Jump to content

Богословие Мартина Лютера

Мартин Лютер

Богословие Мартина Лютера сыграло важную роль в оказании влияния на протестантскую Реформацию , особенно на темы, касающиеся оправдания верой , взаимосвязи между Законом и Евангелием (также инструментальный компонент реформатского богословия) и различных других богословских идей. Хотя Лютер никогда не писал систематического богословия или «суммы» в стиле св. Фомы Аквинского , многие из его идей были систематизированы в « Лютеранских исповеданиях» .

Оправдание верой [ править ]

Картина Лукаса Кранаха, посвященная лютеранскому учению, Лютерхаус.

«Эта единая и твердая скала, которую мы называем учением об оправдании, — настаивал Лютер, — есть главная статья всего христианского учения, включающего в себя понимание всякого благочестия». [1] В этом вопросе лютеране склонны следовать за Лютером. Для лютеранской традиции учение о спасении только по благодати через веру только во Христа является материальным принципом , на котором покоятся все остальные учения. [2]

Лютер пришел к пониманию того, что оправдание — это всецело дело Бога. Вопреки учению своего времени о том, что верующие становятся праведными через вливание Божьей благодати в душу, Лютер утверждал, что христиане получают эту праведность исключительно извне; эта праведность не только исходит от Христа, она на самом деле является праведностью Христа и остается вне нас, но просто вменяется нам (а не вливается в нас) через веру. «Вот почему только вера делает человека справедливым и исполняет закон», — сказал Лютер. «Вера – это то, что приносит Святого Духа через заслуги Христа». [3] Таким образом, вера для Лютера — это дар Божий и «… живая, смелая вера в Божью благодать, настолько уверенная в Божьем благоволении, что, доверяясь ей, человек тысячу раз рисковал бы смертью». [4] Эта вера постигает праведность Христа и присваивает ее себе в сердце верующего.

Исследования и исследования Лютера заставили его усомниться в современном использовании таких терминов, как покаяние и праведность, в Римско-католической церкви. Он пришел к убеждению, что церковь упустила из виду то, что он считал несколькими центральными истинами христианства, самой важной из которых является доктрина оправдания только верой. Он начал учить, что спасение Божией — это дар благодати через Христа, полученный только верой . [5] В результате своих лекций по Псалмам и Посланию апостола Павла к римлянам в 1513–1516 годах Лютер «достиг экзегетического прорыва, понимания всеобъемлющей благодати Божией и вседостаточной заслуги Христа. " [6] Особенно это было связано с Посланием к Римлянам 1:17: «Ибо в нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: «Праведный верою жив будет». Лютер пришел к одному из самых важных своих понятий: что «праведность Божья» не была активным, суровым, карающим гневом Бога, требующим от человека в совершенстве соблюдать Божий закон, чтобы спастись, а, скорее, Лютер пришел к убеждению, что Божья праведность — это то, что Бог дает человеку в качестве дара. свободно, через Христа. [7] «Лютер вышел из своей огромной борьбы с более твердой верой в Бога и любовью к Нему. Учение о спасении только по благодати Божией, полученной как дар через веру и без зависимости от человеческих заслуг, было мерилом, по которому он судил о религиозных практиках. и официальные учения церкви того времени, и нашел их недостаточными». [7]

Лютер объяснил оправдание таким образом в своих статьях Смалькальда :

Первая и главная статья такова: Иисус Христос, наш Бог и Господь, умер за наши грехи и воскрес для нашего оправдания (Римлянам 3:24-25). Он один — Агнец Божий, который берет на себя грехи мира ( Иоанна 1:29), и Бог возложил на Него грехи всех нас ( Исаия 53:6). Все согрешили и оправданы даром, без своих дел и заслуг, по Его благодати, через искупление во Христе Иисусе, в Его крови (Римлянам 3:23-25). В это необходимо верить. Это не может быть приобретено или постигнуто каким-либо другим трудом, законом или заслугами. Поэтому ясно и несомненно, что одна эта вера оправдывает нас... Ничто из этого артикля не может быть уступлено или отдано, хотя бы небо и земля и все прочее пали ( Марка 13:31). [8]

Закон и Евангелие [ править ]

Картина «Закон и благодать» Лукаса Кранаха

Другим важным аспектом его богословия был его акцент на «правильном различении». [9] между Законом и Евангелием . Он считал, что этот принцип толкования является важной отправной точкой в ​​изучении Священных Писаний и что неспособность правильно провести различие между Законом и Евангелием лежит в основе многих фундаментальных богословских ошибок. [10]

Вселенское священство крещеных [ править ]

Лютер развил свое изложение «всеобщего священства верующих» на основе Священных Писаний Нового Завета. Благодаря своим исследованиям Лютер осознал, что иерархическое деление христиан на духовенство и мирян противоречит учению апостола Петра ( 1 Петра 2:1-10).

