Лучано Берио
Лучано Берио | |
---|---|
Рожденный | Онелья , Италия | 24 октября 1925 г.
Умер | 27 мая 2003 г. Рим, Италия | (77 лет)
Работает | Список композиций |
Лучано Берио ОМРИ (24 октября 1925 — 27 мая 2003) — итальянский композитор, известный своей экспериментальной работой (в частности, композицией 1968 года «Sinfonia» и серией виртуозных сольных пьес под названием «Sequenza» ), а также своей новаторской работой в области электронной музыки . Его ранние работы находились под влиянием Игоря Стравинского и экспериментов с серийными и электронными техниками, а его более поздние работы исследуют неопределенность и использование устных текстов в качестве основного материала для композиции. [1]
Биография
[ редактировать ]Берио родился в Онелье (ныне часть Империи ), на Лигурийском побережье Италии. Его обучали игре на фортепиано его отец и дедушка, которые оба были органистами . Во время Второй мировой войны его призвали в армию, но в первый же день он повредил руку, изучая, как работает пистолет, и провел время в военном госпитале.
После войны Берио учился в Миланской консерватории у Джулио Чезаре Парибени и Джорджо Федерико Гедини . Он не смог продолжить обучение игре на фортепиано из-за травмы руки, поэтому вместо этого сосредоточился на композиции. В 1947 году он впервые публично исполнил одно из своих произведений — сюиту для фортепиано. Берио в это время зарабатывал на жизнь сопровождением занятий по пению, и именно при этом он познакомился с американской меццо-сопрано Кэти Бербериан , на которой женился вскоре после окончания учебы (они развелись в 1964 году). У них родилась дочь Кристина Берио (1953 г.р.). Берио написала ряд произведений, в которых использовалась ее отличительный голос.
В 1952 году Берио отправился в США, чтобы учиться у Луиджи Даллапикколы в Тэнглвуде , от которого он приобрел интерес к сериализму . Позже он посетил Internationale Ferienkurse für Neue Musik в Дармштадте , где познакомился с Пьером Булезом , Карлхайнцем Штокхаузеном , Дьёрдь Лигети и Маурисио Кагелем . Он заинтересовался электронной музыкой в 1955 году стал соучредителем Studio di fonologia musice , студии электронной музыки в Милане. , вместе с Бруно Мадерной Он пригласил для работы там ряд значительных композиторов, в том числе Анри Пуссера и Джона Кейджа . Он также продюсировал журнал электронной музыки Incontri Musicali .
В 1960 году Берио вернулся в Тэнглвуд, на этот раз в качестве резидентского композитора, а в 1962 году по приглашению Дариуса Мийо занял преподавательскую должность в Миллс-колледже в Окленде, Калифорния . С 1960 по 1962 год Берио также преподавал в Дартингтонской международной летней школе . В 1965 году он начал преподавать в Джульярдской школе и там основал Джульярдский ансамбль — группу, занимающуюся исполнением современной музыки . В 1966 году он снова женился, на этот раз на известном философе науки Сьюзен Ояма . Они развелись в 1972 году. Среди его учеников были Луис Андриссен , Ной Крешевский , Стивен Геллман , Дина Костон , Стив Райх , Лука Франческони , Джулио Кастаньоли , Флавио Эмилио Скогна , Уильям Шиммель и Фил Леш из Grateful Dead . [2]
Все это время Берио неуклонно сочинял музыку и создавал себе репутацию, выиграв Prix Italia в 1966 году за «Laborintus II» , произведение для голосов, инструментов и кассеты с текстом Эдоардо Сангинети , которое было заказано французским телевидением в честь 700-летия со дня рождения Данте Алигьери . Рождение [3] Его репутация укрепилась после его «Симфонии» премьеры в 1968 году. В 1972 году Берио вернулся в Италию. С 1974 по 1980 год он был директором электроакустического подразделения IRCAM в Париже. В 1977 году он женился на музыковеде Талии Пекер.
