Графическая нотация (музыка)
Графическая нотация (или графическая партитура ) — это представление музыки посредством использования визуальных символов, выходящих за рамки традиционной нотной записи . Графическая нотация стала популярной в 1950-х годах и может использоваться в сочетании с традиционной нотной записью или вместо нее. [1] Графическая нотация в своей концепции находилась под влиянием тенденций современного изобразительного искусства, привнося в музыку стилистические компоненты современного искусства. [2] Композиторы часто полагаются на графическую нотацию в экспериментальной музыке , где стандартная нотная запись может оказаться неэффективной. Другие варианты использования включают произведения, в которых алеаторический или неопределенный желателен эффект. Одним из первых пионеров этой техники был Эрл Браун , который вместе с Джоном Кейджем стремился освободить исполнителей от ограничений нотации и сделать их активными участниками создания музыки. [3]
Характеристики
[ редактировать ]Графическое обозначение отличается своей вариативностью и отсутствием стандартизации. Согласно Студенческой энциклопедии музыки Бейкера, Vol. 1 : «Графические обозначения используются для обозначения чрезвычайно точной (или намеренно неточной) высоты звука или для стимулирования музыкального поведения или действий во время исполнения». [4] Современная графическая нотация во многом опирается на воображение и вдохновение каждого отдельного исполнителя при интерпретации визуального содержания, предоставленного композитором. Из-за этой относительной свободы реализация произведений с графической нотацией обычно варьируется от исполнения к исполнению. [5] Например, в обозначении «E» своей пьесы « Концерт для фортепиано с оркестром » Джон Кейдж пишет: «Играйте указанными руками. Там, где ключи различаются, нота бывает либо басовой, либо дискантной», неопределенность , которая не является чем-то необычным в творчестве Кейджа . , и который оставляет принятие решения за исполнителем. [6] Некоторые графические партитуры можно определить как основанные на действиях, где музыкальные жесты обозначаются как формы, а не как обычные музыкальные идеи. [2]
Использование графических обозначений в партитуре может широко варьироваться: от партитуры, полностью состоящей из графических обозначений, до графических обозначений, являющихся небольшой частью в основном традиционной партитуры. Некоторые композиторы включают письменные пояснения, которые помогут исполнителю интерпретировать графические обозначения, в то время как другие композиторы предпочитают оставить интерпретацию полностью на усмотрение исполнителя. [7] Графическую нотацию сложно охарактеризовать конкретно, так как система обозначений ограничена лишь фантазией и способностями композитора. Хотя некоторые композиторы, такие как Джон Кейдж, [3] сформулировать системы графических обозначений, которые унифицируют подход отдельных произведений или нескольких произведений, нет единого мнения о параметрах графического обозначения и его использовании. [5]
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]
Хотя наиболее популярное его использование произошло в середине двадцатого века, первые свидетельства графической записи датируются гораздо раньше. Первоначально названные « музыкой для глаз », эти графические партитуры очень похожи на партитуры таких композиторов, как Джордж Крамб . Одним из самых ранних сохранившихся произведений для глаз является «Belle, Bonne, Sage» Бода Кордье , композитора эпохи Возрождения . Его партитура, сформированная в форме сердца, была призвана усилить смысл шансона . [8] Для Ars subtilior характерно то, что «эксперименты с мерными знаками, графическими формами и цветами часто были особенностью музыкального дизайна - ради визуального, а не обязательно слышимого эффекта». [9] Другим примером музыки для глаз из ars subtilior является Сенлечеса Якоба «La harpe de melodie» , где голоса записаны на нотном стане, который выглядит как струны арфы. Популярность музыки для глаз утихла после гуманистического движения середины 16 века, которое позже возродилось в двадцатом веке, когда использование графических партитур снова стало заметным.
