Русский православный колокольный звон
Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
Обзор |
Русский православный колокольный звон имеет историю, начинающуюся с крещения Руси в 988 году, и играет важную роль в традициях Русской Православной Церкви .
Теология
[ редактировать ]Звон колоколов – один из важнейших элементов православного храма. [1] Церковные колокола звонят:
- Призовите верующих на службы
- Выразите триумфальную радость христианской церкви
- Объявляйте важные моменты во время богослужений как тем, кто находится в храме, так и тем, кто не имеет возможности физически присутствовать в храме, чтобы все могли быть объединены в молитве.
- Укрепляйте христиан в благочестии и вере своим звуком, который, по мнению православных христиан, «смешан с божественной благодатью, рассеивающей и уничтожающей силы жестокости и бесовского внушения». [2]
- Объявляйте о важных событиях, таких как смерть члена церкви; прибытие важного человека, например епископа или гражданского правителя; чрезвычайная ситуация, такая как пожар или наводнение ; или победа в бою (как драматично воссоздана в триумфальном завершении Увертюры 1812 года ).
Использование колоколов не только практично, но и считается духовным. Колокола иногда называют «поющими иконами», поскольку они определяют акустическое пространство православного храма так же, как нарисованные иконы и гимнография определяют его визуальное и ноэтическое пространство соответственно. Иконы считаются «Писанием в образе», а колокола — «Писанием в звуке».
Есть несколько богослужений, указывающих на важность колоколов в Русской Православной Церкви: Освящение основания Освящение новой новой колокольни , колокольни (после завершения строительства), Освящение, наречение и помазание колокола . Также есть служба по освящению звонаря.
Колокола освящены ритуалом, содержащим многие элементы Обряда Крещения . Новый колокол освящают святой водой и кадят снаружи и внутри, и священник руки, возлагает на колокол чтобы благословить его. Во время обряда колокол «именовывается» (то есть освящается в честь святого , чья икона часто отливалась на боковой стороне колокола, когда он был отлит в литейном цеху , — но хотя колокол и может называться « Колокол Гавриила, его никогда бы не назвали колоколом «Св. Гавриила», потому что колокол не является святым).
Колокол также помазывается миром , как православный христианин при миропомазании . Богословское понимание колоколов как «оружия» в духовной войне и их роли в христианской жизни подчеркивается во время обряда библейским уроком из Чисел 10:1–10 :
«И сказал Господь Моисею, говоря: сделай себе две серебряные трубы… И они будут у тебя для созыва собрания… Когда ты будешь поднимать тревогу… И если выйдешь на войну… И в дни твоя радость…»
Использование колоколов символизирует провозглашение Евангелия . Иногда православные церкви и монастыри сочетают использование колоколов с ударами деревянного или металлического семантрона , при этом сначала звучит семантрон, а затем звонят в колокола. Более тихий и простой звук семантрона понимается как символ ветхозаветных пророков , ибо он является символом лишь грядущего события, тогда как звон колоколов разносится далеко в воздухе, символизируя благовещение Евангелия по всему миру. [2]
История
[ редактировать ]После обращения Киевской Руси в христианство в X веке колокола постепенно вошли в обиход повсеместно. Первоначально по плоскому куску дерева или металла, называемому семантроном, ритмично били молотком, чтобы созвать верующих на службу. Особенно это касалось монастырей , некоторые из которых и по сей день используют как семантроны, так и колокола.
Хотя семантрон был унаследован из Греции, использование церковных колоколов было импортировано в Россию из Западной Европы. [1] Русское « колокол» слово « происходит от немецкого слова glocke» , происходящего от латинского «clocca» , которое, в свою очередь, происходит от ирландского слова « clog» . [3] Слово «колокол» на церковнославянском языке — «кампан» , происходящее от латинского слова «campana» . В пятнадцатом веке семантрон стали постепенно заменять колоколами. [2] В это время несколько литейных заводов по изготовлению колоколов в России было создано . Русские церковные колокола обычно отливаются из смеси бронзы и олова, часто с добавлением серебра в металл колокола , чтобы придать им уникальную звучность и резонанс. Русские колокола также имеют тенденцию отличаться от западных колоколов соотношением высоты и ширины и способом изменения толщины стенок колокола. Язык («язычок») колокола также имеет другой дизайн, чем тот, который используется на Западе.
