Andrei Arsenyevich Tarkovsky (Russian: Андрей Арсеньевич Тарковский , IPA: [ɐnˈdrʲej ɐrˈsʲenʲjɪvʲɪtɕ tɐrˈkofskʲɪj] ru ⓘ [1] 4 апреля 1932 г. [2] — 29 декабря 1986) — советский [а] кинорежиссер и сценарист российского происхождения. [3] Его многие считают одним из лучших режиссеров в истории кино. Его фильмы исследуют духовные и метафизические темы и известны своим медленным темпом и длинными кадрами , сказочными визуальными образами и озабоченностью природой и памятью. [4] [5]
Дед Андрея по отцовской линии Александр Карлович Тарковский (по-польски: Александр Кароль Тарковский ) был польским дворянином, работавшим банковским служащим. Его жена Мария Даниловна Рачковская была учительницей румынского языка, приехавшей из Ясс . [8] Бабушка Андрея по материнской линии Вера Николаевна Вишнякова (урожденная Дубасова) принадлежала к старинному роду русских дворян Дубасовых , ведущему свою историю с 17 века; среди ее родственников был адмирал Федор Дубасов , и этот факт ей приходилось скрывать в советские времена. Была замужем за Иваном Ивановичем Вишняковым, уроженцем Калужской губернии , изучавшим право в МГУ и служившим судьей в Козельске . [9] [10]
По семейному преданию, предками Тарковского по отцовской линии были князья из Шамхала Таркинского Дагестана, хотя его сестра Марина Тарковская , проводившая детальное исследование их генеалогии, называла это "мифом, даже своего рода розыгрышем". подчеркнув, что ни один документ не подтверждает эту версию. [8]
Детство Тарковского прошло в Юрьевце . [11] Друзья детства описывали его как активного и популярного человека, у которого было много друзей и который обычно находился в центре событий. [12] Его отец оставил семью в 1937 году, а затем пошел добровольцем в армию в 1941 году. Он вернулся домой в 1943 году, получив Красную Звезду после ранения в одну ногу (которую ему в конечном итоге пришлось ампутировать из-за гангрены). [13] Тарковский остался с матерью, переехав с ней и сестрой Мариной в Москву, где она работала корректором в типографии.
В 1939 году Тарковский поступил в московскую школу № 554. Во время войны все трое эвакуировались в Юрьевец, живя у бабушки по материнской линии. В 1943 году семья вернулась в Москву. поэт Андрей Вознесенский Тарковский продолжил обучение в своей старой школе, где одним из его одноклассников был . Он учился игре на фортепиано в музыкальной школе и посещал занятия в художественной школе. Семья проживала на улице Щипок в Замоскворечье Москвы. С ноября 1947 г. по весну 1948 г. он находился в больнице с туберкулезом. Многие темы его детства — эвакуация, его мать и двое ее детей, замкнутый отец, пребывание в больнице — занимают видное место в его фильме « Зеркало» .
В школьные годы Тарковский был смутьяном и бедным учеником. [14] [15] Ему все же удалось получить высшее образование, и с 1951 по 1952 год он изучал арабский язык в Восточном институте в Москве — филиале Академии наук Советского Союза . Хотя он уже немного говорил по-арабски и успешно учился в первых семестрах, учебу он не закончил и бросил работу старателем в Институте цветных металлов и золота Академии наук. Участвовал в годичной исследовательской экспедиции на реку Курейку близ Туруханска Красноярского края . В это время в тайге Тарковский решил заняться киноискусством.
По возвращении из научной экспедиции в 1954 году Тарковский подал документы во ВГИК и был зачислен на режиссерскую программу. Он учился в одном классе с Ирмой Рауш (Ириной), на которой женился в апреле 1957 года. [16]
Ранняя эпоха Хрущева открывала хорошие возможности для молодых режиссеров. До 1953 года годовое кинопроизводство было низким, и большинство фильмов снимали опытные режиссеры. После 1953 года было снято больше фильмов, многие из которых были сняты молодыми режиссерами. Хрущевская оттепель немного ослабила советские социальные ограничения и разрешила ограниченный приток европейской и североамериканской литературы, фильмов и музыки. Это позволило Тарковскому увидеть фильмы итальянских неореалистов , французской «Новой волны» , а также таких режиссеров, как Куросава , Бунюэль , Бергман , Брессон , Вайда (чей фильм «Пепел и бриллианты» повлиял на Тарковского) и Мидзогучи .
Учителем и наставником Тарковского был Михаил Ромм , воспитавший многих студентов-кинематографистов, которые впоследствии стали влиятельными кинорежиссёрами. В 1956 году Тарковский снял свой первый студенческий короткометражный фильм « Убийцы » по рассказу Эрнеста Хемингуэя . В 1959 году последовал более длинный телефильм « Сегодня отпуска не будет». Оба фильма были совместной работой студентов ВГИКа. Одноклассник Александр Гордон , женившийся на сестре Тарковского, в частности, был режиссером, сценаристом, монтажером и актером в двух фильмах с Тарковским.
