Jump to content

Лучано Берио

Лучано Берио
Берио в 1970-е годы
Рожденный ( 1925-10-24 ) 24 октября 1925 г.
Онелья , Италия
Умер 27 мая 2003 г. (27 мая 2003 г.) (77 лет)
Рим, Италия
Работает Список композиций

Лучано Берио ОМРИ (24 октября 1925 — 27 мая 2003) — итальянский композитор, известный своей экспериментальной работой (в частности, композицией 1968 года «Sinfonia» и серией виртуозных сольных пьес под названием «Sequenza» ), а также своей новаторской работой в области электронной музыки . Его ранние работы находились под влиянием Игоря Стравинского и экспериментов с серийными и электронными техниками, а его более поздние работы исследуют неопределенность и использование устных текстов в качестве основного материала для композиции. [1]

Биография

[ редактировать ]

Берио родился в Онелье (ныне часть Империи ), на Лигурийском побережье Италии. Его обучали игре на фортепиано его отец и дедушка, которые оба были органистами . Во время Второй мировой войны его призвали в армию, но в первый же день он повредил руку, изучая, как работает пистолет, и провел время в военном госпитале.

Первой женой Берио была американская меццо-сопрано Кэти Бербериан .

После войны Берио учился в Миланской консерватории у Джулио Чезаре Парибени и Джорджо Федерико Гедини . Он не смог продолжить обучение игре на фортепиано из-за травмы руки, поэтому вместо этого сосредоточился на композиции. В 1947 году он впервые публично исполнил одно из своих произведений — сюиту для фортепиано. Берио в это время зарабатывал на жизнь сопровождением занятий по пению, и именно при этом он познакомился с американской меццо-сопрано Кэти Бербериан , на которой женился вскоре после окончания учебы (они развелись в 1964 году). У них родилась дочь Кристина Берио (1953 г.р.). Берио написала ряд произведений, в которых использовалась ее отличительный голос.

В 1952 году Берио отправился в США, чтобы учиться у Луиджи Даллапикколы в Тэнглвуде , от которого он приобрел интерес к сериализму . Позже он посетил Internationale Ferienkurse für Neue Musik в Дармштадте , где познакомился с Пьером Булезом , Карлхайнцем Штокхаузеном , Дьёрдь Лигети и Маурисио Кагелем . Он заинтересовался электронной музыкой в 1955 году стал соучредителем Studio di fonologia musice , студии электронной музыки в Милане. , вместе с Бруно Мадерной Он пригласил для работы там ряд значительных композиторов, в том числе Анри Пуссера и Джона Кейджа . Он также продюсировал журнал электронной музыки Incontri Musicali .

В 1960 году Берио вернулся в Тэнглвуд, на этот раз в качестве резидентского композитора, а в 1962 году по приглашению Дариуса Мийо занял преподавательскую должность в Миллс-колледже в Окленде, Калифорния . С 1960 по 1962 год Берио также преподавал в Дартингтонской международной летней школе . В 1965 году он начал преподавать в Джульярдской школе и там основал Джульярдский ансамбль — группу, занимающуюся исполнением современной музыки . В 1966 году он снова женился, на этот раз на известном философе науки Сьюзен Ояма . Они развелись в 1972 году. Среди его учеников были Луис Андриссен , Ной Крешевский , Стивен Геллман , Дина Костон , Стив Райх , Лука Франческони , Джулио Кастаньоли , Флавио Эмилио Скогна , Уильям Шиммель и Фил Леш из Grateful Dead . [2]

Все это время Берио неуклонно сочинял музыку и создавал себе репутацию, выиграв Prix Italia в 1966 году за «Laborintus II» , произведение для голосов, инструментов и кассеты с текстом Эдоардо Сангинети , которое было заказано французским телевидением в честь 700-летия со дня рождения Данте Алигьери . Рождение [3] Его репутация укрепилась после его «Симфонии» премьеры в 1968 году. В 1972 году Берио вернулся в Италию. С 1974 по 1980 год он был директором электроакустического подразделения IRCAM в Париже. В 1977 году он женился на музыковеде Талии Пекер.

