Фантазия манер
Фантастика |
---|
СМИ |
Жанровые исследования |
Поджанры |
|
Фэндом |
Категории |
Фантазия нравов — это поджанр фантастической литературы , который также имеет характер комедии нравов (хотя и не обязательно юмористической). Такие работы обычно происходят в городских условиях и в пределах довольно сложной и почти всегда иерархической социальной структуры. Этот термин был впервые использован в печати критиком научной фантастики Дональдом Г. Келлером в статье «Манера фэнтези » в апрельском выпуске «Нью-Йоркского обзора научной фантастики» за 1991 год .
Характеристики
[ редактировать ]Исходное определение
[ редактировать ]Келлер использовал этот термин для описания группы американских писателей-фантастов, появившихся в 1980-х годах, в том числе Стивена Браста , Эммы Булл , Эллен Кушнер , Делии Шерман , Кэролайн Стевермер и Терри Виндлинг ; Кушнер предложил это название. [1] На этих писателей повлияло телевидение, детская литература и произведения Джейн Остин , Джорджет Хейер и Дороти Даннетт ; в фэнтези-фантастике важную роль сыграл Фриц Лейбер , а также Майкл Муркок и М. Джон Харрисон . Их работы включали темы согласования социальных структур, маскировки, важности детства, необходимости самопознания, а также важности манер и особенно языка. Этот акцент означал, что речь их персонажей имела тенденцию быть более важной, чем их действия, и они использовали широкий диапазон дикции. [2] После выхода статьи фантазию нравов прозвали «маннерпанком». [3]
Современное определение
[ редактировать ]По словам автора Терезы Эдгертон , с тех пор этот термин обрел собственную жизнь. [4] Это слово стало означать литературу в жанре фэнтези, которая в равной степени обязана комедии нравов, как и произведениям Дж. Р. Р. Толкина и других авторов высокого фэнтези . Главные герои противостоят не свирепым монстрам или мародерствующим армиям, а своим соседям и равным; действие происходит внутри общества, а не направлено против внешнего врага; На дуэлях можно драться, но главное оружие — остроумие и интрига; романтика и эмоции занимают центральное место, а сюжет может вращаться вокруг ухаживания и брака. То, как главный герой преодолевает свои социальные ограничения, определяет сюжет. Место действия — город в другом мире, обычно постсредневековом, но дотехнологическом. Стилистически фантазии о манерах обычно бывают сухими и остроумными. [5] [1] [6]
Хотя время от времени есть совпадения со стимпанком или фэнтези о газовых лампах , фантазии о манерах более основаны на реальности; магия , фантастические расы и легендарные существа преуменьшаются или полностью игнорируются, а технологии, как правило, не более продвинуты, чем ожидается в тот период. Действительно, если бы не тот факт, что действие обычно полностью вымышленное, некоторые книги, считающиеся «фэнтези нравов», могли бы также считаться исторической фантастикой , а некоторые действительно пересекаются с историческим фэнтези . Социальная система с ее условностями и ограничениями, с которыми можно справиться, заменяет магию. [6]
Влияния
[ редактировать ]Как первоначально описали авторы Келлер, современная фантазия о нравах находится под влиянием социальных романов Джейн Остин, исторических романов Джорджет Хейер и исторических романов Дороти Даннетт. [5] [6] Другие важные влияния на этот поджанр включают комедии в гостиной Оскара Уайльда и П.Г. Вудхауза . Многие авторы также опираются на популярных романистов девятнадцатого века, таких как Энтони Троллоп , сестры Бронте и Чарльз Диккенс . Традиционные романы о безрассудных приключениях, такие как «Три мушкетера» Александра Дюма , «Алый Первоцвет» баронессы Орчи или произведения Рафаэля Сабатини , также могут оказать влияние. Руританские романы , типичными примерами которых являются «Узник Зенды» Энтони Хоупа или Джорджа Барра Маккатчена » сам «Граустарк , также имеют определенное значение как литературные прецеденты.
Примеры
[ редактировать ]- Половина души Оливия Этуотер [7]
- О драконах, пирах и убийствах Алиетты де Бодар [7]
- Волшебник Короны , Дзен Чо [7]
- Джонатан Стрэндж и мистер Норрелл, Сюзанна Кларк [7]
- «Ворота лабиринта» , Кейт Эллиотт [7]
- Мэри «Истории гламуризма» Серия Робинетт Коваль [7]
- Серия «Риверсайд», начиная с «Swordspoint » Эллен Кушнер. [5] [7]
- «Прекрасные», Сильвия Морено-Гарсия [7]
- Горменгаст Мервина Пика [8]
- Зуб и коготь автора Джо Уолтон [7]
- «Колдовство и Сесилия» , «Гранд-тур » и «Затерянный волшебник» Патрисии Вреде и Кэролайн Стевермер [5] [7]
Связь с другими жанрами
[ редактировать ]Класс фантазий, происходящих в наше время и сочетающих в себе некоторые характеристики фантазий о манерах с поджанром городского фэнтези , был иронично назван эльфпанком .
Гражданская кампания Лоис Макмастер Буджолд была описана как «научная фантастика о нравах». [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Непвеу, Кейт. «Групповой доклад: Фантазия манер» . Прямой эфир с Noreascon 4 . Архивировано из оригинала 3 октября 2006 года . Проверено 16 августа 2023 г.
- ^ Келлер, Дональд Г. (1997). «Фантазия нравов» . В Клюте, Джон; Грант, Джон (ред.). Энциклопедия фэнтези . Лондон: Орбита. Архивировано из оригинала 15 июня 2022 года . Проверено 16 августа 2023 г.
- ^ Кушнер, Эллен. «Большая идея: Эллен Кушнер» . Что бы ни . Архивировано из оригинала 30 мая 2023 года . Проверено 16 августа 2023 г.
- ^ Эмили Калифорния Снайдер, « Углубленное интервью с Терезой Эдгертон, заархивировано 4 января 2006 г. в Wayback Machine »
- ^ Jump up to: а б с д Уолтон, Джо. «Фантазия нравов» . Тор.com . Архивировано из оригинала 30 марта 2023 года . Проверено 16 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Дженнингс, Кэтлин (2021). «Хейер… в космосе! Влияние Джорджет Хейер на научную фантастику». В Рейнере, Саманта Дж.; Уилкинс, Ким (ред.). Джорджет Хейер, История и историческая фантастика . УКЛ Пресс. стр. 126–8 . Проверено 16 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Экс, Алекс. «8 вариантов фантазии о манерах» . Букриот . Архивировано из оригинала 1 июня 2023 года . Проверено 16 августа 2023 г.
- ^ Темпл, Эмили. «50 научно-фантастических/фэнтезийных романов, которые должен прочитать каждый» . Flavorwire.com . Архивировано из оригинала 8 февраля 2015 года.