Jump to content

Военное искусство

(Перенаправлено из Battle Piece )

(1634–1635 « Сдача Бреды Картина Диего Веласкеса ») показывает многолюдную сцену, когда обе стороны мирно встречаются, чтобы сдать город.
Битва при Пуатье в 1356 году, в рукописи « Хроник Фруассара» ок. 1410

Военное искусство — это искусство военной тематики, независимо от его стиля и носителя. Сцена битвы — один из древнейших видов искусства развитых цивилизаций, поскольку правители всегда стремились праздновать свои победы и запугивать потенциальных противников. Для изображения других аспектов войны, особенно страданий раненых и мирного населения, потребовалось гораздо больше времени. Помимо портретов военных деятелей, очень распространены изображения анонимных солдат на поле боя; с момента появления военной формы такие работы часто концентрируются на демонстрации ее разнообразия.

Морские сцены очень распространены, а батальные сцены и «корабельные портреты» по большей части считаются отраслью морского искусства ; Развитие других крупных типов военной техники, таких как военные самолеты и танки, привело к появлению новых видов работ, изображающих их в действии или в состоянии покоя. Во время войн 20-го века официальные военные художники нанимались , чтобы изображать армию в действии; несмотря на то, что художники сейчас находятся очень близко к действию, сцена битвы в основном отдана на усмотрение популярных графических средств массовой информации и кино. Иногда используется термин «военное искусство», в основном в отношении военного искусства 20-го века, созданного во время войны. [ 1 ]

Древний мир

[ редактировать ]
Римская мозаика Александра, изображающая Александра Великого (слева), побеждающего Дария III Персидского ; напольная мозаика, раскопанная в Помпеях , ок. 100 г. до н. э.

Искусство, изображающее военную тематику, существовало на протяжении всей истории. [ 2 ] Палитра поля битвы , косметическая палитра протодинастического периода Египта (около 3500–3000 гг. до н.э.), неполная, но на ней изображены уводимые пленники и дикие животные, пирующие на мертвецах. того Палитра Нармера же периода изображает военную победу в более символическом стиле. Стела Стервятников , около 2500 г. до н.э., является одной из многих месопотамских победы « стел ». Также около 2500 г. до н.э. самое раннее известное изображение осажденного города находится в гробнице Инти, чиновника из 21-го нома Верхнего Египта , жившего во времена конца Пятой династии. [ 3 ] В этой сцене египетские солдаты взбираются по лестницам на стены восточной крепости. [ 4 ] Хотя битва при Кадеше в 1274 г. до н.э., по-видимому, не закончилась ничем, рельефы, воздвигнутые Рамсесом II, показывают, как он разбрасывал своих хеттских противников на своей колеснице.

Сохранившееся ассирийское искусство в основном состоит из больших каменных рельефов, изображающих подробные сцены военных кампаний или охоты; Лахишские рельефы являются примером первого. На мраморных мраморах древнегреческого Парфенона изображены длительные парады городской добровольческой кавалерии , а на многих греческих вазах изображены сцены боевых действий. Во времена династии Хань в Китае знаменитый каменный рельеф ок. 150–170 гг. н.э. из семейных святилищ Ву изображена битва между кавалерийскими войсками в кампании против Дун Чжо . [ 5 ]

В древнеримском искусстве самые сложные римские триумфальные колонны изображали очень длинные рельефы военных кампаний, обвивающие тело огромных колонн; Среди наиболее впечатляющих — работы Траяна и Марка Аврелия в Риме. Александровская мозаика — это большая и драматическая сцена битвы, показывающая Александра Великого, побеждающего Дария III Персидского ; это напольная мозаика, раскопанная в Помпеях , вероятно, копирующая утраченную картину. [ 6 ] На многих эллинистических и римских саркофагах были изображены многолюдные сцены боя, иногда мифологические ( амазономахия — термин, обозначающий сцену битвы между амазонками и греками ), и обычно не относящиеся к конкретному сражению; их не обязательно использовали для захоронения людей с военным опытом. Подобные сцены оказали большое влияние на батальные сцены эпохи Возрождения. [ 7 ] В эпоху Поздней Римской империи на реверсах монет очень часто изображались солдаты и была надпись, восхваляющая «наших мальчиков», несомненно, в надежде отсрочить следующее военное восстание.

Средневековый

[ редактировать ]
Весь гобелен из Байе длиной 70 метров (230 футов) . Отдельные изображения каждой сцены представлены на сайте Bayeux Tapestry tituli . (Проведите пальцем влево или вправо.)

Христианское искусство, созданное для церкви, обычно избегало батальных сцен, хотя редкий мотив поздней античности изображает Христа, одетого как победоносный император, в генеральском платье, победившего дьявола, во Христе, топчущем зверей , и другие иконографии . Бурные вкусы англосаксонской элиты сумели добавить «Мучение ада» к стандартной группе сцен цикла о Жизни Христа , задуманное как набег на твердыню сатаны во главе с Христом . [ 8 ] Святые-солдаты , изображенные в военной форме, были чрезвычайно популярны, как и изображения архангела Михаила, пронзающего сатану в виде дракона крестом с острием копья у основания. Некоторые иллюстрированные рукописи иллюстрируют многочисленные сражения Ветхого Завета .

Светские произведения, созданные для светских покровителей, часто демонстрируют военную тематику, например, в иллюминированных рукописных копиях исторических произведений, таких как Фруассар Людовика Груутузе XV века (BnF Fr 2643-6) , где на большинстве из 112 миниатюр изображены военные сцены. Осада замка любви , часто встречающаяся на готических из слоновой кости зеркалах , изображала рыцарей, атакующих замок, защищаемый дамами, — метафора из литературы о куртуазной любви . XI века Гобелен из Байе представляет собой линейное панорамное повествование о событиях, связанных с нормандским завоеванием и битвой при Гастингсе в 1066 году. [ 9 ] единственный сохранившийся образец вышитой драпировки, которой богатые англосаксы украшали свои дома. В исламском искусстве батальная сцена, часто из художественного произведения эпической поэзии , была частым предметом персидских миниатюр , а высокая точка зрения, которую они приняли, делала эти сцены более понятными, чем многие западные изображения.

От Возрождения до наполеоновских войн

[ редактировать ]
После битвы при Мариньяно , рисунок Урса Графа , 1521 год.

