике Оригена всеобщего спасения и, таким образом, потенциально утверждать Троицу, но утверждать, что все уже спасены.
Согласно реинкарнационной религии спиритизма , Иисус, дух высшего порядка, когда-либо воплощавшийся на Земле, отличается от Бога, которым он был создан. Иисус не считается Богом или частью Бога, как в никейском христианстве, но, тем не менее, высшим образцом человеческой любви, разума и прощения, которого часто называют правителем Земли.
Учение Ария
[ редактировать ]Введение
[ редактировать ]Объясняя свои действия против Ария, Александр Александрийский написал письмо Александру Константинопольскому и Евсевию Никомедийскому (где тогда проживал император), подробно описывая ошибки, в которые, по его мнению, впал Арий. По словам Александра, Арий учил:
Что Бог не всегда был Отцом, но был период, когда Он не был Отцом; что Слово Божие не было от вечности, но было создано из ничего; ибо для этого вечно существующий Бог («Я ЕСМЬ» — Вечный) создал из ничего того, кто прежде не существовал; а потому было время, когда Его не существовало, поскольку Сын есть творение и произведение. Что он не подобен Отцу по своей сущности и не является по природе ни истинным Словом Отца, ни истинной Мудростью, но одним из Его дел и созданий, ошибочно названным Словом и Премудростью, так как сам он был создан из Божьего собственное Слово и Премудрость, которая в Боге, посредством которой Бог сотворил все, и его тоже. Посему он по своей природе изменчив и подвержен изменению, как и все другие разумные создания: следовательно, Слово чуждо и отлично от сущности Божией; и Отец неизъясним для Сына и невидим для Него, ибо Слово не знает Отца совершенно и точно, и не может отчетливо видеть Его. Сын не знает природы своей сущности: ибо Он создан ради нас, чтобы Бог мог сотворить нас через Него, как через орудие; и он никогда не существовал бы, если бы Бог не пожелал сотворить нас.
- Сократ Схоластик (Тринитарист) [78]
Ария Александр также ссылается на поэтическую Талию :
Бог не всегда был Отцом; был момент, когда он был один и еще не был Отцом: позже он стал таковым. Сын не от вечности; он появился из ничего.
— Александр (Тринитарий) [79]
Евсевий Кесарийский в своей знаменитой книге «Церковная история» объясняет взгляды Ария следующим образом: [80]
Что Бог не всегда был Отцом и что было время, когда Сына не было; что Сын такое же существо, как и другие; что он изменчив по своей природе; что по своей свободной воле он решил остаться добродетельным, но может измениться, как и другие. Он говорил, что Иисус Христос не был истинным Богом, но божествен по участию, как и все другие, которым приписано имя Божие. Он добавил, что он не был субстанциальным Словом Отца и его собственной мудростью, которой он сотворил все, но что он сам был создан вечной мудростью; что Он во всем чужд сущности Отца; что не мы созданы для него, а он для нас, когда Богу, бывшему прежде одному, было угодно сотворить нас, что он создан по воле Божией, как и другие, не имеющие вообще никакого предшествующего существования, поскольку он не есть собственное и естественное произведение Отца, а следствие Его благодати. Отец, продолжал он, невидим для Сына, и Сын не может знать его в совершенстве; и в действительности он не может познать свою собственную сущность.
Логотипы
[ редактировать ]Вопрос о точном отношении между Отцом и Сыном (часть богословской науки христологии ) был поднят примерно за пятьдесят лет до Ария, когда Павел Самосатский был низложен в 269 году за согласие с теми, кто использовал слово homoousios (греч. для «одной и той же субстанции»), чтобы выразить отношения между Отцом и Сыном. В то время считалось, что этот термин имеет савеллианскую тенденцию. [81] однако, как показали события, это произошло из-за того, что его масштаб не был определен удовлетворительно. В дискуссии, последовавшей за смещением Павла, Дионисий , епископ Александрийский, использовал почти тот же язык, что и Арий позже, и сохранилась переписка, в которой Папа Дионисий обвиняет его в использовании такой терминологии. Дионисий ответил объяснением, которое многие интерпретировали как колеблющееся. , Антиохийский Синод осудивший Павла Самосатского, выразил неодобрение слову homoousios в одном смысле, тогда как епископ Александр занялся его защитой в другом. Хотя споры, казалось, склонялись к мнениям, которые позже отстаивал Арий, твердого решения по этому вопросу принято не было; В такой интеллектуальной атмосфере, как в Александрии, дебаты, казалось, должны были возродиться – и даже усилиться – в какой-то момент в будущем.