В 1987 году он открыл Tempo Reale , центр музыкальных исследований и производства во Флоренции . В 1988 году он стал почетным членом Королевской музыкальной академии в Лондоне. [4] В следующем году он получил Музыкальную премию Эрнста фон Сименса . В 1994 году он был избран иностранным почетным членом Американской академии искусств и наук . [5] В том же году он стал заслуженным композитором-резидентом Гарвардского университета , оставаясь там до 2000 года. В 1993–94 годах он читал лекции Чарльза Элиота Нортона в Гарварде, позже опубликованные как «Вспоминая будущее» . В 2000 году он стал президентом и руководителем Национальной академии Санта-Чечилия в Риме.
Берио был дирижером и продолжал сочинять до конца жизни. Он умер в 2003 году в больнице Рима. Он был атеистом. [6]
Он был известен своим чувством юмора. Он провел двухчасовой семинар в летней школе в США, анализируя 7-ю симфонию Бетховена , демонстрируя, что это произведение радикального гения. На следующий день он провел еще один двухчасовой семинар, с совершенно серьезным видом показав, почему он безнадежно ошибочен и является творческим тупиком. [7]
Работа
[ редактировать ]Электронные работы Берио по большей части датируются периодом его работы в миланской Studio di Fonologia. Одной из самых влиятельных работ, которые он там создал, была «Тема» (Omaggio a Joyce) (1958), основанная на прочтении Кэти Бербериан « Джеймса Джойса , Улисса» которую можно считать первой электроакустической композицией в истории западной музыки, созданной голосом. и его обработка технологическими средствами. [8] В более поздней работе «Визаж» (1961) Берио создает бессловесный эмоциональный язык, разрезая и переделывая запись голоса Кэти Бербериан; поэтому композиция основана на символическом и репрезентативном заряде жестов и интонаций голоса, «от нечленораздельных звуков до слогов, от смеха до слез и пения, от афазии до образцов интонаций конкретных языков: английского и итальянского, иврита и неаполитанского диалекта». . [9] [10]
В 1968 году Берио завершил «О Кинг» произведение , существующее в двух версиях: одна для голоса, флейты , кларнета , скрипки , виолончели и фортепиано , другая для восьми голосов и оркестра . Произведение посвящено памяти Мартина Лютера Кинга-младшего , убитого незадолго до его создания. В нем голос (голоса) произносит сначала гласные, а затем согласные, составляющие его имя, только соединяя их вместе, чтобы в последних тактах дать его имя полностью.
Оркестровая версия « О короля» вскоре после завершения была включена в, пожалуй, самое известное произведение Берио «Симфония» (1967–69) для оркестра и восьми усиленных голосов. Голоса не используются традиционным классическим способом; они часто вообще не поют, а говорят, шепчут и кричат. Третья часть представляет собой коллаж литературных и музыкальных цитат . А-Ронн (1974) представляет собой аналогичный коллаж, но в нем больше внимания уделяется голосу. Первоначально она была написана как радиопрограмма для пяти актеров и переработана в 1975 году для восьми вокалистов и дополнительной партии клавишных. Эта работа является одной из многих совместных работ с поэтом Эдоардо Сангинети , который для этого произведения предоставил текст, полный цитат из таких источников, как Библия , Т.С. Элиот и Карл Маркс .
Другим примером влияния Сангинети является большое произведение «Коро» (премьера 1977 г.), написанное для оркестра, сольных голосов и большого хора, участники которого играют в паре с инструментами оркестра. Работа длится примерно час и исследует ряд тем в рамках народной музыки из разных регионов: Чили, Северной Америки, Африки. Повторяющиеся темы — это выражение любви и страсти; боль разлуки с близкими; смерть жены или мужа. Часто повторяющаяся строка — «иди и посмотри на кровь на улицах» — отсылка к стихотворению Пабло Неруды , написанному в контексте начала гражданской войны в Испании.
