Шарль Ле Брен
Шарль Ле Брен | |
---|---|
Рожденный | Париж, Королевство Франция |
Крещенный | 24 февраля 1619 г. |
Умер | 22 февраля 1690 г. Париж, Королевство Франция | (70 лет)
Директор Академии живописи и скульптуры | |
В офисе 1683–1690 | |
Монарх | Людовик XIV Франции |
Предшественник | Чарльз Эррард |
Преемник | Пьер Миньяр |
Подпись | |
Шарль Лебрен (англ. Французское произношение: [ʃaʁl lə bʁœ̃] ; крещен 24 февраля 1619 г. - 12 февраля 1690 г.) [1] был французским художником , физиогномистом , теоретиком искусства и директором нескольких художественных школ своего времени. Он служил придворным художником Людовика XIV , который объявил его «величайшим французским художником всех времен». Лебрен был доминирующей фигурой во французском искусстве 17-го века и находился под влиянием Николя Пуссена . [2]
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и обучение
[ редактировать ]Лебрен родился в Париже и привлек внимание канцлера Сегье , который в одиннадцатилетнем возрасте поместил его в студию Симона Вуэ . Он также был учеником Франсуа Перье . В пятнадцать лет он получил заказы от кардинала Ришелье , при выполнении которых проявил способности, заслужившие щедрую похвалу Николя Пуссена , в компании которого Лебрен отправился в Рим в 1642 году. [3]
В Риме он оставался четыре года при получении пенсии благодаря щедрости канцлера. [3] Там он работал под руководством Пуссена, адаптируя его теории искусства. [4] Находясь в Риме, Лебрен изучал древнеримскую скульптуру , делал копии с Рафаэля и впитал в себя влияние местных художников. [5]
По возвращении в Париж в 1646 году Лебрен нашел многочисленных покровителей, Николас Фуке . самым важным из которых был [3] для которого он написал большой портрет Анны Австрийской . [6] Работая в Во-ле-Виконт , Лебрен снискал расположение кардинала Мазарини , а затем тайно настроил Жан-Батиста Кольбера против Фуке.
Лебрен был движущей силой создания Французской королевской академии живописи и скульптуры в 1648 году и был избран одним из первых двенадцати старейшин, отвечающих за ее управление. [7] Он оставался доминирующей фигурой в академии и занимал должности канцлера с 1655 г. (с 1663 г. - пожизненный канцлер), ректора с 1668 г. и директора с 1683 г. [1] Когда Кольбер взял под свой контроль учреждение в 1661 году, Лебрен был там, чтобы помочь ему в его усилиях по его реорганизации с целью, чтобы академики работали над созданием теоретической основы национального французского искусства. Оба также основали Французскую академию в Риме в 1666 году как базу для многообещающих молодых художников, которые жили и учились там в течение определенного периода за счет короны. [3]
Еще одним проектом, над которым работал Ле Брен, был отель Lambert . Потолок в галерее Геркулеса был расписан им. Лебрен начал работу над проектом в 1650 году, вскоре после своего возвращения из Италии. Украшение продолжалось с перерывами в течение двенадцати лет или около того, поскольку оно было прервано реконструкцией Во-ле-Виконт . [ нужна ссылка ]
В 1660 году они основали мануфактуру гобеленов , которая поначалу представляла собой большую школу по изготовлению не только гобеленов , но и всех видов мебели, необходимой в королевских дворцах. Руководя промышленным искусством через Гобелены, директором которых он был, и всем художественным миром через академию, в которой он последовательно занимал все посты, Лебрен запечатлевал свой характер во всем, что производилось во Франции при его жизни. Он был создателем стиля Людовика XIV и задал направление национальным тенденциям, которые сохранились спустя столетия после его смерти. [3] Художественная деятельность художников и студентов Гобеленов также окажет сильное влияние на искусство других стран Европы. [8]
Годы успеха
[ редактировать ]Характер его яркого и помпезного таланта находился в гармонии со вкусом короля, который, полный восхищения картинами Лебрена, в связи с его триумфальным въездом в Париж (1660) [3] и его украшения в замке Во ле Виконт (1661 г.), [9] поручил ему выполнить ряд сюжетов из истории Александра. Первая из них, «Александр и семья Дария», так восхитила Людовика XIV , что он сразу же пожаловал Лебрену (декабрь 1662 г.), который также был назначен премьер-министром Пэнтро дю Руа ( первым живописцем короля ), пенсией в размере 12 000 ливров — столько же, сколько он ежегодно получал за службу великолепному Фуке. [10] Король объявил его «величайшим французским художником всех времен». [ нужна ссылка ] «Семья Дария», также известная как «Царицы Персии у ног Александра», позже была немного уменьшена Лебреном в размерах и отретуширована, чтобы скрыть изменения, предположительно для того, чтобы сделать картину похожей по размеру на картина Паоло Веронезе, приобретенная Людовиком XIV. [11]
С этого дня всем, что делалось в королевских дворцах, руководил Лебрен. [12] Проекты должны были быть одобрены королем, прежде чем их можно было воплотить в картинах или скульптурах. [13] В 1663 году [14] он стал директором Королевской академии живописи и скульптуры , где заложил основы академизма и стал всемогущим, несравненным мастером французского искусства 17 века. Именно в этот период он посвятил серию работ истории Александра Македонского ( «Битвы Александра Македонского ») и не упустил возможности еще сильнее связать великолепие Александра с великолепием великого Король. Пока он работал над «Битвами» , стиль Ле Брюна стал гораздо более личным, поскольку он отошел от оказавших на него влияния древних мастеров.