Музыкальный педагог XIX века Пьер Гален разработал метод нотной записи музыки, известный как Галена-Пари-Шеве система , основываясь на системе нотной записи, созданной в XVIII веке Жан-Жаком Руссо . В этой системе использовались цифры для обозначения ступеней шкалы, а также точки над или под нотой, чтобы указать, находятся ли они в самой низкой или самой высокой октаве. Средняя октава относительно примера не содержала точек. Бемоли и диез обозначались с помощью обратной и прямой косой черты соответственно. Продолжения ноты обозначались точками, а молчание обозначалось цифрой ноль. Этот метод в основном использовался для обучения пению с листа. [10] Использование символов для обозначения музыкального направления можно сравнить с ранней версией графической записи. [2]
Использование в двадцатом веке
[ редактировать ]Экспериментальная музыка появилась в США и Европе в 1950-е годы, когда многие некогда неприкосновенные параметры традиционной музыки начали подвергаться сомнению. Алеаторическая музыка , неопределенная музыка , musique concrète и электронная музыка потрясли ранее не подвергавшиеся сомнению понятия, такие как музыкальное время или функция музыканта, и осмелились добавить другие к музыкальному пространству во всех его измерениях, со всеми их онтологическими последствиями и бременем. Они также изменили роли композитора, исполнителя и публики, предоставив им совершенно новые функции для исследования.
В этом контексте партитура, которую в значительной степени считали простой поддержкой написания музыки (за исключением музыки для глаз ), начала заигрывать с пределами произведения и его идентичностью. Этот брак породил три пути: первый считал партитуру представлением организованного звука; второй рассматривал его как продолжение звука; а третий рассматривал ее как другой тип музыки, визуальную музыку, обладающую собственной автономией, независимой от звука. Партитура приобрела новые значения и превратилась из простой поддержки звука в продолжение произведения или даже в другое произведение в целом, в элемент, который был так же важен, как содержащиеся в нем звуки и тишина, или даже больше. Эти концепции требовали нового языка и нового прочтения того, что значит быть музыкальным. Требовалась также новая нотация, которая отражала бы изменения, происходящие во втором художественном авангарде, и содержала бы их, придавая им новую семантику. Таким образом, с учетом пористости экспериментальная музыка по отношению к пластическим искусствам , нотная запись все больше и больше подвергалась влиянию диалога с живописью, инсталляциями и перформативностью. [11] Как отмечает Ж. Ю. Боссер в своей книге « Музыка ХХ века на перекрестке искусств» , [12] партитура перешла к представлению управления пространством, графическим пространством, которое позволяет нам знать множество заключенных в нем связей.
Графическая нотация в ее современной форме впервые появилась в 1950-х годах как развитие движения Неопределенности, впервые предложенного Джоном Кейджем . Первоначально эта техника использовалась музыкантами -авангардистами и проявлялась в использовании символов для передачи информации, которую невозможно было передать с помощью традиционных обозначений, таких как расширенные методы . Графические партитуры с момента их создания разделились на две широко определенные категории: одна из них — изобретение новых систем нотации, используемых для передачи определенных музыкальных техник, а другая — использование концептуальных обозначений, таких как формы, рисунки и другие художественные приемы, предназначенные для вызвать импровизацию у исполнителя. Примеры первого включают Мортона Фельдмана «Проекцию 1 » , которая стала результатом рисования Фельдманом абстрактных фигур на миллиметровой бумаге. [6] и Штокхаузена Шествие . [1] Примеры последнего включают Эрла Брауна «Декабрь 1952 года» и Корнелиуса Кардью «Трактат» Кейджа , который был написан в ответ на «4'33 дюйма» и который он написал после того, как работал ассистентом Штокхаузена. Партитура состоит из 193 страниц линий и фигур на белом фоне. Здесь линии представляли элементы в пространстве, а партитура была просто представлением этого пространства в данный момент. [3] В Европе одним из самых известных пользователей был Сильвано Буссотти , чьи партитуры часто выставлялись энтузиастами как произведения визуального искусства. [3] В 1969 году, стремясь продвинуть движение абстрактной нотации, Джон Кейдж и Эллисон Ноулз опубликовали архив отрывков партитур 269 композиторов с намерением показать «множество направлений, в которых сейчас развивается нотная запись». [13]
Среди других известных пионеров графической нотации такие композиторы, как Роман Хаубеншток-Рамати , Маурисио Кагель , Дьёрдь Лигети ( Артикуляция ), Кшиштоф Пендерецкий , Карлхайнц Штокхаузен и Яннис Ксенакис , Мортон Фельдман , Констанс Кочновер Верче и Кристиан Вольф .
