Ираклий
Ираклий | |||||
---|---|---|---|---|---|
Император римлян | |||||
Византийский император | |||||
Царствование | 5 октября 610 г. – 11 февраля 641 г. | ||||
Предшественник | Фока | ||||
Преемник | Константин III Гераклонас | ||||
Соправители | Константин III (613–641) Гераклонас (638–641) | ||||
Рожденный | в. 575 [1] [2] Каппадокия , Византийская империя | ||||
Умер | 11 февраля 641 г. (65 лет) Константинополь , Византийская империя | ||||
Супруг | Евдокия Мартина | ||||
Проблема | Евдокия Епифания Константин III Гераклонас Иоанн Аталарих (незаконнорожденный) Мартин Давид Тиберий Феодосий Августин Анастасия Фабий | ||||
| |||||
Династия | Ираклий | ||||
Отец | Ираклий Старший | ||||
Мать | Крещение | ||||
Религия | Халкидонское христианство |
Ираклийская династия | ||
---|---|---|
Хронология | ||
| ||
Преемственность | ||
| ||
Ираклий ( греч . Ἡράκλειος , транслит. Hērákleios ; ок. 575 — 11 февраля 641) был византийским императором с 610 по 641 год. Его приход к власти начался в 608 году, когда он и его отец, Ираклий Старший , экзарх Африки , возглавили восстание против непопулярного императора Фоки .
Правление Ираклия ознаменовалось несколькими военными кампаниями. В год, когда Ираклий пришел к власти, империя оказалась под угрозой на многочисленных границах. Ираклий немедленно взял на себя руководство Византийско-Сасанидской войной 602–628 годов . Первые сражения кампании закончились поражением византийцев; персидская армия пробилась к Босфору, но Константинополь был защищен непроницаемыми стенами и сильным флотом, и Ираклию удалось избежать полного поражения. Вскоре после этого он инициировал реформы по восстановлению и укреплению армии. Ираклий изгнал персов из Малой Азии и продвинулся вглубь их территории, решительно разгромив их в 627 году в битве при Ниневии . Персидский шах Хосров II был свергнут и казнен своим сыном Кавадом II , который вскоре потребовал мирного договора, согласившись уйти со всей оккупированной территории. Таким образом, между двумя глубоко натянутыми империями были восстановлены мирные отношения.
Ираклий вскоре потерял многие из своих недавно возвращенных земель в пользу халифата Рашидун . Выйдя с Аравийского полуострова , мусульмане быстро завоевали Сасанидскую империю . В 636 году мусульмане вошли в римскую Сирию , победив брата Ираклия Теодора . За короткий промежуток времени арабы завоевали Месопотамию , Армению и Египет . Ираклий ответил реформами, которые позволили его преемникам бороться с арабами и избежать полного уничтожения.
Одним из наиболее важных наследий Ираклия было изменение официального языка Империи с латыни на греческий. [4] [5] Ираклий установил дипломатические отношения с хорватами и сербами на Балканах . Он пытался устранить раскол в христианской церкви в отношении монофизитов , продвигая компромиссное учение, называемое монофелитством . Церковь Востока (обычно называемая несторианством) также была вовлечена в этот процесс. [6] В конце концов, этот проект единства был отвергнут всеми сторонами спора.
Происхождение
[ редактировать ]Ираклий был старшим сыном Ираклия Старшего , который почти повсеместно признан армянским по происхождению. [7] [8] [б] Его мать, Епифания, вероятно, была каппадокийского происхождения. [9] Вальтер Кеги считает армянское происхождение Ираклия «вероятным» и предполагает, что он предположительно был «двуязычным (армянским и греческим) с раннего возраста, но даже это сомнительно». [7] По мнению армянского историка VII века Себеоса , Ираклий был родственником армянской династии Аршакидов . [10] Элизабет Редгейт считает вероятным его армянское происхождение. [11] Энтони Калделлис утверждает, что не существует первоисточника, в котором говорилось бы, что Ираклий [Старший] был армянином, и что это утверждение основано на ошибочном прочтении Феофилакта Симокатты . В письме Приск , полководец, сменивший Ираклия Старшего, писал ему «оставить войско и вернуться в свой город в Армении». Калделлис интерпретирует его как штаб-квартиру Ираклия Старшего, а не его родной город. [12] Кроме того, о его происхождении известно мало конкретной информации. Его отец был генералом во время войны императора Мориса с шахом Бахрамом Чобином , узурпатором Сасанидской империи , в 590 году. [13] должность экзарха Африки После войны Маврикий назначил Ираклия Старшего на . [14]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Восстание против Фоки и воцарение
[ редактировать ]В 608 году Ираклий Старший отказался от верности императору Фоке , свергнувшему Маврикия шестью годами ранее. Повстанцы выпустили монеты, на которых были изображены оба Ираклия, одетые как ипаты , хотя ни один из них в то время явно не претендовал на императорский титул. [15] Младший двоюродный брат Ираклия Никита начал сухопутное вторжение в Египет ; к 609 году он победил полководца Фокы Боноса и захватил провинцию. Тем временем Ираклий-младший с другим отрядом отплыл на восток через Сицилию и Кипр . [15]
Подойдя к Константинополю , он вступил в контакт с видными лидерами и спланировал нападение с целью свержения аристократов в городе. Когда он достиг столицы, Экскубиторы , элитное подразделение Имперской гвардии под предводительством зятя Фока Приска , перешли на сторону Ираклия, и он вошел в город без серьезного сопротивления. Когда Ираклий захватил Фоку, он спросил его: «Так ли ты правил, несчастный?» Ответ Фоки — «И будешь ли ты править лучше?» — настолько разгневал Ираклия, что он на месте обезглавил Фоку. [16] Позже ему удалили гениталии из тела, потому что Фока изнасиловал жену Фотия, влиятельного политика в городе. [17]
5 октября 610 года Ираклий был коронован в часовне Святого Стефана в Большом дворце . [18] Затем он женился на Фабии, которая взяла имя Евдокия . После ее смерти в 612 году он женился на своей племяннице Мартине в 613 году; этот второй брак считался кровосмесительным и был очень непопулярен. [19] Во время правления двух сыновей Ираклия вызывающая разногласия Мартина должна была стать центром власти и политических интриг. Несмотря на широко распространенную ненависть к Мартине в Константинополе, Ираклий брал ее с собой в походы и отверг попытки Патриарха Сергия предотвратить, а затем расторгнуть брак. [19]
Византийско-Сасанидская война 602–628 гг.