В живописи итальянского Возрождения наблюдается значительный рост военного искусства со стороны ведущих художников, батальные картины часто содержат почти современные сцены, такие как огромный набор из трех полотен «Битва при Сан-Романо» (около 1445 г.) Паоло Уччелло и неудавшаяся битва. «Кашина» (1504–1506 гг.) Микеланджело и «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи (1503–1506 гг.), которые предполагалось разместить напротив каждого другой в Палаццо Веккьо во Флоренции , но ни один из них не был завершен. Художникам эпохи Возрождения с их новыми навыками изображения человеческой фигуры батальные сцены позволяли продемонстрировать все свое мастерство в изображении сложных поз; Микеланджело выбрал момент, когда группа солдат застала врасплох купающихся, и почти все фигуры обнажены. Битва Леонардо была кавалерийской, центральная часть которой была очень широко видна до того, как была разрушена, и имела огромное влияние: она «внесла фундаментальное изменение во всю идею батальной живописи, влияние, которое продолжалось в эпоху позднего Возрождения и барокко вплоть до вплоть до героических машин наполеоновских художников и даже батальных композиций Делакруа », по мнению историка искусства Фредерика Хартта . [ 10 ]

Все они изображали откровенно незначительные действия, в которых Флоренция побеждала соседние города, но не менее популярны были и важные сражения из далекой истории. В картине Андреа Мантенья « Триумфы Цезаря» показан римский триумфальный парад Юлия Цезаря , хотя основное внимание уделяется добыче, а не армии, следующей за ней; в серии гравюр « Триумфы Максимилиана» показаны оба, вплоть до Максимилиана II, императора Священной Римской империи, едущего в огромной карете. «Битва у Мильвийского моста» привнесла Джулио Романо огромную и «плодотворную» батальную сцену в Залы Рафаэля в Ватиканском дворце . [ 7 ] Необычная «Битва Александра при Иссе » (1528–1529 гг.) Альбрехта Альтдорфера сумела создать одну из самых уважаемых батальных сцен эпохи Возрождения, несмотря на вертикальный формат или, возможно, из-за него, который был продиктован запланированной обстановкой; он был заказан как одна из восьми батальных картин разных художников. «Это была самая подробная и панорамная фотография боя того времени», [ 6 ] и его точка зрения с воздуха должна была широко использоваться в течение следующих столетий, хотя редко с таким драматическим эффектом.

Голландские корабли таранят испанские галеры у фламандского побережья в октябре 1602 , 1617 гг., Хендрик Врум.

Особенно в Северной Европе небольшие группы солдат стали популярной темой для картин и особенно гравюр многих художников, в том числе Урса Графа был профессиональным швейцарским наемником , который необычен тем, что на протяжении многих лет . Эти работы стали представлять менее героический взгляд на солдат, которые часто представляли значительную угрозу для гражданского населения даже в мирное время, хотя экстравагантные костюмы ландскнехтов часто рассматривались как гламурные. [ 11 ] Для Питера Парета, начиная с эпохи Возрождения, «прославление светского лидера и его политической системы – которое, конечно, также присутствовало в средневековом искусстве – заменяет христианскую веру как определяющую интерпретирующую силу» в военном искусстве. [ 12 ]

Морская живопись стала традиционализированной в живописи Золотого века Голландии 17-го века , и с тех пор художники имели тенденцию специализироваться на ней или не пытаться ее делать; Помимо всего остального, «морские художники всегда имели дело с особенно требовательным классом покровителей», как обнаружил Дж. М. У. Тернер , когда «король-моряк» Вильгельм IV Соединенного Королевства отверг свою версию Трафальгарской битвы из-за неточности. Хендрик Врум был первым настоящим специалистом, за ним последовала команда отца и сына Виллема ван де Вельде , эмигрировавшего в Лондон в 1673 году и фактически основавшего английскую традицию морской живописи, «создавшую потрясающие визуальные записи англо-голландского военно-морского искусства». войны, которые установили традиции морской батальной живописи на следующие 150 лет». Врум также работал на английских покровителей, создав большой набор гобеленов с изображением поражения испанской армады , который был разрушен, когда здание парламента . в 1834 году сгорело [ 13 ]

В 17 и 18 веках сражения изображались преимущественно с высоты птичьего полета , как будто с близлежащего холма; это сделало их менее интересными для рисования, и крупные художники теперь стали избегать их. Совершенно иной взгляд на войну можно увидеть в «Les Grandes Misères de la guerre » («Несчастья войны»), наборе из двенадцати гравюр, созданных Жаком Калло во время Тридцатилетней войны , в которых рассказывается о группе солдат, опустошающих сельскую местность, прежде чем в конечном итоге быть уничтоженными . схвачены своими силами и казнены. [ 14 ] Также в первой половине 17 века ветвь жанровой живописи в живописи Золотого века Голландии специализировалась на сценах в гауптвахте , где довольно беспорядочные солдаты не часто участвуют в бою, но обыскивают фермерские дома или сидят в караульном помещении лагеря. [ 15 ] Картины Сальватора Розы , по сути, пейзажи , часто изображали группы, которые по-разному описывались как бандиты или солдаты, скрывающиеся в сельской местности Южной Италии. Сдача Бреды» В картине Веласкеса « (1634–1635 гг.) изображена многолюдная сцена, когда обе стороны мирно встречаются, чтобы сдать город; эта тема чаще копируется в морской живописи, чем в сухопутном военном искусстве. [ 6 ]

Смерть майора Пирсона , 1784, Джон Синглтон Копли.

По крайней мере, с конца 15 века наборы гобеленов стали величайшим средством «официального военного искусства»; Португальские гобелены Пастраны (1470-е годы) были ранним примером. Набор, изготовленный для герцога Мальборо, показывающий его победы, варьировался для разных клиентов и даже был продан одному из его противников, Максимилиану II Эмануэлю, курфюрсту Баварии , после переделки лица генерала и других деталей. [ 16 ] [ 17 ]

В середине 18 века ряд художников, особенно в Великобритании, стремились возродить военное искусство с помощью больших работ, посвященных героическому происшествию, которое снова выдвинуло бы этот жанр на передний план в исторической живописи , как это было в эпоху Возрождения. . Стандартные современные батальные сцены, как правило, относились к скромной категории топографической живописи , охватывающей карты и виды загородных домов. «Смерть генерала Вульфа» (1771 г.) Бенджамина Уэста , «Смерть капитана Джеймса Кука» (1779 г.) Иоганна Зоффани , «Поражение плавучих батарей в Гибралтаре, сентябрь 1782 г.» и «Смерть майора Пирсона» (1784 г.) Джона Синглтона Копли . ведущие образцы нового типа, игнорировавшие жалобы на непригодность современной одежды для героических сюжетов. Однако такие работы имели большее влияние во Франции, чем в Великобритании. [ 18 ]

Атакующий егерь , 1812, Теодор Жерико .

