Антропософская медицина
Эта статья является частью серии, посвящённой |
Альтернативная медицина |
---|
![]() |
Часть серии о |
Антропософия |
---|
Общий |
Антропософское произведение |
Философия |
Антропософская медицина (или антропософская медицина ) — это форма альтернативной медицины, основанная на псевдонаучных и оккультных представлениях. [1] Антропософская медицина, разработанная в 1920-х годах Рудольфом Штайнером (1861–1925) совместно с Итой Вегман Штайнера (1876–1943), опирается на духовную философию , которую он назвал антропософией . Практикующие используют различные методы лечения, основанные на антропософских заповедях, включая массаж , физические упражнения, консультирование и введение психоактивных веществ. [2]
Многие лекарственные препараты, используемые в антропософской медицине, сильно разбавлены, подобно тем, которые используются в гомеопатии . Гомеопатические средства не эффективны с медицинской точки зрения и обычно считаются безвредными, за исключением случаев, когда они используются в качестве замены научно доказанных и эффективных средств профилактики и лечения. [3] В некоторых европейских странах людям, больным раком , иногда прописывают средства, приготовленные из специально собранной омелы , хотя доказательств клинической пользы не существует. [4] [5] детей Некоторые врачи-антропософы выступают против вакцинации , и это привело к предотвратимым вспышкам болезней. [6]
Антропософская медицина во многих отношениях отходит от фундаментальных биологических, физических и химических принципов. Например, Штайнер сказал, что сердце не является насосом , а кровь в каком-то смысле перекачивает сама себя. [7] [8] пациентов Антропософская медицина также предполагает, что прошлые жизни могут влиять на их болезнь и что течение болезни зависит от кармической судьбы. [9] [10] Профессор дополнительной медицины Эдзард Эрнст и другие врачи и ученые, включая Саймона Сингха и Дэвида Горски, охарактеризовали антропософскую медицину как псевдонаучное шарлатанство . [11] [12] без каких-либо оснований в разуме или логике. [13] [14] [15]
Фон
[ редактировать ]История
[ редактировать ]
По словам Эгиля Аспрема, «учение Штайнера имело явный авторитарный оттенок и развивало довольно грубую полемику против «материализма», «либерализма» и культурного «вырождения». [...] Например, антропософская медицина была разработана, чтобы контрастировать с «материалистическая» (и, следовательно, «дегенеративная») медицина истеблишмента». [16]
Первые шаги к антропософскому подходу к медицине были сделаны до 1920 года, когда врачи-гомеопаты и фармацевты начали работать с Рудольфом Штайнером, который рекомендовал новые лекарственные вещества , а также конкретные методы их приготовления наряду с антропософской концепцией человека. В 1921 году Ита Вегман открыла первую антропософскую медицинскую клинику , ныне известную как Клиника Арлесхайма. [17] в Арлесхайме , Швейцария . Вскоре к Вегману присоединился ряд других врачей. Затем они начали готовить первых антропософских медсестер для клиники.
По просьбе Вегмана Штайнер регулярно посещал клинику и предлагал схемы лечения тем или иным пациентам. Между 1920 и 1925 годами он также прочитал несколько циклов лекций по медицине. В 1925 году Вегман и Штайнер написали первую книгу об антропософском подходе к медицине « Основы терапии» . [18] [19]
Позже Вегман открыл отдельную клинику и лечебный дом в Асконе . Вегман много читал лекции, особенно часто посещая Нидерланды и Англию , и все большее число врачей начало включать антропософский подход в свою практику. В 1963 году в Арлесхайме открылась онкологическая клиника «Клиника Лукаса». [20]
В 1976 году антропософская медицина в Германии стала регулироваться законом как особая терапевтическая система («Besondere Therapierichtung») Законом о лекарственных средствах-Arzneimittelgesetz (AMG) и Кодексом социального права (Sozialgesetzbuch V). [21]
В 1990-х годах в Университете Виттена/Хердеке в Германии была открыта кафедра антропософской медицины. Пресса охарактеризовала это назначение как «смертный приговор», а представление о преподавании лженауки нанесло ущерб репутации университета, приблизив его к финансовому краху. В конечном итоге компания была спасена благодаря вливанию денег со стороны Software AG , технологической корпорации, имеющей опыт финансирования антропософских проектов. [13]