[ редактировать ]Первоначальное персидское преимущество
[ редактировать ]Во время своих балканских кампаний император Маврикий и его семья были убиты Фокой в ноябре 602 года после мятежа. [20] Хосров II (Хосров) из Сасанидской империи был восстановлен на своем троне Морисом, и они оставались союзниками до смерти последнего. [с] После этого Хосров воспользовался возможностью напасть на Византийскую империю и отвоевать Месопотамию . [21] При дворе Хосрова был человек, который утверждал, что он сын Мориса Феодосий , и Хосров потребовал, чтобы византийцы признали этого Феодосия императором.
Первоначально война пошла по пути персов, отчасти из-за жестоких репрессий Фоки и кризиса престолонаследия, который последовал, когда генерал Ираклий послал своего племянника Никиту атаковать Египет , что позволило его сыну Ираклию младшему претендовать на трон в 610 году. [22] Фока, непопулярный правитель, неизменно описываемый в исторических источниках как « тиран » (в первоначальном значении этого слова, т.е. незаконнорожденный царь по правилам наследования), в конце концов был свергнут Ираклием, который отплыл в Константинополь из Карфагена с значок, прикрепленный к носу его корабля. [23] [24]
К этому времени персы завоевали Месопотамию и Кавказ , а в 611 году захватили Сирию и вошли в Анатолию. Крупная контратака под руководством Ираклия два года спустя была решительно разбита за пределами и Шахином Антиохии Шахбаразом , и позиции римлян рухнули; персы опустошили часть Малой Азии и захватили Халкидон напротив Константинополя на Босфоре . [25]
В течение следующего десятилетия персы смогли завоевать Палестину и Египет (к середине 621 г. вся провинция оказалась в их руках). [26] и опустошить Анатолию, [д] в то время как авары и славяне воспользовались ситуацией, чтобы захватить Балканы , поставив Империю на грань разрушения. В 613 году персидская армия взяла Дамаск с помощью евреев , в 614 году захватила Иерусалим , разрушив Храм Гроба Господня и захватив Животворящий Крест , а затем захватив Египет в 617 или 618 году. [28] Когда сасаниды достигли Халкидона в 615 году, именно в этот момент, по словам Себеоса , Ираклий согласился отступить и был почти готов позволить Византийской империи стать персидским государством-сателлитом , даже разрешив Хосрову II выбрать императора. [29] В письме, переданном его послами, Ираклий признал персидскую империю превосходящей, назвал себя «послушным сыном Хосрова II, тем, кто стремится во всем служить вашему спокойствию» и даже назвал Хосрова II «верховным императором». ". [30] Тем не менее Хосров II отклонил мирное предложение и арестовал послов Ираклия. [30]
Когда персы стояли у самых ворот Константинополя, Ираклий подумывал оставить город и перенести столицу в Карфаген, но влиятельный церковный деятель патриарх Сергий убедил его остаться. Находясь в безопасности за стенами Константинополя, Ираклий смог потребовать мира в обмен на ежегодную дань персидскому царю в тысячу талантов золота, тысячу талантов серебра, тысячу шелковых одежд, тысячу лошадей и тысячу девственниц. . [31] Мир позволил ему восстановить армию Империи, сократив невоенные расходы, девальвировав валюту и переплавив, при поддержке Патриарха Сергия, церковные сокровища, чтобы собрать необходимые средства для продолжения войны. [32]
Византийское контрнаступление и возрождение
[ редактировать ]4 апреля 622 года Ираклий покинул Константинополь, поручив город Сергию и генералу Бонусу в качестве регентов своего сына. Он собрал свои силы в Малой Азии, вероятно, в Вифинии , и, после того как восстановил их сломленный боевой дух, начал новое контрнаступление, принявшее характер священной войны; изображение acheiropoietos Христа носилось как военный штандарт. [32] [33] [34] [35]
Римская армия двинулась в Армению, нанесла поражение армии, возглавляемой союзным с Персией арабским вождем, а затем одержала победу над персами под предводительством Шахрбараза. [36] Ираклий будет участвовать в кампании несколько лет. [37] [38] 25 марта 624 г. [39] он снова покинул Константинополь со своей женой Мартиной и двумя детьми; после того, как он отпраздновал Пасху в Никомидии 15 апреля, он провел кампанию на Кавказе, одержав серию побед в Армении против Хосрова и его генералов Шахрбараза, Шахина и Шахраплакана . [40] [41] В том же году вестготам удалось вернуть Картахену , столицу западной византийской провинции Испания , что привело к потере одной из немногих второстепенных провинций, завоеванных армиями I. Юстиниана [42] В 626 году авары и славяне при поддержке персидской армии под командованием Шахрбараза осадили Константинополь , но осада закончилась неудачей (победа была приписана иконам Богородицы, крестным ходом которых руководил Сергий по стенам города). [43] в то время как вторая персидская армия под командованием Шахина потерпела еще одно сокрушительное поражение от брата Ираклия Теодора.
