Jump to content

Странная фантастика

Странная фантастика — поджанр спекулятивной фантастики, возникший в конце 19 — начале 20 веков. Странная художественная литература либо избегает, либо радикально переосмысливает традиционных антагонистов сверхъестественных фильмов ужасов , таких как призраки , вампиры и оборотни . [1] [2] [3] Авторы странной фантастики, такие как Чайна Мьевиль , иногда используют « щупальце » для обозначения этого типа письма. Щупальца — это тип конечностей, отсутствующий у большинства монстров европейского фольклора и готической фантастики , но часто прикрепленный к чудовищным существам, созданным писателями странной фантастики, такими как Уильям Хоуп Ходжсон , М.Р. Джеймс , Кларк Эштон Смит и Г.П. Лавкрафт . [1] [3]

Странная художественная литература часто пытается вызвать трепет, а также страх в ответ на свои вымышленные творения, заставляя таких комментаторов, как Мьевиль, перефразировать Гете , говоря, что странная художественная литература вызывает ощущение сверхъестественного . [1] Хотя «странная фантастика» в основном использовалась в качестве исторического описания произведений на протяжении 1930-х годов, она возродилась в 1980-х и 1990-х годах под названием « Новая странность» , которая продолжается и в 21 веке. [4]

Определения

[ редактировать ]

Джон Клют определяет «странную фантастику» как термин, «широко используемый для описания фэнтези , сверхъестественной фантастики и рассказов ужасов, воплощающих трансгрессивный материал». [5] Чайна Мьевиль определяет его как «обычно, грубо говоря, воспринимаемый как довольно затаившая дыхание и в целом скользкая жуткая фантастика, мрачное фэнтези («ужасы» плюс «фэнтези»), часто с участием нетрадиционных инопланетных монстров (то есть плюс «научная фантастика»)». [1] Обсуждая «Старую странную фантастику», опубликованную в конце 19-го и начале 20-го веков, Джеффри Эндрю Вайнсток говорит: «Старая странная фантастика использует элементы ужасов, научной фантастики и фэнтези, чтобы продемонстрировать бессилие и незначительность людей в гораздо большей, населённой вселенной. часто вредоносными силами и силами, которые значительно превосходят человеческие способности понимать или контролировать их». [2] Джефф и Энн Вандермеер описывают странную фантастику как вид литературы, обычно появляющийся в жанре ужасов, а не как отдельный жанр художественной литературы. [6]

Г-н Джеймс , ок. 1900 г.
Г. П. Лавкрафт, на фото 1934 год.

Хотя термин «странная фантастика» появился только в 20 веке, Эдгара Аллана По часто считают пионером в области странной фантастики. По был назван Лавкрафтом первым автором особого типа сверхъестественной фантастики, отличного от традиционной готической литературы, а более поздние комментаторы этого термина также предположили, что По был первым писателем «странной фантастики». [1] [2] Шеридан Ле Фаню также считается одним из первых писателей этого поджанра. [1]

Литературные критики девятнадцатого века иногда использовали термин «странный» для описания сверхъестественной фантастики. Например, газета Scottish Review в статье 1859 года похвалила По, ЭТА Хоффмана и Вальтера Скотта, заявив, что эти три писателя обладали «силой странного воображения». [7] Ирландский журнал The Freeman's Journal в обзоре «Дракулу 1898 года на Брэма Стокера » назвал роман «диким и странным», а не готическим. [8] Вайншток предположил, что с конца 19 до начала 20 веков существовал период «старой странной фантастики». [2] С. Т. Джоши и Мьевиль утверждали, что между 1880 и 1940 годами был период «Haute Weird», когда авторы, важные для Weird Fiction, такие как Артур Мейчен и Кларк Эштон Смит , публиковали свои работы. [1] [2]