Важное влияние на Тарковского оказал кинорежиссер Григорий Чухрай , преподававший во ВГИКе. Впечатленный талантом своего ученика, Чухрай предложил Тарковскому должность помощника режиссёра его фильма «Чистое небо» . Тарковский сначала проявил интерес, но затем решил сосредоточиться на учебе и собственных проектах. [16]
На третьем курсе ВГИКа Тарковский познакомился с Андреем Кончаловским . Они нашли много общего, так как им нравились одни и те же режиссеры и разделялись взгляды на кино и фильмы. В 1959 году они написали сценарий «Антарктида — далёкая страна» , который позже был опубликован в « Московском комсомольце» . Тарковский представил сценарий на «Ленфильм» , но он был отклонен. Больший успех у них получился со сценарием «Паровой каток и скрипка» , который они продали на «Мосфильм» . Это стало дипломным проектом Тарковского, благодаря которому он получил диплом в 1960 году и получил первую премию на Нью-Йоркском студенческом кинофестивале в 1961 году.
Первым художественным фильмом Тарковского было «Иваново детство» 1962 года. Он унаследовал фильм от режиссера Эдуарда Абалова, которому пришлось отказаться от проекта. Фильм принес Тарковскому международное признание и получил премию «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале в 1962 году. В том же году, 30 сентября, родился его первый сын Арсений (в дневниках Тарковского его звали Сенька) Тарковский.
В 1965 году он снял фильм «Андрей Рублёв» о жизни Андрея Рублева пятнадцатого века , русского иконописца . Андрея Рублева , за исключением единственного показа в Москве в 1966 году, не выпустили сразу после завершения из-за проблем с советскими властями. Тарковскому пришлось несколько раз резать фильм, в результате чего получилось несколько версий разной длины. В СССР фильм был широко показан в урезанной версии в 1971 году. Тем не менее, фильм имел бюджет более 1 миллиона рублей – значительная сумма для того периода. [17] Версия фильма была представлена на Каннском кинофестивале в 1969 году и получила приз ФИПРЕССИ .
В июне 1970 года он развелся со своей женой Ириной. В том же году он женился на Ларисе Кизиловой (урожденной Егоркиной), которая была ассистентом продюсера фильма «Андрей Рублёв» (они жили вместе с 1965 года). Их сын Андрей Андреевич Тарковский (по прозвищу Андриоша, что означает «маленький Андре» или «Андре-младший») родился в том же году, 7 августа. [18]
С 1973 по 1974 год он снял фильм «Зеркало» , в высшей степени автобиографический и нетрадиционно структурированный фильм, основанный на его детстве и включающий некоторые стихи его отца. В этом фильме Тарковский изобразил тяжелое положение детства, пострадавшего от войны. Тарковский работал над сценарием этого фильма с 1967 года под последовательными названиями «Исповедь» , «Белый день» и «Белый-белый день» . С самого начала фильм не был хорошо принят советскими властями из-за его содержания и предполагаемого элитарного характера. Советские власти отнесли фильм к «третьей категории», строго ограниченному прокату, и разрешили его показ только в третьеклассных кинотеатрах и рабочих клубах. Тиражов было сделано мало, и создатели фильма не получили возврата. Фильмы третьей категории также подвергали кинематографистов опасности быть обвиненными в растрате государственных средств, что могло иметь серьезные последствия для их будущей производительности. [19] Предполагается, что эти трудности заставили Тарковского задуматься о том, чтобы поехать за границу и снять фильм за пределами советской киноиндустрии. [20]
В 1975 году Тарковский также работал над сценарием «Гофманниана » о немецкой писательнице и поэтессе Э.Т.А. Гофмане . В декабре 1976 года он поставил «Гамлет свою единственную пьесу » в театре «Ленком» в Москве. Главную роль исполнил Анатолий Солоницын , снявшийся также в нескольких фильмах Тарковского. В конце 1978 года он также написал сценарий «Сардор» вместе с писателем Александром Мишариным .
