Томас Роулендсон
Томас Роулендсон | |
---|---|
![]() Томас Роулендсон, карандашный набросок Джорджа Генри Харлоу , 1814 год. | |
Рожденный | |
Умер | 21 апреля 1827 г. | (69 лет)
Занятие | Художник |

Томас Роулендсон ( / ˈ r oʊ l ən d s ən / ; 13 июля 1757 - 21 апреля 1827) [1] английский художник и карикатурист грузинской эпохи , известный своей политической сатирой и социальной наблюдательностью. Плодовитый художник и гравер, Роулендсон создавал как отдельные социальные, так и политические сатиры, а также большое количество иллюстраций к романам, юмористическим книгам и топографическим произведениям. Как и другие карикатуристы его возраста, такие как Джеймс Гиллрей , его карикатуры часто бывают резкими или непристойными. Роулендсон также создавал весьма откровенную эротику для частной клиентуры; В то время он никогда не публиковался публично и сейчас встречается лишь в небольшом количестве сборников. Среди его карикатур были карикатуры на людей, находящихся у власти, таких как герцогиня Девонширская , Уильям Питт Младший и Наполеон Бонапарт .
Биография
[ редактировать ]Роуландсон родился в Старом еврействе , в лондонском Сити . Он был крещен 23 июля 1757 года в церкви Святой Марии Колчерч в Лондоне в семье Уильяма и Мэри Роулендсон. В записи о крещении Святой Марии, которая сейчас находится в лондонских архивах, ясно указано, что датой его рождения является 13 июля 1757 года, а не 1756 год, как указано в большинстве более ранних биографий. [2] Его отец, Уильям, был ткачом, но занялся торговлей поставками для текстильной промышленности и после чрезмерного напряжения был объявлен банкротом в 1759 году. Жизнь Уильяма в Лондоне стала трудной, и в конце 1759 года он перевез свою семью в Ричмонд. Северный Йоркшир . Дядя Томаса Джеймс умер в 1764 году, и его вдова Джейн, вероятно, предоставила ему средства и жилье, которые позволили Томасу посещать школу в Лондоне. [3] [1]
Роулендсон получил образование в школе доктора Катберта Барвиса на Сохо-сквер , 8, тогдашней «академии некоторой знаменитости», где одним из его одноклассников был Ричард Берк, сын политика Эдмунда Берка . Будучи школьником, Роулендсон «рисовал юмористические персонажи своего учителя и многих его учеников еще до того, как ему исполнилось десять лет», покрывая своими рисунками поля учебников. [4]
В 1765 или 1766 году он поступил в Академию Сохо. [3] Документальных свидетельств того, что Роулендсон посещал уроки рисования в преимущественно бизнес-ориентированной школе, нет, но вполне вероятно, что по окончании школы в 1772 году он стал студентом Королевской академии . [5] Согласно его некрологу от 22 апреля 1827 года в «Журнале джентльмена», Роулендсон был отправлен в Париж в возрасте 16 лет (1772 г.) и провел два года, обучаясь в «академии рисования». [4] там. В Париже он учился рисованию «человеческой фигуры» и продолжал развивать свои юношеские навыки карикатуры . [4] По возвращении в Лондон он посещал занятия в Королевской академии , которая тогда базировалась в Сомерсет-Хаусе . [4]
Роуландсон провел шесть лет, обучаясь в Королевской академии, но около трети этого времени провел в Париже , где, возможно, учился у Жана-Батиста Пигаля . [6] Позже он часто совершал поездки на континент, обогащая свои портфолио многочисленными зарисовками из жизни и персонажей. В 1775 году он выставил рисунок Далилы Пайет Сэмпсон во время визита в тюрьму в Газе в Королевской академии, а два года спустя получил серебряную медаль за барельеф. О нем говорили как о перспективном студенте. После смерти своей тети он унаследовал 7000 фунтов стерлингов, с которыми погрузился в городские развлечения и, как известно, сидел за игорным столом по 36 часов подряд. [7]

Со временем бедность настигла его; а дружба и примеры Джеймса Гилрея и Генри Уильяма Банбери, кажется, предложили карикатуру как средство заработка на жизнь. Его рисунок Воксхолла , представленный на выставке Королевской академии 1784 года, был выгравирован Поллардом, и отпечаток имел успех. Роуландсон в основном работал у Рудольфа Акермана , художественного издателя, который в 1809 году опубликовал в своем поэтическом журнале «Путешествие школьного учителя » серию пластинок с иллюстративными стихами доктора Уильяма Комба . Они были самыми популярными из работ художника. Снова выгравированные самим Роулендсоном в 1812 году и выпущенные под названием « Путешествие доктора Синтаксиса в поисках живописного», они выдержали пятое издание к 1813 году, за ним в 1820 году последовало Доктор Синтаксис в поисках утешения «Доктор Синтаксис в поисках утешения», а в 1821 году — « ». Третьего тура Dr Syntax в поисках жены . [8] Он также создал множество эротических гравюр и гравюр на дереве. [9]

Такое же сотрудничество дизайнера, автора и издателя появилось в « Английском танце смерти» , вышедшем в 1814–1816 годах, и в « Танце жизни» 1817 года. Роулендсон также иллюстрировал Смоллетта , Голдсмита и Стерна , а его рисунки можно найти в «Духе жизни». «Общественные журналы» (1825 г.), «Английский шпион» (1825 г.) и «Юморист» (1831 г.).

