Jump to content

Лженаука

Страница полузащищена

Типичная френологическая таблица 19-го века: В 1820-х годах френологи утверждали, что разум расположен в областях мозга, и подверглись нападкам за сомнение в том, что разум исходит из нематериальной души. Их идея читать «шишки» на черепе для прогнозирования черт личности позже была дискредитирована. [1] [2] Френологию впервые назвали лженаукой в ​​1843 году и продолжают считать таковой. [3]

Псевдонаука состоит из утверждений, убеждений или практик, которые претендуют на звание одновременно научных и фактических, но несовместимы с научным методом . [Примечание 1] Лженаука часто характеризуется противоречивыми, преувеличенными или неопровержимыми утверждениями ; опора на предвзятость подтверждения, а не на строгие попытки опровержения; отсутствие открытости для оценок со стороны других экспертов ; отсутствие системности при разработке гипотез ; и продолжающаяся приверженность еще долгое время после того, как псевдонаучные гипотезы были экспериментально дискредитированы. [4] Это не то же самое, что мусорная наука . [7]

Демаркация между наукой и лженаукой имеет научные , философские и политические последствия. [8] Философы спорят о природе науки и общих критериях проведения границы между научными теориями и псевдонаучными убеждениями, но существует широко распространенное мнение, «что креационизм , астрология , гомеопатия , фотография Кирлиана , биолокация , уфология , теория древних астронавтов , отрицание Холокоста , великовский катастрофизм и отрицание изменения климата — это псевдонаука». [9] Это имеет последствия для здравоохранения , использования экспертных заключений и взвешивания экологической политики . [9] Недавние эмпирические исследования показали, что люди, которые придерживаются псевдонаучных убеждений, обычно демонстрируют более низкие критерии доказательности, а это означает, что им часто требуется значительно меньше доказательств, прежде чем прийти к выводам. Это можно назвать предвзятостью «поспешных выводов», которая может увеличить распространение псевдонаучных убеждений. [10] Борьба с лженаукой является частью научного образования и развития научной грамотности. [11] [12]

Лженаука может иметь опасные последствия. Например, псевдонаучный антипрививочный активизм и пропаганда гомеопатических средств в качестве альтернативных методов лечения заболеваний могут привести к тому, что люди будут отказываться от важных медицинских процедур, имеющих очевидную пользу для здоровья, что приведет к смерти и ухудшению здоровья. [13] [14] [15] Более того, люди, отказывающиеся от законного медицинского лечения инфекционных заболеваний, могут подвергнуть риску других. Псевдонаучные теории о расовых и этнических классификациях привели к расизму и геноциду .

Термин «псевдонаука» часто считается уничижительным , особенно его авторами, поскольку он предполагает, что что-то представляется как наука неточно или даже обманчиво. Поэтому те, кто практикует или защищает псевдонауку, часто оспаривают эту характеристику. [4] [16]

Этимология

Слово псевдонаука происходит от греческого корня псевдо, означающего «ложный». [17] [18] и английское слово science , от латинского слова scientia , означающего «знание». Хотя этот термин использовался, по крайней мере, с конца 18 века (например, в 1796 году Джеймсом Петтитом Эндрюсом в отношении алхимии). [19] [20] ), концепция лженауки в отличие от реальной или собственно науки, по-видимому, получила более широкое распространение в середине 19 века. Среди первых случаев использования «лженауки» была статья 1844 года в журнале Northern Journal of Medicine , выпуск 387:

Это противоположный вид инноваций, который объявляет то, что было признано отраслью науки, лженаукой, состоящей просто из так называемых фактов, связанных между собой недоразумениями под маской принципов.

Более раннее использование этого термина было в 1843 году французским физиологом Франсуа Мажанди , который называл френологию « псевдонаукой наших дней ». [3] [21] [22] В 20 веке это слово использовалось уничижительно для описания объяснений явлений, которые считались научными, но на самом деле не были подтверждены надежными экспериментальными данными.

Отказ от отдельного вопроса о преднамеренном мошенничестве, таком как сестер Фокс в 1850-х годах. «стук» [23] – уничижительный ярлык «псевдонаука» отличает научное « мы » , с одной стороны, от псевдонаучного « они » , с другой, и утверждает, что « наши » убеждения, практики, теории и т. д. в отличие от верований, практик, теорий и т. д . остальные - научные. Есть четыре критерия:
(а) « псевдонаучная» группа утверждает, что ее убеждения, практика, теории и т. д. являются « научными » ;
(б) « псевдонаучная » группа утверждает, что ее якобы установленные факты являются обоснованными истинными убеждениями;
(в) « псевдонаучная » группа утверждает, что ее « установленные факты » подтверждены подлинным, строгим научным методом; и
(d) это утверждение является ложным или вводящим в заблуждение: «дело не просто в том, что последующие доказательства опровергают установленные выводы, а, скорее, в том, что выводы никогда не были обоснованными » [Примечание 2]

Однако время от времени это слово использовалось в более формальной, технической форме в ответ на предполагаемую угрозу индивидуальной и институциональной безопасности в социальной и культурной среде. [25]

Отношение к науке

Псевдонаука отличается от науки, потому что – хотя она обычно претендует на звание науки – псевдонаука не придерживается научных стандартов, таких как научный метод , фальсифицируемость утверждений и мертоновские нормы .

Научный метод

Научный метод представляет собой непрерывный цикл наблюдения, вопросов, гипотез, экспериментов, анализа и выводов.

Ряд основных принципов принимаются учеными в качестве стандартов для определения того, является ли совокупность знаний, метода или практики научной. Результаты экспериментов должны быть воспроизводимыми и проверенными другими исследователями. [26] Эти принципы предназначены для обеспечения возможности измеримого воспроизведения экспериментов в одних и тех же условиях, что позволяет дальнейшим исследованиям определить, является ли гипотеза или теория, связанная с данными явлениями , обоснованной и надежной. Стандарты требуют, чтобы научный метод применялся повсюду, а предвзятость контролировалась или устранялась посредством рандомизации , процедур справедливого отбора проб, ослепления исследований и других методов. Ожидается, что все собранные данные, включая условия эксперимента или окружающей среды, будут задокументированы для тщательного изучения и предоставлены для экспертной оценки , что позволит проводить дальнейшие эксперименты или исследования для подтверждения или фальсификации результатов. Статистическая количественная оценка значимости , достоверности и ошибок [27] также являются важными инструментами научного метода.

Фальсифицируемость

В середине 20-го века философ Карл Поппер подчеркивал критерий фальсифицируемости , чтобы отличить науку от ненауки . [28] Утверждения , гипотезы или теории обладают фальсифицируемостью или опровержимостью, если существует неотъемлемая возможность того, что они могут оказаться ложными , то есть если можно представить наблюдение или аргумент, который их отрицает. Поппер использовал астрологию и психоанализ Эйнштейна как примеры лженауки, а теорию относительности как пример науки. Он подразделил ненауку на философские, математические, мифологические, религиозные и метафизические формулировки, с одной стороны, и псевдонаучные формулировки, с другой. [29]

Другой пример, который показывает явную необходимость того, чтобы утверждение было фальсифицируемым, был приведен в Карла Сагана публикации «Мир, населенный демонами» , когда он обсуждает невидимого дракона, который находится у него в гараже. Подчеркивается, что не существует физического теста, опровергающего утверждение о присутствии этого дракона. Какой бы тест ни думали, что он может быть изобретен, есть причина, по которой он не применим к невидимому дракону, поэтому никто никогда не сможет доказать, что первоначальное утверждение неверно. Саган заключает; «Итак, в чем разница между невидимым, бестелесным, парящим драконом, который плюется нежарким огнем, и вообще отсутствием дракона?». Он заявляет, что «ваша неспособность опровергнуть мою гипотезу — это совсем не то же самое, что доказать ее истинность». [30] еще раз объясняя, что даже если бы такое утверждение было правдой, оно выходило бы за рамки научных исследований .

Мертоновские нормы

В 1942 году Роберт К. Мертон определил набор из пяти «норм», характеризующих настоящую науку. Если какая-либо из норм нарушалась, Мертон считал предприятие ненаучным. Его нормы были:

  • Оригинальность: проведенные тесты и исследования должны представить научному сообществу что-то новое.
  • Отстраненность: Причины, по которым ученые практикуют эту науку, должны заключаться просто в расширении своих знаний. У ученых не должно быть личных причин ожидать определенных результатов.
  • Универсальность: ни одному человеку не должно быть легче получить информацию о тесте, чем другому человеку. Социальный класс, религия, этническая принадлежность или любые другие личные факторы не должны влиять на способность человека получать или заниматься тем или иным видом науки.
  • Скептицизм: Научные факты не должны основываться на вере. Всегда следует подвергать сомнению каждый случай и аргумент и постоянно проверять наличие ошибок или необоснованных утверждений.
  • Публичная доступность: Любые полученные научные знания должны быть доступны каждому. Результаты любого исследования должны быть опубликованы и доведены до сведения научного сообщества. [31]

Отказ признать проблемы

В 1978 году Пол Тагард предположил, что псевдонаука в первую очередь отличается от науки, когда она менее прогрессивна, чем альтернативные теории, на протяжении длительного периода времени, а ее сторонники не могут признать или решить проблемы теории. [32] В 1983 году Марио Бунге предложил категории «поля убеждений» и «поля исследований», чтобы помочь отличить псевдонауку от науки, где первая носит преимущественно личный и субъективный характер, а вторая предполагает определенный систематический метод. [33] Книга Стивена Новеллы и др. о года научном скептицизме 2018 . В «Путеводителе скептиков по Вселенной» враждебность к критике названа одной из основных особенностей лженауки. [34]

