Золотая середина (философия)
Золотая золотая середина или середина — это желательная середина между двумя крайностями: избытком и недостатком. Оно появилось в греческой мысли, по крайней мере, еще в дельфийской максиме «ничего лишнего», о которой говорилось в « Филебе » Платона . Аристотель проанализировал золотую середину во второй книге Никомаховой этики: «Достоинства характера можно описать как средства» . Впоследствии это было подчеркнуто в аристотелевской этике добродетели . [1] Например, с точки зрения Аристотеля, смелость является добродетелью , но если ее переусердствовать, она проявится как безрассудство , а при недостатке - трусость . Форма правления Срединного пути для Аристотеля представляла собой смесь монархии, демократии и аристократии.
История
[ редактировать ]Западная философия
[ редактировать ]Крит
[ редактировать ]Самое раннее представление этой идеи в культуре, вероятно, находится в мифологической критской сказке о Дедале и Икаре . Дедал, известный художник своего времени, построил пернатые крылья для себя и своего сына, чтобы они могли вырваться из когтей царя Миноса . Дедал предупреждает своего любимого сына, которого он так любил, « лететь средним курсом », между морскими брызгами и солнечным зноем. Икар не послушался своего отца; он летел вверх и вверх, пока солнце не растопило воск с его крыльев. За невнимание к среднему курсу он упал в море и утонул.
Дельфи
[ редактировать ]Еще одной ранней разработкой является дорическая поговорка, вырезанная на фасаде храма в Дельфах : «Ничего лишнего» (« Μηδὲν ἄγαν »).
Клеобул
[ редактировать ]Клеобулу . приписывают изречение: Μέτρον ἄριστον («Умеренность лучше всего») [2]
Сократ
[ редактировать ]Сократ учит, что человек должен уметь «выбирать середину и избегать крайностей с той и другой стороны, насколько это возможно». [3]
В образовании Сократ просит нас учитывать влияние либо исключительной преданности гимнастике, либо исключительной преданности музыке. Либо он «производил характер жесткий и свирепый, либо другой — мягкость и женственность ». [ нужна ссылка ] Он считал, что наличие обоих качеств создает гармонию; то есть красота и добро. [ нужна ссылка ]
Платон
[ редактировать ]Связь пропорции с красотой и добром подчеркивается во всех диалогах Платона , особенно в « Государстве » и «Филебе» . Он пишет ( Флб. 64d–65a):
Сократ .
Что любая смесь, которая тем или иным образом не обладает мерой природы пропорции, обязательно испортит ее ингредиенты и, прежде всего, саму себя. Ибо в таком случае не было бы никакого смешения вообще, а была бы действительно несвязная смесь, разрушение всего, что в ней содержится.
Протарх :Совершенно верно.
Сократ .Но теперь мы замечаем, что сила добра нашла убежище в союзе с природой прекрасного. Ибо мера и пропорция проявляются во всех областях красоты и добродетели.
Протарх :Несомненно.
Сократ .Но мы сказали, что вместе с ними в нашей смеси склоняется и истина?
Протарх :Действительно.
Сократ .Итак, если мы не можем уловить добро в одной форме, нам придется ухватить его в сочетании трех: красоты, пропорциональности и истины. Давайте подтвердим, что их по праву следует рассматривать как единое целое и нести ответственность за то, что находится в смеси, поскольку добро — это то, что делает смесь хорошей самой по себе.
