Василиск
Василиск | |||||
---|---|---|---|---|---|
Император римлян | |||||
![]() | |||||
император Востока Римский | |||||
Царствование | 9 января 475 г. - август 476 г. | ||||
Коронация | 12 января 475 г. [1] | ||||
Предшественник | Зенон | ||||
Преемник | Зенон | ||||
Соправители | Маркус Юлий Непос ( Запад , 475 г.) Ромул (Запад, 475–476 гг.) | ||||
Умер | Лимны (современная Каппадокия , Турция ) | ||||
Супруг | Зенона | ||||
Проблема | Маркус | ||||
| |||||
Династия | Леонид |
Василиск ( греч . Βασιλίσκος , транслит. Basiliskos ; умер в 476/477 г.) был императором Восточной Римской империи с 9 января 475 г. по август 476 г. Он стал magister militum per Thracias в 464 г. при своем зяте, императоре Льве I ( ок. 457–474). Василиск командовал армией для вторжения в Королевство вандалов в 468 году, которое потерпело поражение в битве при мысе Бон . В то время были обвинения в том, что Василиска подкупил Аспар , военный магистр ; многие историки отвергают это, вместо этого делая вывод, что Василиск был либо некомпетентен, либо глуп, приняв предложение короля вандалов Гейзериха о перемирии, которое последний использовал для строительства боевых кораблей . Поражение Василиска обошлось Восточной империи в 130 000 фунтов (59 000 кг) золота, в результате чего империя в течение 30 лет находилась на грани банкротства. Когда Василиск вернулся в Константинополь , он нашел убежище в соборе Святой Софии . Его сестра, императрица Верина , добилась для него помилования, и он покинул церковь, чтобы удалиться в Неаполь .
Когда в 474 г. умер император Лев, к власти пришел его внук Лев II ( год правления 474), но вскоре умер; его отец Зенон ( годы правления 474–475, 476–491) взошел на престол в том же году, находясь в политически шатком положении. Верина сговорилась поставить magister officiorum Патриция императором , своего возлюбленного. Этот заговор был поддержан Василиском, которому удалось завербовать исаврийских братьев Илла и Трокунда , а также племянника Верины Армата . Зенон бежал 9 января 475 года либо после того, как узнал о заговоре, либо после того, как Верина предупредила его, что его жизнь в опасности. Хотя Патриций был предполагаемым преемником Верины, Василиск убедил сенат Восточной Римской империи его вместо этого провозгласить .
Василиск быстро потерял поддержку своих подданных и союзников в суде. Верина была отчуждена казнью Патриция, в то время как люди возражали против сочетания высоких налогов, еретической политики и стихийного бедствия, которое рассматривалось как божественный гнев за указанные еретические взгляды. В попытке усилить поддержку Василиск принял миафизитов , восстановив Тимофея Аилура в качестве Патриарха Александрийского , а Петра Фуллера в качестве Патриарха Антиохийского . Он прислушался к их совету и 9 апреля 475 года издал энциклику , в которой пропагандировал первые три вселенских собора церкви: Никейский , Константинопольский и Эфесский , а также осуждал Халкидонский собор и Фолиант Льва . Акакий Константинопольский патриарх решительно Даниилом выступил против него и вместе с Столпником настроил население Константинополя против Василиска.
Зенон, осажденный Иллусом и Трокундом на своей родине в Исаврии , убедил двух генералов дезертировать, и вскоре они втроем двинули свои войска к столице. Василиск приказал Армату перехватить их, но Армат также перешел на другую сторону после того, как Зенон пообещал дать ему должность magister militum praesentalis пожизненно, а его сына Василиска сделать цезарем . Поскольку силы обороны Армата намеренно не попадались ему на пути, Зенон без сопротивления вошел в Константинополь в августе 476 года. Василиск и его семья прятались в церкви, пока Зенон не пообещал не казнить их; сосланные в Лимны в Каппадокии , их либо обезглавили, либо заключили в высохшую цистерну и оставили умирать от голода.
Жизнь
[ редактировать ]Ранняя жизнь и семья
[ редактировать ]Василиск родился в неизвестную дату, вероятно, на Балканах . Он был братом будущей императрицы Верины , жены восточно-римского императора Льва I ( годы правления 457–474). Историк Стефан Краутчик утверждает, что, поскольку племянник Василиска, Арматус , был братом варвара по имени Одоакр , поэтому Василиск также был дядей Одоакра и, следовательно, варваром; [3] [4] против этого аргумента выступили историки Вольфрам Брандес , [3] [5] и Хью Элтон . Элтон отмечает, что аргумент Краутчика опирается на единственный фрагментарный греческий источник, что делает его аргумент приемлемым, но игнорирует полное отсутствие современных источников, упоминающих его этническую принадлежность или отношение к Одоакру. [3] [6] Василиск женился на Зенонис и родил от нее сына Марка . [3] [7] Происхождение Зенонис неизвестно, но она, возможно, была миафизиткой , поскольку некоторые авторы приписывают ей продвижение религиозной политики Василиска. [7] Василиск также был родственником императора Юлия Непота ( годы правления 474–475/480). [8] как дядя жены Юлия Непота. [9] Утверждается, что Зенонис взял в любовники Армата, племянника Василиска. Византист Дж. Б. Бьюри , обобщая источники Суда , Кандида и Малха , утверждает, что: [10] [11]
Василиск разрешил Армату, поскольку он был родственником, свободно общаться с императрицей Зенонис. Их общение стало близким, и, поскольку они оба были людьми необыкновенной красоты, они чрезвычайно влюбились друг в друга. Они переглядывались глазами, постоянно поворачивали лица и улыбались друг другу; и страсть, которую им приходилось скрывать, была причиной дурного поведения и подростков. Они рассказали о своей беде Даниилу, евнуху , и Марии, акушерке, которые с трудом излечили их болезнь, сведя их вместе. Тогда Зенонис уговорила Василиска предоставить ее возлюбленному высший пост в городе. [11]
Военная карьера
[ редактировать ]