Критика термина

Ларри Лаудан предположил, что псевдонаука не имеет научного значения и в основном используется для описания человеческих эмоций: «Если бы мы хотели встать на сторону разума и нас считали бы на стороне разума, нам следует отказаться от таких терминов, как «псевдонаука» и «ненаучный» из нашего списка. словарь; это просто пустые фразы, которые оказывают на нас лишь эмоциональное воздействие». [35] Точно так же Ричард МакНелли заявляет: «Термин «псевдонаука» стал не чем иным, как подстрекательским модным словечком, позволяющим быстро отмахнуться от своих оппонентов в звуковых фразах в средствах массовой информации» и «Когда предприниматели-терапевты делают заявления от имени своих вмешательств, мы не должны тратить время зря». пытаясь определить, можно ли считать их вмешательство псевдонаучным. Скорее, мы должны спросить их: откуда вы знаете, что ваше вмешательство работает? Каковы ваши доказательства?» [36]

Альтернативное определение

Для философов Сильвио Фунтовича и Джерома Р. Равеца «псевдонаука может быть определена как наука, в которой неопределенность ее входных данных должна быть подавлена, чтобы они не сделали ее результаты полностью неопределенными». Определение в книге « Неопределенность и качество науки для политики» : [37] намекает на потерю ремесленных навыков обработки количественной информации и на плохую практику достижения точности прогнозирования (вывода) только за счет игнорирования неопределенности входных данных, которые использовались для формулирования прогноза. Такое использование термина распространено среди практиков постнормальной науки . Понимаемая таким образом, с псевдонаукой можно бороться, используя передовые методы оценки неопределенности в количественной информации, такие как NUSAP и – в случае математического моделирования – аудит чувствительности .

История

Астрологические знаки зодиака

История псевдонауки — это изучение псевдонаучных теорий с течением времени. Псевдонаука — это совокупность идей, которая выдает себя за науку, но не соответствует критериям, позволяющим ее правильно называть таковой. [38] [39]

Отличить настоящую науку от лженауки иногда бывает сложно. [40] Одним из предложений по разграничению между ними является критерий фальсификации, приписываемый, в первую очередь, философу Карлу Попперу . [41] В истории науки и истории псевдонауки бывает особенно трудно разделить их, поскольку некоторые науки развились из псевдонауки. Примером такой трансформации является наука химия , берущая свое начало от псевдонаучных или донаучных исследований алхимии .

Огромное разнообразие псевдонаук еще больше усложняет историю науки. Некоторые современные лженауки, такие как астрология и акупунктура , зародились еще до научной эры. Другие развивались как часть идеологии, например лысенковщина , или как ответ на предполагаемые угрозы идеологии. Примерами этого идеологического процесса являются наука о творении и разумный замысел , которые были разработаны в ответ на научную теорию эволюции . [42]

Индикаторы возможной лженауки

Гомеопатический препарат Рус токсикодендрон , полученный из ядовитого плюща.

Тему, практику или совокупность знаний можно с полным основанием назвать псевдонаучными, если они представлены как соответствующие нормам научного исследования, но они явно не соответствуют этим нормам. [43] [44]

Использование расплывчатых, преувеличенных или непроверяемых утверждений.

  • Утверждение научных утверждений, которые скорее расплывчаты, чем точны и не имеют конкретных измерений. [45]
  • Утверждение претензии с небольшой объяснительной силой или вообще без нее. [46]
  • Неиспользование рабочих определений (т. е. общедоступных определений переменных, терминов или объектов интереса, чтобы лица, кроме определяющего, могли измерить или протестировать их независимо) [Примечание 3] (См. также: Воспроизводимость ).
  • Неспособность разумно использовать принцип экономности , то есть неспособность найти объяснение, которое требует наименьшего количества дополнительных предположений, когда возможны множественные жизнеспособные объяснения ( см.: Бритва Оккама ). [48]
  • Отсутствие граничных условий. Большинство хорошо обоснованных научных теорий обладают четко сформулированными ограничениями, при которых предсказанные явления применимы и неприменимы. [49]
  • Отсутствие эффективного контроля при планировании эксперимента, такого как использование плацебо и двойное слепое исследование .
  • Отсутствие понимания основных и устоявшихся принципов физики и техники. [50]

Неправильный сбор доказательств

  • Утверждения, которые не допускают логической возможности доказать свою ложность путем наблюдения или физического эксперимента (см. также: Фальсифицируемость ). [28] [51]
  • Утверждение утверждений о том, что теория предсказывает что-то, чего она не предсказывала. [52] [45] Научные утверждения, не обладающие какой-либо предсказательной силой, считаются в лучшем случае «предположениями», а в худшем — «лженаукой» (например, ignoratio elenchi ). [53]
  • Следовательно, утверждение о том, что утверждения, ложность которых не была доказана, должны быть истинными, и наоборот ( см.: Аргумент от незнания ). [54]
  • Чрезмерное доверие к свидетельствам, неофициальным данным или личному опыту: эти доказательства могут быть полезны в контексте открытия (т. е. выработки гипотезы), но не должны использоваться в контексте обоснования (например, проверки статистической гипотезы ). [55]
  • Использование мифов и религиозных текстов , как если бы они были фактами, или обоснование доказательств на основе прочтения таких текстов. [56]
  • Использование концепций и сценариев из научной фантастики, как если бы они были реальностью. Этот метод апеллирует к тому, что многие люди уже знакомы с образами научной фантастики благодаря популярным средствам массовой информации. [57]
  • Представление данных, которые, по-видимому, подтверждают утверждения, но при этом подавляются или отказываются учитывать данные, которые противоречат этим утверждениям. [58] Это пример систематической ошибки отбора или «выбора вишен» , искажения фактов или данных, которое возникает из-за способа сбора данных. Иногда его называют эффектом отбора.
  • Повторение чрезмерных или непроверенных утверждений, которые ранее были опубликованы в других источниках, и продвижение этих утверждений, как если бы они были фактами; накопление таких некритических вторичных отчетов, которые в противном случае не способствуют собственному эмпирическому исследованию, называется эффектом Вузла . [59]
  • Перевернутое бремя доказательства : наука возлагает бремя доказательства на тех, кто утверждает, а не на критика. «Псевдонаучные» аргументы могут игнорировать этот принцип и требовать, чтобы скептики продемонстрировали вне всякого разумного сомнения, что утверждение (например, утверждение об эффективности новой терапевтической техники) является ложным. По существу невозможно доказать универсальное отрицание, поэтому эта тактика ошибочно возлагает бремя доказывания на скептика, а не на истца. [60]
  • Апелляции к холизму в отличие от редукционизма для отклонения отрицательных результатов: сторонники псевдонаучных утверждений, особенно в области органической медицины, альтернативной медицины, натуропатии и психического здоровья, часто прибегают к «мантре холизма». [61]

Недостаточная открытость к тестированию со стороны других экспертов

  • Уклонение от рецензирования перед публикацией результатов (так называемая « наука на пресс-конференции »): [60] [62] [Примечание 4] Некоторые сторонники идей, которые противоречат общепринятым научным теориям, избегают подвергать свои идеи экспертной оценке , иногда на том основании, что экспертная оценка смещена в сторону установленных парадигм, а иногда на том основании, что утверждения не могут быть адекватно оценены с использованием стандартных научных методов. Оставаясь изолированными от процесса экспертной оценки, эти сторонники отказываются от возможности корректирующей обратной связи от информированных коллег. [61]
  • Некоторые агентства, учреждения и издания, финансирующие научные исследования, требуют от авторов делиться данными , чтобы другие могли оценить статью независимо. Неспособность предоставить адекватную информацию другим исследователям для воспроизведения утверждений способствует отсутствию открытости. [63]
  • Апелляция к необходимости сохранения секретности или собственных знаний, когда независимая проверка данных или методологии. запрашивается [63]
  • Существенные дебаты по поводу доказательств со стороны знающих сторонников всех точек зрения не поощряются. [64]

Отсутствие прогресса

  • Неспособность добиться дополнительных доказательств своих утверждений. [51] [Примечание 5] Теренс Хайнс определил астрологию как предмет, который очень мало изменился за последние два тысячелетия. [32] [49]
  • Отсутствие самокоррекции: программы научных исследований допускают ошибки, но со временем имеют тенденцию уменьшать эти ошибки. [65] Напротив, идеи можно рассматривать как псевдонаучные, поскольку они остались неизменными, несмотря на противоречивые данные. В работе «Учёные противостоят Великовскому» (1976) Корнелльского университета эти особенности также рассматриваются довольно подробно, как и в работе Томаса Куна , например, «Структура научных революций» (1962), в которой также обсуждаются некоторые пункты из списка характеристик. псевдонауки.
  • Статистическая значимость подтверждения экспериментальных результатов не улучшается с течением времени и обычно близка к порогу статистической значимости. Обычно экспериментальные методы совершенствуются или эксперименты повторяются, и это дает еще более убедительные доказательства. Если статистическая значимость не улучшается, это обычно означает, что эксперименты только что повторялись до тех пор, пока не произойдет успех из-за случайных изменений.