Арий поддерживал следующие учения о Сыне или Слове ( Логосе , имея в виду Иисуса :
- что Слово ( Логос ) и Отец не имели одной и той же сущности ( ousia );
- что Сын был сотворенным существом ( ктисма или поиема ); и
- что миры были созданы через него, значит, он должен был существовать до них и до всех времен.
- Однако был «однажды» [Арий не использовал слов, означающих «время», таких как хронос или аион ], когда он не существовал, прежде чем он был рожден от Отца.
Сохранившиеся сочинения
[ редактировать ]Три сохранившихся письма, приписываемые Арию, — это его письмо Александру Александрийскому , [82] его письмо Евсевию Никомидийскому , [83] и его признание Константину. [84] Кроме того, сохранилось несколько писем, адресованных Арию другими, а также краткие цитаты, содержащиеся в полемических трудах его оппонентов. Эти цитаты часто короткие и вырванные из контекста, и трудно сказать, насколько точно они цитируют его или отражают его истинные мысли.
Талия
[ редактировать ]Ария «Талия» (буквально «праздник», «банкет»), популяризированное произведение, сочетающее прозу и стихи и обобщающее его взгляды на Логос. [85] сохранилось в цитируемой фрагментарной форме. В « Талии » Арий говорит, что первой мыслью Бога было создание Сына до начала всех веков, поэтому время началось с создания Логоса или Слова на Небесах (строки 1–9, 30–32). Арий объясняет, как Сын все еще мог быть Богом , даже если бы он не существовал вечно (строки 20–23); и пытается объяснить полную непостижимость Отца Сыну (строки 33–39). Две доступные ссылки из этой работы записаны его оппонентом Афанасием: первая представляет собой отчет об учении Ария в «Речах против ариан» , 1:5–6. В этом пересказе перемежаются негативные комментарии, поэтому его трудно считать полностью достоверным. [86]
Вторая цитата появляется на странице 15 документа « О советах Арминума и Селевкии» , также известного как « De Synodis» . Этот второй отрывок, полностью написанный неправильным стихом, кажется прямой цитатой или компиляцией цитат; [87] возможно, ее написал кто-то другой, а не Афанасий, возможно, даже человек, симпатизирующий Арию. [88] Эта вторая цитата не содержит нескольких утверждений, обычно приписываемых Арию его оппонентами, имеет метрическую форму и напоминает другие отрывки, приписываемые Арию. Он также содержит некоторые положительные высказывания о Сыне. [89] Но хотя эти цитаты кажутся достаточно точными, их надлежащий контекст утерян, поэтому их место в более широкой системе мышления Ария невозможно реконструировать. [87]

Часть « Талии» » Афанасия, Ария, цитируемая в «De Synodis является самым длинным из сохранившихся фрагментов. Наиболее часто цитируемое издание De Synodis принадлежит Гансу-Георгу Опитцу. [90] Перевод этого фрагмента сделал Аарон Дж. Уэст, [91] но основано не на тексте Опитца, а на предыдущем издании: «По сравнению с более поздним изданием текста Опитца, мы обнаружили, что наш текст различается только по пунктуации, заглавным буквам и одному варианту чтения ( χρόνῳ для χρόνοις , строка 5) ." [92] Издание Опица с западным переводом выглядит следующим образом:
Это существо, Бог, поскольку Он невыразим, всегда существует. | ...Итак, Сам Бог, каков Он есть на самом деле, для всех невыразим. |
Несколько иное издание фрагмента Талии из Де Синодиса дано Г. К. Стедом, [93] и послужил основой для перевода RPC Hanson. [94] Стед утверждал, что « Талия» написана анапестическим размером, и отредактировал фрагмент, чтобы показать, как он будет выглядеть в анапестах с разными разрывами строк. Хэнсон основал свой перевод этого фрагмента непосредственно на тексте Стеда.
