Типикон
Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
![]() |
Обзор |

A typikon (or typicon , pl. typica ; Greek : Τυπικόν , "that of the prescribed form"; Slavonic : Типикон, сиесть Устав - Tipikon or Ustav [ 1 ] ) — богослужебная книга , содержащая инструкции о порядке служения византийского обряда и различные песнопения Божественной литургии .
Историческое развитие
[ редактировать ]Соборный Типикон
[ редактировать ]Древний и средневековый соборный обряд Константинополя, называемый «asmatikē akolouthia» («певческие службы»), плохо сохранился, а самая ранняя из сохранившихся рукописей датируется серединой восьмого века. [ примечание 1 ] Этот обряд достиг своего апогея в Типиконе Великой Церкви ( Святой Софии ), который использовался только в двух местах: в одноименном соборе и в базилике Святого Димитрия в Салониках ; в последнем он просуществовал до османского завоевания, и большая часть того, что о нем известно, происходит из описаний в трудах святого Симеона Солунского .
Монастырский Типикон
[ редактировать ]Типика возникла в монашеских движениях раннехристианской эпохи для регулирования жизни в монастырях , и несколько сохранившихся типик из Константинополя, таких как монастырь Пантократор и женский монастырь Кехаритомене , дают нам представление о древней византийской монашеской жизни и обычаях. Однако именно типикон Святой Лавры святого Саввы Освященного близ Иерусалима оказался синтезированным с упомянутым выше соборным чином и имя которого носит типикон, используемый ныне византийским обрядом .
В своей истории Лаузайской Палладий Галатский , епископ Хеленополя , записывает, что раннехристианские отшельники не только молились псалмами , но также пели гимны и читали молитвы (часто в комбинациях из двенадцати). [ 2 ] С появлением киновитского монашества (т. е. проживания в общине под руководством настоятеля , а не в качестве одиноких отшельников) цикл молитвы стал более фиксированным и сложным, с различными ритуальными практиками в разных местах. Эгерия , паломник, посетивший Святую Землю около 381–384 годов, записал следующее:
Но среди всего особенного они устраивают то, что при каждом случае произносятся подходящие псалмы и антифоны, как произносимые ночью или утром, так и в течение дня, в шестом часу, в девятом часу. , или at lucernare, причем все это настолько уместно и разумно, что имеет отношение к рассматриваемому вопросу. (ХХV, 5) [ 3 ]
Стандартизация того, что стало византийским монашеским богослужением, началась со святого Саввы Освященного (439–532), который записал эту должность, как она практиковалась в его время в окрестностях Иерусалима, передав то, что было передано ему святым Евфимием. Великий (377–473) и святитель Феоктист (ок. 467). В то время этот район был крупным центром паломничества и монашества, и в результате ежедневный цикл богослужений стал высокоразвитым. Святитель Софроний , Патриарх Иерусалимский (560–638) переработал Типикон, а материал затем был расширен святителем Иоанном Дамаскиным (ок. 676–749). Этот порядок богослужений позже был известен как Иерусалимский , или Палестинский , или Саббаитский Типикон . Его использование еще больше укрепилось, когда в 1545 году был опубликован первый печатный типикон. Он до сих пор широко используется среди большинства византийских монашеских общин по всему миру, а также в приходах и соборах на больших территориях восточного православия , особенно в России .
Синтез
[ редактировать ]В VIII веке развитие монашеской литургической практики было сосредоточено в Студийском монастыре в Константинополе, где богослужения еще более усложнялись, в частности, в отношении постных и пасхальных служб, и, что наиболее важно, был импортирован и объединен с Сабваитским Типиконом. существующий типикон; как о. Роберт Ф. Тафт отметил:
То, как собор и монашеские традиции сливаются воедино, — это история нынешнего Византийского Устава. ... [Св. Феодор Студит ] призвал в столицу несколько монахов святого Саввы для помощи в борьбе с иконоборчеством, ибо в савайских песнопениях Феодор усматривал верного проводника православия, пишет он иерусалимскому патриарху Фоме. Так что это был чин Св. Саввы, а не [певческая служба], используемая в настоящее время в монастырях Константинополя, которую монахи Студиоса синтезировали с материалом из асматике аколуфия или соборного служения Великой Церкви, чтобы создать гибрид». «Студиты», прародитель дошедшего до нас до наших дней: палестинского часового механизма с псалмами и гимнами, привитого к скелету ектении и их сборники из Евлогии Великой Церкви. Подобно слиянию англосаксонского и французского языков в образовании английского языка, эта маловероятная дворняга выдержит испытание временем. [ примечание 2 ]
Типика в современном использовании возникла в результате этого синтеза.
Современная Типика
[ редактировать ]Русская Православная Церковь унаследовала только монастырский Сабваитский типикон, который используется и по сей день. [ 1 ] в приходах и соборах, а также в монастырях.
Однако некоторые остатки соборного обряда оставались в употреблении и в других частях мира византийского обряда, о чем свидетельствует, например, начало Божественной литургии по окончании утрени , а всенощное бдение применялось только в тех случаях, когда служба это на самом деле длится всю ночь.