В эпоху Наполеона Франция добавила к своему стилю романтизм и начала изображать отдельных солдат с большим характером. Батальные картины все чаще создавались для больших общественных зданий, и они стали больше, чем когда-либо прежде. Барон Гро рисовал в основном прославление Наполеона и его побед, но его картина 1808 года, изображающая битву при Эйлау, не оставляет без внимания страдания мертвых и раненых на замерзшем поле битвы. [ 19 ] Напротив, « большие картины Гойи Второе мая 1808 года» и «Третье мая 1808 года» , возможно, сознательно задуманные как ответ Гросу, и связанная с ним серия из 82 « гравюр Бедствия войны » (исп. Los Desastres de la Guerra ) , подчеркнул жестокость французских войск во время полуостровной войны в Испании. [ 20 ] [ 21 ] Британские изображения наполеоновских войн продолжили образцы конца 18-го века, часто в большем масштабе, со смертью адмирала Горацио Нельсона, быстро создав большие работы Артура Уильяма Дэвиса ( «Смерть Нельсона», 21 октября 1805 г. ) и Уэста ( «Смерть Наполеона»). Нельсон ). Дж. М. У. Тернер был среди художников, создавших сцены побед Нельсона в «Трафальгарской битве» . [ 22 ] Британский институт проводил конкурсы художественных эскизов, посвященных победам Великобритании, после чего работы-победители были заказаны. [ 23 ]

«10-й гусарский полк» , Карл Верне

В этот период во всей Европе также стал очень популярным принт на униформе, в котором основное внимание уделялось подробному изображению униформы одной или нескольких стоящих фигур, обычно раскрашенному вручную. Как и другие печатные издания, они обычно публиковались в виде книг, но также продавались по отдельности. В Великобритании 87 гравюр «Верных добровольцев Лондона » (1797–98) Томаса Роуландсона , опубликованных Рудольфом Аккерманом , знаменуют начало классического периода. Хотя Роулендсон обычно в некоторой степени высмеивал своих героев, здесь солдаты были «представлены такими, какими они, и особенно их полковники, которые платили за их униформу, предпочитали видеть себя», что оставалось обычным изображением в таких гравюрах. [ 24 ] На серии репродукций работы Карла Верне великолепной униформы Великой армии 1812 года изображено большинство пехотинцев, стоящих парами в лагере, в различных непринужденных позах, на которых один изображен спереди, а другой сзади. Редкая картина маслом ведущего художника, изображающая солдат в духе униформы, — « Солдаты 10-го легкого драгунского полка » («Собственный принц Уэльский»), написанная в 1793 году Джорджем Стаббсом для своего главнокомандующего , будущего Георга IV. Соединенного Королевства. Другие картины с изображением одиноких солдат были более драматичными, например, Теодора Жерико » «Атакующий егерь (около 1812 г.).

Девятнадцатый век

[ редактировать ]
Батальная сцена в Тапиобицке работы Мор Тана , 1849 г.

Эжен Делакруа , который также нарисовал множество небольших боевых сцен, закончил свою «Резню на Хиосе» в 1824 году, показав печально известное на тот момент нападение османских войск на греческих мирных жителей во время греческой войны за независимость , которые показаны в совершенно негативном свете. Оно оказало более непосредственное влияние на европейское искусство, чем «Трес де Майо» Гойи ( «Третье мая 1808 года» ), написанное несколькими годами ранее, которое, по-видимому, даже не было выставлено в музее Прадо лишь несколько лет спустя. Напротив, в книге Делакруа «Свобода, ведущая народ 1830 года» боевые действия показаны в положительном свете, но не в «военном», как в ней показаны вооруженные гражданские революционеры Июльской революции , наступающие против невидимых сил правительства в форме. [ 25 ] Турецкие зверства должны были оставаться постоянной темой в живописи XIX века, особенно на бывших османских территориях, спасшихся от приходящей в упадок империи (часто сцены перед изнасилованием рассматривались довольно непристойно), а также общие антивоенные настроения, ранее в основном встречавшиеся в гравюрах. регулярно появляться в больших картинах маслом.

Военное искусство оставалось популярным до конца XIX века в большей части Европы. Французские художники, такие как Эрнест Мейссонье , [ 26 ] Эдуард Детайль , [ 27 ] и Альфонс де Невиль [ 28 ] утвердил военный жанр живописи в Парижском Салоне . [ 29 ] Новые формы военного искусства, возникшие в 1850-х годах, встретили серьезное сопротивление со стороны Королевской академии Соединенного Королевства. [ 30 ]

Грюнвальдская битва , Ян Матейко , 1878 г.

Среди европейских художников в целом академического стиля, которые были хорошо известны как художники батальных сцен, часто изображавших сюжеты наполеоновских войн или более старых конфликтов, были Альбрехт Адам , [ 31 ] Никез де Кейзер , [ 32 ] Петр Михаловский [ 33 ] Antoine Charles Horace Vernet , [ 34 ] Emile Jean Horace Vernet , [ 35 ] Вильгельм Кампхаузен и Эмиль Хюнтен . Подъему национализма способствовала батальная живопись в таких странах, как Венгрия (большое внимание уделялось униформе), Польша (огромные силы) и Чешские земли . Яна Матейко Огромная картина «Грюнвальдская битва » (1878 г.) отражает панславянские настроения, показывая, как различные славянские силы объединяются, чтобы сокрушить мощь Тевтонских рыцарей .

Использование термина «военное искусство» изменилось с середины XIX века. Во Франции Шарль Бодлер обсуждал военное искусство и влияние на него фотографии на Парижском салоне 1859 года. [ 36 ] Британский критик выставки Королевской академии 1861 года заметил, что

Британские художники никогда полностью не занимались военным искусством , они лишь колебллись по краям, трогая и отделывая. — Уильям Майкл Россетти [ 37 ]

Чесменская битва Ивана Айвазовского , 1848 год.