См. также
[ редактировать ]- Аномеизм
- Арианский спор
- Арианство
- Полуарианство
- Нетринитаризм
- Пятидесятничество единства
- Унитаризм
- Первый Никейский собор
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Торкингтон 2011 , с. 113.
- ^ Анатолий 2011 , с. 44: «Арий, родившийся в Ливии, был уважаемым подвижником и пресвитером в церкви Бавкалиды в Александрии и был основателем арианства .».
- ^ Уильямс 2002 , с. 98.
- ^ Хэнсон 1988 , с. XIX.
- ^ Хэнсон 1988 , с. 164.
- ^ Уильямс 2004 , с. 165.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хэнсон 1988 , с. XVIII.
- ^ Уильямс 2004 , с. 82.
- ^ Хендрикс, Скотт Э.; Окея, Ученна (01 марта 2018 г.). Величайшие религиозные лидеры мира [2 тома]: Как религиозные деятели помогли сформировать мировую историю [2 тома] . Bloomsbury Publishing USA (опубликовано в 2018 г.). п. 35. ISBN 978-1-4408-4138-5 . Архивировано из оригинала 01 декабря 2023 г. Проверено 29 октября 2023 г.
- ^ Хэнсон 1988 , с. 5.
- ^ Уильямс 2004 , с. 30.
- ^ Уильямс 2004 , стр. 34, 32–40.
- ^ Уильямс 2004 , с. 40.
- ^ Уильямс 2004 , с. 2.
- ^ Уильямс 2004 , с. 116.
- ^ Уильямс 2004 , с. 32.
- ^ Уильямс 2004 , с. 21.
- ^ Уильямс 2004 , с. 175.
- ^ Хэнсон 1988 , стр. 5–6.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хэнсон 1988 , с. 10.
- ^ Уильямс 2004 , с. 62.
- ^ Хэнсон 1988 , с. 6.
- ^ Деннисон, Джеймс Т. младший «Арий «Православный» ; Афанасий «Политик» : Реабилитация Ария и клевета на Афанасия» . Линвуд: Северо-Западная духовная семинария. Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ Хэнсон 1988 , с. 15.
- ^ Уильямс 2004 , с. 238.
- ^ Лайман, Дж. Ребекка (2010). «Изобретение «ереси» и «раскола» ». Кембриджская история христианства .
- ^ Сократ. «Спор Ария с Александром, его епископом». . Церковные истории Сократа Схоластика . Архивировано из оригинала 10 января 2012 года . Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ Эйрес 2004 , стр. 56–57.
- ^ Хэнсон 1988 , стр. 30, 31.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хэнсон 1988 , с. 27.
- ^ Хэнсон 1988 , с. 28.
- ^ Хэнсон 1988 , с. 29.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хэнсон 1988 , с. 46.
- ^ Хэнсон 1988 , с. 860.
- ^ Хэнсон 1988 , с. 47.
- ^ Хэнсон 1988 , с. 59.
- ^ Мур, Эдвард (2 мая 2005 г.). «Ориген Александрийский» . Интернет-энциклопедия философии . Университет Теннесси в Мартине. Архивировано из оригинала 28 ноября 2015 года . Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ Хэнсон 1988 , с. 65.
- ^ Хэнсон 1988 , стр. 65, 86.
- ^ Хэнсон 1988 , с. 144.
- ^ Хэнсон 1988 , с. 70.
- ^ Хэнсон 1988 , с. 98.
- ^ «Арий Александрийский, священник и мученик» . Святая Католическая и Апостольская Церковь (Ариано-Католическая) . Архивировано из оригинала 25 апреля 2012 года . Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ Келли 1978 , Глава 9
- ^ Дэвис 1983 , стр. 52–54
- ^ Эйрс 2004 , с. 13.
- ^ Эйрес 2004 , стр. 14.
- ^ Эйрс 2004 , с. 4.
