Мортон Фельдман
Мортон Фельдман | |
---|---|
![]() Фельдман в 1976 году | |
Рожденный | Квинс , Нью-Йорк | 12 января 1926 г.
Умер | 3 сентября 1987 г. | ( 61 год
Работает | Список композиций |
Супруг | Барбара Монк Фельдман (м.1987) |
Подпись | |
![]() |
Мортон Фельдман (12 января 1926 — 3 сентября 1987) — американский композитор. Основная фигура в классической музыке 20-го века , Фельдман был пионером неопределенности в музыке, развитие, связанное с экспериментальной Нью-Йоркской школой композиторов, в которую также входили Джон Кейдж , Кристиан Вольф и Эрл Браун . Работы Фельдмана характеризуются нововведениями в обозначениях, которые он разработал для создания своего характерного звука: ритмы, которые кажутся свободными и плавающими, оттенки высоты звука, которые кажутся мягко расфокусированными, в целом тихая и медленно развивающаяся музыка и повторяющиеся асимметричные узоры. Его более поздние работы, после 1977 года, также исследуют крайности продолжительности.
Биография
[ редактировать ]Мортон Фельдман родился в Вудсайде, Квинс , Нью-Йорк , 12 января 1926 года. Его родители, Ирвинг и Фрэнсис Брескин Фельдман, были русскими евреями, эмигрировавшими в Нью-Йорк из Переяслава (Ирвинг, в 1910 году) и Бобруйска (Фрэнсис, в 1901 году). [1] Его отец был производителем детских пальто. [2] [3] В детстве он учился игре на фортепиано у Веры Маурины Пресс, которая привила ему «яркую музыкальность, а не музыкальность». [4] Первыми учителями композиции Фельдмана были Уоллингфорд Риггер , один из первых американских последователей Арнольда Шенберга , и Стефан Вольпе , еврейский композитор немецкого происхождения, который учился у Франца Шрекера и Антона Веберна . Фельдман и Вулпе большую часть времени просто разговаривали о музыке и искусстве. [5]
В начале 1950 года Фельдман услышал, как Нью-Йоркский филармонический оркестр Веберна исполняет Симфонию , соч. 21 . После этого произведения оркестр должен был исполнить произведение Сергея Рахманинова , и Фельдман немедленно ушел, обеспокоенный неуважительной реакцией публики на творчество Веберна. [6] В вестибюле он встретил Джона Кейджа , который был на концерте и тоже решил выйти. [7] Эти двое быстро подружились: Фельдман переехал в здание, в котором жил Кейдж. Через Кейджа он познакомился со скульптором Ричардом Липпольдом (у которого была студия по соседству с художником Рэем Джонсоном ); художники Соня Секула , Роберт Раушенберг и другие; и такие композиторы, как Генри Коуэлл , Вирджил Томсон и Джордж Антейл . [8] Интервью с Фельдманом было опубликовано в первом номере журнала «0 to 9» в 1967 году.
При поддержке Кейджа Фельдман начал писать произведения, не имевшие никакого отношения к композиционным системам прошлого, таким как традиционная гармония или серийная техника. Он экспериментировал с нестандартными системами нотной записи , часто используя сетки в своих партитурах и указывая, сколько нот следует сыграть в определенное время, но не какие именно. Эксперименты Фельдмана с обозначениями и неопределенностью вдохновили Кейджа на написание таких произведений, как «Музыка перемен» , где ноты, которые нужно сыграть, определяются на основе « И Цзин» . [ нужна ссылка ]
Через Кейджа Фельдман познакомился со многими другими выдающимися деятелями нью-йоркской художественной сцены, среди них Джексон Поллок , Филип Гастон и Фрэнк О'Хара . Он нашел вдохновение в абстрактной экспрессионистской живописи. [9] а в 1970-х годах написал ряд произведений продолжительностью около 20 минут, в том числе «Часовню Ротко» (1971, написанную для одноименного здания , в котором хранятся картины Марка Ротко ) и «Для Фрэнка О'Хары» (1973). В 1977 году он написал оперу «Ни то ни другое» на оригинальный текст Сэмюэля Беккета . [10]
Фельдману было поручено написать музыку к фильму Джека Гарфейна 1961 года «Что-то дикое» , но, услышав музыку Фельдмана для вступительной сцены, в которой персонажа (которого играет жена Гарфейна Кэрролл Бейкер насилуют ), режиссер сразу же отозвал свой заказ, решив вместо этого привлечь Аарона Копленда . Говорят, что реакция Гарфейна была такой: «Мою жену насилуют, а вы пишете для челесты ?» музыку [11]
Музыка Фельдмана «радикально изменилась» в 1970 году, отойдя от графических и аритмических систем записи в пользу ритмической точности. [12] Первым произведением этого нового периода стало короткое произведение из 55 тактов «Мадам Пресс умерла на прошлой неделе в девяносто лет», посвященное его учителю игры на фортепиано в детстве.