Персонализация вопросов

  • Сплоченные социальные группы и авторитарная личность , подавление инакомыслия и группового мышления могут способствовать принятию убеждений, не имеющих рациональной основы. Пытаясь подтвердить свои убеждения, группа склонна идентифицировать своих критиков как врагов. [66]
  • Утверждение о заговоре со стороны основного научного сообщества, правительства или образовательных учреждений с целью сокрытия псевдонаучной информации. Люди, выдвигающие подобные обвинения, часто сравнивают себя с Галилео Галилеем и его преследованием со стороны Римско-католической церкви; это сравнение широко известно как гамбит Галилея . [67]
  • Нападки на мотивы, характер, мораль или компетентность критиков, а не на их аргументы (см. ad hominem ). [66] [68]

Использование вводящего в заблуждение языка

  • Создание научно звучащих терминов, чтобы убедить неспециалистов поверить утверждениям, которые могут быть ложными или бессмысленными: например, давняя мистификация называет воду редко используемым формальным названием « моноксид дигидрогена » и описывает ее как основной компонент в большинстве ядовитые решения, чтобы показать, как легко можно ввести в заблуждение широкую общественность.
  • Использование устоявшихся терминов идиосинкразическим образом, демонстрируя тем самым незнание основной работы по данной дисциплине.

Распространенность псевдонаучных убеждений

Страны

Министерство AYUSH в правительстве Индии занимается развитием образования, исследований и распространением местных систем альтернативной медицины в Индии. Министерство столкнулось с серьезной критикой за системы финансирования, которым не хватает биологической правдоподобности и которые либо не проверены, либо неэффективны. Качество исследований было низким, и лекарства выпускались на рынок без каких-либо строгих фармакологических исследований и значимых клинических испытаний по Аюрведе или другим альтернативным системам здравоохранения. [69] [70] Ни одна из этих форм лечения не имеет заслуживающей доверия эффективности или научной основы. [71]

В своей книге «Мир, населенный демонами» Карл Саган обсуждает правительство Китая и Коммунистическую партию Китая, обеспокоенную развитием западной лженауки и некоторыми древними китайскими практиками в Китае. Он рассматривает псевдонауку, происходящую в Соединенных Штатах, как часть мировой тенденции и предполагает, что ее причины, опасности, диагностика и лечение могут быть универсальными. [72]

Большой процент населения Соединенных Штатов не обладает научной грамотностью и не понимает должным образом научные принципы и методы . [Примечание 6] [Примечание 7] [75] [Примечание 8] В «Журнале преподавания естественных наук в колледже » Арт Хобсон пишет: «Псевдонаучные убеждения на удивление широко распространены в нашей культуре даже среди преподавателей естественных наук государственных школ и редакторов газет и тесно связаны с научной неграмотностью». [77] Однако исследование 10 000 студентов, проведенное в том же журнале, пришло к выводу, что не существует сильной корреляции между научными знаниями и верой в лженауку. [78]

США В 2006 году Национальный научный фонд (NSF) опубликовал краткое изложение статьи о науке и технике, в которой кратко обсуждалась распространенность лженауки в наше время. В нем говорилось, что «вера в лженауку широко распространена», и, ссылаясь на опрос Gallup , [79] [80] заявил, что вера в 10 широко распространенных примеров паранормальных явлений, перечисленных в опросе, является «псевдонаучными убеждениями». [81] Темами были «экстрасенсорное восприятие (ЭСВ), что в домах могут быть привидения , призраки , телепатия , ясновидение , астрология, способность людей мысленно общаться с умершими , ведьмы , реинкарнация и ченнелинг ». [81] Подобные убеждения в лженауке отражают недостаток знаний о том, как работает наука. Научное сообщество может попытаться передать информацию о науке, опасаясь восприимчивости общественности к недоказанным утверждениям. [81] ННФ заявил, что псевдонаучные убеждения в США стали более распространенными в 1990-е годы, достигли пика примерно в 2001 году, а затем немного снизились, при этом псевдонаучные убеждения оставались обычным явлением. Согласно отчету NSF, в обществе недостаточно знаний о псевдонаучных проблемах, и псевдонаучные практики широко распространены. [82] Опросы показывают, что около трети взрослых американцев считают астрологию научной. [83] [84] [85]

В России в конце 20 - начале 21 века значительные бюджетные средства тратились на программы экспериментального изучения « торсионных полей ». [86] добыча энергии из гранита, [87] изучение « холодного ядерного синтеза », астрологических и экстрасенсорных «исследований» Минобороны , МЧС , МВД , Госдумы [86] (см. в/ч 10003 ). В 2006 году заместитель председателя Совета безопасности РФ Николай Спасский статью опубликовал в «Российской газете» , где среди приоритетных направлений развития российской энергетики задача извлечения энергии из вакуума . на первом месте стояла [88] Проект «Чистая вода» был принят как проект партии «Единая Россия» ; в представленной в правительство версии программный бюджет на 2010–2017 годы превысил 14 миллиардов долларов. [89] [88]

Расизм

Между псевдонаучными писателями и исследователями и их антисемитским, расистским и неонацистским прошлым существует множество связей. Они часто используют псевдонауку, чтобы укрепить свои убеждения. Одним из наиболее распространенных псевдонаучных писателей является Фрэнк Коллин , самопровозглашенный нацист, который в своих произведениях выступает под псевдонимом Фрэнк Джозеф. [90] Большинство его работ включают темы Атлантиды , встреч с инопланетянами и Лемурии , а также других древних цивилизаций, часто с оттенком превосходства белой расы . Например, он утверждал, что европейские народы мигрировали в Северную Америку до Колумба и что все индейские цивилизации были инициированы потомками белых людей . [91]

Альтернативные правые, использующие псевдонауку в качестве основы для своей идеологии, не являются новой проблемой. Вся основа антисемитизма основана на лженауке или научном расизме . В статье Сандера Гилмана из Newsweek Гилман описывает антисемитские взгляды псевдонаучного сообщества. «Евреи, какими они кажутся в этом мире псевдонауки, представляют собой вымышленную группу больных, глупых или тупо умных людей, которые используют науку в своих гнусных целях. Другие группы тоже изображаются аналогичным образом в «расовой науке», как ее раньше называли. себя: афроамериканцы, ирландцы, китайцы и, ну, все без исключения группы, которым вы хотите доказать свою неполноценность». [92] Неонацисты и сторонники превосходства белой расы часто пытаются подкрепить свои утверждения исследованиями, которые «доказывают», что их утверждения — это нечто большее, чем просто вредные стереотипы. Например, Брет Стивенс опубликовал колонку в The New York Times , в которой утверждал, что евреи-ашкенази имеют самый высокий IQ среди любой этнической группы. [93] Однако научная методология и выводы, сделанные в цитируемой Стивенсом статье, неоднократно подвергались сомнению с момента ее публикации. Было обнаружено, что по крайней мере один из авторов этого исследования был идентифицирован Южным центром по борьбе с бедностью как белый националист. [94]

За последние несколько лет журнал Nature опубликовал ряд редакционных статей, предупреждающих исследователей об экстремистах, желающих злоупотребить их работой, особенно популяционных генетиков и тех, кто работает с древней ДНК . В одной статье в журнале Nature , озаглавленной «Расизм в науке: зараза, которая сохраняется», отмечается, что евгеническая псевдонаука начала двадцатого века использовалась для влияния на государственную политику, например, Закон об иммиграции 1924 года в Соединенных Штатах, который стремился предотвратить иммиграцию. из Азии и некоторых стран Европы. Исследования неоднократно показывали, что раса не является научно обоснованной концепцией, однако некоторые ученые продолжают искать измеримые биологические различия между «расами». [95]

Пояснения

В отчете 1981 года Сингер и Бенасси написали, что псевдонаучные убеждения берут свое начало как минимум из четырех источников. [96]

Исследование 1990 года, проведенное Евой и Данном, подтвердило выводы Сингера и Бенасси и обнаружило, что псевдонаучные убеждения пропагандируются учителями естественных наук и биологии средней школы. [97]

Психология

Психология псевдонауки пытается исследовать и анализировать псевдонаучное мышление посредством тщательного разъяснения различий между тем, что считается научным, и псевдонаучным. Человеческая склонность искать подтверждения, а не опровержения ( предвзятость подтверждения ). [98] Тенденция придерживаться утешительных убеждений и склонность к чрезмерным обобщениям были предложены в качестве причин псевдонаучного мышления. По словам Бейерштейна, люди склонны к ассоциациям, основанным только на сходстве, и часто склонны к неправильной атрибуции в причинно-следственном мышлении. [99]

Теория реализма, основанного на убеждениях Майкла Шермера, основана на убеждении, что мозг, по сути, является «машиной убеждений», которая сканирует данные, воспринимаемые органами чувств, и ищет закономерности и значения. Мозг также имеет тенденцию создавать когнитивные искажения в результате выводов и предположений, сделанных без логики и основанных на инстинктах, что обычно приводит к формированию закономерностей в познании. Эти тенденции шаблонности и агентности также обусловлены «мета-предвзятостью, называемой слепым пятном предвзятости , или тенденцией признавать силу когнитивных предубеждений у других людей, но не замечать их влияния на наши собственные убеждения». [100] Линдеман утверждает, что социальные мотивы (т.е. «постичь себя и мир, иметь чувство контроля над результатами, принадлежать, находить мир доброжелательным и поддерживать свою самооценку») часто «легче» реализуются посредством лженаукой, чем научной информацией. Более того, псевдонаучные объяснения обычно анализируются не рационально, а на основе опыта. Действуя в рамках другого набора правил по сравнению с рациональным мышлением, эмпирическое мышление считает объяснение действительным, если оно «лично функциональное, удовлетворительное и достаточное», предлагая описание мира, которое может быть более личным, чем может дать наука и сокращение объема потенциальной работы, связанной с пониманием сложных событий и результатов. [101]

Любой, кто ищет психологическую помощь, основанную на науке, должен обратиться к лицензированному терапевту, чьи методы не основаны на псевдонауке. Хапп и Санта-Мария дают полное объяснение того, что этому человеку следует искать. [102]