Напротив, британская художница Элизабет Томпсон (леди Батлер) объяснила, что она «никогда не рисовала во славу войны, а чтобы изобразить ее пафос и героизм». [ 38 ] Последствия битвы были изображены на таких картинах, как «Подведение итогов после помолвки, Крым» , которые были выставлены в Королевской академии в 1874 году. Эта перспектива также видна в «Остатках армии» , где изображен Уильям Брайдон, пробивающийся в Джелалабад на умирающей лошади. Доктор Брайдон был единственным выжившим после отступления из Кабула в 1842 году, в ходе которого афганские племена убили 16 000 человек. [ 39 ]

Гравюра по мотивам Мелтона Прайора битвы при холме Маджуба для Illustrated London News , 1881 год.

Британский рынок начал развиваться в середине 19 века. [ 40 ] Отношения между государством и его вооруженными силами, а также идеологии, которые подразумеваются в этих отношениях, повлияли на произведения искусства, художников и общественное восприятие как произведений искусства, так и художников. [ 41 ]

Ко времени Гражданской войны в США и Крымской войны фотографы начали сильно конкурировать с художниками в освещении сцен в лагере и последствий битвы, но время выдержки, как правило, было слишком длительным, чтобы они могли эффективно фотографировать сражения. Военная фотография не рассматривается в этой статье. Иллюстрации для газет и журналов продолжали героический стиль, возможно, с большей уверенностью, чем художники, и Мелтон Прайор десятилетиями следил за британскими войсками в горячих точках Империи, работая в Illustrated London News ; его сцены «помогли создать стиль рисования боевиков, который оставил неизгладимый след в искусстве комиксов » . [ 42 ] Приор и другие «специальные корреспонденты», такие как Фредерик Вильерс, были известны как «специальные». Ричард Кейтон Вудвилл-младший и Чарльз Эдвин Фрипп были «особенными», а также художниками, выставлявшимися в Королевской академии и других местах. [ 42 ]

Двадцатый век

[ редактировать ]
«Штурмовики наступают под газом» , офорт и акватинта Отто Дикса из «Крига» , 1924 год.

Первая мировая война во многом подтвердила конец прославления войны в искусстве, находившегося в упадке с конца прошлого столетия. [ 43 ] В целом, несмотря на создание крупных проектов с использованием официальных военных художников , наиболее ярким искусством, изображающим войну, является то, что подчеркивает ее ужас. Официальные военные художники назначались правительствами в информационных или пропагандистских целях, а также для записи событий на поле боя; [ 44 ] но многие художники сражались как обычные солдаты и записывали свой опыт в то время и позже, в том числе немцы Джордж Гросс и Отто Дикс , которые оба воевали на Западном фронте и продолжали изображать этот предмет до конца своей карьеры. Дикса « Картина Траншея » (1923), показывающая расчлененные тела погибших после нападения, вызвала скандал и сначала была выставлена ​​​​за занавеской, а затем вызвала увольнение директора музея, который планировал ее купить. правительство выставило его на передвижной выставке « Дегенеративное искусство » в 1937 году, Позже, после того, как нацистское оно сожгло его. В 1924 году он выпустил серию из пятидесяти репродукций для журнала Der Krieg («Война»). Английский художник Пол Нэш начал делать рисунки войны, сражаясь на Западном фронте в Artists Rifles . После выздоровления от раны он был принят на работу в качестве официального военного художника и создал множество самых запоминающихся изображений британской стороны обеих мировых войн. После войны огромный спрос на военные мемориалы вызвал бум среди скульпторов, о которых рассказывается ниже, и создателей памятников. витраж .

Плакаты стали универсальными к 1914 году и были адресованы как военным, так и «тылу» для различных целей, включая вербовку, где британский лорд Китченер хочет вас (на самом деле это не лозунг) повторялся в Соединенных Штатах вместе с дядей Сэмом и в других местах с подобными тотемическими фигурами. Советский Союз начинал с очень модернистских плакатов, таких как «Бей белых красным клином» Лазаря Марковича Лисицкого, но вскоре обратился к социалистическому реализму , который использовался для большинства советских плакатов времен Второй мировой войны , которые иногда похожи на их нацистские эквиваленты . Во Второй мировой войне они применялись еще шире. [ 45 ] Иллюстраторы и художники-зарисовщики, такие как Норман Роквелл, также следовали тенденции отказа от снимков на военную тематику после Второй мировой войны и с появлением фотообложек в целом.

Влияние гражданской войны в Испании на мирное население было изображено в шедевре Пикассо 1937 года «Герника» , показывающем бомбардировку Герники в 1937 году ; [ 46 ] Совершенно иное рассмотрение аналогичной темы можно увидеть в Генри Мура рисунках , на которых изображены спящие гражданские лица, укрывающиеся от бомбардировок «Блиц» на платформах станций лондонского метрополитена . » Пола Нэша Среди официальных военных художников времен Второй мировой войны «Тотс Меер представляет собой впечатляющее изображение свалки сбитых немецких самолетов, а пейзажист Эрик Равилиус создал несколько прекрасных картин, прежде чем его сбили и убили в 1942 году. [ 47 ] Картины Эдварда Ардиццоне полностью сосредоточены на солдатах, расслабляющихся или выполняющих рутинные обязанности, и получили высокую оценку многих солдат: «Он единственный человек, который уловил атмосферу этой войны», - считал Дуглас Купер , искусствовед и историк, друг Пикассо. , а затем в военно-медицинскую часть. [ 48 ] Фотография и кино теперь смогли запечатлеть быстро развивающиеся действия, и можно справедливо сказать, что они создали большинство запоминающихся изображений, запечатлевших боевые действия во время войны и, конечно же, последующие конфликты, такие как война во Вьетнаме , которая была более примечательна специфически антивоенными протестами. искусство, плакаты и работы таких художников, как Нэнси Сперо . [ 49 ] Современное военное искусство входит в подполе «военная и массовая культура». [ 50 ]

Формы искусства

[ редактировать ]

Портретная живопись

[ редактировать ]
Банкет Гражданской гвардии Амстердама в честь Мюнстерского мира , 1648 год, автор Бартоломеус ван дер Хельст , 232 × 547 см (91,34 × 215,35 дюйма)

Правителей с древних времен изображали в военной одежде; Особенно легко увидеть разницу в древнеримской скульптуре , где полководцы и все чаще императоры изображаются в доспехах и короткой военной тунике. Средневековые изображения гробниц чаще всего изображают рыцарей, дворян и королей в доспехах, независимо от того, прошли ли они действительную службу или нет. В период раннего Нового времени , когда старшие командиры имели тенденцию носить свою обычную одежду для верховой езды даже на поле боя, различие между военным портретом и обычным в основном передавалось фоном, нагрудником или кожаной курткой цвета желтого цвета, которую носили под доспехами. , но однажды даже генералы стали носить военную форму, в середине 18 века, снова становится ясно, [ 51 ] хотя изначально офицерская форма была близка к парадному гражданскому костюму.

