Jump to content

Золотая середина (философия)

Золотая золотая середина или середина — это желательная середина между двумя крайностями: избытком и недостатком. Оно появилось в греческой мысли, по крайней мере, еще в дельфийской максиме «ничего лишнего», о которой говорилось в « Филебе » Платона . Аристотель проанализировал золотую середину во второй книге Никомаховой этики: «Достоинства характера можно описать как средства» . Впоследствии это было подчеркнуто в аристотелевской этике добродетели . [1] Например, с точки зрения Аристотеля, смелость является добродетелью , но если ее переусердствовать, она проявится как безрассудство , а при недостатке - трусость . Форма правления Срединного пути для Аристотеля представляла собой смесь монархии, демократии и аристократии.

Западная философия

[ редактировать ]

Самое раннее представление этой идеи в культуре, вероятно, находится в мифологической критской сказке о Дедале и Икаре . Дедал, известный художник своего времени, построил пернатые крылья для себя и своего сына, чтобы они могли вырваться из когтей царя Миноса . Дедал предупреждает своего любимого сына, которого он так любил, « лететь средним курсом », между морскими брызгами и солнечным зноем. Икар не послушался своего отца; он летел вверх и вверх, пока солнце не растопило воск с его крыльев. За невнимание к среднему курсу он упал в море и утонул.

Еще одной ранней разработкой является дорическая поговорка, вырезанная на фасаде храма в Дельфах : «Ничего лишнего» (« Μηδὲν ἄγαν »).

Клеобулу . приписывают изречение: Μέτρον ἄριστον («Умеренность лучше всего») [2]

Сократ учит, что человек должен уметь «выбирать середину и избегать крайностей с той и другой стороны, насколько это возможно». [3]

В образовании Сократ просит нас учитывать влияние либо исключительной преданности гимнастике, либо исключительной преданности музыке. Либо он «производил характер жесткий и свирепый, либо другой — мягкость и женственность ». [ нужна ссылка ] Он считал, что наличие обоих качеств создает гармонию; то есть красота и добро. [ нужна ссылка ]

Связь пропорции с красотой и добром подчеркивается во всех диалогах Платона , особенно в « Государстве » и «Филебе» . Он пишет ( Флб. 64d–65a):

Сократ . Что любая смесь, которая тем или иным образом не обладает мерой природы пропорции, обязательно испортит ее ингредиенты и, прежде всего, саму себя. Ибо в таком случае не было бы никакого смешения вообще, а была бы действительно несвязная смесь, разрушение всего, что в ней содержится.
Протарх : Совершенно верно.
Сократ . Но теперь мы замечаем, что сила добра нашла убежище в союзе с природой прекрасного. Ибо мера и пропорция проявляются во всех областях красоты и добродетели.
Протарх : Несомненно.
Сократ . Но мы сказали, что вместе с ними в нашей смеси склоняется и истина?
Протарх : Действительно.
Сократ . Итак, если мы не можем уловить добро в одной форме, нам придется ухватить его в сочетании трех: красоты, пропорциональности и истины. Давайте подтвердим, что их по праву следует рассматривать как единое целое и нести ответственность за то, что находится в смеси, поскольку добро — это то, что делает смесь хорошей самой по себе.

В « Законах » Платон применяет этот принцип к избранию правительства в идеальном государстве: «Проведенные таким образом выборы станут серединой между монархией и демократией…»

Аристотель

[ редактировать ]

В «Эвдемовой этике» Аристотель пишет о добродетелях. Теория Аристотеля об этике добродетели не рассматривает действия человека как отражение его этики, а скорее рассматривает характер человека как причину его этики. Его постоянная фраза: «… это среднее состояние между…». Его психология души и ее достоинств основана на золотой середине между крайностями. В «Политике» Аристотель критикует спартанское государство, критикуя непропорциональные элементы конституции; например, они готовили мужчин, а не женщин, и готовили к войне, а не к миру. Эта дисгармония создала трудности, которые он подробно описывает в своей работе. См. также обсуждение в «Никомаховой этике» золотой середины и аристотелевской этики в целом. [4]

