Констанций II
Констанций II | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() Головной портрет Констанция II, найденный в современном Аль-Бабе , Сирия ( Пенсильванский музей ) [1] [2] | |||||||||
римский император | |||||||||
Август | 9 сентября 337 г. - 3 ноября 361 г. | ||||||||
Предшественник | Константин I | ||||||||
Преемник | Джулиан | ||||||||
Соправители | Посмотреть список | ||||||||
Цезарь | 8 ноября 324 г. - 9 сентября 337 г. | ||||||||
Рожденный | 7 августа 317 г. Сирмий , Нижняя Паннония | ||||||||
Умер | 3 ноября 361 г. (44 года) Мопсуестия , Киликия | ||||||||
Похороны | |||||||||
Супруг | Дочь Юлия Констанция. Евсевия Фаустина | ||||||||
Проблема | Констанция (жена Грациана) | ||||||||
| |||||||||
Династия | Константиниан | ||||||||
Отец | Константин Великий | ||||||||
Мать | Fausta | ||||||||
Религия | Полуарианство |
Констанций II ( лат . Flavius Julius Constantius ; греческий : Κωνστάντιος , транслит. Kōnstántios ; 7 августа 317 — 3 ноября 361) был римским императором с 337 по 361 год. Его правление сопровождалось постоянными войнами на границах против Сасанидской империи и германских народов , в то время как внутри Римская империя переживала неоднократные гражданские войны, придворные интриги и узурпации . Его религиозная политика разожгла внутренние конфликты, которые продолжались и после его смерти.
Констанций был сыном Константина Великого , который возвел его в императорский сан Цезаря 8 ноября 324 года и после смерти которого Констанций стал Августом вместе со своими братьями Константином II и Константом 9 сентября 337 года. тесть , дядя и несколько двоюродных братьев, укрепивших свою власть. Братья разделили империю между собой, Констанций получил Грецию , Фракию , азиатские провинции и Египет на востоке. В течение следующего десятилетия дорогостоящая и безрезультатная война против Персии отняла большую часть времени и внимания Констанция. Тем временем его братья Константин и Констанс воевали за западные провинции империи, в результате чего первый умер в 340 году, а второй остался единоличным правителем запада. Два оставшихся брата поддерживали друг с другом непростой мир, пока в 350 году Констант не был свергнут и убит узурпатором Магненцием .
Не желая принимать Магненция в качестве соправителя, Констанций развязал гражданскую войну против узурпатора, победив его в битвах при Большом Мурсе в 351 году и Монсе Селевке в 353 году. Магнеций покончил жизнь самоубийством после последней битвы, оставив Констанция единоличным правителем империя. В 351 году Констанций возвел своего двоюродного брата Констанция Галла в подчиненный ранг Цезаря, чтобы править на востоке, но через три года казнил его после получения резких сообщений о его жестоком и развращенном характере. своего последнего выжившего двоюродного брата, младшего сводного брата Галла Юлиана Вскоре после этого, в 355 году, Констанций возвел в ранг Цезаря .
Будучи императором, Констанций пропагандировал арианство , запрещал языческие жертвоприношения и издавал законы против евреев . Его военные кампании против германских племен были успешными: он разгромил аламаннов в 354 г. и провел кампанию за Дунаем против квадов и сарматов в 357 г. Война против сасанидов, находившаяся в затишье с 350 г., вспыхнула с новой силой в 359 г. Констанций отправился на восток в 360 году, чтобы восстановить стабильность после потери нескольких приграничных крепостей. Однако Юлиан претендовал на звание Августа в 360 году, что привело к войне между ними после того, как попытки Констанция убедить Юлиана отступить потерпели неудачу. Никакой битвы не было, так как Констанций заболел и умер от лихорадки 3 ноября 361 года в Мопсуестии , перед смертью якобы назвав Юлиана своим законным преемником.
Ранний период жизни
[ редактировать ]

Флавий Юлий Констанций [г] родился в 317 году в Сирмиуме , Паннония , ныне Сербия . Он был третьим сыном Константина Великого и вторым от его второй жены Фаусты , дочери Максимиана . Констанций был поставлен цезарем своим отцом 8 ноября 324 года. [7] В 336 году религиозные волнения в Армении и напряженные отношения между Константином и царем Шапуром II стали причиной начала войны между Римом и Сасанидской Персией . [8] Хотя Константин готовился к войне, он заболел и отправил Констанция на восток, чтобы тот принял командование на восточной границе. [8] [9] До прибытия Констанция персидский полководец Нарсес, который, возможно, был братом царя, захватил Месопотамию и захватил Амиду . Констанций быстро напал на Нарсеса и, потерпев незначительные неудачи, победил и убил Нарсеса в битве при Нарасаре. [10] Констанций захватил Амиду и начал масштабную реконструкцию города, укрепив окружные стены города и построив большие башни. Он также построил неподалеку новую крепость во внутренних районах, назвав ее Антинополисом . [11]
Август на Востоке
[ редактировать ]



В начале 337 года Констанций поспешил в Константинополь , получив известие о том, что его отец при смерти. После смерти Константина Констанций с пышной церемонией похоронил его в церкви Святых Апостолов . [13] Вскоре после смерти его отца армия вырезала его родственников, происходящих от брака его деда по отцовской линии Констанция Хлора с Флавией Максимианой Феодорой , хотя подробности неясны. [14] [15] Двое дядей Констанция ( Юлий Констанций и Флавий Далматий ) и семеро его двоюродных братьев были убиты. [16] включая Ганнибалиана и Далматия , правителей Понта и Мезии соответственно, оставив Констанция, двух его братьев Константина II и Константа , а также трех двоюродных братьев Галла , Юлиана и Непоциана как единственных выживших родственников мужского пола Константина Великого. Хотя «официальная версия» заключалась в том, что родственники Констанция стали всего лишь жертвами мятежной армии, [17] [18] [19] Аммиан Марцеллин , Зосим , Либаний , Афанасий и Юлиан обвинили в случившемся Констанция. [20] [16] Бёрджесс считал последнюю версию «соответствующей всем доказательствам», указывая на множество факторов, которые, по его мнению, способствовали тому, что резня была спланированным нападением, а не спонтанным мятежом: отсутствие громких наказаний в качестве ответной меры, щадение всех женщин, попытку Damnatio Memoriae на умерших и изгнание выживших Галла и Юлиана. [21] [час]
Вскоре после этого Констанций встретился со своими братьями в Паннонии в Сирмиуме, чтобы официально оформить раздел империи. [23] Констанций получил восточные провинции, включая Константинополь, Фракию , Малую Азию , Сирию , Египет и Киренаику ; Константин получил Британию , Галлию , Испанию и Мавретанию ; а Констант, первоначально под руководством Константина II, получил Италию , Африку , Иллирик , Паннонию , Македонию и Ахею . [23]
Затем Констанций поспешил на восток, в Антиохию, чтобы возобновить войну с Персией . [24] [25] Пока Констанций находился вдали от восточной границы в начале 337 года, король Шапур II собрал большую армию, в которую входили боевые слоны, и начал атаку на римскую территорию, опустошив Месопотамию и осадив город Нисибис. [26] Несмотря на первоначальный успех, Шапур снял осаду после того, как его армия упустила возможность использовать рухнувшую стену. [25] Когда Констанций узнал об уходе Шапура с римской территории, он подготовил свою армию к контратаке.