Образование и научная грамотность

Существует тенденция верить в псевдонауку больше, чем в научные доказательства . [103] Некоторые люди полагают, что преобладание псевдонаучных убеждений связано с широко распространенной научной неграмотностью . [104] Люди, не обладающие научной грамотностью, более склонны принимать желаемое за действительное, поскольку они, скорее всего, обратятся к немедленному удовлетворению, обеспечиваемому Системой 1, нашей операционной системой по умолчанию, которая практически не требует усилий. Эта система побуждает человека принимать выводы, во которые он верит , и отвергать те, в которые он не верит. Для дальнейшего анализа сложных псевдонаучных явлений необходима Система 2, которая следует правилам, сравнивает объекты по множеству измерений и взвешивает варианты. Эти две системы имеют ряд других различий, которые далее обсуждаются в теории двойного процесса . [105] Научные и светские системы морали и смысла, как правило, не удовлетворяют большинство людей. Люди по своей природе являются дальновидным видом, стремящимся к большему счастью и удовлетворению, но мы слишком часто готовы цепляться за нереалистичные обещания лучшей жизни. [106]

Психологии есть что обсудить по поводу псевдонаучного мышления, поскольку необходимо осветить иллюзорное восприятие причинности и эффективности многочисленных людей. Исследования показывают, что иллюзорное мышление возникает у большинства людей, когда они подвергаются воздействию определенных обстоятельств, таких как чтение книги, рекламы или свидетельств других людей, которые лежат в основе псевдонаучных убеждений. Предполагается, что иллюзии не являются чем-то необычным и при наличии правильных условий они способны систематически возникать даже в обычных эмоциональных ситуациях. Одна из вещей, по поводу которой больше всего придираются сторонники псевдонауки, заключается в том, что академическая наука обычно относится к ним как к дуракам. Свести к минимуму эти иллюзии в реальном мире непросто. [107] С этой целью разработка научно обоснованных образовательных программ может быть эффективной, помогая людям выявить и уменьшить свои собственные иллюзии. [107]

Границы с наукой

Классификация

Философы классифицируют виды знания . В английском языке слово наука используется для обозначения именно естественных наук и смежных областей, которые называются социальными науками . [108] Различные философы науки могут расходиться во мнениях относительно точных пределов — например, является ли математика формальной наукой , которая ближе к эмпирическим, или чистая математика ближе к философскому изучению логики и, следовательно, не является наукой? [109] – но все согласны с тем, что все идеи, которые не являются научными, ненаучны. Большая категория ненауки включает в себя все вопросы, выходящие за рамки естественных и социальных наук, такие как изучение истории , метафизики , религии , искусства и гуманитарных наук . [108] Еще раз разделив категорию, ненаучные утверждения представляют собой подмножество большой категории ненаучных утверждений. В эту категорию конкретно входят все вопросы, которые прямо противоречат хорошей науке. [108] Ненаука включает в себя как «плохую науку» (например, ошибку, допущенную при добросовестной попытке узнать что-то о мире природы), так и псевдонауку. [108] Таким образом, псевдонаука является подмножеством ненауки, а ненаука, в свою очередь, является подмножеством ненауки.

Наука также отличается от откровения, теологии или духовности тем, что она предлагает понимание физического мира, полученное посредством эмпирических исследований и испытаний. [110] [111] Наиболее заметные споры касаются эволюции живых организмов, идеи общего происхождения, геологической истории Земли, формирования Солнечной системы и происхождения Вселенной. [112] Системы верований, основанные на божественном или вдохновенном знании, не считаются лженаукой, если они не претендуют на научность или не опровергают устоявшиеся научные знания. Более того, некоторые конкретные религиозные утверждения, такие как способность ходатайственной молитвы исцелять больных , хотя они и могут быть основаны на непроверяемых убеждениях, могут быть проверены научным методом.

Некоторые утверждения и общепринятые убеждения популярной науки могут не соответствовать критериям науки. «Поп-наука» может стереть грань между наукой и лженаукой среди широкой публики, а также может включать в себя научную фантастику . [113] Действительно, популярная наука распространяется и может также легко исходить от лиц, не подотчетных научной методологии и экспертной оценке.

Если утверждения в определенной области можно проверить экспериментально и стандарты поддерживаются, это не лженаука, независимо от того, насколько странными, удивительными или противоречивыми являются эти утверждения. Если высказанные утверждения несовместимы с существующими экспериментальными результатами или установленной теорией, но метод обоснован, следует проявлять осторожность, поскольку наука состоит из проверки гипотез, которые могут оказаться ложными. В таком случае работу лучше охарактеризовать как идеи, которые «еще не являются общепринятыми». Протонаука — это термин, который иногда используется для описания гипотезы, которая еще не была должным образом проверена научным методом, но которая в остальном согласуется с существующей наукой или которая, в случае противоречия, предлагает разумное объяснение этого несоответствия. Он также может описывать переход от совокупности практических знаний к научной области. [28]

Философия

Карл Поппер заявил, что недостаточно отличить науку от лженауки или от метафизики (например, философского вопроса о том, что означает существование ) по критерию строгого следования эмпирическому методу , который по сути является индуктивным, основанным на наблюдении или экспериментировании. [46] Он предложил метод различения подлинных эмпирических, неэмпирических и даже псевдоэмпирических методов. Последний случай был проиллюстрирован астрологией, которая апеллирует к наблюдению и экспериментированию. Хотя у него были эмпирические данные, основанные на наблюдениях, гороскопах и биографиях , он совершенно не смог использовать приемлемые научные стандарты. [46] Поппер предложил фальсифицируемость как важный критерий отличия науки от лженауки.

Чтобы продемонстрировать это, Поппер [46] привел два случая человеческого поведения и типичные объяснения из теорий Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера : «случай человека, который толкает ребенка в воду с намерением утопить его; и случай человека, который жертвует своей жизнью в попытке спасти ребенка». [46] С точки зрения Фрейда, первый человек страдал от психологической репрессии , вероятно, возникшей из-за Эдипова комплекса , тогда как второй человек достиг сублимации . С точки зрения Адлера, первый и второй мужчина страдали от чувства неполноценности и должны были проявить себя, что побудило его совершить преступление или, во втором случае, побудило его спасти ребенка. Поппер не смог найти контрпримеров человеческого поведения, поведение которых нельзя было бы объяснить в терминах теории Адлера или Фрейда. Поппер утверждал [46] дело в том, что наблюдение всегда соответствовало или подтверждало теорию, которая была не силой, а слабостью теории. Напротив, Поппер [46] привел пример теории гравитации Эйнштейна , которая предсказывала, что «свет должен притягиваться тяжелыми телами (такими как Солнце) точно так же, как притягивались материальные тела». [46] Исходя из этого, звезды, расположенные ближе к Солнцу, по-видимому, отодвинулись на небольшое расстояние от Солнца и друг от друга. Это предсказание особенно поразило Поппера, поскольку оно сопряжено со значительным риском. Яркость Солнца не позволяла наблюдать этот эффект в обычных условиях, поэтому фотографии приходилось делать во время затмения и сравнивать с фотографиями, сделанными ночью. Поппер утверждает: «Если наблюдение показывает, что предсказанный эффект определенно отсутствует, то теория просто опровергается». [46] Поппер сформулировал свой критерий научного статуса теории как зависимость от ее фальсифицируемости, опровержимости или проверяемости .

Пол Р. Тагард использовал астрологию в качестве примера, чтобы отличить науку от лженауки, и предложил принципы и критерии для их разграничения. [114] Во-первых, астрология не продвинулась вперед в том смысле, что она не обновлялась и не добавляла никакой объяснительной силы со времен Птолемея . Во-вторых, он игнорировал нерешенные проблемы, такие как прецессия равноденствий в астрономии. В-третьих, постепенно развивались альтернативные теории личности и поведения, охватывающие объяснения явлений, которые астрология статически приписывает небесным силам. В-четвертых, астрологи по-прежнему не заинтересованы в развитии теории для решения нерешенных проблем или в критической оценке теории по отношению к другим теориям. Тагард намеревался распространить этот критерий на другие области, помимо астрологии. , будут признаны псевдонаучными, Он считал, что такие практики, как колдовство и пирамидология останутся а физика , химия , астрономия , геология , биология и археология в сфере науки. [114]

В философии и истории науки Имре Лакатос подчеркивает социальную и политическую важность проблемы демаркации, нормативной методологической проблемы разграничения науки и лженауки. Его особый исторический анализ научной методологии, основанный на исследовательских программах, предполагает: «Учёные считают успешное теоретическое предсказание потрясающих новых фактов – таких как возвращение кометы Галлея или гравитационное искривление световых лучей – тем, что отличает хорошие научные теории от псевдонаучных». и выродившиеся теории, и несмотря на то, что все научные теории постоянно сталкиваются с «океаном контрпримеров»». [8] Лакатос предлагает «новый фаллибилистский анализ развития небесной динамики Ньютона, [его] любимого исторического примера его методологии» и утверждает в свете этого исторического поворота, что его отчет отвечает за определенные несоответствия в подходах Карла Поппера и Томаса Куна. [8] «Тем не менее, Лакатос осознавал силу исторической критики Куном Поппера – все важные теории были окружены «океаном аномалий», что, с точки зрения фальсификационистов, потребовало бы полного отказа от теории... Лакатос стремился примирить рационализм попперовского фальсификационизма с тем, что казалось его собственным опровержением историей». [115]

Многие философы пытались решить проблему демаркации следующим образом: утверждение представляет собой знание, если в него достаточно сильно верят достаточно много людей. Но история мысли показывает нам, что многие люди были полностью привержены абсурдным убеждениям. Если бы сила убеждений была отличительной чертой знания, нам пришлось бы причислить к знанию некоторые рассказы о демонах, ангелах, дьяволах, а также о рае и аде. Ученые же очень скептически относятся даже к своим лучшим теориям. Теория Ньютона — самая мощная теория, когда-либо созданная наукой, но сам Ньютон никогда не верил, что тела притягиваются друг к другу на расстоянии. Таким образом, никакая степень приверженности убеждениям не делает их знанием. Действительно, отличительной чертой научного поведения является определенный скептицизм даже по отношению к самым любимым теориям. Слепая приверженность теории не является интеллектуальной добродетелью: это интеллектуальное преступление.