Каждая интеллектуальная добродетель — это умственный навык или привычка, с помощью которых разум достигает истины, утверждая то, что есть, или отрицая то, чего нет. [4] : VI В Никомаховой этике он обсуждает 11 моральных добродетелей:

СФЕРА ДЕЙСТВИЯ ИЛИ ЧУВСТВА ИЗБЫТОК ЗНАЧЕНИЕ: Нравственная добродетель. ДЕФИЦИТ
Страх и уверенность Необдуманность Мужество перед лицом страха [4] : III.6–9 Трусость
Удовольствие и боль Распущенность/потворство своим слабостям Умеренность перед лицом удовольствия и боли [4] : III.10–12 бесчувственность
Получение и трата (второстепенные) расточительность Щедрость с богатством и имуществом [4] : IV.1 Нелиберальность/подлость
Получение и трата (основное) Пошлость/безвкусие Великолепие с большим богатством и имуществом [4] : IV.2 Мелочность/скупость
Честь и бесчестие (главное) Тщеславие Великодушие с большими почестями [4] : IV.3 Малодушие
Честь и бесчестие (малое) Амбиции/пустое тщеславие Правильные амбиции с нормальными почестями [4] : IV.4 Неамбициозность/чрезмерная скромность
Злость Вспыльчивость Терпение /добрый характер [4] : IV.5 Бездушие/нераспространенность
Самовыражение Хвастовство Правдивость с самовыражением [4] : IV.7 Преуменьшение / ложная скромность
Беседа Шутовство Остроумие в разговоре [4] : IV.8 Хамство
Социальное поведение подобострастие Дружелюбие в социальном поведении [4] : IV.6 сварливость
Стыд Застенчивость Скромность перед лицом стыда или бесстыдства [4] : IV.9 Бесстыдство
Возмущение Завидовать Праведное негодование перед лицом травмы [4] : IV.5 Злонамеренное удовольствие/злоба
Интеллектуальные добродетели
  1. Нус (интеллект), постигающий фундаментальные истины (такие как определения, самоочевидные принципы) [4] : VI.11
  2. Эпистема (наука), которая представляет собой умение применять логические выводы (например, доказательства, силлогизмы, демонстрации). [4] : VI.6
  3. София (теоретическая мудрость), которая сочетает в себе фундаментальные истины с обоснованными и необходимыми выводами, позволяющими хорошо рассуждать о неизменных истинах. [4] : VI.5

Аристотель также упоминает несколько других черт:

  • Гном (здравый смысл) – вынесение суждения, «сочувственное понимание». [4] : VI.11
  • Синезис (понимание) – понимание того, что говорят другие, не отдает команды.
  • Фронезис (практическая мудрость) – знание того, что делать, знание изменяющихся истин, выдача команд. [4] : VI.8
  • Техне (искусство, мастерство) [4] : VI.4

Однако список Аристотеля — не единственный. Как Аласдер Макинтайр заметил в книге «После добродетели» , такие разные мыслители, как Гомер , авторы Нового Завета , Фома Аквинский и Бенджамин Франклин , предлагали списки. [5]

Восточная философия

[ редактировать ]

Гаутама Будда (6 век до н.э.) учил о Срединном пути , пути между крайностями религиозного аскетизма и мирским потворством своим прихотям.

Конфуций в «Аналектах » [6] написанные в период Воюющих царств Древнего Китая (ок. 479 г. до н. э. – 221 г. до н. э.), учат, что избыток аналогичен недостатку. Образ жизни посередине — это путь Чжунъюна .