Искусство изготовления колоколов достигло своего апогея в 18 веке, когда были изготовлены невообразимо огромные колокола. Самый большой колокол в мире, Царь-колокол (218 тонн ), был отлит в 1733 году для колокольни Ивана Великого в Москве . К сожалению, Царь-колокол был поврежден во время пожара в 1737 году, прежде чем его удалось повесить, и сегодня он стоит у подножия башни. Самый большой действующий колокол в мире — Успенский колокол (144 000 фунтов ), который висит в той же колокольне Ивана Великого.
После большевистской революции Советский Союз жестоко преследовал христианство . Многочисленные колокола были уничтожены, а в определенные периоды производство церковных колоколов практически прекращалось. После падения железного занавеса производство колоколов возобновилось, и оно пережило всплеск активности, поскольку многие разрушенные церкви восстанавливаются.
Техника звонка
[ редактировать ]Технически в русской традиции звон колоколов осуществляется исключительно перезвоном ( т. е. перемещением только колокола так, чтобы он ударялся о боковую часть неподвижного колокола), а не покачиванием колокола. По русской традиции используется особая сложная система веревок, разработанная индивидуально для каждой колокольни. Все веревки собираются примерно в одной точке, где стоит звонар . На некоторых веревках (меньших размеров) играют вручную. На веревках большего размера играют ногой. Большую часть веревок (обычно – все веревки) фактически не натягивают, а прижимают. Поскольку один конец каждой веревки закреплен и веревки удерживаются в натянутом состоянии, при нажатии или даже ударе по веревке хлопушка ударяется о боковую часть ее раструба.
Секреты этой техники передавались из поколения в поколение, но к 20 веку это искусство было практически утрачено. Обучение проходило только в мастерских до 2008 года, тогда же в Москве открылась первая постоянно действующая школа традиционного звонаря под руководством Дроздихина Ильи . [4]
Мелодия не используется, как в западном карильоне , а создается сложная полиритмическая последовательность звуков. «В основе православного колокольного звона лежит не мелодия, а ритм, с присущей ему динамикой, и взаимодействие тембров [ различных] колоколов». [2] Эти последовательности обладают совершенно особой гармонией , поскольку русские колокола (в отличие от западноевропейских) не настроены ни на одну ноту. Западные колокола обычно имеют октаву между самым громким верхним тоном («звон») и самым громким нижним тоном («гул»). В русских колоколах между этими звуками есть септима . [ нужна ссылка ] Как правило, хороший русский колокол настроен на воспроизведение целой гаммы звуков (до нескольких десятков). [ нужна ссылка ] Этот эффект достигается как за счет состава сплава, из которого отлит колокол, так и лепки сторон колокола в форме.
Виды звонка
[ редактировать ]Русский православный устав предусматривает различные виды колокольного звона . В разные дни (в рабочие дни, в воскресенье, в святые дни, во время постов , Великого поста , Пасхи и т. д.) используется разный звон. Для разных служб (утреня, служба по усопшим, Литургия и т. д.) требуется разный звон. . Эти различия достигаются за счет звона в определенные колокола определенным образом.
Терминология
[ редактировать ]Чтобы понять русский православный метод звона, необходимо ознакомиться с некоторыми терминами. Колокола православной колокольни ( звонницы ) разделены на три группы:
- Zazvonny — the smallest, or soprano bells.
- Подзвонный — средний, или альтовый колокольчик.
- Благовестник — самый большой, или басовый колокольчик.
Внутри каждой из этих трех групп может быть несколько колоколов разного размера, все в пределах общего диапазона группы. Чем больше колокол, тем глубже его голос.
