Jump to content

Григорий Нисский

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.


Григорий Нисский
Каппадокийский отец
Рожденный в. 335
Неокесария , Каппадокия
(современный Никсар , Токат , Турция )
Умер в. 394
Нисса , Каппадокия
(современные Хармандалы , Ортакёй , Аксарай , Турция )
Почитается в Восточная Православная Церковь
Католическая церковь
Восточное православие
Англиканство
лютеранство
Праздник 10 января ( восточное христианство )
26 Хатор ( коптское христианство ) [1]
10 января (Католический общий римский календарь и Лютеранская церковь – Синод штата Миссури). [2] )
9 марта ( Епископальная церковь США ) [3]
14 июня, с Макриной ( ELCA )
19 июля, с Макриной ( Англиканская община )

Григорий Нисский , также известный как Григорий Ниссен ( греч . Γρηγόριος Νύσσης или Γρηγόριος Νυσσηνός; ок. 335 — ок. 394), был епископом Нисским как в Каппадокии с 372 по 376 и с 378 гг. до своей смерти в 394 году. Его почитают святой восточном в православии , католицизме , православии , англиканстве и лютеранстве . Григорий, его старший брат Василий Кесарийский и их друг Григорий Назианзин известны под общим названием « отцы Каппадокии» .

Григорию не хватало управленческих способностей, как у его брата Василия, или современного влияния Григория Назианзина, но он был эрудированным христианским богословом, внесшим значительный вклад в учение о Троице и Никейский символ веры . Философские сочинения Григория находились под влиянием Оригена . С середины двадцатого века наблюдается значительный рост интереса к работам Григория со стороны академического сообщества, особенно в отношении всеобщего спасения , что привело к бросить вызов многим традиционным интерпретациям его богословия.

В Книге Деяний показано, что в день Пятидесятницы к нам приезжали евреи, которые были «жителями... Каппадокии ». [4] присутствующий. В Первом послании Петра , написанном после 65 года нашей эры, автор приветствует христиан, которые являются «изгнанниками, рассеянными по… Каппадокии». Каппадокия больше не упоминается В остальной части Нового Завета .

Раннее христианство возникло в Каппадокии относительно поздно, и до конца второго века нашей эры не было никаких свидетельств существования христианской общины. [5] Александр Иерусалимский был первым епископом провинции в начале-середине третьего века, в период, когда христиане подвергались гонениям со стороны местных римских властей. [5] [6] Сообщество оставалось очень небольшим на протяжении третьего века: когда Григорий Чудотворец вступил в епископство в ок. В 250 г., по словам его тезки, Ниссена, в Кесарии было всего семнадцать членов Церкви. [7]

Каппадокийские епископы были среди участников Первого Никейского собора . Из-за широкого расселения населения в поддержку епископа Кесарийского были назначены сельские епископы (χωρεπίσκοποι) . В конце четвертого века их было около 50. При жизни Григория христиане Каппадокии были набожными, при этом почитание Сорока Севастийских мучеников и Святого Георгия имело особенно важное значение и было представлено значительным присутствием монахов. Были некоторые приверженцы еретических ветвей христианства, в первую очередь ариане, энкратиты и мессалиане . [8]

Биография

[ редактировать ]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Григорий родился около 335 года, вероятно, в городе Неокесарии или Понтийского недалеко от него . [9] Его семья была аристократической и христианской — согласно Григорию Назианзину , его матерью была Эммелия Кесария , а его отец, ритор, был идентифицирован либо как Василий Старший , либо как Григорий. [9] [10] Среди его восьми братьев и сестер были святая Макрина Младшая , святой Навкратий , святой Петр Севастийский и святой Василий Кесарийский . Точное количество детей в семье исторически вызывало споры: например, в комментарии от 30 мая в Acta Sanctorum сначала говорится, что их было девять, а затем Петр назван десятым ребенком. Установлено, что эта путаница произошла из-за смерти одного сына в младенчестве, что привело к неясностям в собственных сочинениях Григория. [11] Родители Григория подверглись гонениям за свою веру: он пишет, что у них «за исповедание Христа конфисковали имущество». [12] Бабушка Григория по отцовской линии, Макрина Старшая , также почитается как святая. [13] а его дед по материнской линии был мучеником, как выразился Григорий, «убитым императорским гневом». [12] под гонениями римского императора Максимина II . [14] Между 320-ми и началом 340-х годов семья восстановила свое состояние: отец Григория работал в городе Неокесария адвокатом и ритором. [15]

Говорят, что темперамент Григория был тихим и кротким, в отличие от его брата Василия, который, как известно, был гораздо более откровенным. [16] Григорий сначала получил домашнее образование у своей матери Эммелии и сестры Макрины. Мало что известно о том, какое дальнейшее образование он получил. Апокрифические агиографии изображают его учёным в Афинах , но это предположение, вероятно, основано на жизни его брата Василия. [17] Более вероятно, что он продолжил обучение в Кесарии , где читал классическую литературу , философию и, возможно, медицину . [18] Сам Григорий утверждал, что его единственными учителями были Василий, «Павел, Иоанн и прочие апостолы и пророки». [19]

В то время как его братья Василий и Навкратий жили отшельниками с ок. В 355 году Григорий первоначально сделал внецерковную карьеру ритора . Однако он выступал в роли лектора . [18] Известно, что в этот период он женился на женщине по имени Теосевия, которую иногда отождествляют с Феосевией Диакониссой , почитаемой в православном христианстве как святая. Однако это спорно, и другие комментаторы предполагают, что диаконисса Феосевия была одной из сестер Григория. [20] [21]

Епископат

[ редактировать ]

