Освещенная рукопись
Иллюминированная рукопись — это официально подготовленный документ , текст которого украшен завитушками, такими как рамки и миниатюрные иллюстрации . Часто используемая в Римско-католической церкви для молитв и литургических книг , таких как псалтыри и придворная литература , эта практика продолжалась и в светских текстах, начиная с 13-го века, и обычно включает в себя прокламации , зарегистрированные законопроекты , законы , хартии , описи и акты . [1] [2]
Самые ранние сохранившиеся иллюминированные рукописи представляют собой небольшое количество поздней античности и датируются периодом от 400 до 600 лет. Примеры включают Вергилия Романа , Вергилия Ватиканского и Евангелия Россано . [3] Большинство сохранившихся рукописей относятся к средневековью , хотя многие сохранились и к эпохе Возрождения . Хотя исламские рукописи также можно назвать иллюминированными и в них используются, по сути, те же самые техники, сопоставимые дальневосточные и мезоамериканские произведения описываются как нарисованные .
Большинство средневековых рукописей, иллюминированных или нет, были написаны на пергаменте до II века до нашей эры, когда более изысканный материал, называемый пергаментом , сделанный из натянутой телячьей кожи, предположительно был представлен царем Эвменом II Пергама . Постепенно это стало стандартом для роскошных иллюминированных рукописей. [4] хотя современные ученые часто не хотят проводить различие между пергаментом и пергаментом, и могут использоваться шкуры различных животных. Затем страницы обычно связывались в кодексы (единственное число: codex ), то есть обычный современный книжный формат, хотя иногда прокрутки по разным причинам использовался более старый формат сохранилось также очень мало освещенных фрагментов . На папирусе . Книги варьировались по размеру от книг меньшего размера, чем современная книга в мягкой обложке, таких как карманное Евангелие , до очень больших, таких как хоровые сборники для пения хоров, и «атлантические» Библии, для поднятия которых требовалось более одного человека. [5]
Бумажные рукописи появились в эпоху позднего средневековья . Нетипичный Миссал Силоса начала XI века находится в Испании, недалеко от мусульманских центров производства бумаги в Аль-Андалусе . Текстовые рукописи на бумаге становятся все более распространенными, но до конца периода для иллюминированных рукописей в основном использовался более дорогой пергамент. В очень ранних печатных книгах оставлялись места для красного текста, известного как рубрики , миниатюрных иллюстраций и иллюминированных инициалов , которые позже добавлялись вручную. Рисунки на полях (известные как маргиналии ) также позволяли писцам добавлять свои собственные примечания, диаграммы, переводы и даже комические элементы. [6]
Внедрение книгопечатания быстро привело к упадку освещения. Иллюминированные рукописи продолжали производиться и в начале 16 века, но в гораздо меньших количествах, в основном для очень богатых людей. Они являются одними из наиболее распространенных предметов, сохранившихся со времен средневековья; многие тысячи выживают. Они также являются лучшими сохранившимися образцами средневековой живописи и лучше всего сохранились. Действительно, для многих областей и периодов времени они являются единственными сохранившимися образцами живописи.
История [ править ]
Латинская Европа [ править ]
Историки искусства классифицируют иллюминированные рукописи по историческим периодам и типам, включая (но не ограничиваясь ими) позднеантичные , островные , Каролингские , Оттоновские , романские , готические и ренессансные рукописи . Есть несколько примеров из более поздних периодов. Книги, которые сильно и богато иллюминированы, иногда называют «книгами-витринами» в церковном контексте или «роскошными рукописями», особенно если они представляют собой светские произведения. В первом тысячелетии это, скорее всего, были Евангелия , такие как Линдисфарнское Евангелие и Келлская книга . Келлская книга — наиболее широко известная иллюминированная рукопись в англосфере , известная своим островным дизайном. [7] В романский и готический периоды было создано множество больших иллюминированных полных Библий . Самым крупным сохранившимся примером является Кодекс Гигас в Швеции; он настолько массивен, что, чтобы его поднять, требуются три библиотекаря.