Чжуанцзы был самым известным комментатором Дао (369–286 до н.э.). [7]

Тируваллувар (2 век до н.э. и 8 век нашей эры; дата оспаривается) в своем Тируккурале периода Сангама в Тамилакаме пишет о среднем государстве , которое должно сохранять справедливость. Он подчеркивает этот принцип и предлагает два способа сохранения справедливости: быть беспристрастным и избегать излишеств. Паримелагар был историческим комментатором Тируккурала .

Рамбам в Мишне Тора приписывает этот метод первым учёным ( Хазалю ) и Аврааму . Действительно, подобная концепция существует даже в литературе раввинистической Тосефты и Йерушалми . Ицхак Арама находит упоминания даже в Библии .

Одним из таких примеров является Экклезиаст 7:15-16 , где проповедник увещевает свою аудиторию «не быть слишком праведными» и «не быть слишком злыми». Адам Кларк понимает фразу «праведный во многом» как означающую слишком много «аскезы и усердной учебы». [8] и заключает, что «не надо всего этого бодрствования, поста, молитвы, самоотречения и т. д., вы доводите дело до крайности. Зачем вам желать, чтобы вас считали исключительным и точным?» [9] Таким образом, идеал золотой середины мог существовать еще за шестьсот лет до Аристотеля. Однако некоторые ученые, такие как Альберт Барнс, придерживаются несколько иной интерпретации Экклезиаста 7:16-17. [10]

Опередивший время Рамбам , 1138-1204 гг. н.э. (вероятно, в связи с Платона и Аристотеля увлечением Этикой ), определил, что человек должен заботиться о своей душе так же, как и о своем теле, и так же, как человек, который больной телом обращается к врачу, человек, страдающий психическим заболеванием, должен обратиться к врачу души, которым, по его мнению, является философ или мудрец. Рамбам выступал против детерминистского подхода, утверждая, что человек обладает свободой воли и способностью изменять свои свойства.

Золотая середина также является основным принципом в литературе Мусара , в которой практикующим рекомендуется приводить каждую черту характера ( мидда ; миддот во множественном числе ) в сбалансированное место между крайностями. Например, нехорошо иметь слишком много терпения, но нехорошо жить вообще без терпения. Можно сказать, что Мусар предполагает достаточную внимательность, чтобы в реальном времени привести черты своего характера, мысли и желания в сбалансированное состояние; прожить свою жизнь в соответствии с золотой серединой.

христианство

[ редактировать ]

Фома Аквинский , средневековый католический философ и богослов , в своей работе «Summa Theologiae» , Prima Secundæ Partis, Вопрос 64 , утверждал, что христианская мораль соответствует середине: «зло состоит в несогласии с их правилом или мерой. превышая меру или не достигая ее [.] ... Поэтому очевидно, что моральная добродетель соблюдает середину».

Ислам во многих случаях продвигает золотую середину. Коран приводит пример в области финансов: человек не должен тратить все, что он зарабатывает, чтобы не оказаться в нужде, и не скупиться, чтобы не жить комфортной жизнью. У Мухаммеда также была поговорка «خير الأمور أوسطها», означающая, что лучший выбор — это золотая середина. В Коране (глава «Корова», стих 143) сказано: «Мы создали вас уравновешенным, умеренным народом».

Коран приводит пример двух групп людей, называя одну из них чрезвычайно жадной (погоня за богатством мира) в главе «Корова», стих 96, а других изобретателями монашества (чрезмерного рвения в религии) в главе Ал. -Хадид, стих № 27. Ислам советует своим последователям воздерживаться от обоих этих крайностей и проявлять умеренность как в стремлении к миру, так и в религиозной практике.

Не в последнюю очередь в Коране в стихах 2-143 подчеркивается, что мусульманская община (Умма) является «средней нацией» / «справедливой общиной» / справедливо сбалансированной уммой / умеренной нацией / средней нацией (умматан васаТан): между экстремизмом и неряшливостью.

Многие индуистские тексты подчеркивают средний путь. Например, в стихе 6:16 воина Гиты Кришна говорит Арджуне, что « йога не для тех, кто ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или спит недостаточно» .