Констанций неоднократно защищал восточную границу от вторжений Империи Сасанидов под руководством Шапура. Эти конфликты в основном ограничивались осадами Сасанидами главных крепостей римской Месопотамии , включая Нисибис ( Нусайбин ), Сингару и Амиду ( Диярбакыр ). [27] Хотя Шапур, кажется, одержал победу в большинстве этих столкновений, Сасанидам удалось добиться немногого. [28] [29] Однако римляне одержали решающую победу в битве при Нарасаре, убив брата Шапура, Нарсеса. [27] В конечном итоге Констанцию удалось отразить вторжение, а Шапуру не удалось добиться каких-либо значительных успехов. [29]
Тем временем Константин II хотел сохранить контроль над царством Константа, что привело братьев к открытому конфликту. Константин был убит в 340 г. недалеко от Аквилеи во время засады. [30] [31] [32] В результате Констанс взял под свой контроль владения своего умершего брата и стал единоличным правителем западных двух третей империи. Это разделение просуществовало до января 350 года, когда Констант был убит силами, верными узурпатору Магненцию . [33] [34] [35]
Война против Магнеция
[ редактировать ]Констанций был полон решимости двинуться на запад, чтобы сразиться с узурпатором. [36] Однако, чувствуя, что восток все еще нуждается в некотором имперском присутствии, он возвел своего двоюродного брата Галла цезарем Констанция восточных провинций. [37] [38] В качестве дополнительной меры, чтобы обеспечить верность двоюродного брата, он выдал за него замуж старшую из двух своих сестер, Константину . [39]
Прежде чем встретиться с Магненцием, Констанций сначала пришел к соглашению с Ветранио , верным полководцем в Иллирике , которого солдаты недавно провозгласили императором. [40] Ветранио немедленно отправил Констанцию письма, в которых обещал свою лояльность, которую Констанций, возможно, принял просто для того, чтобы помешать Магненцию получить дополнительную поддержку. Эти события, возможно, были спровоцированы действиями Константины, которая с тех пор отправилась на восток, чтобы выйти замуж за Галла. Впоследствии Констанций отправил Ветранио императорскую диадему и признал новое положение генерала как августа . [38] Однако, когда прибыл Констанций, Ветранио охотно подал в отставку и принял предложение Констанция о комфортной пенсии в Вифинии . [41]
В 351 году Констанций столкнулся с Магненцием в Паннонии с большим войском . Последовавшая битва при Мурсе-Майоре стала одним из крупнейших и кровопролитных сражений между двумя римскими армиями. [42] [43] Результатом стала победа Констанция, но она стоила дорого. Магненций пережил битву и, решив продолжать сражаться, отступил в северную Италию. Однако вместо того, чтобы преследовать своего противника, Констанций сосредоточил свое внимание на обеспечении безопасности дунайской границы, где он провел первые месяцы 352 г., ведя кампанию против сарматов вдоль среднего Дуная . [44] Достигнув своих целей, Констанций двинулся на Магненция в Италии. Это действие привело к тому, что города Италии перешли на его сторону и изгнали гарнизоны узурпатора. Магненций снова отступил, на этот раз в южную Галлию . [44] [45]
В 353 году Констанций и Магненций встретились в последний раз в битве при Монсе Селевке в южной Галлии, и снова Констанций вышел победителем. [44] Магненций, осознав тщетность продолжения своей позиции, покончил жизнь самоубийством 10 августа 353 г. [46] [47] [45]
Соло-правление
[ редактировать ]
Констанций провел большую часть оставшейся части 353 г. и начала 354 г. в кампании против аламаннов на границе с Дунаем. Кампания прошла успешно, и набеги аламаннов временно прекратились. Тем временем Констанций получал тревожные сообщения о действиях своего кузена Галла. [48] Вероятно, вследствие этих сообщений Констанций заключил мир с аламаннами и отправился в Медиолан ( Милан ). [49]
В Милане Констанций сначала вызвал Урсицина Галла , мастера кавалерии , по причинам, которые остаются неясными. [50] Затем Констанций вызвал Галла и Константину. [51] Хотя Галл и Константина поначалу выполнили приказ, когда Константина умерла в Вифинии , [51] Галл начал колебаться. Однако после некоторых убеждений одного из агентов Констанция, [52] Галл продолжил свое путешествие на запад, пройдя через Константинополь и Фракию к Поетовио ( Птуй ) в Паннонии . [53] [54]
В Поетовио Галл был арестован воинами Констанция под командованием Барбацио . [55] Затем Галла перевезли в Полу и допросили. Галл утверждал, что именно Константина виновата во всех бедах, пока он руководил восточными провинциями. [56] Это так разозлило Констанция, что он немедленно приказал казнить Галла. [57] Однако вскоре он передумал и отказался от приказа. [58] [59] [60] К несчастью для Галла, этот второй приказ был отложен Евсевием , одним из евнухов Констанция, и Галл был казнен. [54]
Религиозные вопросы
[ редактировать ]

Язычество
[ редактировать ]Законы 350-х годов предписывали смертную казнь тем, кто совершал или присутствовал на языческих жертвоприношениях , а также за поклонение идолам . [62] [63] [64] Языческие храмы были закрыты, [65] [66] и Алтарь Победы был удален из дома собраний Сената. [67] Нередки были также случаи, когда простые христиане разрушали, грабили и оскверняли многие древние языческие храмы, гробницы и памятники. [68] [69] [70] [71] Язычество в то время все еще было популярно среди населения. Политике императора пассивно сопротивлялись многие губернаторы и магистраты. [66] [72] [73]
Несмотря на это, Констанций никогда не предпринимал никаких попыток распустить различные римские жреческие коллегии или весталок . Он никогда не выступал против различных языческих школ. Временами он действительно предпринимал некоторые усилия для защиты язычества. Более того, он даже приказал избрать священника для Африки. [74] Кроме того, он оставался верховным понтификом и после смерти был обожествлен римским сенатом. Его относительная умеренность по отношению к язычеству отражается в том факте, что спустя более двадцати лет после его смерти, во время правления Грациана , любой сенатор-язычник протестовал против его обращения с их религией. [75]
христианство