В 1973 году, в возрасте 47 лет, Фельдман стал профессором музыкальной композиции имени Эдгара Вареза (название он придумал) в Университете Буффало в Буффало, штат Нью-Йорк ; до этого он зарабатывал на жизнь, работая полный рабочий день в семейном текстильном бизнесе в Швейном районе Манхэттена . Фельдман также проходил ординатуру в Калифорнийском университете в Сан-Диего в 1980-х годах.
В конце своей карьеры Фельдман написал ряд очень длинных произведений, редко короче получаса, а часто и намного дольше. К ним относятся «Скрипичный и струнный квартет» (1985, около 2 часов), «Для Филипа Гастона» (1984, около четырех часов) и «Струнный квартет II» (1983, продолжительность более шести часов без перерыва). Эти произведения обычно имеют очень медленный темп развития и очень тихий динамический диапазон. Фельдман тогда сказал, что его интересовали только тихие звуки; на лекции 1982 года он спросил: «Есть ли в музыке что-нибудь, что действительно стирает все? Это просто все стирает?»
Фельдман женился на канадском композиторе Барбаре Монк незадолго до своей смерти. Он умер от рака поджелудочной железы 3 сентября 1987 года в своем доме в Буффало.
Работает
[ редактировать ]Известные студенты
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Мортон Фельдман «Ранние годы»
- ^ Росс 2006 .
- ^ Хирата 2002 , с. 131.
- ^ Циммерманн 1985 , с. 36.
- ^ Ганье и Карас 1982 .
- ^ Фельдман, Мортон. «Лайнерные заметки». Передайте привет Восьмой улице: Собрание сочинений Мортона Фельдмана . Эд. Б. Х. Фридман . Кембридж: Точные изменения, 2000. 4. Печать.
- ^ Ревилл 1993 , с. 101.
- ^ Фельдман 1968 .
- ^ Вигеланд, Нильс . «Мортон Фельдман: Альт в моей жизни» . Эссе на вкладыше. Новые мировые рекорды .
- ↑ А. Мортона Фельдмана Рух, «Ни то, ни другое» , themodernword.com, 17 мая 2001 г. Проверено 30 октября 2012 г. Архивировано 23 ноября 2011 г. на Wayback Machine.
- ^ Уилсон, Питер Никлас. «Холсты и холсты времени» . Домашняя страница Криса Вилларса . Проверено 30 мая 2011 г.
- ^ Фельдман, Мортон (2 февраля 1973 г.). «Лекция Мортона Фельдмана Сли, 2 февраля 1973 г.» . Государственный университет Нью-Йорка в Буффало. Архивировано из оригинала 28 июня 2010 года . Проверено 17 декабря 2012 г.
Источники
[ редактировать ]- Фельдман, Мортон. 1968. Передайте привет Восьмой улице , ARTnews Annual . Включено в сборники «Передай привет Восьмой улице: собрание сочинений Мортона Фельдмана» (2000), «Музыка Мортона Фельдмана» и другие издания.
- Ганье, Коул; Карас, Трейси (1982). «Интервью с Мортоном Фельдманом» . Звуковые пьесы: Интервью с американскими композиторами . Метучен, Нью-Джерси: Scarecrow Press. стр. 164–177.
- Хирата, Кэтрин (2002). «Мортон Фельдман». В Ситски, Ларри (ред.). Музыка авангарда ХХ века . Издательская группа Гринвуд.
- Ревилл, Дэвид (1993). Ревущая тишина: Джон Кейдж – жизнь . Аркадное издательство. ISBN 978-1-55970-220-1 .
- Росс, Алекс (19 июня 2006 г.). «Американское возвышенное» . Житель Нью-Йорка .