Звон – это звон в любой колокол или колокола.
Звонар – звонарь . В Православной церкви это постриг (священнослужительская) должность, и существует отдельная служба «Поставление звонаря». Использование электрических колоколов запрещено в Православной Церкви, поскольку это священная функция, и ее может выполнять только член церкви. Прежде чем войти на колокольню, звонар идет к священнику (или игумену, если это монастырь ) за благословением звонить в колокола.
Разный звон употребляется в разные моменты службы (перед службой, во время наиболее существенных частей Всенощного бдения или Божественной литургии , при вынесении усопшего на кладбище и т. д.). Выделяют четыре вида канонических звонов, которые, звоня по отдельности или в сочетании, заключают в себе все многообразие православного звона: Благовест , Перебор , Перезвон и Трезвон .
Благовест
[ редактировать ]Благовест ) — мерный удар в один большой колокол ( благовестник . Благовест означает « благовещение », или « благая весть », потому что этим звоном верующие оповещаются о том, что богослужение в храме вот-вот начнется .
Отдельным сбором перед началом богослужения начинается благовест.тремя медленными гребками (т. е. с довольно длительными паузами между ними), а затем продолжаетс более частыми и размеренными гребками, иногда заканчивающимися еще тремя медленными гребками. Согласно Типикону, благовест должен длиться столько времени, сколько потребуется для прочтения 118-го Псалма ( Септуагинта ; KJV: Псалом 119) один раз или 50-го Псалма (KJV: Псалом 51) двенадцать раз.
В зависимости от вида богослужения благовест классифицируется как «обычный».( обыкновенный , т. е. быстрый и часто совершаемый путем раскачивания хлопушки в обе стороныколокол), или «постный» ( постный , т. е. медленный, и только с одной стороны колокола). В Великие праздники благовест взимается с самого большого благовестника в башне, и плата, как правило, быстрее, громче и продолжительнее.
Кроме обычного благовеста, в православном звоне есть еще один, называемый «приливным».( валовой ) или «великий» ( большой ), когда мазки на самом большом благовестнике смешиваются ссборы по другому благовестнику.
В Благовест могут звонить на разных колоколах, в зависимости от дня. На больших колокольнях обычно пять Благовестников (от большего к меньшему):
- Festal or Triumphal ( Prazdnichny or Torzhestvenny )
- Полиелей ( Полиелейный )
- Sunday ( Voskresny )
- Daily or Ferial ( Budnichny or Prostodnevny )
- Малый или Постный ( Малый или Постный ).
Perebor
[ редактировать ]Перебор Перебор по-русски : — погребальный звон. В каждый отдельный колокол ударяют один раз, от самого маленького до самого большого, медленным, ровным звоном. После этого одновременно ударяют во все колокола. Удар в колокола от меньшего к большему символизирует этапы жизни человека от рождения до смерти; последний удар всех колоколов вместе символизирует конец земной жизни. Во время перебора каждый удар колокола не должен производиться до тех пор, пока не затихнет звук предыдущего колокола. Перебор может повторяться столько раз, сколько необходимо, и звонится по мере переноса тела усопшего из храма (церковного здания) в могилу.
Perezvon
[ редактировать ]Перезвон ) — ( русский : Перезвон это удар в каждый из колоколов один или несколько раз, от большего к меньшему, с финальным ударом по всем колоколам одновременно. Узор может повторяться много раз, но последний удар на всех колоколах делается только в самом конце.
Этот звон символизирует то, что Православная Церковь считает кенозисом (самопустошением) Бога-Сына , когда Он воплотился ( Филиппийцам 2:7–8 ), и звучит только два раза в год, в Великую пятницу и Великую субботу во время праздников. моменты, в которых рассказывается о смерти Иисуса на кресте и его погребении .
