Восстань, Господь
Часть серии о |
Католик Контрреформация |
---|
Католическая Реформация и Возрождение |
Exsurge Domine ( лат. «Восстань, Господи») — папская булла, обнародованная 15 июня 1520 года Папой Львом X. Оно было написано в ответ на учение Мартина Лютера , которое противоречило взглядам католической церкви . Булла порицала сорок одно положение, извлеченное из сочинений Лютера, и угрожала ему отлучением от церкви , если он не откажется в течение шестидесяти дней, начиная с публикации буллы в Саксонии и соседних регионах.
Лютер отказался отречься и вместо этого в ответ составил полемические трактаты, осуждающие папство , и публично сжег копию буллы 10 декабря 1520 года. В результате Лютер был отлучен от церкви в 1521 году.
История
[ редактировать ]Исторический стимул для этой буллы возник из-за попытки дать решительный ответ папы на растущую популярность учения Лютера. Начиная с января 1520 года была созвана папская консистория для проверки верности Лютера католическому учению. Через короткое время был составлен поспешный список нескольких предполагаемых ошибок, обнаруженных в его трудах, но представители курии считали, что необходимо более тщательное рассмотрение. Комитет был реорганизован и впоследствии подготовил отчет, в котором было установлено, что лишь некоторые из учений Лютера потенциально могут быть признаны еретическими или ошибочными с точки зрения католического богословия. Другие его учения, считавшиеся проблематичными, считались заслуживающими меньшей степени богословского порицания , включая определения «скандальные» или «оскорбительные для благочестивых ушей». [1] [а]
Иоганн Эк Впоследствии в этом разбирательстве принял участие . Годом ранее он лично выступил против Лютера в Лейпцигском диспуте и получил копии обвинений, вынесенных против Лютера университетами Кельна и Левена . [3] В письме другу Эк сказал, что принял участие, потому что «никто больше не был достаточно знаком с ошибками Лютера». [1] Вскоре после того, как он присоединился к комитету, когда он уже был на полпути к обсуждению, [4] он начал оказывать свое значительное влияние на то направление, которое оно приняло впоследствии.
Комитет, в котором заседал Эк, состоял примерно из сорока членов, включая кардиналов (среди которых был кардинал Каэтан ), богословов и канонических юристов . Были представлены главы трех основных нищенствующих орденов : доминиканцев , францисканцев и августинцев . [1] [5] Центральным вопросом в работе комитета был вопрос о том, следует ли (и каким образом) официально осудить Лютера и его учение. Некоторые члены утверждали, что народная поддержка Лютера в Германии делала издание буллы в то время слишком политически рискованным. Богословы поддержали немедленное осуждение Лютера. Но канонические юристы выступали за посредническую позицию: Лютеру нужно дать выслушать и дать возможность защитить себя, прежде чем его отлучат от церкви как еретика. В конечном итоге комитет пришел к компромиссу. Лютера не выслушают, но ему предоставят шестидесятидневное окно для покаяния, прежде чем будут предприняты дальнейшие действия. [6]
До участия Экка Каэтан выразил желание, чтобы члены комитета изучили весь контекст сочинений Лютера и установили тщательные различия между различными степенями порицания, которые будут применяться к учению Лютера. Подход Экка был заметно иным. Он протолкнул окончательное решение через комитет, чтобы обеспечить скорейшую публикацию. [4] В результате текст, который в конечном итоге был составлен, просто содержал список различных утверждений Лютера, которые он считал проблематичными. Не было предпринято никаких попыток дать конкретные ответы на предложения Лютера, основанные на Священном Писании или католической традиции, или какое-либо разъяснение того, какая степень богословской порицания должна быть связана с каждым перечисленным утверждением. Все цитируемые высказывания должны были быть осуждены в целом ( in globo ) как еретические, скандальные, ложные, оскорбительные для благочестивых ушей или соблазняющие простые умы. Экк, возможно, использовал эту тактику, чтобы сильнее связать налет заблуждения со всеми порицаемыми учениями Лютера. [7] Однако эта формула порицания in globo уже использовалась предыдущим Констанцским собором для осуждения различных положений, извлеченных из сочинений Яна Гуса . [8]
