Второй Никейский собор
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2017 г. ) |
Второй Никейский собор | |
---|---|
Дата | 787 |
Принято | |
Предыдущий совет |
|
Следующий совет | |
Вызванный | Константин VI и императрица Ирина (как регент ) |
Президент | Патриарх Константинопольский Тарасий и легаты Папы Адриана I. |
посещаемость | 308 епископов, всего 350 членов (включая двух папских легатов) |
Темы | Иконоборчество |
Документы и заявления | разрешено иконопочитание |
Хронологический список Вселенских соборов |
Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
Обзор |
Часть серии о |
Вселенские соборы католической церкви |
---|
IV – V вв. |
VI–IX вв. |
12–14 вв. |
15–16 вв. |
19–20 вв. |
Портал католицизма |
Второй Никейский собор последним из первых семи вселенских соборов признан Восточной Православной и Католической церковью . Кроме того, его признают таковым и старые католики , и другие. Мнения протестантов по этому поводу разнятся.
Он собрался в 787 году нашей эры в Никее (место Первого Никейского собора ; современный Изник , Бурса в Турции ), чтобы восстановить использование и почитание икон , (или святых изображений). [1] который был подавлен императорским указом внутри Византийской империи во время правления Льва III (717–741). Его сын, Константин V (741–775), созвал Совет Иерии, чтобы придать подавлению официальный характер.
Фон
[ редактировать ]Почитание икон было запрещено византийским императором Константином V и поддержано его Иерийским собором (754 г.), который называл себя седьмым вселенским собором. [2] Иерийский собор был отменен Вторым Никейским собором всего 33 года спустя, а также был отвергнут католической и православной церквями, поскольку ни один из пяти основных патриархов не был представлен. Решительное соблюдение императором этого запрета включало преследование тех, кто почитал иконы, и монахов в целом. Преследование имело и политический подтекст: Константин все еще разрешал изображения императоров, что некоторые оппоненты рассматривали как попытку дать более широкую власть императорской власти, чем святым и епископам. [3] тенденции Константина Иконоборческие разделял сын Константина, Лев IV . После ранней смерти последнего его вдова Ирина Афинская , будучи регентшей при своем сыне, начала его восстановление по личным склонностям и политическим соображениям.
был назначен императорский секретарь Патриарх Тарасий В 784 г. преемником Патриарха Павла IV — он согласился при условии, что общение с другими Церквами будет восстановлено ; то есть изображения должны быть восстановлены. Однако собор, претендующий на звание вселенского, отменил почитание икон, поэтому для его восстановления понадобился еще один вселенский собор.
Папу Адриана I пригласили принять участие, и он с радостью принял его, послав архиепископа и аббата в качестве своих легатов .
В 786 году собор собрался в церкви Святых Апостолов в Константинополе . Однако солдаты, сговорившиеся с оппозицией, вошли в церковь и разогнали собрание. [4] В результате правительство прибегло к хитрости. Под предлогом похода телохранитель-иконоборец был выслан из столицы — разоружён и расформирован.
Совет снова был созван на заседание, на этот раз в Никее, поскольку Константинополю все еще не доверяли. Собор собрался 24 сентября 787 года в церкви Святой Софии. В нем насчитывалось около 350 членов; Подписали 308 архиереев или их представителей. Председательствовал Тарасий, [5] и семь сессий были проведены в Никее. [4]
Слушания
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Ноябрь 2021 г. ) |
- Первая сессия (24 сентября 787 г.) - шли дебаты о том, могут ли епископы, принявшие иконоборчество во время правления иконоборцев, оставаться на своем посту.
- Второе заседание (26 сентября 787 г.) - Письма Папы Адриана I были зачитаны в греческом переводе, в которых одобрялось почитание изображений, но резко критиковалось нарушение Византией папских прав. Приняв письмо по настоянию папского легата, епископы ответили: «Следуем, получаем, принимаем».
- Третья сессия (28 сентября 787 г.) - Верительные грамоты вручили предполагаемые представители восточных патриархатов. Из них ясно, что их на самом деле не назначали патриархи.