Последним фильмом Тарковского, законченным в Советском Союзе, стал «Сталкер» , вдохновленный романом «Пикник на обочине» братьев Аркадия и Бориса Стругацких . Тарковский впервые встретил братьев в 1971 году и поддерживал с ними контакт до своей смерти в 1986 году. Первоначально он хотел снять фильм по их роману « Отель мертвого альпиниста» и разработал черновой сценарий. Под влиянием дискуссии с Аркадием Стругацким он изменил свой план и приступил к работе над сценарием по мотивам « Пикника на обочине» . Работа над этим фильмом началась в 1976 году. Производство погрязло в неприятностях; неправильная обработка негативов испортила все внешние кадры. Отношения Тарковского с оператором Георгием Рербергом ухудшились до такой степени, что он нанял Александра Княжинского в качестве нового первого оператора. Более того, в апреле 1978 года у Тарковского случился сердечный приступ, что привело к дальнейшей задержке. Фильм был завершен в 1979 году и получил приз экуменического жюри Каннского кинофестиваля . В ходе сессии вопросов и ответов на 11 февраля 1981 года в Эдинбургском кинозале Тарковский резко отверг предположения о том, что фильм был либо непроницаемо загадочным, либо политической аллегорией . [21]
В 1979 году Тарковский приступил к производству фильма «Первый день » по сценарию своего друга и давнего соратника Андрея Кончаловского . Действие фильма происходит в России XVIII века во времена правления Петра Великого , в главных ролях снялись Наталья Бондарчук и Анатолий Папанов . Чтобы проект утвердили в Госкино , Тарковский представил сценарий, отличавшийся от оригинального, опустив несколько сцен, критиковавших официальный атеизм в Советском Союзе . После съемок примерно половины фильма проект был остановлен Госкино после того, как стало очевидно, что фильм отличается от сценария, представленного цензуре. Сообщается, что Тарковский был в ярости из-за этого перерыва и уничтожил большую часть фильма. [22]
Летом 1979 года Тарковский отправился в Италию, где снял документальный фильм «Путешествие во времени вместе со своим давним другом Тонино Гуэрра » . Тарковский вернулся в Италию в 1980 году в длительную поездку, во время которой он и Гуэрра завершили сценарий фильма «Ностальгия» . В этот период он сделал фотографии Polaroid, запечатлевшие его личную жизнь. [23]
Тарковский вернулся в Италию в 1982 году, чтобы приступить к съемкам «Ностальгии» , но затем «Мосфильм» вышел из проекта, поэтому он искал и получил финансовую поддержку у итальянского RAI . Тарковский завершил работу над фильмом в 1983 году, и он был представлен на Каннском кинофестивале , где получил приз ФИПРЕССИ и приз экуменического жюри. специальный приз под названием «Гран-при кинематографа» Тарковский также разделил с Робером Брессоном . Советские власти лоббировали, чтобы фильм не получил Золотую пальмовую ветвь . [24] этот факт укрепил решимость Тарковского никогда больше не работать в Советском Союзе. После Канн он отправился в Лондон, чтобы поставить и поставить оперу «Борис Годунов» в Королевском оперном театре под музыкальным руководством Клаудио Аббадо .
Фотография Андрея Тарковского в лагере беженцев Латина ( Италия) в 1985 году.
На пресс-конференции в Милане 10 июля 1984 года он заявил, что никогда не вернется в Советский Союз и останется в Западной Европе. Он заявил: «Я не советский диссидент, у меня нет конфликта с советским правительством», но если бы он вернулся домой, добавил он, «я был бы безработным». [25] В то время его сын Андриоша еще находился в Советском Союзе и ему не разрешили покинуть страну. 28 августа 1985 года Тарковский был признан советским перебежчиком в лагере беженцев в Латине , Италия, зарегистрирован под серийным номером 13225/379 и официально принят на Запад. [26] [27]
Большую часть 1984 года Тарковский потратил на подготовку фильма «Жертвоприношение» . Наконец, он был снят в 1985 году в Швеции, причем многие члены съемочной группы были выпускниками Ингмара Бергмана фильмов , включая оператора Свена Нюквиста . На видение Тарковским своего фильма большое влияние оказал стиль Бергмана.
В то время как «Жертвоприношение» рассказывает об апокалипсисе и надвигающейся смерти, вере и возможном искуплении, в процессе создания документального фильма режиссера Андрея Тарковского в особенно пронзительной сцене сценарист и режиссер Михал Лещиловский следует за Тарковским на прогулке, когда он выражает свои чувства по поводу смерть — он утверждает, что бессмертен и не боится смерти. По иронии судьбы, в конце года у Тарковского диагностировали неизлечимый рак легких. В январе 1986 года он начал лечение в Париже, и там к нему присоединился его сын Андре-младший, которому наконец разрешили покинуть Советский Союз. Ему был посвящен последний фильм Тарковского.
записи Тарковского В последней дневниковой (15 декабря 1986 г.) он написал: «Но теперь у меня нет сил — вот в чем проблема». Дневники иногда также называют мартирологами , они были опубликованы посмертно в 1989 году и на английском языке в 1991 году.
Тарковский скончался в Париже 29 декабря 1986 года. Его отпевание состоялось в соборе Александра Невского . Похоронен 3 января 1987 года на Русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа во Франции. Надпись на его надгробии, установленном в 1994 году, была задумана женой Тарковского Ларисой, гласит: Человеку, увидевшему Ангела . Лариса умерла в 1998 году и похоронена рядом с мужем. [28]
Теория заговора возникла в России в начале 1990-х годов, когда утверждалось, что Тарковский умер не естественной смертью, а был убит сотрудниками КГБ . Доказательствами этой гипотезы являются показания бывших агентов КГБ, которые утверждают, что Виктор Чебриков отдал приказ уничтожить Тарковского, чтобы ограничить то, что советское правительство и КГБ считали антисоветской пропагандой Тарковского. Другие доказательства включают несколько меморандумов, появившихся после переворота 1991 года , и заявление одного из врачей Тарковского о том, что его рак не мог возникнуть по естественным причинам. [29]
Тарковский, его жена Лариса и актер Анатолий Солоницын умерли от одного и того же типа рака . Владимир Шарун, звукорежиссер «Сталкера» , был убежден, что все трое погибли из-за воздействия химикатов, выпущенных на химическом заводе, расположенном выше по течению от того места, где снимался фильм. [6]
Тарковский стал кинорежиссером в середине и конце 1950-х годов, в период, известный как « хрущевская оттепель» , во время которого советское общество, среди прочего, открылось для иностранных фильмов, литературы и музыки. Это позволило Тарковскому увидеть фильмы европейских, американских и японских режиссеров, и этот опыт повлиял на его собственное кинопроизводство. Его преподаватель и наставник в киношколе Михаил Ромм предоставлял своим ученикам значительную свободу и подчеркивал независимость кинорежиссера.