Когда члены комитета достигли согласия между собой относительно выбора сорока одного предложения, которое они сочли проблематичным, они впоследствии представили свой проект текста Льву X. Он добавил предисловие и заключение и опубликовал документ как официальную папскую буллу о 15 июня 1520 г. [8] Копии были распечатаны, нотариально заверены, запечатаны и розданы специально назначенным папским нунциям , которым было поручено распространять буллу, особенно в тех регионах, где последователи Лютера были наиболее активны, и обеспечивать выполнение ее указаний. [9]
Текст
[ редактировать ]Печатные копии этой буллы носили латинское название Bulla contra errores Martini Lutheri et sequacium («Булла против ошибок Мартина Лютера и [его] последователей»), но более широко она известна под латинским инципитом ( Exsurge Domine « Восстань, Господи») . ). Эти слова также служат началом вступительной молитвы в тексте быки, призывающей Господа восстать против «лисиц, [которые] восстали, стремясь уничтожить виноградник» и разрушительного «кабана из леса». [10] Оба относятся к отрывкам из Библии: «Ловите для нас лисиц, лисиц, которые губят виноградники, пока наши виноградники цветут» ( Песнь 2:15 НАНБ ) , и «Вепрь из леса съедает их и все, что движется в поле, питается им. Боже Саваоф, обратись теперь, умоляем Тебя, взгляни с неба и взгляни, и позаботься об этой лозе» ( Пс. 80 :13–14). В этих поэтических метафорах также можно найти отголосок участия Льва X в охоте на кабанов, когда он жил в охотничьем домике на итальянских холмах весной 1520 года. [4]
После дополнительных молитв-заступничества, адресованных апостолам Петру и Павлу и «всей церкви святых» для защиты католицизма от Лютера, булла переходит к перечислению сорока одного предложения, ранее отобранного комитетом. Осужденные положения не охватывают всех спорных моментов доктрины, отстаиваемой Лютером. Многие из важных работ Лютера, излагающие его разногласия с католическим богословием , в том числе « О вавилонском пленении церкви» , еще не были опубликованы, когда была издана эта булла. Более того, из-за усилий Эка ускорить работу комитета у него не было достаточной возможности тщательно изучить материал, уже опубликованный Лютером. Таким образом, список осужденных положений в значительной степени основан на материалах, с которыми Экк был лично знаком, включая 95 тезисов , списки порицаний Лютера, выпущенные университетами Кельна и Левена, которые Экк привез с собой в Рим, и Лютера Резолюции [11] (подробное изложение 95 тезисов). [12] Более половины из сорока одного осужденного предложения взяты из 95 тезисов или резолюций ; большая часть остальных взята из дебатов в Лейпциге . [13] Сам выбор порицаний в значительной степени объединяет и усиливает те утверждения, которые уже были признаны проблематичными университетами Кельна и Левена. [14]
Некоторые осуждения подтвердили предыдущие решения папства. Поддержка Лютером соборности подвергается явной критике (предложение № 28) и выделяется для дальнейшего осуждения в заключении буллы: «[Лютер] разразился опрометчивым призывом к будущему собору. Это, конечно, противоречило конституции Пия. II [б] и Папа Юлий II, наши предшественники, что все, кто обращается таким образом, должны быть наказаны наказаниями еретиков. Напрасно он умоляет о помощи совета, так как открыто признает, что не верит в совет». [10] Другие осуждения представляют собой новое вмешательство папы в вопросы, которые до того времени свободно обсуждались католическими учеными и богословами. Например, противодействие Лютера сожжению еретиков (предложение № 33) и его антивоенная позиция по отношению к туркам-османам (предложение № 34) отражают мнения, разделяемые также Дезидерием Эразмом . [15] Более того, Лютер открыто обратился за поддержкой к отцу церкви Иерониму, когда тот выступал против практики сжигания еретиков. [16]
