Монофизитство
Часть серии о |
христология |
---|
Монофизитство ( / m ə ˈ n ɒ f ɪ s aɪ t ɪ z əm / mə- НОФ -ih -seye-tih-zəm [1] ) или монофизизм ( / m ə ˈ n ɒ f ɪ z ɪ z əm / mə- NOF -ih-zih-zəm ; от греческого μόνος monos , «одинокий» [2] и φύσις physis , « природа ») — христология , утверждающая, что в лице воплотившегося Слова (то есть в Иисусе Христе ) была только одна природа — божественная. [3]
Фон
[ редактировать ]Первый Никейский собор (325 г.) провозгласил, что Христос был божественен ( homoousios , единосущен , единосущен, или сущности, с Отцом ) и человечен ( воплотился и стал человеком). В пятом веке между кафедрами и богословскими школами Антиохии и Александрии возник жаркий спор о том, как божественность и человечество существовали во Христе. [4] первый подчеркивает человечность, второй - божественность Христа. Кириллу Александрийскому удалось добиться осуждения Нестория , выдающегося представителя антиохийской школы, на Эфесском соборе в 431 году, и он настаивал на формуле «один физис воплощенного Слова», утверждая, что любая формула, в которой говорилось о двух физисах, представляет собой несторианство. . Некоторые учили, что во Христе человеческая природа была полностью поглощена божественной, осталась только божественная природа. В 451 году Халкидонский собор на основании папы Льва Великого 449 года декларации , определил что во Христе были две природы, соединенные в одной личности . [5]
Тех, кто настаивал на формуле «одного физиса », называли монофизитами , а тех, кто принимал определение «двух природ», называли диофизитами , этот термин применялся также к последователям несторианства.
Группы, называемые монофизитами
[ редактировать ]Формы монофизизма были многочисленны и включали следующие:
- Ацефалы были монофизитами, которые в 482 году отделились от Петра III Александрийского , заключившего соглашение с Акакием Константинопольским , санкционированное императором Зеноном его энотиконом указом, осуждавшим как Нестория, так и Евтихия, как это сделал Халкидонский собор, но проигнорировав указ этого собора. о двух природах Христа. Они увидели в этом предательство использования С. Кириллом слова «mia physis» и отказались подчиняться халкидонскому патриарху Александрийскому, предпочитая вместо этого быть церковно «без головы» (значение ацефалии ). [6] За это их прозвали Безголовыми. [7]
- Agnoetae , темисты или агностики, основанные Фемистием Калонимом около 534 года, считали, что природа Иисуса Христа, хотя и божественная, была похожа на природу других людей во всех отношениях, включая ограниченные знания. [8] [9] Их следует отличать от одноименной группы четвертого века, которая отрицала, что Бог знает прошлое и будущее. [10]
- Афтартодокеты , фантазиасты или, по имени их вождя Юлиана Галикарнасского , юлианисты считали, «что тело Христа с самого момента Его зачатия нетленно, бессмертно и бесстрашно, как оно было после воскресения, и считали, что страдания и смерть на кресте было чудо, противоречащее нормальным условиям человечности Христа». [11] Император Юстиниан I хотел, чтобы это учение было принято как ортодоксальное, но умер, не успев осуществить свои планы. [12]
- Аполлинарии или аполлинарии, названные в честь Аполлинария Лаодикийского (умершего в 390 г.), предположили, что Иисус имел нормальное человеческое тело, но имел божественный разум вместо обычной человеческой души . Это учение было осуждено Первым Константинопольским собором (381 г.) и вымерло в течение нескольких десятилетий. [13] Кирилл Александрийский назвал это предложение безумным. [14]
- Докетисты , не все из которых были монофизитами, считали, что у Иисуса не было человеческой природы: его человечность была лишь фантазмом, который, соединившись с бесстрастной, нематериальной божественной природой, не мог реально страдать и умереть. [15] [16]
- Евтихиане учили, что у Иисуса была только одна природа, союз божественного и человеческого, который не является четным соединением, поскольку божественное бесконечно больше, чем человеческое: человечество поглощается божеством и превращается в него, как капля мед, смешиваясь с морской водой, исчезает. Преобразованное таким образом тело Христа не является единосущным homoousios человечеству. [17] [18] В отличие от севериан, которых называют словесными монофизитами, евтихианисты называются реальными или онтологическими монофизитами. [19] [20] [21] и их учение представляет собой «крайнюю форму монофизитской ереси, подчеркивающую исключительное преобладание божества во Христе». [22]
- Тритеисты — группа монофизитов шестого века, предположительно основанная монофизитом по имени Джон Аскунагес. [23] Антиохии. Их главным автором был Иоанн Филопон , который учил, что общая природа Отца, Сына и Святого Духа является абстракцией их различных индивидуальных натур. [24] [25]