Другие иллюминированные литургические книги появились во время и после романского периода. В их число входили псалтыри , обычно содержащие все 150 канонических псалмов, [8] и небольшие личные религиозные книги, созданные для мирян, известные как часословы , которые делят день на восемь часов преданности. [9] Они часто были богато иллюминированы миниатюрами, украшенными инициалами и цветочными каймами. Они были дорогими и поэтому принадлежали только богатым покровителям, часто женщинам.
производство рукописей переместилось из монастырей в государственный сектор Когда в эпоху Высокого Средневековья , иллюминированные книги начали отражать светские интересы. [1] Сюда входили короткие рассказы, легенды о святых, рыцарские рассказы, мифологические истории и даже рассказы о криминальных, социальных или чудесных событиях. Некоторые из них также свободно использовались рассказчиками и странствующими актерами для поддержки своих пьес. Одними из самых популярных светских текстов того времени были бестиарии . Эти книги содержали иллюминированные изображения различных животных, как реальных, так и вымышленных, и часто фокусировались на их религиозной символике и значении, поскольку в постклассической Европе было широко распространено убеждение, что животные и все другие организмы на Земле были проявлениями Бога. Эти рукописи служили как религиозным руководством, так и развлечением для рабочего класса средневековья. [10] [11]
В готический период, когда обычно наблюдалось увеличение производства иллюминированных книг, также освещались более светские произведения, такие как хроники и литературные произведения. Богатые люди начали создавать личные библиотеки; У Филиппа Смелого, вероятно, была самая большая личная библиотека своего времени в середине 15 века: по оценкам, она насчитывала около 600 иллюстрированных рукописей, в то время как у ряда его друзей и родственников было несколько десятков. Богатые покровители, однако, могли иметь специально для них изготовленные личные молитвенники, обычно в виде богато иллюминированных « часовословов », в которых записывались молитвы, соответствующие разному времени литургического дня . Одним из самых известных примеров является экстравагантная Très Riches Heures du Duc de Berry для французского принца.
Вплоть до XII века большинство рукописей изготавливалось в монастырях для пополнения библиотеки или после получения заказа от богатого покровителя. В более крупных монастырях часто были отдельные помещения для монахов , специализировавшихся на производстве рукописей, называемые скрипториями . [12] В стенах скриптория были отдельные зоны, где монах мог сидеть и работать над рукописью, не беспокоясь о своих собратьях. Если скриптория не было, то «для переписывания книг отводились отдельные комнатки; они располагались таким образом, что каждый писец имел при себе окно, выходящее на монастырскую прогулку». [13]
К 14 веку монастыри монахов, писавших в скриптории, почти полностью уступили место коммерческим городским скрипториям, особенно в Париже, Риме и Нидерландах. [5] Хотя процесс создания иллюминированной рукописи не изменился, переход от монастырей к коммерческой обстановке был радикальным шагом. Спрос на рукописи вырос до такой степени, что монастырские библиотеки начали нанимать светских писцов и просветителей. [1] Эти люди часто жили недалеко от монастыря и, в некоторых случаях, всякий раз, когда входили в монастырь, одевались как монахи, но им разрешалось уйти в конце дня. На самом деле просветители часто были хорошо известны и получили признание, и многие из их личностей сохранились.
