Jump to content

Типикон

(Перенаправлено с Типикона )
Типикон Студеницы

A typikon (or typicon , pl. typica ; Greek : Τυπικόν , "that of the prescribed form"; Slavonic : Типикон, сиесть Устав - Tipikon or Ustav [ 1 ] ) — богослужебная книга , содержащая инструкции о порядке служения византийского обряда и различные песнопения Божественной литургии .

Историческое развитие

[ редактировать ]

Соборный Типикон

[ редактировать ]

Древний и средневековый соборный обряд Константинополя, называемый «asmatikē akolouthia» («певческие службы»), плохо сохранился, а самая ранняя из сохранившихся рукописей датируется серединой восьмого века. [ примечание 1 ] Этот обряд достиг своего апогея в Типиконе Великой Церкви ( Святой Софии ), который использовался только в двух местах: в одноименном соборе и в базилике Святого Димитрия в Салониках ; в последнем он просуществовал до османского завоевания, и большая часть того, что о нем известно, происходит из описаний в трудах святого Симеона Солунского .

Монастырский Типикон

[ редактировать ]

Типика возникла в монашеских движениях раннехристианской эпохи для регулирования жизни в монастырях , и несколько сохранившихся типик из Константинополя, таких как монастырь Пантократор и женский монастырь Кехаритомене , дают нам представление о древней византийской монашеской жизни и обычаях. Однако именно типикон Святой Лавры святого Саввы Освященного близ Иерусалима оказался синтезированным с упомянутым выше соборным чином и имя которого носит типикон, используемый ныне византийским обрядом .

В своей истории Лаузайской Палладий Галатский , епископ Хеленополя , записывает, что раннехристианские отшельники не только молились псалмами , но также пели гимны и читали молитвы (часто в комбинациях из двенадцати). [ 2 ] С появлением киновитского монашества (т. е. проживания в общине под руководством настоятеля , а не в качестве одиноких отшельников) цикл молитвы стал более фиксированным и сложным, с различными ритуальными практиками в разных местах. Эгерия , паломник, посетивший Святую Землю около 381–384 годов, записал следующее:

Но среди всего особенного они устраивают то, что при каждом случае произносятся подходящие псалмы и антифоны, как произносимые ночью или утром, так и в течение дня, в шестом часу, в девятом часу. , или at lucernare, причем все это настолько уместно и разумно, что имеет отношение к рассматриваемому вопросу. (ХХV, 5) [ 3 ]

Стандартизация того, что стало византийским монашеским богослужением, началась со святого Саввы Освященного (439–532), который записал эту должность, как она практиковалась в его время в окрестностях Иерусалима, передав то, что было передано ему святым Евфимием. Великий (377–473) и святитель Феоктист (ок. 467). В то время этот район был крупным центром паломничества и монашества, и в результате ежедневный цикл богослужений стал высокоразвитым. Святитель Софроний , Патриарх Иерусалимский (560–638) переработал Типикон, а материал затем был расширен святителем Иоанном Дамаскиным (ок. 676–749). Этот порядок богослужений позже был известен как Иерусалимский , или Палестинский , или Саббаитский Типикон . Его использование еще больше укрепилось, когда в 1545 году был опубликован первый печатный типикон. Он до сих пор широко используется среди большинства византийских монашеских общин по всему миру, а также в приходах и соборах на больших территориях восточного православия , особенно в России .

В VIII веке развитие монашеской литургической практики было сосредоточено в Студийском монастыре в Константинополе, где богослужения еще более усложнялись, в частности, в отношении постных и пасхальных служб, и, что наиболее важно, был импортирован и объединен с Сабваитским Типиконом. существующий типикон; как о. Роберт Ф. Тафт отметил:

