Jump to content

Гримуар

Этот дизайн амулета взят из гримуара «Черная курочка» .

Гримуар » ( / ɡ r ɪ m ˈ w ɑːr / ) (также известный как « книга заклинаний », « волшебная книга или « книга заклинаний ») [ нужна ссылка ] — это учебник магии заклинания , обычно включающий инструкции о том, как создавать магические предметы, такие как и амулеты , как выполнять магические , заклинания и гадания , а также как вызывать сверхъестественные сущности , талисманы такие как ангелы , духи , божества и демоны . [1] Во многих случаях считается, что сами книги наделены магической силой. Единственное содержимое, которое можно найти в гримуаре, — это информация о заклинаниях, ритуалах , приготовлении магических инструментов, а также списки ингредиентов и их магические соответствия . [2] [ ненадежный источник? ] Таким образом, хотя все книги по магии можно рассматривать как гримуары, не все магические книги следует рассматривать как гримуары. [3]

Хотя термин «гримуар» изначально европейский — и многие европейцы на протяжении всей истории, особенно церемониальные маги и хитрые люди , использовали гримуары — историк Оуэн Дэвис отметил, что подобные книги можно найти по всему миру, от Ямайки до Суматры . [4] Он также отметил, что в этом смысле первые в мире гримуары были созданы в Европе и на древнем Ближнем Востоке . [5]

Этимология [ править ]

Этимология гримуара неясна. Наиболее распространено мнение, что термин «гримуар» произошел от старофранцузского слова « грамматика », которое первоначально использовалось для обозначения всех книг, написанных на латыни . К 18 веку этот термин получил широкое распространение во Франции и стал использоваться исключительно для обозначения магических книг. Оуэн Дэвис предположил, что это произошло потому, что «многие из них продолжали циркулировать в латинских рукописях». [6]

Однако позже термин «гримуар» у французов превратился в фигуру речи, обозначающую что-то трудное для понимания. В 19 веке, с ростом интереса к оккультизму среди британцев после публикации книги Фрэнсиса Барретта « Маг» (1801), этот термин вошел в английский язык применительно к книгам по магии. [1]

История [ править ]

Древний период [ править ]

Страница из «Греческих магических папирусов» , гримуара древности.

Самые ранние известные письменные магические заклинания происходят из древней Месопотамии (современный Ирак ), где они были найдены начертанными на клинописных глиняных табличках, раскопанных археологами в городе Урук и датированных V-IV веками до нашей эры. [7] Древние египтяне также использовали магические заклинания, начертанные на амулетах и ​​других предметах. Египетская магическая система, известная как гека , была сильно изменена и расширена после того, как македонцы во главе с Александром Македонским вторглись в Египет в 332 году до нашей эры. [8]

В течение следующих трех столетий эллинистического Египта возникла коптская письменность и Александрийская библиотека была открыта . Это, вероятно, оказало влияние на книги по магии: тенденция в известных заклинаниях переключалась с простых чар здоровья и защиты на более конкретные вещи, такие как финансовый успех и сексуальное удовлетворение. [8] Примерно в это же время легендарная фигура Гермеса Трисмегиста возникла как смесь египетского бога Тота и греческого Гермеса ; эта фигура была связана с письмом и магией и, следовательно, с книгами по магии. [9]

Древние греки и римляне считали, что книги по магии были изобретены персами . Писатель I века нашей эры Плиний Старший заявил, что магия была впервые открыта древним философом Зороастром около 647 года до нашей эры, но записана она была только в V веке до нашей эры магом Останесом . Однако его утверждения не поддерживаются современными историками. [10]

Древний еврейский народ часто считался знающим магию, которой, согласно легенде, они научились у Моисея , который научился ей в Египте. Многие древние писатели считали Моисея египтянином, а не евреем. Две рукописи, датируемые, вероятно, IV веком, обе из которых претендуют на звание легендарной восьмой книги Моисея (первые пять — начальные книги библейского Ветхого Завета ), представляют его как многобожника , объяснявшего, как вызывать богов и подчинять демонов. . [9]

Между тем, есть определенные свидетельства использования гримуаров некоторыми, особенно гностическими , сектами раннего христианства . Например, в «Книге Еноха» , найденной в свитках Мертвого моря , есть информация об астрологии и ангелах . Возможно, в связи с « Книгой Еноха» идея о том, что Енох и его правнук Ной каким-то образом причастны к магическим книгам, данным им ангелами, сохранялась вплоть до средневекового периода. [10]

«Многие из тех [в Эфесе ], кто верил [в христианство], теперь пришли и открыто признались в своих злых делах. Некоторые из тех, кто практиковал колдовство, собрали свои свитки вместе и публично сожгли их. Когда они подсчитали стоимость свитков, общая сумма составила до пятидесяти тысяч драхм. Таким образом слово Господне широко распространилось и возросло в силе».