Таким образом, утверждение может быть псевдонаучным, даже если оно в высшей степени «правдоподобно» и все в него верят, и оно может быть научно ценным, даже если оно невероятно и в него никто не верит. Теория может даже иметь высшую научную ценность, даже если никто ее не понимает, не говоря уже о том, чтобы в нее верят. [8]

Имре Лакатос, Наука и лженаука

Граница между наукой и лженаукой является спорной и ее трудно определить аналитически, даже после более чем столетия исследований философов науки и ученых и несмотря на некоторые базовые соглашения об основах научного метода. [43] [116] [117] Концепция псевдонауки основана на понимании того, что научный метод был искажен или неправильно применен по отношению к данной теории, но многие философы науки утверждают, что разные виды методов считаются подходящими в разных областях и в разные эпохи человеческой истории. По мнению Лакатоса, типичной описательной единицей великих научных достижений является не изолированная гипотеза, а «мощный механизм решения проблем, который с помощью сложных математических методов переваривает аномалии и даже превращает их в положительные доказательства». [8]

По мнению Поппера, псевдонаука использует индукцию для создания теорий и проводит эксперименты только для их проверки. По мнению Поппера, фальсифицируемость — это то, что определяет научный статус теории. Применяя исторический подход, Кун заметил, что ученые не следуют правилу Поппера и могут игнорировать фальсификацию данных, если только она не является подавляющей. Для Куна решение головоломок в рамках парадигмы — это наука. Лакатос попытался разрешить эту дискуссию, предположив, что история показывает, что наука возникает в исследовательских программах, конкурирующих в зависимости от того, насколько они прогрессивны. Основная идея программы может развиваться, движимая ее эвристикой, позволяющей делать прогнозы, которые могут быть подтверждены фактами. Фейерабенд утверждал, что Лакатос был избирательен в своих примерах, и вся история науки показывает, что не существует универсального правила научного метода, и навязывание его научному сообществу препятствует прогрессу. [118]

- Дэвид Ньюболд и Джулия Робертс, «Анализ проблемы демаркации в науке и ее применение к теории терапевтического прикосновения» в International Journal of Nursing Practice , Vol. 13

Лаудан утверждал, что демаркация между наукой и ненаукой была псевдопроблемой, предпочитая сосредоточиться на более общем различии между надежным и ненадежным знанием. [119]

[Фейерабенд] считает точку зрения Лакатоса скрытым анархизмом, замаскированным под методологический рационализм. Утверждение Фейерабенда заключалось не в том, что стандартным методологическим правилам никогда не следует подчиняться, а в том, что иногда прогресс достигается за счет отказа от них. В отсутствие общепринятого правила возникает необходимость в альтернативных методах убеждения. По словам Фейерабенда, Галилей использовал стилистические и риторические приемы, чтобы убедить своего читателя, а также писал на итальянском, а не на латыни, и направлял свои аргументы тем, кто уже по темпераменту был склонен их принять. [115]

- Александр Берд, «Исторический поворот в философии науки» в Routledge Companion to the Philosophy of Science.

Политика, здравоохранение и образование

Политические последствия

Проблема разграничения науки и лженауки вызывает споры в сфере науки, философии и политики . Имре Лакатос , например, указывает, что Коммунистическая партия Советского Союза в какой-то момент заявила, что менделевская генетика является псевдонаучной, и отправила своих сторонников, в том числе известных ученых, таких как Николай Вавилов , в ГУЛАГ и что «либеральный истеблишмент» Запада» отрицает свободу слова по темам, которые считает лженаукой, особенно там, где они противоречат социальным нормам. [8]

Что-то становится псевдонаучным, когда наука не может быть отделена от идеологии , когда ученые искажают научные открытия для пропаганды или привлечения внимания к огласке, когда политики, журналисты и интеллектуальная элита страны искажают научные факты ради краткосрочной политической выгоды или когда влиятельные люди в мире общественность объединяет причинно-следственную связь и сопутствующие факторы с помощью искусной игры слов. Эти идеи снижают авторитет, ценность, целостность и независимость науки в обществе . [120]

Последствия для здоровья и образования

Отличие науки от лженауки имеет практические последствия в случае здравоохранения , экспертных заключений, экологической политики и научного образования . Лечение с налетом научного авторитета, которое на самом деле не подвергалось реальным научным испытаниям, может быть неэффективным, дорогим и опасным для пациентов и сбивать с толку поставщиков медицинских услуг, страховщиков, лиц, принимающих решения в правительстве, и общественность относительно того, какое лечение является подходящим. Заявления, выдвигаемые лженаукой, могут привести к тому, что правительственные чиновники и преподаватели примут неправильные решения при выборе учебных программ. [Примечание 9]

Степень, в которой учащиеся приобретают ряд навыков социального и когнитивного мышления, связанных с правильным использованием науки и технологий, определяет, являются ли они научно грамотными. Образование в области естественных наук сталкивается с новыми измерениями в связи с меняющимся ландшафтом науки и технологий , быстро меняющейся культурой и эпохой, основанной на знаниях. Переосмысление школьной программы по естественным наукам помогает учащимся бороться с ее меняющимся влиянием на человеческое благосостояние. Научная грамотность, позволяющая человеку отличать науку от лженаук, таких как астрология, входит в число атрибутов, позволяющих учащимся адаптироваться к меняющемуся миру. Его характеристики включены в учебную программу, в которой учащиеся занимаются решением проблем, проведением исследований или разработкой проектов. [11]

Алан Дж. Фридман упоминает, почему большинство ученых избегают просвещения по вопросам лженауки, в том числе то, что чрезмерное внимание к лженауке может придать ей достоинство. [121]

С другой стороны, Роберт Л. Парк подчеркивает, что лженаука может представлять угрозу для общества, и считает, что ученые обязаны научить отличать науку от лженауки. [122]

Псевдонауки, такие как гомеопатия, даже если они в целом безобидны, используются шарлатанами . Это представляет собой серьезную проблему, поскольку позволяет некомпетентным специалистам оказывать медицинскую помощь. Истинно верующие фанатики могут представлять более серьезную угрозу, чем типичные мошенники, из-за их заблуждения относительно идеологии гомеопатии. Иррациональное здравоохранение не безобидно, и небрежно создавать у пациентов доверие к псевдомедицине. [123]

8 декабря 2016 года журналист Майкл В. ЛеВайн указал на опасности, которые представляет веб-сайт Natural News : «Продавцы змеиного масла продвигали ложные лекарства с самого начала медицины, и теперь такие сайты, как Natural News, наводняют социальные сети опасными антифармацевтическими материалами. , антивакцинация и лженаука против ГМО, которая подвергает миллионы людей риску заражения болезнями, которые можно предотвратить». [124]

Движение против вакцинации убедило большое количество родителей не прививать своих детей, ссылаясь на псевдонаучные исследования, которые связывают детские вакцины с возникновением аутизма . [125] К ним относится исследование Эндрю Уэйкфилда , в котором утверждалось, что сочетание желудочно-кишечных заболеваний и регресса развития , которые часто наблюдаются у детей с РАС , произошло в течение двух недель после получения вакцин. [126] [127] В конечном итоге исследование было отозвано издателем, а Уэйкфилда лишили лицензии на медицинскую практику. [125]

Щелочная вода — это вода с pH выше 7, которая, как утверждается, несет в себе многочисленные преимущества для здоровья, но без каких-либо эмпирических подтверждений. Практикующий врач, известный как Роберт О. Янг , который пропагандировал щелочную воду и « щелочную диету », в 2017 году был отправлен в тюрьму на 3 года за медицинскую практику без лицензии. [128]