Раджо-гуна (Гипер), Сатва-гуна (Сбалансированная) и Тамас (Неактивная) — это три характеристики материи. Вся еда, вещи, чувства, мысли, действия и многое другое классифицируются в рамках этой древней философии трех эонов.

Современность

[ редактировать ]

Жак Маритен в своем «Введении в философию» (1930): [11] использует идею золотой середины, чтобы поместить аристотелевско-томистскую философию между недостатками и крайностями других философов и систем.

Котировки

[ редактировать ]
  • «Во многих вещах средние лучше / Будь моей средней станцией».
    Фоцилиды
  • «Когда Кольридж пытался дать определение красоте, он всегда возвращался к одной глубокой мысли; красота, говорил он, есть единство в многообразии! Наука есть не что иное, как поиск единства в диком разнообразии природы, или, точнее, в разнообразие нашего опыта. Поэзия, живопись, искусство — это один и тот же поиск, по выражению Кольриджа, единства в разнообразии».
    — Джейкоб Броновски
  • «…если бы не гармония, которую приятно созерцать, науке не стоило бы следовать».
    — Анри Пуанкаре .
  • «Если человек обнаружит, что его природа склонна или расположена к одной из этих крайностей..., ему следует повернуть назад и улучшиться, чтобы идти путем хороших людей, что является правильным путем. Правильный путь — это путь хороших людей. Имейте в виду в каждой группе общих для человечества склонностей, а именно такую ​​предрасположенность, которая одинаково удалена от двух крайностей своего класса, но не ближе к одной, чем к другой».
    Маймонид
  • «То, что требуется, — это баланс между расточительностью и скупостью посредством умеренности, с целью дистанцирования между обеими крайностями».
    аль-Газали

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Аристотель, Никомахова этика II.1
  2. ^ «Диоген Лаэртский, Жизнеописания выдающихся философов, КНИГА I, глава 6 КЛЕОБУЛ (около 600 г. до н.э.)» . Проверено 10 августа 2020 г.
  3. ^ Платон, Республика 10.619a
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Аристотель . Андроник (ред.). Никомахова этика .
  5. ^ Макинтайр, Аласдер (1981). После Добродетели . Нотр-Дам, Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам. Глава 14. ISBN  0-268-00594-Х .
  6. ^ Конфуций (2006). Аналекты . Филикарий Издательство, ООО. ISBN  978-1-59986-974-2 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  7. ^ Уоттс, Алан с Хуаном, Аль Чунляном (1975). Дао: Путь водотока . Книги Пантеона . ISBN  0-394-73311-8 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  8. ^ Кларк, Адам (nd). «Комментарий Адама Кларка к Библии» . Дж. Эмори и Б. Во . Проверено 30 мая 2018 г. «аскеза и усердная учеба»
  9. ^ Кларк, Адам (nd). «Комментарий Адама Кларка к Библии» . Дж. Эмори и Б. Во . Проверено 30 мая 2018 г. «Не нужно всего этого бодрствования, поста, молитвы, самоотречения и т. д., вы доводите дело до крайности. Зачем вам желать прослыть исключительным и точным?»
  10. ^ Барнс, Альберт (nd). «Заметки Альберта Барнса обо всей Библии» . Эстес и Лауриат; Джон Мюррей; Блэки и сын; Фанк и Вагналлс . Проверено 30 мая 2018 г.
  11. ^ Жак Маритен (2005) [1-е изд. 1930]. Введение в философию . Континуум. ISBN  0-8264-7717-8 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Греческий путь , Эдит Гамильтон, WW Norton & Co., Нью-Йорк, 1993.
  • Плавание по винно-темному морю, Почему греки важны , Томас Кэхилл, Нэн А. Талезе, отпечаток Doubleday, Нью-Йорк, 2003.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1abe5d2150443841b39ddda614c4c907__1721206380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1a/07/1abe5d2150443841b39ddda614c4c907.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Golden mean (philosophy) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)