В 1987 году он открыл Tempo Reale , центр музыкальных исследований и производства во Флоренции . В 1988 году он стал почетным членом Королевской музыкальной академии в Лондоне. [4] В следующем году он получил Музыкальную премию Эрнста фон Сименса . В 1994 году он был избран иностранным почетным членом Американской академии искусств и наук . [5] В том же году он стал заслуженным композитором-резидентом Гарвардского университета , оставаясь там до 2000 года. В 1993–94 годах он читал лекции Чарльза Элиота Нортона в Гарварде, позже опубликованные как «Вспоминая будущее» . В 2000 году он стал президентом и руководителем Национальной академии Санта-Чечилия в Риме.

Берио был дирижером и продолжал сочинять до конца жизни. Он умер в 2003 году в больнице Рима. Он был атеистом. [6]

Он был известен своим чувством юмора. Он провел двухчасовой семинар в летней школе в США, анализируя 7-ю симфонию Бетховена , демонстрируя, что это произведение радикального гения. На следующий день он провел еще один двухчасовой семинар, с совершенно серьезным видом показав, почему он безнадежно ошибочен и является творческим тупиком. [7]

Электронные работы Берио по большей части датируются периодом его работы в миланской Studio di Fonologia. Одной из самых влиятельных работ, которые он там создал, была «Тема» (Omaggio a Joyce) (1958), основанная на прочтении Кэти Бербериан « Джеймса Джойса , Улисса» которую можно считать первой электроакустической композицией в истории западной музыки, созданной голосом. и его обработка технологическими средствами. [8] В более поздней работе «Визаж» (1961) Берио создает бессловесный эмоциональный язык, разрезая и переделывая запись голоса Кэти Бербериан; поэтому композиция основана на символическом и репрезентативном заряде жестов и интонаций голоса, «от нечленораздельных звуков до слогов, от смеха до слез и пения, от афазии до образцов интонаций конкретных языков: английского и итальянского, иврита и неаполитанского диалекта». . [9] [10]

В 1968 году Берио завершил «О Кинг» произведение , существующее в двух версиях: одна для голоса, флейты , кларнета , скрипки , виолончели и фортепиано , другая для восьми голосов и оркестра . Произведение посвящено памяти Мартина Лютера Кинга-младшего , убитого незадолго до его создания. В нем голос (голоса) произносит сначала гласные, а затем согласные, составляющие его имя, только соединяя их вместе, чтобы в последних тактах дать его имя полностью.

Берио со скрипачом Франческо Д'Орацио

Оркестровая версия « О короля» вскоре после завершения была включена в, пожалуй, самое известное произведение Берио «Симфония» (1967–69) для оркестра и восьми усиленных голосов. Голоса не используются традиционным классическим способом; они часто вообще не поют, а говорят, шепчут и кричат. Третья часть представляет собой коллаж литературных и музыкальных цитат . А-Ронн (1974) представляет собой аналогичный коллаж, но в нем больше внимания уделяется голосу. Первоначально она была написана как радиопрограмма для пяти актеров и переработана в 1975 году для восьми вокалистов и дополнительной партии клавишных. Эта работа является одной из многих совместных работ с поэтом Эдоардо Сангинети , который для этого произведения предоставил текст, полный цитат из таких источников, как Библия , Т.С. Элиот и Карл Маркс .

Другим примером влияния Сангинети является большое произведение «Коро» (премьера 1977 г.), написанное для оркестра, сольных голосов и большого хора, участники которого играют в паре с инструментами оркестра. Работа длится примерно час и исследует ряд тем в рамках народной музыки из разных регионов: Чили, Северной Америки, Африки. Повторяющиеся темы — это выражение любви и страсти; боль разлуки с близкими; смерть жены или мужа. Часто повторяющаяся строка — «иди и посмотри на кровь на улицах» — отсылка к стихотворению Пабло Неруды , написанному в контексте начала гражданской войны в Испании.

В последний период своего творчества Берио также интересовался использованием живой электроники, применявшейся в некоторых композициях, таких как Ofanìm (1988–1997) и Altra voce (1999): электронная музыка и техническая часть таких произведений всегда исполнялись музыкантами. музыканты Tempo Reale .