- ^ Хэнсон 1988 , с. 456.
- ^ Рубинштейн 2000 , с. 57.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Васильев, Ал (1928). «Империя от Константина Великого до Юстиниана» . История Византийской империи . Архивировано из оригинала 11 июня 2010 года . Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ Эйрс 2004 , с. 19.
- ^ Фотий . «Воплощение главы VII» . Краткое содержание книги I. Архивировано из оригинала 11 мая 2012 года . Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ Афанасий, Беседа 1 против ариан, часть 9, http://www.newadvent.org/fathers/28161.htm. Архивировано 16 июля 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Афанасий, De Decretis, части 20 и 30, http://www.newadvent.org/fathers/2809.htm. Архивировано 23 июля 2023 г. в Wayback Machine.
- ^ Мэтт Перри - Афанасий и его влияние на Никейский собор. Архивировано 7 апреля 2014 г. в Wayback Machine - QUODLIBET JOURNAL - Проверено 29 мая 2014 г.
- ^ Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов, 1963 , с. 477.
- ^ МакКлинток и Стронг 1982 , стр. 45.
- ^ Иоанна 14:28
- ^ Колоссянам 1:15
- ↑ Епископ Николай теряет хладнокровие на Никейском соборе. Архивировано 1 января 2011 г. в Wayback Machine . Из центра Святого Николая. См. также Святитель Николай Чудотворец. Архивировано 10 сентября 2012 г. в Wayback Machine на сайте Православной Церкви в Америке . Проверено 2 февраля 2010 г.
- ^ СОКЕЙ, ДАРЬЯ (5 декабря 2012 г.). «В этом углу, Святой Николай!» . Католическая биржа . Архивировано из оригинала 27 февраля 2022 года . Проверено 27 февраля 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кэрролл 1987 , с. 12.
- ^ Афанасий (23 января 2010 г.). «Указ императора Константина против ариан» . Христианство четвертого века . Висконсинский лютеранский колледж. Архивировано из оригинала 19 августа 2011 года . Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ Дрейпер, Джон Уильям (1875). История интеллектуального развития Европы . стр. 358–359 . , цитируется в «События после Никейского Собора» . Формулировка Троицы . Архивировано из оригинала 5 марта 2014 года . Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ Кирш 2004 , с. 178.
- ^ Фриман 2005 , с. 171.
- ^ Сократ. «Смерть Ария» . Церковные истории Сократа Схоластика . Архивировано из оригинала 9 ноября 2011 года . Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ Скрам, Д. С. «Арианская реакция – Афанасий» . Биография Ария . Архивировано из оригинала 3 марта 2012 года . Проверено 2 мая 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джонс 1986 , с. 118 .
- ^ «Второе Символ веры Сирмиума или «Богохульство Сирмиума» » . Христианство четвертого века . Архивировано из оригинала 12 марта 2017 г. Проверено 9 марта 2017 г.
- ^ Фриман 2009 .
- ^ «Арианство» . Колумбийская энциклопедия . Архивировано из оригинала 4 июня 2011 года . Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ Критцек, Джеймс (2015) [1964]. Петр Достопочтенный и ислам . Принстонские исследования Ближнего Востока. Принстон, Нью-Джерси : Издательство Принстонского университета . стр. 145–146. ISBN 9780691624907 .
- ^ Уилбур, Эрл Морс (1977). «Социнианские изгнанники в Восточной Пруссии» . История унитаризма в Трансильвании, Англии и Америке . Бостон: Beacon Press. Архивировано из оригинала 3 марта 2012 г. Проверено 2 февраля 2010 г.
- ^ Таттл, Дэйнел С. (1981). «Мормоны» . Религиозная энциклопедия : 1578. Архивировано из оригинала 7 ноября 2013 г. Проверено 3 февраля 2010 г.
- ^ «Мормоны ариане?» . Мормонская метафизика . 19 января 2006 г. Архивировано из оригинала 1 марта 2012 г. Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ Сократ. «Из этого спора в Церкви начинается разделение, и Александр Александрийский епископ отлучает от церкви Ария и его приверженцев». . Церковные истории Сократа Схоластика . Архивировано из оригинала 6 июля 2012 года . Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ Кэрролл 1987 , с. 10.