[ редактировать ]Хотя его часто считают арианцем , [76] Констанций в конечном итоге предпочел третью, компромиссную версию, лежащую где-то между арианством и Никейским символом веры , ретроспективно названную полуарианством . [77] [78] Во время своего правления он пытался заставить христианскую церковь следовать этой компромиссной позиции, созвав несколько христианских соборов. «К несчастью для его памяти, богословы, чьим советам он воспользовался, в конечном итоге были дискредитированы, а недовольные, которых он принуждал подчиняться, вышли победителями», - пишет историк А. Х. М. Джонс . «Поэтому великие соборы 359–60 годов не считаются вселенскими в традиции церкви, а Констанция II помнят не как восстановителя единства, а как еретика, который произвольно навязал свою волю церкви». [76]
Согласно греческому историку Филосторгию (ум. 439) в его «Церковной истории» , Констанций послал арианского епископа, известного как Теофил Индийский (также известный как «Теофил Йеменский»), к Тарану Юханиму , тогдашнему царю южноаравийского Химьяритского царства , чтобы обратить народ в христианство . Согласно отчету, Феофилу удалось основать три церкви, одна из них в столице Зафаре . [79]
иудаизм
[ редактировать ]Иудаизм столкнулся с некоторыми серьезными ограничениями при Констанции, который, похоже, следовал антиеврейской политике, аналогичной политике своего отца. [80] Это включало указы об ограничении владения рабами евреями. [81] и запрет браков между евреями и христианками. [81] Более поздние указы были направлены на то, чтобы воспрепятствовать обращению из христианства в иудаизм путем конфискации имущества отступников . [82] Однако действия Констанция в этом отношении, возможно, были связаны не столько с еврейской религией, сколько с еврейским бизнесом — очевидно, что частные еврейские предприятия часто конкурировали с государственными предприятиями. В результате Констанций, возможно, стремился предоставить преимущество государственным предприятиям, ограничивая квалифицированных рабочих и рабов, доступных для еврейского бизнеса. [80]
Дальнейшие кризисы
[ редактировать ]11 августа 355 года военный магистр Клавдий Силван восстал в Галлии. Сильван сдался Констанцию после битвы при Мурсе-Майоре . Констанций сделал его magister militum в 353 году с целью блокировать немецкие угрозы - подвиг, которого Сильван добился, подкупив германские племена собранными им деньгами. Заговор, организованный членами двора Констанция, заставил императора отозвать Сильвана. После восстания Сильвана он получил письмо от Констанция, в котором он отзывал его в Милан, но в котором не упоминалось восстание. Урсицин , который должен был заменить Сильвана, подкупил несколько войск, и Сильван был убит. [ нужна ссылка ]
Однако Констанций понимал, что перед Империей все еще стоит слишком много угроз, и он не сможет справиться со всеми ними в одиночку. Итак, 6 ноября 355 г. [83] своего последнего оставшегося родственника мужского пола, Юлиана , он возвел в сан цезаря . [84] Через несколько дней Юлиан женился на Елене , последней выжившей сестре Констанция. [85] Вскоре Констанций отправил Юлиана в Галлию. [85]

Следующие несколько лет Констанций провел, наблюдая за делами в западной части империи, главным образом со своей базы в Медиолане. В апреле – мае 357 г. он посетил Рим единственный раз в жизни . В том же году он вытеснил захватчиков -сарматов и квадов из Паннонии и Нижней Мезии , а затем возглавил успешную контратаку через Дунай. [86]
Зимой 357–58 Констанций принял послов от Шапура II , которые потребовали от Рима вернуть земли, сданные Нарсеем . [87] [88] Несмотря на отказ от этих условий, [89] [90] Констанций пытался предотвратить войну с империей Сасанидов , отправив два посольства в Шапур II. [91] [92] [93] Тем не менее Шапур II начал новое вторжение в Римскую Месопотамию. В 360 году, когда до Констанция дошло известие о том, что Шапур II уничтожил Сингару ( Синджар ), [94] и взяли Кифаса ( Хасанкейфа ), Амиду (Диярбакыра), [95] и Ад Тигрис ( Джизре ), [96] он решил отправиться на восток, чтобы противостоять вновь возникшей угрозе.
Узурпация Юлиана и кризисы на востоке
[ редактировать ]
Тем временем Юлиан одержал несколько побед над аламаннами , которые снова вторглись в римскую Галлию . Однако, когда Констанций запросил у армии Юлиана подкрепления для восточной кампании, галльские легионы восстали и провозгласили Юлиана августом . [97] [98] [99] [я]
Из-за непосредственной угрозы Сасанидов Констанций не смог напрямую отреагировать на узурпацию своего кузена, кроме как отправив послания, в которых он пытался убедить Юлиана отказаться от титула августа и довольствоваться титулом цезаря . К 361 году Констанций не видел альтернативы, кроме как противостоять узурпатору силой, и все же угроза со стороны Сасанидов сохранялась . Констанций уже провел часть начала 361 г., безуспешно пытаясь вернуть крепость Ад Тигр. [102] Через некоторое время он отступил в Антиохию , чтобы перегруппироваться и подготовиться к конфронтации с Шапуром II . [103] Однако кампании предыдущего года нанесли Сасанидам тяжелые потери, и в том году они не предприняли еще одну попытку кампании. Эта временная передышка в боевых действиях позволила Констанцию полностью сосредоточиться на встрече с Юлианом. [104]
Смерть
[ редактировать ]Констанций немедленно собрал свои силы и двинулся на запад. Однако к тому времени, когда он достиг Мопсуестии в Киликии, стало ясно, что он смертельно болен и не доживет до встречи с Юлианом. Источники утверждают, что, понимая, что его смерть близка, Констанций сам крестился у Евзоия, полуарианского епископа Антиохии , а затем объявил Юлиана своим законным преемником. [104] [Дж] Констанций II умер от лихорадки 3 ноября 361 года. [110]
Как и Константин Великий, он был похоронен в церкви Святых Апостолов , в порфировом саркофаге , описанном в X веке Константином VII Багрянородным в « De Ceremoniis» . [111]
Брак и дети
[ редактировать ]
Констанций II был женат трижды:
Сначала дочери своего сводного дяди Юлия Констанция , имя которого неизвестно. Она была сводной сестрой Галла и сводной сестрой Юлиана. Она умерла ок. 352/3. [113]
Во-вторых, Евсевии , женщине македонского происхождения, родом из города Фессалоники , на которой Констанций женился перед своим поражением Магненция в 353 году. Она умерла до 361 года. [114]
В-третьих, в 361 году, Фаустине , родившей Констанцию единственного ребенка, посмертную дочь по имени Констанция , впоследствии вышедшую замуж за императора Грациана . [115]
Генеалогическое древо
[ редактировать ]Семья Констанция II | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Императоры показаны с рамкой с закругленными углами, их даты указаны как Августы , имена с более толстой рамкой появляются в обеих частях. 1: Родители, сводные братья и сестры Константина.
