Jump to content

Антропософская медицина

Антропософская медицина (или антропософская медицина ) — это форма альтернативной медицины, основанная на псевдонаучных и оккультных представлениях. [1] Антропософская медицина, разработанная в 1920-х годах Рудольфом Штайнером (1861–1925) совместно с Итой Вегман Штайнера (1876–1943), опирается на духовную философию , которую он назвал антропософией . Практикующие используют различные методы лечения, основанные на антропософских заповедях, включая массаж , физические упражнения, консультирование и введение психоактивных веществ. [2]

Многие лекарственные препараты, используемые в антропософской медицине, сильно разбавлены, подобно тем, которые используются в гомеопатии . Гомеопатические средства не эффективны с медицинской точки зрения и обычно считаются безвредными, за исключением случаев, когда они используются в качестве замены научно доказанных и эффективных средств профилактики и лечения. [3] В некоторых европейских странах людям, больным раком , иногда прописывают средства, приготовленные из специально собранной омелы , хотя доказательств клинической пользы не существует. [4] [5] детей Некоторые врачи-антропософы выступают против вакцинации , и это привело к предотвратимым вспышкам болезней. [6]

Антропософская медицина во многих отношениях отходит от фундаментальных биологических, физических и химических принципов. Например, Штайнер сказал, что сердце не является насосом , а кровь в каком-то смысле перекачивает сама себя. [7] [8] пациентов Антропософская медицина также предполагает, что прошлые жизни могут влиять на их болезнь и что течение болезни зависит от кармической судьбы. [9] [10] Профессор дополнительной медицины Эдзард Эрнст и другие врачи и ученые, включая Саймона Сингха и Дэвида Горски, охарактеризовали антропософскую медицину как псевдонаучное шарлатанство . [11] [12] без каких-либо оснований в разуме или логике. [13] [14] [15]

Сооснователи антропософской медицины
Рудольф Штайнер в Берлине в 1900 году.
Рудольф Штайнер
Ита Вегман в 1899 году
Ита Вегман
Ита Вегман, сооснователь медицинского подхода, до 1900 года в Берлине.

По словам Эгиля Аспрема, «учение Штайнера имело явный авторитарный оттенок и развивало довольно грубую полемику против «материализма», «либерализма» и культурного «вырождения». [...] Например, антропософская медицина была разработана, чтобы контрастировать с «материалистическая» (и, следовательно, «дегенеративная») медицина истеблишмента». [16]

Первые шаги к антропософскому подходу к медицине были сделаны до 1920 года, когда врачи-гомеопаты и фармацевты начали работать с Рудольфом Штайнером, который рекомендовал новые лекарственные вещества , а также конкретные методы их приготовления наряду с антропософской концепцией человека. В 1921 году Ита Вегман открыла первую антропософскую медицинскую клинику , ныне известную как Клиника Арлесхайма. [17] в Арлесхайме , Швейцария . Вскоре к Вегману присоединился ряд других врачей. Затем они начали готовить первых антропософских медсестер для клиники.

По просьбе Вегмана Штайнер регулярно посещал клинику и предлагал схемы лечения тем или иным пациентам. Между 1920 и 1925 годами он также прочитал несколько циклов лекций по медицине. В 1925 году Вегман и Штайнер написали первую книгу об антропософском подходе к медицине « Основы терапии» . [18] [19]

Позже Вегман открыл отдельную клинику и лечебный дом в Асконе . Вегман много читал лекции, особенно часто посещая Нидерланды и Англию , и все большее число врачей начало включать антропософский подход в свою практику. В 1963 году в Арлесхайме открылась онкологическая клиника «Клиника Лукаса». [20]

В 1976 году антропософская медицина в Германии стала регулироваться законом как особая терапевтическая система («Besondere Therapierichtung») Законом о лекарственных средствах-Arzneimittelgesetz (AMG) и Кодексом социального права (Sozialgesetzbuch V). [21]

В 1990-х годах в Университете Виттена/Хердеке в Германии была открыта кафедра антропософской медицины. Пресса охарактеризовала это назначение как «смертный приговор», а представление о преподавании лженауки нанесло ущерб репутации университета, приблизив его к финансовому краху. В конечном итоге компания была спасена благодаря вливанию денег со стороны Software AG , технологической корпорации, имеющей опыт финансирования антропософских проектов. [13]