- Ортодоксы Востока , или севериане , принимают реальность человеческой природы Христа до такой степени, что настаивают на том, что Его тело было способно к разложению, но утверждают, что, поскольку у одного человека есть единая природа, а Христос — это одна личность, а не две, у него есть только одна природа. Соглашаясь по существу, хотя и не на словах, с определением Халкидона, некоторые православные называют их «словесными монофизитами» . [19] [26] Восточные православные отвергают ярлык монофизитства и считают монофизитство ересью, предпочитая называть свои нехалкидонские верования миафизитством . [27] [28]
Словесный монофизитство
[ редактировать ]Что касается устных деклараций монофизитства, Хусто Л. Гонсалес заявил: «Чтобы не дать ошибочного представления о богословии так называемых монофизитских церквей, существовавших до двадцатого века, следует указать, что все крайние секты монофизизм исчез за короткий промежуток времени, и что христология нынешних так называемых монофизитских церквей ближе к словесному, чем к реальному монофизизму». [29]
Политическая ситуация монофизитства после Халкидона
[ редактировать ]При императоре Василиске , свергшем императора Зенона в 475 году, «монофизиты достигли вершины своего могущества» [ кто это сказал? ] . В своем Энциклионе , который он издал в том же году, он отменил Халкидонский собор и признал Второй Эфесский собор 449 года, за исключением одобрения им Евтихия, которого осудил Василиск. Он потребовал, чтобы его указ был подписан каждым епископом. Среди полученных им подписей были подписи трех из четырех Восточных Патриархов, но Патриарх и население столицы протестовали настолько решительно, что в 476 году, видя, что его свержение неизбежно, он издал свой Антиэнциклион, отменяющий его прежний указ. В том же году Зенон вернулся с победой. [30] [31]
События ясно показали, что существует раскол между стойким халкидонским населением Константинополя и Балкан и преимущественно антихалкидонским населением Египта и Сирии. Пытаясь примирить обе стороны, Зенон при поддержке Акакия Константинопольского и Петра III Александрийского пытался обеспечить соблюдение компромиссного указа «Генотикона» (Формулы союза) 482 года, который осуждал Евтихия, но игнорировал Халкидон. Последовали расколы с обеих сторон. Рим отлучил Акакия (что привело к 35-летнему акакийскому расколу ), а в Египте Ацефалы откололись от Петра III. Акакийский раскол продолжался при преемнике Зенона, монофизите Анастасии I Дикоре и завершился только с воцарением халкидонца Юстина I в 518 году. [32] [33]
На смену Юстину I пришел халкидонец Юстиниан I (527–565), жена которого, императрица Феодора, защищала и помогала монофизитам. [34] Покровительство Гассанидов монофизитской Сирийской церкви под руководством филарха Аль-Хариса ибн Джабалы имело решающее значение для ее выживания, возрождения и даже ее распространения. [35] За Юстинианом I последовал Юстин II , который, будучи монофизитом, возможно, из-за влияния Феодоры, обратился в халкидонскую веру, прежде чем получить императорский трон. Некоторое время спустя он начал политику преследования монофизитов. [34] Начиная с Юстиниана I, ни один император не был объявлен монофизитом, хотя они продолжали попытки найти компромиссные формулы, такие как моноэнергизм и монофелитство .
См. также
[ редактировать ]- Миафизитизм
- Халкидонское христианство (божественность Иисуса также рассматривалась меньшинством римских христиан как единая природа примерно во времена Халкидонского Собора ) [36]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "монофизитство" . Полный словарь Random House Webster .
- ^ «Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон» . www.perseus.tufts.edu .
- ^ Орландо О. Эспин; Джеймс Б. Николофф (2007). Вводный словарь теологии и религиоведения . Литургическая пресса. п. 902. ИСБН 978-0-8146-5856-7 .
- ^ Тед Кэмпбелл (1996). Христианские исповедания: историческое введение . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 43. ИСБН 978-0-664-25650-0 .
- ^ Кристофер Кляйнхенц (2004). Средневековая Италия: Энциклопедия . Рутледж . п. 762. ИСБН 978-1-135-94880-1 .
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Ацефалии» . www.newadvent.org .
- ^ «Ответ отцу Джону Моррису по поводу его рецензии на мою книгу «Неправославные» . www.orthodoxinfo.com . Проверено 15 ноября 2022 г.
- ^ Фрэнк Лесли Кросс; Элизабет А. Ливингстон, ред. (2005). Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. п. 29. ISBN 978-0-19-280290-3 .
- ^ Хусто Л. Гонсалес (2010). История христианской мысли, том II: от Августина до кануна Реформации . Абингдон Пресс. п. 81. ИСБН 978-1-4267-2191-5 .