В « Законах » Платон применяет этот принцип к избранию правительства в идеальном государстве: «Проведенные таким образом выборы станут серединой между монархией и демократией…»
Аристотель
[ редактировать ]В «Эвдемовой этике» Аристотель пишет о добродетелях. Теория Аристотеля об этике добродетели не рассматривает действия человека как отражение его этики, а скорее рассматривает характер человека как причину его этики. Его постоянная фраза: «… это среднее состояние между…». Его психология души и ее достоинств основана на золотой середине между крайностями. В «Политике» Аристотель критикует спартанское государство, критикуя непропорциональные элементы конституции; например, они готовили мужчин, а не женщин, и готовили к войне, а не к миру. Эта дисгармония создала трудности, которые он подробно описывает в своей работе. См. также обсуждение в «Никомаховой этике» золотой середины и аристотелевской этики в целом. [4]
Каждая интеллектуальная добродетель — это умственный навык или привычка, с помощью которых разум достигает истины, утверждая то, что есть, или отрицая то, чего нет. [4] : VI В Никомаховой этике он обсуждает 11 моральных добродетелей:
СФЕРА ДЕЙСТВИЯ ИЛИ ЧУВСТВА | ИЗБЫТОК | ЗНАЧЕНИЕ: Нравственная добродетель. | ДЕФИЦИТ |
---|---|---|---|
Страх и уверенность | Необдуманность | Мужество перед лицом страха [4] : III.6–9 | Трусость |
Удовольствие и боль | Распущенность/потворство своим слабостям | Умеренность перед лицом удовольствия и боли [4] : III.10–12 | бесчувственность |
Получение и трата (второстепенные) | расточительность | Щедрость с богатством и имуществом [4] : IV.1 | Нелиберальность/подлость |
Получение и трата (основное) | Пошлость/безвкусие | Великолепие с большим богатством и имуществом [4] : IV.2 | Мелочность/скупость |
Честь и бесчестие (главное) | Тщеславие | Великодушие с большими почестями [4] : IV.3 | Малодушие |
Честь и бесчестие (малое) | Амбиции/пустое тщеславие | Правильные амбиции с нормальными почестями [4] : IV.4 | Неамбициозность/чрезмерная скромность |
Злость | Вспыльчивость | Терпение /добрый характер [4] : IV.5 | Бездушие/нераспространенность |
Самовыражение | Хвастовство | Правдивость с самовыражением [4] : IV.7 | Преуменьшение / ложная скромность |
Беседа | Шутовство | Остроумие в разговоре [4] : IV.8 | Хамство |
Социальное поведение | подобострастие | Дружелюбие в социальном поведении [4] : IV.6 | сварливость |
Стыд | Застенчивость | Скромность перед лицом стыда или бесстыдства [4] : IV.9 | Бесстыдство |
Возмущение | Завидовать | Праведное негодование перед лицом травмы [4] : IV.5 | Злонамеренное удовольствие/злоба |
- Интеллектуальные добродетели
- Нус (интеллект), постигающий фундаментальные истины (такие как определения, самоочевидные принципы) [4] : VI.11
- Эпистема (наука), которая представляет собой умение применять логические выводы (например, доказательства, силлогизмы, демонстрации). [4] : VI.6
- София (теоретическая мудрость), которая сочетает в себе фундаментальные истины с обоснованными и необходимыми выводами, позволяющими хорошо рассуждать о неизменных истинах. [4] : VI.5
Аристотель также упоминает несколько других черт:
- Гном (здравый смысл) – вынесение суждения, «сочувственное понимание». [4] : VI.11
- Синезис (понимание) – понимание того, что говорят другие, не отдает команды.
- Фронезис (практическая мудрость) – знание того, что делать, знание изменяющихся истин, выдача команд. [4] : VI.8
- Техне (искусство, мастерство) [4] : VI.4
Однако список Аристотеля — не единственный. Как Аласдер Макинтайр заметил в книге «После добродетели» , такие разные мыслители, как Гомер , авторы Нового Завета , Фома Аквинский и Бенджамин Франклин , предлагали списки. [5]
Восточная философия
[ редактировать ]Гаутама Будда (6 век до н.э.) учил о Срединном пути , пути между крайностями религиозного аскетизма и мирским потворством своим прихотям.
Конфуций в «Аналектах » [6] написанные в период Воюющих царств Древнего Китая (ок. 479 г. до н. э. – 221 г. до н. э.), учат, что избыток аналогичен недостатку. Образ жизни посередине — это путь Чжунъюна .
Чжуанцзы был самым известным комментатором Дао (369–286 до н.э.). [7]
Тируваллувар (2 век до н.э. и 8 век нашей эры; дата оспаривается) в своем Тируккурале периода Сангама в Тамилакаме пишет о среднем государстве , которое должно сохранять справедливость. Он подчеркивает этот принцип и предлагает два способа сохранения справедливости: быть беспристрастным и избегать излишеств. Паримелагар был историческим комментатором Тируккурала .
