Доктрина среднего
Доктрина среднего | |||
---|---|---|---|
![]() «Доктрина среднего» шрифтом печати (вверху) и современными (внизу) китайскими иероглифами. | |||
Китайское имя | |||
китайский | Умеренный | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
Вьетнамский алфавит | Чунг Зунг | ||
Китайские иероглифы | Умеренный | ||
Корейское имя | |||
хангыль | модерация | ||
Ханджа | Умеренный | ||
| |||
Японское имя | |||
Кандзи | Умеренный | ||
Нисколько | Проверьте это | ||
|

Доктрина среднего или Чжунъюн — одна из четырёх книг классической китайской философии и центральная доктрина конфуцианства . Текст приписывается Цзыси (Кун Цзи), единственному внуку Конфуция (Кун Цзы). Первоначально это была глава «Классики обрядов» .
Фраза «доктрина среднего» встречается в Книге VI, стихе 29 «Аналектов Конфуция » , где говорится:
Учитель [Конфуций] сказал: Добродетель, воплощенная в учении о среднем, имеет высочайший порядок. Но это уже давно редкость среди людей
— Аналекты , 6:29 ( тр. Бертона Уотсона )
никогда В «Аналектах» не раскрывается, что означает этот термин, но в тексте Зиси «Доктрина среднего » подробно исследуется его значение, а также способы применения его в жизни. Применение конфуцианской метафизики к политике и этике добродетели . Текст был принят в канон неоконфуцианского движения , составленный Чжу Си .
Хотя Бертон Уотсон перевел Чжунъён как «Доктрину среднего» , другие англоязычные переводчики перевели это по-другому. Джеймс Легг назвал его «Постоянное среднее» , Пьер Рикманс (он же Саймон Лейс) использовал «Средний путь» , а Артур Уэйли выбрал «Средний путь» . Эзры Паунда Среди переводов - «Непоколебимая ось» и «Непоколебимая ось» . Роджер Т. Эймс и Дэвид Л. Холл озаглавили свой перевод 2001 года « Фокусируясь на знакомом» .
Авторство
[ редактировать ]Авторство «Доктрины среднего» является спорным. Традиционно авторство трактата (который на самом деле представлял собой главу из «Лицзи» , одного из пяти классиков древности) приписывалось Цзыси (Кун Цзи/Цзы Сы/Цзы Си/子思), внуку Конфуция и ученику Цзэн Шэня. ; однако впервые это было подвергнуто сомнению ученым династии Цин Цуй Шу (1740–1816). По мнению некоторых современных ученых, некоторые его части могли быть написаны или отредактированы конфуцианцами во время перехода от династий Цинь к династии Хань. Однако широко распространено мнение, что книга представляет этическую основу конфуцианского учения. [1] [2] [3] Другие, кажется, приписывают это самому Конфуцию. [4]
Интерпретация
[ редактировать ]«Доктрина среднего» — это текст, богатый символикой и указаниями по самосовершенствованию. Среднее значение также называют «непоколебимой опорной точкой» или чжунъён . Чжун означает «не согнутый ни в ту, ни в другую сторону», а «юн» означает неизменность. [5] В Джеймса Легга переводе текста цель средства — поддерживать баланс и гармонию, направляя разум в состояние постоянного равновесия. Человек, который следует средним, находится на пути долга и никогда не должен сходить с него. Высший человек осторожен, мягок и не выказывает презрения к своим подчиненным. Человек всегда делает то, что естественно в соответствии со своим статусом в мире. Даже простые люди могут использовать это в своих практиках, если они не выходят за рамки своего естественного порядка. [6]
Доктрина среднего символизирует умеренность, прямоту, объективность, искренность, честность и уместность. [7] Руководящий принцип заключается в том, что никогда не следует действовать чрезмерно. Доктрина среднего делится на три части:
- Ось – конфуцианская метафизика
- Процесс – Политика
- Совершенное слово/искренность – этика (The Great Digest and Unwobbling Pivot, 1951).