Рисунки Роулендсона обычно создавались по контуру тростниковым пером и аккуратно размывались красками. их гравировал Затем художник на меди, а затем акватинировал — обычно профессиональный гравер , а отпечатки окончательно раскрашивали вручную. Как дизайнер он отличался легкостью и легкостью рисования . Он реже занимался политикой, чем его яростный современник Гиллрей, но обычно в довольно мягкой форме затрагивал различные аспекты и случаи общественной жизни. Его самые художественные работы можно найти среди более тщательных рисунков его раннего периода; но даже среди преувеличенных карикатур его позднего времени мы находим намеки на то, что этот мастер юмора мог бы достичь прекрасного, если бы он того пожелал. [10]
Его работа включала в себя олицетворение Соединенного Королевства по имени Джон Булл , которое было разработано примерно с 1790 года совместно с другими британскими художниками-сатириками, такими как Гиллрей и Джордж Крукшенк . Он также создал множество работ, изображающих персонажей, участвующих в избирательных кампаниях и расовых собраниях. Однако его сатирические произведения об уличной жизни Лондона, такие как «Сады удовольствий в Воксхолле, где толпятся солдаты, студенты, шлюхи и светские красавицы», которые демонстрируют острое социальное наблюдение и комментарии, являются одними из его лучших. [11]
Карикатуры Роулендсона включают карикатуры на медицинскую профессию, возникшие благодаря его дружбе с Джоном Уолкотом примерно в 1778 году. Он также зарабатывал деньги, иллюстрируя книги врачей и шарлатанов. [12] Позже он также создавал карикатуры на медицинские темы. [13]
Его покровитель и друг Мэтью Мичелл собрал сотни его картин, которые Мичелл выставил в своей загородной резиденции Grove House в Энфилде, Миддлсекс. После смерти Мичелла его племянник, сэр Генри Онслоу, продал содержимое Гроув-Хауса на восьмидневной распродаже в ноябре 1818 года. Одна из самых известных картин Роулендсона - «Дом Хенгара, резиденция Мэтью [ sic ] Митчелла, эсквайра». Корнуолл» (1812 г.), которая была продана на распродаже сэра Ричарда Онслоу на аукционе Сотбис 15 июля 1959 года. Еще одна картина Роулендсона - «Славное поражение голландского флота 10 октября 1797 года адмиралов лорда Дункана и сэра Ричарда Онслоу с нарисованным видом». на месте шести голландских линейных боевых кораблей, захваченных и приведенных в Ярмут» (1797). Роулендсон также нарисовал ранние сцены Брайтона, где сестра Мичелла, леди Энн Онслоу, жила после смерти своего мужа сэра Ричарда Онслоу, 1-го баронета . Картина Роулендсона «Картинная галерея мистера Мичелла в Гроув-Хаус, Энфилд» была продана на аукционе Sotheby's в Лондоне 4 июля 2002 года.
Роулендсон умер в своей квартире на Джеймс-стрит, 1, Адельфи, Лондон, после продолжительной болезни 21 апреля 1827 года. Он был похоронен в соборе Святого Павла в Ковент-Гардене 28 апреля 1827 года в возрасте 69 лет. Некоторые авторы предполагают, что его домработница Бетси Винтер, унаследовавшая его имущество, была его любовницей, но другие это отвергают. [14]
Работает
[ редактировать ]- Офорты с волшебными фонарями Купидонов по произведению Джорджа Мутара Вудворда , 1797–98 гг.
- Достижения лошадей. Офорты к произведению Джорджа Мутара Вудворда, 1797–98 гг.
- «Брачные удобства» (серия из восьми эскизов) c. 1799 г.
- Лебрен-травести или карикатуры на офорты страстей по произведению Джорджа Мутара Вудворда, 1800 г.
- Экскурсия школьного учителя в сопровождении стихов Уильяма Комба (опубликовано в новом поэтическом журнале ) 1809–11.
- Экскурсия по доктору Синтаксису в поисках живописного, 1812 г.
- Второй тур доктора Синтаксиса в поисках утешения, 1820 г.
- Третье турне доктора Синтаксиса в поисках жены, 1821 г.
- Английский танец смерти, 1815–1816 гг.
- Танец жизни, 1816–1817 гг.
- Характерные зарисовки низших сословий (серия зарисовок), 1820 г.
- Очерк искусства гениальных мучений (искусство Томаса Роулендсона), 1808 г.
- Честерфилд-травестид, или Школа современных манер (режиссер Томас Роулендсон), 1808 г.