Работа над Галереей Аполлона в Лувре была прервана в 1677 году, когда Лебрен сопровождал короля во Фландрию (по возвращении из Лилля он написал несколько композиций в замке Сен-Жермен-ан-Ле ), и наконец — ибо они остались незавершёнными после его смерти — обширными трудами Версаля , где он оставил за собой Залы Войны и Мира ( Salons de la Guerre и de la Paix , 1686), [ нужна ссылка ] [12] Посольская лестница и Большой Зеркальный зал ( Galerie des Glaces , 1679–1684). [12] Украшение Ле Брюна — это не просто произведение искусства, это настоящий памятник царствования. [ нужна ссылка ]
В 1669 году Людовик XIV решил полностью отремонтировать Версаль, который тогда был крошечным дворцом, и превратить его в роскошное жилище, где он мог встречаться со своими подданными и иностранными дипломатами. Ле Брен отвечал за его оформление вплоть до мельчайших деталей аранжировки и подачи. Помимо классических картин, стены дворца украшали изображения правления Людовика. Вся конструкция и ее украшения были призваны восхищать посетителей великолепием, богатством и вкусом короля. Escalier des Ambassadeurs была главной лестницей при въезде в Версаль с момента ее завершения в 1679 году до ее разрушения в 1752 году. Король был настолько доволен ее внешним видом, что, как сообщается, назвал ее «лестницей месье Лебрена», когда показал ее посол Испании в 1679 году. [15]
Спустя годы
[ редактировать ]После смерти Кольбера Франсуа-Мишель ле Телье, маркиз де Лувуа , занявший пост суперинтенданта в департаменте общественных работ, не оказал никакой благосклонности к Лебрену, который был фаворитом Кольбера, и, несмотря на постоянную поддержку короля, Лебрен почувствовал горькая перемена в его положении. Это способствовало болезни, которая 22 февраля 1690 года закончилась его смертью в Гобеленах (его частный особняк в Париже). [12]
Работа и наследие Ле Брюна
[ редактировать ]Лебрен в основном работал на короля Людовика XIV, для которого выполнял большие алтари и батальные образы . Его самые важные картины находятся в Версале. [ нужна ссылка ] Помимо его гигантских работ в Версале и Лувре, количество его работ для религиозных корпораций и частных покровителей огромно. [12] Лебрен также был прекрасным портретистом и отличным рисовальщиком, но он не любил портретную или пейзажную живопись, которую считал простым упражнением в развитии технического мастерства. Что имело значение, так это научное сочинение, конечной целью которого было питать дух. Фундаментальной основой, на которой директор академии основывал свое искусство, несомненно, было заставить свои картины говорить через ряд символов, костюмов и жестов, которые позволяли ему выбирать для своей композиции повествовательные элементы, придававшие его произведениям особую глубину. Для Ле Брюна картина представляла собой историю, которую можно прочитать. [ нужна ссылка ] Почти все его произведения воспроизведены знаменитыми граверами. [12]
В своем посмертно опубликованном трактате «Метод для восприятия страстей» (1698) он пропагандировал выражение эмоций в живописи. Взгляд Ле Брюна на эмоции, которые в то время были известны как «страсти», находился под сильным влиянием работ Рене Декарта . [16] Считалось, что мимика лица, которую Лебрен обозначил как образец для подражания последующим художникам, раскрывает состояние души. [17] Это оказало большое влияние на теорию искусства в течение следующих двух столетий. [18]
Многие из его рисунков находятся в Лувре и Королевской коллекции Монако . Он также был учителем художника Людовико Дориньи . [ нужна ссылка ]
Потолок в стиле барокко в Зале муз в замке Во-ле-Виконт под Парижем был «украшен мастерской Шарля Ле Брюна». [19] Многие эскизы и рисунки Шарля Ле Брюна позже были воплощены в живописи или скульптуре художниками, работавшими под его руководством. [20] Реставрация была завершена в 2017 году нынешними владельцами, семьей де Воге. Отреставрированный потолок был представлен публике в марте того же года. [21]
23 января 2013 года художественные консультанты отеля Ritz Paris Ванда Тымовска и Джозеф Фридман объявили об открытии «Жертвоприношения Поликсены» , ранней работы Ле Брена. Картина, датированная 1647 годом, украсила анфиладу Коко Шанель знаменитого парижского дворца и оставалась незамеченной более века. [22] [23]
Посмертно репутация Ле Брюна пострадала в годы Французской революции и ее последствий из-за его тесной связи с Людовиком XIV. К концу девятнадцатого века академические ценности, которые он олицетворял, вышли из моды, и только в 1963 году, когда в Версале была организована крупная выставка Ле Брюна, его творчество было переоценено. [24] Сейчас он считается одним из лучших и самых разносторонних французских художников своего времени. [25]
Частичная антология произведений
[ редактировать ]Украшения:
- Украшение потолка Галереи Аполлона во дворце Лувр .