Лев взошел на престол Восточной Римской империи в 457 г. после смерти императора Маркиана ( годы правления 450–457). [12] Аспар , magister militum , выбрал его на эту должность так же, как он выбрал самого Маркиана. [12] [13] Несмотря на то, что Аспар был наполовину аланом , наполовину готом , он пользовался большим влиянием в империи с середины пятого века. [14] [15] и обладал значительной властью над Маркианом и Львом. [16] Василиск служил военным офицером при Льве и был назначен консулом Востока на 465 год, а Флавий Герменерик - консулом Запада. [3] [6] Василиску было присвоено звание военного магистра по Фракию в ок. 464 г. и удерживал его до 467/468 г.; в этот период он одержал множество побед во Фракии против гуннов и готов. Он возглавил войска в войне против смешанной группы из двух человек в 466/467 году вместе с Анагастом , Аспаром и Острисом . [6] В какой-то момент он стал патрицием и впервые упоминается как таковой в 468 году. [17]
Около 466 года Лев попытался освободиться от контроля Аспара. Он воспользовался поддержкой исавров , женив исаврийского вождя Зенона ( годы правления 474–475, 476–491) на его дочери Ариадне в обмен на поддержку. Это привело к значительным изменениям в восточной имперской политике, в частности, положило конец политике игнорирования запросов Запада о военной помощи. [13] После того, как Анфемий ( годы правления 467–472), зять Маркиана, был назначен Львом западным императором 12 апреля 467 года, к вандалов королю Гейзериху было отправлено посольство , чтобы сообщить ему, а также предупредить его не вмешиваться. в Италии или на западно-римском престоле; Гейзерих обвинил их в нарушении предыдущего договора, возможно, заключенного в 433 году, и подготовился к войне. В Константинополе могли распространиться слухи о том, что вандалы готовят вторжение в Александрию . [18] [19] В результате этого в 468 году Василиск получил командование экспедицией против вандалов. [3] [13] [20] получил звание magister militum praesentalis . и, вероятно, в то время [20] Говорят, что флот состоял из 1113 кораблей и более 100 000 человек под командованием Василиска. [а] [19] включая наемников из Эланда , Швеция . [22] По словам Бери, на Лео повлияли как Верина, так и Аспар при выборе Василиска, которого он описывает как «некомпетентного и ненадежного»; он далее заявляет, что Аспар намеренно выбрал плохого командира, чтобы помешать Лео стать сильнее путем ослабления вандалов. [19] Историки Джерард Фрилл и Стивен Уильямс отвергают это мнение, но признают, что Верина настаивала на его назначении и что Аспар не возражал. [23] Историк Питер Хизер отмечает, что в этот момент Василиск только что вернулся со значительным успехом на балканской границе империи. [24]
Марцеллин , западноримский полководец, был отправлен захватить Сардинию , а затем отправиться на соединение с восточными армиями возле Карфагена , столицы вандалов. Василиск должен был плыть с основной частью сил прямо в Карфаген, а Восточный пришедший rei militaris Ираклий Эдесский должен был собрать восточные силы в Египте , высадиться в Триполитании , а затем подойти к Карфагену по суше; вынудив вандалов сражаться на трех участках. Марцеллин без особых проблем захватил Сардинию, а Ираклий взял крепость Триполи в Ливии , и оба направились на соединение с силами Василиска. [25] [26] Василиска Галеры рассеяли флот вандалов возле Сицилии , что, по словам Прокопия, заставило Гейзериха признать все проигрышным, опасаясь решающего удара по захвату Карфагена. Однако Василиск не стал использовать свое преимущество и остановил свои силы на мысе Бон , в 60 километрах (37 миль) от Карфагена. [27] [28] Это было стратегическое место, так как оно находилось недалеко от порта Утика , который, в отличие от Карфагена, не был перегорожен цепью, и ветры сталкивали противоборствующие корабли к берегу. [28] По мнению историков Майкла Куликовского , Фриелла и Уильямса, Гейзерих симулировал интерес к миру и предложил пятидневное перемирие, чтобы дать себе время на подготовку. [22] [23] Василиск принял предложение, возможно, в пользу Аспара, выступавшего против войны, чтобы достичь компромисса с вандалами. [29] Хизер отмечает, что римляне твердо намеревались избежать морского сражения. [30] и археолог Джордж Басс предполагает, что это могло быть причиной того, что Василиск не решался нанести удар по вандалам. [31] [32]
Гейзерих собрал новый флот с несколькими брандерами и при помощи хорошего ветра атаковал римский флот в битве при мысе Бон . Римский флот был разгромлен сочетанием брандеров, сильного ветра и внезапности, при этом половина его была уничтожена. Василиск бежал с остатком флота на Сицилию, чтобы объединиться с силами Марцеллина; их боевой дух и снабжение могли бы принести победу, но Марцеллин был убит, возможно, по . приказу Рицимера Ираклий, еще не дошедший до Карфагена, вернулся в Восточную Римскую империю тем путем, которым пришел, а Василиск вернулся в Константинополь. [22] [27] Общая стоимость вооружения флота составила 130 000 фунтов (59 000 кг) золота. [б] [13] [34] больше, чем вся казна Восточной Империи, в результате чего Восточная Империя колебалась на грани банкротства более 30 лет. [34]
По возвращении в Константинополь Василиск искал убежища в церкви Святой Софии , прежде чем Верина ходатайствовала за него о помиловании его Львом. он остался magister militum praesentalis . Возможно , после этого [20] [35] но в основном жил уединенной жизнью в Гераклее на Пропонтиде . [34] Аспара подозревали в том, что он склонил Василиска к предательству экспедиции, сочувствовал вандалам и обещал сделать его императором вместо Льва. [36] [37] Фрилль и Уильямс также отвергают это, отмечая, что необходимость найти козла отпущения является обычным явлением в таких катастрофах и что обвинение неправдоподобно. [23] Один источник, Гидатиус , утверждает, что Аспар был лишен звания за высказывание своих подозрений, но историки А. Х. М. Джонс , Джон Роберт Мартиндейл и Джон Моррис утверждают, что это почти наверняка путаница, связанная с позором Ардабура , его сына, который сообщил Империи Сасанидов о военной слабости Рима. [38]