- ^ Джей Си Купер (2013). Словарь христианства . Рутледж. п. 119. ИСБН 978-1-134-26546-6 .
- ^ Мэри Клейтон (1998). Апокрифические Евангелия Марии в англосаксонской Англии . Издательство Кембриджского университета. п. 43. ИСБН 978-0-521-58168-4 .
- ^ Уильям Холмс (2017). Эпоха Юстиниана . Юпитер Пресс. п. 280. ИСБН 978-1-5378-1078-2 .
- ^ Сольер, Джозеф. «Аполлинарианство». Католическая энциклопедия Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1907 г., 8 февраля 2019 г.
- ^ МакГакин (1994). Св. Кирилл Александрийский: христологический спор: его история, богословие и тексты . Брилл. п. 109. ИСБН 978-90-04-31290-6 .
- ^ Дэниел Р. Стритт (2011). Они вышли от нас: Личность противников в Первом послании Иоанна . Вальтер де Грюйтер. стр. 38–39. ISBN 978-3-11-024771-8 .
- ^ JRC Cousland (2017). Святой террор: Иисус в младенчестве, Евангелие от Фомы . Издательство Блумсбери. п. 99. ИСБН 978-0-567-66817-2 .
- ^ Э.А. Ливингстон; МВД Спаркс; Р.В. Пикок (2013). «Монофизитство». Краткий Оксфордский словарь христианской церкви . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-965962-3 .
- ^ Фред Сандерс; Клаус Исслер (2007). Иисус в тринитарной перспективе: вводная христология . Издательская группа B&H. п. 22. ISBN 978-0-8054-4422-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Джон Д. Ханна (2019). Приглашение к истории Церкви: Мир: История христианства . Крегель академик. п. 153. ИСБН 978-0-8254-2775-6 .
- ^ Ханс ван Лун (2009). Диофизитская христология Кирилла Александрийского . Брилл. п. 33. ISBN 978-90-474-2669-1 .
- ^ Бернхард Бишофф; Майкл Лапидж (1994). Библейские комментарии Кентерберийской школы Теодора и Адриана . Издательство Кембриджского университета. п. 11. ISBN 978-0-521-33089-3 .
- ^ «Евтихий | Православный настоятель» .
- ^ Симплициус (2014). Об Аристотеле «О небесах» 1.2-3 . А&С Черный. п. 9. ISBN 978-1-4725-0166-0 .
- ^ Э.А. Ливингстон; МВД Спаркс; Р.В. Пикок (2013). Краткий Оксфордский словарь христианской церкви . ОУП Оксфорд. п. 573. ИСБН 978-0-19-965962-3 .
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Тритеисты» . www.newadvent.org .
- ^ Хусто Л. Гонсалес (2010). История христианской мысли, том II: от Августина до кануна Реформации . Абингдон Пресс. стр. 77–78, 81. ISBN. 978-1-4267-2191-5 .
- ^ Лота, Глория (16 марта 2023 г.). «Коптская Православная Церковь Александрии» . Британская энциклопедия . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ Петруцелло, Мелисса (13 апреля 2023 г.). «Монофизит» . Британская энциклопедия . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ Хусто Л. Гонсалес (1987). История христианской мысли, том 2: От Августина до кануна Реформации . Абингдон Пресс. п. 82. ИСБН 978-0-687-17183-5 .
- ^ Э. Гленн Хинсон (1996). Ранняя церковь: от истоков до зари средневековья . Абингдон Пресс. п. 298. ИСБН 978-0-687-00603-8 .
- ^ Филип Хьюз (1948). История Церкви: Том 1: Мир, в котором была основана Церковь . А&С Черный. п. 265. ИСБН 978-0-7220-7981-2 .
- ^ Брайан Уорд-Перкинс; Майкл Уитби (2000). Кембриджская древняя история. 14. Поздняя античность: империя и ее преемники, 425–600 гг. н.э. Издательство Кембриджского университета. стр. 51–52. ISBN 978-0-521-32591-2 .
- ^ Хусто Л. Гонсалес (2010). История христианской мысли, том II: от Августина до кануна Реформации . Абингдон Пресс. стр. 79–82. ISBN 978-1-4267-2191-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Джон Уэсли Баркер (1966). Юстиниан и Поздняя Римская империя . Университет Висконсин Пресс. стр. 212–213. ISBN 978-0-299-03944-8 .
- ^ Рим на Востоке, Warwick Ball, Routledge, 2000, стр. 105
- ^ Олупона, Джейкоб К. (2014). Африканские религии: очень краткое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . п. 90. ИСБН 978-0-19-979058-6 . OCLC 839396781 .