См. также

Примечания

  1. ^ Определение:
    • «Мнимая или ложная наука; совокупность связанных убеждений о мире, ошибочно считающихся основанными на научном методе или имеющими тот статус, который сейчас имеют научные истины». Оксфордский словарь английского языка , второе издание, 1989 г.
    • «Многие авторы, посвященные лженауке, подчеркивали, что псевдонаука — это ненаука, выдающая себя за науку. Самый выдающийся современный классик по этой теме (Гарднер, 1957) носит название « Причуды и заблуждения во имя науки» . По словам Брайана Бэйгри (1988, 438): «Что вызывает возражения в этих убеждениях, так это то, что они маскируются под подлинно научные». Эти и многие другие авторы предполагают, что для того, чтобы быть псевдонаучными, деятельность или учение должны удовлетворять следующим двум критериям (Hansson 1996): (1) они не являются научными и (2) их основные сторонники пытаются создать впечатление, что они являются псевдонаучными. является научным». [4]
    • «утверждения представлены так, что они кажутся [выглядящими] научными, хотя им не хватает подтверждающих доказательств и правдоподобия» (стр. 33). Напротив, наука — это «набор методов, предназначенных для описания и интерпретации наблюдаемых и предполагаемых явлений, прошлых или настоящих, и направленных на создание проверяемого массива знаний, открытого для отклонения или подтверждения» (стр. 17)» [5] (такое определение принял Национальный научный фонд )
    Термины, имеющие в основном то же значение, но, возможно, менее пренебрежительные коннотации, включают паранауку, криптонауку и аномалистику. [6]
  2. ^ Блюм (1978) , с. 12 [выделено Йейтсом]; также см. Молл (1902) , стр. 44–47. [24]
  3. ^ «Большинство терминов в теоретической физике, например, не имеют хотя бы каких-то четких связей с наблюдаемыми, но не того простого типа, который позволил бы дать оперативные определения в терминах этих наблюдаемых. [..] Если бы следовало соблюдать ограничение в пользу оперативных определений, то большую часть теоретической физики пришлось бы отбросить как бессмысленную лженауку!» [47]
  4. ^ Для противоположной точки зрения, например, глава 5 «Истории подавления» Брайана Мартина (Вуллонгонг: Фонд интеллектуального инакомыслия, 1997), стр. 69–83.
  5. ^ «Теперь мы можем предложить следующий принцип разграничения: теория или дисциплина, претендующая на звание научной, является псевдонаучной тогда и только тогда, когда: она была менее прогрессивной, чем альтернативные теории, в течение длительного периода времени, и сталкивается со многими нерешенными проблемами; но сообщество практиков мало пытается развивать теорию для решения проблем, не проявляет заботы о попытках оценить теорию по сравнению с другими и избирательно рассматривает подтверждения и неподтверждения». [58]
  6. ^ «Опросы, проведенные в США и Европе, показывают, что многие граждане не имеют четкого представления об основных научных фактах и ​​концепциях, а также не имеют понимания научного процесса. Кроме того, вера в лженауку (показатель научной неграмотности) ), кажется, широко распространено среди американцев и европейцев». [73]
  7. ^ «Новое национальное исследование, проведенное Harris Interactive® по заказу Калифорнийской академии наук, показывает, что население США не может пройти даже базовый тест на научную грамотность». [74]
  8. ^ «В опросе, опубликованном ранее в этом году [2007], Миллер и его коллеги обнаружили, что около 28 процентов взрослых американцев квалифицируются как научно грамотные, что примерно на 10 процентов больше, чем в конце 1980-х и начале 1990-х годов». [76]
  9. ^ «С практической точки зрения это различие важно для принятия решений как в частной, так и в общественной жизни. Поскольку наука является нашим наиболее надежным источником знаний в самых разных областях, нам необходимо отличать научные знания от их аналогов. . Из-за высокого статуса науки в современном обществе попытки преувеличить научный статус различных утверждений, учений и продуктов достаточно распространены, чтобы сделать проблему демаркации серьезной. Например, креационная наука может заменить эволюцию в исследованиях биологии. ." [9]