Достижения двадцать первого века
[ редактировать ]В 2008 году Тереза Зауэр отредактировала сборник партитур композиторов из более чем пятидесяти стран. [14] демонстрируя, насколько широко распространена эта практика.
Помимо более широкой популярности графических обозначений, новая технология расширила их возможности. В своей книге «Цифровая партитура: музыкальность, творчество и инновации » [15] Крейг Вир описывает, как можно использовать искусственный интеллект и анимацию для улучшения качества графической партитуры. Он утверждает, что эти технологии являются «логическим развитием экспериментов с графической партитурой второй половины двадцатого века. Интересным их элементом является то, что они должны двигаться, чтобы их можно было прочитать; без движения они непонятны».
Примеры
[ редактировать ]Как система обозначений
[ редактировать ]
- Пиктографические оценки, основанные на времени, такие как «Прогулка по воде» Джона Кейджа , используют комбинацию пиктографических обозначений, обозначающих время, в качестве инструкций о том, как и когда выполнять определенные действия.
- В пиктографических партитурах, таких как «Стрипсодия» Кэти Бербериан, используются только рисунки и текст, без каких-либо привязок ко времени. Это позволяет исполнителю интерпретировать произведение по своему усмотрению. [16]
- Линейные нотоносцы показывают приблизительную высоту звука , а фактическая высота определяется по мере исполнения.

- Измененные обозначения можно увидеть в Джорджа Крамба : работе [17] где он использует традиционные обозначения, но представляет музыку на странице в графической или нетрадиционной форме, например, в виде спиралей или кругов. Крамба . Одним из примеров измененных обозначений является « Макрокосмос » [18] для усиленного фортепиано. Партитура Крамба содержала три подробные страницы инструкций с такими движениями, как «Первобытные звуки» , «Распятие» и «Спиральная галактика» .
- Новая специфическая система обозначений , то есть новая конкретно и графически записываемая музыкальная деятельность, подобная той, что была у Ксенакиса « Псапфа ». [19]
Как абстрактная визуальная ссылка
[ редактировать ]- Абстрактное представление, основанное на времени , можно увидеть в партитуре Ханса-Кристофа Штайнера для «Одиночества» , в которой музыка представлена с помощью символов и иллюстраций. Обратите внимание, что здесь время по-прежнему представлено горизонтально слева направо, как в системе графов высоты тона , и, таким образом, подразумевается, что произведение имеет определенную форму .
Партитура Ганса-Кристофа Штайнера к фильму «Одиночество » [20] создано с использованием Pure Data структур данных - Абстрактные обозначения, основанные на времени , такие как » Рудольфа Комороуса, используют « Шансон абстрактные обозначения с указанием времени или, по крайней мере, направления, в котором читается произведение, и, следовательно, подразумевают форму. [13]
- Свободные абстрактные представления , такие как Брауна «Декабрь 1952 года» , где форма, звуковой материал и инструменты оставлены на усмотрение исполнителя. [3]
- Другой пример – «Ария» Джона Кейджа ; [21] хотя может показаться, что это случайные закорючки, каждая строка обозначает отдельный стиль пения, обозначенный волнистыми линиями десяти разных цветов, а черные квадраты обозначают неуказанные «немузыкальные» звуки.