исламский мир и Греческая Европа
Византийский . мир создавал рукописи в своем собственном стиле, версии которых распространились на другие православные и восточно-христианские регионы , особенно на Пиренейском полуострове, с его традициями грамотности, не прерванными в средние века Мусульманский мир , сыграл важную роль в доставке древних классических произведений растущим интеллектуальным кругам и университетам Западной Европы на протяжении XII века. Книги выпускались там в больших количествах и на бумаге , а вместе с ними и полные трактаты по наукам, особенно по астрологии и медицине, где освещение требовалось для обильного и точного представления текста. впервые в Европе [ нужна ссылка ]
Истоки изобразительной традиции арабских иллюстрированных рукописей неясны. Первыми известными украшенными рукописями являются Кораны 9 века. [17] Они не иллюстрировались, а «иллюминировались» украшениями фронтисписов или заголовков. [17] Традиция иллюстрированных рукописей началась с греко-арабского переводческого движения и создания научных и технических трактатов, часто основанных на греческих научных знаниях, таких как арабские версии «Книги неподвижных звезд» (965 г. н.э.), «De materia medica» или «Книги неподвижных звезд». Десять трактатов глаза . [18] Переводчиками чаще всего были арабские сирийские христиане , такие как Хунейн ибн Исхак или Яхья ибн Ади , а их работа, как известно, спонсировалась местными правителями, такими как Артукиды . [19]
Взрыв художественного творчества арабских рукописей произошел в XII и особенно в XIII веке. [18] Так, различные сирийские рукописи двенадцатого и тринадцатого веков, такие как сирийские Евангелия, Ватиканская библиотека, Сир. 559 или Сирийские Евангелия, Британская библиотека, Add. 7170 , были заимствованы из византийской традиции, но стилистически имеют много общего с исламскими иллюстрированными рукописями, такими как Макамат аль-Харири , что указывает на общую изобразительную традицию, существовавшую примерно с 1180 года в Сирии и Ираке и находившуюся под сильным влиянием византийского искусства. . [20] [21] [22] Некоторые из иллюстраций этой рукописи были охарактеризованы как «иллюстрация византийской трайте à la manière arabe» («Византийская иллюстрация, обработанная в арабском стиле»). [21] [23]
Традиция персидской миниатюры в основном начиналась с целых книг, а не с отдельных страниц муракок или альбомов, как это стало позже более распространенным. « Великий монгол Шахнаме» , вероятно, 1330-х годов, представляет собой очень раннюю рукопись одного из наиболее распространенных произведений для великих иллюстрированных книг при персидских дворах.
Техники [ править ]
Иллюминирование было сложным и дорогостоящим процессом, поэтому его обычно использовали для особых книг, таких как алтарные Библии, или книг для королевских особ. По этой причине хорошо иллюминированные рукописи часто называют «роскошными рукописями». В раннем средневековье большинство книг производилось в монастырях либо для собственного использования, для презентации или по заказу. Однако коммерческие скриптории выросли в крупных городах, особенно в Париже , а также в Италии и Нидерландах, и к концу 14 века существовала значительная индустрия по производству рукописей, включая агентов, которые брали заказы на дальние расстояния, с деталями геральдики покупателя и интересующих его лично святых (для календаря часослова). К концу периода многие художники были женщинами, особенно рисовавшими сложную рамку, и, возможно, особенно в Париже.
Текст [ править ]
Тип письма зависел от местных обычаев и вкусов. В Англии, например, Textura широко использовалась с 12 по 16 века, а скоропись, известная как Anglicana, появилась около 1260 года для деловых документов. [24] Во Франкской империи каролингский минускул возник в рамках обширной образовательной программы Карла Великого . [25]
Первым шагом было отправить рукопись рубрикатору , «который дописывал (красным или другим цветом) названия, заголовки , инициалы глав и разделов, примечания и так далее; а затем – если книга должна была быть иллюстрирована – его отправили на просветитель». [13] Эти буквы и заметки наносились с помощью чернильницы и заостренного гусиного пера или тростникового пера . В случае с рукописями, которые продавались на коммерческой основе, текст «несомненно первоначально обсуждался между покровителем и писцом (или агентом писца, но к тому времени, когда собрание письменных материалов было отправлено просветителю, уже не было никаких простор для инноваций). [26]
Прочные римские буквы раннего средневековья постепенно уступили место таким письменностям, как унциальный и полуунциальный, особенно на Британских островах , где развились такие отличительные письменности, как островной маюскул и островной минускул . Коренастый черный шрифт с богатой текстурой впервые появился примерно в 13 веке и был особенно популярен в позднем средневековье. До дней такого тщательного планирования «типичная страница этих готических лет, написанная черными буквами, представляла собой страницу, на которой буквы были тесными и теснились в формате, в котором преобладали огромные орнаментированные прописные буквы, произошедшие от унциальных форм или иллюстраций». [27] Чтобы предотвратить появление таких плохо сделанных рукописей и иллюстраций, сначала обычно предоставлялся сценарий, «и оставлялись пустые места для оформления. Это предполагает очень тщательное планирование со стороны писца еще до того, как он приложит перо к пергаменту».
