скотизм
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2021 г. ) |
Эта статья требует внимания эксперта по философии . Добавьте в этот шаблон причину или параметр обсуждения , чтобы объяснить проблему со статьей. ( август 2023 г. ) |
Часть серии о |
Джон Дунс Скот |
---|
Портал католицизма |
Часть серии о |
Католическая философия |
---|
Скотизм — философская школа и теологическая система, названная в честь Джона Дунса Скота , шотландского философа-богослова XIII века. Слово происходит от имени его создателя, чей Opus Oxoniense был одним из самых важных документов в средневековой философии и римско-католическом богословии , определяя то, что позже будет объявлено догмой о непорочном зачатии Папой Пием IX в его конституции Ineffabilis Deus на 8 декабря 1854 г. [1] [2]
Развитие [ править ]
Скотизм развился из старой францисканской школы , которая доминировала в богословии в средние века . Эта школа мысли первоначально следовала августинизму , который доминировал в богословии того времени.
Скот обнаружил, что почва для конфликта с последователями Фомы Аквинского уже расчищена . Он весьма свободно пользовался аристотелизмом , но при его использовании подвергал острой критике и в важных моментах придерживался учения Старшей францисканской школы, особенно в отношении множественности форм или душ, духовной материи ангелов и души и т. д., где он энергично боролся с Фомой Аквинским. Скотизм , или то, что известно как Поздняя францисканская школа , является, таким образом, лишь продолжением или дальнейшим развитием старой школы с гораздо более широким, хотя и не исключительным принятием перипатетических идей. Разницу между томизмом и скотизмом можно выразить, сказав, что, хотя оба они происходят от арабского неоплатонизированного аристотелизма, томизм ближе к ортодоксальному аристотелизму Маймонида , Аверроэса и Авиценны , в то время как скотизм отражает платонистскую тенденцию, идущую еще через Авицеброна , Братьев Чистоты. , Liber de Causis и Прокла — Плотину .
Относительно отношения этих школ друг к другу или отношения Скота к Александру Хейлсу и святому Бонавентуре обратитесь к работе «Фламандского воспоминания» Матиаса Хаузера . Хотя томизм получил беспрецедентную поддержку Магистериума, [3] Влияние скотистов преобладало в ряде важных вопросов, не в последнюю очередь в доктрине непорочного зачатия .
церкви Доктринальные конфликты внутри католической
Номинализм старше Скота, но его возрождение в оккамизме можно объяснить односторонним преувеличением некоторых положений Скота. Скотистский формализм есть прямая противоположность номинализму, и скотисты были заодно с томистами в борьбе с последним; Сам Оккам был ярым противником Скота. определил Тридентский собор как догму ряд доктрин, особенно подчеркиваемых скотистами (например, свобода воли, свободное сотрудничество с благодатью и т. д.). В других случаях каноны были намеренно составлены таким образом, чтобы они не затрагивали скотизм (например, что первый человек был конституирован в святости и справедливости). Это было сделано и на Ватиканском соборе. В томистско-молинистической полемике относительно предвидения Бога, предопределения, отношения благодати к свободной воле скотисты принимали мало участия. Они либо поддерживали одну из партий, либо занимали среднюю позицию, отвергая как предопределенность томистов, так и scientia media молинистов. В скотизме Бог признает свободные будущие действия по Своей сущности и предоставляет свободное постановление Своей воли, которое не предопределяет свободную волю человека, а лишь сопровождает ее.
Иезуитская традиция [ править ]
Философы- иезуиты и богословы приняли ряд положений скотистов. Более поздние авторитеты частично отвергают многие из этих положений, а еще ряд положений был отвергнут католическими богословами на основании недопонимания – например, учение об univocatio entis , о признании заслуг Христа и человека и т. д.
Многие другие положения были приняты или, по крайней мере, благосклонно отнеслись к большому числу католических учёных, и среди них много положений психологии: например, что силы души не являются просто случайностями, даже естественными и необходимыми для души, что они не являются просто случайностями, даже естественными и необходимыми для души. действительно отличны от субстанции души или друг от друга и т. д.
Они также взяли из шотландцев многие положения, касающиеся учения об ангелах .
Влияние на философию и теологию [ править ]
Часть серии о |
Схоластика |
---|
Скотизм оказал влияние на развитие философии и теологии; его значение не является, как часто утверждается, чисто отрицательным, т. е. оно не состоит только в том факте, что оно подвергало критике Фому Аквинского и томистическую школу.
Сравнение учения скотистов с учением Фомы Аквинского предпринималось часто — например, в упомянутой выше работе Хаузера в конце первого тома; Сарнано ( Костанцо Торри , Conciliatio omnium controversiarum и т. д. (1589–). Во многих случаях различия заключаются главным образом в терминологии, и примирение возможно, если подчеркнуть определенные части Скота или Фомы Аквинского и обойти или приглушить другие. Однако , по ряду пунктов остаются противоречия.
Вообще говоря, скотизм нашел своих сторонников внутри францисканского ордена; конечно, противостояние доминиканцам (т.е. Фоме Аквинскому) сделало многих членов ордена учениками Скота. Однако это не означает, что возникновение и развитие скотизма следует рассматривать как результат соперничества между двумя орденами. Даже Фома Аквинский поначалу нашел в своем ордене несколько противников — не все его собратья-доминиканцы следовали за ним во всех деталях (например, Дюран из Сен-Пурсена ).