Портреты в полный рост и конные портреты правителей и полководцев часто изображали их на поле боя, но с действием на дальнем фоне; эта особенность, вероятно, восходит к Тициана величественному « Конному портрету Карла V» , на котором изображен император после его победы в битве при Мюльберге, но без присутствия других солдат. До наполеоновского периода монархов не часто изображали в военной форме, но в 19 веке это стало типичным для официальных портретов, возможно, потому, что униформа была более привлекательной визуально. Характерно голландский тип живописи — огромные групповые портреты, выполненные по заказу богатых офицеров городской милиции, работавших по совместительству, из которых ( » Рембрандта самым известным является «Ночной дозор 1642), хотя его повествовательная обстановка нетипична для этого жанра. В большинстве примеров просто изображены офицеры, выстроившиеся в очередь, как будто собирающиеся поужинать, а в некоторых показано, что они действительно его едят. [ 52 ] В остальном групповые портреты офицеров до XIX века встречаются на удивление редко.

Скульптура

[ редактировать ]
Одна из фигур на Королевском артиллерийском мемориале в Лондоне работы Чарльза Сарджанта Джаггера.
Скульптура из швейцарской штурмовой винтовки Stgw 57.

Большинство сохранившихся античных скульптур с батальными сценами представляют собой каменные рельефы, покрытые сверху. Художники и меценаты эпохи Возрождения стремились возродить эту форму, что они в основном и делали в гораздо меньших сценах из камня или бронзы. Гробница в Милане блестящего французского генерала Гастона де Фуа, герцога Немурского, включала многочисленные мраморные рельефы вокруг основания саркофага (который так и не был завершен). Статуи и надгробия полководцев продолжали оставаться наиболее распространенным местом, пока более общие военные мемориалы, в период наполеоновских войн не начали появляться посвященные памяти всех погибших. Колонна Нельсона в Лондоне до сих пор чтит память одного полководца; вокруг основания у него очень большие рельефы, выполненные разными художниками, хотя обычно они считаются менее запоминающимися, чем другие аспекты памятника. Колонна Веллингтона в Ливерпуле также известна как «Мемориал Ватерлоо», что означает переход к более современной концепции, когда «мертвых вспоминали, по существу, как солдат, сражавшихся во имя национальных коллективов». [ 53 ]

Огромные потери Гражданской войны в США привели к созданию первой действительно большой группы скульптурных военных мемориалов, а также множества памятников для отдельных лиц. Среди наиболее выдающихся в художественном отношении — Мемориал Роберту Гулду Шоу и полностью черный 54-й полк работы Огастеса Сен-Годенса в Бостоне, вторая отливка которого находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне . Еще большие потери Первой мировой войны заставили даже небольшие общины в большинстве стран, участвовавших в этом, воздвигнуть ту или иную форму мемориала, что привело к широкому использованию этой формы в Австралии, Канаде и Новой Зеландии, внезапное увеличение спроса привело к буму среди скульпторов. общественное искусство . Война принесла кризис стиля даже больше, чем живопись, поскольку общественное мнение считало традиционные героические стили неуместными. Одним из самых успешных британских мемориалов является абсолютно реалистический Королевский артиллерийский мемориал в Лондоне, шедевр Чарльза Сарджанта Джаггера , который был трижды ранен на войне и провел большую часть следующего десятилетия, вспоминая его. В побежденных странах Германии и Австрии разногласия, имевшие политический аспект, были особенно ожесточенными, и ряд мемориалов, считавшихся чрезмерно современными, были снесены нацистами, чьи собственные мемориалы, такие как Мемориал Танненберга был снят после Второй мировой войны. [ 54 ] Другие решения заключались в том, чтобы сделать мемориалы более нейтральными, как, например, в перепрофилированном Neue Wache в Берлине, который несколько раз пере посвящался различным группам, а также в достойных архитектурных формах Кенотафа в Лондоне (широко имитируемом) и немецкого военно-морского мемориала Лабоэ ; могилы Неизвестного воина и вечный огонь были другими способами избежать споров. Некоторые из них, такие как Канадский национальный военный мемориал и большинство французских мемориалов, довольствовались обновлением традиционных стилей. [ 55 ]

Большое количество мемориалов Первой мировой войны было просто расширено, чтобы охватить погибших во Второй мировой войне, а зачастую и в последующих конфликтах. Сегодня доминирующая роль фотографии в изображении войны отражена в Национальном мемориале Иводзимы , который воссоздает культовую фотографию 1945 года «Поднятие флага на Иводзиме» . Национальный мемориал Дня Д , проект 1990-х годов, включает в себя сильно реалистическую скульптуру, в отличие от Мемориала ветеранов Вьетнама в Вашингтоне. Более инновационные мемориалы часто воздвигались в память о гражданских жертвах войны, прежде всего жертв Холокоста . [ 56 ]

Мирного времени

[ редактировать ]
Раздача риса в Carrefour на Гаити после землетрясения в 2010 году. Эскиз маслом, сделанный сержантом. Кристофер Баттлс , Морская пехота США

Военное искусство охватывает действия вооруженных сил в мирное время. Например, сержант морской пехоты США. Кристофер Баттлс , единственный оставшийся официальный американский военный художник в 2010 году, был направлен вместе с американскими войсками на Гаити для оказания гуманитарной помощи в рамках операции «Единый ответ» после катастрофического землетрясения в 2010 году. [ 57 ]

военное время

[ редактировать ]
Канадские артиллеристы в грязи, Пасшендале, картина лейтенанта Альфреда Бастьена , 1917 год, холст, масло. Бастьен изображает группу артиллеристов, пытающихся вытащить одно из своих орудий из грязи. Акцент на оружии, а не на солдатах, подчеркивает важность этого оружия для успеха на поле боя. – Канадский военный музей

Военное искусство создает визуальное описание военного конфликта, показывая его последствия, когда мужчины и женщины ждут, готовятся, сражаются, страдают и празднуют. [ 58 ] [ 59 ] Темы охватывают многие аспекты войны и индивидуальный опыт войны, будь то союзной или вражеской, служебной или гражданской, военной или политической, социальной или культурной. Тематический диапазон охватывает причины, ход и последствия конфликта. [ 60 ]

