Народный хоррор
Часть серии о Фильмы ужасов |
---|
Народный ужас — это поджанр фильмов ужасов и художественной литературы ужасов , в котором используются элементы фольклора , чтобы вызвать страх и дурные предчувствия. Типичные элементы включают сельскую обстановку, изоляцию и темы суеверий , народной религии , язычества , жертвоприношений и темных аспектов природы. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Несмотря на то, что фолк-хоррор связан с фильмами ужасов о сверхъестественном , он обычно фокусируется на убеждениях и действиях людей, а не на сверхъестественном, и часто касается наивных посторонних, которые сталкиваются с ними. [ 1 ] Британские фильмы «Кровь на когте сатаны» (1971), «Плетеный человек» (1973) и «Генерал искатель ведьм» (1968) считаются пионерами этого жанра, а «Ведьма» (2015) и «Мидсоммар» (2019) возобновили интерес к фолк-хоррору. [ 1 ] В кино Юго-Восточной Азии также часто представлены народные ужасы. [ 4 ]
Фон
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]Культурный эволюционизм Э.Б. Тайлора и Джеймса Фрейзера, а также гипотеза культа ведьм Маргарет Мюррей оказали влияние на ряд писателей, которые представили идеи языческих пережитков в своей художественной литературе. Влиятельные британские писатели ужасов начала века М. Р. Джеймс , Алджернон Блэквуд и Артур Мейчен создали плодотворные произведения народного ужаса, в частности сборник Джеймса « Истории о привидениях антиквара» , повесть Мейчена «Великий бог Пан» и повесть Блэквуда «Вендиго» . [ 5 ]
В журнале «Хеллебор » Мария Дж. Перес Куэрво цитирует Гранта Аллена » «Палингхерст Курган (1892), Джона Бьюкена » «Ведьмин лес (1927) и «Рэндалл» Элеоноры Скотт (1929) как ранние примеры народной литературы ужасов. Куэрво утверждает, что, вслед за популярностью языческих теорий выживания, фантастика о сверхъестественном и сверхъестественном представляла сельские районы как «область иррациональных сил, которые можно успокоить только с помощью определенных ритуалов», часто связанных с жертвоприношениями животных или людей. [ 6 ] «Робин Редбрист» (1970), созданный за три года до «Плетеного человека» , во многом заимствован из «Золотой ветви» , а текст Фрейзера цитируется одним из персонажей, мистером Фишером, как авторитетный источник. [ нужна ссылка ]
» Ширли Джексон ( «Лотерея 1948) была описана в The Irish Times как «возможно, самый влиятельный североамериканский народный текст ужасов». [ 1 ]
Происхождение термина
[ редактировать ]
Самое раннее известное использование этого термина, хотя и для описания артефакта, а не жанра, было в романе Джона Фаулза « » 1966 года Волхв , в котором африканская фигура описывается как народный ужас, кукурузная кукла, связка черных полосок тряпки. которое свисало до земли серией воланов с юбкой. [ 7 ]
Термин «фолк-хоррор» был использован в 1970 году в киножурнале Kine Weekly рецензентом Родом Купером, описывающим съемки фильма « Прикосновение дьявола» ; фильм, который позже будет переименован в «Кровь на когте сатаны» . [ 8 ] [ 9 ] Режиссер фильма «Кровь на когте сатаны » Пирс Хаггард использовал эту фразу для описания своего фильма в ретроспективном интервью 2004 года для журнала Fangoria . В интервью Хаггард отмечает, насколько его фильм контрастирует с готическими фильмами ужасов популярными в предыдущее десятилетие :
Я вырос на ферме, и для меня естественно использовать сельскую местность в качестве символов или образов. Поскольку это была история о людях, подверженных суевериям относительно жизни в лесу, мне понравилась ее мрачная поэзия. Полагаю, я пытался снять народный фильм ужасов. Не манерный. Мне не очень нравился манерный стиль Хаммера , он вообще не для меня. [ 10 ]
Позже этот термин был популяризирован писателем и актером Марком Гэтиссом в его BBC документальном сериале «История ужасов » 2010 года (эпизод 2, «Ужасы родных графств»), в котором он процитировал три фильма британского производства — « Кровь на когте сатаны» (Пирс Хаггард, 1971), «Генерал искателей ведьм» ( Майкл Ривз , 1968) и «Плетеный человек» ( Робин Харди , 1973) — как жанроопределяющие произведения. [ 11 ] [ 12 ]