Вместе с одиннадцатью другими композиторами ( Конрад Бек , Пьер Булез , Бенджамин Бриттен , Анри Дютийе , Вольфганг Фортнер , Альберто Джинастера , Кристобаль Хальфтер , Ганс Вернер Хенце , Хайнц Холлигер , Клаус Хубер и Витольд Лютославский ) Берио пригласил виолончелист Мстислав Ростропович. чтобы отпраздновать 70-летие швейцарского дирижера Пауля Захера , сочинив сольную пьесу для виолончели, используя буквы имени Захера (eS, A, C, H, E, Re). Это было опубликовано под названием « 12 Hommages à Paul Sacher» . [11] Произведение Берио называется Les mots sont allés («Слова ушли»). Некоторые из получившихся композиций были исполнены в Цюрихе 2 мая 1976 года, а весь проект «Захер» впервые был полностью исполнен чешским виолончелистом Франтишеком Брикциусом в Праге в 2011 году. Музыка Les mots sont allés с тех пор исполняется виолончелистами Зигфридом Пальмом, Жан- Мишель Фонтено и Александр Эзерман среди других.

Последовательность

[ редактировать ]
Берио встречает принцессу Беатрикс и принца Нидерландов Клауса в Гааге в 1972 году.

Берио сочинил серию виртуозных произведений для сольных инструментов под названием « Секвенца» . Первая, Sequenza I, вышла в 1958 году и предназначена для флейты ; последняя, ​​Sequenza XIV (2002), для виолончели . Эти работы исследуют все возможности каждого инструмента, часто требуя расширенных техник .

Различные Sequenze следующие:

  • Секвенца I для флейты (1958);
  • Sequenza II для арфы (1963);
  • Sequenza III для женского голоса (1966);
  • Секвенца IV для фортепиано (1966);
  • Sequenza V для тромбона (1966);
  • Секвенца VI для альта (1967);
  • Sequenza VII для гобоя (1969) (редакция Жаклин Леклер и переименованная в Sequenza VIIa в 2000 году);
  • Секвенца VIIb для саксофона-сопрано (адаптация Клода Делангля в 1993 году);
  • Секвенца VIII для скрипки (1976);
  • Секвенца IXa для кларнета (1980);
  • Секвенца IXb для саксофона-альта (обработка композитора 1981 года);
  • Sequenza IXc для бас-кларнета (адаптация Рокко Паризи в 1998 году);
  • Sequenza X для трубы до мажор и фортепианного резонанса (1984);
  • Sequenza XI для гитары (1987–88);
  • XII секвенция для фагота (1995);
  • Sequenza XIII для аккордеона «Шансон» (1995);
  • Секвенца XIVa для виолончели (2002);
  • Sequenza XIVb для контрабаса (адаптация Стефано Скоданиббио в 2004 году).

Сценические работы

[ редактировать ]

Транскрипции и аранжировки

[ редактировать ]

Берио известен тем, что адаптировал и преобразовывал музыку других, но он также адаптировал и свои собственные композиции: серия Sequenze дала начало серии произведений под названием Chemins, каждая из которых основана на одной из Sequenze . Chemins II Например, (1967) берет оригинальную Sequenza VI (1967) для альта и адаптирует ее для альта соло и девяти других инструментов. Chemins II сам был преобразован в Chemins III (1968) путем добавления оркестра, а также существует Chemins IIb , версия Chemins II без соло альта, но с большим ансамблем, и Chemins IIc , который представляет собой Chemins IIb с добавлено соло бас-кларнета . Sequenze также были преобразованы в новые произведения под другими названиями , кроме Chemins ; Corale Например, (1981) основан на Sequenza VIII .

Помимо оригинальных произведений, Берио сделал ряд аранжировок произведений других композиторов, среди них Клаудио Монтеверди , Генри Перселла , Иоганна Брамса , Густава Малера и Курта Вайля . Для Берберского написал «Народные песни» (1964; сборник обработок народных песен ). Он также написал концовку к Джакомо Пуччини « опере Турандот» (премьера которой состоялась в Лас-Пальмасе 24 января 2002 года). [12] и в том же году в Лос-Анджелесе, Амстердаме и Зальцбурге) и в «Рендеринге» (1989) взяли несколько набросков Франца Шуберта для своей Симфонии № 10 и дополнили их, добавив музыку, заимствованную из других произведений Шуберта.