В конце девятнадцатого века ряд британских писателей, связанных с декадентским движением, написали то, что позже было названо странной фантастикой. Среди этих писателей были Мейчен, член парламента Шил , граф Эрик Стенбок и Р. Мюррей Гилкрист . [9] Среди других новаторов британских писателей-фантастов были Алджернон Блэквуд , [10] Уильям Хоуп Ходжсон , Лорд Дансени , [11] Артур Мейчен, [12] и мистер Джеймс . [13]

Американский журнал Weird Tales опубликовал множество таких историй в Соединенных Штатах с марта 1923 года по сентябрь 1954 года. Редактор журнала Фарнсворт Райт часто использовал термин «странная фантастика» для описания типа материалов, публикуемых в журнале. [14] Таким образом, писатели, писавшие для журнала Weird Tales, тесно связаны с поджанром странной фантастики, особенно Г. П. Лавкрафт , Кларк Эштон Смит, Фриц Лейбер и Роберт Блох . [1] Среди других журналов, публиковавших странную фантастику, были «Strange Tales» (под редакцией Гарри Бейтса ), [15] и Неизвестные миры (под редакцией Джона В. Кэмпбелла ). [16]

Г. П. Лавкрафт в своих эссе популяризировал термин «странная фантастика». [1] В « Сверхъестественном ужасе в литературе » Лавкрафт дает свое определение странной фантастики:

В настоящей странной истории есть нечто большее, чем тайное убийство, окровавленные кости или лязгающие цепи в соответствии с правилами. Должна присутствовать определенная атмосфера затаившего дыхание и необъяснимого страха перед внешними, неизвестными силами; и должен быть намек, выраженный с присущей ему серьезностью и многозначительностью, на эту самую ужасную концепцию человеческого мозга - пагубную и особую приостановку или поражение тех фиксированных законов Природы, которые являются нашей единственной защитой от нападений хаоса. и демоны неизведанного пространства.

С. Т. Джоши описывает несколько подразделов странной сказки: сверхъестественный ужас (или фантастическую ), историю о привидениях , квазинаучную фантастику , фэнтези и неоднозначную фантастику ужасов , и утверждает, что «странная история» является, прежде всего, результатом философских и эстетических предрасположенностей авторы связаны с этим видом художественной литературы. [17] [18]

Хотя Лавкрафт был одним из немногих писателей начала 20-го века, назвавших свои произведения «странной фантастикой», [10] этот термин получил современное возрождение в художественной литературе New Weird . Многие писатели ужасов также придерживаются странной традиции, в том числе Клайв Баркер , который описывает свои произведения как фантастические . [19] и Рэмси Кэмпбелл , [20] чьи ранние работы находились под влиянием Лавкрафта. [21]

Известные авторы

[ редактировать ]

Следующие известные авторы были описаны как авторы странной фантастики. Они перечислены в алфавитном порядке по фамилиям и упорядочены по периоду времени, когда они начали публиковать странную художественную литературу.

1980 – настоящее время

[ редактировать ]

Новое Странное

[ редактировать ]