- Украшение замка Во-ле-Виконт : Комната короля, Время, удаляющее Истину с небес .
- Купол Павильона Аврора в замке Со .
- Росписи потолка Галереи глаз Версальского дворца.
- Апофеоз Ромула , цикл из восьми картин для потолка комнаты в отеле д'Омон , Париж.
Холсты:
- «Сон Иисуса» , Лувр .
- Канцлер Сегье и его свита в Лувре.
- Картины по истории Александра , Лувр.
- Людовик XIV преподносит Иисусу Христу свой скипетр и шлем , Музей изящных искусств Лиона .
- Цикл из четырех картин: «Воздух, Земля, Огонь и Вода» , Музей изящных искусств и археологии Шалон-ан-Шампань .
Публикации:
- Методика обучения рисованию страстей (1698 г.), посмертное издание. [26]
Галерея
[ редактировать ]- Конный портрет Людовика XIV , холст, масло, Музей изящных искусств, Турне .
- Въезд Александра в Вавилон , ок. 1664, холст, масло, Лувр.
- Портрет Людовика XIV , 1661 год.
- Царицы Персии у ног Александра , также называемые Шатером Дария .
- Портрет художника Луи Тестелена, ок. 1650, холст, масло, Лувр.
- Дедал и Икар , ок. 1645 г.
- «Снятие с креста» , конец 1640-х годов.
- Падение восставших ангелов , после 1680 года, холст, масло, Музей изящных искусств Дижона .
- Конный портрет Людовика XIV , 1668 год, холст, масло, Музей Шартреза в Дуэ .
- Апофеоз Людовика XIV , 1677, холст, масло, Музей изящных искусств (Будапешт) .
- Бассен д'Аполлон в Версальском дворце , 1668–1671 гг. Ле Брен разработал центральную часть, изображающую Аполлона, поднимающегося из моря в колеснице , запряженной четверкой лошадей .
Изображения из Методики обучения рисованию страстей:
[ редактировать ]- Террор или испуг от Метода обучения рисованию страстей
- Внимание от Методика обучения рисованию страстей
- Ненависть или ревность из метода обучения рисованию страстей
- Простая телесная боль из Методики обучения рисованию страстей
- Грусть от Метода обучения рисованию страстей
- Почитание и восторг (1760) из «Метода обучения рисованию страстей».
- Гнев от Методика обучения рисованию страстей
- Плач от Метода научиться рисовать страсти
- Ужас от Методика обучения рисованию страстей
- Презрение от Методика обучения рисованию страстей
- Сострадание от Метода обучения рисованию страстей
- Страх от Методика обучения рисованию страстей
- Грусть от Метода обучения рисованию страстей
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Gady 2014 , p. 510.
- ^ Хонор и Флеминг 2009 , с. 604.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Чисхолм 1911 , с. 351.
- ^ «Шарль Лебрен» . Версальский дворец . 25 октября 2023 г. Проверено 22 апреля 2024 г.
- ^ Констанс, Клэр (2003, 1 января). «Лебрен, Шарль». Гроув Арт Онлайн.
- ^ Уильямсон 1910 .
- ^ Мемуары, используемые в истории Королевской академии живописи и скульптуры с 1648 по 1664 год. Архивировано 14 октября 2019 г. в Wayback Machine , Эд. Анатоль де Монтейглон , Париж, 1853 г., том. я, с. 36.
- ^ Констанс, Клэр (2003). «Лебрен, Шарль | Grove Art» . www.oxfordartonline.com . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.t049857 . ISBN 978-1-884446-05-4 . Архивировано из оригинала 2 мая 2020 г. Проверено 25 апреля 2019 г.
- ^ Констанс, Клэр. «Лебрен, Чарльз» Grove Art Online. 1 января 2003 г. Издательство Оксфордского университета.
- ^ Чисхолм 1911 , стр. 351–352.