В 2012 году Абердинский университет рассмотрел возможность создания кафедры комплексного здравоохранения , совместно финансируемой Software AG и Антропософским движением в области здравоохранения, образования и социальной защиты, каждое из которых предоставит пожертвования в размере 1,5 миллиона фунтов стерлингов. [13] Эдзард Эрнст прокомментировал, что «то, что любой приличный университет должен даже рассматривать отделение антропософской медицины, кажется непостижимым. Тот факт, что его будут поддерживать люди, имеющие финансовую заинтересованность в этом фиктивном подходе, делает ситуацию еще хуже». [13] Комитет по управлению и назначениям университета в конечном итоге решил не производить назначение. [12]
Категоризация и концептуальная основа
[ редактировать ]Категоризация антропософской медицины сложна, поскольку частично она дополняет традиционную медицину, а частично заменяет ее. [1] В 2008 году Эрнст написал, что его пропагандируют как «расширение традиционной медицины». [6]
Эрнст пишет, что Штайнер использовал воображение и проницательность в качестве основы для своих идей, черпая мистические знания из оккультных Хроник Акаши , работы, которая предположительно находится на астральном плане и которая, по словам Штайнера, была доступна ему через его интуитивные способности. [3] На этом основании Штейнер предложил «ассоциации между четырьмя постулируемыми измерениями человеческого тела (физическим телом, эфирным телом, астральным телом и эго), растениями, минералами и космосом». [2] Штейнер также предположил связь между планетами, металлами и органами, так что, например, планета Меркурий , элемент Меркурий и легкие были каким-то образом связаны. Эти положения составляют основу антропософской медицины. [3]
Эрнст сказал, что антропософская медицина «включает в себя некоторые из наименее правдоподобных теорий, которые только можно себе представить». [22] назвал это «чистым шарлатанством», [12] и сказал, что это «не имеет научного обоснования». [13] Согласно Quackwatch , практикующие антропософские врачи рассматривают болезнь как «обряд посвящения», необходимый для очищения духовных загрязнений, перенесенных из прошлых жизней, в соответствии с заповедями «кармической судьбы». [9]
Антропософские доктора медицины считают, что болезни вызваны прежде всего кармой и демонами, а не материалистическими причинами. [23] Евангелие от Луки — их главный справочник по медицинской науке; это заставляет их верить, что они обладают магическими способностями и что медицина, по сути, является формой магии. [23] Профессиональная французская организация врачей-антропософов подала в суд на Грегуара Перру, автора подобных заявлений; они были приговорены к выплате компенсации в размере 25 000 евро за злоупотребление им в судебном порядке. [23]
Методы
[ редактировать ]
В антропософской фармации лекарства готовятся в соответствии с представлениями алхимии и гомеопатии , а не наукой, лежащей в основе современной фармакологии . [2] В процессе приготовления узоры, образовавшиеся в результате кристаллизации, интерпретируются, чтобы увидеть, на какую «эфирную силу» они больше всего похожи. [11] Большинство антропософских препаратов сильно разбавлены, подобно гомеопатическим лекарствам. Это означает, что, хотя они сами по себе совершенно безвредны, их использование вместо средств традиционной медицины для лечения серьезных заболеваний сопряжено с риском серьезных неблагоприятных последствий. [3]
Помимо медикаментозных средств, антропософская медицина также включает: [2]
- Антропософский уход
- Консультирование
- Эвритмия - утверждалось, что она влияет на «внутренние жизненные функции», приводя к «реинтеграции тела, души и духа». [9] [24]
- Внешние приложения
- Ритмический массаж
Растительные методы лечения
[ редактировать ]Чтобы выбрать антропософское вещество для лечения конкретного заболевания, практикующие врачи учитывают источник используемых веществ. Предполагается, что характер минерала, растения или животного определяется веществами, которые в нем наиболее активны, при этом считается, что этот характер может также влиять на то, что вещество будет делать, если его дать для лечения другого организма. Это связано с доктриной подписей . Ивы У , например, необычный характер:
... Растения, растущие возле воды, обычно тяжелые, с большими темно-зелеными листьями, которые легко вянут и ломаются. Исключением является... белая ива, дерево, которое всегда растет возле воды и любит свет. Однако, в отличие от других «водянистых» растений, ива имеет тонкие, почти сухие листья и выглядит очень легкой... Ее ветви невероятно жесткие. Они эластичны и их невозможно сломать. Они легко сгибаются и образуют «суставы», а не ломаются. Эти несколько сигнатур могут дать нам ключ к тому, для чего саликс можно использовать в терапевтических целях: артрит , деформация суставов, опухание суставов... [25]