По словам однокурсника Шавката Абдусалмова, Тарковский был очарован японскими фильмами. Он был поражен тем, насколько исключителен каждый персонаж на экране и как повседневные события, такие как самурай, разрезающий хлеб своим мечом, превращаются в нечто особенное и выдвигаются на первый план. [30] Тарковский также выразил интерес к искусству хайку и его способности создавать «изображения таким образом, что они ничего не значат, кроме самих себя». [31]
Тарковский также был глубоко религиозным православным христианином , который считал, что великое искусство должно иметь высшую духовную цель. Он был перфекционистом, не склонным к юмору или смирению: его характерный стиль был тяжеловесным и литературным, в нем было много персонажей, которые размышляли над религиозными темами и вопросами веры. [32]
За исключением « Огней большого города» , в списке нет фильмов ранней немой эпохи. Причина в том, что Тарковский рассматривал кино как искусство как относительно недавнее явление, а раннее кинопроизводство было лишь прелюдией. В списке также нет фильмов и режиссеров из родной Украины Тарковского, хотя он высоко оценивал таких советских режиссеров, как Борис Барнет , Сергей Параджанов и Александр Довженко . Довженко Он сказал о Земле : «Я много жил среди очень простых крестьян и встречал необыкновенных людей. Они распространяли спокойствие, обладали таким тактом, они передавали чувство достоинства и проявляли мудрость, которую я редко встречал в таком масштабе». Довженко очевидно, понял, в чем заключается смысл жизни [...] Это нарушение границы между природой и человечеством — идеальное место для существования человека». [36]
Он также не был поклонником блокбастеров и научной фантастики, в основном отвергая последнюю из-за ее атрибутов «комиксов» и вульгарного коммерциализма. Однако, за примечательными исключениями, Тарковский похвалил Джеймса Кэмерона блокбастер «Терминатор» , заявив, что его «видение будущего и отношения между человеком и его судьбой раздвигают границы кино как искусства». Он критиковал «жестокость и низкое актерское мастерство», но, тем не менее, фильм произвел на него впечатление. ему в равной степени нравились Джорджа Лукаса . » «Звездные войны По словам его сына Андрея Тарковского, [37] [38] [39]
В интервью 1962 года Тарковский утверждал: «Все искусство, конечно, интеллектуально, но для меня все искусства, а кино тем более, должны быть прежде всего эмоциональными и воздействовать на сердце». [40] Его фильмы характеризуются метафизическими темами, чрезвычайно длинными кадрами и изображениями, которые критики часто считают исключительной красотой. Повторяющиеся мотивы — сны, воспоминания, детство, текущая вода в сопровождении огня, дождь в помещении, отражения, левитация и персонажи, вновь появляющиеся на переднем плане при длительных панорамных движениях камеры. Однажды он сказал: «Сопоставить человека со средой, которая безгранична, сопоставить его с бесчисленным множеством людей, проходящих рядом с ним и вдалеке, соотнести человека со всем миром, вот в чем смысл кино».
Тарковский включил сцены левитации в несколько своих фильмов, в первую очередь «Солярис» . Для него эти сцены обладают огромной силой и используются из-за своей фотогеничной ценности и магической необъяснимости. [41] Вода, облака и отражения использовались им из-за их сюрреалистической красоты и фотогеничной ценности, а также их символики, такой как волны, формы ручьев или текущей воды. [42] Колокольчики и свечи также являются частыми символами. Это символы кино, изображения и звука, а в фильме Тарковского часто присутствуют темы саморефлексии. [43]
Тарковский разработал теорию кино, которую назвал «лепкой во времени». Под этим он имел в виду, что уникальная характеристика кино как средства массовой информации состоит в том, чтобы взять наше восприятие времени и изменить его. Неотредактированные кадры фильма расшифровывают время в реальном времени . Используя в своих фильмах длинные кадры и несколько сокращений, он стремился дать зрителям ощущение течения времени, потерянного времени и связи одного момента времени с другим.
Вплоть до фильма «Зеркало » Тарковский сосредоточил свои кинематографические работы на исследовании этой теории. После «Зеркала» он объявил, что сосредоточит свою работу на исследовании драматических единств, предложенных Аристотелем : концентрированного действия, происходящего в одном месте в течение одного дня.
