Суеверие
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Часть серии о |
Паранормальное явление |
---|
Суеверие убеждение — это любое или практика , которые непрактикующие считают иррациональными или сверхъестественными , приписываемыми судьбе или магии , предполагаемому сверхъестественному влиянию или страху перед неизвестным. Его обычно применяют к верованиям и практикам, связанным с удачей , амулетами , астрологией , гаданием , духами и некоторыми паранормальными сущностями , особенно с верой в то, что будущие события могут быть предсказаны по конкретным несвязанным предыдущим событиям. [1] [2]
Слово «суеверие» также используется для обозначения религии, не исповедуемой большинством данного общества, независимо от того, содержит ли преобладающая религия предполагаемые суеверия, или для обозначения всех религий, являющихся антирелигиозными . [1]
использование Современное
Определения этого термина различаются, но обычно они описывают суеверия как иррациональные убеждения, противоречащие научным знаниям о мире. Стюарт Вайс предполагает, что «предполагаемый механизм действия суеверия несовместим с нашим пониманием физического мира», а Джейн Райзен добавляет, что эти убеждения не просто ошибочны с научной точки зрения, но и невозможны. [3] [4] Точно так же Лисанн Дамиш определяет суеверие как «иррациональную веру в то, что объект, действие или обстоятельство, логически не связанное с ходом событий, влияет на его результат». [5] [6] Дейл Мартин говорит, что они «предполагают ошибочное понимание причины и следствия, которое отвергается современной наукой». [7] Оксфордский словарь английского языка [8] описывает их как «иррациональные, необоснованные», Мерриам-Вебстер - как «ложную концепцию причинно-следственной связи, убеждений или практики», [9] и Кембриджский словарь как «без знаний человеческого разума или научных знаний». [10] Это представление о суеверных практиках не связано причинно с результатами. [11]
И Вайс, и Мартин утверждают, что то, что считается суеверным, варьируется в зависимости от культуры и времени. По мнению Вайса, «если культура еще не приняла науку в качестве своего стандарта, то то, что мы считаем магией или суеверием, точнее, является местной наукой или религией». [3] Дейл отмечает, что суеверия в наше время часто считаются неуместными и находятся под влиянием современной науки и ее представлений о том, что рационально, а что иррационально, сохранившись как остатки старых популярных верований и практик. [9]
Вайс предполагает, что суеверия не только иррациональны и культурно зависимы, но и играют важную роль; человек, придерживающийся убеждений, ожидает реального эффекта, например, увеличения шансов на выигрыш приза. Это различие исключает практику, когда участники просто ожидают, что их развлекут. [3]
религиозные верования суеверие как Альтернативные
Религиозные практики, которые отличаются от общепринятых религий в данной культуре, иногда называют суеверными; аналогичным образом, новые практики, привнесенные в устоявшуюся религиозную общину, также могут быть названы суеверными в попытке их исключить. Кроме того, чрезмерное проявление набожности часто называют суеверным поведением. [1] [12] [13]
В древности латинский термин superstitio , как и его эквивалент в греческом deisidaimonia , стал ассоциироваться с преувеличенным ритуалом и доверчивым отношением к пророчествам. [14] [8] [1] Греческие и римские политеисты , моделировавшие свои отношения с богами на политических и социальных началах, презирали человека, постоянно трепещущего от страха при мысли о богах, как раб боялся жестокого и капризного господина. Именно такой страх перед богами римляне подразумевали под «суеверием» (Veyne 1987, стр. 211). Дидро Энциклопедия определяет суеверие как «любое излишество религии вообще» и связывает его конкретно с язычеством . [15]
В своей «Прелюдии о вавилонском пленении Церкви » Мартин Лютер , назвавший папство «этим источником и источником всех суеверий», обвиняет пап в суевериях:
Ибо едва ли найдется другое знаменитое епископство, в котором было бы так мало ученых понтификов; только в насилии, интригах и суевериях оно до сих пор превосходило остальных. Ибо люди, занимавшие Римский престол тысячу лет назад, так сильно отличаются от тех, кто с тех пор пришел к власти, что приходится отказать в имени римского понтифика либо первому, либо второму. [16]
Действующий Катехизис Католической Церкви считает суеверие греховным в том смысле, что оно обозначает «извращенное излишество религии», демонстрацию отсутствия доверия к божественному провидению (пункт 2110) и нарушение первой из Десяти заповедей .Катехизис – это защита от обвинений в суеверии католической доктрины :
Суеверие — это отклонение религиозного чувства и обычаев, которые это чувство навязывает. Это может даже повлиять на поклонение, которое мы предлагаем истинному Богу, например, когда кто-то приписывает какое-то магическое значение определенным практикам, которые в противном случае были бы законными или необходимыми. Приписывать эффективность молитв или таинственных знаков их простому внешнему действию, помимо внутреннего расположения, которого они требуют, — значит впадать в суеверие. См. От Матфея 23:16–22 (абз. 2111)
Классификации [ править ]