Затем Лев X приступил к авторитетному осуждению этих сорока одного положения в следующих словах:
По совету и согласию этих наших почтенных братьев, при зрелом обсуждении каждого из вышеизложенных тезисов, а также авторитетом всемогущего Бога, блаженных апостолов Петра и Павла и нашей собственной властью мы осуждаем, отвергаем и полностью отвергайте каждое из этих тезисов или заблуждений как еретические, скандальные, ложные, оскорбительные для благочестивых ушей или соблазняющие простые умы и противоречащие католической истине . Перечисляя их, мы постановляем и заявляем, что все верующие обоих полов должны считать их осужденными, порицаемыми и отвергнутыми... Мы ограничиваем всех в добродетели святого послушания и под страхом автоматического серьезного отлучения от церкви. [с] [10]
Кроме того, булла содержит директиву, запрещающую любое использование произведений Лютера и предписывающую их сжечь:
[Мы] аналогичным образом осуждаем, отвергаем и полностью отвергаем книги и все сочинения и проповеди упомянутого Мартина, будь то на латыни или на любом другом языке, содержащие указанные ошибки или любую из них; и мы хотим, чтобы к ним относились как к полностью осужденным, порицаемым и отвергнутым. Мы запрещаем каждому верующему любого пола в силу святого послушания и под автоматическим наказанием, указанным выше, читать, утверждать, проповедовать, восхвалять, печатать, публиковать или защищать их. ... Действительно, сразу же после публикации этого письма эти произведения, где бы они ни находились, должны быть тщательно разысканы Ординариями и другими [священнослужителями и регулярными лицами], и в соответствии с каждым из вышеперечисленных наказаний они должны быть публично сожжены и торжественно в присутствии священнослужителей и народа. [10]
Лютеру вместе со своими «сторонниками, приверженцами и сообщниками» было дано шестьдесят дней с момента публикации этой буллы, чтобы воздерживаться «от проповедей, излагающих как свои взгляды, так и осуждающих других, от публикации книг и брошюр, касающихся некоторых или всех их взглядов». ошибки». Самому Лютеру было поручено «сообщить нам о таком отречении через открытый документ, запечатанный двумя прелатами , который мы должны были получить в течение еще шестидесяти дней. Или он должен лично, с охранной грамотой, сообщить нам о своем отречении, приехав в Рим». [10]
Реакции
[ редактировать ]Лютер и его сторонники
[ редактировать ]Папа поручил Экку и кардиналу Джироламо Алеандро опубликовать эту буллу в Саксонии , соседних с ней регионах и Нидерландах . [17]
Они нашли эту задачу более сложной, чем первоначально предполагалось, из-за широкой общественной поддержки Лютера , особенно в Германии. В Эрфурте студенты, симпатизировавшие Лютеру, выбросили копии буллы в местную реку, а в Торгау вывешенная копия была сорвана и испорчена. Даже некоторые католические епископы колебались целых шесть месяцев, прежде чем опубликовать содержание буллы. [17] Временами сопротивление Экка и Алеандро было настолько жестоким, что сама их жизнь подвергалась опасности. [18] В Лейпциге Экку пришлось на час уйти в монастырь, опасаясь за свою жизнь. [17]
Эк счел свою задачу особенно обременительной. Он получил секретные инструкции, позволяющие ему включать больше имен под угрозой отлучения от церкви по его усмотрению. Эту власть он решил реализовать, дополнив буллу именами нескольких выдающихся немецких гуманистов и тем самым вызвав их оппозицию, помимо оппозиции сторонников Лютера. В Нидерландах Алеандро также пережил свою долю конфронтации со сторонниками Лютера. Среди тех, с кем он столкнулся, был Дезидер Эразм , который заявил: «Неумолимость буллы плохо сочетается с умеренностью Льва», а также что «Папские буллы весомы, но ученые придают гораздо больший вес книгам с хорошими аргументами, основанными на свидетельствах Божественное Писание, которое не принуждает, но наставляет». [19]