В 2012 году Абердинский университет рассмотрел возможность создания кафедры комплексного здравоохранения , совместно финансируемой Software AG и Антропософским движением в области здравоохранения, образования и социальной защиты, каждое из которых предоставит пожертвования в размере 1,5 миллиона фунтов стерлингов. [13] Эдзард Эрнст прокомментировал, что «то, что любой приличный университет должен даже рассматривать отделение антропософской медицины, кажется непостижимым. Тот факт, что его будут поддерживать люди, имеющие финансовую заинтересованность в этом фиктивном подходе, делает ситуацию еще хуже». [13] Комитет по управлению и назначениям университета в конечном итоге решил не производить назначение. [12]

Категоризация и концептуальная основа

[ редактировать ]

Категоризация антропософской медицины сложна, поскольку частично она дополняет традиционную медицину, а частично заменяет ее. [1] В 2008 году Эрнст написал, что его пропагандируют как «расширение традиционной медицины». [6]

Эрнст пишет, что Штайнер использовал воображение и проницательность в качестве основы для своих идей, черпая мистические знания из оккультных Хроник Акаши , работы, которая предположительно находится на астральном плане и которая, по словам Штайнера, была доступна ему через его интуитивные способности. [3] На этом основании Штейнер предложил «ассоциации между четырьмя постулируемыми измерениями человеческого тела (физическим телом, эфирным телом, астральным телом и эго), растениями, минералами и космосом». [2] Штейнер также предположил связь между планетами, металлами и органами, так что, например, планета Меркурий , элемент Меркурий и легкие были каким-то образом связаны. Эти положения составляют основу антропософской медицины. [3]

Эрнст сказал, что антропософская медицина «включает в себя некоторые из наименее правдоподобных теорий, которые только можно себе представить». [22] назвал это «чистым шарлатанством», [12] и сказал, что это «не имеет научного обоснования». [13] Согласно Quackwatch , практикующие антропософские врачи рассматривают болезнь как «обряд посвящения», необходимый для очищения духовных загрязнений, перенесенных из прошлых жизней, в соответствии с заповедями «кармической судьбы». [9]

Антропософские доктора медицины считают, что болезни вызваны прежде всего кармой и демонами, а не материалистическими причинами. [23] Евангелие от Луки — их главный справочник по медицинской науке; это заставляет их верить, что они обладают магическими способностями и что медицина, по сути, является формой магии. [23] Профессиональная французская организация врачей-антропософов подала в суд на Грегуара Перру, автора подобных заявлений; они были приговорены к выплате компенсации в размере 25 000 евро за злоупотребление им в судебном порядке. [23]

Антропософская продукция Weleda продается в Бразилии

В антропософской фармации лекарства готовятся в соответствии с представлениями алхимии и гомеопатии , а не наукой, лежащей в основе современной фармакологии . [2] В процессе приготовления узоры, образовавшиеся в результате кристаллизации, интерпретируются, чтобы увидеть, на какую «эфирную силу» они больше всего похожи. [11] Большинство антропософских препаратов сильно разбавлены, подобно гомеопатическим лекарствам. Это означает, что, хотя они сами по себе совершенно безвредны, их использование вместо средств традиционной медицины для лечения серьезных заболеваний сопряжено с риском серьезных неблагоприятных последствий. [3]

Помимо медикаментозных средств, антропософская медицина также включает: [2]

  • Антропософский уход
  • Консультирование
  • Эвритмия - утверждалось, что она влияет на «внутренние жизненные функции», приводя к «реинтеграции тела, души и духа». [9] [24]
  • Внешние приложения
  • Ритмический массаж

Растительные методы лечения

[ редактировать ]

Чтобы выбрать антропософское вещество для лечения конкретного заболевания, практикующие врачи учитывают источник используемых веществ. Предполагается, что характер минерала, растения или животного определяется веществами, которые в нем наиболее активны, при этом считается, что этот характер может также влиять на то, что вещество будет делать, если его дать для лечения другого организма. Это связано с доктриной подписей . Ивы У , например, необычный характер:

... Растения, растущие возле воды, обычно тяжелые, с большими темно-зелеными листьями, которые легко вянут и ломаются. Исключением является... белая ива, дерево, которое всегда растет возле воды и любит свет. Однако, в отличие от других «водянистых» растений, ива имеет тонкие, почти сухие листья и выглядит очень легкой... Ее ветви невероятно жесткие. Они эластичны и их невозможно сломать. Они легко сгибаются и образуют «суставы», а не ломаются. Эти несколько сигнатур могут дать нам ключ к тому, для чего саликс можно использовать в терапевтических целях: артрит , деформация суставов, опухание суставов... [25]