В книге Дитера Харменинга «Суеверия» суеверия подразделяются на три категории: магия , гадание и обряды. Далее он делит категории обрядов на « знаки » и «время». [2] Подкатегория времени представляет собой временную прогностику, такую как соблюдение различных дней, связанных, например, собачьи дни, египетские дни , прогноз года и лунные дни , где в качестве категории знаков представлены такие признаки, как поведение определенных животных, такие как крики птиц или ржание лошадей или наблюдение комет. или мечты. [2] По мнению Ласло Шандора Шардонненса, подкатегория знаков обычно нуждается в наблюдателе, который может помочь в интерпретации знаков, и такой наблюдатель не обязательно должен быть активным участником наблюдения. [2] По мнению Шардонненса, категория участников гадания должна выходить за рамки простого наблюдения и быть активным участником данного действия. [2] Примерами суеверий, связанных с гаданием, являются судебная астрология , некромантия , гаруспик , жребий , геомантия , аэромантия и пророчество . [2] Шардоннен говорит, что суеверия, относящиеся к категории магии, чрезвычайно герметичны и ритуальны, и их примерами являются колдовство, зелья, заклинания , амулеты и т. д. [2] Шардоннен говорит, что категория наблюдения нуждается в наблюдателе, категория гадания требует, чтобы участник рассказал, что следует наблюдать, тогда как магия требует участника, который должен следовать протоколу, чтобы влиять на будущее, и что эти три типа суеверий требуют возрастающих стадий участия и знаний. . [2]
Шардоннен определяет «прогнозирование» как тот компонент суеверия, который ожидает знания будущего от систематического применения данного ритуала и порядка, [2] и пытается классифицировать высказывание: «Прогнозирование, по-видимому, занимает место где-то между наблюдением и гаданием, из которых из-за главенства временной прогностики наблюдение времени представляется наиболее часто. [2]
Шардоннен относит пророчества к теме гадания; примерами являются пророки Ветхого Завета, библейские типологические аллегории, пятнадцать знамений перед Судным днем и множество пророчеств, выраженных святыми; Шардоннен далее отмечает, что, поскольку многие аспекты религиозного опыта связаны с пророчествами, церковь оправдывает то же самое. [2] Шардоннен говорит, что можно различать те виды пророчеств, которые (1) вдохновлены Богом или сатаной и их приспешниками; (2) «гецинделический»; и (3) примеры «виглунгов» — лишенные божественного или инфернального вдохновения, а также не «гецинделические». Однако на практике большинство, если не все, слов, относящихся к пророчеству, следует истолковывать как вдохновленные. [2]
Критика определений [ править ]
Считать что-либо суеверием обычно уничижительно. Предметы, называемые таковыми в просторечии, обычно называют народной верой в фольклористику . [17]
По словам Ласло Шандора Шардонненса, определения OED отражают оценочные суждения и приписывают «страху и невежеству», но не отражают достаточно справедливости для разработки систем суеверий. [2] Шардоннен говорит, что религиозный элемент в обозначениях OED не понимается как система соблюдения и свидетельствует о вере в высшую силу со стороны составителя словаря. [2]
восприятие Субъективное
Вебстера В «Энциклопедии суеверий» отмечается, что многие суеверия связаны с религией, люди имеют индивидуальные субъективные представления о суевериях друг против друга, люди одной веры, вероятно, будут называть людей другой веры суеверными; Константин считал язычество суеверием; Тацит, с другой стороны, считал христианство пагубным суеверием; Савл из Тарса и Мартин Лютер считали суеверием все, что не было сосредоточено на Христе. [18] По мнению Дейла, разница во взглядах на то, что представляет собой «суеверие», становится очевидной, когда человек переходит из одной культуры в другую. [7]
Этимология [ править ]
Хотя образование латинского слова ясно, от глагола super-stare , «стоять, стоять; выживать», его первоначальный смысл менее ясен. Его можно интерпретировать как «стоять над чем-то в изумлении или трепете». [19] но были предложены и другие возможности, например, чувство чрезмерности , т.е. чрезмерная скрупулезность или чрезмерная церемониальность при выполнении религиозных обрядов, или же сохранение старых, иррациональных религиозных привычек. [20] [21]
Самое раннее известное использование существительного встречается у Плавта , Энния , а затем у Плиния в значении искусства гадания . [22] Судя по его использованию в классической латыни Ливия ; и Овидия , он используется в уничижительном смысле, который он имеет сегодня, в отношении чрезмерного страха перед богами или необоснованной религиозной веры в отличие от religio , правильного, разумного благоговения перед богами. Цицерон получил этот термин от слова superstitiosi , букв. «оставшиеся», т.е. «выжившие», «потомки», связывая это с чрезмерной тревогой родителей в надежде, что их дети переживут их и совершят необходимые им погребальные обряды. [23]
По словам Майкла Дэвида Бейли, именно благодаря использованию Плиния Магия приблизилась к суеверию; и обвинения в суеверии были впервые выдвинуты римскими властями против своих христианских подданных. В свою очередь, раннехристианские писатели объявляли все римские и языческие культы суеверными, поклоняющимися ложным богам, падшим ангелам и демонам. Именно в христианском понимании почти все формы магии стали называть формами суеверий. [24]
Суеверия и психология [ править ]
Происхождение [ править ]
Перспектива бихевиоризма