Аспар восстановил власть после провала африканского вторжения, а его сын Патрикий стал предполагаемым наследником престола, женившись в 470 году на дочери Льва Леонтии Багрянородной . [39] Историк Л.М. Уитби предполагает, что это могло быть уловкой, призванной убаюкать Аспара и дать ему чувство безопасности. [40] Когда возросли антинемецкие настроения, Лео сначала поссорился с Аспаром, а затем приказал убить его по подозрению в заговоре. [39] [41] Василиск поддерживал Льва в его борьбе за власть против Аспара, а затем Теодориха Страбона в 471/472 году. [3] [20] Аспар и Ардабур были убиты в 471 году, а тяжело раненный Патриций был лишен должности цезаря и развелся с Леонтией. После этого Зенон получил большую власть над двором. [39] Теодорих Страбон попытался отомстить за Аспара и выступил против Константинополя, но был отброшен Василиском и Зеноном. Чуть позже он направил Лео ряд требований в столицу и напал на Аркадиополь и Филиппополь , но вскоре был вынужден вести переговоры из-за отсутствия припасов. [42]
Прийти к власти
[ редактировать ]Когда Лев заболел в 473 году, его внук Лев II ( год правления 474), сын Зенона и Ариадны, был коронован императором в октябре 473 года. [43] Лев умер 18 января 474 г. [39] [44] и Лев II занял трон. Зенон был назначен соправителем и коронован 29 января. [45] а когда осенью умер Лев II, Зенон стал единственным восточным императором. [39] Зенон, вероятно, лишил Теодориха Страбона должности командующего нынешней армией . [46] Зенон был очень непопулярен как среди простых людей, так и среди сенаторов, отчасти просто потому, что он был исаврийцем, расой, которая приобрела плохую репутацию при императоре Аркадии ( годы правления 383–408), а также потому, что его правление привело к продвижение собратьев-исавров на высокие должности. [47]
Хотя Верина поддержала возвышение Зенона как соправителя Льва II, она отвернулась от него, когда он стал единоличным императором. Причины этого спорны. Византисты Бери и Эрнст Штайн предполагают, что это было мотивировано личной ненавистью. [48] [49] [50] и Эрнест Уолтер Брукс , историк и исследователь сирийского языка, предполагает, что исаврийское происхождение Зенона напрямую вызвало ненависть Верины и народа. [50] [51] Историки Камилла Твардовска и У. Д. Берджесс утверждают, что его этническая принадлежность, вероятно, усугубляла существующую ненависть, но не была единственной ее причиной. [52] [53] Твардовская также отвергает предположения Евагрия Схоластика , особенно о том, что он вел «распутную жизнь», заявляя, что это обычное дело для историков, желающих изобразить императора в плохом свете. [50] Историк Мирослав Лешка объясняет это действие простым стремлением к власти, а Твардовская предполагает, что Верина поддерживала его, пока Лев II был императором, потому что она все еще сохраняла влияние как близкая родственница, которым она не могла обладать на самого Зенона. Зенон имел возможность воспитать на троне другого сына от предыдущего брака или своего брата Лонгина , что устранило бы любые остатки влияния Верины. [53] Византийский летописец Иоанн Малалас утверждает, что Верина выдвинула просьбу, которую Зенон отверг, что привело к ее заговору, но не уточняет просьбу; историк Мацей Саламон утверждал, что эта просьба будет заключаться в том, чтобы Василиск и другие ее родственники заняли высокие должности. [54] [55]
Верина вступила в сговор с другими, чтобы сместить его с поста императора, и историки обычно признают, что она планировала поставить своего возлюбленного, magister officiorum Патриция , императором и выйти за него замуж. [с] [56] [57] [58] В этом заговоре ее поддержали Теодорих Страбон, возмущенный коронацией Зенона, и Василиск, которому удалось завербовать Иллуса и Трокунда , исаврийских братьев, а также ее племянника Армата. [58] Заговор имел поддержку военных, чему способствовала популярность Василиска, Илла и Трокунда, а также поддержка Сената Восточной Римской империи . Позиция константинопольского патриарха Акакия неясна , хотя Твардовская считает вероятным, что он отказался бы от поддержки с обеих сторон до тех пор, пока не станет ясен результат. [54] Точная дата начала заговора неизвестна: Саламон утверждает, что он начался около 473 года, тогда как Твардовская утверждает, что он начался только после того, как Зенон взял единоличную власть. [55] [59] Заговор увенчался успехом, поскольку Зенон бежал в свою родную Исаврию 9 января 475 года, либо узнав о заговоре, либо после того, как Верина убедила его, что его жизнь в опасности. [3] [20] [58] взяв с собой ряд товарищей и средств. Многие оставшиеся исуарианцы были убиты в Константинополе, когда распространились новости о его бегстве. [60] Василиск убедил сенат провозгласить императором его вместо Патриция, и Василиск был коронован во дворце Гебдомона . [57] [60] Он немедленно короновал своего сына Марка как Цезаря , а затем и соправителя, в то время как его жена была коронована Августой , а Патриций был казнен. [3] [60] [61] Зенон поселился в крепости Ольба , а позднее Сбида . [62] Иллус и Трокунд были посланы Василиском осадить крепость Зенона и захватить Лонгина, которого Иллус не освободил до 485 года. [63]
Царствование
[ редактировать ]
Василиск быстро потерял поддержку в Константинополе из-за высоких налогов и еретической церковной политики, а также стихийного бедствия. [3] В 475/476 году в квартале Халкопратия вспыхнул крупный пожар , который быстро распространился. [64] Огонь уничтожил Базилику , библиотеку, содержащую 120 000 книг, а также Дворец Лауса , Афродиту Книдскую , Линдийскую Афину и Самосскую Здесь . [65] Бери отмечает, что, как это часто бывает с «несчастными случаями в суеверные времена», огонь считался сверхъестественным по происхождению. [64] Многие в то время считали это символом божественного гнева против Василиска. [66]