Доктрины скотистов также были поддержаны многими меньшинствами . Кроме того, скотизм нашел немало сторонников среди светских профессоров и в других религиозных орденах (например, августинианах , сервитах и т. д.), особенно в Англии, Ирландии и Испании. Из миноритов, которые поддерживали скотистскую доктрину, монастыри, похоже, наиболее преданно придерживались Скота, особенно в Падуанском университете, где читали лекции многие уважаемые преподаватели.
скотистской Появление школы
Лишь в конце XV или начале XVI века можно говорить об особой скотистской школе. Затем труды Скота были собраны, изданы во многих изданиях, комментированы и т. д. Положения общих капитулов, начиная с 1501 года, часто рекомендуют или прямо предписывают скотизм как учение ордена.
Скотизм, по-видимому, достиг наибольшей популярности в начале семнадцатого века. Специальные стулья скотистов появляются в шестнадцатом и семнадцатом веках в таких местах, как Париж, Рим, Коимбра, Саламанка, Алькала, Падуя и Павия. В восемнадцатом веке у него все еще было немало последователей, но в XIX веке он пережил сильный упадок. Одной из причин этого было неоднократное подавление ордена почти во всех странах, в то время как рекомендации нескольких пап по учению св. Фомы не могли быть благоприятны для шотландцев.
Некоторые источники описывают скотизм как просто терпимую католическую церковь. Католическая энциклопедия оспаривает это, утверждая, что ни одно из ее предложений не подвергалось цензуре, многие видные католические деятели были ее приверженцами и что различные общие статуи рекомендуют это. в своих указах Лев XIII и Пий X рекомендовали не только св. Фому, но и схоластику вообще, включая и скотистскую школу. [ нужна ссылка ]
Скотисты [ править ]
Большинство скотистов являются одновременно философами и богословами. Среди известных скотистов четырнадцатого века были Антониус Андреа и Франциск Майронский (ок. 1280–1328), автор « Трактата о трансцендентибусе» . Фрэнсис Майрон , который ввел actus sorbonicus в Парижском университете .
15 и 16 века [ править ]
Среди скотистов пятнадцатого века были два папы, Александр V и Сикст IV , курфюрст Фридрих III Саксонский и Ангелус Кивассо . Работа последнего по шотландскому богословию была настолько печально известна, что была публично сожжена Мартином Лютером .
Среди известных скотистов шестнадцатого века были Павел Скрипторис , известный профессор Тюбингенского университета , и архиепископ Афин Антонио Тромбетта .
17 и 18 века [ править ]
Среди многих скотистов 17 и 18 веков:
- Анджело Вульпес (Вольпе) (ум. 1647) написал «Сумму» и «Коммен». Богословие Скота в двенадцати томах.
- Люк Уоддинг (ум. 1657), известный летописец, вместе с другими ирландцами в коллегии С. Исидора в Риме отредактировал полное собрание сочинений Скота (12 томов, Лион, 1639 г.).
- Ламбертус Ламбрехт (около 1696 г.), прозванный Венским Скотом.
- Кардинал Лоренцо Бранкати Лаурийский [4] (ум. 1693), пользующийся большим благосклонностью нескольких пап.
- Говорят, что Франсиско Маседо (ум. 1681), португалец, профессор Падуи, написал более ста сочинений и был известен своими публичными диспутами.
- Клод Фрассен (ум. 1711) в течение тридцати лет был знаменитым профессором Сорбонны и написал «Scotus Academicus seu Universa Theo Scoti».
- Дюран Бартоломеус [5] (ум. 1720) написал великий «Щит шотландского богословия» .
19 век [ править ]
В девятнадцатом веке, хотя скотизм и сохранялся в школах францисканского ордена в соответствии с уставом, в шотландской традиции было мало произведений, во всяком случае ни одного знаменитого.
20 и 21 века [ править ]
Хотя использование термина скотизм немного устарело, некоторых современных богословов, особенно из францисканских орденов, таких как Кенан Осборн OFM и Дэниел Хоран OFM, можно рассматривать как приверженцев скотистской традиции. Несколько недавних проектов, таких как проект Скотуса CUA, Международная скотистская комиссия в Риме и Комиссия францисканской интеллектуальной традиции англоязычной конференции OFM, были направлены на повышение осведомленности о Дунсе Скотусе и скотизме в современном богословии. Скотизм также нашел дом среди англо-католиков , в том числе Ричарда Кросса и Томаса Уильямса, а также оказал влияние на протестантов, таких как Уильям Лейн Крейг . [6]
Примечания [ править ]
- ^ Постановление III, д.3, вопрос 1.
- ^ «Папское определение непорочного зачатия» . Архивировано из оригинала 21 января 2000 года.
- ^ «Вечный Отец (4 августа 1879 г.) | Лев XIII» . www.vatican.va Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ Кардиналы Священной Римской церкви - Биографический словарь - Консистория от 1 сентября 1681 г.
- ^ Варфоломеус Дюрандус , Интернет-библиография францисканских авторов.
- ^ Крейг, WL (1987). Джон Дунс Скот о Божьем предвидении и будущих контингентах. Францисканские исследования, 47 (1), 98–122.
Ссылки [ править ]
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Скотизм и скотисты ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.