война пошла на убыль, Ираклий смог подчинить себе гоктюрков Западно- Тюркского каганата Зибеля Когда персидская , которые вторглись в Персидское Закавказье . Ираклий использовал разногласия внутри Персидской империи, сохраняя нейтралитет Шахрбараза, убеждая его, что Хосров завидовал ему и приказал его казнить. В конце 627 года он начал зимнее наступление в Месопотамию, где, несмотря на дезертирство своих турецких союзников, разбил персов под командованием Рахзада в битве при Ниневии . [44] Продолжая двигаться на юг вдоль Тигра, он разграбил великий дворец Хосрова в Дастагирде , и от нападения на Ктесифон ему помешало только разрушение мостов на канале Нахраван. Дискредитированный этой серией бедствий, Хосров был свергнут и убит в результате переворота, возглавляемого его сыном Кавадом II , который сразу же потребовал мира, согласившись уйти со всех оккупированных территорий. [45] вернул Истинный Крест в Иерусалим . В 629 году Ираклий во время величественной церемонии [24] [45] [46]
Ираклий взял себе древнеперсидский титул « Царь царей После победы ». Позже, начиная с 629 года, он называл себя Базилевсом , что по-гречески означает «государь», и этот титул использовался византийскими императорами в течение следующих 800 лет. Причина, по которой Ираклий предпочел этот титул предыдущим римским терминам, таким как Август, некоторые ученые связывают с его армянским происхождением. [47]
Разгром персов Ираклием положил конец войне, которая с перерывами длилась почти 400 лет, и привел к нестабильности в Персидской империи. Кавад II умер всего через несколько месяцев после вступления на престол, ввергнув Персию на несколько лет династических беспорядков и гражданской войны. Ардашир III , союзник Ираклия Шахрбараз , и дочери Хосрова Боран и Азармидохт унаследовали трон с разницей в несколько месяцев. Только когда Йездигерд III , внук Хосрова II, унаследовал трон в 632 году, наступила стабильность. Но к тому времени империя Сасанидов была сильно дезорганизована, ослабленная годами войны и междоусобиц по поводу престолонаследия. [48] [49] Война была разрушительной и оставила византийцев в сильно ослабленном состоянии. В течение нескольких лет обе империи были сокрушены натиском арабов. [50] в конечном итоге привело к мусульманскому завоеванию Персии и падению династии Сасанидов в 651 году. [51]
Византийско-арабские войны
[ редактировать ]К 630 году арабы объединили все племена Хиджаза , которые ранее были слишком разделены, чтобы представлять серьезный военный вызов византийцам или персам. Они составляли одно из самых могущественных государств региона. [52] Первым конфликтом между византийцами и арабами стала битва при Муте в сентябре 629 года. Небольшой боевой отряд арабов атаковал провинцию Аравия в ответ на смерть арабского посла от рук римского губернатора Гассанидов , но был отбит. Поскольку сражение было победой Византии, не было видимых причин вносить изменения в военную организацию региона. [53] Римские военные не привыкли сражаться с арабскими армиями в больших масштабах, как и исламские силы Хиджаза, у которых не было предыдущего опыта боевых действий против римлян. Даже Стратегикон Мориса , руководство по войне, хвалящееся за разнообразие врагов, которые оно охватывает, не упоминает войну против арабов . ни разу [54] Религиозное рвение арабской армии, возникшее недавно после возникновения ислама , в конечном итоге способствовало успеху последнего в его кампаниях против римлян. [54]
В следующем году арабы начали наступление на Араву к югу от Тивериадского озера , взяв Аль-Карак . Другие рейды проникли в Негев , достигнув Газы . [55] Битва при Ярмуке в 636 году привела к сокрушительному поражению большей византийской армии; через три года Левант снова был потерян. Ираклий умер от болезни 11 февраля 641 г.; [и] и большая часть Египта к тому времени тоже пала. [60]
Наследие
[ редактировать ]Оглядываясь назад на правление Ираклия, ученые приписывают ему множество достижений. Он расширил Империю, и его реорганизация правительства и вооруженных сил имела большой успех. Его попытки достичь религиозной гармонии потерпели неудачу, но ему удалось вернуть Истинный Крест , одну из самых святых христианских реликвий, в Иерусалим.
Достижения
[ редактировать ]Хотя территории, восстановленные после победы над персами, были снова аннулированы ранними мусульманскими завоеваниями , Ираклий по-прежнему входит в число великих римских императоров. Его реформы в правительстве уменьшили коррупцию, которая распространилась во время правления Фоки, и он с большим успехом реорганизовал армию. В конечном итоге реформированная имперская армия остановила мусульман в Малой Азии и удерживала Карфаген еще 60 лет, сохраняя ядро, на основе которого можно было восстановить мощь империи. [61]
Возвращение восточных областей Римской империи от персов еще раз поставило проблему религиозного единства, основанного на понимании истинной природы Христа . Большинство жителей этих провинций были монофизитами , отвергшими Халкидонский собор . [62] Ираклий пытался продвигать компромиссную доктрину, называемую монофелитством , но эта философия была отвергнута как еретическая обеими сторонами спора. По этой причине некоторые более поздние религиозные писатели считали Ираклия еретиком и плохим правителем. После того, как монофизитские провинции были окончательно отданы мусульманам, монофелитство скорее утратило смысл своего существования и в конечном итоге было оставлено. [62]
Хорваты Византийской и сербы Далмации установили дипломатические отношения и зависимость от Ираклия. [63] Сербы, недолго проживавшие в Македонии, стали федератами и крестились по желанию Ираклия (до 626 г.). [63] [64] По его просьбе папа Иоанн IV (640–642) направил к герцогу Порге и его хорватам христианских учителей и миссионеров , практиковавших славянское язычество . [65] Он также создал должность сакеллария , контролера казначейства. [48]
До 20-го века ему приписывали создание Тематической системы , но современные ученые теперь больше указывают на 660-е годы, при Константе II . [66]
Эдвард Гиббон в «Истории упадка и разрушения Римской империи » писал: [67]
Из персонажей, выдающихся в истории, Ираклий — один из самых необычных и противоречивых. В первые и последние годы долгого правления император кажется рабом лени, удовольствий или суеверий, беспечным и бессильным свидетелем общественных бедствий. Но томные туманы утра и вечера разделяет яркость полуденного солнца; Аркадий дворца восстал, Цезарь лагеря; а честь Рима и Ираклия была славно восстановлена подвигами и трофеями шести авантюрных кампаний. [...] Со времен Сципиона и Ганнибала не было предпринято ни одного более смелого предприятия, чем то, которое совершил Ираклий для освобождения империи.
Восстановление Истинного Креста
[ редактировать ]Западная церковь долго помнила Ираклия за его известное возвращение Истинного Креста от персов. Когда Ираклий приближался к персидской столице на заключительном этапе войны, Хосров бежал из своей любимой резиденции — Дастагирда недалеко от Багдада — не оказав сопротивления. Тем временем некоторые персидские вельможи в ночь с 23 на 24 февраля 628 года освободили старшего сына Хосрова Кавада II , находившегося в заключении его отца, и провозгласили его королем. [68] Кавад, однако, был смертельно болен и очень хотел, чтобы Ираклий защитил своего маленького сына Ардешира. Поэтому в качестве жеста доброй воли он отправил Истинный Крест с переговорщиком в 628 году. [45]
