Jump to content

Эдо неоконфуцианство

Неоконфуцианство Эдо , известное по-японски как Сюси-Гаку ( 朱子學 , сусигаку ) , относится к школам неоконфуцианской философии, которые развивались в Японии в период Эдо . Неоконфуцианство достигло Японии в период Камакура . Философию можно охарактеризовать как гуманистическую и рационалистическую, с верой в то, что вселенную можно понять с помощью человеческого разума и что именно человек должен создать гармоничные отношения между вселенной и человеком. [1] Сёгунат Токугава 17-го века принял неоконфуцианство как принцип контроля над людьми, и конфуцианская философия получила распространение. Неоконфуцианцы, такие как Хаяси Разан и Араи Хакусеки, сыграли важную роль в формулировании доминирующей политической философии раннего Нового времени в Японии .

Фудзивара Сэйка из японской книги 先哲像伝. Фудзивара был одним из главных пионеров неоконфуцианства в Японии.

Неоконфуцианство берет свое начало в китайской династии Тан ; Учёные-конфуцианцы Хань Юй и Ли Ао считаются предшественниками неоконфуцианцев династии Сун. [2] Философ династии Сун Чжоу Дуньи считается первым настоящим «пионером» неоконфуцианства, использовавшим даосскую метафизику в качестве основы для своей этической философии. [3] Неоконфуцианство развивалось как как возрождение традиционных конфуцианских идей, так и как реакция на идеи буддизма и религиозного даосизма. Хотя неоконфуцианцы осуждали буддийскую метафизику, неоконфуцианство действительно заимствовало даосскую и буддийскую терминологию и концепции. [2]

Неоконфуцианство пришло в Японию в конце периода Камакура. Оно было распространено в качестве базового образования для обучающихся монахов и других членов сети дзэнских храмов Пяти горной системы (Гозан), а его теория была дополнена аннотациями, принесенными монахом Ишань Инином , посетившим Японию в 1299 году из династии Юань . [1] [4] в форме Чэн-Чжу школы неоконфуцианства . Более того, неоконфуцианская мысль возникла из работ Чэн И , Чэн Хао и Чжу Си , а также из тогдашней ортодоксальной идеологии Китая и Кореи. [5] Подъёму неоконфуцианства в Японии способствовала государственная поддержка со стороны правительства Токугавы , которое поощряло утверждение национальной светской идеологии как метода усиления политического правления над страной. [1] Эта философия появилась ранее, в 14 веке, но знание о ней было ограничено дзэнскими монастырями, которые считали конфуцианство интеллектуально интересным, но вторичным по отношению к дзэну. [5] и некоторые школы, такие как Асикага Гакко .

В Японии развивались три основные традиции неоконфуцианства. Сюшигаку, основанная на китайской школе философа Чжу Си , стала краеугольным камнем образования, обучая в качестве главных добродетелей сыновнюю почтительность, верность, послушание и чувство долга. [6] Оёмейгаку основывалось на учении китайского философа Ван Янмина , который считал самопознание высшей формой обучения и уделял большое внимание интуитивному восприятию истины. Школа Когаку попыталась возродить первоначальную мысль китайских мудрецов Конфуция и Мэн-цзы , которая, по ее мнению, была искажена другими японскими неоконфуцианскими школами.

Неоконфуцианство считается доминирующей идеологией периода Токугава (1603–1867), которую часто интерпретировали в рамках теорий модернизации, которые рассматривают рост неоконфуцианства в это время как движение к рациональному, светскому мышлению в эпоху Токугава (1603–1867 гг.). в отличие от преимущественно духовных и религиозных проблем средневекового буддизма. [7]

Пионером японского неоконфуцианства был Фудзивара Сейка , бывший практикующий дзэн , интересующийся конфуцианской мыслью, который в конечном итоге отверг идеи дзэн и стал одним из ведущих защитников неоконфуцианства в Японии. [5] Ученик Фудзивары, Хаяси Разан , служил сёгунам Токугава и благодаря государственному покровительству смог основать академию Сёхейко . [5] После того, как Указ Кансэй провозгласил неоконфуцианство официальной идеологией Японии, академия Сёхейко стала главным авторитетом в области конфуцианской ортодоксальности . Хотя неортодоксальные школы неоконфуцианства были официально запрещены, они все еще существовали в Японии. Японский философ Тодзю Накаэ является одним из таких случаев, на которого большее влияние оказал неортодоксальный Ван Янмин , чем ортодоксальный Чжу Си . [8]