Нет никаких научных доказательств того, что форма растений когда-либо привела к открытию новых медицинских свойств. [26]
Убеждения о биологии человека
[ редактировать ]Штайнер описал сердце не как насос , а как регулятор потока — так, что само сердцебиение можно отличить от кровообращения. [8] [27] Антропософская медицина утверждает, что поток крови в системе кровообращения , как выразился Маринелли, «приводится в движение собственным биологическим импульсом, как можно видеть на примере эмбриона, и усиливается за счет импульсов, индуцированных сердцем » . [8] [28]
Этот взгляд на сердце не основан на какой-либо научной теории и был охарактеризован как «чудаковатая наука». [27]
Штейнер считал, что пол ребенка определяется в момент зачатия по расположению звезд. [29]
Модель анатомии Штайнера была основана на трехчастном представлении, согласно которому голова является «мыслящей частью», живот и конечности — «метаболической частью», а грудная клетка и сердце — «ритмическим центром». [29]
По словам Дэна Дугана, Штайнер бросил вызов общепринятой науке следующим образом:
- поддерживая витализм ;
- подвергая сомнению теорию микробов ; [30]
- игнорируя физиологические системы;
- выдвигая гипотезу о том, что «сердце не является насосом». [31]
Реакция на COVID-19
[ редактировать ]Во время пандемии COVID-19 больницы Штайнера в Германии стали печально известны среди органов здравоохранения тем, что навязывали шарлатанские лекарства пациентам, находящимся под седативными препаратами, некоторые из которых были в критическом состоянии. [32] Используемые средства включали имбирные припарки и гомеопатические гранулы, которые, как утверждалось, содержали пыль падающих звезд. Стефан Клюге, директор отделения интенсивной терапии Университетского медицинского центра Гамбурга , заявил, что заявления антропософских специалистов во время пандемии были «крайне непрофессиональными» и что они «рискуют вызвать неуверенность среди пациентов». [32]
Лечение рака омелой
[ редактировать ]
Рудольф Штайнер предположил, что омела может вылечить рак, основываясь на наблюдении, что это растение является паразитом, который в конечном итоге убивает своего хозяина - процесс, который, по его утверждению, аналогичен прогрессированию рака. [2] Штайнер считал, что на медицинский потенциал растения влияет положение Солнца, Луны и планет, и что важно собирать урожай в нужное время. [33] Некоторые препараты омелы сильно разбавлены; другие сделаны из ферментированной омелы. [2] Наиболее часто используемые торговые названия препаратов омелы — Искадор и Геликсор. [4]
Хотя лабораторные эксперименты показали, что экстракт омелы может влиять на иммунную систему и убивать некоторые виды раковых клеток, доказательств его пользы для людей, больных раком, мало. [5] [34] Большинство клинических исследований, утверждающих, что терапия омелой эффективна, опубликованы в Германии, и их обычно считают ненадежными из-за серьезных недостатков в качестве. [34] [35] Эдзард Эрнст писал, что исследования клиницистов-антропософов часто приводили к положительным выводам о терапии омелой, поскольку они основывались на ненадежном материале; Вместо этого независимые исследователи, как правило, не находили никаких доказательств пользы. [2] Американское онкологическое общество заявляет, что «имеющиеся данные хорошо спланированных клинических испытаний не подтверждают утверждения о том, что омела может улучшить продолжительность или качество жизни». [4]
Противораковые препараты на основе омелы широко используются в Европе, особенно в немецкоязычных странах. [35] В 2002 году немецкая медицинская страховка оплатила почти полмиллиона рецептов, а в 2006 году, как сообщается, на рынке было около 30 видов экстракта омелы. [2] [35] Экстракты омелы использовались в качестве нетрадиционного лечения больных раком в Нидерландах , а в Германии это лечение было одобрено в качестве паллиативной терапии для лечения симптомов пациентов со злокачественными опухолями. [4] В Швеции, как ни странно, терапия омелой была одобрена для лечения симптомов рака. [36]