Военное искусство, являющееся важным выражением любой культуры и ее важного наследия, сочетает в себе художественные и документальные функции, обеспечивая наглядное изображение военных сцен и показывая, «как война формирует жизнь». [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] Оно представляет собой попытку примириться с природой и реальностью насилия. [ 65 ] Военное искусство, как правило, реалистично , оно отражает факты, детали очевидцев, а также эмоциональные впечатления и воздействие событий. [ 66 ] Искусство и война становятся «борьбой между миром воображения и миром действия» — постоянным напряжением между фактическим изображением событий и интерпретацией этих событий художником. [ 67 ]

Часть борьбы включает в себя определение того, как лучше всего проиллюстрировать сложные военные сцены. CEW Bean оказала Например, книга «Анзак» влияние на австралийских художников, выросших между двумя мировыми войнами. Когда их попросили изобразить вторую многонациональную войну после 1939 года, у них был прецедент и формат, которому они могли следовать. [ 68 ]

Военное искусство использовалось как инструмент пропаганды, например, для построения нации или для других убедительных целей. [ 63 ] [ 69 ] [ 70 ] Военное искусство также запечатлено в карикатуре, которая предлагает современное понимание. [ 71 ] Западная цивилизация и эстетическая традиция на протяжении всей истории были явно отмечены военными конфликтами. Война двигала культуру, а культура двигала войну. Наследие войны, вдохновившее произведения искусства, читается как серия отметок, документирующих извилистый курс эволюционной карты цивилизации. [ 72 ]

Военные художники

[ редактировать ]
Художник, изображающий сержанта (1874 г.), работа Эрнеста Мейссонье .

Военные художники могут быть привлечены в качестве наблюдателей за происходящим, военнослужащих, которые реагируют на сильные внутренние побуждения изобразить непосредственный военный опыт, или людей, которым официально поручено присутствовать и вести запись военной деятельности. [ 73 ]

В качестве примера усилий страны по документированию военных событий официальным японским военным художникам было поручено создать произведения искусства в контексте конкретной войны для японского правительства, в том числе сэнсо сакусэн кирокуга («документальная картина о военной кампании»). В период с 1937 по 1945 год было создано около 200 картин, изображающих военные кампании Японии. Эти картины в годы войны были представлены на масштабных выставках; После окончания Второй мировой войны американцы завладели японскими произведениями искусства. [ 74 ] [ 75 ] [ 76 ]

Есть некоторые, кто может решить не создавать военное искусство. В ходе Второй мировой войны итальянцы практически не создали произведений искусства, документирующих этот конфликт. Французы начали рисовать войну только после ее окончания в 1945 году. [ 77 ]

Классические примеры

[ редактировать ]

Примеры классического военного искусства включают фризы воинов в храме Афайи в Греции или гобелен из Байе , представляющий собой линейное панорамное повествование о событиях, связанных с нормандским завоеванием и битвой при Гастингсе в 1066 году. [ 9 ] [ 78 ]

Святилище — Эдвард IV и ланкастерские беглецы в аббатстве Тьюксбери, автор Ричард Берчетт , Великобритания, 1867 год. Это был инцидент во время Войны роз.
Комната в доме Маклина в Аппоматтоксе, CH, в которой генерал Ли сдался генералу Гранту , 9 апреля 1865 года. На этой литографии этого события изображены двое мужчин, ожидающих копирования условий мира.
Офицеры показаны здесь
Морские пехотинцы тащат свои рюкзаки к ожидающему вертолету на Гаити, 2010 год. Рисунок Battles, USMC.
Уничтожьте этого безумного зверя — запишитесь в армию США ( Гарри Р. Хоппс ; 1917).
«Великие достижения КНР за последние 3 года» (334 053 057 человек поддержали P5 мирный договор , массовые пожертвования на сумму более 3710 бойцов, более 570 000 потерь противника, включая 250 000+ американских захватчиков), плакат в материковом Китае о Корейской войне , ок. 1950-е годы

Кавалерия

[ редактировать ]

Предложение воды павшему солдату

[ редактировать ]

Переправы через реки

[ редактировать ]