В 1948 году поведенческий психолог Б. Ф. Скиннер статью опубликовал в «Журнале экспериментальной психологии» , в которой описал своих голубей, демонстрирующих, по всей видимости, суеверное поведение. Один голубь делал повороты в клетке, другой покачивал головой маятниковыми движениями, а третьи также демонстрировали множество других поведений. Поскольку все эти действия совершались ритуально в попытке получить еду из раздатчика, хотя раздатчик уже был запрограммирован на выдачу еды через заданные промежутки времени независимо от действий голубей, Скиннер считал, что голуби пытались повлиять на свое кормление. запланировать, выполнив эти действия. Затем он расширил это до предположения о природе суеверного поведения людей. [25]
Теория Скиннера о том, что суеверия являются природой поведения голубей, была оспорена другими психологами, такими как Стаддон и Зиммельхаг, которые выдвинули теорию альтернативного объяснения поведения голубей. [26]
Несмотря на противоречия в интерпретации Скиннером причин суеверного поведения его голубей, его концепция режима подкрепления использовалась для объяснения суеверного поведения у людей. Первоначально в исследованиях Скиннера на животных «некоторые голуби реагировали до 10 000 раз без подкрепления, хотя изначально их обучали на основе периодического подкрепления ». [27] По сравнению с другими схемами подкрепления (например, фиксированным соотношением и фиксированным интервалом) такое поведение также было наиболее устойчивым к исчезновению . [27] Это называется эффектом частичного подкрепления , и его использовали для объяснения суеверного поведения людей. Если быть более точным, этот эффект означает, что всякий раз, когда человек выполняет действие, ожидая подкрепления, и кажется, что оно не последовало, это на самом деле создает у человека чувство настойчивости. [28]
/ когнитивная перспектива Эволюционная
С более простой точки зрения, естественный отбор будет иметь тенденцию усиливать тенденцию к созданию слабых ассоциаций или эвристик слишком обобщенных . Если создание правильных ассоциаций дает большое преимущество выживания, то это перевешивает негативные последствия создания множества неправильных, «суеверных» ассоциаций. [29] Также утверждалось, что между ОКР и суевериями может быть связь. [30] Утверждается, что суеверия – это, в конце концов, давние убеждения, основанные на совпадениях и/или культурных традициях, а не на логике и фактах. [31]
ОКР, связанное с суевериями, часто называют «магическим мышлением». [32] Люди с такого рода проявлениями ОКР считают, что если они не доведут до конца определенное принуждение, то с ними или с другими произойдет что-то плохое. Суеверное ОКР, хотя и может возникнуть у любого человека с ОКР, чаще встречается у людей с религиозным прошлым или у людей, выросших в культуре, которая верит в магию и выполняет ритуалы. [33] Как уже говорилось в статье выше, суеверия и пророчества иногда связаны друг с другом. Люди с религиозным или суеверным ОКР могут иметь принуждения и выполнять ритуалы или действия, чтобы исполнить пророчество или приблизиться к нему. [34] [35] Люди с ОКР с «магическим мышлением» могут осознавать, что выполнение действия на самом деле не «спасет» кого-то, но страх, что, если они не выполнят определенное поведение, кто-то может пострадать, настолько непреодолим, что они делают это просто для уверенности. . Люди с суеверным ОКР изо всех сил стараются избежать чего-то, что считается «неудачным». Например, 13-й этаж здания, 13-я комната, определенные числа или цвета, потому что, если они не верят, они верят, что может произойти что-то ужасное. Хотя суеверное ОКР может работать и наоборот, когда человек всегда будет носить определенный предмет одежды или украшения или носить определенный предмет, как сумку, потому что это приносит ему «удачу» и позволяет происходить хорошим вещам. [32]
Недавняя теория Джейн Райзен предполагает, что суеверия — это интуиция, которую люди признают ошибочной, но соглашаются, а не исправляют ее, когда она возникает как интуитивная оценка ситуации. Ее теория опирается на модели двойного процесса рассуждения. С этой точки зрения суеверия являются результатом рассуждений «Системы 1», которые не исправляются, даже если их улавливает «Система 2». [4]
Механизмы [ править ]
Люди, кажется, верят, что суеверия влияют на события, изменяя вероятность возможных в данный момент результатов, а не создавая новые возможные результаты. Например, на спортивных мероприятиях считается, что счастливый ритуал или предмет увеличивают вероятность того, что спортсмен выступит на пике своих способностей, а не увеличивают его общие способности в этом виде спорта. [36]
Психолог Стюарт Вайс отметил, что примерно до 2010 года «[большинство] исследователей полагали, что суеверия иррациональны, и сосредоточили свое внимание на выяснении того, почему люди суеверны». Далее Вайс описал исследования, изучавшие взаимосвязь между представлениями и суеверными ритуалами. Предварительная работа показала, что такие ритуалы могут снизить стресс и тем самым улучшить производительность, но, по словам Вайса, «...не потому, что они суеверны, а потому, что это ритуалы... Так что настоящего волшебства не существует, но есть немного успокаивающей магии при выполнении ритуальной последовательности перед тем, как приступить к напряженной деятельности... Подойдет любой старый ритуал». [37] [38]
Происшествие [ править ]
Люди склонны приписывать события сверхъестественным причинам (в психологических терминах «внешним причинам») чаще всего при двух обстоятельствах.