В других странах терапия омелой практически неизвестна. [35] не Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США одобрило препараты на основе омелы для каких-либо целей; Экстракты омелы не могут распространяться или импортироваться в США, за исключением исследовательских целей. [34] По состоянию на 2015 год [update] ни один препарат на основе омелы не лицензирован для использования в Соединенном Королевстве . [37]
Статья об омеле в журнале Lancet Oncology в 2013 году ссылалась на наблюдение Бена Голдакра о том, что географическое предпочтение определенных методов лечения является отличительной чертой шарлатанства , и предположила, что продолжающееся использование этой «очевидно неэффективной терапии» в небольшом кластере стран было основано на социологических данных. а не по медицинским причинам, что указывает на необходимость более информированного согласия пациентов. [35]
Иммунизация
[ редактировать ]Риски, возникающие при использовании антропософской медицины в качестве замены доказательной медицины, иллюстрируются несколькими случаями низкого уровня вакцинации в вальдорфских школах . [3] поскольку некоторые антропософские врачи выступают против иммунизации . [6] Исследование детей в Швеции, проведенное в 1999 году, показало, что в вальдорфских школах только 18% получили вакцину MMR по сравнению с 93% в других школах страны. [3]
В отчете 2003 года о широко распространенной вспышке кори в Кобурге , Германия, источником заболевания была названа вальдорфская школа. [3] В то время мэр города осудил врачей-гомеопатов, которые не поощряли вакцинацию, заявив: «Их оплотом является Вальдорфская школа, которая активно призывает людей не делать прививки своим детям. Теперь у нас эпидемия». [38]
Пол Оффит писал, что Штайнер считал, что вакцинация «мешает кармическому развитию и циклам реинкарнации», и что приверженность этому убеждению привела к вспышке коклюша в 2008 году в калифорнийской вальдорфской школе, что привело к ее временному закрытию. [10]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кинле, Гунвер С.; Киене, Хельмут; Альбонико, Ганс Ульрих (2006). «Антропософская медицина: Отчет об оценке технологий здравоохранения – Резюме». Дополнительная медицина, основанная на исследованиях . 13 (2): 7–18. дои : 10.1159/000093481 . ПМИД 16883076 . S2CID 72253140 .
частично дополняющая и частично заменяющая традиционную медицину
. Эрнст, Э (2008). «Антропософская медицина: критический анализ». MMW Достижения в медицине . 150 (Приложение 1): 1–6. ПМИД 18540325 . - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Эрнст, Э. (2006). «Омела как средство лечения рака» . БМЖ . 333 (7582): 1282–3. дои : 10.1136/bmj.39055.493958.80 . ПМЦ 1761165 . ПМИД 17185706 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Эрнст, Э (2008). «Антропософская медицина: критический анализ». MMW Достижения в медицине . 150 (Приложение 1): 1–6. ПМИД 18540325 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Рассел Дж; Ровер А, ред. (2009). «Омела» . Полное руководство Американского онкологического общества по дополнительным и альтернативным методам лечения рака (2-е изд.). Американское онкологическое общество . стр. 424–428 . ISBN 9780944235713 .
Имеющиеся данные хорошо спланированных клинических испытаний не подтверждают утверждения о том, что омела может улучшить продолжительность или качество жизни.
- ^ Перейти обратно: а б Хорнебер М.А., Бюшель Г., Хубер Р., Линде К., Росток М. (2008). «Омелотерапия в онкологии» . Кокрейновская база данных Syst Rev (Систематический обзор). 2020 (2): CD003297. дои : 10.1002/14651858.CD003297.pub2 . ПМК 7144832 . ПМИД 18425885 .
Обзор показал, что не было достаточно доказательств, чтобы прийти к четким выводам о влиянии на любой из этих исходов, и поэтому неясно, в какой степени применение экстрактов омелы приводит к улучшению контроля симптомов, усилению реакции опухоли или увеличению выживаемости.
- ^ Перейти обратно: а б с Эрнст, Эдзард (март 2011 г.). «Антропософия: фактор риска несоблюдения иммунизации против кори». Журнал детских инфекционных заболеваний . 30 (3): 187–189. дои : 10.1097/INF.0b013e3182024274 . ПМИД 21102363 .
Антропософская медицина была основана Штайнером и Итой Вегман в начале 20 века. В настоящее время его пропагандируют как продолжение традиционной медицины.
- ^ Динамическое сердце и кровообращение, изд. Крейг Холдридж, AWSNA, 2002, стр.145.
- ^ Перейти обратно: а б с Маринелли, Ральф; Фюрст, Бранко; ван дер Зи, Хойт; Макгинн, Эндрю; Маринелли, Уильям (1995). «Сердце не является насосом: опровержение предпосылки о движении сердца под давлением» (PDF) . Пограничные перспективы . 5 (1): 15–24. S2CID 53615222 .
