Дедал
Дедал | |
---|---|
Афинские мастера и изобретатели | |
![]() Римская мозаика из Зевгмы, Коммагены (сейчас находится в Музее мозаики Зевгмы ) с изображением Дедала и его сына Икара. | |
Обитель | Крит |
Генеалогия | |
Родители | Метион и Алькиппа |
Братья и сестры | Пердикс Метиадуза |
Потомство | Икар Япикс |
Часть серии о |
Греческая мифология |
---|
![]() |
Божества |
Герои и героизм |
Связанный |
![]() ![]() |
В греческой мифологии Дедал ( Великобритания : / ˈ d iː d ə l s ə / , США : / ˈ d ɛ d ə l s ə / ; [1] Греческий : Δαίδαλος; Латынь : Дедал ; Этрусский : Taitale ) был искусным архитектором и ремесленником, считался символом мудрости, знаний и власти. Он отец Икара , дядя Пердикса и, возможно, также отец Япикса . Среди его самых известных творений — деревянная корова Пасифаи , Лабиринт царя Миноса критского , в котором был заключен Минотавр , и крылья, которые он и его сын Икар использовали, пытаясь сбежать с Крита. Именно во время этого побега Икар не внял предостережениям отца и подлетел слишком близко к солнцу; воск, скреплявший его крылья, растаял, и Икар упал насмерть.
Эпиграфические свидетельства
[ редактировать ]Имя Дайдалос , кажется, засвидетельствовано в линейном письме B , системе письма, используемой для записи микенского греческого языка . Имя появляется в форме da-da-re-jo-de , возможно, относящееся к святилищу. [2] [3] [4]
Семья
[ редактировать ]Происхождение Дедала было указано как более позднее дополнение, причем разные авторы приписывали ему разных родителей. Утверждается, что его отцом был либо Евпалам , [5] Ремесло , [6] или Паламаон . [7] Точно так же его матерью была либо Алькиппа , [8] Ифиноя , [9] Фрасмед [10] или Меропа , дочь царя Эрехтея . [11] У Дедала было два сына: Икар. [12] и Япикс , [13] вместе с племянником по имени Талос , Калос или Пердикс . [14]
Афиняне Дедала как самого переписали критского афинянина, внука древнего царя Эрехтея. [15] который бежал на Крит только после убийства своего племянника. [16]
Изобретатель, архитектор, художник
[ редактировать ]Мифический мастер по имени Дедал впервые упоминается примерно в 1400 году до нашей эры на табличках с кносским линейным письмом B. Позже Гомер упоминает его как создателя танцпола для Ариадны , подобного тому, который Гефест поместил на Щите Ахилла. [17] Ясно, что этот Дедал не был оригинальным персонажем Гомера. Скорее, Гомер ссылался на мифологию, с которой его аудитория уже была знакома. [18]

Дедал больше не упоминается в литературе до пятого века до нашей эры, но он широко известен как изобретатель, художник и архитектор, хотя классические источники расходятся во мнениях относительно того, какие именно изобретения ему принадлежат. В «Естественной истории» Плиния (7.198) ему приписывают изобретение столярного дела, включая такие инструменты, как топор, пила, клей и многое другое. [19] Предположительно, он первым изобрел мачты и паруса для кораблей флота царя Миноса. Говорят также, что он резал статуи настолько энергичные, что они казались живыми и движущимися. [20] Павсаний , путешествуя по Греции, приписывал Дедалу многочисленные архаичные деревянные культовые фигурки (см. хоана ), производившие на него впечатление. Фактически, Павсаний и различные другие источники приписывают Дедалу так много других статуй и произведений искусства, что, вероятно, многие из них никогда не были созданы им. [21]
Платон цитировал работу Дедала как метафору подлинного понимания истины , в отличие от веры , которая случайно оказалась правдой в сократовском диалоге с Меноном . Сократ утверждает, что, хотя истина, как и одна из «движущихся» статуй Дедала, по своей сути ценна, их одушевленность будет означать, что они бесполезны, если владелец не сможет приковать их кандалами на месте, чтобы не дать им уйти. [22]
Дедал дал свое одноименное имя многим греческим мастерам, а также многим греческим приспособлениям и изобретениям, которые представляли собой ловкое мастерство. Особый вид ранних греческих скульптур назван в его честь Дедалической скульптурой. [23] В Беотии был праздник Дедала , во время которого изготавливали временный деревянный алтарь и делали чучело из дуба и одевали его в свадебное платье. Его везли в тележке с женщиной, которая выступала в роли подружки невесты. Изображение называлось даедала . [24] Некоторые источники утверждают, что даэдала получила свое название не от Дедала, а наоборот. Павсаний утверждает, что Дедал не было именем, данным изобретателю при рождении, но что он был назван так позже в честь дедалы. [25]
Некоторые функции Дедала пересекались с функциями Аристея (Аристея), другого известного греческого бога-изобретателя. Но Аристей больше всего занимался сельским и земледельческим искусством.