Рекомендации
[ редактировать ]Доктрина Среднего предлагала три руководящих принципа — Бдительность, Снисходительность и Искренность — как следовать Доктрине Среднего, и того, кто следует этим руководящим принципам, можно назвать уважаемым человеком : [8]
« Чжун-ни сказал: « Почтенный человек воплощает в себе курс Среднего; средний человек действует вопреки курсу Среднего». [9]
Самонаблюдение
[ редактировать ]
Это руководство требует самообразования, самоанализа и самодисциплины в процессе самосовершенствования. Этот принцип был изложен в первой главе «Доктрины среднего» : [8]
« Почтенный человек не ждет, пока он увидит вещи, чтобы быть осторожным, и пока он не услышит вещи, чтобы быть осторожными. Нет ничего более видимого, чем то, что тайное, и ничего более явного, чем то, что является незначительным. Поэтому высший человек бдителен за себя, когда он один». [9]
Снисходительность
[ редактировать ]Это руководство требует понимания, заботы и терпимости по отношению друг к другу. Снисходительность была раскрыта в 13-й главе: [8]
«Когда человек максимально развивает принципы своей природы и применяет их на основе принципа взаимности, он недалек от пути. То, что вам не нравится, когда поступают с вами, не делайте другим». [9]
В этой главе Конфуций объяснил это правило четырьмя примерами: «служить моему отцу так, как я требовал бы, чтобы мой сын служил мне», «служить моему принцу так, как я требовал бы, чтобы мой министр служил мне», «служить моему старшему брату, как я требовал бы от младшего брата, чтобы он служил мне», «подавать пример в поведении другу, как я бы требовал, чтобы он поступал со мной». [8]
Искренность
[ редактировать ]Искренность способствует тесной связи Неба и человека. Это руководство было изложено в 23-й главе: [10]
«Только тот, кто обладает наиболее полной искренностью, какая только может существовать под небом , может дать полное развитие своей природе. Способный дать полное развитие своей собственной природе, он может сделать то же самое с природой других Способный дать полное развитие природе других людей, он может дать полное развитие природе животных и вещей. Способный дать полное развитие природе существ и вещей, он может помочь в преобразовании и питании. силы Неба и Земли . Способный помочь трансформирующим и питающим силам Неба и Земли, он может вместе с Небом и Землей образовать тройку». [9]
В китайском обществе
[ редактировать ]В Китае до двадцатого века доктрина среднего была интегрирована в систему образования по всему штату. Также одним из обязательных условий для трудоустройства в имперское правительство было изучение и понимание Четырех Классиков , входящих в это Учение о Среднем . Имперское государство хотело укрепить три связи общества; между родителем и ребенком, мужем и женой, правителем и подданным. Считалось, что это подчеркивает мирный дом и упорядоченное состояние. [ нужна ссылка ]
Недавно в Китае новые конфуцианцы вновь обратились к классической литературе из-за ее прочной основы в образовательной системе. «Использование доктрины среднего» стало полезным источником для новых конфуцианцев из-за сходства терминологии и выражений, используемых ими и встречающихся в тексте. Это еще более усиливается поддержкой древних мудрецов и достойных людей, которые предпочитают системы образования, более тесно связанные с традиционной конфуцианской мыслью. [ нужна ссылка ]
Современные виды
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( август 2022 г. ) |
Сунь Ятсен раскритиковал эту доктрину. [11]
Чан Кайши восхвалял это учение как книгу, которая познакомила его с обучением, и как суть древней китайской научной мысли. [12]
Согласно Мао Цзэдуна комментарию Ай Сыци к анализу «Доктрины среднего» , «Доктрина среднего» представляет собой эклектизм , который одновременно выступает против отмены эксплуатации и чрезмерной эксплуатации. По мнению Мао, «Доктрина среднего» не смогла осознать, что что-то заслуживает абсолютного отрицания, и в результате компромисса «Доктрина среднего» помешала Китаю добиться прогресса. В своем комментарии Мао сказал, что доктрина среднего также противоречит диалектике, поскольку она останавливает качественные изменения, подчеркивая баланс и гармонию, поддерживая противоречия после того момента, когда они могут быть устранены .