- Свободная абстрактная нотация , такая как Марка Эпплбаума , в которой элементы традиционной нотной записи объединены с абстрактными рисунками. «Метафизика нотации» [22] [23]
- » Тома Филлипса Другой пример - «Золотая цветочная пьеса . В этой пьесе заглавные буквы используются для обозначения нот, которые следует играть на басу, а строчные буквы - в более высоком регистре. Вы можете добавлять бемоли и диезы по своему усмотрению. А точки вокруг нот должны помочь определить, насколько громко играть ноту и как долго ее удерживать. [24]
Другие известные пользователи
[ редактировать ]Известные практики графических обозначений, не упомянутые ранее, включают:
- Афекс Твин
- Марк Эпплбаум [23]
- Кармен Баррадас
- Деннис Батори-Китц
- Кэти Бербериан
- Лучано Берио
- Джон Бергамо
- Энтони Брэкстон
- Андре Букурешлиев
- Лео Брауэр
- Герберт Брюн
- Рэндольф Коулман
- Генри Коуэлл
- Эмили Дулиттл
- Тоби Драйвер
- Янку Думитреску
- Брайан Ино
- Эрик Эвазен
- Мортон Фельдман
- Голди
- Джерри Голдсмит
- Михаил Големинов
- Джонни Гринвуд
- Милан Грыгарь
- Барри Гай
- Лу Харрисон
- Альфред Харт
- Панайотис Кокорас
- Анджей Кржановский
- Бруно Либерта
- Хельмут Лахенманн
- Юрий Ландман
- Анестис Логотетис
- Рэймонд Макдональд
- Властислав Матушек
- Роберт Моран
- Луиджи Морлео
- Конлон Нанкарроу
- Полин Оливерос
- Роберто Пачи Дало
- Кшиштоф Пендерецкий
- Норберт Уолтер Питерс
- Дебора Причард
- Сильвано Буссотти
- Эмануэль Димас де Мело Пимента
- Рэнди Рейн Ройш
- Конкурирующие консоли
- Бернард Рэндс
- Роджер Рейнольдс
- Матана Робертс
- Марина Розенфельд
- Свен-Давид Сандстрём
- Леон Шидловски [25]
- Р. Мюррей Шафер [26]
- Нетти Саймонс
- Стюарт Сондерс Смит
- Вадада Лео Смит
- Хуан Мария Соларе
- Аллен Стрэндж
- Сиори Усуи
- Майкл Веттер
- Клод Вивье
- Дженнифер Уолш
- Сабрина Пенья Янг
- Джон Зорн
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Прайер, Энтони. «Графическое обозначение». Oxford Companion to Music под редакцией Элисон Лэтэм. Оксфордская музыка онлайн . 12 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Койс, Юрай (2011). «Нотная запись музыки, основанной на действиях». Музыкальный журнал Леонардо . 21 : 65–72. дои : 10.1162/LMJ_a_00063 . ISSN 0961-1215 . JSTOR 41416825 . S2CID 57570690 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Тарускин, Ричард . «Глава 2: Неопределенность» . Оксфордская история западной музыки . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Кун, Лаура, изд. (1999). Студенческая музыкальная энциклопедия Бейкера, Vol. 1 . Ширмер. п. [ нужна страница ] . ISBN 9780028654157 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стоун, Курт (1980). Нотная грамота в ХХ веке: Практическое руководство . WW Нортон. стр. 103–107.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гуткин, Дэвид (2012). «Решительный или пластичный?: Нити из книги Карлхайнца Штокхаузена «Музыка и графика», 1959». Перспективы новой музыки . 50 (1–2): 255–305. дои : 10.7757/persnewmusi.50.1-2.0255 . ISSN 0031-6016 . JSTOR 10.7757/persnewmusi.50.1-2.0255 .
- ^ Эвартс, Джон (1968). «Новая нотная запись — графическое искусство?» . Леонардо . 1 (4): 405–412. дои : 10.2307/1571989 . JSTOR 1571989 . S2CID 191370151 .
- ^ Дарт, Терстон (1980). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Лондон: Макмиллан. [ нужна полная цитата ]
- ^ Диллон, Эмма (2016). «Видел и не слышал». Музыкальный Саджиаторе . 23 (1): 5–27. ISSN 1123-8615 . JSTOR 90001054 .