- Люди с большей вероятностью припишут событие суеверной причине, если оно маловероятно, чем если оно вероятно. Другими словами, чем удивительнее событие, тем больше вероятность того, что оно вызовет сверхъестественное объяснение. Считается, что это проистекает из эффектной мотивации – базового желания осуществлять контроль над своим окружением. Когда никакая естественная причина не может объяснить ситуацию, приписывание события суеверной причине может дать людям некоторое чувство контроля и способность предсказывать, что произойдет в их окружении. [39]
- Люди с большей вероятностью припишут событие суеверной причине, если оно отрицательное, чем положительное. Это называется предвзятостью негативного агентства . [40] Болельщики «Бостон Ред Сокс», например, объясняли неспособность своей команды выиграть мировую серию на протяжении 86 лет проклятием Бамбино: проклятием, наложенным на команду за то, что она обменяла Бэйба Рута в «Нью-Йорк Янкиз», чтобы владелец команды мог профинансировать бродвейский мюзикл. Однако, когда «Ред Сокс», наконец, выиграли мировую серию в 2004 году, успех команды был объяснен мастерством команды и усилиями нового владельца и генерального менеджера по восстановлению. Чаще всего люди склонны воспринимать свой компьютер как действующий в соответствии со своими собственными намерениями, когда он неисправен, а не функционировать должным образом. [39]
Поведение потребителей [ править ]
Согласно аналитике потребительского поведения Джона К. Моуэна и др., суеверия используются как эвристический инструмент , следовательно, они влияют на разнообразное поведение потребителей. [41] [11] Джон С. Моуэн и др. говорит, что после принятия во внимание набора предшествующих суеверий можно сказать, что они предсказывают широкий спектр потребительских убеждений, таких как убеждения в астрологии или распространенные негативные суеверия (например, боязнь черных кошек). Общая склонность к суеверности приводит к устойчивому темпераменту к азартным играм, участию в рекламных играх, инвестициям в акции, рассылке суеверных электронных писем, хранению талисманов на удачу, проявлению спортивных фанатов и т. д. [41] [11] Кроме того, по оценкам, каждую пятницу, 13-го, люди теряют от 700 до 800 миллионов долларов из-за отказа людей путешествовать, покупать важные товары или вести дела. [42]
и Суеверия политика
Древнегреческий историк Полибий в своих «Историях» использует слово «суеверие», объясняя, что в Древнем Риме эта вера поддерживала сплоченность империи , действуя как инструмент правления . [43]
Противодействие суевериям [ править ]
В классическую эпоху существование богов активно обсуждалось как среди философов, так и среди богословов, вследствие чего возникло противодействие суевериям. Стихотворение De rerum natura , написанное римским поэтом и философом Лукрецием, еще больше развило противодействие суевериям. Цицерона Работа De natura deorum также оказала большое влияние на развитие современной концепции суеверий, а также самого слова. Там, где Цицерон различал суеверие и религию , Лукреций использовал только слово religio . Цицерон , для которого суеверие означало «чрезмерный страх перед богами», писал, что « суеверие, нон религио, tollenda est », что означает, что следует отменить только суеверие, а не религию. Римская империя также издавала законы, осуждающие тех, кто возбуждал в других чрезмерный религиозный страх. [44]
В средние века идея влияния Бога на мировые события практически не подвергалась сомнению. Испытания тяжелыми испытаниями были довольно частыми, хотя Фридрих II (1194–1250 гг. н.э. ) был первым королем, который прямо запретил испытания тяжелыми испытаниями, поскольку они считались «иррациональными». [45]
Повторное открытие утраченных классических произведений ( «Возрождение» ) и научный прогресс привели к неуклонно растущему неверию в суеверия. новый, более рационалистический В экзегезе начал использоваться взгляд. Противодействие суевериям занимало центральное место в эпоху Просвещения . Первым философом, который осмелился критиковать суеверия публично и в письменной форме, был Барух Спиноза , который был ключевой фигурой в эпоху Просвещения. [46]
Региональные и национальные суеверия [ править ]
Большинство суеверий возникло на протяжении веков и уходит корнями в региональные и исторические обстоятельства, такие как религиозные верования или природная среда. Например, во многих азиатских странах, включая Китай, считается, что гекконы имеют лечебную ценность. [47]
В Китае фэн-шуй — это система убеждений, согласно которой разные места имеют негативные последствия, например, что комната в северо-западном углу дома «очень плохая». [48] Точно так же число 8 является « счастливым числом » в Китае , поэтому на китайском рынке жилья оно встречается чаще, чем любое другое число. [48]
Животные [ править ]
В мире существует множество разных животных, с которыми связаны суеверия. Людям на Западе знакома примета о черной кошке, перебежавшей дорогу. Машинисты-локомотивисты считают, что заяц, перебежавший дорогу, – к неудаче. [49] По данным Международного союза охраны природы (МСОП), гигантский муравьед ( Myrmecophaga tridactyla ) стал объектом нападения автомобилистов в регионах Бразилии, которые не хотят, чтобы это существо перешло дорогу перед ними и принесло им неудачу. [50]
Числа [ править ]
Определенные числа имеют значение для определенных культур и сообществ. В зданиях часто не упоминаются определенные этажи на панелях лифтов, и существуют специальные термины для людей, испытывающих сильное отвращение к определенным номерам. [51] Трискайдекафобия , например, — это боязнь числа 13. [52] Точно так же в странах Восточной Азии распространенной практикой является избегать употребления цифры 4. Она представляет или может быть переведена как «смерть или умри». Это известно как тетрафобия (от древнегреческого τετράς (tetrás) «четыре» и древнегреческого φόβος (фобос) «страх»). Распространенным суеверием является страх перед числом 666, данным как число зверя в библейской Книге Откровения . Этот страх называется гексакосиогексеконтагексафобией.