- ^ Пауэрс, Джереми Н. и Джин Морган Заручки (лето 2012 г.). «Шатер Дария Ле Брюна, до и после». Бюллетень французских исследований . 33,2 (123) (123): 21–25. дои : 10.1093/frebul/kts007 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Чисхолм 1911 , с. 352.
- ^ Фридман, Энн (1990). Царствование Людовика XIV . Лондон: Humanities Press International. стр. 211 . ISBN 0391037056 .
- ^ Уолш 1999 , с. 86.
- ^ Констанс, Клэр (1996). «Шарль Лебрен» . Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T049857 . ISBN 978-1-884446-05-4 . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 г. Проверено 25 апреля 2019 г.
- ^ Лебрен, Шарль (1980). Метод, позволяющий научиться создавать страсти . Лос-Анджелес: Мемориальная библиотека Уильяма Эндрюса Кларка.
- ^ Меро, Ален (1995). Французская живопись XVII века . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 267. ИСБН 0300065507 .
- ^ Бараш, Моше (1998). Современные теории искусства 2: От импрессионизма до Кандинского . Нью-Йоркский университет Пресс. стр. 94–95. ISBN 0814739482 .
- ^ «РЕНЕССАНС САЛОНА МУЗ» . Во-ле-Виконт. Архивировано из оригинала 23 июня 2017 года . Проверено 10 сентября 2016 г.
- ^ Фридман, Энн (1990). Царствование Людовика XIV . Лондон: Humanities Press International. стр. 214 . ISBN 0391037056 .
- ^ «До Версаля был Во-ле-Виконт» . Сотбис. Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 25 декабря 2018 г.
- ^ artmediaagency.com 2013 .
- ^ ANSAMed.it 2013 .
- ^ Констанс, Клэр (2003, 1 января). «Лебрен, Шарль». Гроув Арт Онлайн.
- ^ Констанс, Клэр (1996). «Шарль Лебрен» . Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T049857 . ISBN 978-1-884446-05-4 . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 г. Проверено 25 апреля 2019 г.
- ^ Лебрен, Шарль (1982). Методика обучения рисованию страстей (на французском языке). Хильдесхайм ua: Олмс. ISBN 978-3-487-06717-9 . OCLC 643780435 .
Ссылки
[ редактировать ]- «Искусство: Ле Брен найден в люксе Ritz'z Coco Chanel - Культура» . ANSAMed.it . 23 января 2013 года . Проверено 20 ноября 2018 г.
- « Иногда величайшие открытия скрыты на виду». Интервью с Джозефом Фридманом по поводу открытия картины Ле Брена в отеле Ritz, Париж «АМА» . artmediaagency.com . 30 октября 2013 г. Архивировано из оригинала 30 октября 2013 г. Проверено 20 ноября 2018 г.
- Гади, Бенедикт (2014). «Лебрен, Шарль» . Общий лексикон художников (Художники мира) (на немецком языке). Том 83. Мюнхен: Саур. стр. 510 и далее.
- Честь, Хью ; Флеминг, Дж. (2009). Всемирная история искусства (7-е изд.). Лондон: Издательство Лоуренса Кинга. п. 604. ИСБН 9781856695848 .
- Уолш, Л. (1999). «Шарль ле Брюн, «художественный диктатор Франции» ». В Перри, Г.; Каннингем, К. (ред.). Академии, музеи и каноны искусства . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . п. 86. ИСБН 0300077432 .
- Уильямсон, Джордж Чарльз (1910). Католическая энциклопедия . Том. 9. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
Атрибуция
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Лебрен, Шарль ». энциклопедия Британская Том. 16 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 351–352. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бурхард, Вольф (2016). «Суверенный художник: Шарль Лебрен и образ Людовика XIV», издательство Paul Holberton Publishing. ISBN 1911300059 .
- Бурхард, Вольф (2016). «Тканые украшения Шарля Лебрена: Гобелены и Савоннери» в книге Катрин Кардинал и Лоуренса Ривиале (редакторы), Художественные украшения: изобретения и ноу-хау, 16–20 века, Клермон-Ферран. стр. 171–86.
- Легран, Дж. Г.; Балтар, Луи-Пьер; Лебрен, Шарль (1827). Серия литографических рисунков, иллюстрирующих связь между физиономией человека и физиономией животного .
- Морель д'Арле, Луи-Мари-Жозеф, Диссертация по трактату Шарля Лебрена о взаимосвязи между физиогномикой человека и животных (1827 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Шарлем Лебреном, на Викискладе?
- 1619 рождений
- 1690 смертей
- Художники из Парижа
- Французские художники 17 века.
- Французские художники-мужчины
- Первые художники короля
- Французские художники эпохи барокко
- Французские католики
- Академический состав Школы изящных искусств
- Семья Ле Брун
- Члены Королевской академии живописи и скульптуры
- Католические художники