|
Репутация
[ редактировать ]
По мнению ДиМайо и Фрейкса, «…Констанция трудно полностью понять современному историку как в силу его собственных действий, так и в силу интересов авторов первоисточников по его правлению». [117] А. Х. М. Джонс пишет, что он «предстает на страницах Аммиана как сознательный император, но тщеславный и глупый человек, легкая добыча для льстецов. Он был робок и подозрителен, и заинтересованные лица могли легко сыграть на его страхах в свою пользу». [118] Однако Кент, М. и А. Хирмер предполагают, что император «пострадал от рук несимпатичных авторов, как церковных, так и гражданских. Для ортодоксальных церковников он был фанатичным сторонником арианской ереси, для Юлиана Отступника и многих других впоследствии приняли его сторону, он был убийцей, тираном и неумелым правителем». Далее они добавляют: «Большинство современников, похоже, действительно уважали его, и он определенно внушал лояльность, чего не мог сделать его брат». [119]
Евтропий писал о нем: [120]
Это был человек удивительно спокойного нрава, добродушный, слишком доверявший своим друзьям и придворным и, наконец, слишком много во власти своих жен. В начале своего правления он вел себя очень умеренно; он обогатил своих друзей и не позволил никому из тех, чьи активные услуги он испытал, остаться без вознаграждения. Однако он был несколько склонен к строгости всякий раз, когда у него возбуждалось какое-либо подозрение в покушении на правительство; в остальном он был нежным. Его успех больше заслуживает похвалы в гражданских, чем в иностранных войнах.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ В преторианской префектуре Галлии .
- ^ В преторианской префектуре Италии , затем всей Западной Римской империи .
- ^ На Западе, непризнанный Констанцием II.
- ^ На Западе против Магнеция.
- ↑ В Риме 27 дней против Магнеция.
- ^ В восстании против Констанция II.
- ↑ Происхождение имени «Юлий» неизвестно. Возможно, оно было добавлено к его имени в честь одного из родственников Константина, поскольку, согласно одной из точек зрения, мать Констанция I была названа «Юлией Констанцией» . [5] Вероятно, это было не в честь Елены, матери Константина I , поскольку она, вероятно, приняла имя «Юлия» только незадолго до своей смерти. [6]
- ↑ К 351–354 годам придворные Констанция перестали отрицать его причастность и вместо этого заявили, что его мучило чувство вины за свою роль в резне. [16] [22]
- ↑ Аммиан и Юлиан оба изображали приказ Констанция, вызванный завистью к растущей популярности Цезаря, с дополнительным намерением ослабить его военное положение, как он ранее сделал с Галлом. [100] Кроуфорд скептически относился к такому изображению, полагая, что Джулиану понадобилось бы гораздо меньше войск, чем Констанцию, если бы он действительно добился такого успеха, как он себя изображал. [101] в то время как Поттер отверг эту идею, полагая, что необходимость действия Констанция для его плана была достаточным объяснением. [98]
- ↑ Аммиан записал легитимацию Юлиана Констанцием только как слух. Хотя Хант и Мэтьюз отнеслись к отчету с осторожностью, [105] [106] Келли посчитал это правдой, отметив, что этот поступок предотвратил гражданскую войну и защитил его посмертную репутацию, а также будущего ребенка его жены. [107] Эррингтон и Кроуфорд также приняли это как истину, рассматривая это как проявление прагматизма и династической солидарности. [108] [109]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кочак, Мустафа; Крейкенбом, Детлев (2022). Скульптуры из римской Сирии II: греческие, римские и византийские мраморные статуи . Вальтер де Грюйтер. стр. 213–215. ISBN 978-3-11-071152-3 .
- ^ "Статуя" . Пенсильванский музей
- ^ CIL 06, 40776 = AE 1934, 00158 = AE 1950, 00174 = AE 1951, 00102 = AE 1982, 00011
- ^ Уайтхаус, Дэвид (1940). Римское стекло в Музее стекла Корнинга . Гудзон Хиллз. п. 29. ISBN 9780872901391 .
- ^ Барнс, Тимоти Д. (1982). Новая империя Диоклетиана и Константина . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. п. 36. дои : 10.4159/harvard.9780674280670 . ISBN 0-674-28066-0 .
- ^ Польсандер, Ганс А. (1995). Елена: императрица и святая . Издательство Арес. п. 17, 198. ISBN 0-89005-562-9 .
- ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис , стр. 226.
- ^ Jump up to: а б Доджон, Грейтрекс и Лью , с. 152-153.
- ^ Юлиан, Орационес I, 13B
- ^ Фестус, Бревиарум 27, с. 67, 2–3
- ^ Аммиан Марцеллин XVIII, 9, 1
- ^ Констанций II или Констант . Капитолийские музеи
- ^ Хант 1998 , с. 1.
- ^ Берджесс 2008 , с. 10.
- ^ Хант 1998 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с Юлиан, «Письмо к сенату и народу Афин», 270.
Полный текст письма сенату и народу Афин в Wikisource.
- ^ Берджесс 2008 , с. 25.
- ^ Евтропий , Бревиарий римской истории X.9
- ^ Юлиан, «Письмо к сенату и народу Афин», 271.
Полный текст письма сенату и народу Афин в Wikisource.
- ^ ДиМайо 1992 , с. 165.
- ^ Берджесс 2008 , стр. 26–27.
- ^ Берджесс 2008 , стр. 16–17.
- ^ Jump up to: а б Хант 1998 , с. 4.
- ^ Хант 1998 , стр. 11–12.
- ^ Jump up to: а б Феодорит, Церковная история II, 30, 1–14, GCS.
- ^ Хант 1998 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Хант 1998 , с. 13.
- ^ Фест , Бревариус XXVII
- ^ Jump up to: а б Дингас и Зима 2007 , с. 89.
- ^ Хант 1998 , с. 5.
- ^ Дринкуотер 2007 , с. 199.
- ^ Кроуфорд 2016 , с. 64.
- ^ Хант 1998 , с. 11.
- ^ Поттер 2004 , с. 471.
- ^ Кроуфорд 2016 , с. 72.
- ^ Эррингтон 2006 , с. 16.
- ^ Барнс 1993 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б Поттер 2004 , с. 472.
- ^ Хант 1998 , с. 17.
- ^ Барнс 1993 , с. 101.
- ^ Хант 1998 , стр. 16–17.
- ^ Поттер 2004 , с. 473.
- ^ Хант 1998 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б с Поттер 2004 , с. 474.
- ^ Jump up to: а б Барнс 1993 , с. 106.
- ^ Хант 1998 , с. 22.
- ^ Дринкуотер 2007 , с. 201.