После путешествия по Империи Ираклий вернул крест в Иерусалим 21 марта 629 или 630 года. [69] [70] Для христиан Западной средневековой Европы Ираклий был «первым крестоносцем». Иконография императора появилась в святилище на Мон-Сен-Мишель (ок. 1060 г.), [71] а затем он стал популярен, особенно во Франции, на Итальянском полуострове и в Священной Римской империи. [72] Эта история была включена в « Золотую легенду» , знаменитый сборник агиографии 13-го века, и иногда его изображают в искусстве, как, например, в «История Истинного Креста» серии фресок , написанной Пьеро делла Франческа в Ареццо , и в аналогичной последовательности на небольшой алтарь работы Адама Эльсхаймера ( Штедель , Франкфурт). Обе эти сцены показывают Ираклия и Константина I мать , Святую Елену , традиционно ответственную за раскопки креста. Обычно показана сцена: Ираклий, несущий крест; согласно « Золотому сказанию» , он настоял на этом при въезде в Иерусалим, вопреки совету Патриарха. Сначала, когда он был верхом на коне (показано выше), ноша была слишком тяжела, но после того, как он спешился и снял с себя корону, она стала чудесным образом легкой, и запертые городские ворота открылись сами собой. [ нужна ссылка ]
Местная традиция предполагает, что на позднеантичном Колоссе Барлетты изображен Ираклий. [73]
Некоторые ученые не согласны с этим мнением, а профессор Константин Цукерман даже предположил, что Истинный Крест на самом деле был утерян и что древесина, содержащаяся в якобы все еще запечатанном реликварии, привезенном в Иерусалим Ираклием в 629 году, была подделкой. По его мнению, мистификация была призвана служить политическим целям как Ираклия, так и его бывшего врага, персидского полководца Шахрбараза . [70]
Исламский взгляд на Ираклия
[ редактировать ]В ранних исламских и арабских историях Ираклий - самый популярный римский император, о котором подробно говорится. [74] Благодаря его роли римского императора во время возникновения ислама, его помнят в арабской литературе , такой как исламские хадисы и сира . Он также косвенно упоминается в суре Ар-Рум , и здесь была предсказана его победа над империей Сасанидов. В третьем и четвертом стихах мусульманской общине обещано, что византийцы превратят свое поражение в победу и вернут Иерусалим «через несколько лет». [75]
«Римляне были побеждены в ближнем регионе, и они, будучи побеждены, будут преобладать в течение определенного количества (от 3 до 9) лет. Богу принадлежит повеление до и после. И в тот день те, кто уверуют, будут рад с помощью Божией. Он помогает, кому пожелает. И Он Всемогущий, Милосердный». [ Коран 30:2–5 ( Перевод Лале Бахтияра )]
Согласно исламским традициям, письмо было отправлено Мухаммедом Ираклию через мусульманского посланника Дихья бин Халифу аль-Кальби , хотя Шахид предполагает, что Ираклий, возможно, никогда его не получил. [76] Он также утверждает, что более позитивные версии письма не заслуживают доверия. По словам Нади Эль Шейх, арабские историки и летописцы в целом не сомневались в подлинности письма Ираклия благодаря документированию таких писем в большинстве как ранних, так и более поздних источников. [77] При этом она отмечает, что формулировки и формулировки разных источников очень близки, а различия заключаются в деталях: они касаются даты отправки письма и его точной формулировки. [77] Мухаммад Хамидулла , исламский ученый-исследователь, доказывает подлинность письма, отправленного Ираклию, и в более поздней работе воспроизводит то, что, как утверждается, является оригинальным письмом. [77] [78]
Отчет, переданный мусульманскими историками, переводится следующим образом: [77]
Во имя Бога Милостивого, Милосердного
От Мухаммеда, слуги Божьего и Его апостола, Ираклию, премьер-министру римлян:
Мир тому, кто следует прямым путём!
После этого, поистине, я призываю вас подчинить свою волю Богу. Подчините свою волю Богу, и вы будете в безопасности. Бог воздаст вам награду вдвойне. А если ты отвернешься, то на тебя лягут грехи крестьян.
Затем: «О люди Писания , придите к справедливому соглашению между нами и вами, что мы не поклоняемся никому, кроме Бога, и ничего не приобщаем к Нему, и мы не берем друг друга в качестве господ отдельно от Бога. Но если они отвернутся, то скажите: Свидетельствуйте, что мы миротворцы». [ Коран 3:64 ]
Печать : Мухаммад, Апостол Божий
Согласно исламским сообщениям, Мухаммед отправил Дихью аль-Кальби. [79] [80] передать послание « кесарю » через правительство Босры после византийского поражения персов и отвоевания Иерусалима . [81] [82] [79] Исламские источники сообщают, что после того, как письмо было прочитано ему, он был настолько впечатлен им, что подарил посланнику послания одежды и монеты. [83] Альтернативно, он также положил его себе на колени. [81] Затем он вызвал к своему двору Абу Суфьяна ибн Харба , в то время противника Мухаммеда, но подписавшего недавний Худайбийский договор вел торговлю в регионе Сирии , который в то время . На вопрос Ираклия о человеке, претендующем на звание пророка, Абу Суфьян ответил, положительно отозвавшись о характере и происхождении Мухаммеда и изложив некоторые указания ислама. Ираклий, по-видимому, был впечатлен тем, что ему сказали о Мухаммеде, и почувствовал, что претензии Мухаммеда на пророчество обоснованы. [77] [84] . [85] Позже, как сообщается, он написал некоему религиозному деятелю в Риме , чтобы подтвердить, законно ли заявление Мухаммеда о пророчестве, и, получив ответ на свое письмо, созвал Римское собрание со словами: «Если вы желаете спасения и ортодоксального пути, чтобы ваша империя оставайся твёрдо утвердившимся, тогда следуй за этим пророком», к отклонению совета.. [83] [86] [81] В конце концов Ираклий отказался от обращения, но посланник был возвращен в Медину с поздравлениями императора. [83]
Ученые-историки не согласны с этим утверждением, утверждая, что любые такие посланники не получили бы ни императорской аудиенции, ни признания, и что за пределами исламских источников нет никаких доказательств того, что Ираклий имел какие-либо знания об исламе. [87]
Это письмо упоминается в Сахих аль-Бухари. [88]
Суахили « Утенди ва Тамбука» , эпическая поэма, написанная в 1728 году на острове Пате (у берегов современной Кении ) и изображающая войны между мусульманами и византийцами с точки зрения первых, также известна как «Kyuo kya Hereḳali «Кюо кья Херекали » («Кюо кья Херекали» ( »). Книга Ираклия»). В этой работе Ираклий изображается отклоняющим просьбу Пророка отказаться от своей веры в христианство: поэтому он терпит поражение от мусульманских сил. [89]