В другой раз Мао процитировал Доктрину среднего , заявив: «Быть чрезмерным — это слишком левый уклон, а недостаток — значит слишком правый. Нам нужно найти оптимальный статус, что и предлагает Доктрина среднего » и что «эта мысль действительно является великим открытием Конфуция [...] великим достижением, важной категорией философии, и она заслуживает хорошего объяснения». [13]
Лу Синь , ведущая фигура современной китайской литературы, рассматривал доктрину среднего как главный фактор, способствующий формированию отвратительного этнического стереотипа в современном Китае, полагая, что она препятствует проведению реформ.
В своей речи «Безмолвный Китай » Лу Синь сказал, что китайцы любят примиряемое и компромиссное. «Например, люди не позволят вам добавить окно в темную комнату, но когда вы угрожаете открыть крышу, они идут на компромисс с идеей добавления окна. Без радикального предложения, подталкивающего их, китайцы не позволят даже самая мягкая реформа». [14]
Перевод и изучение
[ редактировать ]Эндрю Х. Плакс написал эссе «Среднее, природа и самореализация. Европейские переводы Чжунъюн » , которое было опубликовано в журнале De l'un au Multiple: Traductions du chinois vers les langues européenes . В своем эссе Плакс утверждает, что, поскольку текст Доктрины среднего «слишком прост», этот фактор, как перефразировал Джошуа А. Фогель , автор рецензии на книгу l'un au Multiple De The Journal азиатских исследований , что является «серьезным препятствием» для перевода. [15]
есть На бамбуковых пластинках Цинхуа текст «Бао сюнь» (保訓), который разделяет топос центральной части с Чжунъюн . [16]
См. также
[ редактировать ]- Золотая середина (философия) — принцип философии Аристотеля , в котором он поддерживает умеренность между крайностями избытка и недостатка. См. Через СМИ .
- Книга II «Никомаховой этики» Аристотеля : Добродетели характера можно описать как средства
- Аргумент модерации (заблуждение)
- Срединный путь в буддизме
- Наивный диалектизм
- Фронезис в древнегреческой философии
- Васат (исламский термин)
Примечания
[ редактировать ]- ^
- Цзин, Шан; Доорн, Нилке (1 февраля 2020 г.). «Моральная ответственность инженеров: конфуцианская точка зрения» . Наука и инженерная этика . 26 (1): 233–253 сн. 5. doi : 10.1007/s11948-019-00093-4 . ISSN 1353-3452 . ПМК 6978444 . ПМИД 30806938 .
Доктрина среднего (Чжунъюн, 中庸) изначально была главой «Классики обрядов». Авторство «Доктрины среднего» является спорным. Говорят, что он был написан Цзы Сы (Цзы Си, 子思), учеником Цзэн Шэня, но также утверждается, что он был написан конфуцианцами во времена династии Хань.
- Со, Чонхо (март 2020 г.). «Конфуцианское учение о среднем, принципе оптимальности и социальной гармонии» . Общество и экономика . 42 (1): 60н1. дои : 10.1556/204.2020.00004 .
Хотя нет единого мнения относительно того, был ли «Чжун Юн» написан исключительно Цзыси или с течением времени его редактировали несколько деятелей, широко распространено мнение, что книга представляет этическую основу конфуцианского учения (Sim 2007).
- Цзин, Шан; Доорн, Нилке (1 февраля 2020 г.). «Моральная ответственность инженеров: конфуцианская точка зрения» . Наука и инженерная этика . 26 (1): 233–253 сн. 5. doi : 10.1007/s11948-019-00093-4 . ISSN 1353-3452 . ПМК 6978444 . ПМИД 30806938 .