. . . 9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, народ, принадлежащий Ему, чтобы вы могли провозглашать превосходства Того, кто призвал вас из тьмы в Свой чудесный свет. 10 Когда-то вы не были народом, а теперь вы — народ Божий; некогда вы не были помилованы, а теперь помилованы.

Праведник и грешник одновременно [ править ]

(латинский simul, «одновременный» + латинский justus, «праведный» + латинский et, «и» + латинский peccator, «грешник») [11] Римско-католическая теология утверждает, что крещение смывает первородный грех . Однако « похоть » остается склонностью к греху, которая не является грехом, если не реализована. [12] Лютер и реформаторы, вслед за Августином , настаивали на том, что то, что называлось «вожделением», на самом деле было грехом. Не отрицая действительности крещения, Лютер утверждает, что склонность ко греху является истинным грехом. [13]

Simul justus et peccator означает, что христианин одновременно и праведник, и грешник. Человек оправдывается только благодатью, но в то же время он всегда останется грешником, даже после крещения. Доктрину можно интерпретировать двояко. С точки зрения Бога, люди одновременно являются полностью грешниками и полностью праведными во Христе (totus/totus). Однако можно также утверждать, что люди частично грешны, а частично праведны (partim/partim). Доктрина simul justus не является оправданием беззакония или разрешением на продолжение греховного поведения; скорее, правильно понятое, оно утешает человека, который действительно желает освободиться от греха и осознает внутреннюю борьбу внутри себя. Глава 7 Послания к Римлянам является ключевым библейским отрывком для понимания этой доктрины.

Лютер также не отрицает, что христианин может когда-либо «улучшиться» в своем поведении. Вместо этого он хочет уберечь христиан от того, чтобы полагаться или отчаиваться из-за своего собственного поведения или позиции.

философа XVIII века Иммануила Канта Учение о радикальном зле было описано как адаптация лютеранского принципа simul justus et peccator . [14]

Таинства и средства благодати [ править ]

Два королевства [ править ]

Учение Мартина Лютера о двух царствах (или двух правлениях) Бога учит, что Бог является правителем всего мира и что Он правит двумя способами: посредством закона и Евангелия.

Бог управляет земным царством через светское правительство, посредством закона и меча. Как создатель , Бог хотел бы способствовать социальной справедливости, и это достигается посредством политического использования закона. В то же время Бог управляет своим духовным царством, чтобы способствовать праведности человека перед Богом. Это делается через Евангелие, согласно которому все люди оправдываются только благодатью Божией.

Это различие в лютеранском богословии часто связывалось с идеей об отсутствии особого христианского вклада в политическую и экономическую этику . Человеческого разума достаточно, чтобы понять, что такое правильный поступок в политической и экономической жизни. Евангелие не вносит никакого вклада в содержание социальной этики. С этой точки зрения лютеранское богословие часто поддерживало тех, кто обладал политической и экономической властью.

школа финская Новая

Финская наука в последние годы представила особый взгляд на Лютера. Туомо Маннермаа из Хельсинкского университета возглавил «Новую финскую интерпретацию Лютера», в которой взгляды Лютера на спасение представлены с точки зрения, гораздо более близкой к восточно-православной доктрине теозиса , чем к устоявшимся интерпретациям немецкой науки Лютера. [15]

Ученик Маннермаа Олли-Пекка Вайнио утверждал, что Лютер и другие лютеране в шестнадцатом веке (особенно теологи, которые позже написали «Формулу согласия») продолжали определять оправдание как участие во Христе, а не просто судебное вменение. Вайнио заключает, что лютеранское учение об оправдании может отрицать заслуги человеческих действий «только в том случае, если новая жизнь, данная грешнику, истолковывается как участие в божественной Жизни во Христе... Вера, имеющая своим объектом Христа и которая постигает Его и Его заслуги, представляя Его как образ веры, считается праведностью». [16]