Объекты [ править ]
Есть много предметов, связанных с суевериями. Во время Великой депрессии люди часто носили с собой кроличью лапку. [53] Во время эпидемии коронавируса люди в некоторых частях Индонезии делали тетек мелек — традиционную домашнюю маску из листьев кокосовой пальмы, которую вешали в дверных проемах, чтобы обеспечить безопасность жителей. [ нужна ссылка ]
Согласно суевериям, разбитое зеркало приносит семь лет неудач . [54] От Древнего Рима до Северной Индии с зеркалами обращались осторожно, а иногда вообще избегали их использования. [53]
Подковы издавна считались приносящими удачу. Мнения относительно того, с какой стороны следует прибивать подкову, разделились. Некоторые говорят, что концы должны быть направлены вверх, чтобы подкова ловила удачу, а концы, направленные вниз, позволяют потерять удачу; другие говорят, что нужно указывать вниз, чтобы удача обрушилась на тех, кто входит в дом. Суеверные моряки верят, что прибивание к мачте подковы поможет их судну избежать шторма. [55]
В Китае тысячелистник и черепаховый панцирь считаются приносящими удачу, а с метлами связано множество суеверий. Пользоваться метлой в течение трех дней до нового года считается плохой приметой, так как это сметет удачу. [56]
Действия [ править ]
Обычные действия на Западе включают в себя не проходить под лестницей, не прикасаться к дереву, не бросать соль через плечо и не открывать зонтик внутри. В Китае считается, что ношение определенных цветов приносит удачу. [56]
«Сломать ногу» — типичная английская идиома, используемая в контексте театра или других исполнительских видов искусства, чтобы пожелать исполнителю « удачи ». Ироничное или небуквальное высказывание неопределенного происхождения ( мертвая метафора ) «сломать ногу» обычно говорят актерам и музыкантам перед тем, как они выйдут на сцену для выступления или перед прослушиванием . В английском языке (хотя оно может происходить из немецкого языка) это выражение, вероятно, впервые было использовано в этом контексте в Соединенных Штатах в 1930-х или, возможно, 1920-х годах. [57] изначально задокументировано без каких-либо специфических театральных ассоциаций. Среди профессиональных танцоров традиционная поговорка — не «сломать ногу», а французское слово « merde ». [58]
Некоторые суеверные действия имеют практическое происхождение. Открытие зонтика внутри Лондона восемнадцатого века было сопряжено с физической опасностью, поскольку тогда зонтики представляли собой неуклюжие пружинные механизмы с металлическими спицами и «настоящую опасность открывать в помещении». [59]
Еще одно суеверие, имеющее практическое происхождение, - это кратковременное дуновение влево и вправо перед пересечением железнодорожных путей для безопасного путешествия, поскольку человек, участвующий в этом действии, смотрит в обе стороны. [60]
См. также [ править ]
- Суеверия в Британии
- Антропология - научное исследование человека, человеческого поведения и общества.
- Проклятие - сверхъестественное препятствие или заклинание, призванное создать такое препятствие.
- Элитная религия - форма религии, которую лидеры считают официальной.
- Экзорцизм – изгнание духовных сущностей из человека или места.
- Вера – уверенность или доверие к человеку, предмету или концепции.
- Фатализм - Семья философских учений.
- Фольклор – выразительная культура, разделяемая отдельными группами.
- Бог пробелов - Теологический аргумент
- Наука о наследии - Междисциплинарные научные исследования культурного наследия.
- Исследования наследия - академическая дисциплина, связанная с культурным наследием.
- Джеймс Рэнди – канадско-американский фокусник и скептик (1928–2020)
- Культура Куай Куай - современные тайваньские обычаи.
- Живая религия - Религия, практикуемая в повседневной жизни.
- Оккультизм – знание скрытого или паранормального.
- Паранормальные явления - предполагаемые явления, выходящие за рамки обычного научного понимания.
- Предвидение – паранормальное видение будущего
- Лженаука – ненаучные утверждения, ошибочно представленные как научные.
