Эдо неоконфуцианство
Часть серии о |
Конфуцианство |
---|
Неоконфуцианство Эдо , известное по-японски как Сюси-Гаку ( 朱子學 , сусигаку ) , относится к школам неоконфуцианской философии, которые развивались в Японии в период Эдо . Неоконфуцианство достигло Японии в период Камакура . Философию можно охарактеризовать как гуманистическую и рационалистическую, с верой в то, что вселенную можно понять с помощью человеческого разума и что именно человек должен создать гармоничные отношения между вселенной и человеком. [1] Сёгунат Токугава 17-го века принял неоконфуцианство как принцип контроля над людьми, и конфуцианская философия получила распространение. Неоконфуцианцы, такие как Хаяси Разан и Араи Хакусеки, сыграли важную роль в формулировании доминирующей политической философии раннего Нового времени в Японии .
История
[ редактировать ]Неоконфуцианство берет свое начало в китайской династии Тан ; Учёные-конфуцианцы Хань Юй и Ли Ао считаются предшественниками неоконфуцианцев династии Сун. [2] Философ династии Сун Чжоу Дуньи считается первым настоящим «пионером» неоконфуцианства, использовавшим даосскую метафизику в качестве основы для своей этической философии. [3] Неоконфуцианство развивалось как как возрождение традиционных конфуцианских идей, так и как реакция на идеи буддизма и религиозного даосизма. Хотя неоконфуцианцы осуждали буддийскую метафизику, неоконфуцианство действительно заимствовало даосскую и буддийскую терминологию и концепции. [2]
Неоконфуцианство пришло в Японию в конце периода Камакура. Оно было распространено в качестве базового образования для обучающихся монахов и других членов сети дзэнских храмов Пяти горной системы (Гозан), а его теория была дополнена аннотациями, принесенными монахом Ишань Инином , посетившим Японию в 1299 году из династии Юань . [1] [4] в форме Чэн-Чжу школы неоконфуцианства . Более того, неоконфуцианская мысль возникла из работ Чэн И , Чэн Хао и Чжу Си , а также из тогдашней ортодоксальной идеологии Китая и Кореи. [5] Подъёму неоконфуцианства в Японии способствовала государственная поддержка со стороны правительства Токугавы , которое поощряло утверждение национальной светской идеологии как метода усиления политического правления над страной. [1] Эта философия появилась ранее, в 14 веке, но знание о ней было ограничено дзэнскими монастырями, которые считали конфуцианство интеллектуально интересным, но вторичным по отношению к дзэну. [5] и некоторые школы, такие как Асикага Гакко .
В Японии развивались три основные традиции неоконфуцианства. Сюшигаку, основанная на китайской школе философа Чжу Си , стала краеугольным камнем образования, обучая в качестве главных добродетелей сыновнюю почтительность, верность, послушание и чувство долга. [6] Оёмейгаку основывалось на учении китайского философа Ван Янмина , который считал самопознание высшей формой обучения и уделял большое внимание интуитивному восприятию истины. Школа Когаку попыталась возродить первоначальную мысль китайских мудрецов Конфуция и Мэн-цзы , которая, по ее мнению, была искажена другими японскими неоконфуцианскими школами.
Неоконфуцианство считается доминирующей идеологией периода Токугава (1603–1867), которую часто интерпретировали в рамках теорий модернизации, которые рассматривают рост неоконфуцианства в это время как движение к рациональному, светскому мышлению в эпоху Токугава (1603–1867 гг.). в отличие от преимущественно духовных и религиозных проблем средневекового буддизма. [7]
Пионером японского неоконфуцианства был Фудзивара Сейка , бывший практикующий дзэн , интересующийся конфуцианской мыслью, который в конечном итоге отверг идеи дзэн и стал одним из ведущих защитников неоконфуцианства в Японии. [5] Ученик Фудзивары, Хаяси Разан , служил сёгунам Токугава и благодаря государственному покровительству смог основать академию Сёхейко . [5] После того, как Указ Кансэй провозгласил неоконфуцианство официальной идеологией Японии, академия Сёхейко стала главным авторитетом в области конфуцианской ортодоксальности . Хотя неортодоксальные школы неоконфуцианства были официально запрещены, они все еще существовали в Японии. Японский философ Тодзю Накаэ является одним из таких случаев, на которого большее влияние оказал неортодоксальный Ван Янмин , чем ортодоксальный Чжу Си . [8]
Влияние неоконфуцианства было брошено вызовом возникновению философской школы Кокугаку в 17 и 18 веках. Сторонники кокугаку утверждали, что древние японцы были лучшими представителями конфуцианских добродетелей, чем древние китайцы, и что следует уделять больше интеллектуального внимания древней японской классике и местной религии синто . [9] Несмотря на философские конкуренты, Кокугаку и неоконфуцианство сосуществовали как доминирующая философская мысль Японии до прихода западной философии в период Мэйдзи .