- ^ Аммиан Марцеллин , Res Gestae 14.1.10
- ^ Аммиан Марцеллин , Res Gestae XIV.10.16
- ^ Аммиан Марцеллин , Res Gestae XIV.11.3–5
- ^ Jump up to: а б Аммиан Марцеллин , Res Gestae XIV.11.6
- ^ Аммиан Марцеллин , Res Gestae XIV.11.11–12
- ^ Аммиан Марцеллин , Res Gestae XIV.11.19
- ^ Jump up to: а б «Банчич, Т.М., 'ДИР-Галл' из De Imperatoribus Romanis' . Архивировано из оригинала 10 декабря 2008 года . Проверено 2 марта 2009 г.
- ^ Аммиан Марцеллин , Res Gestae XIV.11.20
- ^ Аммиан Марцеллин , Res Gestae XIV.11.22
- ^ Аммиан Марцеллин , Res Gestae XIV.11.23
- ^ Зонарас , Выдержки из истории XIII.9.20
- ^ Либаний , Речи XVIII.152
- ^ Филосторгий, Церковная история 4.1
- ^ «Отдел пояса с медальонами Констанция II и Фаустины» . Художественный музей Уолтерса .
- ^ Кирш, Дж. (2004) Бог против богов , стр. 200-1, Компас викингов
- ^ Кодекс Феодосиана о религии , 16.10.2.
- ^ Кодекс Феодосия 16.10.6
- ^ « Кодекс Феодосиана о религии», XVI.x.4, 4 н. э.» .
- ^ Jump up to: а б «История церкви», Филип Хьюз, Sheed & Ward, издание 1949 года, том I, глава 6. [1] Архивировано 23 декабря 2018 года в Wayback Machine.
- ^ Шеридан, Джей-Джей (1966) Алтарь Виктора - Последняя битва язычества. в L'Anticite Classique 35: 186–187.
- ^ Аммиан Марцеллинус Res Gestae 22.4.3
- ^ Созоменская церковная история 3.18 .
- ^ Кодекс Феодосия 16.10.3
- ^ Кодекс Феодосия 9.17.2
- ^ Аммиан Марцеллинус Res Gestae 9.10, 19.12. Краткое содержание цитаты: Аммиан описывает языческие жертвоприношения и богослужения, открыто происходящие в Александрии и Риме . В римском календаре 354 года многие языческие праздники упоминаются так, как будто они все еще соблюдались открыто. См. также описания языческого богослужения в следующих работах: Firmicius Maternus De Errore Profanorum Religionum; Vetus Orbis Descriptio Graeci Scriptoris sub Constantio.
- ^ Баудер, Д. (1978) Эпоха Константина и Юлиана
- ^ Васильев 1958 , с. 68.
- ^ Зальцман 2002 , с. 182.
- ^ Jump up to: а б Джонс 1964 , с. 118.
- ^ Пеликан, Дж. Дж., Христианская традиция (1989), стр. 209–10.
- ^ Гаддис 2005 , с. 92.
- ^ Фишер, Грег (2020). Рим, Персия и Аравия: формирование Ближнего Востока от Помпея до Мухаммеда . Лондон, Нью-Йорк: Рутледж, Тейлор и Фрэнсис Групп. п. 90. ИСБН 978-0-415-72880-5 .
- ^ Jump up to: а б Шефер 2003 , с. 180-181.
- ^ Jump up to: а б Кодекс Феодосиана 16.9.2
- ^ Кодекс Феодосиана 16.8.7
- ^ Аммиан Марцеллин , Res Gestae XV.8.17
- ^ Аммиан Марцеллин , Res Gestae XV.8.5–16
- ^ Jump up to: а б Аммиан Марцеллин , Res Gestae XV.8.18
- ^ Аммиан Марцеллин , Res Gestae XVI.12
- ^ Аммиан Марцеллин , Res Gestae XVII.5.3–8
- ^ Зонарас , Выдержки из истории XII.9.25-7
- ^ Аммиан Марцеллин , Res Gestae XVII.5.9–14
- ^ Зонарас , Выдержки из истории XII.9.28-9
- ↑ Либаний , Послание 331.
- ^ Аммиан Марцеллин , Res Gestae XVII.14.1–3 и XVIII.6.17–8
- ^ Евнапий , Жизнеописания софистов VI. 5,1–10
- ^ Аммиан Марцеллин , Res Gestae XX.6
- ^ Аммиан Марцеллин , Res Gestae XIX
- ^ Аммиан Марцеллин , Res Gestae XX.7.1–16
- ^ Дринкуотер 2007 , с. 253.
- ^ Jump up to: а б Поттер 2004 , с. 505.
- ^ Хант 1998 , с. 57.
- ↑ Уолтер Э. Робертс и Майкл ДиМайо-младший, Джулиан (361–363 гг. Н.э.). Архивировано 24 сентября 2023 г. в Wayback Machine.
- ^ Кроуфорд 2016 , с. 212.
- ^ Аммиан Марцеллин , Res Gestae XX.11.6–25
- ^ Аммиан Марцеллин , Res Gestae XXI.7.7 и 13.1–5
- ^ Jump up to: а б Ваги 2001 , с. 508.
- ^ Хант 1998 , с. 60.
- ^ Мэтьюз 1989 , с. 101.
- ^ Келли, Гэвин (2013). «Политический кризис 375–376 годов нашей эры» (PDF) . Хирон с. 357
- ^ Эррингтон 2006 , с. 18.
- ^ Кроуфорд 2016 , с. 239.
- ^ В рукописи Аммиана Марцеллина, Res Gestae 21.15.2, читается tertium noarum Octobrium , что эквивалентно 5 октября. Последний редактор Res Gestae принимает поправку Отто Сика tertium noarum Novembrium , которая эквивалентна 3 ноября. Т. Д. Барнс ( Classical Philology , 88 [1993], стр. 64f) приводит косвенные доказательства того, что 3 ноября подходит лучше.
- ^ Васильев, А.А. (1948). «Императорские порфировые саркофаги в Константинополе» (PDF) . Документы Думбартон-Окса . 4 : 1+3–26. дои : 10.2307/1291047 . JSTOR 1291047 . Архивировано (PDF) из оригинала 31 декабря 2019 года.
- ^ http://laststatues.classics.ox.ac.uk , LSA-1065 (Дж. Ленаган)
- ^ Банчич, Томас М. «Галл Цезарь (15 марта 351 — 354 гг. н.э.)» . Де Императорибус Романис . Архивировано из оригинала 10 декабря 2008 года . Проверено 7 сентября 2018 г.
- ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис , стр. 300–301.
- ^ Марцеллин, Аммиан (1940). Римская история Аммиана Марцеллина . Классическая библиотека Леба. Том. 2, Книга 21, глава 15. Перевод Рольфа, JC Harvard University Press . Проверено 11 апреля 2011 г.
- ^ Грирсон, Филип (1992). Каталог позднеримских монет: от Аркадия и Гонория до воцарения Анастасия . Думбартон-Оукс. п. 74. ИСБН 978-0-88402-193-3 .