Деяния 19, ок. 1 век

Израильский царь Соломон был библейским персонажем, связанным с магией и колдовством в древнем мире. Романо-еврейский историк I века Иосиф Флавий упомянул книгу, ходившую под именем Соломона и содержащую заклинания для вызова демонов, и описал, как еврей по имени Елеазар использовал ее для лечения случаев одержимости . Возможно, эта книга и была « Заветом Соломона» , но, скорее всего, это была другая работа. [11] Псевдоэпиграфическое — один Завещание Соломона из древнейших магических текстов. Это греческий манускрипт, приписываемый Соломону и, вероятно, был написан либо в Вавилонии , либо в Египте где-то в первые пять веков нашей эры; более 1000 лет после смерти Соломона.

В произведении рассказывается о строительстве Храма и рассказывается, что строительству препятствовали демоны до тех пор, пока архангел Михаил не подарил королю волшебное кольцо. Кольцо с выгравированной Печатью Соломона обладало силой удерживать демонов от причинения вреда. Соломон использовал его, чтобы запирать демонов в кувшинах, и повелевал другим выполнять его приказы, хотя в конце концов, согласно Завету , он испытал искушение поклоняться «ложным богам», таким как Молох , Ваал и Рафа . Впоследствии, потеряв благосклонность Бога, царь Соломон написал произведение как предостережение и руководство для читателя. [12]

Когда христианство стало доминирующей религией Римской империи , ранняя церковь не одобряла распространение книг по магии, связывая это с язычеством , и сжигала магические книги. В Новом Завете записано, что после того, как стало известно о неудачном изгнании нечистой силы семью сыновьями Скевы , многие новообращенные решили сжечь свои собственные магические и языческие книги в городе Эфесе ; этот совет получил широкое распространение после прихода к власти христиан. [13]

Средневековый период [ править ]

В период Средневековья производство гримуаров продолжалось в христианском мире , а также среди евреев и последователей недавно основанной исламской веры. Как заметил историк Оуэн Дэвис, «хотя [христианской] церкви в конечном итоге удалось победить языческое богослужение, ей так и не удалось четко разграничить и сохранить линию практики между религиозной преданностью и магией». [14] Использование таких книг по магии продолжалось. В христианизированной Европе церковь разделила магические книги на два типа: те, которые посвящены « естественной магии », и те, которые посвящены «демонической магии». [15]

Первое было приемлемо, потому что рассматривалось как простое наблюдение за силами природы, созданными Богом; например, англосаксонские допускались пиявочные книги, содержащие простые заклинания в лечебных целях. Демоническая магия была неприемлема, поскольку считалось, что такая магия исходит не от Бога, а от Дьявола и его демонов. Эти гримуары посвящены таким темам, как некромантия , гадание и демонология . [15] Несмотря на это, «существует множество свидетельств того, что средневековое духовенство было главными практикующими магию и, следовательно, владельцами, переписчиками и распространителями гримуаров». [16] в то время как несколько гримуаров приписывались Папам . [17]

Отрывок из книги «Сефер Разиэль ха-Малах» с магическими символами (или סגולות, сегулот , на иврите ).