Транскрипция является важной частью даже оригинальных произведений Берио. В «Двух интервью» Берио размышлял о том, как будет выглядеть университетский курс в транскрипции, глядя не только на Ферруччо Бузони Игоря , , Стравинского . Иоганна Себастьяна Баха , самого себя и других, но и на то, в какой степени композиция всегда самостоятельна транскрипция. [13] В этом отношении Берио отверг и дистанцировался от понятий коллажа , предпочитая вместо этого позицию «транскрибатора», утверждая, что «коллаж» предполагает некую произвольную самоотверженность, которая противоречит тщательному контролю его высокоинтеллектуальной игры, особенно в рамках «Синфонии», но во всех его «деконструктивных» произведениях. Скорее, каждая цитата тщательно вызывает контекст своей оригинальной работы, создавая открытую сеть, но открытую сеть с весьма конкретными референтами и четко определенными, хотя и саморазмножающимися, отношениями означающего и означаемого. «Меня не интересуют коллажи , и они меня забавляют только тогда, когда я делаю их со своими детьми: тогда они становятся упражнением в релятивизации и «деконтекстуализации» изображений, элементарным упражнением, здоровый цинизм которого никому не причинит вреда. ", - рассказал Берио интервьюеру Россане Дальмонте.

Возможно, наиболее заметным вкладом Берио в мир несерийной экспериментальной музыки после Второй мировой войны, пронизывающим большинство его работ, является его участие в более широком мире критической теории (о чем свидетельствует его пожизненная дружба с лингвистом и критическим теоретиком Умберто Эко ) через его композиции. Работы Берио часто представляют собой аналитические действия: сознательно анализируются мифы, истории, компоненты самих слов, его собственные композиции или ранее существовавшие музыкальные произведения. Другими словами, не только композиция коллажа передает смысл; именно особый состав компонента «звук-образ» передает смысл, даже внемузыкальный смысл. Техника коллажа, с которой он ассоциируется, является, таким образом, не столько нейтральным процессом, сколько сознательным, джойсовским процессом анализа за композицией, формой аналитической транскрипции, Sinfonia и Chemins наиболее яркими примерами которой являются . Берио часто предлагает свои композиции как формы академического или культурного дискурса, а не как «простую» пищу для них.

Среди других композиций Берио - «Круги» (1960), «Sequenza III» (1966) и «Recial I (для Кэти)» (1972), написанные для Бербериана, а также ряд сценических работ с « Un re in ascolto » в сотрудничестве с Итало Кальвино. , самый известный.

«Центральный инструментальный фокус» Берио, если такой вообще существует, вероятно, сосредоточен на голосе, фортепиано, флейте и струнных. [ нужна ссылка ] Он написал множество замечательных пьес для фортепиано, которые варьируются от сольных пьес до концертных пьес (точки на кривой, которые нужно найти, концерт для двух фортепиано и Коро , который имеет прочную основу гармонического и мелодического материала, полностью основанного на фортепианной партии).

В менее известных произведениях используется очень различимая полифония, уникальная для Берио, которая развивается по-разному. Это встречается в нескольких произведениях, но наиболее заметно в композициях для небольших инструментальных комбинаций. Примерами являются Différences для флейты, арфы, кларнета, виолончели, скрипки и электронных звуков, Agnus для трех кларнетов и голосов, Tempi концертанти для флейты и четырех инструментальных групп, Linea для маримбы, вибрафона и двух фортепиано, и Chemins IV , для одиннадцати струнных и гобоя, а также Canticum novissimi testamenti для 8 голосов, 4 кларнетов и квартета саксофонов.