Финский подход утверждает, что именно благодаря гораздо более поздней интерпретации Лютера, он широко известен как центр своего учения о человеческом спасении на вере в то, что люди спасаются путем вменения им праведности, чужой, а не праведности Христа (« чужой») праведность. Это известно как богословская доктрина судебно-медицинского обоснования. Скорее, финская школа утверждает, что учение Лютера о спасении было похоже на учение восточного православия, теозис (обожение). Финский язык намеренно заимствован из греческой православной традиции и, таким образом, раскрывает цель и контекст этого богословского предприятия: это попытка лютеран найти общий язык с православием, попытка, предпринятая в условиях разрядки между Востоком и Западом в 1970-х годах. , но приобретая больший импульс в мире после 1989 года, поскольку такой диалог кажется гораздо более актуальным для церквей по всему Прибалтике. [17]

Новая финская интерпретация подверглась сомнению, поскольку она игнорирует корни Лютера и богословское развитие в западном христианском мире и характеризует учение Лютера об оправдании как основанное на праведности Иисуса Христа, которая обитает в верующем, а не на его праведности, вмененной верующему. [18] Колб и Аранд (2008) утверждают, что «эти взгляды игнорируют радикально разные метафизические основы понимания Лютера и Восточной церкви, а также игнорируют понимание Лютером динамической, воссоздающей природы Слова Божьего». [19] В антологии « Союз со Христом: Новая финская интерпретация Лютера» рассматривается тема осианрианства, поскольку финская школа воспринимается как возрождение учения Андреаса Осиандера о спасении через вселение Христа в верующего своей божественной природой.

Демонология [ править ]

Лютер продолжил традицию христианского взаимодействия с демоническими силами своих средневековых предшественников. Например, во время своих застольных бесед Мехтильды Магедбургской он ссылается на «Стекающий свет Божества» , пример дореформационного благочестия, в которое был погружен Лютер, который ассоциировал Дьявола с экскрементами. Лютер ссылается на работу Мечтихильда, предполагая, что те, кто находится в состоянии смертного греха, в конечном итоге изгоняются Дьяволом. [20] Джозеф Смит заявляет, что совет Лютера относительно Дьявола заключается в том, что «нужно обращаться к дьяволу как таковому», цитируя:

«Черт, я тоже обделался в штаны, ты понюхал и записал это в другие мои грехи?» (Тишреден 261,б)

В других случаях он репетирует средневековые скаталогические лимерики:

Дьявол: Ты, монах в уборной,
здесь можно не читать утреню!

Монах: Я очищаю кишечник.
и поклонение Всемогущему Богу;
Вы заслуживаете того, что нисходит
и Бог, что восходит». [21]

Он отдельно заявляет:

Читатель, хвались Богом и молись об увеличении проповеди против сатаны. Ибо он могуч и злобен, сегодня более опасен, чем когда-либо прежде, потому что он знает, что у него осталось совсем немного времени, чтобы злиться. [21]

См. также [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Альтхаус, Пол. Богословие Мартина Лютера (1966) 464 страницы.
  • Багчи, Дэвид и Дэвид К. Стейнмец, ред. Кембриджский справочник по теологии реформации (2004) 289 стр.
  • Бейнтон, Роланд Х. Вот я стою: жизнь Мартина Лютера (1950) 386 страниц
  • Байер, Освальд, Богословие Мартина Лютера: современная интерпретация (2008) 354 страницы
  • Брендлер, Герхард. Мартин Лютер: теология и революция (1991) 383 страницы
  • Джерриш, бакалавр благодати и разума: исследование богословия Лютера (2005) 188 страниц
  • Колб, Роберт. Связанный выбор, выборы и виттенбергский богословский метод: от Мартина Лютера к формуле согласия. (2005) 382 стр.
  • Крамм, Его Святейшество Богословие Мартина Лютера (2009) 152 страницы
  • Ленингер, Пол. Лютер и теозис: обожение в богословии Мартина Лютера (1999) 388 страниц.
  • МакКим, Дональд К., изд. Кембриджский спутник Мартина Лютера (2003) 320 страниц
  • Осборн, Томас М. «Вера, философия и номиналистская подоплека защиты Лютером реального присутствия», Журнал истории идей, том 63, номер 1, январь 2002 г., стр. 63–82.
  • Полсон, Стивен Д., Лютер для кабинетных теологов (2004) 208 страниц
  • Тригг, Джонатан Д. Крещение в богословии Мартина Лютера (2001) 234 страницы
  • Венгерт, Тимоти Дж. Пасторальный Лютер: Очерки практического богословия Мартина Лютера (2009) 380 страниц
  • Захман, Рэндалл К. Гарантия веры: совесть в теологии Мартина Лютера и Джона Кальвина (2005), 272 стр.