Один из таких арабских гримуаров, посвященных астральной магии, «Гайят аль-Хаким» X века , позднее был переведен на латынь и распространялся в Европе в XIII веке под названием « Пикатрикс» . [18] Однако не все подобные гримуары этой эпохи основывались на арабских источниках. XIII века Клянувшаяся книга Гонория , например, была (как и предшествовавший ей древний Завет Соломона ) в значительной степени основана на предполагаемых учениях библейского царя Соломона и включала такие идеи, как молитвы и ритуальный круг с мистической целью иметь видения Бога, Ада и Чистилища и в результате обрести много мудрости и знаний. Другим был еврейский Сефер Разиэль Ха-Малах , переведенный в Европе как Liber Razielis Archangeli . [19]

Более поздняя книга, также утверждающая, что она была написана Соломоном, первоначально была написана на греческом языке в 15 веке и была известна как « Магический трактат Соломона» или « Маленький ключ ко всему искусству гигромантии», найденный несколькими мастерами и Святым. Пророк Соломон . В 16 веке эта работа была переведена на латынь и итальянский язык и получила название Clavicula Salomonis , или Ключ Соломона . [20]

В христианском мире в средние века были написаны гримуары, приписываемые другим древним личностям, тем самым предположительно придавая им ощущение подлинности из-за их древности. Немецкий аббат и оккультист Тритемий (1462–1516) предположительно имел « Книгу Симона Волшебника» , основанную на новозаветном образе Симона Волхва . [21]

Точно так же средневековые люди обычно считали, что другие древние деятели, такие как поэт Вергилий , астроном Птолемей и философ Аристотель , были вовлечены в магию, и были распространены гримуары, утверждающие, что они были написаны ими. [22] Однако были и те, кто этому не верил; например, -францисканец монах Роджер Бэкон (ок. 1214–1294) заявил, что книги, ложно утверждающие, что они принадлежат древним авторам, «должны быть запрещены законом». [23]

Ранний современный период [ править ]

Когда в конце 15 века начался период раннего Нового времени , Европу начали шокировать многие изменения, которые повлияли на производство гримуаров. Историк Оуэн Дэвис классифицировал наиболее важные из них как протестантскую Реформацию и последующую католическую Контрреформацию ; Охота на ведьм и появление книгопечатания . В эпоху Возрождения продолжился интерес к магии, который наблюдался в средневековый период, и в этот период наблюдался повышенный интерес к герметизму среди оккультистов и церемониальных магов в Европе, во многом подогреваемый переводом в 1471 году древнего Corpus hermeticum на английский язык. Латынь Марсилио Фичино (1433–1499).

Наряду с этим возрос интерес к еврейскому мистицизму , известному как Каббала , который распространялся по всему континенту Пико делла Мирандола и Иоганнесом Рейхлином . [24] Самым выдающимся магом эпохи Возрождения был Генрих Корнелиус Агриппа (1486–1535), который широко изучал оккультные темы и более ранние гримуары и в конечном итоге опубликовал свои собственные « Три книги оккультной философии » в 1533 году. [25] Подобной фигурой был швейцарский маг, известный как Парацельс (1493–1541), опубликовавший «Высшие тайны природы» , в котором подчеркивал различие между хорошей и плохой магией. [26] Третьим таким человеком был Иоганн Георг Фауст , о котором было написано несколько произведений более поздней литературы, таких как Кристофера Марло » «Доктор Фауст , в которых он изображался советующимся с демонами. [27]

Идея демонологии оставалась сильной в эпоху Возрождения, и было опубликовано несколько демонологических гримуаров, в том числе «Четвертая книга оккультной философии» , в которой ложно утверждалось, что ее автором является Корнелиус Агриппа. [28] и Pseudomonarchia Daemonum , в котором перечислено 69 демонов. Чтобы противостоять этому, Римско-католическая церковь разрешила производство многих произведений экзорцизма, ритуалы которых часто были очень похожи на ритуалы демонического заклинания. [29] Наряду с этими демонологическими работами продолжали создаваться гримуары по естественной магии, в том числе Magia Naturalis , написанная Джамбаттистой Делла Порта (1535–1615). [30]

В Исландии также существовали магические традиции в региональной работе, особенно в Гальдрабоке , где практикующим посвящаются многочисленные символы мистического происхождения. Эти произведения представляют собой идеальное сочетание германского языческого и христианского влияния, ищущего великолепную помощь у скандинавских богов и отсылающего к титулам демонов. [31]

Мужчина, вписанный в пентаграмму , из Генриха Корнелиуса Агриппы ( «De Occulta Philosophia» англ. « Три книги оккультной философии» ). Знаки по периметру астрологические .