В 371 году император Валент разделил Каппадокию на две новые провинции: Каппадокию Первичную и Каппадокию Вторую. [22] Это привело к сложным изменениям церковных границ, в ходе которых было создано несколько новых епископств. Григорий был избран епископом новой кафедры Нисской в 372 году при поддержке своего брата Василия, который был митрополитом Кесарии , предположительно . [23] Ранняя политика Григория как епископа часто противоречила политике Василия; например, в то время как его брат осуждал савеллианских последователей Марцелла Анкирского как еретиков , Григорий, возможно, пытался примирить их с церковью. [23]

Григорий столкнулся с противодействием своему правлению в Нисе, и в 373 году Амфилохию , епископу Иконийскому , пришлось посетить город, чтобы подавить недовольство. В 375 году Десмофен Понтийский созвал синод в Анкире, чтобы судить Григория по обвинению в растрате церковных средств и неправильном рукоположении епископов. Зимой того же года он был арестован имперскими войсками, но скрылся в неизвестном направлении. Нисский синод, созванный весной 376 г., низложил его. [24] Однако Григорий вернул себе престол в 378 году, возможно, благодаря амнистии, объявленной новым императором Грацианом . В том же году Василий умер, и, несмотря на относительную незначительность Нисы, Григорий взял на себя многие прежние обязанности своего брата в Понте. [25]

Первый Константинопольский собор, изображенный на фреске в монастыре Ставрополеос , Бухарест , Румыния .

Он присутствовал на Синоде Антиохийском в апреле 379 года , где безуспешно пытался примирить последователей Мелетия Антиохийского с последователями Паулина . [26] Посетив деревню Анниса, чтобы увидеться со своей умирающей сестрой Макриной, в августе он вернулся в Нису. В 380 году он отправился в Севастию , в провинции Армения Прима , чтобы поддержать проникейского кандидата на выборах в епископство. К его удивлению, он сам был избран на этот пост, возможно, из-за того, что население ассоциировало его с его братом. [27] Однако Григорию глубоко не нравилось относительно неэллинизированное общество Армении, и он столкнулся с расследованием его ортодоксальности со стороны местных противников никейского богословия. [27] После пребывания в несколько месяцев была найдена замена — возможно, брат Григория Петр, который был епископом Севастии с 381 года, — и Григорий вернулся домой в Нису, чтобы написать книги I и II « Против Евномия» . [27]

Григорий участвовал в Первом Константинопольском соборе (381 г.) и, возможно, произнес там свою знаменитую проповедь In suam ordinationem . Его выбрали для восхваления на похоронах Мелетия, произошедших во время собора. Собор отправил Григория с миссией в Аравию, возможно, чтобы улучшить ситуацию в Бостре, где двое мужчин, Агапий и Бадагий, утверждали, что они епископы. Если это так, то Григорию это не удалось, поскольку в 394 году престол все еще оспаривался. [27] [28] Затем он отправился в Иерусалим, где Кирилл Иерусалимский столкнулся с противодействием местного духовенства из-за того, что он был рукоположен Акакием Кесарийским , арианским еретиком. Попытка Григория посредничества в споре не увенчалась успехом, а его самого обвинили в придерживании неортодоксальных взглядов на природу Христа . [28] Его более позднее правление в Ниссе было отмечено конфликтом с митрополитом Элладием. Григорий присутствовал на синоде 394 года, созванном в Константинополе для обсуждения сохраняющихся проблем в Бостре. Хотя год его смерти неизвестен, [29] принято считать, что он умер в 394 году. [30]

Теология

[ редактировать ]

Традиционное мнение о Григории состоит в том, что он был ортодоксальным тринитарным богословом . [31] находился под влиянием неоплатонизма Плотина который и верил во всеобщее спасение вслед за Оригеном . [32] Однако Григория как весьма оригинального и утонченного мыслителя трудно классифицировать, и многие аспекты его богословия вызывают споры как среди консервативных восточно-православных богословов, так и среди западных академических ученых. [31] [33] Зачастую это связано с отсутствием систематической структуры и наличием терминологических несоответствий в творчестве Григория. [34]

Концепция Троицы

[ редактировать ]

Григорий, вслед за Василием, определил Троицу как «одну сущность [ οὐσία ] в трёх лицах [ ὑποστάσεις ]», формулу, принятую Константинопольским собором в 381 году. [35] Как и другие каппадокийские отцы, он был гомоусианцем , и «Против Евномия» подтверждает истину единосущности троицы , а не аристотелевскую веру Евномия в то, что сущность Отца нерождена, тогда как сущность Сына порождена. [36] По мнению Григория, различия между тремя лицами Троицы заключаются в их различном ипостасном происхождении, а триединая природа Бога открывается через божественное действие (несмотря на единство Бога в Его действии). [37] [38] Таким образом, Сын определяется как рожденный от Отца, Святой Дух как исходящий от Отца, а Отец как прародитель. Однако это учение, казалось бы, подчиняет Сына Отцу и Святого Духа Сыну. Роберт Дженсон предполагает, что Грегори подразумевает, что каждый член Божества имеет индивидуальный приоритет: Сын имеет эпистемологический приоритет , Отец — онтический приоритет , а Дух — метафизический приоритет . [39] Другие комментаторы с этим не согласны: Морвенна Ладлоу , например, утверждает, что эпистемический приоритет в богословии Грегори принадлежит прежде всего Духу. [40]

Современные сторонники социального тринитаризма часто заявляют, что на них повлияла динамичная картина Троицы у каппадокийцев. [41] Однако было бы в корне неверно идентифицировать Григория как социального тринитария, поскольку его богословие подчеркивает единство воли Божией, и он явно полагает, что идентичности Троицы — это три личности, а не отношения между ними. [34] [40]

Бесконечность Бога

[ редактировать ]
XI века Мозаика Григория Нисского . Софийский собор в Киеве , Украина .