Энн и Джефф Вандермеер и Чайна Мьевиль предположили, что в последнее время странная фантастика пережила возрождение, феномен, который они называют « Новыми странностями» . Сказки, соответствующие этой категории, а также подробное обсуждение этого явления представлены в антологии The New Weird . [41]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Чайна Мьевиль, «Странная фантастика», в книге Боулда, Марка и др., The Routledge Companion to Science Fiction . Нью-Йорк: Рутледж, 2009, с. 510–516. ISBN   0-415-45378-X
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Джеффри Эндрю Вайнсток, «Новое странное», в книге Кена Гелдера, « Новые направления в популярной художественной литературе: жанр, воспроизведение, распространение ». Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан, 2016, стр. 177–200. ISBN   9781137523457
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак ВандерМеер, Энн и Джефф (6 мая 2012 г.). «Странное: Введение» . Обзор странной фантастики . Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 7 июня 2014 г.
  4. ^ Нанналли, Майя (19 октября 2017 г.). «Руководство для начинающих по новому странному жанру» . КНИЖНЫЙ БУНТ . Проверено 11 ноября 2020 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джон Клют , « Странная фантастика, архивировано 30 сентября 2018 г. в Wayback Machine », в Энциклопедии фэнтези , 1997. Проверено 29 сентября 2018 г.
  6. ^ Джеймс Мачин, Странная фантастика в Великобритании, 1880-1939 , Пэлгрейв Макмиллан, 2018, стр. 4, 12-14. ISBN   9783319905266
  7. ^ Машин, с. 22
  8. ^ Машин, с. 14
  9. ^ Машин, с. 78
  10. ^ Перейти обратно: а б Джоши, ST (1990). Странная сказка . Издательство Техасского университета. ISBN  0-292-79050-3 .
  11. ^ Джоши 1990, с. 42
  12. ^ Джоши 1990, с. 12
  13. ^ Джоши 1990, с. 133
  14. ^ Машин, с. 222-5
  15. ^ «Бейтс имел склонность к странной фантастике, но «Странные истории» не увлекались задумчивой, многословной атмосферой Лавкрафта». Эд Халс, Путеводитель по криминальному чтиву «Кровь и гром» . Murania Press, Моррис Плейнс, Нью-Джерси, 2018 г., стр. 130–131. ISBN   978-1726443463
  16. ^ «Без сомнения, главным событием странной фантастики в 1939 году стала премьера фильма «Неизвестные» (позже переименованного в «Неизвестные миры »)». Роберт Э. Вайнберг, Стефан Р. Дземянович, Мартин Гарри Гринберг, « Соперники странных сказок: 30 великих фэнтези и ужасные истории из странной художественной литературы Bonanza Books, 1990, стр. XVIII. ISBN   9780517693315
  17. ^ Джоши, ST (январь 2003 г.). "Введение" . Странная сказка . ООО «Вайлдсайд Пресс». ISBN  9780809531226 .
  18. ^ Джоши 1990, стр. 7–10.
  19. ^ Зима, Дуглас Э. (2002). Клайв Баркер: Темная фантастика: Официальная биография . ХарперКоллинз. ISBN  0-06-621392-4 . , стр. 217-18.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Джоши 1990, с. 231
  21. ^ Кэмпбелл, Рэмси. «В погоне за неизвестным», введение в Cold Print (1993), стр. 11–13. ISBN   0-8125-1660-5
  22. ^ Джоши 1990, с. 143
  23. ^ Джоши 1990, с. 87
  24. ^ «Марджори Боуэн» была псевдонимом Габриэль М. В. Кэмпбелл Лонг, и она много писала, используя от шести до десяти псевдонимов на протяжении всей своей карьеры, в основном в популярной художественной литературе. Мэри Уилкинс-Фриман, Эдит Уортон и леди Синтия Асквит». Шелдон Джаффери, The Arkham House Companion , Сан-Бернардино, Калифорния: Borgo Press, 1990, стр. 117. ISBN   9781557420046
  25. ^ Machin 2018, стр. 163–219.
  26. ^ Джерри Л. Болл, «Парижский оборотень Гая Эндора: окончательный роман об оборотнях?» Исследования странной фантастики , нет. 17, лето 1995 г., стр. 2–12.
  27. ^ Machin 2018, стр. 99–101.
  28. ^ Тимоти Джарвис, 101 странный писатель № 45 - Стефан Грабински. Архивировано 28 мая 2018 г. в Wayback Machine , Weird Fiction Review , 20 декабря 2016 г. Проверено 1 сентября 2018 г.