Появление книгопечатания в Европе означало, что книги впервые могли производиться массово и охватить постоянно растущую грамотную аудиторию. Среди первых напечатанных книг были магические тексты. , Одним из примеров были номины состоящие из молитв святым, которые использовались в качестве талисманов. [32] Такие гримуары публиковались, в частности, в протестантских странах, таких как Швейцария и немецкие государства, которые не находились под доминированием Римско-католической церкви.

Однако, несмотря на появление печати, рукописные гримуары по-прежнему высоко ценились, поскольку считалось, что они обладают присущими им магическими силами, и их продолжали производить. [33] С ростом доступности люди опустились по социальной лестнице, и женщины начали иметь доступ к книгам по магии; это часто включалось в народную магию простых людей и, в частности, хитрого народа , профессионально занимавшегося народной магией. [34] Эти произведения покинули Европу и были импортированы в части Латинской Америки, контролируемые Испанской и Португальской империями, и в части Северной Америки, контролируемые Британской и Французской империями. [35]

На протяжении всего этого периода инквизиция , римско-католическая организация, организовала массовое подавление народов и верований, которые они считали еретическими . Во многих случаях гримуары находили в владениях еретиков и уничтожали. [36] В 1599 году церковь опубликовала « Индексы запрещенных книг» , в которых многие гримуары были указаны как запрещенные, в том числе несколько средневековых, таких как « Ключ Соломона» , которые все еще были популярны. [37]

В христианском мире также начал широко распространяться страх перед колдовством , которое считалось сатанинским по своей природе. Последующая истерия, известная как «Охота на ведьм» , привела к гибели около 40 000 человек, большинство из которых были женщины. [38] Иногда тех, у кого были обнаружены гримуары, особенно демонологические, преследовали по суду и считали ведьмами, но в большинстве случаев обвиняемые не имели доступа к таким книгам. Исключением из этого правила стала Исландия, где уровень грамотности был относительно высоким: в трети из 134 процессов над ведьмами участвовали люди, владевшие гримуарами. [39] К концу периода раннего Нового времени и началу эпохи Просвещения многие европейские правительства приняли законы, запрещающие многие суеверные верования, в попытке положить конец охоте на ведьм; это неизменно повлияет на выпуск гримуаров.

Между тем, герметизм и каббала повлияли на создание мистической философии, известной как розенкрейцерство , которая впервые появилась в начале 17 века, когда в Германии были опубликованы две брошюры, подробно описывающие существование загадочной группы розенкрейцеров. Они утверждали, что розенкрейцерство зародилось у средневекового деятеля, известного как Кристиан Розенкрейц , который основал Братство Розы Креста; однако не было никаких доказательств существования Розенкройца или Братства. [40]

18 и 19 века [ править ]

В 18 веке произошел подъем Просвещения , движения, посвященного науке и рационализму , преимущественно среди правящих классов. Однако в большей части Европы сохранялась вера в магию и колдовство. [41] как и судебные процессы над ведьмами в некоторых [ который? ] области. Правительства пытались расправиться с фокусниками и гадалками , особенно во Франции, где полиция считала их социальными вредителями, которые отбирали деньги у доверчивых людей, часто в поисках сокровищ. При этом они конфисковали множество гримуаров. [42]

Начиная с 17 века во Франции развивается новая, эфемерная форма печатной литературы; библиотека Голубая . Многие гримуары, опубликованные благодаря этому, распространялись среди растущего процента [ нужна ссылка ] населения; в частности, « Большой Альберт» , « Маленький Альберт» (1782 г.), «Гримуар папы Гонория » и « Энхиридион Леониса Папае» . « Пти-Альберт» содержал в себе большое разнообразие магии; например, речь идет о простых заклинаниях от недугов, а также о более сложных вещах, таких как инструкции по изготовлению Руки Славы . [43]

В конце 18-го и начале 19-го веков, после Французской революции 1789 года, был опубликован чрезвычайно влиятельный гримуар под названием « Великий Гримуар» , который считался особенно могущественным, поскольку включал в себя колдовство и заключение договора с главным министром дьявола, Люцифуге Рофокаль , чтобы получить от него богатство. Новая версия этого гримуара была позже опубликована под названием « Румяна Дракона» и поступила в продажу во многих парижских книжных магазинах. [44] Подобные книги, изданные в то время во Франции, включали « Черную курочку» и «Истинный гримуар» . « Черная курочка» , написанная, вероятно, в Риме или во Франции конца XVIII века, отличается от типичных гримуаров тем, что не претендует на звание рукописи античности, а рассказана человеком, который был членом . вооруженных экспедиционных сил Наполеона в Египте. [45]