- Четвертое заседание (1 октября 787 г.) – Доказательство законности почитания икон взято из Исход 25:19 кв.; Числа 7:89; Евреям 9:5 кв.; Иезекииль 41:18 и Бытие 31:34, но особенно из ряда отрывков отцов церкви ; [1] и из агиографии.
- Пятое заседание очередной флорилегий (4 октября 787 г.) - был зачитан , «доказывающий», что иконоборчество произошло от язычников, евреев , мусульман и еретиков.
- Шестое заседание (7 октября 787 г.) - Зачитано определение псевдо-Седьмого собора (754 г.) и длинное опровержение его (вероятно, Тарасием).
- Седьмая сессия (13 октября 787 г.) - Собор издал декларацию веры о почитании святых изображений.
Было установлено, что
Это определение надлежащего религиозного почитания изображений основано на различии между timētike proskynēsis , что означает «почитание чести», и «alēthinē latreia», что означает «истинное поклонение». В первом разрешено изображение так же, как и в отношении других святынь, особенно креста и Евангелия, тогда как второе, «латрея», предназначено только для Бога. Но последующее утверждение о том, что почитание, оказываемое изображению, переходит к его прототипу, предполагает, напротив, что существуют не две различные степени почитания, а одно почитание, которое не является идолопоклонническим, поскольку оно рассматривает изображение как дверь или окно, через которые молящийся образу воспринимает и поклоняется изображенному в нем небесному персонажу. Это не могло привести к поклонению образам Божества в Византии, поскольку не было предпринято никаких попыток изображения Божества в искусстве. Но остается проблема человеческой природы Христа, которая, безусловно, представлена в искусстве и в то же время полностью разделяет поклонение Христу как Богу: было бы ересью поклоняться Божеству Христа, но почитать только Его человечность.Как священный и животворящий крест везде ставится как символ, так и образы Иисуса Христа , Девы Марии , святых ангелов , а также святителей и других благочестивых и святых людей должны быть воплощены в изготовление священных сосудов, гобеленов, облачений и т. д. и выставление на стенах церквей, в домах и на всех видных местах, у дорог и повсюду, чтобы их почитали все, кто мог бы их увидеть. Чем больше их созерцают, тем больше они приходят к пылкой памяти о своих прототипах. Поэтому надлежит воздавать им горячее и благоговейное почитание, но не то истинное поклонение, которое, по нашей вере, принадлежит одному Божественному Существу, - ибо честь, оказываемая образу, переходит к его прообразу, и тот, кто почитает изображение, почитает в нем реальность того, что там изображено.
- Так называемое «Восьмое заседание» (23 октября 787 г.) состоялось в Константинополе во дворце Магнаура предположительно в присутствии императоров Константина IV и Ирины. Эрих Ламберц доказал, что это «сессия» является подделкой конца девятого века (см. Прайс, Деяния Второго Никейского собора, 655–56). Целью добавления было отдать должное роли императоров на этом Вселенском соборе, как и на его предшественниках.
Двадцать два канона [6] составленный в Константинополе, также послужил церковной реформе. тщательное соблюдение постановлений прежних соборов, знание Священного Писания Требуются со стороны духовенства, забота о христианском поведении, пробуждается стремление к обновлению церковной жизни.
Собор также постановил, что каждый алтарь должен содержать реликвию , что остается в современных католических и православных правилах (Канон VII), и издал ряд постановлений о церковной дисциплине, особенно для монахов при общении с женщинами.
Принятие различными христианскими организациями
[ редактировать ]Папские легаты недвусмысленно выразили свое одобрение восстановления почитания икон, а патриарх направил полный отчет о работе собора папе Адриану I , который перевел его ( папа Анастасий III позже заменил перевод на лучший). Папство, однако, официально не подтверждало постановления собора до 880 года. На Западе франкское духовенство первоначально отвергло собор на синоде в 794 году , а Карл Великий , тогдашний король франков , поддержал состав Libri Carolini. в ответ, что отвергло учение как Собора, так и иконоборцев. Копия «Либри » была отправлена папе Адриану, который ответил опровержением аргументов франков. [7] После этого Libri признает останутся неопубликованными до Реформации Собор Седьмым Вселенским Собором , и Католическая Церковь .