То, как собор и монашеские традиции сливаются воедино, — это история нынешнего Византийского Устава. ... [Св. Феодор Студит ] призвал в столицу несколько монахов святого Саввы для помощи в борьбе с иконоборчеством, ибо в савайских песнопениях Феодор усматривал верного проводника православия, пишет он иерусалимскому патриарху Фоме. Так что это был чин Св. Саввы, а не [певческая служба], используемая в настоящее время в монастырях Константинополя, которую монахи Студиоса синтезировали с материалом из асматике аколуфия или соборного служения Великой Церкви, чтобы создать гибрид». «Студиты», прародитель дошедшего до нас до наших дней: палестинского часового механизма с псалмами и гимнами, привитого к скелету ектении и их сборники из Евлогии Великой Церкви. Подобно слиянию англосаксонского и французского языков в образовании английского языка, эта маловероятная дворняга выдержит испытание временем. [ примечание 2 ]

Типика в современном использовании возникла в результате этого синтеза.

Современная Типика

[ редактировать ]

Русская Православная Церковь унаследовала только монастырский Сабваитский типикон, который используется и по сей день. [ 1 ] в приходах и соборах, а также в монастырях.

Однако некоторые остатки соборного обряда оставались в употреблении и в других частях мира византийского обряда, о чем свидетельствует, например, начало Божественной литургии по окончании утрени , а всенощное бдение применялось только в тех случаях, когда служба это на самом деле длится всю ночь.

С течением времени чин развивался, но описательный типикон не публиковался до 1839 года, когда, наконец, Константин Византий, протопсалт Великой Церкви, составил и опубликовал типикон дважды на греческом языке под названием «Церковный Типикон по стилю Великой Церкви». Церковь Христа [ примечание 3 ] и один раз на славянском языке; [ 4 ] В 1888 году Георгий Виолакис, тогдашний протопсальт Великой Церкви, написал отчет, исправляя ошибки и неясности в типике Византия, а затем опубликовал завершенный и исправленный типикон как Типикон Великой Церкви Христовой. [ примечание 4 ] [ 5 ] который используется до сих пор, [ 6 ] в большей части византийского обряда, исключая храмы русской традиции. Этот типикон часто называют предписывающим и новаторским; однако, как епископ Каллистос Уэр отметил ,

«Внося эти и другие изменения, возможно, Виолакес не был новатором, а просто давал формальное одобрение практикам, которые уже устоялись в приходах. [ 7 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Цитируется у Тафта, «Гора Афон...», описание у А. Стриттматтера, «Барберинум С. Марси Жака Гоара», EphL 47 (1933), 329–67.
  2. ^ Цитируется у Тафта, «Гора Афон...», стр. 182.
  3. ^ Типичный священнослужитель в стиле Великой Церкви Христовой.
  4. ^ Типикон Церкви Христа Великого, Tipikon tis tou Christou Megalis Ekklisias
  1. ^ Jump up to: а б Тvпико́нъ сіесть уста́въ (Title here transliterated into Russian; actually in Church Slavonic) (The Typicon which is the Order) , Москва (Moscow, Russian Empire): Сvнодальная тvпографiя (The Synodal Printing House), 1907, p. 1154
  2. ^ История Лаузаики , Глава. 19 и т. д.
  3. ^ Тр. Луи Дюшен, Христианское поклонение (Лондон, 1923).
  4. ^ [1] «Вселенский Патриархат - Византийская музыка - Константин Византий - Архонт Протопсальт Великой Церкви Христовой», дата обращения 30 декабря 2011 г.
  5. ^ Богданос, Теодор (1993), Византийская литургия: гимнология и порядок , Федерация хоров Денверской греческой православной епархии, стр. восемнадцатый, ISBN   978-1-884432-00-2
  6. ^ [2] «Вселенский Патриархат - Византийская музыка - Георгий Виолакис - Архонт Протопсальт Великой Церкви Христовой», дата обращения 30 декабря 2011 г.
  7. ^ Мать Мария; Архимандрит Каллистос Уэр (1984), Праздничная Минея , Лондон: Фабер и Фабер, с. 543, ISBN  978-0-8130-0666-6

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b593bd6832567b493c5b68aa364b5f1b__1720958640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b5/1b/b593bd6832567b493c5b68aa364b5f1b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Typikon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)