Широкая доступность печатных гримуаров во Франции, несмотря на противодействие как рационалистов, так и церкви, вскоре [ когда? ] распространился на соседние страны, такие как Испания и Германия. В Швейцарии Женева в то время обычно ассоциировалась с оккультизмом, особенно у католиков, поскольку она была оплотом протестантизма. Многие из тех, кто интересовался эзотерикой, путешествовали из римско-католических стран в Швейцарию, чтобы купить гримуары или учиться у оккультистов. [46] Вскоре появились гримуары, в которых фигурировали католические святые ; Одним из примеров, появившихся в 19 веке и ставших относительно популярными, особенно в Испании, была Libro de San Cipriano , или Книга святого Киприана , которая ошибочно утверждала, что датируется ок. 1000. Как и в большинстве гримуаров того периода, в нем говорилось (среди прочего) о том, как найти сокровища. [47]

Титульный лист нью-йоркского издания «Шестой и седьмой книг Моисея» 1880 года .

В Германии, с возросшим интересом к фольклору в XIX веке, многие историки заинтересовались магией и гримуарами. Несколько опубликованных отрывков из таких гримуаров в собственных книгах по истории магии, тем самым способствуя их дальнейшему распространению. Пожалуй, самым известным из них был протестантский пастор Георг Конрад Хорст (1779–1832), который с 1821 по 1826 год опубликовал шеститомное собрание магических текстов, в котором изучал гримуары как особенность средневекового мышления. [48]

Другой ученый того времени, интересующийся гримуарами, продавец антикварных книг Иоганн Шейбле первым опубликовал Шестую и Седьмую книги Моисея ; два влиятельных магических текста, которые, как утверждается, были написаны древним еврейским деятелем Моисеем. [49] Шестая и Седьмая книги Моисея были среди произведений, которые позже распространились в странах Скандинавии , где — на датском и шведском языках — гримуары были известны как черные книги и обычно встречались среди военнослужащих. [50]

В Британии на протяжении всего XVIII века продолжали создаваться новые гримуары, такие как « Эбенезера Сибли Новая и полная иллюстрация небесной науки астрологии» . В последние десятилетия того столетия в Лондоне произошло возрождение интереса к оккультизму, который получил дальнейшее распространение благодаря Фрэнсиса Барретта публикации «Маг» в 1801 году. «Маг» содержал много вещей, взятых из старых гримуаров, особенно гримуаров Корнелиуса Агриппы, и , хотя и не достигнув первоначальной популярности после выпуска, он постепенно стал влиятельным текстом. [51]

Один из учеников Барретта, Джон Паркин, создал свой собственный рукописный гримуар «Великий Оракул Небес, или Искусство божественной магии» , хотя он так и не был опубликован, главным образом потому, что Британия находилась в состоянии войны с Францией , а гримуары обычно ассоциировались с французами. . Единственным писателем, широко опубликовавшим британские гримуары в начале 19 века, был Роберт Кросс Смит , выпустивший «Философский Мерлин» (1822 г.) и «Астролог девятнадцатого века» (1825 г.), но ни один из них не продавался хорошо. [52]

В конце 19 века некоторые из этих текстов (в том числе «Книга Абрамелина» и « Ключ Соломона» ) были востребованы парамасонскими магическими организациями, такими как Герметический Орден Золотой Зари и Ordo Templi Orientis .