Влияние неоконфуцианства было брошено вызовом возникновению философской школы Кокугаку в 17 и 18 веках. Сторонники кокугаку утверждали, что древние японцы были лучшими представителями конфуцианских добродетелей, чем древние китайцы, и что следует уделять больше интеллектуального внимания древней японской классике и местной религии синто . [9] Несмотря на философские конкуренты, Кокугаку и неоконфуцианство сосуществовали как доминирующая философская мысль Японии до прихода западной философии в период Мэйдзи .

Философия

[ редактировать ]

Подобно китайскому и корейскому конфуцианству, неоконфуцианство Эдо представляет собой социальную и этическую философию, основанную на метафизических идеях. Философию можно охарактеризовать как гуманистическую и рационалистическую, с верой в то, что вселенную можно понять с помощью человеческого разума и что именно человек должен создать гармоничные отношения между вселенной и человеком. [1]

Ведущим направлением в неоконфуцианстве Эдо является школа «принципа» (яп.: ри ). Это связано с открытием и применением принципов и законов и преимущественно представлено Чжу Си . Еще одно ведущее направление — школа «интуиции» (яп. шин ). Оно связано с непосредственной интуицией и действием, возникающими из спонтанного знания о добре и зле, которое достигается посредством самосовершенствования и под руководством врожденной интуитивной проницательности. Его главным воплощением являются Ван Янмин и его последователи. [10]

Рационализм неоконфуцианства контрастирует с мистицизмом ранее господствовавшего в Японии дзэн- буддизма. В отличие от буддистов, неоконфуцианцы верили, что реальность существует и может быть понята человечеством, даже если интерпретации реальности немного различались в зависимости от школы неоконфуцианства. [1]

Но дух неоконфуцианского рационализма диаметрально противоположен духу буддийского мистицизма. В то время как буддизм настаивал на нереальности вещей, неоконфуцианство подчеркивало их реальность. Буддизм и даосизм утверждали, что существование возникло из несуществования и вернулось в него; Неоконфуцианство рассматривало реальность как постепенную реализацию Великого Предела... Буддисты, а также в некоторой степени даосы полагались на медитацию и прозрение для достижения высшего разума; Неоконфуцианцы предпочли следовать Разуму. [11]

Социальные аспекты философии иерархичны с упором на сыновнюю почтительность . Это создало конфуцианское социальное расслоение в обществе Эдо, которого ранее не существовало, разделив японское общество на четыре основных класса: самураи , рассматриваемые как японский эквивалент китайских ученых-бюрократов , на вершине социальной иерархии, затем фермеры, ремесленники и торговцы. [12] Самураи были особенно заядлыми читателями и преподавателями конфуцианской мысли в Японии, основав множество конфуцианских академий.

Неоконфуцианство также привнесло в Японию элементы этноцентризма . Поскольку китайские неоконфуцианцы считали свою культуру центром мира, японские неоконфуцианцы развили аналогичную национальную гордость. [1] Эта национальная гордость позже превратилась в философскую школу Кокугаку , которая позже бросит вызов неоконфуцианству и его предполагаемому зарубежному китайскому происхождению как доминирующей философии Японии.

Неоконфуцианство в период Токугава способствовало развитию бусидо (кодекса воинов). Акцент неоконфуцианства на изучении китайской классики способствовал развитию у японцев чувства истории и, в свою очередь, привел к возобновлению интереса к японской классике и возрождению синтоистских исследований. [13] [6] Самое главное, неоконфуцианство побуждало ученых интересоваться практической стороной человеческих дел, правом, экономикой и политикой.