- Циммерманн, Уолтер, изд. Очерки Мортона Фельдмана . Керпен: Новичок. ISBN 978-3-9800516-1-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Клайн, Дэвид. Граф-музыка Мортона Фельдмана . Издательство Кембриджского университета, 2016 г.
- Элдред, Майкл «Дрожание присвоения: параллельный путь к музыке» , раздел II.4.4 Музыкальное подрыв гармонически логического времени (Фельдман) www.arte-fact.org 2010
- Фельдман, Мортон. Говорит Мортон Фельдман . Крис Вилларс, изд. Лондон: Hyphen Press, 2006.
- Фельдман, Мортон. Мортон Фельдман в Мидделбурге. Лекции и беседы . Рауль Мёрхен, изд. Кельн: MusikTexte , 2008.
- Фельдман, Мортон. Передайте привет «Восьмой улице: собрание сочинений Мортона Фельдмана» . Б. Х. Фридман , изд. Кембридж, Массачусетс: точное изменение, 2000.
- Гаро, Филип. Музыка Мортона Фельдмана или Время на свободе . Париж: Л'Харматтан, 2006.
- Хирата, Кэтрин (зима 1996 г.). «Звуки самих звуков: анализ старинной музыки Мортона Фельдмана», Перспективы новой музыки 34, вып. 1, 6–27.
- Херцфельд, Грегор . «Историческое сознание в учебных зарисовках Мортона Фельдмана», Archives of Musicology , vol. 66, № 3 (лето 2009 г.), 218–233.
- Ланберри, Кларк. «Уходящие пейзажи: струнный квартет Мортона Фельдмана II и триадические воспоминания». Вещество 110: том. 35, нет. 2 (лето 2006 г.): 17–50. (Доступно по адресу http://www.cnvill.net/mftexts.htm [#105 в списке])
- Благородно, Алистер. Сочинение двусмысленности: старинная музыка Мортона Фельдмана . Фарнхэм: Ашгейт, 2013. ISBN 978-1-4094-5164-8
- Вудворд, Роджер (2014). «Морти Фельдман». За пределами черного и белого . ХарперКоллинз. стр. 287-312. ISBN 9780733323034
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Мортон Фельдман Пейдж
- Фотографии Мортона Фельдмана, 1939–1987 гг., из библиотек Университета Буффало.
- Ян Уильямс Фотографии Мортона Фельдмана, 1974–1979 годы, из библиотек Университета Буффало.
- Мортон Фельдман беседует с Томасом Муром
- Мортон Фельдман: Структуры для струнного квартета (1951) Лехарена Хиллера
- GregSandow.com: Фельдман проливает кровь , The Village Voice , 16 июня 1980 г.
- Профиль Мортона Фельдмана на New Albion Records
- Мортон Фельдман в Центре современной музыки «Пифей»
- Интервью с пианистом Филипом Томасом о его записи всей фортепианной музыки Фельдмана на подкасте The Next Track.
- «Мортон Фельдман (биография, произведения, ресурсы)» (на французском и английском языках). ИРКАМ .
Прослушивание
[ редактировать ]- Искусство Штатов: Мортон Фельдман , три работы Фельдмана
- UbuWeb: Мортон Фельдман с участием короля Дании
- Epitonic.com: Мортон Фельдман с треками из альбома Only – Works for Voice and Instruments.
- В разговоре с Джоном Кейджем, 1966, часть 1 , часть 2 , часть 3 , часть 4 , часть 5. Архивировано 3 марта 2016 года, на Wayback Machine.
- Американские композиторы-мужчины-классики
- Американские композиторы-классики
- Смертность от рака поджелудочной железы в Нью-Йорке (штат)
- Американские композиторы-экспериментаторы
- Выпускники средней школы Фиорелло Х. Ла Гуардия
- Американские еврейские композиторы-классики
- Еврейские классические музыканты
- Американские художники-евреи
- Ученики Уоллингфорда Риггера
- Ученики или Стефан Вольпе
- Композиторы-классики XX века
- Выпускники Университета в Буффало
- 1926 рождений
- 1987 смертей
- Факультет Университета Буффало
- Американский народ русско-еврейского происхождения
- Американские композиторы 20-го века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Люди из Вудсайда, Квинс
- Американские евреи 20-го века