Мифология
[ редактировать ]Племянник
[ редактировать ]
Дедал так гордился своими достижениями, что не мог вынести мысли о сопернике. Его сестра отдала своего сына под его опеку, чтобы он обучал его механическому искусству в качестве ученика. Его племянника зовут по-разному: Пердикс , Талос или Калос, хотя некоторые источники говорят, что Пердикс было именем сестры Дедала. [27] Племянник проявил поразительную изобретательность. Найдя на берегу моря позвоночник рыбы, он взял кусок железа и надрезал его на краю, и таким образом изобрел пилу. Он сложил два куска железа, соединив их с одного конца заклепкой, а другие концы заострив, и сделал циркуль. [28] Дедал настолько завидовал достижениям своего племянника, что попытался убить его, сбросив с Акрополя в Афинах . [29] Афина спасла племянника и превратила его в куропатку . [30] Судимый и осужденный за это покушение на убийство, Дедал покинул Афины и бежал на Крит . [31] [32]
Лабиринт
[ редактировать ]Дедал создал Лабиринт на Крите , в котором Минотавр содержался .

Посейдон подарил царю Миносу белого быка , чтобы использовать его в качестве жертвы. Вместо этого король оставил быка себе и принес в жертву другого. В отместку Посейдон с помощью Афродиты заставил жену царя Миноса, Пасифаю , вожделеть быка. Пасифая попросила Дедала помочь ей. Дедал построил для Пасифаи полую деревянную корову, покрытую настоящей коровьей шкурой, чтобы она могла спариваться с быком. В результате Пасифая родила Минотавра , существо с телом человека, но головой и хвостом быка. Царь Минос приказал заключить Минотавра и охранять его в Лабиринте, построенном для этой цели Дедалом. [33]

В истории Лабиринта, рассказанной эллинами , афинскому герою Тесею предлагается убить Минотавра, и он находит выход обратно с помощью нити Ариадны . Сам Дедал дает Ариадне подсказку, как выбраться из лабиринта. [34]
Игнорируя Гомера, более поздние писатели рассматривали Лабиринт как здание, а не как единую танцевальную дорожку к центру и обратно, и наделяли его многочисленными извилистыми проходами и поворотами, открывающимися друг в друга, казалось, не имеющими ни начала, ни конца. Овидий в своих «Метаморфозах» предполагает, что Дедал построил Лабиринт настолько хитро, что сам едва смог выбраться из него после того, как построил его. [35]
Икар
[ редактировать ]
Наиболее известное литературное повествование, объясняющее крылья Дедала, принадлежит позднему Овидию в его «Метаморфозах» . [37]

После того как Тесей и Ариадна сбежали вместе, [38] Дедал и его сын Икар были заключены царем Миносом в построенный им лабиринт. [39] Он не мог покинуть Крит морем, так как царь Минос строго следил за всеми судами, не позволяя ни одному отплыть без тщательного обыска. Поскольку Минос также контролировал сухопутные пути, Дедал приступил к работе над созданием крыльев для себя и своего сына Икара. Используя птичьи перья разного размера, нитки и пчелиный воск , он придал им форму, напоминающую птичьи крылья. Когда оба были готовы к полету, Дедал предупредил Икара не летать слишком высоко, потому что солнечное тепло расплавит пчелиный воск (скрепляющий его перья), и крылья сломаются, а также не летать слишком низко, потому что морская пена пропитает перья. и сделай их тяжелыми, и он упадет. [40] После того как Дедал и Икар миновали Самос , Делос и Лебинф , Икар не повиновался своему отцу и начал воспарять вверх, к солнцу. Он подлетел слишком близко к солнцу. Без всякого предупреждения солнце растопило воск (который скреплял перья), и они упали. Икар продолжал махать своими «крыльями». Но он понял, что у него не осталось перьев, и замахал своими лишенными