В мусульманской традиции он рассматривается как справедливый и очень благочестивый правитель, имевший прямой контакт с зарождающимися исламскими силами. [90] Ученый XIV века Ибн Касир (ум. 1373) пошел еще дальше, заявив, что «Ираклий был одним из мудрейших людей и одним из самых решительных, проницательных, глубоких и самоуверенных царей. Он правил римлянами с великим лидерством и великолепием. " [74] Историки, такие как Надя Мария Эль-Шейх и Лоуренс Конрад, отмечают, что исламские истории даже заходят так далеко, что утверждают, что Ираклий признал ислам истинной верой, а Мухаммеда ее пророком, сравнивая ислам с христианством. [91] [92] [93]
Исламские историки часто цитируют письмо, в котором, как они утверждают, Ираклий написал Мухаммеду: «Я получил твое письмо от твоего посла и свидетельствую, что ты посланник Бога, которого можно найти в нашем Новом Завете. Иисус, сын Марии, объявил тебя». [90] Согласно мусульманским источникам, о которых сообщил Эль-Шейх, он пытался обратить правящий класс Империи, но они сопротивлялись настолько сильно, что он изменил курс и заявил, что просто проверял их веру в христианство. [94] Эль-Шейх отмечает, что эти рассказы об Ираклии «мало что добавляют к нашим историческим знаниям» об императоре; скорее, они являются важной частью «исламской керигмы », пытающейся узаконить статус Мухаммеда как пророка. [95]
Большинство западных академических историков считают такие традиции предвзятыми, провозглашающими и не имеющими особой исторической ценности. [96] Более того, они утверждают, что любые посланники, посланные Мухаммедом к Ираклию, не получили бы императорской аудиенции или признания. [97] По словам Каеги, за пределами исламских источников нет никаких свидетельств того, что Ираклий когда-либо слышал об исламе. [98] и вполне возможно, что он и его советники действительно считали мусульман какой-то особой сектой евреев. [54]
Аль-Вакиди записал историю о торговце, действовавшем в качестве шпиона в Медине из королевства Лахмидов , который сообщил о прибытии мусульманских войск перед битвой при Ярмуке. Он описал ему халифа Абу Бакра как обычного человека, который бродит по рынку, обеспечивая, чтобы сильные выполняли права слабых, и что он обращается с сильными и слабыми одинаково. Затем он описывает свои физические особенности, и Ираклий заявляет, что есть преемник пророка Мухаммеда, который описан как черноглазый, высокий, пшеничного цвета, как лев, и который изгонит своих врагов из их земель. товарищ (второй халиф Умар Лахмидский шпион отвечает, что у него есть такой ). Ираклий тогда ответил, что он полностью убежден в этом сбывшемся пророчестве, что он ранее пытался убедить римлян и пригласить их к спасению (исламу), но никто его не послушал, и вскоре римляне будут изгнаны из Сирии. [99]
Семья
[ редактировать ]Ираклий был женат дважды: сначала на Фабии Евдокии , дочери Рогата, а затем на своей племяннице Мартине . У него было двое детей от Фабии ( Евдоксия Епифания и император Константин III ) и по меньшей мере девять детей от Мартины, многие из которых были болезненными детьми. [г] [104] Из детей Мартины как минимум двое были инвалидами , что рассматривалось как наказание за незаконность брака: у Фабия была парализована шея, а Феодосий был глухонемым . Последний женился на Нике, дочери персидского полководца Шахрбараза , или дочери Никиты, двоюродного брата Ираклия.
Двое детей Ираклия станут императорами: Ираклий Константин (Константин III) , его сын от Евдокии, и сын Мартины Ираклий (Гераклонас) . Константин был коронован соправителем ( августом ) 22 января 613 года в возрасте 8 месяцев. Гераклон был сделан цезарем 1 января 632 года в возрасте 6 лет, а позже был коронован августом 4 июля 638 года. [105] Они правили несколько месяцев в 641 году, но им на смену пришел Констант II к концу года , сын Константина III.
У Ираклия был по крайней мере один внебрачный сын, Иоанн Аталарих , который вступил в заговор против Ираклия со своим двоюродным братом, магистром Теодором, и армянским дворянином Давидом Сахаруни . [час] Когда Ираклий обнаружил заговор, он приказал Аталариху отрезать нос и руки и сослать его на Принкипо , один из Принцевых островов . [109] Теодор подвергся такому же обращению, но был отправлен на Гаудомелет (возможно, современный остров Гозо ) с дополнительными инструкциями отрезать одну ногу. [109]
В последние годы жизни Ираклия стало очевидно, что идет борьба между Ираклием Константином и Мартиной, которая пыталась поставить на престол своего сына Гераклона. Когда Ираклий умер, он предложил Ираклию Константину и Гераклону империю, чтобы они правили совместно с Мартиной в качестве императрицы. [104]
Генеалогическое древо
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Собор Мрен
- Род Флавии
- Немусульмане, взаимодействующие с мусульманами в эпоху Мухаммеда
- Восстание против Ираклия
Примечания
[ редактировать ]- ^ Его полный императорский титул засвидетельствован на греческом языке как Император Флавий Ираклий Верный во Христе Величайший Благодетель Аламаннский Готический Франкский Германский Древний Аланский Оандалийский Африканский Героическое Поле Благочестивый Счастливый Славный Победитель Трофей Преподобный Август , миролюбивый; победитель над аламанами , , готами , франками вечно германцами , («Император Цезарь Флавий Ираклий, верный во Христе» «мягчайший, величайший благодетель ; благочестивый, удачливый, прославленный, победоносный и торжествующий, . ) вандалами , африканцами почтенный август» [3] Именно эти победные титулы использовали Юстиниан I и его преемники.
- ↑ Его отец ретроспективно упоминается как Ираклий Старший.
- ^ Также упоминается как Хосров II или Хосров II в классических источниках, иногда называемый Парвезом , «Вечно-Победоносным» (на персидском языке : خسرو پرویز)
- ↑ Монетный двор Никомидии прекратил работу в 613 году, а Родос пал перед захватчиками в 622/623 году. [27]
- ^ Это дата, указанная в расчетах Никифора I Константинопольского (758–828): «Итак, он умер от этой (болезни) в возрасте шестидесяти шести лет после правления в течение тридцати лет, четырех месяцев и шести дней. ". [56] Другие авторы указывают только месяц. [57] [58] XIII века В «Хрониконе Альтинате» указано 11 января — дата, которую можно было бы принять, если бы не искаженные и ошибочные даты в остальной части книги. [59]
- ↑ Скорее всего, художник использовал уже существовавшие портреты Ираклия и его семьи. Известно, что Ираклий похож на то, как он описан в литературных источниках и как он появляется в своих ранних чеканках. [101]
- ↑ Число и порядок детей Ираклия от Мартины не известны, в некоторых источниках говорится, что детей было девять. [102] и другие десять. [103]
- ^ Незаконнорожденный сын обозначается по-разному, в том числе: Atalarichos, [106] Аталарих, [107] Ат'аларик, [108] и т. д.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тредголд 1997 , с. 308.
- ^ Kazhdan 1991b , p. 916.
- ^ Лингенталь 1857 , стр. 33–34.
- ^ Дэвис 1990 , с. 260.
- ^ Дженкинс 1987 , с. 24.
- ^ Seleznev 2012 .
- ^ Jump up to: а б Каеги 2003 , стр. 21–22.
- ^ Эванс, Хелен С. (2018). Армения: искусство, религия и торговля в средние века . Метрополитен-музей. п. 34. ISBN 978-1-58839-660-0 .
- ^ Каэги 2003 , с. 36.
- ^ Васильев, Александр Алексеевич (1958). История Византийской империи, 324–1453 гг . Университет Висконсина Пресс . п. [1] . ISBN 9780299809256 .
- ^ Редгейт, Энн Элизабет (26 мая 2000 г.). Армяне . Уайли. п. 237. ИСБН 978-0-631-14372-7 .