В последний период своего творчества Берио также интересовался использованием живой электроники, применявшейся в некоторых композициях, таких как Ofanìm (1988–1997) и Altra voce (1999): электронная музыка и техническая часть таких произведений всегда исполнялись музыкантами. музыканты Tempo Reale .
Захер
[ редактировать ]Вместе с одиннадцатью другими композиторами ( Конрад Бек , Пьер Булез , Бенджамин Бриттен , Анри Дютийе , Вольфганг Фортнер , Альберто Джинастера , Кристобаль Хальфтер , Ганс Вернер Хенце , Хайнц Холлигер , Клаус Хубер и Витольд Лютославский ) Берио пригласил виолончелист Мстислав Ростропович. чтобы отпраздновать 70-летие швейцарского дирижера Пауля Захера , сочинив сольную пьесу для виолончели, используя буквы имени Захера (eS, A, C, H, E, Re). Это было опубликовано под названием « 12 Hommages à Paul Sacher» . [11] Произведение Берио называется Les mots sont allés («Слова ушли»). Некоторые из получившихся композиций были исполнены в Цюрихе 2 мая 1976 года, а весь проект «Захер» впервые был полностью исполнен чешским виолончелистом Франтишеком Брикциусом в Праге в 2011 году. Музыка Les mots sont allés с тех пор исполняется виолончелистами Зигфридом Пальмом, Жан- Мишель Фонтено и Александр Эзерман среди других.
Последовательность
[ редактировать ]Берио сочинил серию виртуозных произведений для сольных инструментов под названием « Секвенца» . Первая, Sequenza I, вышла в 1958 году и предназначена для флейты ; последняя, Sequenza XIV (2002), для виолончели . Эти работы исследуют все возможности каждого инструмента, часто требуя расширенных техник .
Различные Sequenze следующие:
- Секвенца I для флейты (1958);
- Sequenza II для арфы (1963);
- Sequenza III для женского голоса (1966);
- Секвенца IV для фортепиано (1966);
- Sequenza V для тромбона (1966);
- Секвенца VI для альта (1967);
- Sequenza VII для гобоя (1969) (редакция Жаклин Леклер и переименованная в Sequenza VIIa в 2000 году);
- Секвенца VIIb для саксофона-сопрано (адаптация Клода Делангля в 1993 году);
- Секвенца VIII для скрипки (1976);
- Секвенца IXa для кларнета (1980);
- Секвенца IXb для саксофона-альта (обработка композитора 1981 года);
- Sequenza IXc для бас-кларнета (адаптация Рокко Паризи в 1998 году);
- Sequenza X для трубы до мажор и фортепианного резонанса (1984);
- Sequenza XI для гитары (1987–88);
- XII секвенция для фагота (1995);
- Sequenza XIII для аккордеона «Шансон» (1995);
- Секвенца XIVa для виолончели (2002);
- Sequenza XIVb для контрабаса (адаптация Стефано Скоданиббио в 2004 году).
Сценические работы
[ редактировать ]- Опера (1970, редакция 1977 г.)
- Правдивая история (1982)
- Королевское слушание (1984)
- Vor, während, nach Zaide (1995; прелюдия, интерлюдия и финал к фрагменту оперы Моцарта )
- Оутис (1996)
- Хроника места (1999)
- Турандот (2001; финал оперы Пуччини )
Транскрипции и аранжировки
[ редактировать ]Берио известен тем, что адаптировал и преобразовывал музыку других, но он также адаптировал и свои собственные композиции: серия Sequenze дала начало серии произведений под названием Chemins, каждая из которых основана на одной из Sequenze . Chemins II Например, (1967) берет оригинальную Sequenza VI (1967) для альта и адаптирует ее для альта соло и девяти других инструментов. Chemins II сам был преобразован в Chemins III (1968) путем добавления оркестра, а также существует Chemins IIb , версия Chemins II без соло альта, но с большим ансамблем, и Chemins IIc , который представляет собой Chemins IIb с добавлено соло бас-кларнета . Sequenze также были преобразованы в новые произведения под другими названиями , кроме Chemins ; Corale Например, (1981) основан на Sequenza VIII .