По этим причинам его распространение заняло несколько месяцев. Сам Лютер получил официальную копию с папской печатью в начале октября того же года. Однако слухи о его существовании дошли до Лютера намного раньше официальной копии. Сначала он усомнился в их правдивости и подумал, что документ, на который они ссылались, может быть подделкой, возможно, самим Экком. Тем не менее он отметил, что это была работа Антихриста , каким бы ни было ее истинное происхождение, и начал писать ответ еще до того, как получил официальную копию. [20] Его ответ был озаглавлен «Adversus Execrable Antichristi Bullam» ( «Против отвратительной буллы антихриста» ). [21]
Лютер дерзко заявил в своем ответе, что «кто бы ни написал эту буллу, он — антихрист. Я протестую перед Богом, нашим Господом Иисусом, его священными ангелами и всем миром, что всем своим сердцем я не согласен с проклятием этой буллы, что я проклинаю и проклинай это как святотатство и богохульство Христа, Сына Божьего и Господа нашего. Вот мое отречение, о бык, дочь быков». [22] Впоследствии он не согласился с осуждением его заявлений во всем мире : «Мои статьи называются «соответственно, некоторые еретические, некоторые ошибочные, некоторые скандальные», что равносильно тому, чтобы сказать: «Мы не знаем, что есть что». О дотошное невежество! Я хочу, чтобы меня наставили не соответственно, а абсолютно и наверняка [...] Пусть покажут, где я еретик, или высушат свою слюну». [23] Большая часть оставшейся части трактата посвящена обсуждению осужденных положений.
С публикацией буллы в Германии стали происходить спорадические публичные сожжения сочинений Лютера в соответствии с указаниями Льва X. Однако в некоторых местах эту директиву оказалось невозможно или трудно выполнить из-за народной поддержки Лютера. В некоторых случаях его последователям удавалось заменить его осужденные книги макулатурой или антилютеровскими брошюрами или спасти некоторые из его произведений из огня, прежде чем они были уничтожены. [24]
29 ноября 1520 года Лютер опубликовал второй ответ на буллу, озаглавленный « Утверждение всех статей, ошибочно осужденных в Римской булле» . Комментарий Лютера к предложению номер 18 представляет собой показательный пример его общего тона: «Я был неправ, признаю это, когда говорил, что индульгенции — это «благочестивый обман верующих». Я отрекаюсь и говорю: «Индульгенции — это самое благочестивое обманы и самозванцы самых подлых понтификов, которыми они обманывают души и уничтожают добро верующих » . [25] В том же месяце Лютер также опубликовал свою работу «О свободе христианина» . Хотя эта работа не была написана как прямой ответ на буллу, она, тем не менее, подтвердила приверженность Лютера некоторым осуждаемым в ней темам, включая главенство вселенских соборов над папскими декретами. [26]
10 декабря 1520 года, через шестьдесят дней после того, как Лютер получил копию этой буллы, он и Меланхтон пригласили преподавателей и студентов местного университета собраться этим утром у Эльстерских ворот в Виттенберге . Был зажжен костер и тома канонического права , папских конституций и труды по схоластическому богословию сожжены . Сам Лютер бросил копию буллы в огонь. Сделав это, Лютер, как сообщается, сказал: «Поскольку вы смешали истину [или святых] Божьих, сегодня Господь посрамляет вас. В огонь с вами!», заявление, которое намекает на Псалом 21: 9. . [27] [28]
Сам Лютер позже объяснил свои действия в тот день:
Поскольку они сожгли мои книги, я сжигаю их. Каноническое право было включено, потому что оно делает Папу богом на земле. До сих пор я просто баловался этим делом папы. Все мои статьи, осуждаемые Антихристом, — христианские. Папе редко удавалось победить кого-либо с помощью Писания и разума. [29]
Разрыв между Лютером и папством завершился 3 января 1521 года, когда из-за отказа Лютера подчиниться Папа издал буллу Decet Romanum Pontificem, в которой объявил, что он был формально отлучен от церкви.
