Жесткое фэнтези
Фантастика |
---|
СМИ |
Жанровые исследования |
Поджанры |
|
Фэндом |
Категории |
Жесткое фэнтези — это термин, используемый для описания различных типов фэнтезийной литературы, особенно тех, в которых представлены истории, происходящие (и часто сосредоточенные на) рациональном и познаваемом мире. В этом смысле этот термин аналогичен научной фантастике , от которой он и получил свое название, поскольку оба строят свои миры строгим и логичным образом. [1] [2] Однако у этого термина есть и другие варианты использования, и ученый Миша Грифка-Вандер утверждает, что он непопулярен и неточен. [3]
Определение
[ редактировать ]В «Энциклопедии фэнтези» (1997) Гэри Вестфаль определил жесткое фэнтези как термин, обозначающий истории, в которых «магия рассматривается как почти научная сила природы и подчиняется таким же правилам и принципам» и которые «могут относиться к фэнтезийные истории, эквивалентные форме жесткой научной фантастики, известной как история «научной проблемы», где герой должен логически решить проблемную магическую ситуацию». Он отметил, что Джон Кэмпбелл пропагандировал такого рода фэнтези, когда был редактором журнала Unknown . [2] В книге «От А до Я фэнтезийной литературы» Брайан Стейблфорд описал это как «вероятно, самое полезное применение» этого термина. [1]
Другим примером этого типа жесткой фантазии является Брэндона Сандерсона спектр систем жесткой и мягкой магии . Сандерсон описывает магию, которая не следует строгим правилам, но сохраняет чувство удивления, как «мягкую», в то время как «жесткая магия» имеет правила, которые подробно описывает автор . [4] Эмили Стрэнд описала это как влияние Орсона Скотта Карда и Кларка Артура Третьего закона . [5]
Примеры
[ редактировать ]Примеры произведений, описываемых как жесткое фэнтези в этом смысле, включают:
- «Проблема с водой» (1939) Х.Л. Голда [2]
- Magic, Inc. (1941) Роберта Хайнлайна [2]
- Серия «Лорд Дарси» (1964–1979) Рэндалла Гаррета [1]
- Мастер пяти магий (1980) Линдона Харди [1]
- Котел Дракона (1991) Лоуренса Йепа [2]
- Рожденный туманом (2006–2022) Брэндона Сандерсона [6]
Другое использование
[ редактировать ]Стейблфорд заявил, что этот термин «используется по-разному» и первоначально использовался авторами исторического фэнтези в конце 1980-х годов для описания произведений, которые «тщательно верны историческим и антропологическим данным», не считая некоторых магических или мифических элементов сюжета. он приводит Кристиана Жака . В качестве примера [1]
В эссе Майкла Суонвика «В традициях» с подзаголовком «Круиз по архипелагу жестких фэнтези...» этот термин используется для обсуждения возможности того, что крупные фэнтезийные произведения создадут структуру жанра, как это делает научная фантастика для научной фантастики. в общем, и приходит к выводу, что это невозможно. [1]
Фернандо Саватер противопоставил «жесткое» фэнтези «мягкому». Он описывает «мягкое фэнтези» как «неструктурированное» и «аморфное», например, «Алиса в стране чудес» и «В поисках снов неизвестного Кадата» . Жесткая фантазия, с другой стороны, подчиняется правилам и экстраполирует их; В качестве примеров Саватер приводит произведения Жюля Верна , Герберта Уэллса , Олафа Стэплдона и «Свидания с Рамой» . [7]
Во введении к антологии « Современные мастера фэнтези » редактор Гарднер Дозуа упомянул поджанр под названием «Жесткое фэнтези» как «нечетко определенный гибрид между толкиеновским фэнтези , технологически ориентированной «жесткой» научной фантастикой и стимпанком ». Примеры Дозуа включали «Дочь Железного Дракона» Майкла Суонвика, «Метрополитен » Уолтера Джона Уильямса и «Дарующий рот» Яна Р. МакЛауда . [8]
Этот термин также использовался для описания произведений фэнтези с точными исследованиями. [9]
См. также
[ редактировать ]- Тяжелая научная фантастика
- Научное фэнтези
- Мягкая научная фантастика
- Технофэнтези
- Unknown - бульварный журнал, посвященный тяжелому фэнтези.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Брайан Стейблфорд (13 августа 2009 г.). Фэнтезийная литература от А до Я. Пугало Пресс. п. 191. ИСБН 978-0-8108-6345-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и Вестфаль, Гэри (1997). «Жесткая фантазия» . В Клюте, Джон; Грант, Джон (ред.). Энциклопедия фэнтези . Лондон: Орбита. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Грифка-Вандер, Миша (2019). «Движение вперед: пол, жанр и почему нет жесткого фэнтези». Хобгоблины фэнтези: американская фантастика в теории . стр. 61–82.
- ^ Сандерсон, Брэндон. «Первый закон Сандерсона» . Брэндон Сандерсон . Проверено 15 июля 2023 г.
- ^ Стрэнд, Эмили (2019). «Робот Добби: Научная фантастика в Гарри Поттере» . Мифлор . 38 (1 (135)): 175–198. ISSN 0146-9339 . JSTOR 26809399 .
- ^ «Аннотация Mistborn Глава тринадцатая» .
- ^ Фернандо Саватер (1982). Возвращенное детство: Искусство рассказчика . Издательство Колумбийского университета. стр. 44–45. ISBN 978-0-231-05321-1 .
- ^ Дозуа, Гарднер (1997). Современная классика фэнтези . Пресса Святого Мартина.
- ^ Линдскольд, Джейн (6 января 2009 г.). «Жесткая фантазия» . тор.com . Проверено 24 апреля 2012 г.