Увлекательно: процесс освещения [ править ]
Следующие шаги описывают подробный труд, необходимый для создания иллюстраций одной страницы рукописи:
- Выполнен Silverpoint рисунок конструкции.
- Нанесены полированные золотые точки.
- Применение модулирующих цветов
- Продолжение предыдущих трех шагов в дополнение к определению предельных цифр.
- Написание ринсо, появляющегося на границе страницы
- Наконец, рисуются маргинальные фигуры. [28]
Освещение и декорирование обычно планировались в начале работ, и для них отводилось место. Однако текст обычно писался до начала освещения. В период раннего средневековья текст и иллюминация часто выполнялись одними и теми же людьми, обычно монахами, но в эпоху высокого средневековья роли обычно были разделены, за исключением рутинных инициалов и росписей, и, по крайней мере, к 14 веку появились светские мастерские. производили рукописи, и к началу XV века они производили большинство лучших произведений и заказывались даже монастырями. Когда текст был готов, иллюстратор приступил к работе. Сложные конструкции планировались заранее, вероятно, на восковых табличках, блокноте для рисования той эпохи. Затем рисунок был прорисован или нарисован на пергаменте (возможно, с помощью булавочных уколов или других отметок, как в случае с Линдисфарнским Евангелием ). Многие неполные рукописи сохранились от большинства периодов, что дает нам хорошее представление о методах работы.
Во все времена в большинстве рукописей не было изображений. В раннем средневековье рукописи, как правило, представляли собой либо выставочные книги с очень полным освещением, либо рукописи для изучения, максимум с несколькими украшенными инициалами и завитушками. К романскому периоду многие другие рукописи имели украшенные или исторические инициалы , а рукописи, предназначенные исключительно для изучения, часто содержали некоторые изображения, часто не цветные. Эта тенденция усилилась в готический период, когда большинство рукописей имели по крайней мере местами декоративные орнаменты, а гораздо большая часть имела те или иные изображения. Витрины книг готического периода, в частности, имели очень тщательно украшенные края из лиственных узоров, часто с небольшими забавными рисунками . Готическая страница может содержать несколько областей и видов оформления: миниатюру в рамке, исторический инициал, начинающий отрывок текста, рамку с шутками. Часто над разными частями декора работали разные художники.
Краски [ править ]
Хотя использование золота, безусловно, является одной из самых захватывающих особенностей иллюминированных рукописей, смелое использование различных цветов придавало освещению несколько уровней измерения. С религиозной точки зрения «разнообразие красок, которыми иллюстрирована книга, вполне достойно представляет множественную благодать небесной мудрости». [13]
Палитра средневекового художника была широка: [29]
Цвет | Источник(и) |
---|---|
Красный | Цвета на основе насекомых, в том числе:
Краски на химической и минеральной основе, в том числе:
|
Желтый | Цвета растительного происхождения, такие как:
Краски на минеральной основе, в том числе:
|
Зеленый |
|
Синий | Растительные вещества, такие как:
Краски на химической и минеральной основе, в том числе:
|
Белый |
|
Черный |
|
Золото |
|
Серебро |
Позолота [ править ]
По самому строгому определению рукопись не считается «иллюминированной», если одна или несколько иллюминаций не содержат металла, обычно сусального золота или краски из ракушечного золота , или, по крайней мере, не покрыты золотыми крапинками. Сусальное золото с 12-го века обычно полировали, процесс, известный как полирование . Включение золота намекает на множество различных возможностей текста. Если текст носит религиозный характер, надпись золотом является признаком возвышения текста. В первые века христианства рукописи Евангелий иногда целиком писались золотом. [5] Стиль золотого фона , со всем или большей частью золотого фона, был взят из византийских мозаик и икон . Помимо богатого оформления текста, писцы того времени считали, что восхваляют Бога, используя золото. Кроме того, золото использовалось, если покровитель, заказавший написание книги, хотел продемонстрировать необъятность своего богатства. В конце концов, добавление золота в рукописи стало настолько частым, «что его ценность как барометра статуса рукописи снизилась». [26] За это время цена на золото стала настолько низкой, что его включение в иллюминированную рукопись составляло лишь десятую часть себестоимости производства. [30] Добавляя богатство и глубину рукописи, использование золота в иллюминации создало произведения искусства, которые ценятся до сих пор.
