Jump to content

Графическая нотация (музыка)

Графическая нотация (или графическая партитура ) — это представление музыки посредством использования визуальных символов, выходящих за рамки традиционной нотной записи . Графическая нотация стала популярной в 1950-х годах и может использоваться в сочетании с традиционной нотной записью или вместо нее. [1] Графическая нотация в своей концепции находилась под влиянием тенденций современного изобразительного искусства, привнося в музыку стилистические компоненты современного искусства. [2] Композиторы часто полагаются на графическую нотацию в экспериментальной музыке , где стандартная нотная запись может оказаться неэффективной. Другие варианты использования включают произведения, в которых алеаторический или неопределенный желателен эффект. Одним из первых пионеров этой техники был Эрл Браун , который вместе с Джоном Кейджем стремился освободить исполнителей от ограничений нотации и сделать их активными участниками создания музыки. [3]

Характеристики

[ редактировать ]

Графическое обозначение отличается своей вариативностью и отсутствием стандартизации. Согласно Студенческой энциклопедии музыки Бейкера, Vol. 1 : «Графические обозначения используются для обозначения чрезвычайно точной (или намеренно неточной) высоты звука или для стимулирования музыкального поведения или действий во время исполнения». [4] Современная графическая нотация во многом опирается на воображение и вдохновение каждого отдельного исполнителя при интерпретации визуального содержания, предоставленного композитором. Из-за этой относительной свободы реализация произведений с графической нотацией обычно варьируется от исполнения к исполнению. [5] Например, в обозначении «E» своей пьесы « Концерт для фортепиано с оркестром » Джон Кейдж пишет: «Играйте указанными руками. Там, где ключи различаются, нота бывает либо басовой, либо дискантной», неопределенность , которая не является чем-то необычным в творчестве Кейджа . , и который оставляет принятие решения за исполнителем. [6] Некоторые графические партитуры можно определить как основанные на действиях, где музыкальные жесты обозначаются как формы, а не как обычные музыкальные идеи. [2]

Использование графических обозначений в партитуре может широко варьироваться: от партитуры, полностью состоящей из графических обозначений, до графических обозначений, являющихся небольшой частью в основном традиционной партитуры. Некоторые композиторы включают письменные пояснения, которые помогут исполнителю интерпретировать графические обозначения, в то время как другие композиторы предпочитают оставить интерпретацию полностью на усмотрение исполнителя. [7] Графическую нотацию сложно охарактеризовать конкретно, так как система обозначений ограничена лишь фантазией и способностями композитора. Хотя некоторые композиторы, такие как Джон Кейдж, [3] сформулировать системы графических обозначений, которые унифицируют подход отдельных произведений или нескольких произведений, нет единого мнения о параметрах графического обозначения и его использовании. [5]

Ранняя история

[ редактировать ]
Красивая, добрая, мудрая , автор: Бауд Кордье, Флорида. 15 век.

Хотя наиболее популярное его использование произошло в середине двадцатого века, первые свидетельства графической записи датируются гораздо раньше. Первоначально названные « музыкой для глаз », эти графические партитуры очень похожи на партитуры таких композиторов, как Джордж Крамб . Одним из самых ранних сохранившихся произведений для глаз является «Belle, Bonne, Sage» Бода Кордье , композитора эпохи Возрождения . Его партитура, сформированная в форме сердца, была призвана усилить смысл шансона . [8] Для Ars subtilior характерно то, что «эксперименты с мерными знаками, графическими формами и цветами часто были особенностью музыкального дизайна - ради визуального, а не обязательно слышимого эффекта». [9] Другим примером музыки для глаз из ars subtilior является Сенлечеса Якоба «La harpe de melodie» , где голоса записаны на нотном стане, который выглядит как струны арфы. Популярность музыки для глаз утихла после гуманистического движения середины 16 века, которое позже возродилось в двадцатом веке, когда использование графических партитур снова стало заметным.