Фильм
[ редактировать ]Жака Турнера фильм «Ночь демона» Историк ужасов Дэррил Джонс считает, что (1957) предвещает жанр «народного ужаса». «Ночь демона» рассказывает об изолированных сельских районах и сельских людях, которые верят в сверхъестественное. [ 13 ]
Адам Сковелл, пишущий для Британского института кино , описывает три фильма конца 1960-х — начала 1970-х годов как «Нечестивую троицу» народного ужаса: вышеупомянутые « Кровь на когте сатаны» , «Генерал искатель ведьм» и «Плетеный человек» . Он говорит, что они подрывают ожидания, имея мало общего, кроме нигилистического тона и сельской местности, отмечая их «акцент на ландшафте, который впоследствии изолирует его сообщества и отдельных лиц». [ 14 ] Он предполагает, что возникновение этого жанра в то время было вдохновлено контркультурой 1960-х годов и движениями Нью-Эйдж . [ 15 ]
Мэтью Свит в своем «Архив 4» документальном фильме «Черный Водолей » отмечает, что контркультурное движение конца 1960-х годов привело к тому, что он называет «второй великой волной поп-оккультизма», которая пронизала массовую культуру, при этом многие кино- и телевизионные работы содержали элементы фольклора или оккультизма. ритуалы. [ 16 ]
В то время как «Нечестивая троица» имеет очень характерный британский привкус, этот поджанр, как Кьер-Ла Жанисс , имеет культурно-специфические проявления. утверждает [ нечеткий ] в американских, азиатских, австралийских и европейских ужасах. [ 17 ] Примеры «народных фильмов ужасов» из США включают «Ферма Кроухейвен» (1970), «Темная тайна дома урожая» (1978), «Дети кукурузы» (1984) (адаптация Стивена Кинга 1976 рассказа года ), «Блэр». «Проект ведьмы» (1999) и документальный фильм « Смертельное путешествие в Висконсин» (1999). [ 1 ] [ 18 ]
Фильмы Бена Уитли считаются заметными фильмами возрождения современного фолк-хоррора, в частности «Список убийц» (2011), «Земледельцы» (2012), «Поле в Англии» (2013) и «На земле» (2021). [ 19 ]
Среди других недавних фильмов этого жанра - «Ведьма» (2015), «Без имени» (2016) , «Апостол» (2018), «Гвен» (2018), «Солнцестояние» 2019) ( , «Пир» (2021), «Ягненок» (2021), «Она будет» (2021). , Молох (2022) Мужчины (2022), [ 20 ] Энис Мен (2022). [ 21 ] и Ты не будешь одинок (2022).
В фильмах ужасов из региона Юго-Восточной Азии часто используются местные народные верования, в том числе индонезийские , тайские , малайские и даякские культуры. [ 22 ] [ 23 ] В обзоре The Medium , черпающем вдохновение из тайского фольклора , Конг Ритди написал в The Bangkok Post : «Международные критики без колебаний назовут The Medium последним примером «народного ужаса» — вспомните «Ведьму » Роберта Эггерса или «Ари». Астера Midsommar . Но хоррор Юго-Восточной Азии всегда был народным ужасом, это наш режим по умолчанию, наш образ действий , это то, на чем выросла аудитория в этой части мира - вспомните Нанг Нака или Понтианака как классические примеры или, в последнее время, Джоко Анвара. « Рабы Сатаны» , Шьямсула Юсофа » «Мунафик » эмира Эзвана и «Ро ». [ 24 ] В индонезийских фильмах ужасов на протяжении многих десятилетий использовался местный фольклор, в том числе «Раб сатаны» (1980) и «Мистики на Бали» (1981); в 2010-х годах «Королева черной магии» и «Импетигор» . международное внимание также привлекли [ 22 ] [ 23 ]
Адам Сковелл, много писавший об этом жанре, приводит один из первых примеров — финский фильм ужасов 1952 года «Белый олень» , в котором одинокая невеста превращается в оленя- вампира — идея, заимствованная из финской мифологии и саамского шаманизма . [ 25 ]
Телевидение