иудаизм
[ редактировать ]Рамбам в Мишне Тора приписывает этот метод первым учёным ( Хазалю ) и Аврааму . Действительно, подобная концепция существует даже в литературе раввинистической Тосефты и Йерушалми . Ицхак Арама находит упоминания даже в Библии .
Одним из таких примеров является Экклезиаст 7:15-16 , где проповедник увещевает свою аудиторию «не быть слишком праведными» и «не быть слишком злыми». Адам Кларк понимает фразу «праведный во многом» как означающую слишком много «аскезы и усердной учебы». [8] и заключает, что «не надо всего этого бодрствования, поста, молитвы, самоотречения и т. д., вы доводите дело до крайности. Зачем вам желать, чтобы вас считали исключительным и точным?» [9] Таким образом, идеал золотой середины мог существовать еще за шестьсот лет до Аристотеля. Однако некоторые ученые, такие как Альберт Барнс, придерживаются несколько иной интерпретации Экклезиаста 7:16-17. [10]
Опередивший время Рамбам , 1138-1204 гг. н.э. (вероятно, в связи с Платона и Аристотеля увлечением Этикой ), определил, что человек должен заботиться о своей душе так же, как и о своем теле, и так же, как человек, который больной телом обращается к врачу, человек, страдающий психическим заболеванием, должен обратиться к врачу души, которым, по его мнению, является философ или мудрец. Рамбам выступал против детерминистского подхода, утверждая, что человек обладает свободой воли и способностью изменять свои свойства.
Золотая середина также является основным принципом в литературе Мусара , в которой практикующим рекомендуется приводить каждую черту характера ( мидда ; миддот во множественном числе ) в сбалансированное место между крайностями. Например, нехорошо иметь слишком много терпения, но нехорошо жить вообще без терпения. Можно сказать, что Мусар предполагает достаточную внимательность, чтобы в реальном времени привести черты своего характера, мысли и желания в сбалансированное состояние; прожить свою жизнь в соответствии с золотой серединой.
христианство
[ редактировать ]Фома Аквинский , средневековый католический философ и богослов , в своей работе «Summa Theologiae» , Prima Secundæ Partis, Вопрос 64 , утверждал, что христианская мораль соответствует середине: «зло состоит в несогласии с их правилом или мерой. превышая меру или не достигая ее [.] ... Поэтому очевидно, что моральная добродетель соблюдает середину».
ислам
[ редактировать ]Ислам во многих случаях продвигает золотую середину. Коран приводит пример в области финансов: человек не должен тратить все, что он зарабатывает, чтобы не оказаться в нужде, и не скупиться, чтобы не жить комфортной жизнью. У Мухаммеда также была поговорка «خير الأمور أوسطها», означающая, что лучший выбор — это золотая середина. В Коране (глава «Корова», стих 143) сказано: «Мы создали вас уравновешенным, умеренным народом».
Коран приводит пример двух групп людей, называя одну из них чрезвычайно жадной (погоня за богатством мира) в главе «Корова», стих 96, а других изобретателями монашества (чрезмерного рвения в религии) в главе Ал. -Хадид, стих № 27. Ислам советует своим последователям воздерживаться от обоих этих крайностей и проявлять умеренность как в стремлении к миру, так и в религиозной практике.
Не в последнюю очередь в Коране в стихах 2-143 подчеркивается, что мусульманская община (Умма) является «средней нацией» / «справедливой общиной» / справедливо сбалансированной уммой / умеренной нацией / средней нацией (умматан васаТан): между экстремизмом и неряшливостью.
индуизм
[ редактировать ]Многие индуистские тексты подчеркивают средний путь. Например, в стихе 6:16 воина Гиты Кришна говорит Арджуне, что « йога не для тех, кто ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или спит недостаточно» .
Раджо-гуна (Гипер), Сатва-гуна (Сбалансированная) и Тамас (Неактивная) — это три характеристики материи. Вся еда, вещи, чувства, мысли, действия и многое другое классифицируются в рамках этой древней философии трех эонов.