перьев руками. Икар чувствовал, как теплый и липкий воск стекает с его рук, и видел распущенные перья. Перья одно за другим падали, как снежинки, и все ниже, ниже и ниже он шел в море (где опустился на дно и утонул). Увидев крылья Икара, плавающие в море, Дедал заплакал, проклял свое искусство и (найдя труп Икара на берегу острова) похоронил тело Икара на берегу острова. Тогда он назвал остров Икарией в память о своем ребенке. [41] Юго-восточную оконечность Эгейского моря, где Икар упал в воду, также называли «Маре Икарий» или Икарийским морем. [42]

По иронии судьбы куропатка, предположительно убитая Дедалом племянник, издевалась над Дедалом, когда он хоронил своего сына. Падение и смерть Икара, по-видимому, изображаются как наказание за убийство Дедалом своего племянника. [43]
Загадка о ракушке
[ редактировать ]Похоронив Икара, Дедал отправился в Камик на Сицилии , где остановился в качестве гостя под защитой короля Кокала. [44] Там Дедал построил храм Аполлону и повесил свои крылья в жертву богу. По выдумке Вергилия ( «Энеида VI») Дедал летит в Кумы и основывает там свой храм, а не на Сицилии. [45]
Тем временем Минос искал Дедала, путешествуя из города в город, загадывая загадку. Он представил спиральную ракушку и попросил пропустить через нее веревку. Достигнув Камика, король Кокал, зная, что Дедал сможет разгадать загадку, принял раковину и отдал ее Дедалу. Дедал привязал веревку к муравью, который, соблазненный каплей меда на одном конце, прошел сквозь ракушку, нанизав ее насквозь. Разгадав загадку, Минос понял, что Дедал находится при дворе короля Кокала, и настоял на его передаче. Кокал согласился сделать это, но убедил Миноса сначала принять ванну. В ванне дочери Кокала убили Миноса, возможно, облив его тело кипятком. [46] В некоторых версиях именно Кокал убивает Миноса в ванне. [47] Другие варианты говорят, что Дедал сам налил кипяток или что он построил трубы, по которым в ванну могла подаваться горячая вода, и вместо этого он обливал . себя кипятком [48] [ сомнительно – обсудить ]
Смерть
[ редактировать ]Со смертью Дедала связано как минимум два места. Одна из версий истории гласит, что он удалился в критскую колонию Телмессос , которой правил отчужденный брат Миноса Сарпедон, и, блуждая за пределами города, был укушен змеей и умер. Говорят, что город на этом месте, Дайдала, назван в его честь и упоминается в римских источниках. [49] Другая версия истории помещает его смерть на небольшом острове на реке Нил , где ему позже поклонялись. [50] По другой версии, он умер после укуса водяной змеи в Ликии (запад Малой Азии ). [51] [52]
Анекдоты литературные и поздние. в сказаниях об основании греческой колонии Гела х годах до н , основанной в 680 - Однако . [53]
Более поздние изображения в искусстве и литературе.
[ редактировать ]Дедал и связанные с ним мифы часто изображаются на картинах, скульптурах и т. д. более поздними художниками. Особенно популярен в изображениях миф о его бегстве и падении Икара. Ниже приведены несколько примечательных фрагментов.
- Изображения в классическом искусстве
- Небольшая бронзовая скульптура Дедала, III век до н. э.; найден на Плаошнике , Северная Македония.
- Дедал и Икар, фреска в Помпеях , I век нашей эры.
- Дедал и Пасифая , фреска в Помпеях, I век нашей эры.
- Пейзаж с падением Икара (фрагмент) Питера Брейгеля Старшего , ок. 1558.
- Падение Икара Мерри-Жозофа Блонделя (1819) (Лувр)
- Дедал и Икар , Фредерик Лейтон , ок. 1869 г.
- Дедал строит крылья для своего сына Икара по образцу римского рельефа на вилле Альбани в Риме ( Meyers Konversationslexikon , 1888).
- Дедал и Икар Х.А. Гербера (1896 г.)