- ^ Калделлис, Энтони (2019). Романландия: Этническая принадлежность и империя в Византии . Издательство Гарвардского университета. п. 183. ИСБН 978-0-674-98651-0 .
- ^ Каэги 2003 , стр. 24–25.
- ^ Каэги 2003 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б Митчелл 2007 , с. 411.
- ^ Ольстер 1993 , с. 133.
- ^ Чарльз 2007 , с. 177.
- ^ Пасхальный хроникон 610 . Ираклий прибыл 3 октября, в субботу. Однако позже в летописи сообщается, что он вошел в город 6 октября, «в понедельник». Пятый явно предназначен.
- ^ Jump up to: а б Каеги 2003 , с. 106.
- ^ Гиббон 1994 , гл. 46, II.902.
- ^ Фосс 1975 , с. 722.
- ^ Гиббон 1994 , ii.906.
- ^ Халдон 1997 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б Спек 1984 , с. 178.
- ^ Greatrex & Lieu 2002 , стр. 194–195.
- ^ Greatrex & Lieu 2002 , с. 196.
- ^ Greatrex & Lieu 2002 , с. 197.
- ^ Гиббон 1994 , ii.908–909.
- ^ Пуршариати 2017 , с. 141.
- ^ Jump up to: а б Фидлер 2018 , с. 159.
- ^ Гиббон 1994 , гл. 46, ii.914а.
- ^ Jump up to: а б Грейтрекс и Лиу 2002 , с. 198.
- ^ Феофан 1997 , стр. 303.12–304.13.
- ^ Кэмерон 1979 , с. 23.
- ^ Запись 1984 г. , с. 37.
- ^ Тредголд 1997 , с. 294.
- ^ Феофан 1997 , стр. 304,25–306,7.
- ^ Greatrex & Lieu 2002 , с. 199.
- ^ Пасхальный хроникон 624 .
- ^ Феофан 1997 , стр. 307.19–308.25.
- ^ Greatrex & Lieu 2002 , стр. 202–205.
- ^ Хитчнер 1991 , с. 384, «Картахена» .
- ^ Кэмерон 1979 , стр. 5–6, 20–22.
- ^ Тредголд 1997 , с. 298.
- ^ Jump up to: а б с Бэйнс 1912 , с. 288.
- ^ Халдон 1997 , с. 46.
- ^ Куймджян 1983 , стр. 635–642.
- ^ Jump up to: а б Каеги 2003 , с. 227.
- ^ Беквит 2009 , с. 121 .
- ^ Фосс 1975 , стр. 746–747.
- ^ Милани 2004 , с. 15.
- ^ Льюис 2002 , стр. 43–44.
- ^ Каэги 2003 , с. 231.
- ^ Jump up to: а б с Каеги 2003 , с. 230.
- ^ Каэги 2003 , с. 233.
- ^ Никифор 1990 , с. 77.
- ^ Иоанн Никийский , Хроника CXVI: «Ираклий заболел лихорадкой и умер на тридцать первом году своего правления в месяце Якатит у египтян, то есть в феврале римских месяцев».
- ^ Феофан Исповедник , AM 6132 : «В марте, индикт 14, император Ираклий умер от водянки после правления 30 лет и 10 месяцев».
- ^ The Chronicon Altinate 107, 21–25: «В январе месяце, в 11-й день, император Ираклий умер от тяжелой болезни, это дизентерия».
- ^ Франциус .
- ^ Коллинз 2004 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б Бери 2005 , с. 251.
- ^ Jump up to: а б Каеги 2003 , с. 319.
- ^ Из «Управляющей Империи» , гл. 32.
- ^ Динсли 1969 , с. 491.
- ^ Халдон 1997 , стр. 208 и далее.
- ^ Гиббон 1994 , гл. 46, II.914, 918.
- ^ Томсон, Ховард-Джонстон и Гринвуд 1999 , стр. 221.
- ^ Фролоу 1953 , стр. 88–105.
- ^ Jump up to: а б Цукерман 2013 .
- ^ Баерт 2008 , стр. 03–20.
- ^ Соуза 2015 , стр. 27–38.
- ^ Килерих 2018 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б Эль-Шейх 1999 , с. 7.
- ^ Абдель Халим, Массачусетс, 2004. Коран. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 257.
- ^ Ирфан Шахид, Арабская литература до конца периода Омейядов , Журнал Американского восточного общества , Том 106, № 3, стр.531
- ^ Jump up to: а б с д и Мухаммед и Ираклий: исследование легитимности, Надя Мария Эль-Шейх, StudiaИсламика, № 89. (1999), стр. 5–21.
- ↑ Сноска Эль-Шейха (1999) гласит: «Хамидулла обсуждал это противоречие и пытался доказать подлинность письма Ираклия в своей «La lettre du Prophete P Heraclius et le sort de I’original: Arabica 2 (1955), стр. 97–110, а совсем недавно в Sir original des lettms du prophbte de I'lslam (Париж, 1985), стр. 149.172, в котором он воспроизводит то, что якобы является оригинальным письмом».
- ^ Jump up to: а б «Сахих аль-Бухари 2940, 2941 — Борьба за дело Аллаха (Джихад) — Книга Джихада и Пути » . sunnah.com . Sunnah.com - Высказывания и учения Пророка Мухаммада (да благословит его Бог и дарует ему мир) . Проверено 18 августа 2021 г.
- ^ «События седьмого года миграции – Послание» . www.al-islam.org . Аль-Ислам.орг. Архивировано из оригинала 5 августа 2012 года . Проверено 25 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Гийом, А. (1955). Сират Расул Аллах Ибн Исхака - Жизнь Мухаммеда в переводе А. Гийома . Издательство Оксфордского университета.
- ^ «Мишкат аль-Масабих 3926 – Джихад – Книга Джихада » . sunnah.com . Sunnah.com - Высказывания и учения Пророка Мухаммада (да благословит его Бог и дарует ему мир) . Проверено 19 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Мубаракпури 2002 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Сахих аль-Бухари , 1:1:6.
- ^ Мубаракпури 2002 , стр. 420.
- ^ «Сахих аль-Бухари 7 – Откровение – Книга начала Откровения » . sunnah.com . Sunnah.com - Высказывания и учения Пророка Мухаммада (да благословит его Бог и дарует ему мир) . Проверено 19 августа 2021 г.
- ^ Каэги 2003 , с. [ нужна страница ] .
- ^ https://sunnah.com/bukhari:2938 [ только URL ]
- ^ SOAS , «Объем и содержание» .
- ^ Jump up to: а б Эль-Шейх 1999 , с. 9.
- ^ Эль-Шейх 1999 , с. 12.
- ^ Конрад 2002 , с. 120.