- ↑ Майкл ДиМайо-младший и Роберт Фрейкс, Констанций II (337–361 гг. Н.э.). Архивировано 8 марта 2023 г. в Wayback Machine.
- ^ Джонс 1964 , с. 116.
- ^ Кент, JPC, Хирмер, М. и Хирмер, А. Роман Коинс (1978), стр. 54
- ^ Евтропий, Бревиарий римской истории X.15
Источники
[ редактировать ]Древние источники
[ редактировать ]- Аммиан Марцеллин Результат подвига .
- Йонг, Чарльз Дьюк, пер. Римская история . Лондон: Бон, 1862. Интернет на сайте Тертуллиана . По состоянию на 15 августа 2009 г.
- Рольф, Дж.С., пер. История . 3 тома. Леб изд. Лондон: Хайнеманн, 1939–52. Онлайн на сайте LacusCurtius . По состоянию на 15 августа 2009 г.
- Гамильтон, Уолтер, пер. Поздняя Римская империя (354–378 гг. н.э.) . Хармондсворт: Пингвин, 1986. [Сокращенное издание]
- Афанасий Александрийский.
- Индекс Фестала .
- Аткинсон М. и Арчибальд Робертсон, пер. Праздничные письма . От никейских и постникейских отцов , Вторая серия, Том. 4. Под редакцией Филипа Шаффа и Генри Уэйса. Буффало, штат Нью-Йорк: Издательство христианской литературы, 1892 г. Отредактировано и отредактировано Кевином Найтом для «Нового пришествия». Онлайн в Эфирной библиотеке христианской классики . По состоянию на 15 августа 2009 г.
- Энциклическое (письмо Лето 339
- Аткинсон М. и Арчибальд Робертсон, пер. Энциклическое письмо . От никейских и постникейских отцов , Вторая серия, Том. 4. Под редакцией Филипа Шаффа и Генри Уэйса. Буффало, штат Нью-Йорк: Издательство христианской литературы, 1892 г. Отредактировано и отредактировано Кевином Найтом для «Нового пришествия». Онлайн в Эфирной библиотеке Нового Адвента и христианской классики . По состоянию на 15 августа 2009 г.
- против Апология ариан . 349.
- Аткинсон М. и Арчибальд Робертсон, пер. Апология против Арианоса . От никейских и постникейских отцов , Вторая серия, Том. 4. Под редакцией Филипа Шаффа и Генри Уэйса. Буффало, штат Нью-Йорк: Издательство христианской литературы, 1892 г. Отредактировано и отредактировано Кевином Найтом для «Нового пришествия». Онлайн в New Advent . По состоянию на 14 августа 2009 г.
- перед Констанцием 353 Защита
- Аткинсон М. и Арчибальд Робертсон, пер. Апология до Констанции . От никейских и постникейских отцов , Вторая серия, Том. 4. Под редакцией Филипа Шаффа и Генри Уэйса. Буффало, штат Нью-Йорк: Издательство христианской литературы, 1892 г. Отредактировано и отредактировано Кевином Найтом для «Нового пришествия». Онлайн в New Advent . По состоянию на 14 августа 2009 г.
- Historia Arianorum ( История ариан ). 357.
- Аткинсон М. и Арчибальд Робертсон, пер. История Арианорум . От никейских и постникейских отцов , Вторая серия, Том. 4. Под редакцией Филипа Шаффа и Генри Уэйса. Буффало, штат Нью-Йорк: Издательство христианской литературы, 1892 г. Отредактировано и отредактировано Кевином Найтом для «Нового пришествия». Онлайн в New Advent . По состоянию на 14 августа 2009 г.
- Де Синодис ( О соборах в Арминиуме и Селевкии ). Осень 359.
- Ньюман, Джон Генри и Арчибальд Робертсон, пер. Де Синодис . От никейских и постникейских отцов , Вторая серия, Том. 4. Под редакцией Филипа Шаффа и Генри Уэйса. Буффало, штат Нью-Йорк: Издательство христианской литературы, 1892 г. Отредактировано и отредактировано Кевином Найтом для «Нового пришествия». Онлайн в New Advent . По состоянию на 15 августа 2009 г.
- История ацефалы . 368 – ок. 420.
- Робертсон, Арчибальд, пер. История Ацефалы . От никейских и постникейских отцов , Вторая серия, Том. 4. Под редакцией Филипа Шаффа и Генри Уэйса. Буффало, штат Нью-Йорк: Издательство христианской литературы, 1892 г. Отредактировано и отредактировано Кевином Найтом для «Нового пришествия». Онлайн в Эфирной библиотеке Нового Адвента и христианской классики . По состоянию на 15 августа 2009 г.
- Индекс Фестала .
- Малые хроники 1, 2
- Моммзен, Т., изд. Летопись Малого века IV, V, VI, VII 1, 2 (на латыни). Monumenta Germaniae Historia , Auctores Antiquissimi 9, 11. Берлин, 1892, 1894. Интернет на сайте «Байерская государственная библиотека» . Архивировано из оригинала 8 июля 2012 года . По состоянию на 25 августа 2009 г.
- Кодекс Феодосиана .
- Моммзен Т. и Пол Мейер, ред. Книга 16 Феодосиана с сирмондианскими конституциями и краткими законами, относящимися к Феодосиану. 2 (на латыни). Берлин: Weidmann, [1905] 1954. Составлено Николасом Палмером, отредактировано Тони Оноре для Oxford Text Archive, 1984. Подготовлено для онлайн-использования RWB Salway, 1999. Предисловие, книги 1–8. Онлайн в Университетском колледже Лондона и Университете Гренобля. Архивировано 18 июня 2010 года в Wayback Machine . По состоянию на 25 августа 2009 г.
- Неизвестное издание (на латыни). На сайте AncientRome.ru . По состоянию на 15 августа 2009 г.
- Кодекс Юстиниана .
- Скотт, Сэмюэл П., пер. Кодекс Юстиниана в книге «Гражданское право» . 17 томов. 1932. Интернет в Конституционном обществе . По состоянию на 14 августа 2009 г.
- Ефрем Сирин Кармина Нисибена ( Песни Нисибиса ).
- Стопфорд, Дж. Т. Сарсфилд, пер. Нисибенские гимны . От никейских и постникейских отцов , Вторая серия, Том. 13. Под редакцией Филипа Шаффа и Генри Уэйса. Буффало, штат Нью-Йорк: Издательство христианской литературы, 1890 г. Отредактировано и отредактировано Кевином Найтом для «Нового пришествия». Онлайн в New Advent . По состоянию на 16 августа 2009 г.
- Бикелл, Густав, пер. Св. Ефрем Сирин Кармина Нисибена: с дополнительными пролегоменами и дополнением к сирийскому словарю (на латыни). Липецк: Брокгауз, 1866. Интернет в Google Книгах . По состоянию на 15 августа 2009 г.