- Связь между религией и наукой
- Священные тайны - необъяснимые или тайные религиозные явления.
- Синхронность - юнгианская концепция значимости акаузальных совпадений.
- Традиция – давний обычай или убеждение.
- Городская легенда - форма современного фольклора.
Библиография [ править ]
- Ибодуллаева Мафтуна Хабибуллаевна. «СУЕВЕРИЯ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ: ВЗГЛЯД ИЗ ЛИНГВАКУЛЬТУРОЛОГИИ». Международный междисциплинарный исследовательский журнал Galaxy , том. 10, нет. 1 января 2022 г., стр. 61–65, https://www.giirj.com/index.php/giirj/article/view/959.
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Вайс, Стюарт А. (2000). Вера в магию: Психология суеверий . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. стр. 19–22. ISBN 978-0-1951-3634-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Шардоннен, LS (1 января 2007 г.). Глава четвертая. Суеверия и предсказания . Брилл. ISBN 978-90-474-2042-2 . Архивировано из оригинала 18 января 2021 года . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Вайс, Стюарт (2020). Суеверие: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0198819257 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Восставший, Джейн Л. (2016). «Верить в то, во что не верим: согласие с суеверными убеждениями и другими сильными интуициями». Психологический обзор . 123 (2): 182–207. дои : 10.1037/rev0000017 . ПМИД 26479707 . S2CID 14384232 .
- ^ Дамиш, Лисанн; Стоберок, Барбара; Мюссвайлер, Томас (1 июля 2010 г.). «Держите пальцы скрещенными!: Как суеверия повышают производительность» . Психологическая наука . 21 (7): 1014–1020. дои : 10.1177/0956797610372631 . ISSN 0956-7976 . ПМИД 20511389 . S2CID 8862493 .
- ^ Тосяли, Фуркан; Актас, Бусра (1 декабря 2021 г.). «Уменьшает ли тренировка аналитического мышления суеверные убеждения? Связь между аналитическим мышлением, внутренней религиозностью и суеверными убеждениями» . Личность и индивидуальные различия . 183 : 111122. doi : 10.1016/j.paid.2021.111122 . ISSN 0191-8869 . S2CID 237658088 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мартин, Дейл Б. (30 июня 2009 г.). Изобретение суеверий . Издательство Гарвардского университета. стр. 10–20. ISBN 978-0-674-04069-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б "суеверие, н." ОЭД онлайн . Издательство Оксфордского университета . Сентябрь 2021 года . Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Определение СУЕВЕРИЯ» . www.merriam-webster.com . Архивировано из оригинала 7 октября 2008 года . Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ «Значение суеверия в Кембриджском словаре английского языка» . словарь.cambridge.org . Архивировано из оригинала 8 ноября 2018 года . Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Карлсон, Брэд Д.; Моуэн, Джон К.; Фанг, Сян (2009). «Суеверия и потребительское поведение: новая концепция, измерение и первоначальные исследования» . Психология и маркетинг . 26 (8): 691 из 689–713. дои : 10.1002/март 20295 . ISSN 1520-6793 . Архивировано из оригинала 18 января 2021 года . Проверено 3 января 2021 г.
- ^ «Суеверие» . словарь.cambridge.org . Архивировано из оригинала 8 ноября 2018 года . Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ Сельберг, Торунь (декабрь 2003 г.). «Серьезно относиться к суевериям» (PDF) . Фольклор . 114 (3): 297–306. дои : 10.1080/0015587032000145342 . JSTOR 30035120 . S2CID 145299302 – через JSTOR.
- ^ Шайд, Джон (7 марта 2016 г.). «Суеверие» . Оксфордская исследовательская энциклопедия классической литературы . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.6150 . ISBN 978-0-19-938113-5 . Архивировано из оригинала 1 июля 2022 года . Проверено 1 июля 2022 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Луи, шевалье де Жокур (биография) (10 октября 2010 г.). «Суеверие» . Энциклопедия Дидро и Даламбера – совместный проект перевода . Архивировано из оригинала 19 ноября 2015 года . Проверено 1 апреля 2015 г.
- ^ Лютер, Мартин (1915). «Вавилонский плен § Таинство соборования» . В Джейкобсе, Генри Эйстер; Шпет, Адольф (ред.). Работы Мартина Лютера: с инструкциями и примечаниями . Том. 2. Перевод Штайнхойзера, Альберта Т.В. Филадельфия: AJ Holman Company. п. 291. ИСБН 9780722221235 . LCCN 15007839 . ОСЛК 300541097 .
Ибо едва ли найдется другое знаменитое епископство, в котором было бы так мало ученых понтификов; только в насилии, интригах и суевериях оно до сих пор превосходило остальных. Ибо люди, занимавшие Римский престол тысячу лет назад, так сильно отличаются от тех, кто с тех пор пришел к власти, что приходится отказать в имени римского понтифика либо первому, либо второму.
- ^ Для обсуждения см., например, Жоржа, Роберта А. и Джонса, Майкла Оуэна. 1995. Фольклористика: Введение , с. 122. Издательство Университета Индианы . ISBN 0253329345 .