- ^ Евсевий Кесарийский. История Церкви (PDF) . Белл и Далди. п. 501. Архивировано (PDF) из оригинала 17 мая 2023 г. Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ Святой Афанасий 1911 , с. 124, сноска.
- ^ Сохранено Афанасием, О соборах в Арминуме и Селевкии , 16; Епифаний, Опровержение всех ересей , 69,7; и Хилари, О Троице , 4.12)
- ↑ Записано Епифанием, Опровержение всех ересей , 69.6 и Феодоритом, Церковная история , 1.5.
- ^ Записано в Socrates Scholasticus , Church History 1.26.2 иСозомен, История Церкви 2.27.6–10.
- ^ Арий. «Талия» . Христианство четвертого века . Висконсинский лютеранский колледж. Архивировано из оригинала 28 апреля 2012 года . Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ Уильямс 2002 , с. 99.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уильямс 2002 , стр. 98–99.
- ^ Хэнсон 2007 , стр. 127–128.
- ^ Стивенсон, Дж (1987). Новый Евсевий . Лондон: СПКК. стр. 330–332. ISBN 0-281-04268-3 .
- ^ Опиц, Ханс-Георг (1935). Афанасий работает . стр 242–243 . . Проверено 16 августа 2016 г.
- ^ Уэст, Аарон Дж. «Арий – Талия» . Христианство четвертого века . Висконсинский лютеранский колледж. Архивировано из оригинала 28 апреля 2012 г.
- ^ Уэст, Аарон Дж. «Арий – Талия на греческом и английском языках» . Христианство четвертого века . Висконсинский лютеранский колледж. Архивировано из оригинала 20 августа 2016 года . Проверено 16 августа 2016 г.
- ^ Стед 1978 , стр. 48–50.
- ^ Хэнсон 1988 , стр. 14–15.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- «Падение Вавилона Великого!» Правила Царства Божьего! . Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов. 1 января 1963 г. ISBN. 0854830138 .
- Американская энциклопедия . Том. 2 (Международное изд.). Академический справочник Гролье. Декабрь 1997 г. ISBN. 9780717201297 .
- Святой Афанасий (1911). Избранные трактаты св. Афанасия в полемике с арианами . Лонгманс, Грин и Ко.
- Анатолий, Халед (октябрь 2011 г.). Возвращение Никеи: развитие и значение тринитарной доктрины . Гранд-Рапидс: Бейкер Академик. ISBN 978-0-8010-3132-8 .
- Эйрес, Льюис (2004). Никея и ее наследие, подход к тринитарному богословию четвертого века .
- Кэрролл, Уоррен Х. (1987). История христианского мира: построение христианского мира . Издательство христианского колледжа. ISBN 0317604929 .
- Дэвис, Лео Дональд (1983). Первые семь вселенских соборов (325-787): их история и богословие . Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-5616-7 .
- Фриман, Чарльз (2005). Закрытие западного разума (1-е изд. Винтажных книг). Нью-Йорк: Винтажные книги. ISBN 1-4000-3380-2 .
- Фриман, Чарльз (5 февраля 2009 г.). 381 год нашей эры: Еретики, язычники и христианское государство . Абрамс. ISBN 978-1-59020-522-8 .
- Хэнсон, Ричард Патрик Кросланд (1988). В поисках христианской доктрины Бога: Арианская полемика, 318–381 . Т. и Т. Кларк. ISBN 978-0-567-09485-8 .
- Хэнсон, Ричард Патрик Кросленд (2007). В поисках христианской доктрины Бога: Арианская полемика, 318–381 . Гранд-Рапидс: Бейкер Академик. ISBN 978-0-8010-3146-5 .
- Джонс, Арнольд Хью Мартин (1986). Поздняя Римская империя, 284–602 гг.: социально-экономический и административный обзор . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0-8018-3284-0 .
- Келли, JND (1978). Раннехристианские учения . Сан-Франциско: ХарперКоллинз. ISBN 978-0-06-064334-8 .