  1. ^ Норвич, Джон Джулиус (1985–1993). Оксфордская иллюстрированная энциклопедия . Судья Гарри Джордж, Тойн Энтони. Оксфорд [Англия]: Издательство Оксфордского университета. стр. 44–45. ISBN  0-19-869129-7 . OCLC   11814265 .
  2. ^ См.: Список студентов-музыкантов по учителям: от A до B # Лучано Берио .
  3. ^ «Лаборинт II (прим. автора)» . Учебный центр Лучано Берио.
  4. ^ «Лучано Берио, Лондонская симфониетта» . Лондонская симфониетта. Архивировано из оригинала 12 июля 2010 года . Проверено 14 октября 2009 г.
  5. ^ «Книга участников, 1780–2010: Глава B» (PDF) . Американская академия искусств и наук . Проверено 16 июня 2011 г.
  6. ^ Джованни Арледлер, Музыка и Библия , «La Civiltà Cattolica», вып. 3372, 15 декабря 1990 г., стр. 593–594.
  7. ^ Батлер, Мартин (11 апреля 2004 г.). «Лучано Берио: Крестный отец» . Независимый . Проверено 8 ноября 2018 г.
  8. ^ Даниэле, Ромина (2010). Диалог с распавшейся и вновь составленной материей, анализ Темы (Посвящение Джойсу) Лучано Берио . Милан: РДМ. ISBN  978-88-904905-1-4 .
  9. ^ «Визаж Лучано Берио» . Temporeale.it (в реальном времени) . Проверено 28 августа 2011 г.
  10. ^ Муди, Рик (25 мая 2010 г.). «Трагедия сознания» . Статьи . TheRumpus.net . Проверено 28 августа 2011 г.
  11. ^ Стоуэлл, Робин, «Другой сольный репертуар» в Р. Стоуэлле (редактор), (1999) The Cambridge Companion to the Cello. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 144
  12. ^ Роберт Хилферти (март 2002 г.). «Пуччини/Берио: Турандот, акт III» . Анданте. Архивировано из оригинала 5 июля 2007 года. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  13. ^ Берио, Лучано (1985). Два интервью . Нью-Йорк: М. Боярс.
  14. ^ «Награды – Кавалер Ордена Большого креста за заслуги перед Итальянской Республикой» (на итальянском языке). 20 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 20 февраля 2008 г. Проверено 9 августа 2015 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Питер Альтманн, Симфония Лучано Берио. Аналитическое исследование , Вена: Универсальное издание, 1977.
  • Джанмарио Борио, Музыкальный авангард около 1960-х. Проект теории неформальной музыки , Лаабер: Laaber Verlag, 1993.
  • Уте Брюдерманн, Музыкальный театр Лучано Берио , Берн/Франкфурт/Нью-Йорк, Питер Ланг, 2007.
  • Клаудия Сабина Ди Луцио, полифония и многообразие смыслов в музыкальном театре Лучано Берио , Майнц, Шотт 2010.
  • Норберт Дрессен, язык и музыка с Лучано Берио. Исследования его вокальной деятельности , Регенсбург, Боссе, 1982.
  • Джордано Феррари, Начало авангардного музыкального театра в Италии , Париж, L'Harmattan 2000.
  • Томас Гартманн: «...что ничто само по себе не является законченным». Исследования инструментального творчества Лучано Берио , Берн/Штутгарт/Вена, 1995.
  • Рене Карлен и Сабина Стампфли (редакторы), Лучано Берио. Нотные рукописи , (= «Описи Фонда Пауля Захера», т. 2), Базель: Фонд Пауля Захера, 1988.
  • Жан-Франсуа Лиотар , «Несколько слов, которые нужно спеть: Sequenza III », в: Жан-Франсуа Лиотар, Разные тексты II: Современные художники . Левен: Издательство Левенского университета, 2012. ISBN   978-90-586-7886-7
  • Юрген Медер , цитата, коллаж, палимпсест ─ На текстовой основе музыкального театра с Лучано Берио и Сильвано Буссотти , в книге Германа Данузера /Матиаса Касселя (ред.), Музыкальный театр сегодня. Международный симпозиум Фонда Пауля Захера, Базель, 2001 г. , Майнц, Шотт, 2003 г., с. 97-133.
  • Юрген Медер, «Турандот» Джакомо Пуччини и ее трансформации ─ Дополнительные попытки III. «Турандот» действует , в: Томас Бремер и Титус Гейденрайх (ред.), Зибальдоне. Журнал современной итальянской культуры , том. 35, Тюбинген: Штауффенбург, 2003, стр. 50–77.