Григорий был одним из первых богословов, утверждавших, что Бог бесконечен . Его главный аргумент в пользу бесконечности Бога, найденный в «Против Евномия» , заключается в том, что благость Бога безгранична, а поскольку благость Бога существенна , Бог также безграничен. [42]

Важным следствием веры Грегори в бесконечность Бога является его вера в то, что Бог, будучи безграничным, по сути непостижим для ограниченного разума сотворенных существ. В «Житии Моисея » Григорий пишет: «...всякое понятие, происходящее от какого-нибудь понятного образа, по приблизительному пониманию и по догадке о Божественной природе, составляет идол Божий и не возвещает Бога». [43] Таким образом, богословие Григория было апофатическим : он предлагал определять Бога в терминах того, чем, как мы знаем, Он не является, а не того, чем мы могли бы предполагать Его. [44]

Соответственно, Ниссен учил, что из-за бесконечности Бога сотворенное существо никогда не сможет достичь понимания Бога, и, таким образом, для человека как в жизни, так и в загробной жизни происходит постоянное продвижение [ἐπέκτασις] к недостижимому познанию Бога, как индивидуальному постоянно превосходит все, что было достигнуто раньше. [45] В « Житии Моисея » Григорий говорит о трех стадиях этого духовного роста: первоначальной тьме неведения , затем духовном просветлении и, наконец, тьме ума в мистическом созерцании непостижимого Бога. [46]

Универсализм

[ редактировать ]

Григорий был одним из первых сторонников христианского универсализма . Григорий утверждает, что когда Павел говорит, что Бог будет «всем во всем» (1 Кор. 15:28), это означает, что, хотя некоторым может потребоваться пройти длительный период очищения, в конечном итоге «ни одно существо не останется вне числа сохранено» [47] и что «ни одно существо, созданное Богом, не выйдет за пределы Царства Божия». [48] Благодаря единству человеческой природы во Христе «все, благодаря соединению друг с другом, соединятся в общении с Благом, во Иисусе Христе, Господе нашем». [49] Воплощение, смерть и воскресение Христа приводят к «полному спасению человеческой природы». [50]

Григорий также так описывал Божью работу: «Цель Его [Бога] одна, и только одна; она такова: когда все человечество наше будет совершено от первого человека до последнего, причем некоторые будут иметь одновременно в этом жизнь очистилась от зла, другие впоследствии в необходимые сроки были исцелены Огнем, другие в своей жизни здесь не сознавали одинаково добра и зла, – чтобы предложить каждому из нас участие в благах, которые в Нем, чего, как говорит нам Писание, «не видел глаз, не слышало ухо», и никогда не достигала мысль». [51] То, что именно в это верил и учил Григорий, подтверждается большинством ученых. [52] [53] [54] [55] [56] Меньшая часть ученых утверждала, что Григорий лишь подтвердил всеобщее воскресение. [57]

В « Житии Моисея » Григорий пишет, что так же, как тьма покинула египтян через три дня, возможно, искупление [ ἀποκατάστασις ] распространится и на страждущих в аду [ γέεννα ]. [58] Это спасение может распространяться не только на людей; Вслед за Оригеном есть отрывки, где он как будто предполагает (хотя и голосом Макрины), что даже бесам найдется место в «мире добра» Христа. [59] Интерпретация Григорием 1 Коринфянам 15:28 («И когда все покорится Ему...») [60] и Филиппийцам 2:10 («Чтобы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесного, земного и подземного») [61] поддерживают такое понимание его богословия. [59]

Тем не менее, в Великом Катехизисе Григорий предполагает, что, хотя каждый человек воскреснет , спасение будет даровано только крещеным , хотя он также утверждает, что другие, движимые своими страстями, могут быть спасены после очищения огнем. [62] Хотя он верит, что в будущей жизни зла больше не будет, можно утверждать, что это не исключает веры в то, что Бог может справедливо проклинать грешников навечно. [63] Таким образом, основное различие между концепцией ἀποκατάστασις Григория и концепцией Оригена состоит в том, что Григорий верит, что человечество коллективно вернется к безгрешности, тогда как Ориген считает, что личное спасение будет универсальным. [63] Однако эта интерпретация Грегори недавно подверглась критике. [64] [65] Ведь в конце XXXV главы Великого Катехизиса Григорий пишет, что те, кто не очистился водой посредством крещения, «должны быть очищены огнем», чтобы «после долгих последующих веков их природа снова могла быть восстановлена ​​чистой до Бог". [66]

Пытаясь примирить эти несопоставимые позиции, восточно-православный богослов доктор Марио Багос отмечает, что «если принять это за чистую монету, кажется, что святой противоречит сам себе в этих отрывках; с одной стороны, он утверждал спасение всех и полное искоренение зла, и, с другой стороны, огонь, необходимый для очищения зла, является «бессонным», т.е. вечным. Единственное решение этого противоречия состоит в том, чтобы рассматривать любой намек на всеобщее спасение у святого Григория как выражение намерения Бога относительно человечества, которое находится в. Факт, свидетельствующий о том, что его святая сестра заявляет, что у Бога «одна цель… некоторые сразу же, даже в этой жизни, очищаются от зла, другие исцеляются в будущем посредством огня в течение соответствующего периода времени, что мы можем выбрать либо принять, либо игнорировать это». очищение подтверждается многочисленными увещеваниями святого, чтобы мы свободно вступали на добродетельный путь». [67] Доктор Илария Рамелли отметила, что для Григория свободная воля была совместима со всеобщим спасением, поскольку каждый человек в конечном итоге принял бы добро, пройдя через очищение. [64] Тем не менее, некоторые интерпретируют Григория как признание того, что Иуда и подобные ему грешники никогда не будут полностью очищены, когда он писал: «То, что никогда не существовало, должно быть предпочтительнее того, что существовало в таком грехе. глубины укоренившегося зла, наказание на пути очищения будет простираться до бесконечности». [68] [69] Однако Рамелли переводит оригинальное греческое «εις Απερον παρτένεται ἡ διὰ τῆς καθαρεως κολασις» как «наказание, предусмотренное с целью очищения, будет иметь тенденцию к неопределенной продолжительности». [70] Для правильной интерпретации рассматриваемой главы необходимы дополнительные источники.