Современность
[ редактировать ]Жак Маритен в своем «Введении в философию» (1930): [11] использует идею золотой середины, чтобы поместить аристотелевско-томистскую философию между недостатками и крайностями других философов и систем.
Котировки
[ редактировать ]- «Во многих вещах средние лучше / Будь моей средней станцией».
— Фоцилиды - «Когда Кольридж пытался дать определение красоте, он всегда возвращался к одной глубокой мысли; красота, говорил он, есть единство в многообразии! Наука есть не что иное, как поиск единства в диком разнообразии природы, или, точнее, в разнообразие нашего опыта. Поэзия, живопись, искусство — это один и тот же поиск, по выражению Кольриджа, единства в разнообразии».
— Джейкоб Броновски - «…если бы не гармония, которую приятно созерцать, науке не стоило бы следовать».
— Анри Пуанкаре . - «Если человек обнаружит, что его природа склонна или расположена к одной из этих крайностей..., ему следует повернуть назад и улучшиться, чтобы идти путем хороших людей, что является правильным путем. Правильный путь — это путь хороших людей. Имейте в виду в каждой группе общих для человечества склонностей, а именно такую предрасположенность, которая одинаково удалена от двух крайностей своего класса, но не ближе к одной, чем к другой».
— Маймонид - «То, что требуется, — это баланс между расточительностью и скупостью посредством умеренности, с целью дистанцирования между обеими крайностями».
— аль-Газали
См. также
[ редактировать ]- Апатия
- Центризм
- Нейтралитет
- Золотая середина в этике добродетели
- Аргумент модерации (логическая ошибка)
- Третий путь (политика)
- Теория подковы
- Золотая середина (французская политическая философия)
- Швеция: Срединный путь
- Срединный путь (буддийский аналог)
- Молинизм (Среднее знание)
- Доктрина среднего (конфуцианский аналог)
- Золотое сечение (золотая середина в применении к эстетике, математике, геометрии)
- Математическая оптимизация
- Принцип Златовласки
Примечания
[ редактировать ]- ^ Аристотель, Никомахова этика II.1
- ^ «Диоген Лаэртский, Жизнеописания выдающихся философов, КНИГА I, глава 6 КЛЕОБУЛ (около 600 г. до н.э.)» . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ Платон, Республика 10.619a
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Аристотель . Андроник (ред.). Никомахова этика .
- ^ Макинтайр, Аласдер (1981). После Добродетели . Нотр-Дам, Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам. Глава 14. ISBN 0-268-00594-Х .
- ^ Конфуций (2006). Аналекты . Филикарий Издательство, ООО. ISBN 978-1-59986-974-2 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Уоттс, Алан с Хуаном, Аль Чунляном (1975). Дао: Путь водотока . Книги Пантеона . ISBN 0-394-73311-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Кларк, Адам (nd). «Комментарий Адама Кларка к Библии» . Дж. Эмори и Б. Во . Проверено 30 мая 2018 г.
«аскеза и усердная учеба»
- ^ Кларк, Адам (nd). «Комментарий Адама Кларка к Библии» . Дж. Эмори и Б. Во . Проверено 30 мая 2018 г.
«Не нужно всего этого бодрствования, поста, молитвы, самоотречения и т. д., вы доводите дело до крайности. Зачем вам желать прослыть исключительным и точным?»
- ^ Барнс, Альберт (nd). «Заметки Альберта Барнса обо всей Библии» . Эстес и Лауриат; Джон Мюррей; Блэки и сын; Фанк и Вагналлс . Проверено 30 мая 2018 г.
- ^ Жак Маритен (2005) [1-е изд. 1930]. Введение в философию . Континуум. ISBN 0-8264-7717-8 .
Ссылки
[ редактировать ]- Евдемова этика , 1233b15
- Законы , 691c, 756e–757a
- Никомахова этика , 1106а–б.
- Политика , 1270а и 1271б
- Республика (Платон) , 619 г.
Библиография
[ редактировать ]- Греческий путь , Эдит Гамильтон, WW Norton & Co., Нью-Йорк, 1993.
- Плавание по винно-темному морю, Почему греки важны , Томас Кэхилл, Нэн А. Талезе, отпечаток Doubleday, Нью-Йорк, 2003.