Ссылки

  1. ^ Боулер Дж (2003). Эволюция: история идеи (3-е изд.). Издательство Калифорнийского университета . п. 128 . ISBN  978-0-520-23693-6 .
  2. ^ Паркер Джонс О., Альфаро-Альмагро Ф. и Джбабди С. (2018). Эмпирическая оценка френологии в XXI веке . Кора. Том 106. С. 26–35. дои: дои : 10.1016/j.cortex.2018.04.011
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мажанди Ф (1843). Элементарный трактат по физиологии человека . Джон Ревир (5-е изд.). Нью-Йорк: Харпер. п. 150.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ханссон С.О. (2008), «Наука и лженаука» , Стэнфордская энциклопедия философии , Исследовательская лаборатория метафизики, Стэнфордский университет, Раздел 2: «Наука» псевдонауки, заархивировано из оригинала 6 сентября 2008 г. , получено 8 апреля 2009 г.
  5. ^ Шермер (1997) .
  6. ^ Гордин МП (2012). Войны лженауки: Иммануил Великовский и рождение современного маргинала . Издательство Чикагского университета. п. 11. ISBN  978-0-226-30443-4 .
  7. ^ Кауфман AB, Кауфман JC (12 марта 2019 г.). Лженаука: заговор против науки . МТИ Пресс. п. 471. ИСБН  978-0-262-53704-9 . Лженаука отличается от мусорной науки...
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Лакатос I (1973). «Наука и лженаука» . Лондонская школа экономики и политических наук, факультет философии, логики и научного метода. Архивировано из оригинала (mp3) 25 июля 2011 года. «Наука и лженаука (расшифровка)» . Архивировано из оригинала 28 июля 2011 года.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ханссон С.О. (3 сентября 2008 г.). «Наука и лженаука. Раздел 1: Цель демаркаций» . Стэнфордская энциклопедия философии . Стэнфордский университет. Архивировано из оригинала 5 сентября 2015 года . Проверено 16 апреля 2011 г. С практической точки зрения это различие важно для принятия решений как в частной, так и в общественной жизни. Поскольку наука является нашим самым надежным источником знаний в самых разных областях, нам необходимо отличать научные знания от их аналогов. Из-за высокого статуса науки в современном обществе попытки преувеличить научный статус различных утверждений, учений и продуктов достаточно распространены, чтобы сделать проблему демаркации актуальной во многих областях.
  10. ^ Родригес-Феррейро Х, Барберия I (21 декабря 2021 г.). «Верящие в лженауку предъявляют более низкие критерии доказательности» . Научные отчеты . 11 (1): 24352. Бибкод : 2021NatSR..1124352R . дои : 10.1038/s41598-021-03816-5 . ISSN   2045-2322 . ПМЦ   8692588 . ПМИД   34934119 .
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Херд П.Д. (1998). «Научная грамотность: новые умы для меняющегося мира». Научное образование . 82 (3): 407–16. Бибкод : 1998SciEd..82..407H . doi : 10.1002/(SICI)1098-237X(199806)82:3<407::AID-SCE6>3.0.CO;2-G . (требуется подписка)
  12. ^ Гропп Р.Э. (1 августа 2003 г.). «Активисты эволюции организуются для борьбы с лженаукой в ​​государственных школах» . Бионаука . 53 (8): 700. doi : 10.1641/0006-3568(2003)053[0700:EAOTCP]2.0.CO;2 . ISSN   0006-3568 . S2CID   84435133 .
  13. ^ Вайс С (10 июля 2019 г.). «Что должно стать памятником лженауке?» . Скептический исследователь . Центр расследований. Архивировано из оригинала 9 декабря 2019 года . Проверено 1 декабря 2019 г.
  14. ^ «Как лженаука против прививок просачивается в общественный дискурс» . Салон . 13 января 2019 г. Архивировано из оригинала 15 декабря 2020 г. Проверено 16 декабря 2020 г.
  15. ^ «Веб-сайты, выступающие против вакцинации, используют «науку» и истории в поддержку утверждений, показывают исследования» . Джонс Хопкинс . Наука Дейли. Архивировано из оригинала 16 июля 2021 года . Проверено 16 декабря 2020 г.
  16. ^ Фрич Ю (7 апреля 2015 г.). «Границы науки/лженауки» . Европейская история онлайн . Архивировано из оригинала 15 апреля 2017 года . Проверено 15 апреля 2017 г.
  17. ^ «псевдо» , The Free Dictionary , Farlex, Inc., 2015, заархивировано из оригинала 18 ноября 2015 г. , получено 17 ноября 2015 г.
  18. ^ «Онлайн-этимологический словарь» . Дуглас Харпер. 2015. Архивировано из оригинала 10 мая 2019 года . Проверено 12 апреля 2018 г.
  19. ^ «псевдонаука» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
  20. ^ Эндрюс и Генри (1796) , с. 87.
  21. ^ Ламонт П. (2013). Необыкновенные убеждения: исторический подход к психологической проблеме . Издательство Кембриджского университета. п. 58. ИСБН  978-1-107-01933-1 . Архивировано из оригинала 16 июля 2021 года . Проверено 19 августа 2019 г.
  22. ^ Ламонт П. (2013). Необыкновенные убеждения: исторический подход к психологической проблеме . Издательство Кембриджского университета. п. 58. ИСБН  978-1-107-01933-1 . Архивировано из оригинала 16 июля 2021 года . Проверено 19 августа 2019 г. Когда выдающийся французский физиолог Франсуа Мажанди впервые ввел термин «лженаука» в 1843 году, он имел в виду френологию.
  23. ^ Эбботт (2012) .
  24. ^ Йейтс (2018) , с. 42.
  25. ^ Стилл А, Драйден В. (2004). «Социальная психология «лженауки»: краткая история». J Теория социального поведения . 34 (3): 265–290. дои : 10.1111/j.0021-8308.2004.00248.x .
  26. ^ Гауч (2003) , стр. 3–5 и далее.
  27. ^ Gauch (2003) , стр. 191 и далее , особенно глава 6 «Вероятность» и глава 7 «Индуктивная логика и статистика».
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Поппер К. (1959). Логика научного открытия . Рутледж. ISBN  978-0-415-27844-7 . Немецкая версия в настоящее время находится в печати Мора Зибека ( ISBN   3-16-148410-X ).
  29. ^ Поппер (1963) , стр. 43–86.
  30. ^ Саган (1994) , с. 171.
  31. ^ Касти Дж.Л. (1990). Утраченные парадигмы: решение оставшихся без ответа загадок современной науки (1-е изд.). Нью-Йорк: Книги Эйвона. стр. 51–52 . ISBN  978-0-380-71165-9 .
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тагард (1978) , стр. 223 и далее.
  33. ^ Парламент (1983a) .
  34. ^ Новелла С (2018). Путеводитель по Вселенной для скептиков: как узнать, что на самом деле реально в мире, который все больше наполнен фейками . Издательство Гранд Сентрал. п. 165.
  35. ^ Лаудан Л. (1996). «Конец проблемы демаркации». В Русе М. (ред.). Но разве это наука?: Философский вопрос в споре о сотворении/эволюции . стр. 337–350.
  36. ^ МакНелли Р.Дж. (2003). «Полезна ли концепция лженауки для клинической психологии?» . Научный обзор практики психического здоровья . 2 (2). Архивировано из оригинала 30 апреля 2010 года.
  37. ^ Фунтович С., Равец Дж. (1990). Неопределенность и качество науки для политики . Дордрехт: Kluwer Academic Publishers. п. 54.
  38. ^ «Псевдонаучный». Оксфордский американский словарь . Оксфордский словарь английского языка . Псевдонаучный - притворяющийся научным, ложно представленный как научный.
  39. ^ «Лженаука» . Словарь скептика . Архивировано из оригинала 1 февраля 2009 года.
  40. ^ Коре Летруд, «Гордиев узел демаркации: связать некоторые свободные концы» Международные исследования в области философии науки 32 (1): 3–11 (2019)
  41. ^ Поппер КР (2002). Догадки и опровержения: рост научных знаний . Лондон: Рутледж. стр. 33–39. ISBN  0-415-28593-3 . OCLC   49593492 .
  42. ^ Гринер М. (2007). «Борьба с креационизмом. Какие аргументы и доказательства противоречат лженауке?» . Отчеты ЭМБО . 8 (12): 1107–09. дои : 10.1038/sj.embor.7401131 . ПМК   2267227 . ПМИД   18059309 .
  43. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Обложка JA, Curd M, ред. (1998), Философия науки: центральные проблемы , стр. 1–82.
  44. ^ Парламент (1983b) .
  45. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гауч (2003) , стр. 211 и далее, (Вероятность, «Распространенные ошибки»).
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Поппер К. (1963). Предположения и опровержения (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 13 октября 2017 г.
  47. ^ Черчленд ПМ (1999). Материя и сознание: современное введение в философию разума . МТИ Пресс. п. 90. ИСБН  978-0-262-53074-3 . Архивировано из оригинала 16 июля 2021 года . Проверено 7 ноября 2020 г. .
  48. ^ Гауч (2003) , стр. 269 и далее, «Экономность и эффективность».
  49. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хайнс Т. (1988). Лженаука и паранормальные явления: критическое исследование доказательств . Буффало, Нью-Йорк: Книги Прометея. ISBN  978-0-87975-419-8 .
  50. ^ Дональд Э. Симанек. «Что такое наука? Что такое псевдонаука?» . Архивировано из оригинала 25 апреля 2009 года.
  51. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лакатос I (1970). «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ». В Лакатосе I, Масгрейве А. (ред.). Критика и рост знаний . стр. 91–195.
  52. ^ Гауч (2003) , стр. 178 и далее, (Дедуктивная логика, «Заблуждения»).
  53. ^ Философская энциклопедия Macmillan Vol. 3, «Заблуждения» 174 и далее, особенно. раздел «Игнорирование эленчи»
  54. ^ Философская энциклопедия Макмиллана , том 3, «Заблуждения» 174 и далее, особенно. 177–178
  55. ^ Бунге (1983a) , с. 381.
  56. ^ Рори Кокер. «Наука против лженауки» . web2.ph.utexas.edu . Архивировано из оригинала 1 марта 2022 года . Проверено 1 марта 2022 г.
  57. ^ Рори Кокер. «НФ в псевдонауке» . web2.ph.utexas.edu . Архивировано из оригинала 27 июня 2022 года . Проверено 1 марта 2022 г.
  58. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тагард (1978) , стр. 227–228.
  59. ^ Эйлин Гэмбрилл (1 мая 2012 г.). Критическое мышление в клинической практике: улучшение качества суждений и решений (3-е изд.). Джон Уайли и сыновья. п. 109. ИСБН  978-0-470-90438-1 . Архивировано из оригинала 22 декабря 2019 года . Проверено 25 октября 2015 г.
  60. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лилиенфельд С.О. (2004). Наука и лженаука в клинической психологии Guildford Press ISBN   1-59385-070-0
  61. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Руссио (2002) .
  62. ^ Гитанджали Б (2001). «Экспертная оценка – процесс, перспективы и дальнейший путь» (PDF) . Журнал последипломной медицины . 47 (3): 210–14. ПМИД   11832629 . Архивировано из оригинала (PDF) 23 июня 2006 года.
  63. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гауч (2003) , стр. 124 и далее.
  64. ^ Саган (1994) , с. 210.
  65. ^ Руссио (2002) , с. 120.
  66. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дьявол (2005) .
  67. ^ Амсден, Брайан. «Распознавание микроструктурных ошибок» (PDF) . п. 22. Архивировано из оригинала (PDF) 12 июля 2019 года . Проверено 24 марта 2014 г.
  68. ^ «Ad Hominem и связанные с ним заблуждения» . Философия.lander.edu . Архивировано из оригинала 4 декабря 2020 года . Проверено 30 августа 2022 г.
  69. ^ Рэти П. (20 ноября 2018 г.). «Что такое АЮШ и споры вокруг него?» . Декан Вестник . Принтеры (Майсур) . Архивировано из оригинала 22 ноября 2020 года . Проверено 4 апреля 2021 г.
  70. ^ Нарайанан К. (1 июля 2020 г.). «Министерство AYUSH подвергает опасности людей, ставит под угрозу Аюрведу своей слабой реакцией на Коронил Патанджали и COVID-19, предупреждают эксперты» . Первый пост . Архивировано из оригинала 21 ноября 2020 года.
  71. ^ Источники, критикующие AYUSH в целом как псевдонаучное предприятие:
  72. ^ Сказка (1994) , стр. 1–22.
  73. ^ Национальный научный совет (2004 г.). «Глава 7 Наука и технологии: Отношение и понимание общественности: Общественные знания о науке и технологиях» . Показатели науки и техники 2004 . Арлингтон, Вирджиния: Национальный научный фонд. Архивировано из оригинала 28 июня 2015 года . Проверено 28 августа 2013 г.
  74. ^ Стоун С., Нг А. «Взрослые американцы проваливают фундаментальные науки: национальное исследование показывает, что только один из пяти взрослых может правильно ответить на три научных вопроса» (пресс-релиз). Калифорнийская академия наук . Архивировано из оригинала 18 октября 2013 года.