Некоторые фильмы Тарковского имеют цветные или черно-белые эпизоды. Впервые это происходит в монохромной картине «Андрей Рублёв» , которая представляет собой цветной эпилог Рублёва аутентичных религиозных икон . Все его фильмы впоследствии содержат монохромные, а в «Сталкера» случае эпизоды сепии , хотя в остальном они цветные. В 1966 году в интервью, взятом вскоре после завершения работы над « Андреем Рублевым» , Тарковский назвал цветную пленку «коммерческим трюком» и поставил под сомнение идею о том, что современные фильмы осмысленно используют цвет. Он утверждал, что в повседневной жизни человек большую часть времени сознательно не замечает цвета, и поэтому в фильме цвет следует использовать главным образом для того, чтобы подчеркнуть определенные моменты, но не все время, поскольку это отвлекает зрителя. Для него цветные фильмы были подобны движущимся картинам или фотографиям, которые слишком красивы, чтобы быть реалистичным изображением жизни. [44]
Мое открытие первого фильма Тарковского было похоже на чудо. Внезапно я обнаружил, что стою у двери комнаты, ключи от которой мне до сих пор так и не давали. Это была комната, в которую я всегда хотел войти и где он двигался свободно и совершенно непринужденно. Я почувствовал себя встреченным и воодушевленным: кто-то выразил то, что я всегда хотел сказать, не зная, как. Тарковский для меня величайший, тот, кто изобрел новый язык, соответствующий природе кино, поскольку он отражает жизнь как отражение, жизнь как сон.
Однако Бергман признал правду в утверждении критика, который написал, что «с Осенней сонатой Бергман делает Бергмана», добавив: «Тарковский начал снимать фильмы о Тарковском, а Феллини начал снимать фильмы о Феллини [...] Бунюэль почти всегда снимал фильмы о Бунюэле». Эту стилизацию собственного творчества уничижительно назвали «самокараоке». [46]
Тарковский работал в тесном сотрудничестве с кинематографистом Вадимом Юсовым с 1958 по 1972 год, и большая часть визуального стиля фильмов Тарковского может быть связана с этим сотрудничеством. [47] Тарковский два дня готовился к тому, чтобы Юсов снял один длинный дубль, а из-за подготовки обычно требовался только один дубль. [48]
В своем последнем фильме «Жертвоприношение » Тарковский работал с оператором Свеном Нюквистом , который работал над многими фильмами с режиссером Ингмаром Бергманом . (Нюквист был не одинок: несколько человек, участвовавших в постановке, ранее сотрудничали с Бергманом, в частности, ведущий актер Эрланд Джозефсон , который также играл за Тарковского в «Ностальгии» .) Нюквист жаловался, что Тарковский часто смотрел в камеру и даже направлял через нее актеров. , но в конечном итоге заявил, что решение работать с Тарковским было одним из лучших решений, которые он когда-либо делал. [48]
Тарковский известен прежде всего как кинорежиссер. За свою карьеру он снял семь художественных фильмов, а также три короткометражных фильма, снятых еще во ВГИКе. Его особенности:
Он также написал несколько сценариев. Кроме того, он поставил спектакль «Гамлет» на сцене в Москве, поставил оперу «Борис Годунов» в Лондоне и поставил радиопостановку рассказа Поворот» « Уильяма Фолкнера . Он также написал «Ваяние во времени книгу » по теории кино.
Первым полнометражным фильмом Тарковского было «Иваново детство» в 1962 году. Затем он снял «Андрея Рублева» в 1966 году, «Солярис» в 1972 году, «Зеркало» в 1975 году и «Сталкер» в 1979 году. Документальный фильм «Путешествие во времени» был снят в Италии в 1982 году, как и «Ностальгия» в 1983 году. Его последний фильм - « Путешествие во времени». Фильм «Жертвоприношение» был снят в Швеции в 1986 году. Тарковский лично участвовал в написании сценариев ко всем своим фильмам, иногда с соавтором. Тарковский однажды сказал, что режиссер, реализующий чужой сценарий, не участвуя в нем, становится простым иллюстратором, в результате чего фильмы получаются мертвыми и однообразными. [49] [50]
Мгновенный свет, Полароидные снимки Тарковского . Лондон: Темза и Гудзон, 2006. ISBN 9780500286142 . Книга из 60 фотографий, сделанных Тарковским в России и Италии в период с 1979 по 1984 год. Под редакцией итальянского фотографа Джованни Кьярамонте и сына Тарковского Андрея А. Тарковского.
Яркий, светлый день . Фонд Тарковского и галерея White Space, 2008. Книга поляроидных снимков под редакцией Стивена Гилла . ISBN 978-0955739415 . Тираж 3000 экземпляров.
Тарковский: фильмы, кадры, полароидные снимки и сочинения . Лондон: Темза и Гудзон, 2019. ISBN 978-0500022597 .
Концентрат ( Концентрат , Концентрат ) — никогда не экранизированный сценарий Тарковского 1958 года. В основу сценария положен год, проведенный Тарковским в тайге в составе исследовательской экспедиции перед поступлением в киношколу. [51] Речь идет о руководителе геологической экспедиции, который ждет катер, который привезет концентраты собранные экспедицией . Экспедиция окружена тайной, а ее цель является государственной тайной.