Помимо оригинальных произведений, Берио сделал ряд аранжировок произведений других композиторов, среди них Клаудио Монтеверди , Генри Перселла , Иоганна Брамса , Густава Малера и Курта Вайля . Для Берберского написал «Народные песни» (1964; сборник обработок народных песен ). Он также написал концовку к Джакомо Пуччини « опере Турандот» (премьера которой состоялась в Лас-Пальмасе 24 января 2002 года). [12] и в том же году в Лос-Анджелесе, Амстердаме и Зальцбурге) и в «Рендеринге» (1989) взяли несколько набросков Франца Шуберта для своей Симфонии № 10 и дополнили их, добавив музыку, заимствованную из других произведений Шуберта.
Транскрипция является важной частью даже оригинальных произведений Берио. В «Двух интервью» Берио размышлял о том, как будет выглядеть университетский курс в транскрипции, глядя не только на Ферруччо Бузони Игоря , , Стравинского . Иоганна Себастьяна Баха , самого себя и других, но и на то, в какой степени композиция всегда самостоятельна транскрипция. [13] В этом отношении Берио отверг и дистанцировался от понятий коллажа , предпочитая вместо этого позицию «транскрибатора», утверждая, что «коллаж» предполагает некую произвольную самоотверженность, которая противоречит тщательному контролю его высокоинтеллектуальной игры, особенно в рамках «Синфонии», но во всех его «деконструктивных» произведениях. Скорее, каждая цитата тщательно вызывает контекст своей оригинальной работы, создавая открытую сеть, но открытую сеть с весьма конкретными референтами и четко определенными, хотя и саморазмножающимися, отношениями означающего и означаемого. «Меня не интересуют коллажи , и они меня забавляют только тогда, когда я делаю их со своими детьми: тогда они становятся упражнением в релятивизации и «деконтекстуализации» изображений, элементарным упражнением, здоровый цинизм которого никому не причинит вреда. ", - рассказал Берио интервьюеру Россане Дальмонте.
Возможно, наиболее заметным вкладом Берио в мир несерийной экспериментальной музыки после Второй мировой войны, пронизывающим большинство его работ, является его участие в более широком мире критической теории (о чем свидетельствует его пожизненная дружба с лингвистом и критическим теоретиком Умберто Эко ) через его композиции. Работы Берио часто представляют собой аналитические действия: сознательно анализируются мифы, истории, компоненты самих слов, его собственные композиции или ранее существовавшие музыкальные произведения. Другими словами, не только композиция коллажа передает смысл; именно особый состав компонента «звук-образ» передает смысл, даже внемузыкальный смысл. Техника коллажа, с которой он ассоциируется, является, таким образом, не столько нейтральным процессом, сколько сознательным, джойсовским процессом анализа за композицией, формой аналитической транскрипции, Sinfonia и Chemins наиболее яркими примерами которой являются . Берио часто предлагает свои композиции как формы академического или культурного дискурса, а не как «простую» пищу для них.
Среди других композиций Берио - «Круги» (1960), «Sequenza III» (1966) и «Recial I (для Кэти)» (1972), написанные для Бербериана, а также ряд сценических работ с « Un re in ascolto » в сотрудничестве с Итало Кальвино. , самый известный.
«Центральный инструментальный фокус» Берио, если такой вообще существует, вероятно, сосредоточен на голосе, фортепиано, флейте и струнных. [ нужна ссылка ] Он написал множество замечательных пьес для фортепиано, которые варьируются от сольных пьес до концертных пьес (точки на кривой, которые нужно найти, концерт для двух фортепиано и Коро , который имеет прочную основу гармонического и мелодического материала, полностью основанного на фортепианной партии).