- Кирш, Джонатан (2004). Бог против богов: история войны между монотеизмом и многобожием . Нью-Йорк: Компас викингов. ISBN 978-0-9659167-7-6 .
- МакКлинток, Джон; Стронг, Джеймс (1982). Циклопедия библейской, богословской и церковной литературы: Новое - Пес . Том. 7 (2-е изд.). Бейкер Академик. ISBN 0801061237 .
- О'Кэрролл, Майкл (1987). Тринитас . Колледжвилл: Литургическая пресса. п. 23. ISBN 0-8146-5595-5 .
- Рубинштейн, Ричард Э. (2000). Когда Иисус стал Богом: борьба за определение христианства в последние дни Рима . Харкорт. ISBN 978-0-15-601315-4 .
- Стед, GC (1978). «Талия» Ария и Свидетельство Афанасия» . Журнал богословских исследований . 29 (1): 20–52. дои : 10.1093/jts/XXIX.1.20 . ISSN 0022-5185 . JSTOR 23960253 .
- Торкингтон, Дэвид (3 февраля 2011 г.). Мудрость францисканской Италии: главенство любви . Издательство Джона Ханта. ISBN 978-1-84694-442-0 .
- Уильямс, Роуэн (24 января 2002 г.) [1987]. Арий: Ересь и традиция (пересмотренная ред.). Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-4969-4 .
- Уильямс, Роуэн (2004). Арий: Ересь и традиция . Издательство Эрдманс.
Источники
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Афанасий Александрийский. История ариан . Рис. ISBN 978-1-62630-030-9 .
- Афанасий Александрийский . История ариан . Онлайн в CCEL. Часть I Часть II Часть III Часть IV Часть V Часть VI Часть VII Часть VIII . По состоянию на 13 декабря 2009 г.
- Шафф, Филип; Уоллес, Генри, ред. (1 июня 2007 г.). Никейские и постникейские отцы: вторая серия, том II Сократ, Созомен: Церковные истории . Нью-Йорк: ISBN Cosimo, Inc. 978-1-60206-510-9 .
- Созомен, Гермий. Эдвард Уолфорд, переводчик. Церковная история Созомена . Мерчантвилл, Нью-Джерси: Evolution Publishing, 2018. Интернет на сайте newadvent.org.
Вторичные источники
[ редактировать ]- Латинович, Владимир. Арий консерватор? Вопрос о богословской принадлежности Ария в: Studia Patristica, XCV, с. 27-42. Петерс, 2017. Интернет по адресу [1] .
- Парвис, Сара. Марцелл Анкирский и потерянные годы арианских споров 325–345 . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2006.
- Раш, Уильям К. Тринитарный спор . Источники раннехристианской мысли, 1980. ISBN 0-8006-1410-0
- Шафф, Филип . «Богословские споры и развитие православия». В истории христианской церкви , том III, гл. IX. Онлайн на CCEL . По состоянию на 13 декабря 2009 г.
- Уэйс, Генри . Словарь христианской биографии и литературы до конца шестого века нашей эры с описанием основных сект и ересей . Онлайн на CCEL . По состоянию на 13 декабря 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
СМИ, связанные с Арием, на Викискладе?
- Полное собрание сочинений Ария. Со страницы веб-сайта Лютеранского колледжа Висконсина, озаглавленной «Христианство четвертого века».
- Таллох, Джон (1878). » энциклопедия Британская Том. II (9-е изд.). стр. 537–538.
- Американская Циклопедия . 1879. .
- Работы Ариуса в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- 256 рождений
- 336 смертей
- Христиане-ариане III века
- Христианские богословы III века
- Римляне III века
- Христиане-ариане IV века
- Христианские богословы IV века
- Римляне IV века
- Антитринитаристы
- Смерти на сцене
- Египетское христианское духовенство
- Основатели религий
- Ливийские христиане
- На первых семи Вселенских соборах люди были объявлены еретиками.
- Люди, отлученные католической церковью
- Философы в древней Александрии
- Природа Иисуса Христа
- Древнеримские философы
- Участник Первого Никейского Собора.