Хотя некоторые авторы утверждают, что сценарий был экранизирован, по словам Марины Тарковской, сестры Тарковского (и жены Александра Гордона, однокурсника Тарковского в годы его киношколы), сценарий так и не был экранизирован. Тарковский написал сценарий во время вступительного экзамена во ВГИК за один присест. получил высшую оценку «отлично» . За эту работу В 1994 году фрагменты «Концентрата» были экранизированы и использованы в документальном фильме Таёжное лето Андрея Тарковского» . Марины Тарковской и Александра Гордона « [52]
Гофманиана ( Гофманиана ) — никогда не экранизированный сценарий Тарковского 1974 года. Сценарий основан на жизни и творчестве немецкого писателя Э.Т.А. Хоффмана . В 1974 году к Тарковскому обратился знакомый из «Таллинфильма» с просьбой написать сценарий на немецкую тему. Тарковский рассматривал Томаса Манна и Э.Т.А. Гофмана, а также думал о Ибсена » «Пере Гюнте . В конце концов Тарковский подписал контракт на сценарий, основанный на жизни и творчестве Гофмана. Он планировал написать сценарий летом 1974 года на своей даче . Писать далось нелегко, менее чем за месяц до срока он не написал ни одной страницы. Наконец он завершил проект в конце 1974 года и в октябре представил окончательный сценарий Таллиннфильму. [53]
Хотя сценарий был хорошо принят руководством «Таллинфильма», все пришли к единому мнению, что никто, кроме Тарковского, не сможет его режиссировать. Сценарий был отправлен в Госкино в феврале 1976 года, и хотя на создание фильма было получено разрешение, сценарий так и не был реализован. В 1984 году, во время ссылки на Запад, Тарковский пересмотрел сценарий и внес несколько изменений. Он также подумывал наконец снять фильм по сценарию, но в конечном итоге отказался от этой идеи. [53]
«Путешествие во времени» (1983): документирует путешествие Андрея Тарковского по Италии в рамках подготовки к созданию его фильма «Ностальгия» , снятого совместно с Тонино Гуэрра .
Тарковский: Поэт в кино (1984), режиссер Донателла Багливо.
Под влиянием гласности и перестройки Тарковского наконец узнали в Советском Союзе осенью 1986 года, незадолго до его смерти, на ретроспективе его фильмов в Москве. целый номер киножурнала «Искусство кино» После его смерти Тарковскому был посвящен . Кинокомитет Совета Министров Советского Союза и Союз советских кинематографистов в своих некрологах выразили сожаление по поводу того, что Тарковскому пришлось провести последние годы своей жизни в ссылке. [58]
Посмертно в 1990 году он был удостоен Ленинской премии — одной из высших государственных наград Советского Союза. В 1989 году была учреждена Премия памяти Андрея Тарковского , первым лауреатом которой стал российский аниматор Юрий Норштейн . Трижды подряд Московский международный кинофестиваль вручал Премию Андрея Тарковского в 1993, 1995 и 1997 годах. [59] [60] [61]
Тарковский стал героем нескольких документальных фильмов. Наиболее примечательным является документальный фильм 1988 года « Московская элегия » российского кинорежиссера Александра Сокурова . На творчество Сокурова сильно повлиял Тарковский. Фильм состоит в основном из повествования на основе кадров из фильмов Тарковского. «Режиссёр Андрей Тарковский» — документальный фильм 1988 года режиссёра Михала Лещиловского , монтажёра фильма «Жертвоприношение» . Кинорежиссер Крис Маркер снял телевизионный документальный фильм « Один день из жизни Андрея Арсеньевича» как дань уважения Андрею Тарковскому в 2000 году. [64]
Андрей Тарковский и его произведения получили высокую оценку многих кинематографистов, критиков и мыслителей.