  75. ^ Ралофф Дж. (21 февраля 2010 г.). «Научная грамотность: курсы в колледжах США действительно имеют значение» . Новости науки . Общество науки и общественности. Архивировано из оригинала 13 октября 2017 года . Проверено 13 октября 2017 г.
  76. ^ Освальд Т. (15 ноября 2007 г.). «Профессор МГУ: Недостаток научных знаний вредит демократическому процессу» . МГУ сегодня . Мичиганский государственный университет. Архивировано из оригинала 11 сентября 2013 года . Проверено 28 августа 2013 г.
  77. ^ Хобсон А (2011). «Преподавание соответствующих наук для научной грамотности» (PDF) . Журнал преподавания естественных наук в колледже . Архивировано из оригинала (PDF) 24 августа 2011 года.
  78. ^ Импи С., Бакснер С., Антонеллис Дж., Джонсон Э., Кинг С. (2011). «Двадцатилетнее исследование научной грамотности среди студентов колледжей» (PDF) . Журнал преподавания естественных наук в колледже . 40 (1): 31–37. Архивировано (PDF) из оригинала 13 октября 2017 г. Проверено 13 октября 2017 г.
  79. ^ Национальный научный совет (2006). «Глава 7: Отношение и понимание общественности в области науки и технологий: общественные знания о науке и технологиях». Показатели науки и техники 2006 . Арлингтон, Вирджиния: Национальный научный фонд. Рисунок 7-8 – Вера в паранормальные явления: 1990, 2001 и 2005 годы .
  80. ^ Дэвид В. Мур (16 июня 2005 г.). «Трое из четырех американцев верят в паранормальные явления» . Архивировано из оригинала 22 августа 2010 года.
  81. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Национальный научный совет (2006). «Глава 7: Отношение и понимание общественности в области науки и технологий: общественные знания о науке и технологиях» . Показатели науки и техники 2006 . Арлингтон, Вирджиния: Национальный научный фонд. Сноска 29. Архивировано из оригинала 28 июня 2015 г.
  82. ^ Национальный научный совет (2006). Показатели науки и техники, 2006 г.: Том 1 (PDF) . Арлингтон, Вирджиния: Национальный научный фонд. стр. 7–3. Архивировано из оригинала (PDF) 28 июня 2015 года . Проверено 13 августа 2021 г.
  83. ^ Национальный научный совет (2006). «Приложение, таблица 7-16: Отношение к науке и технологиям по странам/регионам: последний год». Показатели науки и техники, 2006 г.: Том 2, таблицы приложений (PDF) . Арлингтон, Вирджиния: Национальный научный фонд. стр. А7–17. Архивировано из оригинала (PDF) 11 февраля 2016 года . Проверено 6 апреля 2018 г.
  84. ^ FOX News (18 июня 2004 г.). «Опрос: В Бога верят больше, чем в рай» . Канал «Фокс Ньюс» . Архивировано из оригинала 5 марта 2009 года . Проверено 26 апреля 2009 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  85. ^ Тейлор Х (26 февраля 2003 г.). «Харрис Полл: Религиозные и другие убеждения американцев, 2003 г.» . Архивировано из оригинала 11 января 2007 года . Проверено 26 апреля 2009 г.
  86. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чем угрожает обществу лженаука? (заседание Президиума РАН) 2003 Archived 26 February 2021 at the Wayback Machine // Herald of the Russian Academy of Sciences . № 1. 2004. P. 8–27.
  87. ^ Лженаука и жизнь Archived 6 February 2010 at the Wayback Machine // Kommersant № 174 (3258), 16.09.2005
  88. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Alexandrov YB (2014). Феномен лженауки в современном обществе и меры по противодействию лженаучным проявлениям [ The Phenomenon of Pseudoscience in Modern Society and Measures to Counter Pseudoscientific Manifestations ] (PDF) . Commission of the Russian Academy of Sciences for Combating Pseudoscience and Falsification of Scientific Research, In Defence of Science. ISBN  978-5-02-039044-7 . Архивировано из оригинала (PDF) 16 мая 2017 года.
  89. ^ Грызлова выводят на «чистую воду» Archived 6 June 2014 at the Wayback Machine // politcom.ru, 15.03.2010
  90. ^ «Фрэнк Джозеф» . Внутренние традиции . Архивировано из оригинала 16 июля 2021 года . Проверено 1 декабря 2020 г.
  91. ^ Колавито Дж. «Обзор книги Фрэнка Джозефа «Места силы и древние строители» . Джейсон Колавито . Архивировано из оригинала 25 ноября 2020 года . Проверено 4 декабря 2020 г.
  92. ^ Гилман С. (3 января 2018 г.). «Лженаука альтернативных правых, ненавидящая евреев, не нова» . Newsweek . Архивировано из оригинала 9 ноября 2020 года . Проверено 28 ноября 2020 г.
  93. ^ Стивенс Б. (28 декабря 2019 г.). «Тайны еврейской гениальности» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 23 апреля 2021 года . Проверено 21 апреля 2021 г.
  94. ^ Шапиро А. (27 января 2020 г.). «Опасное возрождение расовой науки» . Американский учёный . Архивировано из оригинала 16 ноября 2020 года . Проверено 1 декабря 2020 г.
  95. ^ Нельсон Р. (2019). «Расизм в науке: зараза, которая сохраняется» . Природа . 570 (7762): 440–441. Бибкод : 2019Natur.570..440N . дои : 10.1038/d41586-019-01968-z . S2CID   195354000 .
  96. ^ Певица Б, Бенасси В.А. (1981). «Оккультные убеждения: искажения средств массовой информации, социальная неопределенность и недостатки человеческого мышления, похоже, лежат в основе оккультных убеждений». Американский учёный . Том. 69, нет. 1. С. 49–55. JSTOR   27850247 .
  97. ^ Ева Р.А., Данн Д. (1990). «Психические способности, астрология и креационизм в классе? Доказательства псевдонаучных убеждений среди школьных учителей биологии и естественных наук» (PDF) . Американский учитель биологии . Том. 52, нет. 1. С. 10–21. дои : 10.2307/4449018 . JSTOR   4449018 . Архивировано (PDF) из оригинала 13 октября 2017 г.
  98. ^ Дьяволи (2005) , с. 439.
  99. ^ Бейерштейн Б., Хадэуэй П. (1991). «Об избежании глупости». Журнал проблем наркотиков . 20 (4): 689–700. дои : 10.1177/002204269002000418 . S2CID   148414205 .
  100. ^ Шермер М (2011). «Понимание верующего мозга: почему наука — единственный выход из реализма, зависящего от убеждений» . Научный американец . doi : 10.1038/scientificamerican0711-85 . Архивировано из оригинала 30 августа 2016 года . Проверено 14 августа 2016 г.
  101. ^ Линдеман М (1998). «Мотивация, познание и лженаука». Скандинавский журнал психологии . 39 (4): 257–265. дои : 10.1111/1467-9450.00085 . ПМИД   9883101 .
  102. ^ Хапп С. (2023). Санта-Мария С (ред.). Псевдонаука в терапии . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Кембриджского университета. стр. 54–64. ISBN  978-1-009-00510-4 .
  103. ^ Матуте Х., Бланко Ф., Ярриту И., Диас-Лаго М., Вадильо М.А., Барберия I (2015). «Иллюзии причинности: как они искажают наше повседневное мышление и как их можно уменьшить» . Границы в психологии . 6 : 888. doi : 10.3389/fpsyg.2015.00888 . ПМЦ   4488611 . ПМИД   26191014 .
  104. ^ Отсутствие C (10 октября 2013 г.). «Как выглядит научная грамотность в 21 веке?» . Скептик Великих Равнин . Скептическая сеть чернил. Архивировано из оригинала 13 апреля 2014 года . Проверено 9 апреля 2014 г.
  105. ^ Эванс Дж.С. (2003). «В двух умах: двойственное объяснение рассуждений» . Тенденции в когнитивных науках . 7 (10): 454–459. дои : 10.1016/j.tics.2003.08.012 . ПМИД   14550493 . S2CID   12508462 . Архивировано из оригинала 21 ноября 2018 года . Проверено 15 октября 2020 г.
  106. ^ Шермер М. , Гулд С.Дж. (2002). Почему люди верят в странные вещи: лженаука, суеверия и другие заблуждения нашего времени . Нью-Йорк: Холт в мягкой обложке. ISBN  978-0-8050-7089-7 .
  107. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Матуте Х, Ярриту И, Вадилло М.А. (2011). «Иллюзии причинности в основе лженауки». Британский журнал психологии . 102 (3): 392–405. CiteSeerX   10.1.1.298.3070 . дои : 10.1348/000712610X532210 . ПМИД   21751996 .
  108. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Ханссон С.О. (2017). Залта Э.Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. лета 2017 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. Архивировано из оригинала 10 мая 2019 года . Проверено 16 апреля 2018 г.
  109. ^ Бунге, Марио Аугусто (1998). Философия науки: от проблемы к теории . Издатели транзакций. п. 24. ISBN  978-0-7658-0413-6 .
  110. ^ Дела (2008) , стр. 10.
  111. ^ Гулд С.Дж. (1997). «Непересекающиеся магистратуры» . Естественная история . № 106. С. 16–22. Архивировано из оригинала 4 января 2017 года.
  112. ^ «Заявление Королевского общества об эволюции, креационизме и разумном замысле» (пресс-релиз). Лондон: Королевское общество . 11 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 13 октября 2007 г.
  113. ^ Пендл Г. «Научно-популярный очерк: когда научная фантастика становится научным фактом» . Архивировано из оригинала 14 февраля 2006 года.
  114. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тагард (1978) .
  115. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Птица А (2008). «Исторический поворот в философии науки» (PDF) . В Псиллос С., Курд М. (ред.). Рутледж-спутник философии науки . Абингдон: Рутледж. стр. 9, 14. Архивировано (PDF) из оригинала 1 июня 2013 года.
  116. ^ Гауч (2003) , стр. 3–7.
  117. ^ Гордин, доктор медицинских наук (2015). «Что четкая демаркационная линия отделила науку от лженауки». В Numbers RL, Кампуракис К. (ред.). Яблоко Ньютона и другие мифы о науке . Издательство Гарвардского университета. стр. 219–25. ISBN  978-0-674-91547-3 . Архивировано из оригинала 11 октября 2021 года . Проверено 11 января 2022 г.
  118. ^ Ньюболд Д., Робертс Дж. (2007). «Анализ проблемы демаркации в науке и ее применение к теории терапевтического прикосновения». Международный журнал сестринского дела . 13 (6): 324–30. дои : 10.1111/j.1440-172X.2007.00646.x . ПМИД   18021160 .
  119. ^ Лаудан Л. (1983). «Решение проблемы демаркации» . В Коэне Р.С., Лаудане Л. (ред.). Физика, философия и психоанализ: Очерки в честь Адольфа Грюнбаума . Бостонские исследования в области философии науки. Том. 76. Дордрехт: Д. Рейдель. стр. 111–127. ISBN  978-90-277-1533-3 . Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 года . Проверено 25 октября 2015 г.
  120. ^ Макгоба М.В. (2002). «Политика, средства массовой информации и наука в сфере ВИЧ/СПИДа: опасность лженауки». Вакцина . 20 (15): 1899–1904. дои : 10.1016/S0264-410X(02)00063-4 . ПМИД   11983241 .
  121. ^ Эфтимиу и Ллевеллин (2006) , стр. 4 – Эфтимиу цитирует Фридмана: «Мы могли бы удостоить лженауку, вообще упомянув ее».
  122. ^ Эфтимиу и Ллевеллин (2006) , стр. 4 – Эфтимиу цитирует Пака: «Более серьезная угроза исходит для общества, которое не всегда в состоянии судить, какие утверждения реальны, а какие являются вуду … Те, кому посчастливилось выбрать науку в качестве карьеры, обязательство информировать общественность о науке вуду ».
  123. ^ Национальный совет по борьбе с мошенничеством в сфере здравоохранения (1994 г.). «Доклад о позиции NCAHF по гомеопатии» . Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 19 января 2011 г.
  124. ^ ЛеВин М. (8 декабря 2016 г.). «Чему ученые могут научить нас в отношении фейковых новостей и дезинформации» . Бизнес-инсайдер . Архивировано из оригинала 10 декабря 2016 года . Проверено 15 декабря 2016 г.
  125. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кауфман А, Кауфман Дж (2017). Лженаука: заговор против науки . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. п. 239. ИСБН  978-0-262-03742-6 .
  126. ^ Отсутствие C, Руссо Дж (2016). Критическое мышление, наука и лженаука: почему мы не можем доверять своему мозгу . Нью-Йорк: Издательская компания Springer, LLC. п. 221. ИСБН  978-0-8261-9419-0 .
  127. ^ Лилиенфельд С., Линн С.Дж., Лор Дж. (2014). Наука и лженаука в клинической психологии, второе издание . Нью-Йорк: Публикации Гилфорда. п. 435. ИСБН  978-1-4625-1789-3 .
  128. ^ Махдави А. (29 октября 2018 г.). «Щелочная вода — чудодейственное лекарство или чушь? Наука в деле» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 1 декабря 2023 г.

Библиография

Цитируемые работы

Дальнейшее чтение