  29. ^ « Дважды рассказанные сказки ... и мхи из старого особняка (1846; 23 с) включают большую часть странной художественной литературы Хоторна». Майкл Эшли , «Кто есть кто в ужасах и фэнтези » .Издательство Таплингер, 1978, с. 90. ISBN   9780800882754
  30. ^ Перейти обратно: а б с «13 высших мастеров странной фантастики» Р. С. Хаджи. Журнал Рода Серлинга «Сумеречная зона» ,Май – июнь 1983 г., с. 84
  31. ^ «Кири, «Между собакой и волком»… [представляет собой] сборник из двух новелл, одного рассказа и десяти «фантазий», все из которых представляют собой литературную странную фантастику высокого уровня». Дуглас А. Андерсон , Поздние обзоры. Nodens Books, Марцеллус, Мичиган, 2018, стр. 89. ISBN   9781987512564
  32. ^ «Вернон Ли (1856-1935) — псевдоним лесбиянки Вайолет Пейджет, которая была хорошо известна своими литературными произведениями, значительная часть которых считалась либо «странной фантастикой», либо историями о привидениях». Эрик Гарбер и Лин Палео- Уранские миры: путеводитель по альтернативной сексуальности в научной фантастике, фэнтези и ужасах Г.К. Холл, 1990, с. 125. ISBN   9780816118328
  33. ^ Гордон, Джоан (2003). «Упиваясь жанром: интервью с Китаем Мьевилем» . Научно-фантастические исследования . 30 (91). Архивировано из оригинала 15 июля 2019 года . Проверено 19 февраля 2010 г.
  34. ^ Говен, Эдвард (ноябрь 2011 г.). «Крыса Кавар» . Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 7 июня 2014 г.
  35. ^ «Тод Роббинс (Кларенс Аарон Роббинс, 1888–1949) на протяжении всей своей долгой писательской карьеры специализировался на странной фантастике». Кристи, Джин. «Люди ямы» и другие ранние ужасы из «Munsey Pulps» .Нормальный, Иллинойс: Black Dog Books, 2010. ISBN   9781928619963 (стр. 201).
  36. ^ «Хотя Эрик Фрэнк Рассел написал относительно небольшое количество романов, он опубликовал несколько крупных сборников ... Совсем недавно Midnight House собрал большую часть его лучших фильмов ужасов и странных произведений в « Темных приливах» в 2006 году». О'Нил, Джон. Vintage Treasures: Sentinels of Space Эрика Фрэнка Рассела / The Ultimate Invader под редакцией Дональда Уоллхейма Black Gate , 13 апреля 2020 г. Проверено 14 октября 2020 г.
  37. ^ Machin 2018, стр. 101–114.
  38. ^ «Внезапная и неожиданная смерть 11 июня (1936 г.) Роберта Эрвина Ховарда, автора несравненно ярких рассказов, стала самой страшной потерей в истории странной фантастики со времени кончины Генри С. Уайтхеда четыре года назад». Г. П. Лавкрафт, «Роберт Эрвин Ховард: Мемориал» (1936). Перепечатано в журнале Леона Нильсена, Роберт Э. Ховард: Коллекционная описательная библиография американских и британских американских и британских книг в твердом переплете, в мягкой обложке, журнальных, специальных и любительских изданиях с биографией . МакФарланд, 2010, с. 39. ISBN   9781476604244
  39. ^ Нолен, Ларри. «101 странный писатель по версии Weirdfictionreview.com: №3 — Хулио Кортасар» . Обзор странной фантастики . Архивировано из оригинала 13 апреля 2013 года . Проверено 1 сентября 2014 г.
  40. ^ «...карикатурист Гаан Уилсон, чей тридцатилетний опыт работы в качестве случайного писателя странной фантастики теперь накопил достаточно всякой всячины, чтобы заполнить книгу». Брайан Стейблфорд , Новости о Черном пиру и другие случайные обзоры . Роквилл, Мэриленд: The Borgo Press, стр. 131. ISBN   9781434403360 .
  41. ^ Перейти обратно: а б с ВандерМеер, Энн; Джефф Вандермеер (2008). Новое странное Тахион. стр. 100-1 xvi. ISBN  978-1-892391-55-1 . Архивировано из оригинала 27 июня 2014 года . Проверено 1 ноября 2016 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eab2229bfdaabbdc96d1eef6f31c6372__1722665520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/72/eab2229bfdaabbdc96d1eef6f31c6372.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Weird fiction - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)