- Воплощение Цезарей
- Банчич, Томас М., пер. Буклет об образе жизни и нравах императоров . Переведенные тексты колледжа Канисиус 1. Буффало, штат Нью-Йорк: Колледж Канисиус, 2009. Интернет на De Imperatoribus Romanis. Архивировано 8 ноября 2020 года в Wayback Machine . По состоянию на 15 августа 2009 г.
- Евнапий. Жития софистов .
- Евсевий Кесарийский.
- Oratio de Laudibus Constantini ( Речь в честь Константина , иногда Трехлетняя речь ).
- Ричардсон, Эрнест Кушинг, пер. Речь в честь Константина . От никейских и постникейских отцов , Вторая серия, Том. 1. Под редакцией Филипа Шаффа и Генри Уэйса. Буффало, штат Нью-Йорк: Издательство христианской литературы, 1890 г. Отредактировано и отредактировано Кевином Найтом для «Нового пришествия». Онлайн в New Advent . По состоянию на 16 августа 2009 г.
- Жизнь Константина
- Ричардсон, Эрнест Кушинг, пер. Жизнь Константина . От никейских и постникейских отцов , Вторая серия, Том. 1. Под редакцией Филипа Шаффа и Генри Уэйса. Буффало, штат Нью-Йорк: Издательство христианской литературы, 1890 г. Отредактировано и отредактировано Кевином Найтом для «Нового пришествия». Онлайн в New Advent . По состоянию на 25 августа 2009 г.
- Oratio de Laudibus Constantini ( Речь в честь Константина , иногда Трехлетняя речь ).
- EutropiusЕвтропий Бревиарий римской истории .
- Уотсон, Джон Селби, пер. Сокращение римской истории . Лондон: Джордж Белл и сыновья, 1886 г. Отредактировано и отредактировано Роджером Пирсом для Тертуллиана, 2003 г. Интернет на сайте Тертуллиана . По состоянию на 11 июня 2010 г.
- Фестиваль Бревиарий
- Банчич, Томас М. и Дженнифер А. Мека, пер. Бревиариум достижений римского народа . Тексты, переведенные колледжем Канисиус 2. Буффало, штат Нью-Йорк: Колледж Канисиус, 2001. Интернет на сайте De Imperatoribus Romanis (). По состоянию на 15 августа 2009 г.
- Фирмикус Матернус. религий мирских Об ошибке .
- Балузий и Ригалтий, ред. Дивиний Цецилий Киприан, епископ Карфагенский, Works Omnia; пришел Дж. Фирмикус Матерни, самый прославленный человек, на заблуждении светских религий (на латыни). Париж: Братья Готье и Общество книготорговцев, 1836 г. Интернет в Google Книгах . По состоянию на 15 августа 2009 г.
- Хилари из Пуатье. Констанцию ( Констанцию )
- Федер, Альфред Леонхард, изд. Трактат мистерий святого Илария, епископа Пиктавии. Collectanea Antiariana Parisina (исторические фрагменты) с приложением (книга 1 Ad Constantius). Книга императору Констанцию (Книга II Констанцию) Гимны. Мелкие фрагменты. Шпоры (на латыни). В Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum , Vol. 65. Вена: Темпски, 1916.
- Itinerarium Alexandri ( Маршрут Александра ).
- Мэй, Анджело, изд. Маршрут Александра к Констанцию Августу, сыну Константина Великого (на латыни). Королевское издание, 1818 г. В Интернете в Google Книгах . По состоянию на 15 августа 2009 г.
- Дэвис, Иоло, пер. Маршрут Александра . 2009. Интернет на DocStoc. [ мертвая ссылка ] . По состоянию на 15 августа 2009 г.
- Джером.
- Хроникон ( Хроника ).
- Пирс, Роджер и др. , пер. Хроники святого Иеронима , в книге «Отцы ранней церкви: Дополнительные тексты» . Тертуллиан, 2005. Интернет на сайте Тертуллиана . По состоянию на 14 августа 2009 г.
- людях выдающихся О
- Ричардсон, Эрнест Кушинг, пер. De Viris Illustribus (О выдающихся людях) . От никейских и постникейских отцов , Вторая серия, Том. 3. Под редакцией Филипа Шаффа и Генри Уэйса. Буффало, штат Нью-Йорк: Издательство христианской литературы, 1892 г. Отредактировано и отредактировано Кевином Найтом для «Нового пришествия». Онлайн в New Advent . По состоянию на 15 августа 2009 г.
- Хроникон ( Хроника ).
- Джулиан.
- Райт, Уилмер Кейв , пер. Работы императора Юлиана . 3 тома. Леб изд. Лондон: Хайнеманн, 1913. Интернет в Интернет-архиве: Том. 1 , 2 , 3 .
- Либаний Молитва 59 ( Речь 59).
- М. Х. Доджон, пер. Сыны Константина: Либаний Ор. ЛИКС . В книге «От Константина до Юлиана: языческие и византийские взгляды», «История источников » под редакцией SNC Lieu и Доминика Монтсеррата , 164–205. Лондон: Рутледж, 1996. ISBN 0-415-09336-8
- Происхождение императора Константина
- Рольф, Дж.С., пер. Отрывок Валезианы , в т. 3 перевода Рольфе « Истории Аммиана Марцеллина» . Леб изд. Лондон: Хайнеманн, 1952. Интернет на сайте LacusCurtius . По состоянию на 16 августа 2009 г.
- Папирус Абиннея .
- Архив Абиннея: Записки римского офицера времен правления Констанция II (на греческом языке). Банк данных герцога документальных папирусов. Онлайн в «Персей и герцог» банке данных [ мертвая ссылка ] . По состоянию на 15 августа 2009 г.
- Папирус Лоуренса
- Из папирусов Лаврентьевской библиотеки (на греческом языке). Банк данных герцога документальных папирусов. Онлайн в «Персей и герцог» банке данных [ мертвая ссылка ] . По состоянию на 15 августа 2009 г.
- Филосторгий история Церковная
- Уолфорд, Эдвард, пер. Краткое изложение «Церковной истории Филосторгия», составленное Фотием, патриархом Константинопольским . Лондон: Генри Г. Бон, 1855. Интернет на сайте Тертуллиана . По состоянию на 15 августа 2009 г.
- Сократ. Historia Ecclesiastica ( История Церкви ).
- Зенос, AC, пер. Церковная история . От никейских и постникейских отцов , Вторая серия, Том. 2. Под редакцией Филипа Шаффа и Генри Уэйса. Буффало, штат Нью-Йорк: Издательство христианской литературы, 1890 г. Отредактировано и отредактировано Кевином Найтом для «Нового пришествия». Онлайн в New Advent . По состоянию на 14 августа 2009 г.