Хотя возвышение Василиска не было незаконным, поскольку узурпации, подтвержденные сенатом, обычно считались законными, в Восточной Римской империи такого не случалось более века. Кроме того, он был политически некомпетентным и темпераментным, что лишило его значительной поддержки. [67] Хотя Василиска первоначально поддерживала элита Восточной Римской империи, он так и не завоевал особой популярности среди простых людей, что ослабило его легитимность; его конфликты с Акакием уменьшили его поддержку со стороны жителей Константинополя, которые в основном были халкидонцами. [68] Василиск был вынужден взимать высокие налоги из-за почти банкротства империи, а также продавать государственные должности за деньги. Он использовал префекта города Эпиника , бывшего союзника Верины, для вымогательства денег у церкви. [67] Верина восстала против Василиска после казни возлюбленного и начала заговор с целью вернуть Зенона к власти. [69] [70] и искал убежища во Влахернах . Неизвестно, сбежала ли она из-за своей поддержки или начала поддерживать Зенона после того, как сбежала, поскольку источник, Кандид, неясен, но Вита Даниэлис Столпник утверждает, что она оставалась там до тех пор, пока не умер Василиск. [70]
Василиск поручил Армату стать главнокомандующим нынешней армии , предположительно по настоянию Зенона. Это настроило против него Теодориха Страбона, поскольку он ненавидел Армата. [11] [71] Арматус также был назначен консулом в 476 году вместе с самим Василиском. [72] Иллус и Трокунд, осадившие Зенона в его родных землях, перешли на его сторону. [3] [73] [74] [75] [76] Обычно это приписывают невыполнению данных им неуказанных обещаний, данных Феофаном Исповедником , которые многие историки идентифицируют как обещание сделать их обоих magister militum , но Лешка оспаривает это, утверждая, что Феофан не уточняет обещания. потому что он придумал их как наиболее вероятное объяснение. Лешка сомневается, что Василиск доверил бы военное командование людям, которым он солгал, и утверждает, что вместо этого они были мотивированы страхом, что Василиск будет свергнут, или же религиозной оппозицией. [76] С февраля/марта 476 года Василиск оставался в Хебдомоне из-за страха перед населением столицы; эта новость, возможно, их мотивировала, [77] [78] [79] наряду с письмами, полученными от министров столицы. Эти письма сообщили им, что город теперь готов восстановить Зенона, поскольку люди стали еще меньше поддерживать Василиска из-за «фискальной жадности его министров», как выразился Бери. Иллус, возможно, поддержанный своей властью над Зеноном посредством заключения в тюрьму своего брата, договорился о вступлении в союз с ним, и они начали марш к Константинополю со своими объединенными силами. [73] [74] [75] [77]
Василиск приказал Армату взять на себя командование всеми войсками во Фракии и Константинополе, а также дворцовой стражей и повести их против троих. Несмотря на свою клятву верности, Армат предал Василиска, когда Зенон предложил сделать его magister militum praesentalis пожизненным , а его сына Василиска короновать цезарем . Он позволил Зенону беспрепятственно пройти в Константинополь. [3] [64] [75] [80] намеренно двигаясь по другой дороге, отличной от той, по которой шла армия Зенона, и вместо этого двинулся в Исауру. Зенон вошел в Константинополь без сопротивления в августе 476 года. [3] [64] [75] Василиск и его семья бежали и укрылись в церкви, уйдя только после того, как Зенон пообещал не казнить их. Зенон сослал их в Лимны в Каппадокии , [д] [3] [81] где их заключили в высохшую цистерну и оставили умирать от голода. [3] [81] По некоторым данным, вместо этого их обезглавили. [64]
Религиозная политика
[ редактировать ]центральным религиозным вопросом были дебаты о том, как человеческая и божественная природа Иисуса Христа связаны В V веке после арианских споров . , Александрийская школа включавшая таких богословов, как Афанасий , утверждала равенство Христа и Бога и поэтому сосредоточивала свое внимание на божественности Христа. , Антиохийская школа в которую входили такие богословы, как Феодор Мопсуестийский , решила не терять человеческий аспект Христа, сосредоточилась на Его человечности. [82] Незадолго до того, как Маркиан стал императором, в 449 году состоялся Второй Эфесский собор. Совет заявил, что Иисус имел одну божественную единую природу, называемую миафизис ; это было отвергнуто Папой и Константинопольским Патриархом из-за споров по вопросу христологии , поскольку Папа и Константинопольский Патриарх считали веру в миафизис еретической . [83] [84] [85] Маркиан созвал Халкидонский собор в октябре 451 года, на котором присутствовало около 500 епископов, большинство из которых были восточно-римскими. [83] [86] [87] Этот собор осудил Второй Эфесский собор и согласился, что Иисус имел божественную природу ( физис ) и человеческую природу, соединенные в одном лице ( ипостась ), «без смешения, изменения, разделения или разделения». [88] Собор также повторил важность Константинопольской кафедры кафедрами. в 28-м каноне, поставив ее на второе место после Римской кафедры и дав ей право назначать епископов в Восточной Римской империи, поставив ее над Александрийской и Иерусалимской и Антиохия . [14] [89] [90] [91]
Василиск пришел к власти в то время, когда фракция миафизитов набирала силу, и его попытки объединить их с собой имели серьезные неприятные последствия. [92] [93] Историк Джейсон Осекеда утверждает, что ошибка Василиска заключалась в том, что он «появился как член одной сферы, пытающийся вторгнуться в другую, вместо того, чтобы использовать влияние и переговоры для достижения своей платформы», и что он не знал о своем статусе аутсайдера, из-за чего на него стали обращать внимание. как «попытку узурпировать не только земной венец, но и духовный». [94] Некоторые историки считают вероятным, что Зенонис повлиял на Василиска в сторону миафизитизма. [7] Василиск назначил Феоктиста , миафизита, начальником должностей . [95] и принял патриарха-миафизита Тимофея Аилура , вернувшегося из ссылки в Крыму после смерти Льва. Они убедили Василиска выступить против догматов халкидонизма. [69] Василиск восстановил Тимофея Аилура в качестве патриарха Александрийского , а Петра Фуллера — в качестве патриарха Антиохийского . [96] При его правлении в 475 году состоялся Третий Эфесский собор под председательством Тимофея Аилура, который официально осудил Халкидонский собор, а Василиску было отправлено синодальное письмо с просьбой лишить патриарха Акакия его роли. [97] Историк Ричард Прайс утверждает, что связь Василиска с Тимоти Айлуросом также уменьшила его поддержку, поскольку некоторые слухи предполагали, что Тимоти сыграл роль в убийстве Протериуса Александрийского , халкидонца, и его связи с Тимофеем рассматривались как молчаливое одобрение этого убийства. [98]