Нет никаких научных доказательств того, что форма растений когда-либо привела к открытию новых медицинских свойств. [26]

Убеждения о биологии человека

[ редактировать ]

Штайнер описал сердце не как насос , а как регулятор потока — так, что само сердцебиение можно отличить от кровообращения. [8] [27] Антропософская медицина утверждает, что поток крови в системе кровообращения , как выразился Маринелли, «приводится в движение собственным биологическим импульсом, как можно видеть на примере эмбриона, и усиливается за счет импульсов, индуцированных сердцем » . [8] [28]

Этот взгляд на сердце не основан на какой-либо научной теории и был охарактеризован как «чудаковатая наука». [27]

Штейнер считал, что пол ребенка определяется в момент зачатия по расположению звезд. [29]

Модель анатомии Штайнера была основана на трехчастном представлении, согласно которому голова является «мыслящей частью», живот и конечности — «метаболической частью», а грудная клетка и сердце — «ритмическим центром». [29]

По словам Дэна Дугана, Штайнер бросил вызов общепринятой науке следующим образом:

  1. поддерживая витализм ;
  2. подвергая сомнению теорию микробов ; [30]
  3. игнорируя физиологические системы;
  4. выдвигая гипотезу о том, что «сердце не является насосом». [31]

Реакция на COVID-19

[ редактировать ]

Во время пандемии COVID-19 больницы Штайнера в Германии стали печально известны среди органов здравоохранения тем, что навязывали шарлатанские лекарства пациентам, находящимся под седативными препаратами, некоторые из которых были в критическом состоянии. [32] Используемые средства включали имбирные припарки и гомеопатические гранулы, которые, как утверждалось, содержали пыль падающих звезд. Стефан Клюге, директор отделения интенсивной терапии Университетского медицинского центра Гамбурга , заявил, что заявления антропософских специалистов во время пандемии были «крайне непрофессиональными» и что они «рискуют вызвать неуверенность среди пациентов». [32]

Лечение рака омелой

[ редактировать ]
Омела, растущая на дереве, показывает белые ягоды средним крупным планом.
Омела – Штайнер сказал, что сбор ее, когда планеты выровнены, приведет к лечению рака.

Рудольф Штайнер предположил, что омела может вылечить рак, основываясь на наблюдении, что это растение является паразитом, который в конечном итоге убивает своего хозяина - процесс, который, по его утверждению, аналогичен прогрессированию рака. [2] Штайнер считал, что на медицинский потенциал растения влияет положение Солнца, Луны и планет, и что важно собирать урожай в нужное время. [33] Некоторые препараты омелы сильно разбавлены; другие сделаны из ферментированной омелы. [2] Наиболее часто используемые торговые названия препаратов омелы — Искадор и Геликсор. [4]

Хотя лабораторные эксперименты показали, что экстракт омелы может влиять на иммунную систему и убивать некоторые виды раковых клеток, доказательств его пользы для людей, больных раком, мало. [5] [34] Большинство клинических исследований, утверждающих, что терапия омелой эффективна, опубликованы в Германии, и их обычно считают ненадежными из-за серьезных недостатков в качестве. [34] [35] Эдзард Эрнст писал, что исследования клиницистов-антропософов часто приводили к положительным выводам о терапии омелой, поскольку они основывались на ненадежном материале; Вместо этого независимые исследователи, как правило, не находили никаких доказательств пользы. [2] Американское онкологическое общество заявляет, что «имеющиеся данные хорошо спланированных клинических испытаний не подтверждают утверждения о том, что омела может улучшить продолжительность или качество жизни». [4]

Противораковые препараты на основе омелы широко используются в Европе, особенно в немецкоязычных странах. [35] В 2002 году немецкая медицинская страховка оплатила почти полмиллиона рецептов, а в 2006 году, как сообщается, на рынке было около 30 видов экстракта омелы. [2] [35] Экстракты омелы использовались в качестве нетрадиционного лечения больных раком в Нидерландах , а в Германии это лечение было одобрено в качестве паллиативной терапии для лечения симптомов пациентов со злокачественными опухолями. [4] В Швеции, как ни странно, терапия омелой была одобрена для лечения симптомов рака. [36]

В других странах терапия омелой практически неизвестна. [35] не Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США одобрило препараты на основе омелы для каких-либо целей; Экстракты омелы не могут распространяться или импортироваться в США, за исключением исследовательских целей. [34] По состоянию на 2015 год ни один препарат на основе омелы не лицензирован для использования в Соединенном Королевстве . [37]