- ^ Вебстер, Ричард (8 сентября 2012 г.). Энциклопедия суеверий . Ллевеллин по всему миру. стр. xi. ISBN 978-0-7387-2561-1 .
- ^ «происходит от стояния на месте над чем-то или рядом с ним; следовательно, изумление, изумление, страх, особенно перед божественным или сверхъестественным». Чарльтон Т. Льюис, Чарльз Шорт, Латинский словарь. Архивировано 8 августа 2020 года в Wayback Machine .
- ^ Оксфордский латинский словарь . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. 1982.
- ^ Цуркан, Роберт (1996). Культы Римской империи . Невилл, Антония (пер.). Оксфорд, Англия: Блэквелл. стр. 10–12 . ISBN 978-0-631-20047-5 . . Оксфордский словарь английского языка (второе изд.). Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. 1989.
Этимологическое значение слова L. superstitio, возможно, такое: «стоять над чем-то в изумлении или трепете». Были предложены и другие интерпретации буквального значения, например, «чрезмерная преданность, чрезмерная скрупулезность или чрезмерная церемониальность в религии» и «переживание старых религиозных привычек среди нового порядка вещей»; но такие идеи чужды древнеримской мысли.
- ^ Мануэла Симеони (4 сентября 2011 г.). «Uso della parola superstitio contro i pagani» (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 19 ноября 2015 года . Проверено 3 августа 2015 г.
- ^ Цицерон , De Natura Deorum II , 28 (32), цитируется в Вагенворт, Хендрик (1980). Пиетас: избранные исследования римской религии . Лейден, Нидерланды: Brill. п. 236 . ISBN 978-90-04-06195-8 .
- ^ Бейли, Майкл Дэвид, 1971– (2007). Магия и суеверия в Европе: краткая история от древности до наших дней . Лэнхэм: паб Rowman & Littlefield. ISBN 978-0-7425-3386-8 . OCLC 70267160 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Скиннер, Б.Ф. (1948). « Суеверие у голубя» . Журнал экспериментальной психологии . 38 (2): 168–172. дои : 10.1037/h0055873 . ПМИД 18913665 . S2CID 22577459 . Архивировано из оригинала 21 ноября 2019 года . Проверено 27 августа 2007 г.
- ^ Стаддон, Дж. Э. и Зиммельхаг, В. Л. (1971). «Эксперимент «суеверия»: пересмотр его последствий для принципов адаптивного поведения». Психологический обзор . 78 (1): 3–43. дои : 10.1037/h0030305 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шульц и Шульц (2004, 238). [ нужна полная цитата ]
- ^ Карвер, Чарльз С. и Шайер, Майкл (2004). Взгляды на личность . Аллин и Бэкон. п. 332. ИСБН 978-0-205-37576-9 .
- ^ Фостер, Кевин Р.; Кокко, Ханна (2009). «Эволюция суеверного и суеверного поведения» . Труды Королевского общества B: Биологические науки . 276 (1654): 31–7. дои : 10.1098/rspb.2008.0981 . ПМЦ 2615824 . ПМИД 18782752 .
- ^ де Сильва, Падмал и Рахман, Стэнли (2004) Обсессивно-компульсивное расстройство , Oxford University Press, стр. 34, ISBN 0198520824 .
- ^ Университет Манчестер Метрополитен. «История, Манчестерский столичный университет» . Манчестерский столичный университет . Проверено 17 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Магическое мышление ОКР: чрезмерные суеверия» . 20 января 2024 г. Проверено 2 июля 2024 г.
- ^ «Чрезмерные суеверия при ОКР – за пределами ОКР» . Проверено 2 июля 2024 г.
- ^ Бейкер, Дерек. «Моя битва с религиозным ОКР» . www.churchofjesuschrist.org . Проверено 2 июля 2024 г.
- ^ Мокан, Наси Х.; Ю, Хан (август 2017 г.), Могут ли суеверия стать самоисполняющимся пророчеством? Школьные результаты детей-драконов Китая (рабочий документ), серия рабочих документов, doi : 10.3386/w23709 , получено 2 июля 2024 г.
- ^ Хамерман, Эрик Дж.; Морведж, Кэри К. (1 марта 2015 г.). «Опота на удачу при определении того, какие цели достижения вызывают суеверное поведение». Бюллетень личности и социальной психологии . 41 (3): 323–335. дои : 10.1177/0146167214565055 . ISSN 0146-1672 . ПМИД 25617118 . S2CID 1160061 .
- ^ Вайс, Стюарт (2018). «Работают ли суеверные ритуалы?» . Скептический исследователь . 42 (2): 32–34. Архивировано из оригинала 3 июня 2018 года . Проверено 3 июня 2018 г.
- ^ Вайс, Стюарт (апрель 2020 г.). «Навязчивые идеи и компульсии: помогают ли суеверные ритуалы справиться с тревогой?». Скептический исследователь . 44 (2): 52.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вайц, Адам; Морведж, Кэри К.; Эпли, Николас; Монтелеоне, Джордж; Гао, Цзя-Хун; Качиоппо, Джон Т. (2010). «Обретение смысла через обретение разума: эффективная мотивация увеличивает антропоморфизм». Журнал личности и социальной психологии . 99 (3): 410–435. CiteSeerX 10.1.1.206.2736 . дои : 10.1037/a0020240 . ПМИД 20649365 .