Шведский кинорежиссер Ингмар Бергман сказал: «Для меня Тарковский — величайший [из нас всех], тот, кто изобрел новый язык, соответствующий природе кино, поскольку он изображает жизнь как отражение, жизнь как мечту». ". [66]
Японский режиссер Акира Куросава так прокомментировал фильмы Тарковского: «Его необычная чувствительность одновременно ошеломляет и поражает. Она достигает почти патологической интенсивности. Наверное, среди ныне живущих режиссеров нет равных». Куросава также прокомментировал: «Я люблю все фильмы Тарковского. Я люблю его личность и все его произведения. Каждый отрывок из его фильмов сам по себе является чудесным изображением. Но законченное изображение — не что иное, как несовершенное воплощение его идеи. Его идеи реализованы лишь частично, и ему пришлось этим довольствоваться». [67]
Иранский режиссер Аббас Киаростами заметил: «Работы Тарковского полностью отделяют меня от физической жизни и являются самыми духовными фильмами, которые я когда-либо видел». [67]
Польский кинорежиссер Кшиштоф Кесьлевский отметил: «Андрей Тарковский был одним из величайших режиссеров последних лет». [67] и считал, что фильм Тарковского « Иваново детство» оказал влияние на его собственное творчество. [68]
Турецкий кинорежиссер Нури Бильге Джейлан рассказал, что, когда он впервые открыл для себя фильмы Андрея Тарковского, будучи студентом колледжа, не зная, чем он хочет заниматься в жизни, он был совершенно сбит с толку прославленным украинским мастером. Он ушел с показа «Соляриса» на полпути и остановил кассету с фильмом «Зеркало» в тот же момент . Сегодня он считает последний величайшим фильмом, когда-либо созданным. «Я видел это, наверное, раз 20», — говорит он. [69]
Армянский кинорежиссер Сергей Параджанов отметил, что просмотр фильма Тарковского « Иваново детство» стал для него главным вдохновением стать режиссером, сказав: «Я ничего не умел делать и ничего бы не сделал, если бы не было «Иванова детства ». [68]
Американский кинорежиссер Стэн Брэкедж сказал: «Я лично считаю, что три величайшие задачи кино в 20-м веке заключаются в том, чтобы (1) создать эпопею, то есть рассказать истории о племенах мира. (2) сохранить это личное, потому что только в странностях нашей личной жизни у нас есть какие-либо шансы на истину. (3) Проделать работу сновидения, то есть осветить границы бессознательного. Единственный известный мне режиссер, который делает все это. В каждом фильме, который он снимает, в равной мере три вещи — это Андрей Тарковский, и именно поэтому я думаю, что он величайший из ныне живущих режиссеров-нарративистов». [74] [75]
Греческий режиссер Тео Ангелопулос считал фильм Тарковского «Сталкер» одним из фильмов, оказавших на него влияние. [78]
Польский кинорежиссер Анджей Жулавский заметил: «Если кто и на кого-то повлиял, так это на меня повлиял Тарковский, а не наоборот», и назвал фильм Тарковского « Андрей Рублев » «шедевром». [79]
Греко-австралийский режиссер Алекс Пройас находился под «чрезвычайным влиянием» творчества Тарковского и назвал «Сталкера» одним из своих любимых фильмов. [80]
Французский философ Жан-Поль Сартр высоко оценил фильм Тарковского «Иваново детство» , заявив, что это один из самых красивых фильмов, которые он когда-либо видел. [81]
Британско-американский писатель индийского происхождения Салман Рушди похвалил Тарковского и его произведение «Солярис» , назвав его «шедевром научной фантастики». [83]
Историк кино Стивен Диллон говорит, что большая часть последующих фильмов находилась под глубоким влиянием фильмов Тарковского. [84]
Мексиканский режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту — большой поклонник Тарковского. Однажды он сказал в интервью: « Андрей Рублёв , возможно, мой самый любимый фильм», а в другом интервью он добавил: «Помню, когда я впервые увидел фильм Тарковского, я был потрясен им. Я не знал, что Я был потрясен этим, потому что внезапно понял, что в фильме может быть гораздо больше слоев, чем я представлял себе раньше». В оскароносной драме Иньярриту 2015 года « Выживший» есть много прямых отсылок и скрытых отсылок к фильмам Тарковского . [85]
Датский кинорежиссер Ларс фон Триер — ярый поклонник Тарковского. Он посвятил ему свой фильм «Антихрист» 2009 года и, обсуждая его с критиком Дэвидом Дженкинсом, спросил: «Вы видели «Зеркало» ? Я был загипнотизирован! Я смотрел его 20 раз. Это самое близкое к религии, что у меня есть. – для меня он бог». [86]
Японский композитор Рюичи Сакамото был поклонником творчества Тарковского, описывая его предпоследний сольный альбом async как «саундтрек к воображаемому фильму Тарковского». [87] Что касается общего влияния Тарковского на его собственное творчество, Сакамото заявил: «Поскольку я писал музыку и пытался идти все глубже и глубже, я наконец смог понять, о чем фильмы Тарковского — насколько они симфоничны — это почти музыка. Не просто звуки — это симфония движущихся изображений и звуков. Они сложнее музыки». [88]
Международный кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского (в переводе «зеркало»), «для любителей интеллектуального кино»; [89] также известный как Кинофестиваль Тарковского – Зеркало, [90] Zerkalo International Film Festival, [91] Andrei Tarkovsky Zerkalo International Film Festival, [92] Tarkovskyfest [ ru ] or simply Zerkalo, [93] Организатором фестиваля является комиссия Михаил Мень , которую возглавляет губернатор Ивановской области . Сестра Андрея Тарковского Марина Тарковская была одним из соучредителей и организаторов. С 2010 года руководителем фестиваля стал Павел Лунгин . [93] В 2020 году президентом фестиваля стал российский режиссёр Сергей Бодров . Из-за пандемии COVID-19 в России в 2020 году 14-е издание было проведено онлайн и, по всей видимости, является последним по состоянию на 2022 год. [update]. [94] Фестиваль вручает ряд премий, в том числе Специальную премию «За вклад в кинематограф Андрея Тарковского». [93] [95] Проводится в Иваново с 2007 года. [96] Фестиваль проводится ежегодно в июле, 16-й фестиваль запланирован на 22–27 июля и пройдет в различных городах Ивановской области, со специальными показами в Москве. состоялся торжественный вечер, посвященный 90-летию Тарковского . на главной площади его родного города Юрьевца На конкурс были представлены фильмы из Франции, Индии, Греции, Сербии, Колумбии, Казахстана и других стран, а 22 июля [97]
^ «Съёмки вечности» . Архивировано из оригинала 18 января 2017 года . Проверено 17 января 2017 г. интервью с сестрой Тарковского Мариной Тарковской, журнал «Итоги» , 2 апреля 2012 г. (на русском языке)
^ Сталкер: Говорит Андрей Тарковский , в Bold, Кристина (ред.), Ценкраст № 5, лето 1981 г., стр. 12 и 13.