- ^ Шен, Винсент (2013). Дао-компаньон классической конфуцианской философии . Спрингер. стр. 119–121. ISBN 978-90-481-2936-2 .
... поскольку музыковедческий раздел Суй-шу также цитирует ученого Южной династии Шэнь Юэ (441–513), который сказал, что части Зисизы все еще можно увидеть в «Книге обрядов», а именно в « Доктрине среднего »... .Жизнеописание Конфуция в Шиджи ... также называет Зиси автором Учения о Среднем. Основываясь на «Шиджи» и «Суй Шу», мы видим, что Доктрина среднего традиционно приписывалась Зиси. И хотя это традиционное приписывание не подвергалось сомнению на протяжении веков, за это время возникли некоторые вопросы относительно первоначальной организации... Ван Бо (1197–1274)... никогда не заходил так далеко, чтобы сомневаться в том, что какой-либо из 31 разделов не был написал Зиси. Это было оставлено на усмотрение ученого династии Цин Цуй Шу (1740–1816). Некоторые современные ученые пытались объединить идеи Вана и Цуя, предполагая множественное авторство «Доктрины среднего». В частности, было высказано предположение, что либо вся первая половина, либо разделы со второй по девятнадцатый были написаны Зиси, а остальные разделы были добавлены позже учениками Мэн-цзы или Зиси. Были выдвинуты и другие доказательства в поддержку мнения о том, что «Доктрина среднего» составлена из материалов, написанных Цзыси и другим неизвестным автором или авторами во время перехода от династии Цинь к династии Хань...»
- ^ Грей, Патрик (2016). Разновидности религиозных изобретений: основатели и их функции в истории . Издательство Оксфордского университета. п. 76н50. ISBN 978-0-19-935972-1 » см .
Разнообразные мнения относительно даты и авторства « Учения о среднем Сюй Фугуань, «Чжунъюн де дивэй вэньи: цзинь цзючжэн юй Цянь Биньси сяньшэн»…, в Сюешу юй чжэнчжи чжицзянь …, т. 2. (Цзюлун: Нань Шань Шу У, 1976), 322–38.
- ^
- Христиане, Клиффорд Г. (2019). Медиа-этика и глобальная справедливость в эпоху цифровых технологий . Издательство Кембриджского университета. п. 123. ИСБН 978-1-107-15214-4 .
В другой из четырех главных книг Конфуция « Учение о среднем …
- Кун, Дитер (2009). Эпоха конфуцианского правления: песенная трансформация Китая . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-06202-3 .
Его стихи воплощали учение Конфуция о среднем.
- «Учение о среднем Конфуция» . Философия.lander.edu .
В «Доктрине среднего »[1] одно из сочинений, приписываемых Конфуцию,
- «Архив интернет-классики | Доктрина среднего Конфуция» . classics.mit.edu .
Доктрина среднего Конфуция, написанная ок. 500 г. до н.э.
- Бригг, Морган Дж.; Блейкер, Роланд (2011). Посредничество в преодолении разногласий: океанические и азиатские подходы к разрешению конфликтов . Издательство Гавайского университета. п. 232. ИСБН 978-0-8248-6096-7 .
Конфуций выделяет четыре распространенных сценария в Доктрине среднего.
- Хуан, Юн (2014). Зачем быть моральным?: Учимся у неоконфуцианцев братьев Ченг . СУНИ Пресс. п. 142. ИСБН 978-1-4384-5291-3 .
В учении о среднем , после того, как ты не желаешь, чтобы другие поступали с тобой, не делай им», — говорит Конфуций...
- Христиане, Клиффорд Г. (2019). Медиа-этика и глобальная справедливость в эпоху цифровых технологий . Издательство Кембриджского университета. п. 123. ИСБН 978-1-107-15214-4 .
- ^ Великий дайджест и непоколебимый поворот , 1951.
- ^ Интернет-архив священных текстов , 2008.