Многие японские исторические деятели обращались к важности и влиянию неоконфуцианства Эдо. Мисима Юкио , например, написал трактат « Учение Ван Ян-мина как революционная философия». [10] Японские реформаторы также неоднократно комментировали влияние неоконфуцианства Эдо в Японии. Учимура Канзо писал в «Представителях Японии» , что под влиянием философии Ван Янмина японский народ не был напуганным, робким, консервативным или реакционным, когда сталкивался с современными вызовами, но был готов сражаться и добиваться модернизации. Неоконфуцианство Эдо было прототипом действий и источником психологической, эмоциональной и интеллектуальной уверенности и силы для многих до и после Реставрации Мэйдзи и продолжает вдохновлять японский народ.

Некоторые ученые также считали, что неоконфуцианство Эдо удерживало японскую элиту от обращения в христианство. Третьи утверждают, что идеи неоконфуцианства Эдо помогли японцам обратиться в христианство. Члены банды Кумамото обратились в протестанты вопреки желанию своих семей и оправдали свое решение, ссылаясь на Ван Янмина доктрину интуитивного мышления .

Неоконфуцианцы

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Крейг 1998 , с. 552.
  2. ^ Jump up to: а б Хуан 1999 , с. 5.
  3. ^ Чан 1963 , с. 460.
  4. ^ «Нихон Рекиси Дзинбуцу Дзитен» (Словарь японской истории и рисунков), опубликованный Ишаном Инином в журнале «Асахи Синбун».
  5. ^ Jump up to: а б с д Цуцуи 2009 , стр. 103.
  6. ^ Jump up to: а б Тивальд, Джастин (6 декабря 2017 г.). Сноу, Нэнси Э (ред.). «Конфуцианство и неоконфуцианство» . Оксфордские справочники в Интернете . дои : 10.1093/oxfordhb/9780199385195.013.41 .
  7. ^ Такер, Мэри Э (1 февраля 1988 г.). «Религиозные аспекты японского неоконфуцианства: мысли Накаэ Тодзю и Кайбары Эккена» . Японский журнал религиоведения . 15 (1). дои : 10.18874/jjrs.15.1.1988.55-69 . ISSN   0304-1042 .
  8. ^ Цуцуи 2009 , стр. 104.
  9. ^ Цуцуи 2009 , стр. 106.
  10. ^ Jump up to: а б Бремен, В. (1990). «Неоконфуцианство в Японии: наследие и перспективы». S2CID   73551928 . {{cite web}}: Отсутствует или пусто |url= ( помощь )
  11. ^ Чан 1946 , с. 268
  12. ^ Крейг 1998 , с. 553.
  13. ^ «Веб-логин UM» . weblogin.umich.edu . Проверено 12 декабря 2020 г.
  • Бремен, В. (1990). «Неоконфуцианство в Японии: наследие и перспективы», этнологические исследования Сэнри , 29, 75–86.
  • Чан, Винг-цит (1963), Справочник по китайской философии , Принстон: Princeton University Press, ISBN  978-0-691-07137-4
  • Чан, Винг-цит (1946). Китай . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета .
  • Крейг, Эдвард (1998), Философская энциклопедия Рутледжа, том 7 , Тейлор и Фрэнсис, ISBN  978-0-415-07310-3
  • Хуан, Сиу-чи (1999), Основы неоконфуцианства: восемь основных философов периодов Сун и Мин , Вестпорт: Greenwood Press, ISBN  978-0-313-26449-8
  • Тивальд, Дж. (2017). Конфуцианство и неоконфуцианство. Оксфордские справочники в Интернете .
  • Такер, М. (1988). «Религиозные аспекты японского неоконфуцианства: мысли Накаэ Тодзю и Кайбары Эккена», Японский журнал религиоведения , 15 (1), 55–69.
  • Цуцуи, Уильям Х. (2009), Спутник японской истории , John Wiley & Sons, ISBN  978-1-4051-9339-9

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • МакМаллен, Джеймс. Поклонение Конфуцию в Японии . Кембридж, Массачусетс: Азиатский центр Гарвардского университета, 2020.
  • Парамор, Кири (2016). Японское конфуцианство: история культуры . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-107-63568-5 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 027810f37606afc3f97c2481566c4e0d__1710171720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/02/0d/027810f37606afc3f97c2481566c4e0d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Edo neo-Confucianism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)