Статья об омеле в журнале Lancet Oncology в 2013 году ссылалась на наблюдение Бена Голдакра о том, что географическое предпочтение определенных методов лечения является отличительной чертой шарлатанства , и предположила, что продолжающееся использование этой «очевидно неэффективной терапии» в небольшом кластере стран было основано на социологических данных. а не по медицинским причинам, что указывает на необходимость более информированного согласия пациентов. [35]

Иммунизация

[ редактировать ]

Риски, возникающие при использовании антропософской медицины в качестве замены доказательной медицины, иллюстрируются несколькими случаями низкого уровня вакцинации в вальдорфских школах . [3] поскольку некоторые антропософские врачи выступают против иммунизации . [6] Исследование детей в Швеции, проведенное в 1999 году, показало, что в вальдорфских школах только 18% получили вакцину MMR по сравнению с 93% в других школах страны. [3]

В отчете 2003 года о широко распространенной вспышке кори в Кобурге , Германия, источником заболевания была названа вальдорфская школа. [3] В то время мэр города осудил врачей-гомеопатов, которые не поощряли вакцинацию, заявив: «Их оплотом является Вальдорфская школа, которая активно призывает людей не делать прививки своим детям. Теперь у нас эпидемия». [38]

Пол Оффит писал, что Штайнер считал, что вакцинация «мешает кармическому развитию и циклам реинкарнации», и что приверженность этому убеждению привела к вспышке коклюша в 2008 году в калифорнийской вальдорфской школе, что привело к ее временному закрытию. [10]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Кинле, Гунвер С.; Киене, Хельмут; Альбонико, Ганс Ульрих (2006). «Антропософская медицина: Отчет об оценке технологий здравоохранения – Резюме». Дополнительная медицина, основанная на исследованиях . 13 (2): 7–18. дои : 10.1159/000093481 . ПМИД   16883076 . S2CID   72253140 . частично дополняющая и частично заменяющая традиционную медицину . Эрнст, Э (2008). «Антропософская медицина: критический анализ». MMW Достижения в медицине . 150 (Приложение 1): 1–6. ПМИД   18540325 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Эрнст, Э. (2006). «Омела как средство лечения рака» . БМЖ . 333 (7582): 1282–3. дои : 10.1136/bmj.39055.493958.80 . ПМЦ   1761165 . ПМИД   17185706 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Эрнст, Э (2008). «Антропософская медицина: критический анализ». MMW Достижения в медицине . 150 (Приложение 1): 1–6. ПМИД   18540325 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Рассел Дж; Ровер А, ред. (2009). «Омела» . Полное руководство Американского онкологического общества по дополнительным и альтернативным методам лечения рака (2-е изд.). Американское онкологическое общество . стр. 424–428 . ISBN  9780944235713 . Имеющиеся данные хорошо спланированных клинических испытаний не подтверждают утверждения о том, что омела может улучшить продолжительность или качество жизни.
  5. ^ Перейти обратно: а б Хорнебер М.А., Бюшель Г., Хубер Р., Линде К., Росток М. (2008). «Омелотерапия в онкологии» . Кокрейновская база данных Syst Rev (Систематический обзор). 2020 (2): CD003297. дои : 10.1002/14651858.CD003297.pub2 . ПМК   7144832 . ПМИД   18425885 . Обзор показал, что не было достаточно доказательств, чтобы прийти к четким выводам о влиянии на любой из этих исходов, и поэтому неясно, в какой степени применение экстрактов омелы приводит к улучшению контроля симптомов, усилению реакции опухоли или увеличению выживаемости.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Эрнст, Эдзард (март 2011 г.). «Антропософия: фактор риска несоблюдения иммунизации против кори». Журнал детских инфекционных заболеваний . 30 (3): 187–189. дои : 10.1097/INF.0b013e3182024274 . ПМИД   21102363 . Антропософская медицина была основана Штайнером и Итой Вегман в начале 20 века. В настоящее время его пропагандируют как продолжение традиционной медицины.