[ редактировать ]Как и кино, сельское язычество легло в основу ряда британских телевизионных пьес 1970-х годов; примеры из рубрики BBC «Игра на сегодня» включают Джона Боуэна » «Робин Редбрист (1970) и «Фотография» (1977), Радкина Дэвида «Болото Пенды» (1974) и Алана Гарнера ( «Красное смещение» 1978), а также записи в 1972 года сериал антологии «Мертвая ночь» , такой как «Экзорцизм» . [ 14 ] [ 26 ] Адаптации антикварных историй о привидениях М. Р. Джеймса , ужас которых черпается из проклятых предметов, средневековых суеверий, оккультных практик и судов над ведьмами, также обеспечили регулярный поток фольклорных ужасов; из фильма Джонатана Миллера « Свистни, и я приду к тебе» (BBC, 1968) и рождественского выпуска Лоуренса Гордона Кларка ежегодного «История о привидениях» для BBC (1971–1978). [ 14 ] Тем временем ITV выпустила адаптации Алана Гарнера «Совиная служба» (1969), Нила» Найджела «Звери (1976) и драму HTV «Дети камней» (1977), которые разделяют тему древнего фольклора, просачивающегося в современный мир. [ 14 ]
Мэтью Свит отмечает, что оккультные и языческие элементы появлялись даже в детских программах и эпизодах « Доктора Кто» 1970-х годов . [ 16 ] Комик Стюарт Ли в своей ретроспективе « Детей камней» («рассказ об археологии, оккультных ритуалах и мотоциклах Чоппера ») определяет этот сериал как часть «коллективного камдауна шестидесятых», который включает в себя жанровые произведения «Сова-сервис» , «Timeslip » ( 1970), «Люди завтрашнего дня» (1973), «Перемены» (1975) и «Ворон» (1977). [ 27 ]
Эпизод «Чудовище» британского сериала « Сказки западной страны » 1982 года также содержит сильный элемент народного ужаса: странное существо терроризирует ферму в Корнуолле. [ 28 ]
С 1984 по 1986 год канал ITV выпускал языческим приключенческий сериал с влиянием «Робин из Шервуда» . Это был пересказ легенды о Робин Гуде , в которой иногда присутствовали тревожные сверхъестественные элементы, позаимствованные из британского фольклора. [ 18 ]
BBC ужасов Комедийный сериал «Лига джентльменов» (1999–2017) в своих эпизодах отсылает к нескольким произведениям народного ужаса, в том числе «Плетенному человеку» и «Чудовищам» . [ 18 ] [ 29 ]
Элементы народного хоррора иногда появляются в американских телевизионных постановках. Например, » сериала «Секретные материалы эпизод « Дом » (1996) был описан писателем Мэттом Бергером как пример американского народного ужаса. [ 30 ]
В телесериалах 2020-х годов, таких как «Третий день» и «Красный король», традиция народных ужасов продолжилась. [ 31 ] [ 32 ]
Видеоигры
[ редактировать ]Darkwood — это игра ужасов на выживание, выпущенная в 2017 году компанией Acid Wizard Studios, в которой широко используются образы и темы народных ужасов, в частности сельский изоляционизм, сочетая их с элементами телесного ужаса . [ 33 ]
Mundaun — это фолк-хоррор от первого лица 2021 года от швейцарского разработчика Hidden Fields. Атмосферу и образы сравнивают с народными фильмами ужасов Бена Уитли и Роберта Эггерса. [ 34 ]
The Excavation of Hob's Barrow — это приключенческая игра в жанре фолк-хоррор, разработанная Cloak and Dagger Games и изданная Wadjet Eye Games в 2022 году. Игроки берут на себя роль антиквара , который пытается раскопать загадочный курган в сельской местности Северной Англии. в эпоху поздней викторианской эпохи . [ 35 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Мерфи, Бернис М. (23 июля 2019 г.). «За пределами Мидсоммара: «народный ужас» в популярной художественной литературе» . Ирландские Таймс . Проверено 12 ноября 2019 г. .
- ^ Херли, Эндрю Майкл (28 октября 2019 г.). «Черти и разврат: почему мы любим пугаться народного ужаса» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 5 февраля 2020 г.
- ^ Макдональд, Кейт; Джонсон, Уэйн (2021). Современная готика и фильмы ужасов . Гимн Пресс. стр. 57–59.
- ^ Уайт, Джемма (6 ноября 2023 г.). «Что такое народный хоррор? Культы, средневековое колдовство и языческая символика образуют сюжеты жанра» . Национальный . Проверено 20 декабря 2023 г.
- ^ Гиоль, Клементина (15 февраля 2022 г.). «Язычество в поздней викторианской литературе (1891–1904): страх, фантазии и мифотворчество» (PDF) . Гуманитарные и социальные науки . Университет Клермон-Овернь .
- ^ Перес Куэрво, Мария Дж (2019). «Из его крови вырастет урожай». Морозник . 1 (Проблема жертвоприношения): 24–31.
- ^ Фаулз, Джон (1966). Маг . Лондон: Джонатан Кейп. п. 456.
- ^ Купер, Род (апрель 1970 г.). «Исследование народных ужасов из Хелмдейла и Чилтона» (PDF) . Кайн Еженедельник .