Пропаганда

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Военное искусство» в Oxford Companion to Military History на сайте Answers.com и статья Ричарда Вудворда о «Военных художниках» в той же работе ( предпоследний абзац ); обратите внимание, что этот термин вообще не встречается в Grove Art Online или других крупных справочниках по искусству. Поскольку формальные «войны» в значительной степени исчезли, «артист боевых искусств», похоже, заменяет «художник войны» в официальном использовании.
  2. ^ Перец, Введение
  3. ^ Струдвик (2005), с. 371
  4. ^ Бейкер (2008), с. 84
  5. ^ Роусон, 103
  6. ^ Перейти обратно: а б с «Военные художники» в Oxford Companion to Military History на сайте Answers.com.
  7. ^ Перейти обратно: а б Перец, 1 (и)
  8. ^ Шапиро, 153
  9. ^ Перейти обратно: а б ЮНЕСКО Архивировано 17 февраля 2012 г. в Wayback Machine , гобелен из Байо, форма номинации, стр. 4 ; отрывок: «... установленный факт, что в нем рассказывается о военном триумфе: завоевании Англии Вильгельмом Завоевателем»; Форма выдвижения кандидатур , стр. 5–6; отрывок: «Это крупномасштабное текстильное произведение XI века, насколько нам известно, единственное в своем роде, сохранившееся до наших дней. Гобелен представляет собой почти современное визуальное свидетельство события, которое он изображает, один из наиболее значимые события средневековья. В нем рассказывается о начале нормандского завоевания и высадке норманнских и французских войск в Англии и битве при Гастингсе».
  10. ^ Хартт, 457 о Леонардо (цитируется), 470–471 о Микеланджело, 246–248 о Уччелло.
  11. ^ Пеппер, 1 (iii), Кеттеринг, 104
  12. ^ Пара, 13 лет.
  13. ^ Перец, 3 (i) цитируется о покровителях; 2 (ii) цитируется по Ван де Вельдесу; Слайв, Глава 9.
  14. ^ Беккер, 155–156; «Военные художники» в Oxford Companion to Military History на сайте Answers.com.
  15. ^ Перец, 2 (я); Кеттеринг, 104–109.
  16. ^ Перец, 2 (я)
  17. ^ 1704 Битва при Бленхейме, изображенная на гобелене во дворце Бленхейм.
  18. ^ Хихбергер, 10–11.
  19. ^ Норман, Джеральдин. (1977). «Гро, барон Антуан Жан», Художники и живопись девятнадцатого века: Словарь , с. 100. , с. 100, в Google Книгах
  20. ^ Перец, 3 (ii); Хонор и Флеминг, 483 г.
  21. ^ Норман, «Гойя и Лусентес, Франсиско Хосе де», с. 99. , с. 99, в Google Книгах.
  22. ^ Перец, 3 (я)
  23. ^ Хихбергер, 14–28.
  24. ^ Рассел, 73–74, цитируя историю Форда о фирме Акерманн.
  25. Хонор и Флеминг, 487–488.
  26. ^ Норман, «Мессонье, Жан Луи Эрнест», с. 145. , с. 145, в Google Книгах.
  27. ^ Норман, «Деталь, Жан Батист Эдуард», с. 73. , с. 73, в Google Книгах
  28. ^ Норман, «Невиль, Альфонс Мари де», с. 159. , с. 159, в Google Книгах.
  29. ^ Салливан, AE (1958). «Военное искусство и художники», Army Quarterly and Defense Journal , Vol. 76–77, стр. 235–236; отрывок: «Сотрудником Детайля и, как и он, специалистом по военному искусству, был Альфонс де Невиль (1836–1885), дебютировавший в Салоне в 1859 году сценой, показывающей французскую батарею в Севастаполе ».
  30. ^ Хичбергер, стр. 58. , с. 58, в Google Книгах
  31. ^ Норман, «Альбрехт, Адам», с. 28. , с. 28, в Google Книгах.
  32. ^ Норман, «Кейзер, Никез де», с. 120. , с. 120, в Google Книгах.
  33. ^ Норман, «Михаловский, Петр», с. 120. , с. 120, в Google Книгах.
  34. ^ Норман, «Верне, Антуан Шарль Гораций», с. 211. , с. 211, в Google Книгах.
  35. ^ Норман, «Верне, Эмиль Жан Орас», с. 212. , с. 212, в Google Книгах.
  36. ^ Парет, Питер (1997). Воображаемые сражения. Отражения войны в европейском искусстве , с. 85. , с. 85, в Google Книгах , со ссылкой на Шарля Бодлера . (1992). « Салон 1859 года», Избранные сочинения по искусству и литературе , пер. Ч.Е. Шарвет, стр. 295, 297; отрывок: «В разделе, предшествующем обсуждению военного искусства в своих статьях о Салоне 1859 года, Бодлер обсуждал появление фотографии и ее влияние на искусство».
  37. ^ Хичбергер, стр. 68–69. , с. 68, в Google Книгах ; термин искусство является не неологизмом военное
  38. ^ Макинтайр, Бен. 10 сентября 2009 г. «Картины войны могут нести больше морального смысла, чем тысячи слов», The Times (Лондон). 10 сентября 2009 г.
  39. ^ Макинтайр, «Картинки», 10 сентября 2009 г.; «Бедствия в Афганистане», The Times. 7 апреля 1842 г.
  40. ^ Хичбергер, с. 71. , с. 71, в Google Книгах
  41. ^ Хичбергер, с. 2-3. , с. 2, в Google Книгах
  42. ^ Перейти обратно: а б Перец, 3, (ii)
  43. ^ Перец, Введение и 3, ii
  44. ^ Национальный архив (Великобритания) , «Искусство войны. Узнайте об этом искусстве».
  45. ^ Джеймс охватывает все основные воюющие страны Первой мировой войны; британские плакаты времен Второй мировой войны и более широкую библиографию см. в разделе «Оружие на стене» во внешних ссылках.
  46. ^ Уокер, Уильям. Уроки Герники», Архивировано 4 декабря 2010 года в Wayback Machine Toronto Star. 9 февраля 2003 года.
  47. ^ Брэндон, 66 лет.
  48. ^ Фосс, 123
  49. ^ Брэндон, 77–83.
  50. ^ Эндер М.Г., Рид Б.Дж., Absalon JP (2020) Популярная культура и армия. В: Сукермани А. (ред.) Справочник по военным наукам . Спрингер, Чам. https://doi.org/10.1007/978-3-030-02866-4_36-1 https://link.springer.com/referenceworkentry/10.1007/978-3-030-02866-4_36-1
  51. ^ Кеттеринг, 100
  52. ^ Сливы, 250–251.
  53. ^ Кэрриер, 18 лет.
  54. ^ Ходы, 97–98.
  55. ^ Моссе, 103–106 о консерватизме и вообще в главе 5 о военных мемориалах.
  56. ^ Перевозчик, повсюду. В его главе 1 представлен обзор изучения мемориалов XIX и XX веков.
  57. ^ Кино, Кэрол. «С блокнотами и пистолетами, Semper Fi» ; «Морское искусство», New York Times. 13 июля 2010 г.; Блог Sketchpad Warrior , «Все на запястье», 25 мая 2010 г.
  58. ^ Канадский военный музей (CWM), «Австралия, Великобритания и Канада во Второй мировой войне», 2005.
  59. ^ Хичбергер, JWM (1991). Образы армии: военные в британском искусстве, 1815–1914 , стр. 12–13. , с. 12, в Google Книгах ; Брэндон, Лора. (2008). Искусство и война , стр. 4–9. , с. 4, в Google Книгах
  60. ^ Перейти обратно: а б Имперский военный музей (IWM), Об Имперском военном музее. Архивировано 5 декабря 2010 года в Wayback Machine.