  7. ^ Динамическое сердце и кровообращение, изд. Крейг Холдридж, AWSNA, 2002, стр.145.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Маринелли, Ральф; Фюрст, Бранко; ван дер Зи, Хойт; Макгинн, Эндрю; Маринелли, Уильям (1995). «Сердце не является насосом: опровержение предпосылки о движении сердца под давлением» (PDF) . Пограничные перспективы . 5 (1): 15–24. S2CID   53615222 .
  9. ^ Перейти обратно: а б с Роулингс, Роджер (23 июля 2012 г.). «Шлатанство Рудольфа Штайнера» . КряВотч . Проверено 10 сентября 2012 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б Оффит, Пол А. (2011). Смертельный выбор: чем движение против вакцинации угрожает нам всем . Основные книги. п. 13 . ISBN  978-0-465-02356-1 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Дуган, Дэн (1 января 2002 г.). «Антропософия и антропософская медицина» . В Майкле Шермере (ред.). Скептическая энциклопедия лженауки . АВС-КЛИО. стр. 31–32. ISBN  978-1-57607-653-8 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с Джамп, Пол (11 мая 2012 г.). «Абердин отказывается от кафедры альтернативной медицины» . Приложение Times о высшем образовании .
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и Маккай, Робин; Хартманн, Лаура (29 апреля 2012 г.). «Целостное подразделение «запятнает» репутацию Абердинского университета» . Наблюдатель .
  14. ^ Горски, Дэвид (14 марта 2011 г.). «Выпускник медицинской школы Мичиганского университета сталкивается с антропософской медициной в своей альма-матер» . Научная медицина . Проверено 29 ноября 2018 г.
  15. ^ Сингх, Саймон; Эрнст, Эдзард (2008). Уловка или лечение: неоспоримые факты об альтернативной медицине . WW Нортон и компания. ISBN  978-0-393-06661-6 . [ нужна страница ]
  16. ^ Аспрем, Эгиль (2018). Проблема разочарования: научный натурализм и эзотерический дискурс, 1900–1939 гг . Серия SUNY в западных эзотерических традициях. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 494. ИСБН  978-1-4384-6992-8 . Проверено 18 мая 2024 г.
  17. ^ Лаванда, Пол (2010). «Швейцарские пионеры науки и медицины» . Karger Gazette № 71. Архивировано из оригинала 30 ноября 2021 г. Проверено 30 ноября 2021 г.
  18. ^ Энгель, Питер Б. (1 июля 1961 г.). «Медицинское мышление Рудольфа Штайнера и его отношение к гомеопатии» . Британский гомеопатический журнал . 50 (3): 185–190. дои : 10.1016/S0007-0785(61)80064-1 . ISSN   0007-0785 . S2CID   71971482 .
  19. ^ Интвин, Андреа (9 июня 2015 г.). Эдвардс, Джейн (ред.). «Рудольф Штайнер и развитие антропософской музыкальной терапии» . Оксфордские справочники в Интернете . дои : 10.1093/oxfordhb/9780199639755.013.3 .
  20. Клиника Лукаса . Архивировано 30 июня 2006 года в Wayback Machine . Доступ 26 декабря 2007 г.
  21. ^ «Антропософская медицина в Германии» . Веб-сайт NAFKAM, посвященный регулированию традиционной, дополнительной и альтернативной медицины (CAM) в 39 странах Европы/ЕС . НАФКАМ. 31 декабря 2012 г. Проверено 21 сентября 2015 г.
  22. ^ Эрнст, Э (2010). «Антропософская медицина». Сосредоточьтесь на альтернативных и дополнительных методах лечения . 12:66 . doi : 10.1111/j.2042-7166.2007.tb04893.x .
  23. ^ Перейти обратно: а б с Межминистерская миссия бдительности и борьбы с сектантскими отклонениями (28 апреля 2023 г.). «Отчет о деятельности за 2021 год» (PDF) (на французском языке). стр. 72–74.
  24. ^ Хойссер, Питер; Кинле, Гунвер София (2009). «Антропософская медицина, интегративная онкология и терапия рака омелой» . В Абрамсе, Дональд; Вейл, Эндрю (ред.). Интегративная онкология . Библиотека интегративной медицины Вейля. Издательство Оксфордского университета. п. 327. ИСБН  978-0-19-988585-5 .
  25. ^ Кэрролл, Роберт Тодд (21 мая 2012 г.). «Антропософская медицина» . Словарь скептиков . Проверено 29 октября 2013 г.
  26. ^ Беннетт, Брэдли К. (2007). «Доктрина подписей: объяснение открытия лекарственных растений или распространения знаний?». Экономическая ботаника . 61 (3): 246–255. doi : 10.1663/0013-0001(2007)61[246:DOSAEO]2.0.CO;2 . S2CID   28292316 .