Примечания [ править ]

  1. ^ Герберт Бауман, «Доктрина оправдания в лютеранских исповеданиях», Concordia Theological Monthly 26 (ноябрь 1955 г.), № 11:801. «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 12 мая 2008 г. Проверено 15 марта 2009 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  2. ^ Герберт Дж. А. Бауман, «Доктрина оправдания», 801–802.
  3. ^ «Определение веры Мартина Лютера» . Projectwittenberg.org . Проверено 16 апреля 2018 г.
  4. ^ «Предисловие к Римлянам Мартина Лютера» . www.ccel.org . Проверено 16 апреля 2018 г.
  5. ^ Маркус Ридт, «Богословие Лютера», в «Кембриджском спутнике Лютера» (Нью-Йорк: Cambridge University Press, 2003), 88–94.
  6. ^ Льюис В. Спитц, Движения Возрождения и Реформации , переработанное издание. (Сент-Луис: Издательство Concordia, 1987), 332.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шпиц, 332.
  8. ^ Мартин Лютер, Статьи Смалкальда в Конкордии: Лютеранские исповедания (Сент-Луис: Издательство Concordia, 2005), 289, Часть вторая, Статья 1.
  9. ^ Эвальд Пласс, «Закон и Евангелие», в книге «Что говорит Лютер: антология» (Сент-Луис: издательство Concordia, 1959), 2:732, вып. 2276
  10. ^ Преус, Роберт Д. «Лютер и доктрина оправдания». Архивировано 9 сентября 2006 г. в Wayback Machine Concordia Theological Quarterly 48 (1984), вып. 1:11-12.
  11. ^ «Simul justus et peccator | Богословское слово дня» . Архивировано из оригинала 4 июля 2009 г. Проверено 17 июля 2009 г.
  12. ^ Совместная декларация о доктрине оправдания, 4.4 (30)
  13. ^ Апология Аугсбургского исповедания 2.38-41
  14. ^ Патрик Фриерсон (2007) Провидение и божественное милосердие в этическом космополитизме Канта , Вера и философия, том 24 , выпуск 2, апрель 2007 г., стр. 151
  15. ^ См. Карла Э. Бротена и Роберта В. Дженсона , ред. Союз со Христом: новая финская интерпретация Лютера (1998); также Тед Дорман, Обзор книги «Единение со Христом: Новая финская интерпретация Лютера» . Первые вещи , 1999. Проверено 31 мая 2007 г.
  16. ^ Олли-Пекка Вайнио, Оправдание и участие во Христе: развитие оправдания от Лютера к формуле согласия (1580 г.) Исследования средневековых и реформаторских традиций (Лейден: Брилл, 2008). стр. 227
  17. ^ Диармайд МакКаллох, «Протестантизм в материковой Европе: новые направления», Renaissance Quarterly, том 59, номер 3, осень 2006 г., стр. 698-706
  18. ^ Уильям Уоллес Шумахер, «Кто я тебя говорю?» Антропология и теология обожения в финской школе Туомо Маннермаа» (докторская диссертация, семинария Конкордия, Сент-Луис, Миссури, 2003), 260 и далее.
  19. ^ Роберт Колб и Чарльз П. Аранд, Гений теологии Лютера: Виттенбергский образ мышления для современной церкви (Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academic, 2008), 48
  20. ^ Мехтильд Магдебургский, Das fliessende Licht der Gottheit («Сияющий свет Божества»), глава 3, 21 в Шмидте, Иосиф с Мэри Саймон. «Святое и нечестивое дерьмо: прагматический контекст скатологических проклятий в сатире ранней немецкой реформации». По фекальным вопросам в литературе и искусстве раннего Нового времени: исследования по скатологии . Под редакцией Джеффа Перселса и Рассела Ганима, 109–117. Олдершот, Великобритания: Ashgate Publishing, 2004. см. стр. 170, издание EPUB.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сочинения Д. Мартина Лютера: Критическое полное издание, Тишреден [Застольная беседа], тт. И-6 (Веймар, 1912-21). ВАТ № 2307; 413, 14–19; 1531 г. в Обермане, Гейко Августин. Лютер: Человек между Богом и дьяволом Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1989. стр. 154,
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: be585dc5a5c1b05f30eb65bc9e20db0e__1709581740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/0e/be585dc5a5c1b05f30eb65bc9e20db0e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Theology of Martin Luther - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)