В менее известных произведениях используется очень различимая полифония, уникальная для Берио, которая развивается по-разному. Это встречается в нескольких произведениях, но наиболее заметно в композициях для небольших инструментальных комбинаций. Примерами являются Différences для флейты, арфы, кларнета, виолончели, скрипки и электронных звуков, Agnus для трех кларнетов и голосов, Tempi концертанти для флейты и четырех инструментальных групп, Linea для маримбы, вибрафона и двух фортепиано, и Chemins IV , для одиннадцати струнных и гобоя, а также Canticum novissimi testamenti для 8 голосов, 4 кларнетов и квартета саксофонов.
Почести
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Норвич, Джон Джулиус (1985–1993). Оксфордская иллюстрированная энциклопедия . Судья Гарри Джордж, Тойн Энтони. Оксфорд [Англия]: Издательство Оксфордского университета. стр. 44–45. ISBN 0-19-869129-7 . OCLC 11814265 .
- ^ См.: Список студентов-музыкантов по учителям: от A до B # Лучано Берио .
- ^ «Лаборинт II (прим. автора)» . Учебный центр Лучано Берио.
- ^ «Лучано Берио, Лондонская симфониетта» . Лондонская симфониетта. Архивировано из оригинала 12 июля 2010 года . Проверено 14 октября 2009 г.
- ^ «Книга участников, 1780–2010: Глава B» (PDF) . Американская академия искусств и наук . Проверено 16 июня 2011 г.
- ^ Джованни Арледлер, Музыка и Библия , «La Civiltà Cattolica», вып. 3372, 15 декабря 1990 г., стр. 593–594.
- ^ Батлер, Мартин (11 апреля 2004 г.). «Лучано Берио: Крестный отец» . Независимый . Проверено 8 ноября 2018 г.
- ^ Даниэле, Ромина (2010). Диалог с распавшейся и вновь составленной материей, анализ Темы (Посвящение Джойсу) Лучано Берио . Милан: РДМ. ISBN 978-88-904905-1-4 .
- ^ «Визаж Лучано Берио» . Temporeale.it (в реальном времени) . Проверено 28 августа 2011 г.
- ^ Муди, Рик (25 мая 2010 г.). «Трагедия сознания» . Статьи . TheRumpus.net . Проверено 28 августа 2011 г.
- ^ Стоуэлл, Робин, «Другой сольный репертуар» в Р. Стоуэлле (редактор), (1999) The Cambridge Companion to the Cello. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 144
- ^ Роберт Хилферти (март 2002 г.). «Пуччини/Берио: Турандот, акт III» . Анданте. Архивировано из оригинала 5 июля 2007 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Берио, Лучано (1985). Два интервью . Нью-Йорк: М. Боярс.
- ^ «Награды – Кавалер Ордена Большого креста за заслуги перед Итальянской Республикой» (на итальянском языке). 20 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 20 февраля 2008 г. Проверено 9 августа 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Питер Альтманн, Симфония Лучано Берио. Аналитическое исследование , Вена: Универсальное издание, 1977.
- Джанмарио Борио, Музыкальный авангард около 1960-х. Проект теории неформальной музыки , Лаабер: Laaber Verlag, 1993.
- Уте Брюдерманн, Музыкальный театр Лучано Берио , Берн/Франкфурт/Нью-Йорк, Питер Ланг, 2007.
- Клаудия Сабина Ди Луцио, полифония и многообразие смыслов в музыкальном театре Лучано Берио , Майнц, Шотт 2010.
- Норберт Дрессен, язык и музыка с Лучано Берио. Исследования его вокальной деятельности , Регенсбург, Боссе, 1982.
- Джордано Феррари, Начало авангардного музыкального театра в Италии , Париж, L'Harmattan 2000.
- Томас Гартманн: «...что ничто само по себе не является законченным». Исследования инструментального творчества Лучано Берио , Берн/Штутгарт/Вена, 1995.
- Рене Карлен и Сабина Стампфли (редакторы), Лучано Берио. Нотные рукописи , (= «Описи Фонда Пауля Захера», т. 2), Базель: Фонд Пауля Захера, 1988.