Нанесение сусального золота или пыли на освещение — это очень детальный процесс, который могут предпринять и успешно выполнить только самые опытные осветители. Первая деталь, которую иллюстратор учитывал при работе с золотом, заключалась в том, использовать ли сусальное золото или частицы золота, которые можно было наносить кистью. При работе с сусальным золотом детали ковали и утоняли. [30] Использование этого типа листа позволило обвести золотом многие области текста. Существовало несколько способов нанесения золота на иллюминацию. Один из самых популярных заключался в том, чтобы смешать золото с оленьим клеем, а затем «вылить его в воду и растворить пальцем». [31] Когда золото становилось мягким и податливым в воде, его можно было наносить на страницу. Иллюминаторам приходилось быть очень осторожными при нанесении сусального золота на рукопись, потому что сусальное золото способно «прилипать к любому уже нанесенному пигменту, разрушая рисунок, а, во-вторых, процесс полировки является энергичным и сопряжен с риском испачкать любой рисую уже вокруг него».
Покровители [ править ]
Монастыри изготавливали рукописи для собственных нужд; сильно освещенные, как правило, в ранний период предназначались для литургического использования, тогда как в монастырской библиотеке хранились более простые тексты. В ранний период правители часто заказывали рукописи для личного пользования или в качестве дипломатических подарков, и многие старые рукописи продолжали передаваться таким образом даже в период раннего Нового времени. Особенно после того, как часослов стал популярен, богатые люди заказывали работы в знак статуса в обществе, иногда включая портреты дарителей или геральдику : «В сцене из Нового Завета Христос будет показан крупнее, чем апостол, который будет больше, чем просто сторонний наблюдатель на картине, в то время как скромный даритель картины или сам художник могут показаться крошечной фигуркой в углу». [5] Календарь также был персонализированным, в нем записывались праздники местных или семейных святых. К концу Средневековья многие рукописи были созданы для распространения через сеть агентов, и пустые места могли быть зарезервированы для соответствующей геральдики, которую покупатель мог добавить на месте.
Галерея [ править ]
- Лист из Византийской Псалтири и Нового Завета ; 1079; тушь, темпера и золото на пергаменте; лист: 163×109 мм; Кливлендский художественный музей ( Кливленд , Огайо , США)
- Фрагмент из Бифолиума с изображением Христа в Величестве буквой А из Антифонария; в. 1405 ; пергамент, темпера, золото и тушь; Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
- Лист из Часослова; в. 1460 ; тушь, темпера и золото на пергаменте; лист: 197×143 мм; Кливлендский художественный музей
- Деталь буквы L из Бенедиктинского антифонария; Бельбелло да Павиа ; в. 1467 –1470; Пергамент, темпера, золото, тушь, переплет: кожа на деревянных досках с угловыми креплениями и выступами из медного сплава; Метрополитен-музей
- Лист из постепенного: инициал Р с Рождеством; 1495; тушь, темпера и золото на пергаменте; каждая створка: 598×41 мм; Кливлендский художественный музей
- Часы королевы Изабеллы Католической, королевы Испании; в. 1500 ; тушь, темпера и золото на пергаменте; код: 225×152 мм; Кливлендский художественный музей
- «Часы Фарнезе», образец иллюминированной страницы эпохи Возрождения ; Джулио Кловио ; 1537–1546; иллюминация на пергаменте ; 171 × 111 мм; Библиотека и музей Моргана (Нью-Йорк)
- Четыре евангелиста; 1572–1585; 413 × 277 мм; из Италии, вероятно, из Рима; Библиотека и музей Моргана
- Пример искусно украшенной рамки сикхской иллюминированной 17-го века, рукописи из рукописи Гуру Грантха Сахиба хранящейся в Гурдвара Маттан Сахиб в Мартанде , Кашмир, Индия. Он известен как Сунехри бир (золотой корпус).