Философия
[ редактировать ]Подобно китайскому и корейскому конфуцианству, неоконфуцианство Эдо представляет собой социальную и этическую философию, основанную на метафизических идеях. Философию можно охарактеризовать как гуманистическую и рационалистическую, с верой в то, что вселенную можно понять с помощью человеческого разума и что именно человек должен создать гармоничные отношения между вселенной и человеком. [1]
Ведущим направлением в неоконфуцианстве Эдо является школа «принципа» (яп.: ри ). Это связано с открытием и применением принципов и законов и преимущественно представлено Чжу Си . Еще одно ведущее направление — школа «интуиции» (яп. шин ). Оно связано с непосредственной интуицией и действием, возникающими из спонтанного знания о добре и зле, которое достигается посредством самосовершенствования и под руководством врожденной интуитивной проницательности. Его главным воплощением являются Ван Янмин и его последователи. [10]
Рационализм неоконфуцианства контрастирует с мистицизмом ранее господствовавшего в Японии дзэн- буддизма. В отличие от буддистов, неоконфуцианцы верили, что реальность существует и может быть понята человечеством, даже если интерпретации реальности немного различались в зависимости от школы неоконфуцианства. [1]
Но дух неоконфуцианского рационализма диаметрально противоположен духу буддийского мистицизма. В то время как буддизм настаивал на нереальности вещей, неоконфуцианство подчеркивало их реальность. Буддизм и даосизм утверждали, что существование возникло из несуществования и вернулось в него; Неоконфуцианство рассматривало реальность как постепенную реализацию Великого Предела... Буддисты, а также в некоторой степени даосы полагались на медитацию и прозрение для достижения высшего разума; Неоконфуцианцы предпочли следовать Разуму. [11]
Социальные аспекты философии иерархичны с упором на сыновнюю почтительность . Это создало конфуцианское социальное расслоение в обществе Эдо, которого ранее не существовало, разделив японское общество на четыре основных класса: самураи , рассматриваемые как японский эквивалент китайских ученых-бюрократов , на вершине социальной иерархии, затем фермеры, ремесленники и торговцы. [12] Самураи были особенно заядлыми читателями и преподавателями конфуцианской мысли в Японии, основав множество конфуцианских академий.
Неоконфуцианство также привнесло в Японию элементы этноцентризма . Поскольку китайские неоконфуцианцы считали свою культуру центром мира, японские неоконфуцианцы развили аналогичную национальную гордость. [1] Эта национальная гордость позже превратилась в философскую школу Кокугаку , которая позже бросит вызов неоконфуцианству и его предполагаемому зарубежному китайскому происхождению как доминирующей философии Японии.
Влияния
[ редактировать ]Часть серии о |
синтоизм |
---|
Неоконфуцианство в период Токугава способствовало развитию бусидо (кодекса воинов). Акцент неоконфуцианства на изучении китайской классики способствовал развитию у японцев чувства истории и, в свою очередь, привел к возобновлению интереса к японской классике и возрождению синтоистских исследований. [13] [6] Самое главное, неоконфуцианство побуждало ученых интересоваться практической стороной человеческих дел, правом, экономикой и политикой.
Многие японские исторические деятели обращались к важности и влиянию неоконфуцианства Эдо. Мисима Юкио , например, написал трактат « Учение Ван Ян-мина как революционная философия». [10] Японские реформаторы также неоднократно комментировали влияние неоконфуцианства Эдо в Японии. Учимура Канзо писал в «Представителях Японии» , что под влиянием философии Ван Янмина японский народ не был напуганным, робким, консервативным или реакционным, когда сталкивался с современными вызовами, но был готов сражаться и добиваться модернизации. Неоконфуцианство Эдо было прототипом действий и источником психологической, эмоциональной и интеллектуальной уверенности и силы для многих до и после Реставрации Мэйдзи и продолжает вдохновлять японский народ.