- ^ Британская энциклопедия (2008). Британская энциклопедия . Группа пабов Розен. ISBN 978-1-59339-292-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Цюбай, Дэн (2006). «О доктрине среднего» . Журнал Столичного педагогического университета (издание социальных наук) : 43 . Проверено 16 ноября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Легг, Джеймс. «ДОКТРИНА О СРЕДНЕМ» . Sacred-texts.com . Проверено 21 июня 2015 г.
- ^ Цюбай, Дэн (2006). «О доктрине среднего» . Журнал Столичного педагогического университета (издание социальных наук) : 44 . Проверено 16 ноября 2014 г.
- ^ Журнал китайских исследований . Генеральный дистрибьютор Centralcultural Relics Supply Co., Ltd., 1979. стр. 113.
- ^ Ло, Пишон П.Ю. (1970). «Идеологическое убеждение Чан Кайши» . Современные азиатские исследования . 4 (3): 212. ISSN 0026-749X .
- ^ Маркиз, Кристофер ; Цяо, Кунюань (2022). Мао и рынки: коммунистические корни китайского предпринимательства . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . п. 250. дои : 10.2307/j.ctv3006z6k . ISBN 978-0-300-26883-6 . JSTOR j.ctv3006z6k . OCLC 1348572572 . S2CID 253067190 .
- ^ Сюнь, Чжу Чжэ Лу (1995) У Шэн ди Чжунго . (Ди 1 бан. Ред.), Хуа и чу бан она 7-80039-655-Х .
- ^ Фогель, с. 161.
- ^ «Ван Ляньлун: «Бао Сюнь» и «И Чжоу Шу» — Классика легистов — Новое легализм» .
Ссылки
[ редактировать ]- Фогель, Джошуа А. От одного ко многим: Переводы с китайского на европейские языки (рецензия на книгу) . Журнал азиатских исследований , ISSN 0021-9118, 02/2001, том 60, выпуск 1, стр. 159–161. Доступно в JStor .
- Гарднер, Дэниел. «Конфуцианский комментарий и китайская интеллектуальная история». Журнал азиатских исследований 57.2 (1998): 397-.
- Заяц, Джон. «Китайская классика» . Интернет-архив священных текстов. 2008. По состоянию на 27 октября 2008 г.
- Ригель, Джеффри. «Конфуций» . Стэнфордская энциклопедия философии . 2006. По состоянию на 23 октября 2008 г.
- Паунд, Эзра (перевод и комментарии). «Великий дайджест и непоколебимый поворот». Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Новые направления, 1951.
- Смит, Хьюстон. Религии мира: наши великие традиции мудрости . Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: HarperCollins, 1991.
- Уильямс, Эдвард Т. «Древний Китай» Гарвардское теологическое обозрение , том 9, № 3 (1916): 258–268.
- Винг-Цит Чан. «Неоконфуцианство: новые идеи старой терминологии» Философия Востока и Запада , том 17, вып. 1/4 (1967): 15–35.
- «Чжунъюн» . Британская энциклопедия , 2008. Британская энциклопедия онлайн. Доступ: 27 октября 2008 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Плакс, Андрей. « Смысл, природа и самореализация. Европейские переводы Чжунъюн » . ( Архив ) В: Аллетон, Вивиан и Майкл Лакнер (редакторы). От одного ко многим: переводы с китайского на европейские языки Переводы с китайского на европейские языки . Editions de la maison des Sciences de l'homme (Les Editions de la MSH, FR ), 1999, Париж . п. 311-331. ISBN 273510768X , 9782735107681.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Доктрина среднего , описание и выдержки на сайте Chinaknowledge.
- Доктрина среднего , английский перевод А. Чарльза Мюллера
- Доктрина среднего , английский перевод Джеймса Легга
- Доктрина среднего , английский перевод Винг-цита Чана
- Чжун Юн , китайский текст с вкраплениями английского перевода Джеймса Легга (в проекте Chinese Text Project )