20 и 21 века [ править ]

«Тайный гримуар Туриэля» утверждает, что был написан в 16 веке, но не было создано ни одной копии старше 1927 года. [53]

Современный гримуар, « Симон Некрономикон» , получил свое название от вымышленной магической книги из рассказов Лавкрафта , вдохновленной вавилонской мифологией , и « Арс Гоэтия» — одной из пяти книг, составляющих « Малый ключ Соломона» , — посвященных вызов демонов. «Азоэтию» Эндрю Д. Чамбли как современный гримуар. Гэвин Семпл описал [54]

Неоязыческая публично появилась в 1940 - религия Викка х годах, и Джеральд Гарднер представил « Книгу Теней» как викканский гримуар. [55]

Термин «гримуар» обычно служит альтернативным названием книги заклинаний или тома магических знаний в фэнтезийной фантастике и ролевых играх . Самый известный вымышленный гримуар — « Некрономикон» , творение Лавкрафта . [55]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэвис (2009:1)
  2. ^ «Гримуар против Книги Теней» .
  3. ^ Дэвис (2009: 2–3)
  4. ^ Дэвис (2009: 2–5)
  5. ^ Дэвис (2009: 6–7)
  6. ^ Дэвис, Оуэн (2009). Гримуары: история магических книг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780199204519 . OCLC   244766270 .
  7. ^ Дэвис (2009:8)
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэвис (2009: 8–9)
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэвис (2009:10)
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэвис (2009:7)
  11. ^ Батлер, Э.М. (1979). «Соломонов цикл». Ритуальная магия (Переиздание). Архив Кубка . ISBN  0-521-29553-Х .
  12. ^ Дэвис (2009: 12–13)
  13. ^ Дэвис (2009: 18–20)
  14. ^ Дэвис (2009: 21–22)
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэвис (2009:22)
  16. ^ Дэвис (2009:36)
  17. ^ Дэвис (2009: 34–35)
  18. ^ Дэвис (2009: 25–26)
  19. ^ Дэвис (2009:34)
  20. ^ Дэвис (2009:15)
  21. ^ Дэвис (2009: 16–17)
  22. ^ Дэвис (2009:24)
  23. ^ Дэвис (2009:37)
  24. ^ Дэвис (2009:46)
  25. ^ Дэвис (2009: 47–48)
  26. ^ Дэвис (2009:48)
  27. ^ Дэвис (2009: 49–50)
  28. ^ Дэвис (2009: 51–52)
  29. ^ Дэвис (2009: 59–60)
  30. ^ Дэвис (2009:57)
  31. ^ Стивен Флауэрс (1995). Гальдрабок: исландский гримуар . Руна-Ворон Пресс.
  32. ^ Дэвис (2009:45)
  33. ^ Дэвис (2009: 53–54)
  34. ^ Дэвис (2009: 66–67)
  35. ^ Дэвис (2009: 84–90)
  36. ^ Дэвис (2009: 54–55)
  37. ^ Дэвис (2009:74)
  38. ^ Патрик, Дж. (2007). Возрождение и Реформация . Маршалл Кавендиш. п. 802. ИСБН  978-0-7614-7650-4 . Проверено 7 мая 2017 г.
  39. ^ Дэвис (2009:70–73)
  40. ^ Дэвис (2009:47)
  41. ^ Ся, Р. По-цзя (15 апреля 2008 г.). Спутник мира реформации . Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-1-4051-7865-5 .
  42. ^ Дэвис (2007: 95–96)
  43. ^ Дэвис (2007: 98–101)
  44. ^ Дэвис (2007: 101–104)
  45. ^ Гайли, Розмари Эллен (2006). «гримуар». Энциклопедия магии и алхимии . Издание информационной базы . ISBN  1-4381-3000-7 .
  46. ^ Дэвис (2007: 109–110)
  47. ^ Дэвис (2007: 114–115)
  48. ^ Дэвис (2007: 121–122)
  49. ^ Дэвис (2007:123)
  50. ^ Дэвис (2007: 134–136)
  51. ^ Дэвис (2007: 123–124)
  52. ^ Дэвис (2007: 135–137)
  53. ^ Малх, Мариус (2011). Тайный гримуар Туриэля . Издательство Феофания. ISBN  978-1-926842-80-6 .
  54. ^ Семпл, Гэвин (1994) «Азоэтия - рецензия Гэвина Семпла», Starfire Vol. Я, № 2, 1994, с. 194.
  55. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэвис, Оуэн (4 апреля 2008 г.). «10 лучших гримуаров Оуэна Дэвиса» . Хранитель . Проверено 8 апреля 2009 г.

Библиография [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6e6b56b43562760835880f3868227fa1__1715785800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6e/a1/6e6b56b43562760835880f3868227fa1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Grimoire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)