Trezvon
[ редактировать ]Трезвон (тройной звон) — это ритмичный звон нескольких колоколов с использованием всех основных групп колокольной гаммы. Трезвон – самый веселый из всех видов колец. Порядок звона в разные колокола не фиксирован, но может быть составлен самим звонарем в соответствии с его творческими способностями и самовыражением. Для трезвона сложный узор повторяется три раза с небольшой паузой между каждым повторением. В трезвоне участвуют все три группы колоколов (сопрано, альт, бас), и каждая группа имеет свою партию в звоне. Традиционно размер трезвона составляет 3
4 или 4
4 . Самый большой колокол, который может в нем участвовать, — это благовестник, которым звонили в благовест за данную службу, или колокол меньшего размера, но не больший.
Трезвон обычно звонят в три этапа: начало , сам звон и финал . Начало обычно состоит из трех медленных звонков по благовестнику этого дня, символизирующих Святую Троицу . Основная часть трезвона, звон, часто исполняется в нескольких частях — одной, двух или трёх, часто называемых «куплетами», — каждая из которых завершается одним, двумя или тремя аккордами (образующимися ударами в несколько избранных колокольчиков). сразу), что соответствует количеству стихов. Каждое движение может иметь свой особый ритм, динамику и композицию. Трезвон обычно заканчивается тремя аккордами. Длинатрезвон обычно — это время, необходимое для чтения 50-го псалма; но в более торжественных случаях оно должно быть длиннее.
Двузвон . (двойной раскат) аналогичен Трезвону, за исключением того, что рисунок повторяется только два раза вместо трех
Случаи
[ редактировать ]Вышеуказанные типы звонков могут комбинироваться и звониться в определенное время одной и той же службы или использоваться исключительно в определенных случаях. Нижеследующие рекомендации являются общими и не могут охватить все богатство и разнообразие Русской Православной Церкви. Есть также вариации в местных традициях.
- Всенощное бдение
- Божественная Литургия
- Страстная неделя и Пасха
- Праздничные дни
- Похороны
- День Победы (9 мая) в России, во время исполнения «Славси» , а иногда и финальных тактов Государственного гимна России.
Галерея
[ редактировать ]Арунделские колокола
[ редактировать ]Эти колокола не следует путать с Севастопольским колоколом в Виндзоре , хотя оба они были захвачены в конце Крымской войны .
- Три колокола Русской православной церкви XVII века в замке Арундел , Западный Суссекс, Великобритания. Эти колокола были вывезены в качестве трофеев из Севастополя по окончании Крымской войны в 1856 году.
- Три колокола Русской православной церкви XVII века в замке Арундел
- Три колокола Русской православной церкви XVII века в замке Арундел
- Три колокола Русской православной церкви XVII века в замке Арундел
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Слободской, протоиерей Серафим (1996), «Колокола и русские православные звоны», Закон Божий , Джорданвилл, Нью-Йорк: Свято-Троицкий монастырь , стр. 623–635, ISBN 0-88465-044-8
- ^ Jump up to: а б с д Типикон церковного колокольного звона (PDF) , Москва: Редакционная коллегия Русской Православной Церкви, 2002 г. , получено 29 декабря 2007 г. (английский перевод, 2003 г., издательство Blagovest Bells, Сан-Ансельмо, Калифорния)
- ^ Терстон, Герберт (1907), «Колокола» , Католическая энциклопедия , том. II, Нью-Йорк: Компания Robert Appleton , получено 29 декабря 2007 г.
- ^ "Россия. Телеканал "Культура". В Москве открывается школа звонарей" . ТВкультура.ру. 15 октября 2008 г. Проверено 15 июня 2014 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Православные колокола» . Проверено 25 мая 2009 г.
- Записи русских колоколов
- Примеры русского православного колокольного звона в медиаархиве Predanie.ru
- Российское общество звонарей. Архивировано 28 июля 2019 г. в Wayback Machine.
- Фотография освящения колокола епископом. Архивировано 6 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
- Орден на освящение, наречение и миропомазание колокола
- Типикон церковного звона