Галерея
[ редактировать ]- «Кавалерист-доброволец из Саутварка», ок. 1798 г.
- «Девоншир, или Наиболее одобренный метод обеспечения голосов», 1784 г.
- «Путешествие императора Наполеона», 1808 г.
- «Корсиканский паук в своей паутине», 1808 г.
- «День стирки» из «Супружеских утешений», 1811 г.
- «Портсмут Пойнт»
- Кошачье ухаживание
- «Доктор Синтаксис за пределами дома на полпути» из романа «Доктор Синтаксис в поисках живописного» , 1812 г.
- «Доктор Синтаксис теряет свои деньги на ипподроме в Йорке», 1812 г.
- «Великая весть» из характерных очерков низших сословий, 1820 г.
- «Салуп» из характерных зарисовок низших сословий, 1820 г.
- «Творог и сыворотка» из характерных зарисовок низших сословий, 1820 г.
- « Макассарское масло » из иконографических коллекций ок. 1814 г. , высмеивая ложное утверждение в некоторых рекламных объявлениях о том, что масло макассара стимулирует рост волос у лысеющих мужчин.
- Уюты Бата , 1798 г.
- «Выставочный зал, Сомерсет-Хаус», 1800 г.
- «Сады Воксхолла», гр. 1784 г.
- «Виселица на Темзе», ок. 1790 г.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Оксфордский национальный биографический словарь». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. 2004. doi : 10.1093/ref:odnb/24221 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Пейн и Пейн 2010 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Пейн и Пейн, 2010 , стр. 8–14.
- ^ Jump up to: а б с д Некролог Роулендсона в «Сильванусе Урбане», «Журнале джентльмена» и «Исторической хронике», том 97, часть 1, январь – июнь 1827 г. (Лондон: Дж. Б. Николс, 1827 г.), стр. 564
- ^ Пейн и Пейн 2010 , с. 15.
- ^ Пейн и Пейн 2010 , с. 26.
- ^ Чисхолм 1911 , с. 787.
- ^ Чисхолм 1911 , стр. 787–788.
- ^ «Томас Роулендсон | Английский художник и карикатурист» . Британника . Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ Чисхолм 1911 , с. 788.
- ^ Камминг, Лаура (29 декабря 2013 г.). «Приподнятое настроение: Комическое искусство Томаса Роулендсона – обзор» . Хранитель . Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ Баттерфилд, Уильям К. (2 апреля 1973 г.). «Медицинские карикатуры Томаса Роулендсона». ДЖАМА . 224 (1): 113–117. дои : 10.1001/jama.1973.03220140081016 . ISSN 0098-7484 . ПМИД 4570139 .
- ^ Винсент, LM (2005). «Анатом Томаса Роулендсона (1756–1827): главное в пьесе» . Медицинская история . 49 (2): 213–218. дои : 10.1017/s0025727300008589 . ISSN 0025-7273 . ПМЦ 1088220 . ПМИД 15895757 .
- ^ Шерри, Джеймс (1978). «Расстояние и юмор; Искусство Томаса Роулендсона». Исследования восемнадцатого века . 11 (4): 457–472. дои : 10.2307/2737966 . ISSN 0013-2586 . JSTOR 2737966 .
Ссылки
[ редактировать ]- Фальк, Бернар (1952). Томас Роулендсон: его жизнь и искусство . Бичхерст Пресс.
- Пейн, Мэтью; Пейн, Джеймс (2010). О Томасе Роулендсоне, 1757–1827: его жизнь, искусство и знакомства . Хогарт Артс. ISBN 978-0-9554063-5-5 . OCLC 505749312 . ОЛ 25966224М . Викиданные Q117185079 .
- Грего, Джозеф (1880) Роулендсон, карикатурист Том I Том II
Источники
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Роулендсон, Томас ». Британская энциклопедия . Том. 23 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 787–788. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Британский музей, Лондон
- Томас Роулендсон в Музее Виктории и Альберта
- Коллекция Льюиса Уолпола, Йельский университет
- Крис Битлз
- Льежский университет
- Каталог политических и личных сатир, хранящихся в Отделе гравюр и рисунков Британского музея Мэри Дороти Джордж . Том VI 1938 г., Том VII 1942 г. Том VIII 1947 г., Том IX 1949 г.
- Словарь британских карикатуристов и карикатуристов 1730–1980 гг. Брайанта и Хениджа, Scolar Press, 1994 г.
- Рудольф Акерманн (1808), «Микрокосм Лондона» , иллюстрированный Огастесом Чарльзом Пьюгином и Томасом Роулендсоном . Переиздание 1904 года + иллюстрации
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Работы Томаса Роулендсона в Project Gutenberg
- Работы Томаса Роулендсона или о нем в Internet Archive
- Гравюры и люди: социальная история печатных изображений , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Томасе Роулендсоне (см. Указатель)
- Каталоги выставок Томаса Роулендсона
- Томас Роулендсон Ламбьека в Комиклопедии