- Жан-Франсуа Лиотар , «Несколько слов, которые нужно спеть: Sequenza III », в: Жан-Франсуа Лиотар, Разные тексты II: Современные художники . Левен: Издательство Левенского университета, 2012. ISBN 978-90-586-7886-7
- Юрген Медер , цитата, коллаж, палимпсест ─ На текстовой основе музыкального театра с Лучано Берио и Сильвано Буссотти , в книге Германа Данузера /Матиаса Касселя (ред.), Музыкальный театр сегодня. Международный симпозиум Фонда Пауля Захера, Базель, 2001 г. , Майнц, Шотт, 2003 г., с. 97-133.
- Юрген Медер, «Турандот» Джакомо Пуччини и ее трансформации ─ Дополнительные попытки III. «Турандот» действует , в: Томас Бремер и Титус Гейденрайх (ред.), Зибальдоне. Журнал современной итальянской культуры , том. 35, Тюбинген: Штауффенбург, 2003, стр. 50–77.
- Флоривальдо Менезес, Эссе об электронной вербальной композиции «Визаж» де Лучано Берио , («Quaderni di Musica/Realtà», том 30), Модена, 1993.
- Флоривальдо Менезес, Лучано Берио и фонология. Якобсоновский подход к своей работе , Франкфурт, Берн, Нью-Йорк: Питер Ланг, 1993.
- Фиамма Николоди, Мысль и игра в театре Лучано Берио , в: Фиамма Николоди, Итало-европейские музыкальные горизонты 1860–1980 . Рим: Бульцони. 1990, стр. 299–316.
- Дэвид Осмонд-Смит, Игра словами. Путеводитель по «Симфонии» Берио , Лондон (Королевская музыкальная ассоциация), 1985.
- Дэвид Осмонд-Смит (редактор), Лучано Берио. Два интервью с Россаной Далмонте и Балинтом Андрашем Варгой . Нью-Йорк/Лондон: [Sn], 1985.
- Дэвид Осмонд-Смит, Берио (= Оксфордские исследования композиторов, том 24), Оксфорд, Нью-Йорк: Oxford University Press, 1991.
- Дэвид Осмонд-Смит, Все на вечеринке? Структура и драматургия в «La vera storia» Лучано Берио , в: Cambridge Opera Journal 9 (1997), стр. 281–294.
- Дэвид Осмонд-Смит, «А вот и никто: драматическое исследование «Аутиса» Лучано Берио» , в: Cambridge Opera Journal 12/2000, стр. 163–178.
- Мишель Филиппо, Интервью Лучано Берио , в: La Revue Musicale, специальный выпуск Варез ─ Ксенакис ─ Берио ─ Пьер Анри , Париж, 1968, стр. 85–93.
- Энцо Рестаньо (редактор), Берио , Турин: EDT, 1995.
- Эдоардо Сангинети, Театр. К. Пассаж, Traumdeutung, Протоколы , Милан: Feltrinelli, 1969.
- Эдоардо Сангвинети, Per Musica , под редакцией Луиджи Песталоцца, Модена, Милан: Мучки и Рикорди, 1993.
- Шарлотта Зейтер, Диссоциация как процесс. «Sincronie для струнного квартета» Лучано Берио , Кассель: Bärenreiter 2000.
- Питер Стейси, Современные тенденции во взаимоотношениях музыки и текста с особым упором на «Pli selon pli» (Булез) и «Laborinthus II» (Берио) , Нью-Йорк, Лондон: Гарланд, 1989.
- Иванка Стоянова, Слово и его «центр и отсутствие». О «Cummings ist der Dichter» Булеза, «O King» Берио и «Für Stimmen... Missa est» Шнебеля , в: Music in play , 1 (1974), стр. 79–102.
- Иванка Стоянова, Текст ─ жест ─ музыка , Париж: 18 октября 1978 г. («О Король», стр. 168–173).