Современный
[ редактировать ]Exsurge Domine знаменует собой переломное событие в христианской истории. Протестантский писатель Филип Шафф отмечает: «Булла об отлучении является папским контрманифестом тезисам Лютера и осуждает в нем все дело протестантской Реформации. В этом заключается ее историческое значение. Это была последняя булла, адресованная латинскому христианскому миру как булла . неделимое целое, и первое, которому не подчинилась большая его часть». [30]
Однако современные исследователи Реформации широко согласны с тем, что сама эта булла является «странным документом и уклончивой оценкой богословских проблем Лютера». [16] Шафф отмечает, что осуждаемые положения «вырваны из связи [контекста] и представлены в самой предосудительной форме как простое отрицание католических доктрин. Положительные взгляды реформатора не излагаются и не искажаются». [31] Католический писатель Джон М. Тодд называет быка «противоречивым, лишенным милосердия и, между прочим, гораздо менее эффективным, чем мог бы быть». [18] В тексте не только не удается точно определить, как порицается каждое утверждение, но он также избегает прямого рассмотрения многочисленных вопросов, которые являются центральными для теологии Лютера, включая sola fide и sola scriptura . Частично это уклонение было просто неизбежным следствием того факта, что Лютер не сформулировал полностью свою зрелую богословскую позицию лишь спустя некоторое время после издания этой буллы. Несмотря на это, Экк не предоставил комитету достаточно времени, чтобы лучше понять основные вопросы учения Лютера. В результате некоторые из подвергнутых критике положений являются двусмысленными, второстепенными по отношению к основным проблемам Лютера или были неправильно поняты или искажены комитетом. По крайней мере, двенадцать из сорока одного предложения не цитируют Лютера точно и не искажают его убеждения. [32] Сама булла содержит внутреннее противоречие: в одном месте она приказывает сжечь все произведения Лютера, но в другом месте ограничивает эту цензуру только теми произведениями, которые содержат одно из сорока одного подвергнутого цензуре положения. [13]
Предложение 33
[ редактировать ]Осуждение некоторых богословских положений в этой булле продолжает оставаться источником разногласий. Например, предложение номер 33, порицаемое этой буллой, гласит: «Сжигание еретиков противоречит воле Духа». [д] Однако в декларации Dignitatis Humanae говорится II Ватиканского Собора , что «человек имеет право на религиозную свободу» и что «его свобода означает, что все люди должны быть защищены от принуждения со стороны отдельных лиц или социальных групп». и о любой человеческой власти таким образом, чтобы никто не мог быть принужден действовать вопреки его собственным убеждениям, будь то в частном порядке или публично, в одиночку или совместно с другими, в надлежащих пределах», по-видимому, смягчились. [33]
Восточно-православный автор Лоран Клиневерк утверждает, что осуждение Льва X технически удовлетворяет требованиям безошибочного ( ex cathedra ) определения в соответствии с критериями, установленными Первым Ватиканом . [34] Заявление Льва X о том, что верующие католики должны «осудить, опровергнуть и полностью отвергнуть каждый из этих тезисов или ошибок» под страхом автоматического ( latae sendentiae ) отлучения от церкви , считается авторитетным папским определением доктринальных вопросов, касающихся веры. и мораль, которой должна придерживаться вся католическая церковь. Затем он отмечает, что практика сожжения еретиков представляет собой «серьезную этическую проблему». [35] и, таким образом, Клиневерк находит в Exsurge Domine поддержку своего вывода о том, что «идея о том, что папская непогрешимость может быть представлена как независимая от какого-либо соборного согласия и как «постоянная вера вселенской церкви», отвергается». [36]