- ^ Скульптура 1994 , с. 402.
- ^ Эль-Шейх 1999 , с. 14.
- ^ Эль-Шейх 1999 , с. 54.
- ^ Конрад 2002 .
- ^ Каэги 2003 , с. 236.
- ^ Каэги 2003 , с. 229.
- ^ Вакиди, Мухаммад ибн-Умар аль-; Кинди, Соломон аль-; Вакиди, Мухаммад ибн-Умар аль- (2005). Исламское завоевание Сирии: вдохновляющая история завоевания Сирии Саабой . Лондон: Та-Ха. п. 32. ISBN 1842000675 .
- ^ Вайцманн 1979 , стр. 35–36.
См. также МЕТ , «Чертеж...» . - ^ Спатаракис 1976 , стр. 14–20.
- ^ Александр 1977 , с. 230.
- ^ Спатаракис 1976 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б Беллинджер и Грирсон 1992 , с. 385.
- ^ Беллинджер и Грирсон 1992 , с. 216 и далее.
- ^ Каэги 2003 , с. 120.
- ^ Чаранис 1959 , с. 34.
- ^ Себеос , гл. 29 .
- ^ Jump up to: а б Никифор 1990 , с. 73.
Источники
[ редактировать ]- Александр, Сюзанна Испания (апрель 1977 г.). «Ираклий, византийская имперская идеология и плиты Давида». Средневековая академия Америки . 52 (2): 217–237. дои : 10.2307/2850511 . JSTOR 2850511 . S2CID 161886591 .
- Баерт, Барбара (2008). «Ираклий, Крестовоздвижение и Мон-Сен-Мишель в XI веке». Cahiers de Civilization mediume (на французском языке) (51): 03–20.
- Бэйнс, Норман Х. (1912). «Восстановление Креста в Иерусалиме» . Английский исторический обзор . 27 (106): 287–299. doi : 10.1093/ehr/XXVII.CVI.287 . ISSN 0013-8266 .
- Беквит, Кристофер (2009). Империи Шелкового пути: История Центральной Евразии от бронзового века до наших дней (иллюстрированное изд.). Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-13589-2 .
- Беллинджер, Альфред Раймонд; Грирсон, Филип (1992). Каталог византийских монет из коллекции Думбартон-Оукс и коллекции Уиттмора . Том. 2, части 1–2. Думбартон-Оукс. ISBN 0-88402-024-Х .
- Бери, Джон Багнелл (2005). История позднейшей Римской империи от Аркадия до Ирины . Адамант Медиа Корпорация. ISBN 1-4021-8368-2 .
- Кэмерон, Аверил (1979). «Образы власти: элиты и иконы в Византии конца шестого века». Прошлое и настоящее . 84 :3. дои : 10.1093/прошлое/84.1.3 .
- Чарльз, Роберт Х. (2007) [1916]. Хроника Иоанна, епископа Никиу: Перевод с эфиопского текста Зотенберга . Мерчантвилл, Нью-Джерси: Издательство Evolution. ISBN 9781889758879 .
- Чаранис, Питер (1959). «Этнические изменения в Византийской империи в седьмом веке». Документы Думбартон-Окса . 13 (1). Попечители Гарвардского университета : 23–44. дои : 10.2307/1291127 . ISSN 0070-7546 . JSTOR 1291127 .
- Коллинз, Роджер (2004). Вестготская Испания, 409–711 гг . Уайли-Блэквелл . ISBN 0-631-18185-7 .
- Конрад, Лоуренс I (2002). Рейнинк, Геррит Дж.; Столте, Бернард Х. (ред.). Ираклий в ранней исламской керигме . Царствование Ираклия (610–641): кризис и противостояние. Левен-Париж-Дадли, Массачусетс: Питерс. ISBN 978-90-429-1228-1 .
- Дэвис, Лео Дональд (1990). Первые семь вселенских соборов (325–787): их история и богословие . Литургическая пресса. ISBN 0-8146-5616-1 .
- Динсли, Маргарет (1969). История раннесредневековой Европы с 476 по 911 годы . Молодые книги Метуэна. ISBN 0-416-29970-9 .
- Де Администрандо Империо . Глава 32: «[О сербах и стране, в которой они сейчас живут]». «Император привёл из Рима старцев, крестил их и научил справедливо совершать дела благочестия и изложил им веру христианскую».
- Эль-Шейх, Надя Мария (1999). «Мухаммад и Ираклий: исследование легитимности». Студия Исламика . 62 (89). Мезоннёв и Лароз: 5–21. дои : 10.2307/1596083 . ISSN 0585-5292 . JSTOR 1596083 .
- Фидлер, Ричард (2018). Империя призраков: путешествие в легендарный Константинополь . Книги Пегаса. ISBN 978-1-68177-901-0 . OCLC 1023526060 .
- Фосс, Клайв (1975). «Персы в Малой Азии и конец античности». Английский исторический обзор . 90 : 721–47. doi : 10.1093/ehr/XC.CCCLVII.721 .
- Франциус, Энно. «Ираклий» . Британская энциклопедия . Проверено 11 февраля 2018 г.
- Фролов, Анатоль (1953). «Истинный Крест и походы Ираклия в Персию» . Обзор византийских исследований . 11 (11): 88–105. дои : 10.3406/rebyz.1953.1075 .
- Гиббон, Эдвард (1994) [1781]. «Осень на Востоке» . В Дэвиде Уомерсли (ред.). История упадка и разрушения Римской империи . Пингвин. ISBN 978-0140433937 .
- Гонис, Николаос (2003). «Два гермополитических договора правления Ираклия» . Журнал папирологии и эпиграфики . 145 : 203-206. JSTOR 20191718 .
- Грабарь, Андре (1984). Византийское иконоборчество: археологический файл (на французском языке). Фламмарион. ISBN 2-08-081634-9 .
- Грейтрекс, Джеффри; Лью, Сэмюэл, Северная Каролина (2002). Римская восточная граница и персидские войны 363-628 гг. н.э. Рутледж. ISBN 978-0-415-46530-4 .
- Хайкал, Мухаммад Хусейн (1994). Жизнь Мухаммеда . Другая пресса. ISBN 978-983-9154-17-7 .
- Халдон, Джон (1997). Византия в седьмом веке: трансформация культуры . Кембридж. ISBN 0-521-31917-Х .
- Дженкинс, Ромилли Джеймс Хилд (1987). Византия: Имперские столетия, 610–1071 гг . н.э. Университет Торонто Пресс. ISBN 0-8020-6667-4 .
- Каеги, Уолтер Э. (2003). Ираклий: император Византии . Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-81459-6 .
- Куймджян, Дикран (1983). «Этническое происхождение и «армянская» политика императора Ираклия». Revue des Études Arméniennes . XVII .