Василиск издал энциклику : 9 апреля 475 г. [и] [3] [92] [101] [102] который содействовал первым трем вселенским соборам церкви: Никейскому , Константинопольскому и Ефесскому , и осудил Халкидонский собор и Фолиант Льва . [93] [103] [104] Хотя это с энтузиазмом было принято в Эфесе и Египте, оно вызвало возмущение со стороны монастырей, а также отчуждение патриарха Акакия и преимущественно халкидонского населения столицы. [69] [92] [105] [106] Отказ от Халкидонского собора лишил законной силы 28-й его канон, положив конец контролю Акакия над восточными престолами. [89] [107] [108] и поэтому Акакий отказался его подписать. [89] [103] Акакий задрапировал церковь Св. Софии черным, [ф] [60] [69] [89] и возглавить траурное собрание. Это заставило Василиска покинуть город. [60] [69] [89] и значительная часть города поддержала возвращение Зенона. [69] Популярный столпник (столпный монах) Даниил Столпник , которого Василиск пытался склонить на свою сторону, отверг его усилия после публикации энциклики и спустился со своего столпа, чтобы помолиться вместе с Акакием, заклеймив Василиска как «второго Диоклетиана ». за его нападки на церковь. [103] [109]
Существуют некоторые споры по поводу различий между энцикликой, представленной Евагрием Схоластиком, и энцикликой Псевдо-Захарии Ритора . Примечательно, что версия Евагрия не содержит некоторых упоминаний о Никейском соборе и Втором Эфесском соборе, что делает ее менее радикальной. Филипп Блодо предполагает, что версия, представленная Евагрием, была модифицированной версией, представленной Акакию, поскольку она была бы для него более приемлемой; а также то, что язык оригинала заставил бы евтихианцев поверить, что Тимофей и Василиск согласны с ними, и последующий документ разъяснил их позиции. [100] [110] В настоящее время историки сходятся во мнении, что версия Евагрия была оригинальной, ставшей более радикальной после Третьего Эфесского собора. [100] привели некоторые аргументы в пользу Эдуард Шварц , Ганс Бреннеке и Рене Драге того, что Василиск одобрил текст Евагрия, но что более крайняя версия была написана Павлом Софистом . [100] [111] [112] [113] Как бы то ни было, Василиск вскоре аннулировал свою энциклику, выпустив новое письмо, получившее название « антиэнциклика ». [г] [107] [108] отменив свою предыдущую энциклику, подтвердив осуждение ереси и восстановив права 28-го канона Акакию, но не упомянул явно Халкидонский собор. [98] [114] Примечательно, что первая энциклика также утверждала право императора диктовать и судить богословские доктрины, взяв на себя функцию Вселенского Собора . [108] и сформулирован во многом как императорский указ. [100] Хотя Акакий и Василиск враждовали с первых месяцев его правления, Даниил позже сыграл роль дипломата, примирив их ближе к концу правления последнего, прежде чем Зенон вернул Константинополь. [115] Все религиозные указы Василиска были отменены префектом претория Себастьяном в декабре 477 года по приказу Зенона. [116]
В популярной культуре
[ редактировать ]Василиск является частью пьесы 1669 года, написанной сэром Уильямом Киллигрю , «Императорская трагедия» , где он появляется в виде призрака во время второго правления Зенона. [117]
Источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Историк Уоррен Тредголд приводит цифру в 400 000 человек, данную византийским администратором Иоанном Лидианцем , утверждая, что цифра Прокопия в 100 000 человек не включает моряков и гребцов. [21]
- ^ Прокопий приводит цифру в 130 000 фунтов (59 000 кг) золота, тогда как Иоанн Лидийский дает цифру в 65 000 фунтов (29 000 кг) золота и 700 000 фунтов (320 000 кг) серебра, что, используя соотношение 1:18 соотношение золота к серебру составит примерно 104 000 фунтов (47 000 кг); Иоанн, кажется, заимствовал это от Кандида, который утверждает, что сокровищницы преторианских префектов , как на востоке, так и на западе, пожертвовали 47 000 фунтов (21 000 кг) золота, а в казну Священного Дара - 17 000 фунтов (7700 кг) золота, 700 000 фунтов. серебро частично из частных поместий, в основном состоящее из конфискованного имущества, а частично из запасов Антемия. [33]
- ↑ Это повествование оспаривается Камиллой Твардовской , которая считает более вероятным, что это пропаганда Кандида, повторенная Иоанном Антиохийским. Вместо этого она утверждает, что Патриций, вероятно, был ключевым политическим союзником Верины, но, учитывая, что на восстание, вероятно, повлияло желание сохранить династическую власть, он не был вероятным кандидатом на престол. [56]
- ^ Виктор из Туннуны называет это место Сасимой, а Евагрий Схоластик и Дж. Б. Бери указывают это место как Кукус. [81]
- ↑ Отто Сик называет дату Пасхи (6 апреля). [99] [100]
- ↑ Некоторые источники говорят, что все церкви Константинополя были задрапированы черным, а не только церковь Святой Софии. [104]
- ↑ Некоторые источники связывают это с походом Зенона на Константинополь, заявляя, что события произошли после того, как Василиск узнал о бегстве Армата, что заставило его быстро отозвать свои церковные указы и попытаться успокоить патриарха Акакия и народ. [64] [75]
Первоисточники
[ редактировать ]- Аноним Валезианус
- Откровенный Исавр
- хроникон Пасхальный
- Евагрий Схоластик , Церковная история III.iv.