- Джинны , узнаваемые по характерному звериному облику, собираются, чтобы сразиться с Фарамарзом , сыном Ростама. Фирдоуси . Лист из другой рукописи «Шахнаме» (Книги царей)
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кауфманн, Мартин (26 июля 2018 г.). «Декорация и иллюстрация» . В Кваккеле, Эрик; Томсон, Родни (ред.). Европейская книга двенадцатого века . Издательство Кембриджского университета. стр. 43–67. дои : 10.1017/9781316480205.005 . ISBN 978-1-316-48020-5 .
- ^ Беренбейм, Джессика (2015). Искусство документации: документы и визуальная культура в средневековой Англии . Текст, изображение, контекст. Торонто: Папский институт средневековых исследований. ISBN 978-0-88844-194-2 .
- ^ Вайцманн, Курт (1977). Позднеантичная и раннехристианская книжная иллюминация . Лондон: Чатто и Виндус. ISBN 978-0-7011-2243-0 .
- ^ Давенпорт, Сирил (1912). «Иллюминированные рукописи» . Журнал Королевского общества искусств . 60 (3087): 245–251. ISSN 0035-9114 . JSTOR 41339989 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Де Амель, Кристофер (2001). Руководство Британской библиотеки по освещению рукописей: история и методы . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 978-0-8020-8173-5 .
- ^ Браун, Мишель Патрисия; Тевиотдейл, Элизабет Ковер; Тернер, Нэнси К. (2018). Понимание иллюминированных рукописей: справочник технических терминов . Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти. ISBN 978-1-60606-578-5 .
- ^ Марк, Джошуа Дж. «Келлская книга» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 12 апреля 2024 г.
- ^ «Псалтырь как Священное Писание – Ответ – Тихоокеанский университет Сиэтла» . spu.edu . Проверено 12 апреля 2024 г.
- ^ Стейн, Авторы: Венди А. «Часослов: средневековый бестселлер | Очерк | Метрополитен-музей | Хронология истории искусств Хайльбрунна» . Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна . Проверено 12 апреля 2024 г.
- ^ «Музей Гетти» . Музей Гетти . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ penelope.uchicago.edu https://penelope.uchicago.edu/~grout/encyclepaedia_romana/britannia/anglo-saxon/flowers/bestiary.html . Проверено 17 апреля 2024 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Кауфманн, Мартин (2003). «Скрипторий» . Гроув Арт онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.t077202 . ISBN 978-1-884446-05-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Патнэм, Джордж Хейвен (1897). Книги и их создатели в средние века: исследование условий производства и распространения литературы от падения Римской империи до конца семнадцатого века . Лондон: Патнэм.
- ^ Наводнение, Финбарр Бэрри (2017). «Турок в духанге? Сравнительные взгляды на элитную одежду в средневековом Ладакхе и на Кавказе» . Взаимодействие в Гималаях и Центральной Азии . Издательство Австрийской академии наук: 232.
- ^ Хилленбранд 2010 , с. 126 и примечание 40.