Музыкальный педагог XIX века Пьер Гален разработал метод нотной записи музыки, известный как Галена-Пари-Шеве система , основываясь на системе нотной записи, созданной в XVIII веке Жан-Жаком Руссо . В этой системе использовались цифры для обозначения ступеней шкалы, а также точки над или под нотой, чтобы указать, находятся ли они в самой низкой или самой высокой октаве. Средняя октава относительно примера не содержала точек. Бемоли и диез обозначались с помощью обратной и прямой косой черты соответственно. Продолжения ноты обозначались точками, а молчание обозначалось цифрой ноль. Этот метод в основном использовался для обучения пению с листа. [10] Использование символов для обозначения музыкального направления можно сравнить с ранней версией графической записи. [2]

Использование в двадцатом веке

[ редактировать ]

Экспериментальная музыка появилась в США и Европе в 1950-е годы, когда многие некогда неприкосновенные параметры традиционной музыки начали подвергаться сомнению. Алеаторическая музыка , неопределенная музыка , musique concrète и электронная музыка потрясли ранее не подвергавшиеся сомнению понятия, такие как музыкальное время или функция музыканта, и осмелились добавить другие к музыкальному пространству во всех его измерениях, со всеми их онтологическими последствиями и бременем. Они также изменили роли композитора, исполнителя и публики, предоставив им совершенно новые функции для исследования.

В этом контексте партитура, которую в значительной степени считали простой поддержкой написания музыки (за исключением музыки для глаз ), начала заигрывать с пределами произведения и его идентичностью. Этот брак породил три пути: первый считал партитуру представлением организованного звука; второй рассматривал его как продолжение звука; а третий рассматривал ее как другой тип музыки, визуальную музыку, обладающую собственной автономией, независимой от звука. Партитура приобрела новые значения и превратилась из простой поддержки звука в продолжение произведения или даже в другое произведение в целом, в элемент, который был так же важен, как содержащиеся в нем звуки и тишина, или даже больше. Эти концепции требовали нового языка и нового прочтения того, что значит быть музыкальным. Требовалась также новая нотация, которая отражала бы изменения, происходящие во втором художественном авангарде, и содержала бы их, придавая им новую семантику. Таким образом, с учетом пористости экспериментальная музыка по отношению к пластическим искусствам , нотная запись все больше и больше подвергалась влиянию диалога с живописью, инсталляциями и перформативностью. [11] Как отмечает Ж. Ю. Боссер в своей книге « Музыка ХХ века на перекрестке искусств» , [12] партитура перешла к представлению управления пространством, графическим пространством, которое позволяет нам знать множество заключенных в нем связей.

Графическая нотация в ее современной форме впервые появилась в 1950-х годах как развитие движения Неопределенности, впервые предложенного Джоном Кейджем . Первоначально эта техника использовалась музыкантами -авангардистами и проявлялась в использовании символов для передачи информации, которую невозможно было передать с помощью традиционных обозначений, таких как расширенные методы . Графические партитуры с момента их создания разделились на две широко определенные категории: одна из них — изобретение новых систем нотации, используемых для передачи определенных музыкальных техник, а другая — использование концептуальных обозначений, таких как формы, рисунки и другие художественные приемы, предназначенные для вызвать импровизацию у исполнителя. Примеры первого включают Мортона Фельдмана «Проекцию 1 » , которая стала результатом рисования Фельдманом абстрактных фигур на миллиметровой бумаге. [6] и Штокхаузена Шествие . [1] Примеры последнего включают Эрла Брауна «Декабрь 1952 года» и Корнелиуса Кардью «Трактат» Кейджа , который был написан в ответ на «4'33 дюйма» и который он написал после того, как работал ассистентом Штокхаузена. Партитура состоит из 193 страниц линий и фигур на белом фоне. Здесь линии представляли элементы в пространстве, а партитура была просто представлением этого пространства в данный момент. [3] В Европе одним из самых известных пользователей был Сильвано Буссотти , чьи партитуры часто выставлялись энтузиастами как произведения визуального искусства. [3] В 1969 году, стремясь продвинуть движение абстрактной нотации, Джон Кейдж и Эллисон Ноулз опубликовали архив отрывков партитур 269 композиторов с намерением показать «множество направлений, в которых сейчас развивается нотная запись». [13]

Среди других известных пионеров графической нотации такие композиторы, как Роман Хаубеншток-Рамати , Маурисио Кагель , Дьёрдь Лигети ( Артикуляция ), Кшиштоф Пендерецкий , Карлхайнц Штокхаузен и Яннис Ксенакис , Мортон Фельдман , Констанс Кочновер Верче и Кристиан Вольф .