- Иванка Стоянова, Принципы музыкального театра с Лучано Берио - «Пассаджо», «Лаборинт II», «Опера» , в: Отто Коллерич (ред.), Опера сегодня. Формы реальности в современном музыкальном театре , Исследования в области оценочных исследований 16, Грац, Вена: Universal Edition 1985, стр. 217–227.
- Иванка Стоянова, «Лучано Берио. Chemins en musique». Номер музыкального журнала . 375–377 (1985).
- Иванка Стоянова, Нарративные процессы в современном музыкальном театре: Л. Берио, С. Буссотти и К. Штокхаузен , в: Иванка Стоянова, Между решимостью и приключением. Очерки музыки второй половины XX века , Париж: L'Harmattan, 2004, с. 243–276.
- Марко Увиетта, «Настал час доказательства»: финал Пуччини-Берио для «Турандот» , в: Studi musica 31/2002, стр. 395–479; Английский перевод: «È l'ora della prova»: финал Берио «Турандот» Пуччини , в: Cambridge Opera Journal 16 (2004), стр. 187–238.
- Маттиас Теодор Фогт, Слушание как письмо Урии: заметка о опере Берио «Un re in ascolto» (1984) по случаю первого исполнения оперы в Лондоне (9 февраля 1989 г.) , в: Cambridge Opera Journal 2/1990, стр. 173–185.
Внешние ссылки
[ редактировать ] в этой статье Использование внешних ссылок может не соответствовать политике и рекомендациям Википедии . ( июнь 2021 г. ) |
- Учебный центр Лучано Берио
- Лучано Берио Биография и произведения , Universal Edition
- «Лучано Берио (биография, произведения, ресурсы)» (на французском и английском языках). ИРКАМ .
- Tempo Reale, Флоренция , центр музыкальных исследований, основанный Берио.
- Биография Лучано Берио , Современное слово.
- Проект «Живые композиторы» , биография и список произведений «Лучано Берио»
- Джозеф Стивенсон. Лучано Берио из AllMusic
- Некролог от Daily Telegraph
- Некрологи: «Лучано Берио умер в 77 лет; композитор разума и сердца» , The New York Times , Пол Гриффитс (28 мая 2003 г.)
- CompositionToday , «Лучано Берио» Гэвина Томаса
- «Берио/Дюбюффе – разговор» (составлено Джоном Фаулером, 1996)
- Краткий анализ «Симфонии » Лучано Берио , Аллен Б. Руч (2003)
- «Маэстро, которого любят ненавидеть» , Джон Уайтинг (1996)
- Это по меньшей мере тысяча слов, на которые я не рассчитывал» (ноябрь 2005 г.) Берио Рецензия на «Симфонию » Гранта Чу Ковелла «
- Интервью Брюса Даффи с Лучано Берио, 4 января 1993 г.
- 1925 рождений
- 2003 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Итальянские композиторы XX века
- Итальянские музыканты-мужчины 20-го века
- Двенадцатитоновые и серийные композиторы
- Композиторы итальянского струнного квартета.
- Итальянские оперные композиторы
- Электронные композиторы
- Итальянские оперные композиторы-мужчины
- Лауреаты премии Грэмми
- Победители Приза Италии
- Лауреаты Praemium Imperiale
- Лауреаты премии Вольфа в области искусств
- Лауреаты музыкальной премии Эрнста фон Сименса
- Лауреаты Международной трибуны композиторов
- Почетные члены Королевской музыкальной академии.
- Члены Европейской академии наук и искусств
- Члены Американской академии искусств и наук
- Преподаватели Гарвардского университета
- Преподаватели Джульярдской школы
- Немецкие граммофонисты
- Художники RCA Виктор
- Академический состав Национальной академии Санта-Чечилия
- Преподаватели колледжа Миллс
- Люди из Империи
- Ученики Джорджо Федерико Гедини
- Ученики Луиджи Даллапикколы
- Кавалеры Большого креста ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой».
- Выпускники Миланской консерватории