- Фасти
- Джордж Кедренос
- Гидатий
- Джон Зонарас
- Иоанн из Никии
- Джон Малалас
- Иорданес
- Малх
- Граф Марцеллин
- Михаил Сириец
- Никифор Каллист Ксантопулос
- Пампрепиус
- Патрия Константинопольская
- Фотографии
- Древний
- Ближе
- Суда
- Теодор Лектор
- Феофан Исповедник
- Виктор Бочки
- Вита Даниэлис Стилит
- Вита Петри Ибери
- Захария Схоластик
- Зукнина Хроники
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пингри 1976 .
- ^ Рёш 1978 , стр. 166.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Элтон 1998 .
- ^ Краутчик 1986 , стр. 344–371.
- ^ Брандес 1993 , стр. 407–437.
- ^ Перейти обратно: а б с Джонс, Мартиндейл и Моррис 1980 , с. 212.
- ^ Перейти обратно: а б с Херрин, 2016 г. , стр. 22–23.
- ^ Хэндли 2010 , с. 134.
- ^ МакДжордж 2002 , с. 57.
- ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис 1980 , стр. 148.
- ^ Перейти обратно: а б с Бери 1923 , с. 392.
- ^ Перейти обратно: а б Джонс, Мартиндейл и Моррис 1980 , стр. 714–715.
- ^ Перейти обратно: а б с д Острогорский 1956 , с. 61.
- ^ Перейти обратно: а б Натан 1998 .
- ^ Ли 2013 , с. 96.
- ^ Острогорский 1956 , стр. 61–62.
- ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис 1980 , стр. 212–213.
- ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис 1980 , стр. 498.
- ^ Перейти обратно: а б с Бери 1923 , с. 335.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джонс, Мартиндейл и Моррис 1980 , с. 213.
- ^ Тредголд 1995 , стр. 190–191.
- ^ Перейти обратно: а б с Куликовский 2019 , стр. 224.
- ^ Перейти обратно: а б с Фриелл и Уильямс 2005 , стр. 178–179.
- ^ Хизер 2007 , с. 401.
- ^ Стюарт 2020 , с. 106.
- ^ Бери 1923 , с. 336.
- ^ Перейти обратно: а б Бери, 1923 , стр. 336–337.
- ^ Перейти обратно: а б Хизер 2007 , с. 402.
- ^ Фриелл и Уильямс 2005 , стр. 261–262.
- ^ Хизер 2007 , стр. 401–402.
- ^ Хизер 2007 , с. 310.
- ^ Бас 1972 , с. 134.
- ^ Бери 1923 , Глава X сн. 95.
- ^ Перейти обратно: а б с Бери 1923 , с. 337.
- ^ Куликовский 2019 , стр. 241.
- ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис 1980 , стр. 167.
- ^ Бери 1923 , с. 318.
- ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис 1980 , стр. 136 и 167.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Острогорский 1956 , с. 62.
- ^ Уитби 2015 .
- ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис 1980 , стр. 168.
- ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис 1980 , стр. 1073–1074.
- ^ Croke 2004 , стр. 566 и 569.
- ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис 1980 , стр. 664.
- ^ Крок 2004 , с. 572.
- ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис 1980 , стр. 1074.
- ^ Бери 1923 , с. 389.
- ^ Бери 1923 , стр. 390–393.
- ^ Штейн 1959 , с. 363.
- ^ Перейти обратно: а б с Твардовская 2014 , стр. 14.
- ^ Брукс 1893 , стр. 209–238.
- ^ Берджесс 1992 , с. 892.
- ^ Перейти обратно: а б Твардовская 2014 , стр. 15.
- ^ Перейти обратно: а б Твардовская 2014 , стр. 16.
- ^ Перейти обратно: а б Соломон 1994 , с. 184.
- ^ Перейти обратно: а б Твардовская 2014 , стр. 17–18.
- ^ Перейти обратно: а б Джонс, Мартиндейл и Моррис 1980 , стр. 838–839.
- ^ Перейти обратно: а б с Бери, 1923 , стр. 390–391.
- ^ Твардовская 2014 , стр. 17.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бери 1923 , с. 391.
- ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис 1980 , стр. 213, 838–839.
- ^ Перале 2020 , с. 423.
- ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис 1980 , стр. 587.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бери 1923 , с. 393.
- ^ Бери 1923 , с. 394.
- ^ Kazhdan 1991 , p. 267.
- ^ Перейти обратно: а б Фриелл и Уильямс 2005 , с. 185.
- ^ Осекеда 2018 , стр. 107 и 184.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Куликовский 2019 , стр. 245.
- ^ Перейти обратно: а б Твардовская 2014 , стр. 19–20.
- ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис 1980 , стр. 1074–1075.
- ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис 1980 , стр. 1244.
- ^ Перейти обратно: а б Бери, 1923 , стр. 392–393.