^ Мир и фильмы Андрея Тарковского. Сост. А. Сандлер. [ Мир и фильмы Андрея Тарковского ] (на русском языке). Москва: Искусство. 1990. ISBN 978-81-7046-083-1 .
^ Александр Липков; Роберт Берд (1 февраля 1967 г.). «Страсти по Андрею: Неопубликованное интервью с Андреем Тарковским» . ностальгия.com . Литературное обозрение 1988, Чикагский университет. стр. 74–80 . Проверено 22 марта 2024 г. Интервьюер: «Что вы думаете о Евангелии от Матфея Пазолини? Это тоже своего рода исторический фильм». Тарковский: "Конечно. Картина мне нравится. Она мне нравится именно потому, что ее режиссер не поддался искушению толковать Библию. Библию интерпретируют уже две тысячи лет, и никто не может прийти к единогласному мнению. Так что Пазолини не стал поставил перед собой эту задачу, он просто оставил вещь в том виде, в котором она родилась. Многие считают, что образ воинствующего жестокого Христа был выдуман автором фильма. Неправда! это был жестокий, сварливый, непримиримый человек. Причем с каким гением это было написано! С одной стороны, он Бог и Церковь надеется на него уже две тысячи лет, но он поддается сомнению в Гефсиманском саду. проще, чем позвать на помощь отца и не умереть на кресте, но Он этого не делает..."
^ Ласица, Том (март 1993 г.). «Выбор Тарковского» . Вид и звук . 3 (3). Архивировано из оригинала 6 июля 2009 года . Проверено 25 декабря 2007 г.
^ Джон Джанвито (25 апреля 2024 г.). "Введение". Андрей Тарковский - Интервью . Университетское издательство Миссисипи. п. X. ISBN 9781578062201 .
^ Мария Фадеева (5 апреля 2012 г.). «Андрей Тарковский: Кинорежиссер, увидевший ангела» . Россия за пределами . Проверено 15 июля 2021 г. Даже Вим Вендерс, великий создатель роуд-муви, посвятил свои «Крылья желания» Тарковскому и Озу (вместе с французом Франсуа Трюффо), отметив, что эти три кинопродюсера сосредоточились «на непреходящей истине, которая длилась с первой сцены». до последнего».
^ Кэтрин Луптон (2005). Крис Маркер - Воспоминания о будущем . Книги реакции. ISBN 9781861892232 .
^ Эндрю Хортон (29 сентября 2016 г.). «3 - Ангелопулос, непрерывное изображение и кино». Фильмы Тео Ангелопулоса – кино созерцания . Издательство Принстонского университета. п. 73. ИСБН 9781400884421 . Однако мы должны понимать, что Ангелопулос представляет собой необычный парадокс в истории кино: он явно «грек», как я показал, и в то же время он является международным режиссером, на которого повлияли режиссеры со всего мира. Он заметил: «Я черпаю приемы из всего, что видел… Я продолжаю любить… очень сильно фильмы Мурнау, Мидзогучи, Антониони. Совсем недавно: «Сталкер» Тарковского, «Каждый сам за себя» Годара и, конечно же, Ордет....
Йонссон, Гуннлаугур А.; Оттарссон, Торкел А. (2006). Сквозь зеркало: размышления о фильмах Андрея Тарковского . Cambridge Scholars Press. ISBN 978-1-904303-11-4 .
Ле Фаню, Марк (1987). Кино Андрея Тарковского . Британский институт кино.
Мартин, Шон (2005). Андрей Тарковский . Карманные предметы первой необходимости. ISBN 978-1-904048-49-7 .
Слевин, Том (2010). «Существование, этика и смерть в кино Андрея Тарковского: культурная философия Соляриса ». Фильм Интернационал . 8 (2): 49–62. дои : 10.1386/fiin.8.2.49 .
Тарковский, Андрей (1989). Скульптура во времени . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-77624-1 .
Turovskaya, Maya (1991). 7½ ili Filmõ Andreya Tarkovskovo (in Russian). Iskusstvo.
«Досье Андрея Тарковского». Ревю НУНК . 11, 2006. Editions de Corlevour.
Примечания
^ Тарковский родился в РСФСР , его мать была из семьи Дубасовых ( Дубасовы ) русского дворянства , и со смешанным польским, румынским и русским происхождением по отцовской линии; его национальность оставалась советской на протяжении всей его жизни, даже в последние годы ссылки.
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: 725ea02bba9cbb3530a2d8fb992f0758__1721734500 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/72/58/725ea02bba9cbb3530a2d8fb992f0758.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Andrei Tarkovsky - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)