- ^ Перейти обратно: а б с Роулингс, Роджер (23 июля 2012 г.). «Шлатанство Рудольфа Штайнера» . КряВотч . Проверено 10 сентября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Оффит, Пол А. (2011). Смертельный выбор: чем движение против вакцинации угрожает нам всем . Основные книги. п. 13 . ISBN 978-0-465-02356-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Дуган, Дэн (1 января 2002 г.). «Антропософия и антропософская медицина» . В Майкле Шермере (ред.). Скептическая энциклопедия лженауки . АВС-КЛИО. стр. 31–32. ISBN 978-1-57607-653-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Джамп, Пол (11 мая 2012 г.). «Абердин отказывается от кафедры альтернативной медицины» . Приложение Times о высшем образовании .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Маккай, Робин; Хартманн, Лаура (29 апреля 2012 г.). «Целостное подразделение «запятнает» репутацию Абердинского университета» . Наблюдатель .
- ^ Горски, Дэвид (14 марта 2011 г.). «Выпускник медицинской школы Мичиганского университета сталкивается с антропософской медициной в своей альма-матер» . Научная медицина . Проверено 29 ноября 2018 г.
- ^ Сингх, Саймон; Эрнст, Эдзард (2008). Уловка или лечение: неоспоримые факты об альтернативной медицине . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-06661-6 . [ нужна страница ]
- ^ Аспрем, Эгиль (2018). Проблема разочарования: научный натурализм и эзотерический дискурс, 1900–1939 гг . Серия SUNY в западных эзотерических традициях. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 494. ИСБН 978-1-4384-6992-8 . Проверено 18 мая 2024 г.
- ^ Лаванда, Пол (2010). «Швейцарские пионеры науки и медицины» . Karger Gazette № 71. Архивировано из оригинала 30 ноября 2021 г. Проверено 30 ноября 2021 г.
- ^ Энгель, Питер Б. (1 июля 1961 г.). «Медицинское мышление Рудольфа Штайнера и его отношение к гомеопатии» . Британский гомеопатический журнал . 50 (3): 185–190. дои : 10.1016/S0007-0785(61)80064-1 . ISSN 0007-0785 . S2CID 71971482 .
- ^ Интвин, Андреа (9 июня 2015 г.). Эдвардс, Джейн (ред.). «Рудольф Штайнер и развитие антропософской музыкальной терапии» . Оксфордские справочники в Интернете . дои : 10.1093/oxfordhb/9780199639755.013.3 .
- ↑ Клиника Лукаса . Архивировано 30 июня 2006 года в Wayback Machine . Доступ 26 декабря 2007 г.
- ^ «Антропософская медицина в Германии» . Веб-сайт NAFKAM, посвященный регулированию традиционной, дополнительной и альтернативной медицины (CAM) в 39 странах Европы/ЕС . НАФКАМ. 31 декабря 2012 г. Проверено 21 сентября 2015 г.
- ^ Эрнст, Э (2010). «Антропософская медицина». Сосредоточьтесь на альтернативных и дополнительных методах лечения . 12:66 . doi : 10.1111/j.2042-7166.2007.tb04893.x .
- ^ Перейти обратно: а б с Межминистерская миссия бдительности и борьбы с сектантскими отклонениями (28 апреля 2023 г.). «Отчет о деятельности за 2021 год» (PDF) (на французском языке). стр. 72–74.
- ^ Хойссер, Питер; Кинле, Гунвер София (2009). «Антропософская медицина, интегративная онкология и терапия рака омелой» . В Абрамсе, Дональд; Вейл, Эндрю (ред.). Интегративная онкология . Библиотека интегративной медицины Вейля. Издательство Оксфордского университета. п. 327. ИСБН 978-0-19-988585-5 .
- ^ Кэрролл, Роберт Тодд (21 мая 2012 г.). «Антропософская медицина» . Словарь скептиков . Проверено 29 октября 2013 г.
- ^ Беннетт, Брэдли К. (2007). «Доктрина подписей: объяснение открытия лекарственных растений или распространения знаний?». Экономическая ботаника . 61 (3): 246–255. doi : 10.1663/0013-0001(2007)61[246:DOSAEO]2.0.CO;2 . S2CID 28292316 .
- ^ Перейти обратно: а б Джарвис, Уильям Т. (15 января 2001 г.). «Антропософская медицина» . Шарлатанство .
- ^ Фёрст, Бранко (2014). Сердце и кровообращение . Спрингер. ISBN 978-1-4471-5277-4 . OCLC 868250054 . [ нужна страница ]
- ^ Перейти обратно: а б Жан-Мари Абграль (1 января 2000 г.). «Наследники Штайнера» . Исцеление или воровство?: Медицинские шарлатаны в эпоху Нью-Эйдж . Издательство Алгора. стр. 87–96. ISBN 978-1-892941-28-2 .