- ^ Буллен, Джордж У. (1877). «Метод обучения Галина-Пари-Шева как основа музыкального образования». Труды Музыкального общества . 4 : 68–93. дои : 10.1093/jrma/4.1.68 . ISSN 0958-8442 . JSTOR 765284 .
- ^ Пухадас, Магда Поло (2018). «Философия музыки: Витгенштейн и Кардью». Португальская версия философии . 74 (4): 1425–1436. дои : 10.17990/RPF/2018_74_4_1425 . ISSN 0870-5283 . JSTOR 26563363 . S2CID 171868820 .
- ^ Боссёр, Жан-Ив (2002), «Глава IX. Между звуком и цветом», Живопись и музыка , Presses universitaire du Septentrion, стр. 159–177, doi : 10.4000/books.septentrion.69603 , ISBN 978-2-85939-769-2
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кейдж, Джон (1969). Обозначения . Нью-Йорк: Что-то еще пресса. ISBN 978-0685148648 .
- ^ Зауэр, Тереза. Обозначения 21 . Издательство Марка Бэтти. п. 10, 2009. ISBN 9780979554643
- ^ Вир, Крейг (2019). Цифровая партитура: музыкальность, творчество и инновации (1-е изд.). Нью-Йорк: Рутледж. дои : 10.4324/9780429504495 . ISBN 9780429504495 . S2CID 150530783 .
- ^ «Говорить партитуры: каково быть стрипсодией?» . taikooplace.com . 12 апреля 2018 года . Проверено 28 октября 2021 г.
- ^ http://www.upenn.edu/almanac/v46/n06/CrumbSpiral.gif [ файл изображения с пустым URL-адресом ]
- ^ «Графические партитуры – в картинках» . Хранитель . 04.10.2013 . Проверено 3 октября 2020 г.
- ^ Ксенакис, И. (1975). Псафа (с. 1)
- ^ Одиночество Ганса-Кристофа Штайнера
- ^ «Джон Кейдж – Ария – Искусство и музыка» . Классический FM (Великобритания) . Проверено 3 октября 2020 г.
- ^ Хейгемейр, Рэй. «Метафизика обозначений» . Стэнфордские библиотеки . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Безумный ученый музыки» .
- ^ «Филипс – Золотой цветок » . Классический FM (Великобритания) . Проверено 4 октября 2020 г.
- ^ Дэвид Шидловски (редактор) (2011) Музыкальная графика - Графическая музыка: Леон Шидловски . Берлин: Научное издательство. ISBN 978-3-86573-620-8
- ^ Р. Мюррей Шафер на веб-сайте Национального центра искусств ArtsAlive . Проверено 17 ноября 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Либерман, Дэвид 2006. «Музыкальная рукопись, улучшенная игрой» . В GRAPHITE '06: Материалы 4-й Международной конференции по компьютерной графике и интерактивным методам в Австралазии и Юго-Восточной Азии, ACM Press, Мельбурн, Австралия, 245–250.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотографии музыки в Северо-Западном университете
- Бергстрем-Нильсен, Карл: Экспериментальная импровизация и практика нотной записи 1945–1999; Практика экспериментальной импровизации и нотации, приложения 2000– . Интернет-библиографии.
- Интерпретация в реальном времени визуализации Райнером Вехингером электронного Дьёрдя Лигети произведения Artikulation
- Онлайн-коллекция графических партитур, курируемая Нью-Йоркским ансамблем миниатюристов.
- Notations21, антология инновационной нотной записи.
- На странице Рейн-Ройша показано более 20 графических партитур.
- HighC: графическая система композиции на основе баллов, вдохновленная Янниса Ксенакиса системой UPIC .
- IanniX: графический секвенсор с открытым исходным кодом в реальном времени для цифрового искусства.
- Ллоренса Барбера Полная серия из 17 графических партитур . Веб-радио MACBA : Барселона.
- Как читать и писать графические обозначения