Достижения двадцать первого века

[ редактировать ]

В 2008 году Тереза ​​Зауэр отредактировала сборник партитур композиторов из более чем пятидесяти стран. [14] демонстрируя, насколько широко распространена эта практика.

Помимо более широкой популярности графических обозначений, новая технология расширила их возможности. В своей книге «Цифровая партитура: музыкальность, творчество и инновации » [15] Крейг Вир описывает, как можно использовать искусственный интеллект и анимацию для улучшения качества графической партитуры. Он утверждает, что эти технологии являются «логическим развитием экспериментов с графической партитурой второй половины двадцатого века. Интересным их элементом является то, что они должны двигаться, чтобы их можно было прочитать; без движения они непонятны».

Как система обозначений

[ редактировать ]
Часть « Водной прогулки» Джона Кейджа
  • Пиктографические оценки, основанные на времени, такие как «Прогулка по воде» Джона Кейджа , используют комбинацию пиктографических обозначений, обозначающих время, в качестве инструкций о том, как и когда выполнять определенные действия.
  • В пиктографических партитурах, таких как «Стрипсодия» Кэти Бербериан, используются только рисунки и текст, без каких-либо привязок ко времени. Это позволяет исполнителю интерпретировать произведение по своему усмотрению. [16]
  • Линейные нотоносцы показывают приблизительную высоту звука , а фактическая высота определяется по мере исполнения.
  • Измененные обозначения можно увидеть в Джорджа Крамба : работе [17] где он использует традиционные обозначения, но представляет музыку на странице в графической или нетрадиционной форме, например, в виде спиралей или кругов. Крамба . Одним из примеров измененных обозначений является « Макрокосмос » [18] для усиленного фортепиано. Партитура Крамба содержала три подробные страницы инструкций с такими движениями, как «Первобытные звуки» , «Распятие» и «Спиральная галактика» .
  • Новая специфическая система обозначений , то есть новая конкретно и графически записываемая музыкальная деятельность, подобная той, что была у Ксенакиса « Псапфа ». [19]

Как абстрактная визуальная ссылка

[ редактировать ]
  • Абстрактное представление, основанное на времени , можно увидеть в партитуре Ханса-Кристофа Штайнера для «Одиночества» , в которой музыка представлена ​​с помощью символов и иллюстраций. Обратите внимание, что здесь время по-прежнему представлено горизонтально слева направо, как в системе графов высоты тона , и, таким образом, подразумевается, что произведение имеет определенную форму .
    Партитура Ганса-Кристофа Штайнера к фильму «Одиночество » [20] создано с использованием Pure Data структур данных
  • Абстрактные обозначения, основанные на времени , такие как » Рудольфа Комороуса, используют « Шансон абстрактные обозначения с указанием времени или, по крайней мере, направления, в котором читается произведение, и, следовательно, подразумевают форму. [13]
  • Свободные абстрактные представления , такие как Брауна «Декабрь 1952 года» , где форма, звуковой материал и инструменты оставлены на усмотрение исполнителя. [3]
  • Другой пример – «Ария» Джона Кейджа ; [21] хотя может показаться, что это случайные закорючки, каждая строка обозначает отдельный стиль пения, обозначенный волнистыми линиями десяти разных цветов, а черные квадраты обозначают неуказанные «немузыкальные» звуки.
  • Свободная абстрактная нотация , такая как Марка Эпплбаума , в которой элементы традиционной нотной записи объединены с абстрактными рисунками. «Метафизика нотации» [22] [23]
  • » Тома Филлипса Другой пример - «Золотая цветочная пьеса . В этой пьесе заглавные буквы используются для обозначения нот, которые следует играть на басу, а строчные буквы - в более высоком регистре. Вы можете добавлять бемоли и диезы по своему усмотрению. А точки вокруг нот должны помочь определить, насколько громко играть ноту и как долго ее удерживать. [24]

Другие известные пользователи

[ редактировать ]