С течением времени чин развивался, но описательный типикон не публиковался до 1839 года, когда, наконец, Константин Византий, протопсалт Великой Церкви, составил и опубликовал типикон дважды на греческом языке под названием «Церковный Типикон по стилю Великой Церкви». Церковь Христа [ примечание 3 ] и один раз на славянском языке; [ 4 ] В 1888 году Георгий Виолакис, тогдашний протопсальт Великой Церкви, написал отчет, исправляя ошибки и неясности в типике Византия, а затем опубликовал завершенный и исправленный типикон как Типикон Великой Церкви Христовой. [ примечание 4 ] [ 5 ] который используется до сих пор, [ 6 ] в большей части византийского обряда, исключая храмы русской традиции. Этот типикон часто называют предписывающим и новаторским; однако, как епископ Каллистос Уэр отметил ,
«Внося эти и другие изменения, возможно, Виолакес не был новатором, а просто давал формальное одобрение практикам, которые уже устоялись в приходах. [ 7 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Цитируется у Тафта, «Гора Афон...», описание у А. Стриттматтера, «Барберинум С. Марси Жака Гоара», EphL 47 (1933), 329–67.
- ^ Цитируется у Тафта, «Гора Афон...», стр. 182.
- ^ Типичный священнослужитель в стиле Великой Церкви Христовой.
- ^ Типикон Церкви Христа Великого, Tipikon tis tou Christou Megalis Ekklisias
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Тvпико́нъ сіесть уста́въ (Title here transliterated into Russian; actually in Church Slavonic) (The Typicon which is the Order) , Москва (Moscow, Russian Empire): Сvнодальная тvпографiя (The Synodal Printing House), 1907, p. 1154
- ^ История Лаузаики , Глава. 19 и т. д.
- ^ Тр. Луи Дюшен, Христианское поклонение (Лондон, 1923).
- ^ [1] «Вселенский Патриархат - Византийская музыка - Константин Византий - Архонт Протопсальт Великой Церкви Христовой», дата обращения 30 декабря 2011 г.
- ^ Богданос, Теодор (1993), Византийская литургия: гимнология и порядок , Федерация хоров Денверской греческой православной епархии, стр. восемнадцатый, ISBN 978-1-884432-00-2
- ^ [2] «Вселенский Патриархат - Византийская музыка - Георгий Виолакис - Архонт Протопсальт Великой Церкви Христовой», дата обращения 30 декабря 2011 г.
- ^ Мать Мария; Архимандрит Каллистос Уэр (1984), Праздничная Минея , Лондон: Фабер и Фабер, с. 543, ISBN 978-0-8130-0666-6
Ссылки
[ редактировать ]- Протоиерей Александр Шмеман (1963), Введение в литургическое богословие (Библиотека православного богословия) , Faith Press Ltd (опубликовано в 1987 г.), с. 170, ISBN 978-0-7164-0293-0
- Архимандрит Роберт Ф. Тафт, SJ (1988), «Гора Афон: поздняя глава в истории византийского обряда», Dumbarton Oaks Papers , 42 : 179–194, doi : 10.2307/1291596 , JSTOR 1291596
- Архимандрит Роберт Ф. Тафт, SJ (1986), Часовая литургия на Востоке и Западе: Истоки Божественного служения и его значение для сегодняшнего дня , Колледжвилл, Миннесота : Орден Святого Бенедикта, Inc., с. 423, ISBN 978-0-8146-1405-1 , JSTOR 1291596
- Уэр, Тимоти (1963), Православная церковь , Лондон , Великобритания: Penguin Books (опубликовано в 1987 г.), стр. 193, ISBN 978-0-14-013529-9
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гетча, архиепископ Иов. (2012) [2009]. Le Typikon decrypté: Мануэль де литургии византийского [ Типикон расшифрован. Объяснение византийской литургической практики. ] (на французском языке). Перевод Мейендорфа, Пола. Париж: Издательство Свято-Владимирской семинарии. ISBN 978-0-88225-014-4 .
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на славянском языке) Типикон Святого Саввы в Русской Церкви.
- Отредактированный перевод большей части московского издания Типикона Св. Саввы 1907 года с комментариями , Архиепископ Аверкий — Литургика », Проверено 15 ноября 2011 г.
- (на греческом языке) Типикон на текущий год (и другая информация) на основе работы Виолакиса и других описательных практик.
- Словарь православной терминологии - Часть 2 , Фотиос К. Лицас, доктор философии, Греческая православная архиепископия Америки, ссылка от 27 декабря 2006 г.
- Великий пост, Страстная неделя и Пасха в Греческой Православной Церкви , преподобный Алкивиадис Каливас, Греческая Православная Архиепископия Америки, ссылка на 27 декабря 2006 г.
- Типикон Русской Православной Церкви , Переводческий проект
- Интернет-греческий православный типикон
- Типикон Григория Пакурианоса для монастыря в Бачкове.
- 1888 г. Виолакис Типикон Великой Константинопольской церкви , проект английского перевода арабского издания, подготовленный Антиохийской православно-христианской архиепархией Северной Америки.
- Краткая история Типикона