- Иногда. Церковная история ( История Церкви ).
- Хартранфт, Честер Д. Церковная история . От никейских и постникейских отцов , Вторая серия, Том. 2. Под редакцией Филипа Шаффа и Генри Уэйса. Буффало, штат Нью-Йорк: Издательство христианской литературы, 1890 г. Отредактировано и отредактировано Кевином Найтом для «Нового пришествия». Онлайн в New Advent . По состоянию на 15 августа 2009 г.
- Сульпиций Север Священная история
- Робертс, Александр, пер. Священная история . От никейских и постникейских отцов , Вторая серия, Том. 11. Под редакцией Филипа Шаффа и Генри Уэйса. Буффало, штат Нью-Йорк: Издательство христианской литературы, 1894 г. Отредактировано и отредактировано Кевином Найтом для «Нового пришествия». Онлайн в New Advent . По состоянию на 14 августа 2009 г.
- Теодорит. Церковная история ( История Церкви ).
- Джексон, Бломфилд, пер. Церковная история . От никейских и постникейских отцов , Вторая серия, Том. 3. Под редакцией Филипа Шаффа и Генри Уэйса. Буффало, штат Нью-Йорк: Издательство христианской литературы, 1892 г. Отредактировано и отредактировано Кевином Найтом для «Нового пришествия». Онлайн в New Advent . По состоянию на 15 августа 2009 г.
- Фемистий Речи ( Речи )
- Феофан . Хроника .
- Зонарас . Выдержки из истории .
- Зосима Новая история ( Новая история ).
- Неизвестный транс. История графа Зосимы . Лондон: Грин и Чамплин, 1814. Интернет на сайте Тертуллиана . По состоянию на 15 августа 2009 г. [Неудовлетворительное издание.]
- Неизвестный транс. Histoire Nouvelle и ЗОСИМОС КОМИТОС И АПОФИСКОСИНИГОРО (на французском и греческом языках). Интернет в Католическом университете Лувена. Архивировано 1 декабря 2009 года в Wayback Machine . По состоянию на 16 ноября 2009 г.
Современные источники
[ редактировать ]- Бейкер-Брайан Н. и Тафгер С., Сыны Константина, 337–361 гг. н. э.: В тени Константина и Джулиана (Пэлгрейв Макмиллан, 2020)
- Бейкер-Брайан, Николас (2022). Царствование Констанция II . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-0006-1991-1 .
- Банчич, ТМ, «DIR-Galus» из De Imperatoribus Romanis [2]. Архивировано 10 декабря 2008 г. в Wayback Machine.
- Барнс, Тимоти Дэвид (1993). Афанасий и Констанций: богословие и политика в Константиновой империи . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-05067-3 .
- Берджесс, RW (2008). «ЛЕТО КРОВИ: «Великая резня» 337 года и продвижение сыновей Константина». Документы Думбартон-Окса . 62 : 5–51. JSTOR 20788042 .
- Кроуфорд, Питер (2016). Констанций II: Узурпаторы, евнухи и антихрист . Ручка и меч. ISBN 978-1-78340-055-3 .
- Дингас, Беате; Зима, Энгельберт (2007). Рим и Персия в поздней античности . Издательство Кембриджского университета.
- ДиМайо М. и Фрейкс Р. «Констанций II» из De Imperatoribus Romanis.
- ДиМайо, Майкл (23 января 1992 г.). «Per Vim, per Caedem, per Bellum: исследование убийств и церковной политики в 337 году нашей эры». Византия . 62 : 158–211. JSTOR 44171626 .
- Доджон, Майкл Х.; Грейтрекс, Джеффри; Лью, Сэмюэл, Северная Каролина (2002). Римская восточная граница и персидские войны (Часть I, 226–363 гг. н.э.) . Рутледж. ISBN 0-415-00342-3 .
- Дринкуотер, Джон Ф. (2007). Аламанны и Рим 213–496. Каракалла или Хлодвиг Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929568-5 .
- Эррингтон, Р. Малкольм (2006). Политика Римской империи от Юлиана до Феодосия . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 0-8078-3038-0 .
- Гэддис, Майкл. Нет преступления для тех, у кого есть Христос. Религиозное насилие в христианской Римской империи . Калифорнийский университет Press, 2005. ISBN 978-0-520-24104-6 .
- Хант, Дэвид (1998). «Наследники Константина + Юлиана». В Аверил Кэмерон и Питер Гарнси (ред.). Кембриджская древняя история XIII: Поздняя империя, 337–425 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-30200-5 .
- Джонс, AHM Поздняя Римская империя, 284–602: Социальный, экономический и административный обзор [Мягкая обложка, том. 1] ISBN 0-8018-3353-1 Basil Blackwell Ltd., 1964.
- Джонс, АХМ ; Дж. Р. Мартиндейл и Дж. Моррис (1971). Просопография Поздней Римской империи, том 1: 260–395 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-07233-6 .
- Кент, JPC, Хирмер, М. и Хирмер, А. Роман Монеты (Темза и Гудзон, 1978)
- Мэтьюз, Джон (1989). Римская империя Аммиана Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса. ISBN 978-0-9799-7132-7 .
- Мозер, Мюриэль. 2018. Император и сенаторы в период правления Констанция II. Издательство Кембриджского университета.
- Пеликан, Дж. Дж., Христианская традиция (Чикагский университет, 1989).
- Поттер, Дэвид С. (2004). Римская империя в страхе: 180–395 гг . н.э. Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-10057-7 .
- Зальцман, Мишель Рене (2002). Создание христианской аристократии: социальные и религиозные изменения в Западной Римской империи . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-00641-6 .
- Шефер, Питер (2003). История евреев в греко-римском мире . Психология Пресс. ISBN 978-0-415-30585-3 .
- Сик, Отто , « Констанций 4 », Realencyclopädie der classicische Altertumswissenschaft , том IV.1 , Штутгарт, 1900, столбцы 1044–1094.
- Ваги, Дэвид Л. (2001). Чеканка монет и история Римской империи, ок. 82 г. до н. э. — 480 г. н. э . Фицрой Дирборн. ISBN 978-1-57958-316-3 .
- Васильев, Александр (1958). История Византийской империи 324-1453 гг . Университет Висконсина Пресс. ISBN 0299809250 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- В этом списке римских законов четвертого века показаны законы, принятые Констанцием II, относящиеся к христианству.
- Констанций II
- 317 рождений
- 361 смерть
- Христиане 4-го века
- Римские императоры IV века
- Римские консулы IV века
- Арианские христиане
- Константиновская династия
- Флавий
- Иллирийские люди
- Смертность от инфекционных заболеваний в Турции
- июля
- Люди римско-сасанидских войн
- Люди из Сирмиума
- Сыновья римских императоров
- Похороны в церкви Святых Апостолов
- Иллирийские императоры
- Римляне из Паннонии