Антропология

[ редактировать ]

Грегори Антропология основана на онтологическом различении тварного и нетварного. Человек — материальное творение, и поэтому ограниченное, но бесконечное в том смысле, что его бессмертная душа обладает неопределенной способностью приближаться к божественному. [71] Григорий считал, что душа создается одновременно с созданием тела (в отличие от Оригена, верившего в предсуществование ), и что эмбрионы , таким образом, являются людьми. Для Григория человек является исключительным, созданным по образу Божию . [72] Человечество теоморфно как в обладании самосознанием, так и в свободе воли , последняя дает каждому индивидууму экзистенциальную силу, потому что, по мнению Григория, пренебрегая Богом, человек отрицает свое собственное существование. [73] В « Песне Песней » Григорий метафорически описывает жизнь человека как картины, созданные учениками мастера: ученики (воли человека) подражают делу своего мастера (жизни Христа) прекрасными красками ( добродетелями ), и таким образом человек стремится быть отражение Христа. [74] Григорий, в отличие от большинства мыслителей своего времени, видел в грехопадении великую красоту : из греха Адама из двух совершенных людей в конечном итоге возникло множество людей. [74]

Григорий был одним из первых христиан, выступавших против рабства, объявляя этот институт греховным по своей сути. [75] [76] [77]

Если [человек] подобен Богу, ... кто его покупатель, скажи мне? Кто его продавец? Только Богу принадлежит эта власть; или, вернее, даже самому Богу. [...] Поэтому Бог не стал бы низводить человеческий род до рабства, поскольку сам [Бог], когда мы были порабощены грехом, спонтанно призвал нас к свободе. Но если Бог не порабощает свободное, то кто тот, кто ставит свою власть выше силы Бога?

- Св. Григорий Нисский, Беседы на Экклезиаста, Пороки рабовладения; Холл и Мориарти, пер., де Грюйтер (Нью-Йорк, 1993), с. 74.

Григорий использовал определение добродетели, данное Платоном, как «то, что не допускает ни одного господина [ἀδέσποτον]», в качестве своих богословских аргументов против рабства: (1) каждый человек является образом Бога и, следовательно, свободен, (2) равенство всех человек отражает равенство божественных Лиц и (3) как божественная природа не может быть разделена на рабство (δουλεία) и господство (δυναστεία, κυριότης), так и человеческая природа; все творение — раб, но только Бога. [78]

Хотя стоик Сенека критиковал жестоких рабовладельцев и советовал рабовладельцам относиться к рабам с добротой (или, по крайней мере, к рабам с хорошим характером), стоики никогда не ставили под сомнение институт рабства, которое считалось обычной частью повседневной жизни в древнем мире. . [79] Критика Григория Нисского была первой и единственной последовательной критикой самого института рабства, сделанной в древнем мире. [76]

неоплатонизм

[ редактировать ]

Есть много общего между богословием Григория и неоплатоников философией , особенно философией Плотина . [80] В частности, они разделяют идею о том, что реальность Бога совершенно недоступна для человека и что человек может прийти к увидеть Бога только посредством духовного путешествия, в котором знание [ γνῶσις ] отвергается в пользу медитации . [81] Григорий в своей работе не ссылается ни на каких философов-неоплатоников, и есть только один спорный отрывок, который может напрямую цитировать Плотина. [82] Учитывая это, кажется возможным, что Григорий был знаком с Плотином и, возможно, с другими деятелями неоплатонизма. Однако существуют некоторые существенные различия между неоплатонизмом и мыслью Григория, например, утверждение Григория о том, что красота и добро эквивалентны, что контрастирует с мнением Плотина о том, что это два разных качества. [83] Однако Плотин говорит: « И Красота, эта Красота, которая также является Добром », подразумевая, что Платонистский Тот, кто является Добром, также является Красотой. [84]

Восточно-православные богословы в целом критически относятся к теории о том, что Григорий находился под влиянием неоплатонизма. Например, митрополит Нафпактский Иерофей » утверждает в «Жизни после смерти , что Григорий выступал против всех философских (в отличие от богословских) усилий как запятнанных мирским. [85] Эту точку зрения поддерживает «Против Евномия» , где Григорий осуждает Евномия за то, что он поставил результаты своей систематической аристотелевской философии выше традиционных учений Церкви. [36]

Праздник

[ редактировать ]

Восточная Православная и Восточно-Католическая Церкви поминают Григория Нисского 10 января. Римский мартиролог и епископальная церковь [3] почтить память его смерти 9 марта. В современных римско-католических календарях, которые включают праздник Святого Григория, например, в бенедиктинских , его праздник отмечается 10 января. [86] Синод Лютеранской церкви и Миссури чтит память Григория вместе с другими каппадокийскими отцами 10 января.