Некоторые ученые также считали, что неоконфуцианство Эдо удерживало японскую элиту от обращения в христианство. Третьи утверждают, что идеи неоконфуцианства Эдо помогли японцам обратиться в христианство. Члены банды Кумамото обратились в протестанты вопреки желанию своих семей и оправдали свое решение, ссылаясь на Ван Янмина доктрину интуитивного мышления .
Неоконфуцианцы
[ редактировать ]- Фудзивара Сэйка (1561–1619)
- Хаяси Разан (1583–1657)
- Накаи Тодзю (1608–1648)
- Ямадзаки Ансай (1619–1682)
- Кумадзава Банзан (1619–1691)
- Киносита Джунъан (1621–1698)
- Ямага Соко (1622–1685)
- Ито Дзинсай (1627–1705)
- Кайбара Эккен (он же Эккен) (1630–1714)
- Сато Наоката (1650?–1719)
- Асами Кейсай (1652–1712)
- Арай Хакусеки (1657–1725)
- Муро Кюсо (1658–1734)
- Мияке Секиан (1665–1730)
- Огю Сорай (1666–1728)
- Аменомори Хосю (1668–1755)
- Ито Тогай (1670–1736)
- Мацумия Кандзан (1686–1780)
- Гой Рансю (1697–1762)
- Накаи Чикудзан (1730–1804)
- Хосой Хэйсю (1728–1801)
- Осио Хэйхачиро (1793–1837)
- Ямада Хококу (1805–1877)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Крейг 1998 , с. 552.
- ^ Jump up to: а б Хуан 1999 , с. 5.
- ^ Чан 1963 , с. 460.
- ^ «Нихон Рекиси Дзинбуцу Дзитен» (Словарь японской истории и рисунков), опубликованный Ишаном Инином в журнале «Асахи Синбун».
- ^ Jump up to: а б с д Цуцуи 2009 , стр. 103.
- ^ Jump up to: а б Тивальд, Джастин (6 декабря 2017 г.). Сноу, Нэнси Э (ред.). «Конфуцианство и неоконфуцианство» . Оксфордские справочники в Интернете . дои : 10.1093/oxfordhb/9780199385195.013.41 .
- ^ Такер, Мэри Э (1 февраля 1988 г.). «Религиозные аспекты японского неоконфуцианства: мысли Накаэ Тодзю и Кайбары Эккена» . Японский журнал религиоведения . 15 (1). дои : 10.18874/jjrs.15.1.1988.55-69 . ISSN 0304-1042 .
- ^ Цуцуи 2009 , стр. 104.
- ^ Цуцуи 2009 , стр. 106.
- ^ Jump up to: а б Бремен, В. (1990). «Неоконфуцианство в Японии: наследие и перспективы». S2CID 73551928 .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - ^ Чан 1946 , с. 268
- ^ Крейг 1998 , с. 553.
- ^ «Веб-логин UM» . weblogin.umich.edu . Проверено 12 декабря 2020 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бремен, В. (1990). «Неоконфуцианство в Японии: наследие и перспективы», этнологические исследования Сэнри , 29, 75–86.
- Чан, Винг-цит (1963), Справочник по китайской философии , Принстон: Princeton University Press, ISBN 978-0-691-07137-4
- Чан, Винг-цит (1946). Китай . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета .
- Крейг, Эдвард (1998), Философская энциклопедия Рутледжа, том 7 , Тейлор и Фрэнсис, ISBN 978-0-415-07310-3
- Хуан, Сиу-чи (1999), Основы неоконфуцианства: восемь основных философов периодов Сун и Мин , Вестпорт: Greenwood Press, ISBN 978-0-313-26449-8
- Тивальд, Дж. (2017). Конфуцианство и неоконфуцианство. Оксфордские справочники в Интернете .
- Такер, М. (1988). «Религиозные аспекты японского неоконфуцианства: мысли Накаэ Тодзю и Кайбары Эккена», Японский журнал религиоведения , 15 (1), 55–69.
- Цуцуи, Уильям Х. (2009), Спутник японской истории , John Wiley & Sons, ISBN 978-1-4051-9339-9
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- МакМаллен, Джеймс. Поклонение Конфуцию в Японии . Кембридж, Массачусетс: Азиатский центр Гарвардского университета, 2020.
- Парамор, Кири (2016). Японское конфуцианство: история культуры . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-63568-5 .