- ^ Дуган, Дэн (2002). Шермер, Майкл; Линс, Пэт (ред.). Скептическая энциклопедия лженауки . АВС-КЛИО. стр. 31–33. ISBN 978-1-57607-653-8 .
В физике Штайнер защищал теорию цвета Иоганна Вольфганга фон Гете, а не Исаака Ньютона, и называл теорию относительности «блестящей чепухой». В астрономии он учил, что движение планет вызвано взаимоотношениями населяющих их духовных существ. В биологии он проповедовал витализм и подвергал сомнению теорию микробов.
- ^ Дуган, Дэн (2007). Флинн, Том; Докинз, Ричард (ред.). Новая энциклопедия неверия . Книги Прометея, Издательства. стр. 74–75. ISBN 9781615922802 . Проверено 21 июня 2015 г.
Антропософскую лженауку легко найти в вальдорфских школах. Предполагается, что «гетеанская наука» должна основываться только на наблюдении, без «догматической» теории. Поскольку наблюдения не имеют смысла без связи с какой-либо гипотезой, студентов тонко подталкивают в направлении объяснений мира Штайнером. Типичные отклонения от общепринятой науки включают утверждение о том, что Гете опроверг теорию цвета Ньютона, уникальные «тройные» системы Штейнера в физиологии и часто повторяемую доктрину о том, что «сердце не является насосом» (говорят, что кровь движется сама по себе).
- ^ Перейти обратно: а б Ольтерманн П. (10 января 2021 г.). «Корень имбиря и метеоритная пыль: «Лекарства от Covid» от Штайнера, предлагаемые в Германии» . Хранитель .
- ^ Джеймс С. Олсон (5 января 2005 г.). Грудь Вирсавии: женщины, рак и история . Джу Пресс. п. 452. ИСБН 978-0-8018-8064-3 . Проверено 1 сентября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Вопросы и ответы об омеле» . Национальный институт рака. 24 марта 2015 года . Проверено 3 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и де Джорджио А., Стеббинг Дж. (2013). «Омела: от рака или только на Рождество?». Ланцет Онкол . 14 (13): 1264–5. дои : 10.1016/S1470-2045(13)70560-6 . ПМИД 24275128 .
- ^ «Уникальный зеленый свет для антропософских лекарств» , Svensk Farmaci.
- ^ Джонсон Х. (2 января 2015 г.), Каковы доказательства эффективности подкожного введения экстракта омелы в лечении рака? , Информация о лекарствах в Великобритании, заархивировано из оригинала (документ) 8 декабря 2015 г.
- ^ Холл, Алан (6 марта 2002 г.). «Антипрививочный городок поражен эпидемией кори». Таймс . п. 3.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Книги и журнальные статьи
[ редактировать ]- Эрнст, Э (2004). «Антропософская медицина: систематический обзор рандомизированных клинических исследований». Венский клинический еженедельник . 116 (4): 128–30. дои : 10.1007/bf03040749 . ПМИД 15038403 . S2CID 7435250 .
- Кинле, Г.С.; Киене, Х (2007). «Дополнительная терапия рака: систематический обзор проспективных клинических испытаний экстрактов антропософской омелы». Европейский журнал медицинских исследований . 12 (3): 103–19. ПМИД 17507307 .
- Антропософская медицина в Сингх, Саймон; Эрнст, Эдзард (6 октября 2009 г.). Уловка или лечение? Альтернативная медицина на испытании . Трансмир. п. 135. ИСБН 978-1-4090-8180-7 .
Лекции Рудольфа Штайнера
[ редактировать ]- Разбитые сосуды: духовная структура человеческой слабости , Майкл Липсон (ред.). ISBN 0-88010-503-8 .
- Основы антропософской медицины , ISBN 0-936132-80-9 .
- Географическая медицина: Тайна двойника . ISBN 0-936132-06-X
- Процесс исцеления: дух, природа и наше тело , Кэтрин Э. Кригер (ред.). ISBN 0-88010-474-0
- Введение в антропософскую медицину (Основы антропософской медицины, т. 1) . ISBN 0-88010-463-5
- Медицина: вводный читатель , Эндрю Мэндл (ред.). ISBN 1-85584-133-9
- Оккультная физиология ISBN 1-85584-141-X
- Пастырская медицина: коллегиальная работа врачей и священников . ISBN 0-88010-253-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]