Григория поминают (вместе с Макриной ) в англиканской церкви на меньшем празднике 19 июля. [87]

Наследие

[ редактировать ]
О девственности

Григорий почитается как святой. Однако, в отличие от других каппадокийских отцов, он не является Учителем Церкви . Его почитают главным образом на Востоке. Его мощи хранились в Ватикане до 2000 года, когда часть из них была перенесена в греческую православную церковь Св. Григория Нисского в Сан-Диего , Калифорния . [88]

Профессор богословия Натали Карнс писала: «Одна из причин, по которой Григорий не был принят в теологическое русло на Западе, заключается в том, что его мало переводили на латынь. За это следует отдать должное Иоанну Скоту Эриугене (ок. 800–ок. 877). влияние, которое имел Грегори. Не только сам Эриугена находился под влиянием Григория, но он также перевел « О создании человека» на латынь». [89]

Работам Григория уделялось мало научного внимания на Западе до середины двадцатого века, и исторически к нему относились как к второстепенной фигуре по сравнению с Василием Великим или Григорием Назианзином. [90] Еще в 1942 году Ганс Урс фон Бальтазар писал, что его работы практически неизвестны. [91] в VI веке Однако латинский перевод De opificio hominis Дионисия Exiguus был очень широко распространен в средневековый период, и Франсиско Бастита Харриет утверждает, что концепции Ниссена о неопределенной человеческой природе и онтологической свободе оказали одно из основных влияний на антропологию эпохи Возрождения, особенно на антропологию эпохи Возрождения. произведения Николая Кузанского и Джованни Пико делла Мирандола . [92] «Возобновившийся энтузиазм философов и гуманистов XV века по отношению к классической античности также привел к возрождению изучения и перевода греческих святоотеческих произведений. их первые латинские переводы ведущих представителей итальянской и византийской культуры». [93] К ним относятся ранние ренессансные переводы De vita Moysis Георгия Трапезундского в 1446 году, De vita Macrinae и De anima etreasurione Пьетро Бальби между 1465 и 1473 годами и De oratione dominica византийского ученого Афанасия Халкеопулоса около 1465 года. [94]

Частично благодаря стипендиям Бальтазара и Жана Даниэлу , к 1950-м годам Григорий стал предметом многих серьезных богословских исследований, было опубликовано критическое издание его работы ( Опера Грегори Ниссени ) и основан Международный коллоквиум о Григории Ниссени. Нисса. [90] Это внимание продолжается и по сей день. Современные исследования сосредоточены на эсхатологии Грегори , а не на его более догматических трудах, и он приобрел репутацию нетрадиционного мыслителя, чья мысль, возможно, является прообразом постмодернизма . [95] Основные фигуры современных исследований включают Сару Коакли , Джона Зизиуласа и Роберта Дженсона. [96] [97] В 2003 году теолог Дэвид Бентли Харт опубликовал книгу, по всей видимости, написанную под влиянием Грегори. [98]

Комментарий к Григорию

[ редактировать ]

В 787 году нашей эры Второй Никейский собор , седьмой Вселенский собор Церкви , почтил Григория Нисского:

Давайте же посмотрим, кем были почтенные врачи и неукротимые поборники Церкви, [в том числе] Григорий Предстоятель Нисский, которого все называли отцом отцов. [99]

Генри Фэйрфилд Осборн писал в своей работе по истории эволюционной мысли « От греков до Дарвина» (1894):

Среди христианских отцов движение к частично натуралистической интерпретации порядка творения было предпринято Григорием Нисским в четвертом веке и завершено Августином в четвертом и пятом веках. ...[Грегори] учил, что Творение потенциально. Бог наделил материю ее фундаментальными свойствами и законами. Объекты и законченные формы Вселенной развивались постепенно из хаотического материала. [100]

Энтони Мередит пишет о мистических и апофатических произведениях Григория в своей книге «Грегори Нисский (Отцы ранней церкви)» (1999):

Григорию часто приписывают открытие мистического богословия или, скорее, понимание того, что тьма является подходящим символом, под которым можно обсуждать Бога. В этом есть большая доля правды... Кажется, Григорий был первым христианским писателем, заявившим об этом важном моменте. [101]

Дж. Кэмерон Картер пишет о позиции Грегори в отношении рабства в книге «Гонка теологического отчета» (2008):

Что меня интересует, так это определяющие черты видения Григорием справедливого общества: его недвусмысленная позиция против «специфического института рабства» и его призыв к освобождению всех рабов. Мне интересно читать Григория как интеллектуала-аболициониста четвертого века... Его взгляды превосходили не только более умеренную (но, если быть справедливым по отношению к Павлу, в его момент, революционную) позицию по этому вопросу, но и взгляды всех древних интеллектуалы — язычники, иудеи и христиане — от Аристотеля до Цицерона и от Августина на христианском Западе до его современника, самого золоторечивого проповедника Иоанна Крисотома на Востоке. Действительно, миру придется подождать еще пятнадцать столетий – до девятнадцатого века, в конце современного аболиционистского движения – прежде чем такая недвусмысленная позиция против рабства появится снова. [102]

Католический теолог и писатель Ганс Урс фон Бальтазар описывает Григория в своей книге «Присутствие и мысль: очерк религиозной философии Григория Нисского» (1988): [103]

Менее плодовитый, чем Ориген, менее образованный, чем Григорий Назианзин, менее практичный, чем Василий, Григорий Нисский, тем не менее, превосходит их всех по глубине своей мысли.