- ^ Морведж, Кэри К. (2009). «Предвзятость негатива при приписывании внешнего агентства». Журнал экспериментальной психологии: Общие сведения . 138 (4): 535–545. CiteSeerX 10.1.1.212.2333 . дои : 10.1037/a0016796 . ПМИД 19883135 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карлсон, Брэд Д.; Моуэн, Джон К.; Фанг, Сян (2009). «Суеверия и потребительское поведение: новая концепция, измерение и первоначальные исследования» . Психология и маркетинг . 26 (8): 689–713. дои : 10.1002/март 20295 . ISSN 1520-6793 . Архивировано из оригинала 18 января 2021 года . Проверено 3 января 2021 г.
- ^ CNBC (13 августа 2010 г.). «Пятница, 13-е, означает миллионы потерянных денег в бизнесе и производительности» . www.cnbc.com . Архивировано из оригинала 2 июня 2023 года . Проверено 2 июня 2023 г.
- ^ Гай, Жозефина М. (2007) Полное собрание сочинений Оскара Уайльда , Oxford University Press, Том IV, стр. 337, ISBN 0191568449 .
- ^ «Использование суеверий под паролем против язычества» . www.giornopaganomemoria.it . Архивировано из оригинала 19 ноября 2015 года . Проверено 3 августа 2015 г.
- ^ «Но был ли швабский император консерватором или новатором?» . Архивировано из оригинала 29 апреля 2015 года.
- ^ Уилсон, Хелен Джуди; Рейл, Питер Ханнс (2004). Энциклопедия Просвещения . Нью-Йорк: факты в архиве. п. 577 . ISBN 978-0-8160-5335-3 .
. . . приравнивая все христианские верования, кроме тех, которые доступны невооруженному разуму, к суевериям. . .
- ^ Вагнер, П.; Диттманн, А. (2014). «Лекарственное использование геккона геккона (Squamata: Gekkonidae) оказывает воздействие на агамидных ящериц» . Саламандра . 50 : 185–186. Архивировано из оригинала 30 января 2020 года . Проверено 30 января 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Никез, Александр (16 января 2020 г.). «Суеверия и китайский рынок недвижимости | Скептический исследователь» . Архивировано из оригинала 27 января 2020 года . Проверено 29 января 2020 г.
- ^ Коуэн, Джеймс (1 сентября 1928 г.). «Романтика железной дороги». Журнал железных дорог Новой Зеландии . 3 (5): 36 – через Университет Виктории в Веллингтоне.
- ^ «Животные, которым вредят суеверия | BBC Earth» . www.bbcearth.com . Архивировано из оригинала 28 июля 2022 года . Проверено 28 июля 2022 г.
- ^ «Больше не нужно пропускать номера 4, 13, 14, 24 в номерах этажей в Ванкувере» . Ванкуверсан . Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 года . Проверено 28 июля 2022 г.
- ^ «Суеверные цифры во всем мире» . Культура . 14 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 30 июня 2022 г. Проверено 28 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Натали Волчовер (19 сентября 2011 г.). «Удивительное происхождение 9 распространенных суеверий» . www.livscience.com . Архивировано из оригинала 27 ноября 2020 года . Проверено 28 июля 2022 г.
- ^ «Разбить зеркало – значение разбитого зеркала» . Зеркальная история . Архивировано из оригинала 13 апреля 2017 года . Проверено 12 апреля 2017 г.
- ^ «Удача и подковы» . Indeepinfo.com. Архивировано из оригинала 29 октября 2019 года . Проверено 19 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Китайские обычаи, суеверия и традиции» . us.mofcom.gov.cn . Архивировано из оригинала 28 июля 2022 года . Проверено 28 июля 2022 г.
- ^ «Сломать ногу» . Всемирные слова. Архивировано из оригинала 3 апреля 2007 года . Проверено 24 апреля 2007 г.
- ^ МакКоннелл, Джоан; МакКоннелл, Тина (1977). Балет как язык тела . Харпер и Роу. ISBN 0-06-012964-6 .
- ^ Вера, Чарльз (1989). Панати Необычайное происхождение повседневных вещей Нью-Йорк. ISBN 0-06-096419-7 . ОСЛК 20521056 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «TrackSAFE – суеверие о безопасности на железнодорожном транспорте» . tracksafe.co.nz . Архивировано из оригинала 18 января 2023 года . Проверено 28 июля 2022 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Хан К.А., Айгерим Д., Яншэн В. и др. Сравнение суеверных верований и ритуалов в буддизме и исламе. Пасторальный психол 73 , 133–145 (2024). https://doi.org/10.1007/s11089-023-01057-z
Внешние ссылки [ править ]
- Откуда берутся суеверия. Архивировано 2 января 2012 года в Wayback Machine : слайд-шоу журнала Life.
- Суеверия в России.