- ^ Перейти обратно: а б Джонс, Мартиндейл и Моррис 1980 , стр. 149, 567 и 1127.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фриелл и Уильямс 2005 , стр. 185–186.
- ^ Перейти обратно: а б Лешка 2013 , стр. 50–51.
- ^ Перейти обратно: а б Лешка 2013 , стр. 51.
- ^ Редис 1997 , с. 218.
- ^ Косинский 2010 , стр. 78.
- ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис 1980 , стр. 149.
- ^ Перейти обратно: а б с Джонс, Мартиндейл и Моррис 1980 , с. 214.
- ^ Ли 2013 , с. 137.
- ^ Перейти обратно: а б Ли 2013 , с. 145.
- ^ Васильев 1980 , стр. 99 и 105.
- ^ Дэвис 2004 , с. 81.
- ^ Галлахер 2008 , с. 585.
- ^ Уитворт 2017 , с. 360.
- ^ Ли 2013 , с. 146.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Осекеда 2018 , с. 106.
- ^ Ли 2013 , с. 147.
- ^ Ли 2001 , с. 814.
- ^ Перейти обратно: а б с Боннер 2020 , с. 131.
- ^ Перейти обратно: а б Острогорский 1956 , с. 64.
- ^ Осекеда 2018 , стр. 186–187.
- ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис 1980 , стр. 1066.
- ^ Куликовский 2019 , стр. 248.
- ^ Осекеда 2018 , стр. 105–106.
- ^ Перейти обратно: а б Осекеда 2018 , с. 185.
- ^ Сик 1919 , с. 421.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Грейтрекс 2011 , с. 177.
- ^ Френд 1988 , с. 193.
- ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис 1980 , стр. 852.
- ^ Перейти обратно: а б с Ли 2013 , с. 149.
- ^ Перейти обратно: а б Осекеда 2018 , с. 184.
- ^ Осекеда 2018 , с. 107.
- ^ Джонс 1966 , с. 93.
- ^ Перейти обратно: а б Стерн 2020 , с. 199.
- ^ Перейти обратно: а б с Бери 1923 , с. 403.
- ^ Осекеда 2018 , стр. 106 и 186.
- ^ Блодо 2006 , стр. 177–179.
- ^ Шварц 1934 , с. 186 а.
- ^ Бреннеке 1988 , с. 35.
- ^ Драге 1924 , стр. 55–59.
- ^ Kazhdan 1991 , p. 696.
- ^ Осекеда 2018 , с. 187.
- ^ Осекеда 2018 , с. 188.
- ^ Киллигрю 1669 .
Библиография
[ редактировать ]- Басс, Джордж Ф. (1972). История мореплавания на основе подводной археологии . Нью-Йорк: ISBN Уокера и Ко. 0-8027-0390-9 .
- Блодо, Филипп (2006). Александрия и Константинополь (451–491): от истории к геоэкклезиологии (на французском языке). Рим: Французская школа Римской прессы. дои : 10.1515/BYZS.2009.010а . ISBN 978-2-7283-0755-5 . S2CID 191591054 .
- Боннер, Майкл (2020). «Унижение и ересь» . Последняя империя Ирана . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. стр. 123–170. дои : 10.31826/9781463240516-007 . ISBN 978-1-4632-4051-6 . S2CID 243432942 .
- Брандес, Вольфрам (1993). «Семейные связи? Одоакр, Василиск и Гарматий» . Клио (на немецком языке). 75 (75). дои : 10.1524/klio.1993.75.75.407 . S2CID 194462873 .
- Бреннеке, Ханнс Кристоф (1988). Исследования по истории гомоеев: от Востока до конца гомоейской императорской церкви (на немецком языке). Тюбинген: Мор Зибек. ISBN 978-3-16-145246-8 .
- Брукс, Эрнест Уолтер (1893). «Император Зенон и исаврийцы» . Английский исторический обзор . 8 (30): 209–238. JSTOR 548042 .
- Берджесс, Уильям Дуглас (1992). «Исаврийские фракции в правление Зенона Исавра» . Латомус . 51 (4): 874–880. JSTOR 41536458 .
- Бери, Дж. Б. (1923). Билл Тэйер (ред.). История Поздней Римской империи от смерти Феодосия I до смерти Юстиниана . Нью-Йорк: Dover Publications . ISBN 978-0-486-14338-5 .
- Крок, Брайан (2004). «Императорское правление Льва II» . Византийский журнал . 96 (2): 559–575. дои : 10.1515/BYZS.2003.559 . S2CID 191460505 .
- Дэвис, Стивен Дж. (2004). Раннее коптское папство: Египетская церковь и ее руководство в поздней античности . Каир: Американский университет в Каире Press. ISBN 978-977-424-830-6 .
- Драге, Рене (1924). Юлиан Галикарнасский и его полемика с Севером Антиохийским о нетленности тела Христова (на французском языке). Левен: П. Смистерс. OCLC 496040364 .
- Элтон, Хью (1998). «Флавий Василиск (475–476 гг. н.э.)» . Де Императорибус Романис . Архивировано из оригинала 8 июля 2021 года . Проверено 2 октября 2021 г.
- Френд, WHC (1988). Археология и история в изучении раннего христианства . Отпечатки Вариорума. ISBN 978-0-86078-230-8 .
- Фрилл, Джерард; Уильямс, Стивен (2005). Рим, который не пал: выживание Востока в пятом веке . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-134-73545-7 .
- Галлахер, Кларенс (2008). «Две церкви». Оксфордский справочник по византийским исследованиям . Джеффрис , Элизабет ; Хэлдон, Джон; Кормак, Робин . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-925246-6 .
- Грейтрекс, Джеффри (2011). Хроника ритора Псевдо-Захарии: Церковь и война в поздней античности . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. ISBN 978-1-84631-494-0 .
- Хэндли, Марк А. (2010). «Двести семьдесят четыре дополнения и исправления к просопографии Поздней Римской империи с латиноязычных Балкан» . Журнал поздней античности . 3 (1). ISSN 1939-6716 . ПроКвест 365723841 .