Библиография

[ редактировать ]

Полное собрание сочинений Григория Нисского опубликовано на греческом языке с латинскими комментариями под названием « Опера Григория Ниссени» :

  • Том. 1 - Вернер Йегер , изд. (2002). Против Евномия книги 1 и 2 Брилл. ISBN  978-90-04-03007-7 .
  • Том. 2 - Вернер Йегер, изд. (2002). Против свободного евномия III . Брилл. ISBN  978-90-04-03934-6 .
  • Том. 3/1 - Фридрих Мюллер, изд. Малая догматика оперы, часть I. Брилл. ISBN  978-90-04-04788-4 .
  • Том. 3/2 - К. Кеннет Даунинг; Якобус А. Макдонаф; С. Дж. Хадвига Хорнер, ред. (1987). Догматическая минорная опера, часть II . Брилл. ISBN  978-90-04-07003-5 .
  • Том. 3/3 - Малые догматические сочинения, часть 3 - О душе и воскресении, 2014 Издательство=Brill ISBN   978-90-04-12242-0 Редактор: Андреас Спира
  • Том. 3/4 - Эккехард Мюленберг, изд. Малая догматика оперы, часть IV . Брилл. ISBN  978-90-04-10348-1 .
  • Том. 3/5 - Эккехард Мюленберг, изд. Малая догматика оперы, часть V. Брилл. ISBN  978-90-04-13314-3 .
  • Том. 4/1 - Хьюберт Р. Дробнер, изд. (2009). Экзегетический труд в книге Бытие, часть I. Брилл. ISBN  978-90-04-13315-0 .
  • Том. 4/2 - Opera Exgetica В Бытии, часть II - в настоящее время недоступна.
  • Том. 5 - Дж. Макдонаф; П. Александр, ред. (1986). В надписях псалмов: В шестом псалме: В проповеди Экклезиаста . Брилл. ISBN  978-90-04-08186-4 .
  • Том. 6 - Х. Лангербек, изд. (1986). В Песнь Песней . Брилл. ISBN  978-90-04-08187-1 .
  • Том. 7/1 - Джон Ф. Каллахан, изд. (2009). Экзегетические сочинения об Исходе и Новом Завете, часть 1 . Брилл. ISBN  978-90-04-00747-5 .
  • Том. 7/2 - Джон Ф. Каллахан, изд. (1992). Экзегетические труды по Исходу и Новому Завету, часть 2 Брилл. ISBN  978-90-04-09598-4 .
  • Том. 8/1 - Вернер Йегер; Дж. П. Каварнос; VW Каллахан, ред. (1986). Opera ascetica et Epistulae, часть 1 . Брилл. ISBN  978-90-04-08188-8 .
  • Том. 8/2 - Джорджио Паскуали, изд. (2002). Подвижные дела и послания, часть 2 Брилл. ISBN  978-90-04-11182-0 .
  • Том. 9 - Г. Хайль; А. ван Хек; Э. Гебхардт; А. Спира, ред. (1992). Проповеди, часть 1 . Брилл. ISBN  978-90-04-00750-5 .
  • Том. 10/1 - Г. Хайль; Дж. П. Каварнос; О. Лендл, ред. (1990). Проповеди, часть 2 . Брилл. ISBN  978-90-04-08123-9 .
  • Том. 10/2 - Эрнестус Рейн; Фридхельм Манн; Дёрте Теске; Хильда Полак, ред. (1996). Проповеди, часть 3 . Брилл. ISBN  978-90-04-10442-6 .

Ниже приведены издания английских переводов произведений Грегори:

  • Григорий Нисский, Проповеди на Экклезиаста: английская версия с дополнительными исследованиями. Материалы седьмого международного коллоквиума о Григории Нисском (Сент-Эндрюс, 5–10 сентября 1990 г.). Связь.
  • Григорий Нисский, Житие Макрины , limovia.net, Лондон, 2012. ISBN   978-1-78336-017-8
  1. ^ «Хатор 26: Жития святых: Синаксариум — CopticChurch.net» .
  2. ^ Лютеранство 101, CPH, Сент-Луис, 2010, с. 277
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Малые праздники и посты 2018 . Church Publishing, Inc. 01 декабря 2019 г. ISBN  978-1-64065-234-7 .
  4. Книга Деяний, 2:9.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ван Дам 2003, с. 1
  6. ^ Мэтью Драй и Масперо, с. 127
  7. ^ Ватт и Дрейверс, с. 99
  8. ^ Мэтью Драй и Масперо, стр. 1-1. 127-8
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Масперо и Мэтью Драй, с. 103
  10. ^ Ван Дам (2003), с. 77
  11. ^ Пфистер (1964), стр. 108, 113.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лоутер Кларк, WK, Жизнь Макрины (Лондон: SPCK, 1916)
  13. ^ Масперо и Мэтью Драй, с. 104
  14. ^ Григорий Назианзен, Речь, 43.5-6.
  15. ^ Григорий Нисский: Письма. Перевод Анны М. Сильвас, с. 3.
  16. ^ Гонсалес 1984 , с. 185
  17. ^ Ватт и Дрейверс, с. 120
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Масперо и Мэтью Драй, с. 105
  19. ^ Ладлоу 2000, стр. 21
  20. ^ Даниэлу, П.П. 73–76
  21. ^ Масперо и Мэтью Драй, стр.106.
  22. ^ Ван Дам, с. 77
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Масперо и Мэтью Драй, с. 107
  24. ^ Масперо и Мэтью Драй, с. 108
  25. ^ Масперо и Мэтью Драй, с. 109
  26. ^ Масперо и Мэтью Драй, с. 110
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Масперо и Мэтью Драй, с. 111
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Масперо и Мэтью Драй, с. 112
  29. ^ Масперо и Мэтью Драй, с. 114.
  30. ^ Маккамбли, Ричард (19 апреля 2024 г.). «Введение в книгу Григория Нисского «О младенцах, умерших преждевременно» » (PDF) . lectio-divina.org . Проверено 19 апреля 2024 г.
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рамелли, Илария Л.Е. (август 2020 г.). «Религия и наука у Григория Нисского: единство творческого и научного логоса» . Марбургский журнал религии . 22 (2). Марбургский университет : 1–16. дои : 10.17192/mjr.2020.22.8299 . ISSN   1612-2941 . Проверено 23 мая 2022 г.
  32. ^ Например, см. Найт, Джордж Т. (1908–14). Энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога . Лондон и Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. стр. 96–8.
  33. ^ Коакли и др., стр. 1–14.
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэвис и др., с. 14
  35. ^ Ларсон, с. 42
  36. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Масперо и Мэтью Драй, с. 750
  37. ^ Масперо и Мэтью Драй, с. 751
  38. ^ Дженсон, стр. 105–6.
  39. ^ Дженсон, с. 167
  40. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ладлоу 2007, с. 43
  41. ^ Ладлоу 2007, с. 51
  42. ^ Масперо и Мэтью Драй, с. 424
  43. ^ Жизнь Моисея / Григорий Нисский; перевод, введение. и примечания Абрахама Дж. Малерба и Эверетта Фергюсона; прив. Джон Мейендорф Страница 81
  44. ^ Масперо и Мэтью Драй, с. 68
  45. ^ Масперо и Мэтью Драй, с. 425
  46. ^ Масперо и Мэтью Драй, с. 522
  47. ^ В иллюстрации 17; 21 (Даунинг)
  48. ^ В этом 14 (Даунинг)
  49. ^ О Песне Песней XV
  50. ^ Маккамбли, Ричард. «Против Аполлинария Григория Нисского» (PDF) . Lectio-Divina.org . Проверено 9 апреля 2023 г. п. 39
  51. ^ «Отцы Церкви: О душе и воскресении (св. Григорий Нисский)» . www.newadvent.org . Проверено 18 октября 2015 г.
  52. ^ Илария Рамелли: Христианская доктрина Апокатастасиса (Brill 2013), стр. 432
  53. ^ Морвенна Ладлоу: Григорий Нисский, древний и постмодернистский (Оксфорд: University Press, 2007)
  54. ^ Ханс Боерсма : Воплощение и добродетель (Оксфорд, 2013)
  55. ^ Дж. А. МакГакин: «Эсхатологические горизонты каппадокийских отцов» в апокалиптической мысли в раннем христианстве (Гранд-Рапидс, 2009)
  56. ^ Константин Цирпанлис: «Концепция всеобщего спасения у Григория Нисского» в греческой патристической теологии I (Нью-Йорк, 1979).
  57. ^ Джулио Масперо: Троица и человек (Brill 2007), с. 91
  58. ^ Масперо и Мэтью Драй, с. 57
  59. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ладлоу 2000, с. 80
  60. ^ 1 Коринфянам 15:28.
  61. ^ Филиппийцам 2:10
  62. ^ Масперо и Мэтью Драй, с. 56-57
  63. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Масперо и Мэтью Драй, с. 59
  64. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Илария Рамелли: Христианская доктрина Апокатастасиса (Brill 2013), стр. 433-4
  65. ^ Рамелли, Илария (2008). «Спор об Апокатастасисе у языческих и христианских платоников: Марсиана, Макробия, Оригена, Григория Нисского и Августина» . Классические исследования Иллинойса . 33–34 (33–34). Издательство Университета Иллинойса: 201–234. дои : 10.5406/illiclasstud.33-34.0201 . JSTOR   10.5406/illiclasstud.33-34.0201 . S2CID   169733447 .
  66. ^ «NPNF2-05. Григорий Нисский: Догматические трактаты и т. д. - Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org . Проверено 9 апреля 2023 г.
  67. ^ Багос, Марио (2012). «Переосмысление Апокатастасиса в сочинениях св. Григория Нисского «О душе и воскресении и катехизической речи» . Фронема . 27 (2): 125–162 . Проверено 17 августа 2013 г.
  68. ^ «Отец Джон Уайтфорд: Поставить в тупик священника: является ли универсализм ересью?» . Блогер. 23 апреля 2015 года . Проверено 1 июля 2020 г.
  69. ^ «Можем ли мы надеяться на всеобщее спасение? Православная жизнь» . WordPress.com. 23 ноября 2015 года . Проверено 1 июля 2020 г.
  70. ^ Илария Рамелли: Христианская доктрина Апокатастасиса (Brill 2013), стр. 411
  71. ^ Масперо и Мэтью Драй, с. 38
  72. ^ Масперо и Мэтью Драй, с. 39
  73. ^ Масперо и Мэтью Драй, с. 41
  74. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Масперо и Мэтью Драй, с. 42
  75. ^ МакГакин, Дж. (2017). Теодор Бальсамон. В книге Дж. Витте-младшего и Г. Хаука (ред.), «Христианство и семейное право: введение» («Закон и христианство», стр. 100–115). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. doi:10.1017/9781108233255.009 «Григорий Нисский считал освобождающую силу закона признаком правильного применения евангельского духа. Например, он единственный отец церкви, который полностью осуждает институт рабства как неоправданное зло».
  76. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Д. Бентли Харт (2001). «Все человечество»: критика рабства Григорием Нисским в свете его эсхатологии. Шотландский богословский журнал, 54, стр. 51–69. doi: 10.1017/S0036930600051188.
  77. ^ Григорий Нисский (1993). Проповеди на Экклезиаста . Перевод Холла; Мориарти. Нью-Йорк: де Грютер. п. 74. ИСБН  9783110135862 .
  78. ^ Илария Л.Е. Рамелли (2016). Социальная справедливость и легитимность рабства: роль философского аскетизма от древнего иудаизма до поздней античности. Оксфордская стипендия онлайн, стр. 182–89. doi: 10.1093/acprof:oso/9780198777274.001.0001.
  79. ^ П.Г. Кирхшлегер. «Рабство и раннее христианство – размышления с точки зрения прав человека» .
  80. ^ Вечная традиция неоплатонизма, с. 188
  81. ^ Вечная традиция неоплатонизма, с. 188–94
  82. ^ Масперо и Мэтью Драй, с. 531
  83. ^ Масперо и Мэтью Драй, с. 532
  84. ^ Эннеады шестой трактат 1 Красота: 6
  85. ^ Жизнь после смерти, гл. 8
  86. ^ Правильные мессы для использования Бенедиктинской Конфедерацией . Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса. 1975. с. 9.
  87. ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 27 марта 2021 г.
  88. ^ «Приходская история» . Церковь Святого Григория Нисского, Сан-Диего. Архивировано из оригинала 4 июня 2012 года . Проверено 22 января 2012 г.
  89. ^ Натали, Карнс (2014). Красота: богословский диалог с Григорием Нисским . Юджин, Орегон: Wipf and Stock. ISBN  9781630876678 . OCLC   903899756 .
  90. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Масперо и Мэтью Драй, с. 170
  91. ^ «Только очень небольшое количество посвященных читали и знают о Григории Нисском, и они ревностно охраняли свою тайну» - Ханс Урс фон Бальтазар, Присутствие и мысль: Очерк религиозной философии Григория Нисского (1942) , как указано у Масперо и Матео Секо, стр. 170.
  92. ^ Бастита Харриет 2023
  93. ^ Бастита Харриет 2023, с. 148
  94. ^ Бастита Харриет 2023, с. 125-148
  95. ^ Ладлоу 2007, с. 232
  96. ^ Масперо и Мэтью Драй, с. 171
  97. ^ Масперо и Мэтью Драй, с. 172
  98. ^ Натали, Карнс (2014). Красота: богословский разговор с Григорием Нисским . Юджин, Орегон. ISBN  9781630876678 . OCLC   903899756 . В том же году, когда была опубликована книга Коакли, один из авторов этого тома выпустил свою собственную книгу, во многом основанную на Грегори: Дэвид Бентли Харт опубликовал «Красоту бесконечного». Харт пишет систематическое богословие в традициях Григория, но в беседе с современными мыслителями. Он пишет богословие Ниссена так же, как богословы на протяжении многих лет писали богословие Августина. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  99. ^ Седьмой Генеральный совет, Второй Никейский, состоялся в 787 году нашей эры, на котором было установлено поклонение изображениям: с обширными примечаниями из «Каролинских книг», составленных по приказу Карла Великого для его опровержения , Никейский собор, перевод Мендхэма , Джон, Опубликовано Джоном. МЫ Художник, 1850, стр. 382.
  100. ^ Генри Фэрфилд Осборн, От греков до Дарвина Макмиллана и компании (1905), стр.69,71
  101. ^ Мередит, Энтони (1999). Григорий Нисский (отцы ранней церкви) . Психология Пресс. п. 100. ИСБН  9780415118408 .
  102. ^ Картер, Дж. Кэмерон, Гонка за богословским отчетом , Oxford University Press, 2008, стр. 231
  103. ^ фон Бальтазар, Ганс Урс (1995). Присутствие и мысль: очерк религиозной философии Григория Нисского . Сан-Франциско: Игнатиус Пресс. ISBN  0898705215 . OCLC   32457802 .