- ^ Лайонс, Кевин (2 мая 2018 г.). «Кровь на когте Сатаны» . Обзор EOFFTV .
- ^ Симпсон, MJ (2004). Кровь на когте сатаны: Один страшный фильм о коже (230 изд.). Фангория . п. 72.
- ^ Кларк, Дональд. «История ужасов Марка Гэтисса» . Айриш Таймс . Архивировано из оригинала 5 ноября 2010 года . Проверено 2 ноября 2010 г.
- ^ «История ужасов с Марком Гэтиссом - Ужасы домашних графств, эпизод 2/3» . Би-би-си . 18 октября 2010 г.
- ^ Эдгар, Роберт; Джонсон, Уэйн (9 октября 2023 г.). "Введение". Рутледж-компаньон народных ужасов . Рутледж. п. 69. ИСБН 9781032042831 .
- ^ Jump up to: а б с д Сковелл, Адам (26 июля 2018 г.). «С чего начать народный хоррор» . Британский институт кино .
- ^ Сковелл, Адам (3 мая 2017 г.). Народные ужасы: ужасные часы и странные дела . Лейтон Баззард: автор. п. 13. ISBN 978-1911325222 .
- ^ Jump up to: а б Мило, Мэтью (25 апреля 2015 г.). «Черный Водолей» . Архив от 4 .
- ↑ Темные леса и заколдованные дни: история народных ужасов (2021) [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б с Ингхэм, Говард Дэвид (2023). «Тайные силы притяжения: народные ужасы в культурном контексте». В Бэконе, Саймоне (ред.). Будущие народные ужасы: современные тревоги и возможное будущее . Роуман и Литтлфилд. стр. 27–41. ISBN 9781666921243 .
- ^ Брэдшоу, Питер (16 июня 2021 г.). «В обзоре Земли: триповый оккультный ужас Бена Уитли — прекрасное возвращение к форме» . Хранитель . Проверено 2 марта 2024 г.
- ^ Уэйтс, Мартин (4 декабря 2019 г.). «Так что же такое на самом деле народный ужас?» . Журнал «Странд» .
- ^ Аллен, Джереми (13 января 2023 г.). «Энис Мен, жуткий корнуэльский народный хоррор о волонтере, занимающемся дикой природой» . другой маг.com . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Феррарезе, Марко. « Новые виды монстров: рост популярности фильмов ужасов в Юго-Восточной Азии» . Аль Джазира . Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Ужасающий народный фильм ужасов, который можно номинировать на Оскар» . Независимый . 25 января 2021 г. Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ «В логово дьявола» . Почта Бангкока . Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ Сковелл, Адам (24 октября 2019 г.). «10 великих, но малоизвестных народных фильмов ужасов» . Британский институт кино .
- ^ Анджелини, Серджио. «Мертвая ночь: Экзорцизм» . BFI Screenonline . Проверено 2 января 2020 г.
- ^ «Счастливые дни — Дети камней» . Би-би-си. 4 октября 2012 г.
- ^ «Чудовище — Сказки Западной страны» . Ютуб . 23 июня 2016 г.
- ^ Эдгар, Роберт; Джонсон, Уэйн (9 октября 2023 г.). "Введение". Рутледж-компаньон народных ужасов . Рутледж. п. 4. ISBN 9781032042831 .
- ^ Брюэр, Мэтт (29 июля 2019 г.). «Секретные материалы: 10 самых причудливых и жутких персонажей всех времен» . Экранная ругань . Валнет Инк . Проверено 2 марта 2024 г.
- ^ Уорд, Сара (6 февраля 2021 г.). «Обязательный мини-сериал HBO «Третий день» погружается в тревожные тайны жуткого острова» . Бетонная детская площадка . Проверено 5 мая 2024 г.
- ^ Меллор, Луиза (24 апреля 2024 г.). «Обзор Красного короля: неравномерная смесь народных ужасов и преступлений» . Логово Компьютерщика . Проверено 5 мая 2024 г.
- ^ ФХМ (1 октября 2020 г.). «Идеальные инди-игры для ужасов Хэллоуина!» . Эверанд . Проверено 2 марта 2024 г.
- ^ МакГриви, Нил (7 января 2022 г.). «Игры: народные приключения в жанре ужасов. Мандаун избегает нарезки кубиками в пользу медленно раскрывающейся тайны» . Ирландские новости . Проверено 2 марта 2024 г.
- ^ «Раскопки кургана Хоба — это мастер-класс тревожного ужаса» . Геймер. 18 января 2023 г.