Известные практики графических обозначений, не упомянутые ранее, включают:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Прайер, Энтони. «Графическое обозначение». Oxford Companion to Music под редакцией Элисон Лэтэм. Оксфордская музыка онлайн . 12 апреля 2011 г.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Койс, Юрай (2011). «Нотная запись музыки, основанной на действиях». Музыкальный журнал Леонардо . 21 : 65–72. дои : 10.1162/LMJ_a_00063 . ISSN   0961-1215 . JSTOR   41416825 . S2CID   57570690 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Тарускин, Ричард . «Глава 2: Неопределенность» . Оксфордская история западной музыки . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . Проверено 7 апреля 2018 г.
  4. ^ Кун, Лаура, изд. (1999). Студенческая музыкальная энциклопедия Бейкера, Vol. 1 . Ширмер. п. [ нужна страница ] . ISBN  9780028654157 .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стоун, Курт (1980). Нотная грамота в ХХ веке: Практическое руководство . WW Нортон. стр. 103–107.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гуткин, Дэвид (2012). «Решительный или пластичный?: Нити из книги Карлхайнца Штокхаузена «Музыка и графика», 1959». Перспективы новой музыки . 50 (1–2): 255–305. дои : 10.7757/persnewmusi.50.1-2.0255 . ISSN   0031-6016 . JSTOR   10.7757/persnewmusi.50.1-2.0255 .
  7. ^ Эвартс, Джон (1968). «Новая нотная запись — графическое искусство?» . Леонардо . 1 (4): 405–412. дои : 10.2307/1571989 . JSTOR   1571989 . S2CID   191370151 .
  8. ^ Дарт, Терстон (1980). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Лондон: Макмиллан. [ нужна полная цитата ]
  9. ^ Диллон, Эмма (2016). «Видел и не слышал». Музыкальный Саджиаторе . 23 (1): 5–27. ISSN   1123-8615 . JSTOR   90001054 .
  10. ^ Буллен, Джордж У. (1877). «Метод обучения Галина-Пари-Шева как основа музыкального образования». Труды Музыкального общества . 4 : 68–93. дои : 10.1093/jrma/4.1.68 . ISSN   0958-8442 . JSTOR   765284 .
  11. ^ Пухадас, Магда Поло (2018). «Философия музыки: Витгенштейн и Кардью». Португальская версия философии . 74 (4): 1425–1436. дои : 10.17990/RPF/2018_74_4_1425 . ISSN   0870-5283 . JSTOR   26563363 . S2CID   171868820 .
  12. ^ Боссёр, Жан-Ив (2002), «Глава IX. Между звуком и цветом», Живопись и музыка , Presses universitaire du Septentrion, стр. 159–177, doi : 10.4000/books.septentrion.69603 , ISBN  978-2-85939-769-2
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кейдж, Джон (1969). Обозначения . Нью-Йорк: Что-то еще пресса. ISBN  978-0685148648 .
  14. ^ Зауэр, Тереза. Обозначения 21 . Издательство Марка Бэтти. п. 10, 2009. ISBN   9780979554643
  15. ^ Вир, Крейг (2019). Цифровая партитура: музыкальность, творчество и инновации (1-е изд.). Нью-Йорк: Рутледж. дои : 10.4324/9780429504495 . ISBN  9780429504495 . S2CID   150530783 .
  16. ^ «Говорить партитуры: каково быть стрипсодией?» . taikooplace.com . 12 апреля 2018 года . Проверено 28 октября 2021 г.
  17. ^ http://www.upenn.edu/almanac/v46/n06/CrumbSpiral.gif [ файл изображения с пустым URL-адресом ]
  18. ^ «Графические партитуры – в картинках» . Хранитель . 04.10.2013 . Проверено 3 октября 2020 г.
  19. ^ Ксенакис, И. (1975). Псафа (с. 1)
  20. ^ Одиночество Ганса-Кристофа Штайнера
  21. ^ «Джон Кейдж – Ария – Искусство и музыка» . Классический FM (Великобритания) . Проверено 3 октября 2020 г.
  22. ^ Хейгемейр, Рэй. «Метафизика обозначений» . Стэнфордские библиотеки . Проверено 9 апреля 2018 г.
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Безумный ученый музыки» .
  24. ^ «Филипс – Золотой цветок » . Классический FM (Великобритания) . Проверено 4 октября 2020 г.
  25. ^ Дэвид Шидловски (редактор) (2011) Музыкальная графика - Графическая музыка: Леон Шидловски . Берлин: Научное издательство. ISBN   978-3-86573-620-8
  26. ^ Р. Мюррей Шафер на веб-сайте Национального центра искусств ArtsAlive . Проверено 17 ноября 2011 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9bb38c0b126d0163058d50126c43af1a__1713999480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/1a/9bb38c0b126d0163058d50126c43af1a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Graphic notation (music) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)