Собор, или, скорее, окончательное поражение иконоборчества в 843 году, празднуется в Восточной Православной Церкви и Восточно-Католических Церквях Византийского Обряда как «Неделя Торжества Православия » каждый год в первое воскресенье Великого поста , поста. это приводит к Пасхе (Пасхе) и снова в воскресенье, ближайшее к 11 октября (воскресенье 8 октября или после него). Первое празднование знаменует поражение иконоборчества, а второе — сам собор.
Многие протестанты , которые следуют за французским реформатором Жаном Кальвином, в целом согласны отвергать каноны собора, которые, по их мнению, способствуют идолопоклонству. Он отверг различие между почитанием ( douleia , proskynesis ) и обожанием ( latreia ) как небиблейскую «софистику» и осудил даже декоративное использование изображений. [8] В последующих выпусках « Институтов » он цитировал влиятельный каролингский источник, ныне приписываемый Теодульфу Орлеанскому , который негативно реагирует на действия совета. Кальвин не прибегал конкретно к апологетическим аргументам Иоанна Дамаскина или Феодора Студита , по-видимому, потому, что не знал о них. [ нужна ссылка ]
Епископы Далмации
[ редактировать ]Особенно интересно, что четыре далматинских в число подписавших синод входят епископа, города которых уже не находились под властью Византии . [9] [10] Эти далматинские епископства были распущены ранее. Возникает вопрос: когда же эти епископства были восстановлены в этих средневековых городах Далмации? [10] [9]
Четыре далматинских епископа, подписавшие синод, по порядку:
- Иоанн Салонский - Сплит
- «Лаврентий епископ святой Абсартской церкви» (Лаврентий Осорский )
- «Урсус, епископ Аваритянской церкви» (Урсус Рабский )
- Иоанн Которский [10] [9]
Это говорит о том, что на этой территории были основаны новые епископства или восстановлены старые (раннехристианские) епископские места. [10] [9] Основание этих епископств засвидетельствовано Хроником Граденсе 8-го века . В хронике сообщается об основании нескольких далматинских епископств, таких как епископство Раба как «Avoriciensis/Avonciensis ecclesia», основание епископства Крка как «епископата в Вегле», основание епископства Осора как «епископата в Аспаро». ", а епископство Пичан - как "episcopus Pathensis". Как сообщает летопись, в городе Градо состоялся далматинский провинциальный синод . [9]
Критическое издание греческого текста
[ редактировать ]- Второй Вселенский Никейский Собор, в Трудах Вселенских Соборов, сер. 2, том. 3, в 3 частях, изд. Эрих Ламберц, Берлин, 2008–2016 гг. Также включает латинский перевод Анастасия Библиотекария.
Переводы
[ редактировать ]На современные языки существует лишь несколько переводов вышеуказанных актов:
- Английский перевод, сделанный в 1850 году англиканским священником Джоном Мендхэмом; с заметками, взятыми в основном из нападок на совет в Libri Carolini . Целью перевода было показать, что католическое почитание изображений основано на суевериях и подделках .
- Каноны и отрывки из Деяний Семи Вселенских Соборов Неразделенной Церкви , переведенные Генри Р. Персивалем и отредактированные Филипом Шаффом (1901).
- Перевод Казанской духовной академии (издавался с 1873 по 1909 год) – сильно искаженный перевод Деяний Соборов на русский язык. [11]
- Относительно новый перевод Ватикана (2004 г.) на итальянский язык. Издатели в Ватикане ошибочно подумали [12] что они сделали первый перевод Деяний на европейские языки. [13]
- Новая (2016 г.) русская версия Деяний Собора представляет собой переработанную версию перевода Казанской духовной академии с уточнением случаев коррупции со стороны православных переводчиков. [14] Таких случаев несколько десятков, некоторые из них критические.