  • Флоривальдо Менезес, Эссе об электронной вербальной композиции «Визаж» де Лучано Берио , («Quaderni di Musica/Realtà», том 30), Модена, 1993.
  • Флоривальдо Менезес, Лучано Берио и фонология. Якобсоновский подход к своей работе , Франкфурт, Берн, Нью-Йорк: Питер Ланг, 1993.
  • Фиамма Николоди, Мысль и игра в театре Лучано Берио , в: Фиамма Николоди, Итало-европейские музыкальные горизонты 1860–1980 . Рим: Бульцони. 1990, стр. 299–316.
  • Дэвид Осмонд-Смит, Игра словами. Путеводитель по «Симфонии» Берио , Лондон (Королевская музыкальная ассоциация), 1985.
  • Дэвид Осмонд-Смит (редактор), Лучано Берио. Два интервью с Россаной Далмонте и Балинтом Андрашем Варгой . Нью-Йорк/Лондон: [Sn], 1985.
  • Дэвид Осмонд-Смит, Берио (= Оксфордские исследования композиторов, том 24), Оксфорд, Нью-Йорк: Oxford University Press, 1991.
  • Дэвид Осмонд-Смит, Все на вечеринке? Структура и драматургия в «La vera storia» Лучано Берио , в: Cambridge Opera Journal 9 (1997), стр. 281–294.
  • Дэвид Осмонд-Смит, «А вот и никто: драматическое исследование «Аутиса» Лучано Берио» , в: Cambridge Opera Journal 12/2000, стр. 163–178.
  • Мишель Филиппо, Интервью Лучано Берио , в: La Revue Musicale, специальный выпуск Варез ─ Ксенакис ─ Берио ─ Пьер Анри , Париж, 1968, стр. 85–93.
  • Энцо Рестаньо (редактор), Берио , Турин: EDT, 1995.
  • Эдоардо Сангинети, Театр. К. Пассаж, Traumdeutung, Протоколы , Милан: Feltrinelli, 1969.
  • Эдоардо Сангвинети, Per Musica , под редакцией Луиджи Песталоцца, Модена, Милан: Мучки и Рикорди, 1993.
  • Шарлотта Зейтер, Диссоциация как процесс. «Sincronie для струнного квартета» Лучано Берио , Кассель: Bärenreiter 2000.
  • Питер Стейси, Современные тенденции во взаимоотношениях музыки и текста с особым упором на «Pli selon pli» (Булез) и «Laborinthus II» (Берио) , Нью-Йорк, Лондон: Гарланд, 1989.
  • Иванка Стоянова, Слово и его «центр и отсутствие». О «Cummings ist der Dichter» Булеза, «O King» Берио и «Für Stimmen... Missa est» Шнебеля , в: Music in play , 1 (1974), стр. 79–102.
  • Иванка Стоянова, Текст ─ жест ─ музыка , Париж: 18 октября 1978 г. («О Король», стр. 168–173).
  • Иванка Стоянова, Принципы музыкального театра с Лучано Берио - «Пассаджо», «Лаборинт II», «Опера» , в: Отто Коллерич (ред.), Опера сегодня. Формы реальности в современном музыкальном театре , Исследования в области оценочных исследований 16, Грац, Вена: Universal Edition 1985, стр. 217–227.
  • Иванка Стоянова, «Лучано Берио. Chemins en musique». Номер музыкального журнала . 375–377 (1985).
  • Иванка Стоянова, Нарративные процессы в современном музыкальном театре: Л. Берио, С. Буссотти и К. Штокхаузен , в: Иванка Стоянова, Между решимостью и приключением. Очерки музыки второй половины XX века , Париж: L'Harmattan, 2004, с. 243–276.
  • Марко Увиетта, «Настал час доказательства»: финал Пуччини-Берио для «Турандот» , в: Studi musica 31/2002, стр. 395–479; Английский перевод: «È l'ora della prova»: финал Берио «Турандот» Пуччини , в: Cambridge Opera Journal 16 (2004), стр. 187–238.
  • Маттиас Теодор Фогт, Слушание как письмо Урии: заметка о опере Берио «Un re in ascolto» (1984) по случаю первого исполнения оперы в Лондоне (9 февраля 1989 г.) , в: Cambridge Opera Journal 2/1990, стр. 173–185.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d9b182410df827bcc8f54d1156bff0c8__1718381460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/c8/d9b182410df827bcc8f54d1156bff0c8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Luciano Berio - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)