- Хизер, Питер Дж . (2007). Падение Римской империи: новая история Рима и варваров . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-532541-6 .
- Херрин, Джудит (2016). «Позднеантичные истоки «имперской женственности» » . Византинославика - Международное ревю византийских исследований . 74 (1–2). ISSN 0007-7712 .
- Каждан, Александр П. (1991). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-504652-6 .
- Киллигрю, Уильям (1669). Имперская трагедия . ISBN 978-1-240-94033-2 .
- Косинский, Рафал (2010). «Акакий, епископ Константинопольский в 472–489 годах нашей эры» . В конце античности – Источниковедение (на польском языке). 9 . ISSN 2080-8097 .
- Краутчик, Стефан (1986). «Два аспекта 476 года» . Historia: Журнал древней истории (на немецком языке). 35 (3): 344–371. JSTOR 4435971 .
- Куликовский, Михаил (2019). Трагедия Империи: от Константина до разрушения Римской Италии . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. дои : 10.4159/9780674242708 . ISBN 978-0-674-24270-8 . S2CID 213445912 .
- Джонс, АХМ ; Мартиндейл, младший ; Моррис, Дж. (1980). Просопография Поздней Римской империи: Том 2, 395–527 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-20159-9 .
- Джонс, AHM (1966). Упадок Древнего мира . Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-582-48211-1 .
- Ли, AD (2013). От Рима до Византии с 363 по 565 год нашей эры: трансформация Древнего Рима . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета . ISBN 978-0-7486-6835-9 . JSTOR 10.3366/j.ctt1g0b1z1 .
- Ли, AD (2001). «Восточная империя: Феодосий Анастасию» . Кембриджская древняя история , Том 14 . Кэмерон , Аверил ; Уорд-Перкинс, Брайан ; Уитби, Майкл . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-32591-2 .
- Лешка, Мирослав Ежи (2013). «Карьера Флавия Аппалия Illus Trocundes» . Византинославика: Международное ревю византийских исследований . 71 (1–2). ISSN 0007-7712 .
- МакДжордж, Пенни (2002). Позднеримские военачальники . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-153091-3 .
- Натан, Джеффри С. (1998). «Римские императоры – режиссёр Маркиан» . www.roman-emperors.org . Архивировано из оригинала 6 июля 2018 года . Проверено 4 августа 2018 г.
- Острогорский, Георгий (1956). История Византийского государства . Нью-Брансуик, Канада: Издательство Университета Рутгерса. ISBN 978-0-8135-1198-6 . OCLC 422217218 .
- Осекеда, Джейсон (2018). Потому что это Новый Рим: Власть Константинопольского Патриархата, 379–553 (Диссертация). Чикаго: Чикагский университет. дои : 10.6082/M15H7DF0 .
- Перале, Марко (2020). "45. П.Виндоб. Г 29788 АС" . Адеспота Папируцея Грека Гексаметр . 1 : 422–462. дои : 10.1515/9783110295085-051 . ISBN 978-3-11-029508-5 . S2CID 241314930 .
- Пингри, Дэвид (1976). «Политические гороскопы времен правления Зенона» . Документы Думбартон-Окса . 30 : 133–150. дои : 10.2307/1291392 . JSTOR 1291392 .
- Редис, Майкл (1997). «Узурпация Василиска (475–476) в контексте восходящей монофизитской церкви». Revue Internationale d'Histoire et d'Archéologie (IVe-VIIe siècle) (на немецком языке). 5 :211-221. дои : 10.1484/J.AT.2.300972 .
- Саламон, Мацей (1994). «Василиск со своими римлянами». Мессианские учения . ОСЛК 38043191 .
- Шварц, Эдвард (1934). Журналистские сборники об Акацианском расколе (на немецком языке). Мюнхен: Баварская академия наук. OCLC 470361697 .
- Сик, Отто (1919). Регестен императоров и пап за 311–476 годы нашей эры. Подготовительная работа Отто Сика к просопографии христианского имперского периода (на немецком языке). Минерва. OCLC 504590132 .
- Стерн, Род (2020). «Контекстуализация поражения» . Историография и иеротопия . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. дои : 10.31826/9781463239824-008 . ISBN 978-1-4632-3982-4 . S2CID 243239520 .
- Штейн, Эрнст (1959). История Поздней Империи: Том 1 . Париж: Дескле де Брауэр. ОСЛК 6752757 .
- Стюарт, Майкл (2020). «Мужество, страх и полководство в вандальской войне» . Мужественность, идентичность и политика власти в эпоху Юстиниана . Амстердам: Издательство Амстердамского университета . стр. 99–124. дои : 10.1515/9789048540259-008 . ISBN 978-90-485-4025-9 . S2CID 241107373 .
- Тредголд, Уоррен Т. (1995). Византия и ее армия, 284–1081 гг . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-3163-8 .
- Твардовская, Камилла (2014). «Императрица Верина и события 475–476 годов» . Византинославика - Международное ревю византийских исследований . 72 (1–2). ISSN 0007-7712 .
- Васильев, А.А. (1980) [1958]. История Византийской империи, 324–1453 гг. Том I. Мэдисон: Издательство Университета Висконсина . ISBN 978-0-299-80925-6 .
- Уитби, LM (2015). «Аспар, Флавий Ардабурий». Оксфордский классический словарь . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.6994 . ISBN 978-0-19-938113-5 .
- Уитворт, Патрик (2017). От Константинополя до Халкидона: формирование будущего мира . Сакристи Пресс. ISBN 978-1-910519-47-9 .
- Рёш, Герхард (1978). Onoma Basileias: Исследования официального использования императорских титулов в позднеантичные и ранневизантийские времена . Byzantina et Neograeca Vindobonensia (на немецком языке). Издательство Австрийской академии наук. ISBN 978-3-7001-0260-1 .