- Хитчнер, Р. Брюс (1991). «Картахена». В Каждане Александр П. (ред.). Оксфордский словарь Византии . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-504652-6 .
- Каеги, Уолтер Эмиль; Каждан, Александр; Катлер, Энтони (1991). «Гераклиос». В Каждане Александр П. (ред.). Оксфордский словарь Византии . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-504652-6 .
- Кюллерих, Бенте (2018). «Возвращение к Колоссу Барлетты» . Журнал, имеющий отношение к археологии и истории искусств . 28 : 55–72. дои : 10.5617/acta.5832 .
- Льюис, Бернард (2002). Арабы в истории . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-280310-7 .
- Лингенталь, CEZ (1857 г.). Греко-римское право: новые конституции . К Вейгелю. стр. 33–34.
- ИЗ: «Рисунок Иова и его семьи, представленных в виде Ираклия и его семьи» . Нью-Йорк: Метрополитен-музей . Проверено 24 июня 2021 г.
- Милани, Аббас (2004). Утраченная мудрость: переосмысление современности в Иране . Издательство Маг. ISBN 0-934211-89-2 .
- Митчелл, Стивен (2007). История позднейшей Римской империи, 284–641 гг. н.э.: трансформация древнего мира . Уайли-Блэквелл . ISBN 1-4051-0857-6 .
- Мубаракпури, Сафи ар-Рахман (2002). Когда раскололась луна (Жизнеописание Пророка Мухаммеда) . Публикации Даруссалама. ISBN 978-603-500-060-4 .
- Никифор (1990). Краткая история . Перевод Кирилла Манго . Думбартон Оукс . ISBN 0-88402-184-Х .
- Норвич, Джон Джулиус (1988). Византия: Ранние века . Издательство Гильдии.
- Олстер, Дэвид Майкл (1993). Политика узурпации в седьмом веке: риторика и революция в Византии . А. М. Хаккерт.
- Пуршариати, Парване (2017). Упадок и падение Сасанидской империи: Сасанидско-Парфянская конфедерация и арабское завоевание Ирана . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 978-1-78453-747-0 . OCLC 953439586 .
- Коран : «Сура Ар-Рум» . Благородный Коран . 2015. 30:2–4. Наведите указатель мыши на арабский текст, чтобы увидеть цитируемый здесь дословный перевод. Архивировано из оригинала 22 мая 2015 года.
- Себеос . «Глава 29» . История Себеоса: История Ираклия . Перевод со староармянского Роберта Бедросяна. Историческая мастерская. Архивировано из оригинала 9 декабря 2008 года . Проверено 22 октября 2009 г.
- Seleznev, Nicolay (2012). Ираклий и Ишоʿйав II: Восточный эпизод в истории «экуменического» проекта византийского императора [Ираклий и Ишоьяв II: восточный эпизод в истории «экуменического» проекта византийского императора]. Символ [Символ] (на русском языке). 61: Сирияка-Арабика-Ираника. Париж-Москва: 280–300. ISSN 0222-1292 .
- Шахбази, А. Шапур (2005). «Сасанидская династия» . В Яршатере, Эхсан; Ашраф, Ахмад (ред.). Энциклопедия Ираника (онлайн-изд.). Архивировано из оригинала 28 сентября 2013 года . Проверено 17 августа 2013 г.
- SOAS: Проект рукописей на суахили. «Запись предмета (Утензи ва Хиркал)» . Лондон: Школа восточных и африканских исследований . Статья «Размер и содержание» представляет собой краткое изложение сюжета стихотворения. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года.
- Соуза, Гильерме Кейруш де (2015). «Ираклий, император Византии» (PDF) . Цифровой журнал средневековой иконографии . 7 (14): 27–38.
- Спатаракис, Иоаннис (1976). Портрет в византийских иллюминированных рукописях . Архив Брилла. ISBN 90-04-04783-2 .
- Бэкон, Пол (1984). «Иконоборчество и начало македонского Возрождения». Вария 1 (Пойкила Византина 4) . Рудольф Хальбельт. стр. 175–210.
- Феофан Исповедник (1997). Летопись Феофана Исповедника . Перевод Кирилла Манго; Роджер Скотт. Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-822568-7 .
- Томсон, Роберт В .; Ховард-Джонстон, Джеймс ; Гринвуд, Тим (1999). Армянская история, приписываемая Себеосу . Издательство Ливерпульского университета . ISBN 0-85323-564-3 .
- Тредголд, Уоррен (1997). История византийского государства и общества . Стэнфордский университет Пресс . ISBN 0-8047-2630-2 .
- Вайцманн, Курт (1979). Эпоха духовности: позднее античное и раннехристианское искусство, третий-седьмой век . Метрополитен-музей . ISBN 0-87099-179-5 .
- Цукерман, Константин (2013). «Ираклий и возвращение Святого Креста» . Построение седьмого века . Работы и воспоминания. Полет. 17. Париж: Ассоциация друзей Центра истории и цивилизации Византии. стр. 197–218. ISBN 978-2-916716-45-9 . Архивировано из оригинала 10 февраля 2018 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэвис, Норман (1996). Европа: История . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-820171-0 .
- Эль-Шейх, Надя Мария (2004). Византия глазами арабов . Гарвардский CMES. ISBN 0-932885-30-6 .
- Говорун, Кирилл (2008). Воля, действие и свобода: христологические споры в седьмом веке . Лейден-Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-16666-0 .
- Каждан, Александр П. (1991). «Гераклиос» . Оксфордский словарь Византии . Издательство Оксфордского университета . стр. 916–917. ISBN 0-19-504652-8 .
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450–680 гг. н.э. Церковь в истории. Том. 2. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 978-0-88141-055-6 .
- Острогорский, Георгий (1956). История Византийского государства . Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
- Тарасов, Олег (2004). Икона и благочестие: сакральные места в императорской России . Книги реакции . ISBN 1-86189-118-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Ираклий» в De Imperatoribus Romanis ( Архив ) - онлайн-энциклопедия римских императоров
- Ираклий
- 575 рождений
- 610-е годы в Византийской империи.
- 620-е годы в Византийской империи.
- 630-е годы в Византийской империи.
- 640-е годы в Византийской империи.
- 641 смерть
- Византийские императоры VII века
- Повстанцы 7-го века
- Армянские византийские императоры
- Византийские каппадокийцы
- Византийские генералы
- Византийские народы арабо-византийских войн
- Ленд-Карнайн
- Византийские консулы
- Лидеры, пришедшие к власти путем переворота
- Участники Византийско-Сасанидской войны 602–628 гг.
- Люди мусульманского завоевания Леванта
- Люди римско-сасанидских войн