Другие не согласны с этими оценками и выдвигают альтернативную точку зрения, согласно которой порицание, которое может быть еретическим, но также может быть просто «скандальным», «оскорбительным для благочестивых ушей» или «соблазнительным для простых умов», не может быть принято как безошибочное высказывание Магистериума . Брайан Харрисон утверждает, что порицание неопределенного характера потенциально может подлежать будущему разъяснению или реформированию, в отличие от определения ex cathedra, которое по своей природе не поддается реформированию. [37] Второй аргумент, выдвигаемый здесь, утверждает, что порицания , которые являются просто «скандальными», «оскорбительными для благочестивых ушей» или «соблазнительными для простых умов», сильно зависят от конкретного контекста определенных исторических или культурных обстоятельств. Предложение, которое вызывает скандал или оскорбление, когда оно выдвигается в определенном контексте, «не обязательно может быть настолько вредным при других обстоятельствах». [37] Даже если предложение по сути верно, но плохо сформулировано или выдвинуто в определенном контексте с намерением спровоцировать скандал или оскорбление, оно может быть осуждено как «скандальное» или «оскорбительное для благочестивых ушей». [38] [и]
Копии рукописей
[ редактировать ]Копия Exsurge Domine хранится в библиотеке Ватикана . [40]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Католицизм традиционно признавал несколько степеней богословской порицания. Согласно Католической энциклопедии , «предложение считается еретическим, если оно прямо и непосредственно противоречит открытой или определенной догме или догме de fide ». Ошибочное суждение «противоречит только определенному богословскому заключению или истине, ясно выведенным из двух предпосылок, одна из которых является догматом веры, а другая естественно достоверна». Магистериум . может также применять менее серьезные порицания к другим положениям, которые по своей сути не являются ни еретическими, ни ошибочными Например, предложение может считаться «скандальным» или «оскорбительным для благочестивых ушей», если оно сформулировано таким образом, что может привести к скандальной интерпретации, или его «словесное выражение таково, что справедливо шокирует католическое чувство и деликатность вера." [2]
- ↑ Здесь Лев X ссылается на Папы Пия II буллу Execrabilis, обнародованную в 1460 году.
- ^ «Автоматическое серьезное отлучение» переводит латинское выражение « major excommunication latae sendentiae» .
- ^ Латынь : Сжигать еретиков — против воли Духа .
- ^ Само по себе является предметом споров, позволяло ли Магистериум 16-го века верующим католикам принять некоторые порицаемые положения как в целом верные и заслуживающие порицания только тогда, когда они выдвигаются в определенных контекстах с намерением вызвать скандал или вызвать оскорбление. В дебатах с Экком Лютер сам пытался защитить некоторые Яна Гуса положения , которые Констанцский собор осудил во всем мире как еретические, ошибочные, кощунственные, самонадеянные, подстрекательские или оскорбительные для благочестивых ушей. Эк ответил Лютеру парой: «Кем бы они ни были, ни один из них не был назван наиболее христианским и евангелистским, и если вы защищаете их, то вы соответственно еретик, ошибочный, богохульный, самонадеянный, крамольный и оскорбительный для благочестивых ушей». [39]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хиллербранд 2007 , с. 50.
- ^ Солье 1908 .
- ^ Бейнтон 1950 , с. 143.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тодд 1964 , с. 166.
- ^ Бейнтон 1950 , с. 144.
- ^ Бейнтон 1950 , стр. 143–144.
- ^ Долан 1965 , с. 240.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бейнтон 1950 , с. 147.
- ^ Бейнтон 1950 , с. 156.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Папа Лев X 1520 год .
- ^ Лютер, Мартин (1518 г.). Резолюции дебатов о достоинстве индульгенций Ф. Мартина Лютера Августиниана Виттенбергского (на латыни). Рау-Грюненберг.
- ^ Хиллербранд 2007 , с. 40.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хиллербранд 2007 , с. 51.
- ^ Бейнтон 1950 , с. 145.
- ^ Бейнтон 1950 , стр. 145–147.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хиллербранд 1969 , с. 108.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бейнтон 1950 , с. 158.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тодд 1964 , с. 167.
- ^ Бейнтон 1950 , с. 157.