- Прайс, Ричард, изд. (2018а). Деяния Второго Никейского собора (787 г.) . Том. 1. Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. ISBN 9781802071023 .
- Прайс, Ричард, изд. (2018б). Деяния Второго Никейского собора (787 г.) . Том. 2. Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. ISBN 9781786941275 .
См. также
[ редактировать ]- Платон из Саккудиона
- Сабас из Студиос
- Четвертый Константинопольский собор (православный)
- Проскинезис – Выражение уважения
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гиббон, с. 1693 г.
- ^ Собор Иерии, Канон 19: «Если кто не примет сего нашего Святого и Вселенского Седьмого Синода, да будет анафема от Отца и Сына и Святого Духа и от семи святых Вселенских Синодов!» http://www.fordham.edu/halsall/source/icono-cncl754.asp
- ^ Тредголд 1997 , с. 388.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Острогорский 1969 , с. 178.
- ^ Гиббон, с. 1693.
- ^ «НПНФ2-14. Семь Вселенских Соборов – Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org .
- ^ Хасси 1986 , стр. 49–50.
- ^ см . Жан Кальвин, Институты христианской религии 1.11
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Шкегро, Анте. Сарнийская епархия (Sarniensis Ecclesia) (PDF) .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Басич, Иван (2018). Новые свидетельства восстановления Адриатических епархий в конце восьмого века . Оксфорд: Рутледж. стр. 261–287. ISBN 978-1-138-22594-7 .
- ^ См.: http://www.knigafund.ru/books/12281/read . Архивировано 26 октября 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ См.: Н. Таннер, «Деяния Второго Вселенского Седьмого Никейского Собора, Тома I – III, введение и перевод Пьера Джорджио Ди Доменико, панегирик Криспина Валенциано», в «Грегориануме», № 86/4, Рим, 2005, с. 928.
- ^ Католическая церковь, Деяния Второго Седьмого Вселенского Никейского Собора (Ватикан: Libreria Editrice Vaticana, 2004) ISBN 9788820976491
- ^ Firsov, Evgeniĭ Vasilʹevich (2016). Акты Второго Никейского (Седьмого Вселенского) собора (787 г.) . ISBN 9785446908912 .
Источники
[ редактировать ]- Кальвин, Джон, Институты христианской религии (1559 г.), перевод Генри Бевериджа (1845 г.). Пибоди: Хендриксон, 2008.
- Гиббон, Эдвард . Упадок и падение Римской империи . Нью-Йорк: Random House Inc., 1995. ISBN 0-679-60148-1
- Хасси, Джоан М. (1986). Православная церковь в Византийской империи . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-826901-4 .
- Коматина, Предраг (2017). «Далматинские епископы на Никейском соборе 787 года и статус Далматинской церкви в восьмом и девятом веках» . Имперские сферы и Адриатика. Византия, Каролинги и Аахенский договор (812 г.) . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. стр. 253–260. ISBN 9781351614290 .
- Мейендорф, Джон (1996). Православная церковь: ее прошлое и ее роль в современном мире (4-е изд.). Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 9780913836811 .
- Николс, Эйдан (2010) [1992]. Рим и восточные церкви: исследование раскола (2-е изд.). Сан-Франциско: Игнатиус Пресс. ISBN 9781586172824 .
- Острогорский, Георгий (1969). История Византийского государства . Нью-Брансуик: Издательство Университета Рутгерса. ISBN 9780813505992 .
- Сеченский, Энтони Эдвард (2010). Филиокве: история доктринального спора . Оксфорд-Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-537204-5 .
- Тредголд, Уоррен (1997). История византийского государства и общества . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804726306 .
- В эту статью включен текст из публикации в свободном доступе : Джексон, Сэмюэл Маколи, изд. (1914). «Никия (Ницца), Советы». Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога (третье изд.). Лондон и Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Не существует современной английской монографии ни о соборе, ни о полемике против иконоборцев в целом. Но см. Л. Брубейкер и Дж. Халдон, Византия в эпоху иконоборчества c. От 680 до 850: История (Кембридж, 2011).