В современной литературе и кино также имеется ряд адаптаций мифа о Дедале и Икаре, в том числе стихотворение Эдварда Филда . [54]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Уэллс, Джон К. (1990). Словарь произношения Лонгмана . Харлоу, Англия: Лонгман. п. 185. ИСБН 0-582-05383-8 .
- ^ Вахтер, Рудольф. « Гомеровско-микенский указатель слов (MYC)». В: Пролегомены . Под редакцией Йоахима Латача, Антона Бирла и Стюарта Дугласа Олсона [английское издание . Берлин, Мюнхен, Бостон: Де Грюйтер, 2015. с. 241. дои : 10.1515/9781501501746-015
- ^ Моррис, Сара П. Дайдалос и истоки греческого искусства . Издательство Принстонского университета, 1995. с. 76. ISBN 978-0-691-00160-9 .
- ^ Кереньи, Карл . Дионис: архетипический образ нерушимой жизни . Том 130 мифов: серия Принстона / Боллингена по мировой мифологии. Издательство Принстонского университета, 2020 [1976]. стр. 100-101. ISBN 978-0-691-21410-8 .
- ^ Гигин , Басни 39, 244 и 274; Сервий о Вергилии , Энеида 6.14; Суида , св Πέρδικος ἱερόν ; Схолиаст о Платоне, Республика 7.529d
- ^ Диодор Сицилийский , 4.76.1; Платон , Иоанн 533а; Схолия о Софокле , Эдипе в Колоне 472
- ^ Павсаний , 9.3.2
- ^ Аполлодор , 3.15.9; Цецес , Хилиадес 1490; Схолиаст к Платону, Ион 121а
- ^ Схолия о Софокле, Эдипе в Колоне 468 и 472
- ^ Схолия о Платоне , Республика, с. 529
- ^ Плутарх , Тесей 19.5
- ^ «П. Овидий Назон, Метаморфозы, книга 8, строка 183» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ «Страбон, География, книга 6, глава 3, раздел 2» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ «Аполлодор, Библиотека, книга 3, глава 15, раздел 8» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ Сын Евпалама, согласно Гигину , Фабулы 39 «МИФЫ АФИНА 5 БЛАГОСТЬ - Греческая мифология». www.theoi.com . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ «Аполлодор, Библиотека, книга 3, глава 15, раздел 8» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ «Эндрю Стюарт, Сто греческих скульпторов, их карьера и дошедшие до нас работы, Скульпторы, архаический период» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ Робин Лейн Фокс, Путешествующие герои в эпическую эпоху Гомера , 2009:187, 178.
- ^ «Эндрю Стюарт, Сто греческих скульпторов, их карьера и дошедшие до нас работы, Скульпторы, архаический период» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ Уильям Годвин (1876). «Жизнь некромантов». п. 40.
- ^ «Эндрю Стюарт, Сто греческих скульпторов, их карьера и дошедшие до нас работы, Скульпторы, архаический период» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ Платон , Менон 97a–98b, перевод Адама Бересфорда (в Бересфорде, 2005 г.)
- ^ «Даэдалическая скульптура» . Британская энциклопедия . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ «Павсаний, Описание Греции, Беотии, глава 3» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ «Павсаний, Описание Греции, Беотии, глава 3» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ «Минерва превращает Пердикса в птицу, Криспейн ван де Пасс (I), 1602 – 1607» . Рейксмузеум (на голландском языке) . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ «Аполлодор, Библиотека, книга 3, глава 15, раздел 8» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ Оба изобретения находятся у Овидия, Метаморфозы 8.236.
- ^ «Гарри Терстон Пек, Словарь классических древностей Арфистов (1898), Circinus» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ «П. Овидий Назон, Метаморфозы, книга 8, строка 183» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ «Аполлодор, Библиотека, книга 3, глава 15, раздел 8» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ «Павсаний, Описание Греции, Аттики, глава 21» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ «Аполлодор, Библиотека, книга 3, глава 1» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ «Аполлодор, Краткий обзор, книга Е, глава 1» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ Пенелопа Рид Дуб, Идея лабиринта: от классической античности до средневековья , 1992:36, ISBN 0-8014-8000-0 .
- ^ «Де Валь ван Икар» . lib.ugent.be . Проверено 2 октября 2020 г.