- ^ Тодд 1964 , с. 168.
- ^ Лютер, Мартин (1520). Против презренного быка антихриста (на латыни) Виттенберг.
- ^ Бейнтон 1950 , стр. 161–162.
- ^ Бейнтон 1950 , с. 162.
- ^ Тодд 1964 , с. 169.
- ^ Бейнтон 1950 , с. 165.
- ^ Бейнтон 1950 , с. 164.
- ^ Брехт 1993 , с. 424.
- ^ Псалмы 21:9
- ^ Бейнтон 1950 , с. 166.
- ^ Шафф 1916 , с. 228.
- ^ Шафф 1916 , с. 229.
- ^ Хиллербранд 1969 , с. 111.
- ^ Папа Павел VI (7 декабря 1965 г.). «Дигнитатис Гуманэ» . Труды II Ватиканского собора. Архивировано из оригинала 11 февраля 2012 г. Проверено 10 марта 2012 г.
- ^ Клиневерк 2008 , стр. 311–313.
- ^ Клиневерк 2008 , с. 313.
- ^ Клиневерк 2008 , с. 315.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Харрисон 2005 .
- ^ Я 2001 .
- ^ Бейнтон 1950 , с. 116.
- ^ Секретные архивы Ватикана ок. 2006 год .
Источники
[ редактировать ]- Акин, Джимми (сентябрь 2001 г.). «Определение безошибочных утверждений» . Этот Рок . 12 (7). Сан-Диего, Калифорния: Ответы католиков . ISSN 1049-4561 . Архивировано из оригинала 27 января 2016 г. Проверено 10 марта 2012 г.
- Бейнтон, Роланд Х. (1950). Вот я стою: Жизнь Мартина Лютера . Абингдон-Коксбери Пресс.
- Брехт, Мартин (1993) [©1985]. Мартин Лютер . Том. 1. Перевод Джеймса Шаафа. Филадельфия: Крепость. ISBN 978-0-8006-0738-8 .
- Клиневерк, Лоран (2008). Его сломанное тело: понимание и исцеление раскола между Римско-католической и Восточно-православной церквями . Издательство Евклидского университета. ISBN 9780615183619 . [ самостоятельный источник ]
- Долан, Джон П. (1965). История Реформации (изд. «Наставник-Омега»). Торонто: Новая американская библиотека Канады Limited.
- Харрисон, Брайан В. (сентябрь 2005 г.). «Пытки и телесные наказания как проблема католического богословия» . Живое Предание (богословский журнал) (119). Сент-Луис, Миссури: Облаты мудрости. OCLC 45859084 . Архивировано из оригинала 10 февраля 2007 г. Проверено 10 марта 2012 г.
- Хиллербранд, Ханс Иоахим (1969). «Мартин Лютер и Bull Exsurge Domine » (PDF) . Богословские исследования . 30 (1). Милуоки, Висконсин: Университет Маркетта: 108–112. дои : 10.1177/004056396903000106 . ISSN 2169-1304 . S2CID 170382766 .
- Хиллербранд, Ханс Иоахим (2007). Разделение христианского мира: христианство в шестнадцатом веке . Пресвитерианское издательство. ISBN 9780664224028 .
- Папа Лев X (15 июня 1520 г.). «Экссердж Домин» . Проверено 10 марта 2012 г.
- Шафф, Филип (1916) [©1888]. «Немецкая реформация от публикации тезисов Лютера до Вормсского сейма 1517–1521 гг.» . История христианской церкви . Том. 6 (2-е изд.). Сыновья Чарльза Скрибнера.
- Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Солье, Жозеф (1908). « Богословские порицания ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 3. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Тодд, Джон М. (1964). Мартин Лютер: Биографическое исследование . Паулист Пресс.
- "The Bull Exsurge Domine Льва X" . Ватикан: Секретные архивы Ватикана. в. 2006. Архивировано из оригинала 22 мая 2011 г. Проверено 28 февраля 2012 г.