- ^ Contadini 2012 , стр. 126–127: «Официальные» турецкие фигуры носят стандартную комбинацию шарбуша, халата длиной в три четверти и ботинок. У арабских фигур, напротив, другой головной убор (обычно тюрбан), халат либо в полный рост, либо, если длина составляет три четверти, с мешковатыми брюками внизу, и они обычно носят туфли на плоской подошве или (...) ходят босиком. (...) P.127: Уже упоминалось сочетание сапог и шарбуша как маркеров официального статуса (...) сочетание является стандартным, даже отражено в коптских картинах тринадцатого века, и служит для различения , в формулировке Грабаря, мир турецкого правителя и мир араба. (...) Тип, который носили официальные лица в Макамате 1237 года, изображенный, например, на л. 59r,67 состоит из золотой шапки, увенчанной небольшой круглой вершиной и меховой отделкой, образующей треугольную область спереди, которая либо показывает золотую шапку, либо представляет собой отдельную бляшку. Особенно впечатляющим примером в этой рукописи является массивный шарбуш с гораздо большим количеством меха, чем обычно, который носит княжеский чиновник на правом фронтисписе на л. 1в."
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Снелдерс 2010 , с. 3, примечание 14.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Снелдерс 2010 , с. 3.
- ^ Снелдерс 2010 , с. Глава 4, 4-я страница.
- ^ Слава Византии: искусство и культура средневизантийской эпохи, 843–1261 гг. н.э. Метрополитен-музей. 1997. стр. 384–385. ISBN 978-0-87099-777-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Слава Византии: искусство и культура средневизантийской эпохи, 843–1261 гг. н.э. Метрополитен-музей. 1997. стр. 384–385. ISBN 978-0-87099-777-8 .
- ^ Снелдерс 2010 , стр. 1–2.
- ^ Снелдерс 2010 .
- ^ Деролез, Альберт (2003). Палеография готических рукописных книг: с двенадцатого по начало шестнадцатого века . Кембриджские исследования в области палеографии и кодикологии. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-80315-1 .
- ^ Китцингер, Беатрис Э.; О'Дрисколл, Джошуа (2019). После Каролингов: новое определение освещения рукописей в 10 и 11 веках . Смысл, материя и среда. Берлин: Вальтер де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110579499 . ISBN 978-3-11-057467-8 . S2CID 241300499 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Де Амель, Кристофер (1992). Писцы и просветители . Средневековые мастера. Лондон: Издательство Британского музея. ISBN 978-0-7141-2049-2 .
- ^ Андерсон, Дональд М. (1969). Искусство письменных форм: теория и практика каллиграфии . Нью-Йорк: Холт. ISBN 978-0-03-068625-2 .
- ^ Калкинс, Роберт Г. (1978). «Этапы исполнения: процедуры освещения, раскрытые в незаконченном часослове». Геста . 17 (1): 61–70. дои : 10.2307/766713 . ISSN 0016-920X . JSTOR 766713 . S2CID 190805404 .
- ^ Мело, Мария Дж.; Кастро, Рита; Набайс, Паула; Виторино, Татьяна (1 декабря 2018 г.). «Книга о том, как сделать все цветные краски для иллюминации книг: разгадывание руководства для португальских иллюстраторов на иврите» . Наука о наследии . 6 (1). дои : 10.1186/s40494-018-0208-z . ISSN 2050-7445 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ловетт, Патрисия (2017). Искусство и история каллиграфии . Лондон: Британская библиотека. ISBN 978-0-7123-5668-8 .
- ^ Блондхейм, DS (1928). «Старая португальская работа по освещению рукописей». Еврейский ежеквартальный обзор . 19 (2): 97–135. дои : 10.2307/1451766 . ISSN 0021-6682 . JSTOR 1451766 .
Источники [ править ]
- Александр, Джонатан А.Г., Средневековые иллюминаторы и их методы работы , 1992, Йельский университет, ISBN 0300056893
- Коулман, Джойс, Марк Круз и Кэтрин А. Смит, ред. Социальная жизнь просвещения: рукописи, изображения и сообщества в позднем средневековье (Серия: Средневековые тексты и культуры в Северной Европе, т. 21. Turnhout: Brepols Publishing, 2013). xxiv + 552 стр. онлайн-обзор
- Калкинс, Роберт Г. Иллюминированные книги Средневековья . 1983, издательство Корнельского университета, ISBN 0500233756
- Камилла, М. (1992). Изображение на краю: окраины средневекового искусства . Издательство Гарвардского университета.