Источники

[ редактировать ]
  • Азкул, Майкл (1995). Св. Григорий Нисский и отеческое предание . Льюистон, Нью-Йорк: Э. Меллен Пресс. ISBN  0-7734-8993-2 .
  • Бастита Харриет, Франциско (2023). Онтологическая свобода: истоки понятия у Григория Нисского и ее влияние на итальянский Ренессанс . Падерборн: Брилл-Шёнинг. ISBN  978-3-506-79506-9 .
  • Эне Д-Василеску, Елена (2021). «Глава 6: «Водный орган Григория Нисского IV века (реконструкция) и элементы Творения в его текстах: вода, воздух, огонь и земля» ». Эне Д-Василеску, Елена (ред.). Заглянем в Византию. Византийский и современный . Оксфорд: Индеп. стр. 127–140. ISBN  978-1-80049-880-8 .
  • Эне Д-Василеску, Елена (2021). «Глава 7: « Эпектасис [ἐπέκτασις] и подвиги души (ἡ ψυχή) в произведении Григория Нисского De anima et воскресение/О душе и воскресении »». Эне Д-Василеску, Елена (ред.). Заглянем в Византию. Византийский и современный . Оксфорд: Индеп. стр. 140–158. ISBN  978-1-80049-880-8 .
  • Эне Д-Василеску, Елена (2017). «Глава 55: Григорий Нисский». В Эслере, Филип Ф. (ред.). Раннехристианский мир . Рутледж - Группа Тейлора и Фрэнсиса. стр. 1072–1987.
  • Мередит, Энтони (1995). Каппадокийцы . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN  0-88141-112-4 .
  • Матео-Секо, Лукас Франциско; Масперо, Джулио, ред. (2010). Словарь Брилла Григория Нисского . Лейден: Брилл.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 60543cc2a4f16563f35049f3209f2a5b__1721691780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/60/5b/60543cc2a4f16563f35049f3209f2a5b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gregory of Nyssa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)