- ^ «П. Овидий Назон, Метаморфозы, книга 8, строка 183» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ «П. Овидий Назон, Метаморфозы, книга 8, строка 152» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ «Аполлодор, Краткий обзор, книга Е, глава 1» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ «П. Овидий Назон, Метаморфозы, книга 8, строка 183» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ «П. Овидий Назон, Метаморфозы, книга 8, строка 183» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ «Словарь греческой и римской географии (1854 г.), AEGAEUM MARE» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ «П. Овидий Назон, Метаморфозы, книга 8, строка 183» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ «П. Овидий Назон, Метаморфозы, книга 8, строка 260» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ автор, Вирджил. Энеида . ISBN 978-0-300-25875-2 . OCLC 1231607822 .
- ^ «Аполлодор, Краткий обзор, книга Е, глава 1» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ «WW How, Дж. Уэллс, Комментарий к Геродоту, КНИГА VII, глава 170» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ «Царь Минос – познай Крит» . www.experiencecreta.com . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ «Мифический гений Дайдалоса, первого эрудита» . История Доп . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ «Дедал на Сицилии, смерть царя Миноса» . www.explorecrete.com . 13 ноября 2014 года . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ Стефан Византийский св Дайдала
- ^ Смит 1873, св "Дедал"
- ^ Павсаний , 8.46.2 и 9.40.3-4; Т. Дж. Данбабин, «Западные греки» , 1948; С.П. Моррис, Дайдал и истоки греческого искусства (1992:199), все отмечено Fox 2009:189, примечание 9.
- ^ «Эдвард Филд: «Икар» –» . www.culturalweekly.com . 27 октября 2016 г. Проверено 7 июня 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Аполлодор , Библиотека с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921 г. ISBN 0-674-99135-4 . Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Греческий текст доступен на том же сайте .
- Диодор Сицилийский , Историческая библиотека в переводе Чарльза Генри Олдфатера . Двенадцать томов. Классическая библиотека Леба . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Лондон: William Heinemann, Ltd., 1989. Том. 3. Книги 4.59–8. Интернет-версия на веб-сайте Билла Тэйера.
- Диодор Сицилийский, Историческая библиотека. Том 1-2 Иммануэль Беккер Людвиг Диндорф. Фридрих Фогель. в доме Б.Г.Тойбнери. Лейпциг 1888-1890. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Гай Юлий Гигин , Фабулы из «Мифов о Гигине», переведенные и отредактированные Мэри Грант. Публикации Канзасского университета по гуманистическим исследованиям. Онлайн-версия в текстовом проекте Topos.
- Мавр Сервий Гоноратус , Комментарий к стихам Вергилия. Грамматические слуги, которые сосредоточены на комментариях к стихотворениям Вергилия; рецензия Джорджа Тило и Германа Хагена. Джордж Тило Лейпциг Б. Г. Тойбнер. 1881. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Павсаний , Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918 г. ISBN 0-674-99328-4 . Онлайн-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Павсаний, «Описание Греции». 3 тома . Лейпциг, Тойбнер. 1903. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Овидий , Метаморфозы , Брукс Мор, Бостон, Cornhill Publishing Co., 1922. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Suida , Энциклопедия Suda в переводе Росса Скейфа, Дэвида Уайтхеда, Уильяма Хаттона, Кэтрин Рот, Дженнифер Бенедикт, Грегори Хейса, Малкольма Хита, Шона М. Редмонда, Николаса Финчера, Патрика Рурка, Элизабет Вандивер, Рафаэля Финкеля, Фредерика Уильямса, Карла Видстранда, Роберта Дайер, Джозеф Л. Райф, Оливер Филлипс и многие другие. Онлайн-версия в текстовом проекте Topos.
- Цецес, Джон , Книга историй , Книга I, переведенная Аной Унтилой с греческого оригинала издания Т. Кисслинга 1826 года. Онлайн-версия на theio.com
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Томаса Булфинча Мифология
- «Дедал» в Британской энциклопедии
- Эндрю Стюарт, Сто греческих скульпторов: их карьера и дошедшие до нас работы . Начинается с Дедала.
- Питер Хант, « Экфрасис или нет? Овидий (Мет. 8.183-235) в «Пейзаже Питера Брейгеля Старшего с падением Икара ». Архивировано из оригинала. Архивировано 10 июля 2009 г. в Португальском веб-архиве 10 июля 2009 г.
- Иконографическая база данных Института Варбурга (изображения Дедала и Икара)