- Контадини, Анна (1 января 2012 г.). Мир зверей: иллюстрированная арабская книга тринадцатого века о животных (Китаб Нат аль-Хаяван) в традиции Ибн Бахтишу . Брилл. дои : 10.1163/9789004222656_005 .
- Де Амель, Кристофер. История иллюминированного манускрипта (Phaidon, 1986)
- Хилленбранд, Роберт (1 января 2010 г.). «Шефер Харири: исследование исламского дизайна фронтисписа» . Арабская живопись : 117–134. дои : 10.1163/9789004236615_011 . ISBN 978-90-04-23661-5 .
- Крен, Т. и Маккендрик, Скот (редакторы), Освещая эпоху Возрождения - триумф фламандской рукописной живописи в Европе , Музей Гетти / Королевская академия художеств, 2003 г., ISBN 1-903973-28-7
- Липе, Лена . Исследования исландской книжной живописи четырнадцатого века , Рейкхольт: Сноррастофа, рит. том. ВИ, 2009.
- Мело М.Дж., Кастро Р., Набаис П. и др. Книга о том, как сделать все цветные краски для подсветки книг: разгадывание руководства португальских иллюстраторов на иврите » Herit Sci 6, 44 (2018). https://doi.org/10.1186/s40494-018-0208-z
- Морган, Найджел Дж., Стелла Панайотова и Мартин Мьювезе. Иллюминированные рукописи в Кембридже: Каталог западного книжного освещения в музее Фицуильяма и Кембриджских колледжах (Лондон: издательство Harvey Miller Publishers совместно с Ассоциацией современных гуманитарных наук. 1999–).
- Пяхт, Отто, Книжное освещение в средние века (перевод с немецкого), 1986, Harvey Miller Publishers, Лондон, ISBN 0199210608
- Руди, Кэтрин М. (2016), Благочестие по частям: как средневековые читатели адаптировали свои рукописи , Open Book Publishers, doi : 10.11647/OBP.0094 , hdl : 10023/9562 , ISBN 9781783742356
- Снелдерс, Б. (2010). Идентичность и христианско-мусульманское взаимодействие: средневековое искусство сирийских православных из района Мосула . Петерс, Левен.
- Вик, Роджер. «Folia Fugitiva: В поисках освещенного листа рукописи». Журнал Художественной галереи Уолтерса , Vol. 54, 1996.
Внешние ссылки [ править ]
- Томпсон, Эдвард М. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 14 (11-е изд.). стр. 312–320.
Изображения [ править ]
- Иллюминированные рукописи в музее Дж. Пола Гетти - Лос-Анджелес (архивировано 17 сентября 2006 г.)
- Освещенные листья рукописи . Оцифрованные иллюминированные рукописи из библиотек Университета Луисвилля.
- 15 страниц иллюстрированных рукописей из репозитория цифровых медиа Университета штата Болл.
- Оцифрованные иллюминированные рукописи - полные наборы архивных изображений высокого разрешения из Художественного музея Уолтерса.
- Коллекция армянских иллюминированных рукописей - полная коллекция армянских иллюминированных рукописей с изображениями высокого разрешения.
Ресурсы [ править ]
- Специальные коллекции библиотеки Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, коллекция рукописей средневековья и эпохи Возрождения.
- Британская библиотека, каталог иллюминированных рукописей
- Коллекция иллюминированных рукописей из библиотеки Koninklijke Bibliotheek и музея Meermanno-Westreenianum в Гааге.
- КОРСАР . Тысячи цифровых изображений из библиотеки Моргана . знаменитой коллекции рукописей средневековья и эпохи Возрождения
- Рукописные миниатюры — собрание иллюстраций из рукописей, созданных до 1450 года.
- Коллекция индонезийских иллюминированных рукописей | Цифровая библиотека Юго-Восточной Азии
Похожие статьи