  27. ^ Перейти обратно: а б Джарвис, Уильям Т. (15 января 2001 г.). «Антропософская медицина» . Шарлатанство .
  28. ^ Фёрст, Бранко (2014). Сердце и кровообращение . Спрингер. ISBN  978-1-4471-5277-4 . OCLC   868250054 . [ нужна страница ]
  29. ^ Перейти обратно: а б Жан-Мари Абграль (1 января 2000 г.). «Наследники Штайнера» . Исцеление или воровство?: Медицинские шарлатаны в эпоху Нью-Эйдж . Издательство Алгора. стр. 87–96. ISBN  978-1-892941-28-2 .
  30. ^ Дуган, Дэн (2002). Шермер, Майкл; Линс, Пэт (ред.). Скептическая энциклопедия лженауки . АВС-КЛИО. стр. 31–33. ISBN  978-1-57607-653-8 . В физике Штайнер защищал теорию цвета Иоганна Вольфганга фон Гете, а не Исаака Ньютона, и называл теорию относительности «блестящей чепухой». В астрономии он учил, что движение планет вызвано взаимоотношениями населяющих их духовных существ. В биологии он проповедовал витализм и подвергал сомнению теорию микробов.
  31. ^ Дуган, Дэн (2007). Флинн, Том; Докинз, Ричард (ред.). Новая энциклопедия неверия . Книги Прометея, Издательства. стр. 74–75. ISBN  9781615922802 . Проверено 21 июня 2015 г. Антропософскую лженауку легко найти в вальдорфских школах. Предполагается, что «гетеанская наука» должна основываться только на наблюдении, без «догматической» теории. Поскольку наблюдения не имеют смысла без связи с какой-либо гипотезой, студентов тонко подталкивают в направлении объяснений мира Штайнером. Типичные отклонения от общепринятой науки включают утверждение о том, что Гете опроверг теорию цвета Ньютона, уникальные «тройные» системы Штейнера в физиологии и часто повторяемую доктрину о том, что «сердце не является насосом» (говорят, что кровь движется сама по себе).
  32. ^ Перейти обратно: а б Ольтерманн П. (10 января 2021 г.). «Корень имбиря и метеоритная пыль: «Лекарства от Covid» от Штайнера, предлагаемые в Германии» . Хранитель .
  33. ^ Джеймс С. Олсон (5 января 2005 г.). Грудь Вирсавии: женщины, рак и история . Джу Пресс. п. 452. ИСБН  978-0-8018-8064-3 . Проверено 1 сентября 2013 г.
  34. ^ Перейти обратно: а б с «Вопросы и ответы об омеле» . Национальный институт рака. 24 марта 2015 года . Проверено 3 декабря 2015 г.
  35. ^ Перейти обратно: а б с д и де Джорджио А., Стеббинг Дж. (2013). «Омела: от рака или только на Рождество?». Ланцет Онкол . 14 (13): 1264–5. дои : 10.1016/S1470-2045(13)70560-6 . ПМИД   24275128 .
  36. ^ «Уникальный зеленый свет для антропософских лекарств» , Svensk Farmaci.
  37. ^ Джонсон Х. (2 января 2015 г.), Каковы доказательства эффективности подкожного введения экстракта омелы в лечении рака? , Информация о лекарствах в Великобритании, заархивировано из оригинала (документ) 8 декабря 2015 г.
  38. ^ Холл, Алан (6 марта 2002 г.). «Антипрививочный городок поражен эпидемией кори». Таймс . п. 3.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Книги и журнальные статьи

[ редактировать ]

Лекции Рудольфа Штайнера

[ редактировать ]
  • Разбитые сосуды: духовная структура человеческой слабости , Майкл Липсон (ред.). ISBN   0-88010-503-8 .
  • Основы антропософской медицины , ISBN   0-936132-80-9 .
  • Географическая медицина: Тайна двойника . ISBN   0-936132-06-X
  • Процесс исцеления: дух, природа и наше тело , Кэтрин Э. Кригер (ред.). ISBN   0-88010-474-0
  • Введение в антропософскую медицину (Основы антропософской медицины, т. 1) . ISBN   0-88010-463-5
  • Медицина: вводный читатель , Эндрю Мэндл (ред.). ISBN   1-85584-133-9
  • Оккультная физиология ISBN   1-85584-141-X
  • Пастырская медицина: коллегиальная работа врачей и священников . ISBN   0-88010-253-5
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fb6d02da5101f7b9f623fffd03170005__1722344580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fb/05/fb6d02da5101f7b9f623fffd03170005.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anthroposophic medicine - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)