  61. ^ Брэндон, Лора. (2008). Искусство и война, с. 4. , с. 4, в Google Книгах
  62. ^ Фосс, с. 131. , с. 131, в Google Книгах.
  63. ^ Перейти обратно: а б Фосс, Брайан. (2006). Боевая краска: искусство, война, государство и идентичность в Великобритании, 1939–45, с. 157. , с. 157, в Google Книгах ; отрывок: «записи, которые были как художественными, так и документальными».
  64. ^ Мэниус, Чейз (2015). 13 шедевров . Подпольные СМИ. стр. 27–29. ISBN  978-1320309554 .
  65. ^ Фосс, с. 124. , с. 124, в Google Книгах.
  66. ^ Фосс, с. 134. , с. 134, в Google Книгах.
  67. ^ Гоф, Пол. (2010) Ужасная красота: британские художники в Первой мировой войне, с. 3.
  68. ^ Рид, Джон Б. (1977). Австралийские художники на войне, Том. 2, с. 5; отрывок: «Австралийцы впервые познакомились с австралийским военным искусством как с жанром после публикации так называемых «рождественских книг»… которые содержали сочинения военнослужащих и иллюстрировались нынешними военными художниками».
  69. ^ Брэндон, с. 6. , с. 6, в Google Книгах
  70. ^ Брэндон, с. 58. , с. 58, в Google Книгах
  71. ^ АСКБ, Карикатура
  72. ^ Чейз Мэниус. Искусство войны: картины героев, ужасов и истории . 2014. ISBN   978-1320309554
  73. ^ Оксфордский справочник по военной истории
  74. ^ Макклоски, Барбара. (2005). Художники Второй мировой войны , стр. 111–126.
  75. ^ Цуруя, Река. «Культурное значение невидимого императора в Сэнсо Сакусэн Кирокуга («Документальная картина о военной кампании»)». [ постоянная мертвая ссылка ] Ассоциация азиатских исследований (AAS), ежегодное собрание (Бостон, Массачусетс), 22–25 марта 2007 г.
  76. ^ Нара, Хироши. (2007). Неумолимая современность: борьба Японии с современностью в искусстве , с. 97 н47. , с. 97, в Google Книгах.
  77. ^ Росс, Алан. (1983). Цвета войны, с. 118.
  78. ^ Стовер, Эрик и др. (2004). Мой сосед, мой враг, с. 271. , с. 271, в Google Книгах.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бинек, Линн К. и Уолтер Ван Хорн. (1989). Рисование линий битвы: военное искусство Второй мировой войны на Аляске. Анкоридж, Аляска: Музей истории и искусства Анкориджа. ОСЛК 20830388
  • Карман, Вайоминг (2003). Военные гравюры Аккермана: униформа британской и индийской армий, 1840–1855 гг . Атглен, Пенсильвания: паб Schiffer. ISBN   0-7643-1671-0
  • Корк, Ричард. 1994. Горькая правда: авангардное искусство и Великая война. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN   978-0-300-05704-1 ; ОСЛК 185692286
  • Фут, Майкл Ричард Дэниэл. (1990). Искусство и война: война двадцатого века в изображениях военных художников . Лондон: Заголовок. ISBN   978-0-7472-0286-8 ; ОСЛК 21407670
  • Гилки, Гордон. Военное искусство Третьего рейха. Беннингтон, Вермонт: Международная графическая корпорация, 1982. 10-я.
  • Галлатин, Альберт Юджин. (1919). Искусство и Великая война . Нью-Йорк: EP Даттон. ОСЛК 422817
  • Хейл, Джон (1990). Художники и война в эпоху Возрождения . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN   0-300-04840-8 .
  • Ходжсон, Пэт (1977). Военные иллюстраторы. Лондон: Оспри. ОСЛК 462210052
  • Джонсон, Питер (1978). Художники-фронтовики. Лондон: Касселл. ISBN   978-0-304-30011-2 ; ОСЛК 4412441
  • Джонс, Джеймс (1975). Вторая мировая война: солдатская хроника . Нью-Йорк: Гроссет и Данлэп. 1617592
  • Ланкер, Брайан и Николь Ньюнэм . (2000). Они привлекли огонь: боевые художники Второй мировой войны . Нью-Йорк: Телевизионные книги. ISBN   978-1-57500-085-5 ; ОСЛК 43245885
  • Чейз Мэниус. Искусство войны: картины героев, ужасов и истории . 2014. ISBN   978-1320309554
  • Невилл, Ральф и Уильям Гладстон Мензис. (1909). Британские военные гравюры . Лондон: Издательство Connoisseur. ОСЛК 3509075
  • Прендергаст, Кристофер (1997). Наполеон и историческая живопись: «Батай д'Эйлау» Антуана-Жана Гро. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN   978-0-19-817402-8 ; ISBN   978-0-19-817422-6 ; ОСЛК 35777393
Австралия
  • Рид, Джон Б. (1977). Австралийские художники на войне: составлено из коллекции австралийского военного мемориала. Том 1. 1885–1925; Том. 2 1940–1970. Южный Мельбурн, Виктория: Sun Books. ISBN   978-0-7251-0254-8 ; ОСЛК 4035199
Канада
Германия
Япония
Новая Зеландия
ЮАР
  • Картер, Альберт Чарльз Робинсон. (1900). Работы военных художников в Южной Африке. Лондон: Офис «The Art Journal». ОСЛК 25938498
  • Хантингфорд, NPC (1986). Подборка южноафриканского военного искусства 1939–1945, 1975–1985 годов. Претория: Консультативный совет по военному искусству, штаб обороны. ОСЛК 79317946
Украина
  • Эволюция военного искусства: в 2 час. /Д. В. Веденеев, О. А. Гавриленко, С. О. Кубицкий и др.; под общ. ред. В. В. Остроухова. – М.: Изд-во НА СБУ, 2017.
Великобритания
Соединенные Штаты
  • Корнебиз, Альфред. (1991). Искусство из окопов: американские художники в униформе в Первой мировой войне. Колледж-Стейшн: Издательство Техасского университета A&M. ISBN   978-0-89096-349-4 ; ОСЛК 22892632
  • Демпси, Л. Джеймс. (2007). Военное искусство черноногих: пиктограммы периода резервации, 1880–2000 гг . Норманм Оклахома: Университет Оклахомы Press. ISBN   978-0-8061-3804-6 ; ОСЛК 70839712
  • Фоли, Уильям А. (2003). Видения из окопа: стрелок из Корпуса призраков Паттона . Нью-Йорк: Баллантайн ISBN   9780891418122 плюс интервью художника об опыте и выставке в Притцкеровской военной библиотеке с 22 января по 9 апреля 2010 г.
  • Гилки, Гордон. Военное искусство Третьего рейха. Беннингтон, Вермонт: Международная графическая корпорация, 1982). 10-я
  • Харрингтон, Питер и Фредерик А. Шарф. (1988). Великолепная маленькая война; Испано-американская война 1898 года; Взгляд художников. Лондон: Гринхилл. ISBN   978-1-85367-316-0 ; ОСЛК 260112479
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4801108122b6475a6d344d5b335d93d8__1723571280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/48/d8/4801108122b6475a6d344d5b335d93d8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Military art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)